Научная статья на тему '"Historia Bohemica" Энея Сильвия пикколомини: интерпретация идей Яна Гуса и гуситской ереси'

"Historia Bohemica" Энея Сильвия пикколомини: интерпретация идей Яна Гуса и гуситской ереси Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
358
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"HISTORIA BOHEMICA" / ЭНЕЙ СИЛЬВИЙ ПИККОЛОМИНИ / ЯН ГУС / ГУСИТСКАЯ ЕРЕСЬ / КОНСТАНЦСКИЙ СОБОР

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Вотчель Андрей Вячеславович

В статье анализируется «Historia Bohemica» Энея Сильвия Пикколомини источник, по истории посвященный одному из самых интересных периодов истории Чешского государства, отношение автора к гуситской ереси. Пикколомини в своем труде дал описание истории государства, в котором сформировалось столь сильное религиозное движение, подверг критике само еретическое учение и его основных идеологов. При написании автор пользовался рядом источников, использовал критический подход при их выборе. Так как Эней был современником и даже участником основных событий XV века, «Historia Bohemica» содержит ряд красочных и острых портретов своих героев. Однако биографические описания даны только тем героям, которые непосредственно участвуют в судьбе Чехии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"HISTORIA BOHEMICA" SYLVIA AENEAS PICCOLOMINI: INTERPRETATION OF THE IDEAS OF JAN HUS AND THE HUSSITE HERESY

The article analyzes the «Historia Bohemica» Aeneas Piccolomini Sylvia a source on the history of one of the most interesting periods in the history of the Czech state, the author's attitude to the Hussite heresy. Piccolomini in his book described the history of the state, which formed such a strong religious movement, criticized itself heretical teaching and its main ideologues. When writing the author used a number of sources, using a critical approach in their selection. As Aeneas was a contemporary and even a party to the main events of the XV century, «Historia Bohemica» contains a number of colorful and sharp portraits of his heroes. However, only those who are directly involved in the fate of the Czech Republic, given biographical descriptions.

Текст научной работы на тему «"Historia Bohemica" Энея Сильвия пикколомини: интерпретация идей Яна Гуса и гуситской ереси»

УДК 940.1 (42)

А.В.ВОТЧЕЛЬ 1

'Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

«HISTORIA BOHEMICA» ЭНЕЯ СИЛЬВИЯ ПИККОЛОМИНИ: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИДЕЙ ЯНА ГУСА И ГУСИТСКОЙ ЕРЕСИ

Аннотация. В статье анализируется «Historia Bohemica» Энея Сильвия Пикколомини -источник, по истории посвященный одному из самых интересных периодов истории Чешского государства, отношение автора к гуситской ереси. Пикколомини в своем труде дал описание истории государства, в котором сформировалось столь сильное религиозное движение, подверг критике само еретическое учение и его основных идеологов. При написании автор пользовался рядом источников, использовал критический подход при их выборе. Так как Эней был современником и даже участником основных событий XV века, «Historia Bohemica» содержит ряд красочных и острых портретов своих героев. Однако биографические описания даны только тем героям, которые непосредственно участвуют в судьбе Чехии.

Ключевые слова: «Historia Bohemica», Эней Сильвий Пикколомини, Ян Гус, гуситская ересь, Констанцский Собор.

A.V.VOTCHEL 1

'Minin Nizhny Novgorod Statе Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation

«HISTORIA BOHEMICA» SYLVIA AENEAS PICCOLOMINI: INTERPRETATION OF THE IDEAS OF JAN HUS AND THE HUSSITE HERESY

Abstract. The article analyzes the «Historia Bohemica» Aeneas Piccolomini Sylvia - a source on the history of one of the most interesting periods in the history of the Czech state, the author's attitude to the Hussite heresy. Piccolomini in his book described the history of the state, which formed such a strong religious movement, criticized itself heretical teaching and its main ideologues. When writing the author used a number of sources, using a critical approach in their selection. As Aeneas was a contemporary and even a party to the main events of the XV century, «Historia Bohemica» contains a number of colorful and sharp portraits of his heroes. However, only those who are directly involved in the fate of the Czech Republic, given biographical descriptions. Keywords: «Historia Bohemica», Aeneas Sylvius Piccolomini, John Huss, Hussite heresy, the Council of Constance.

События, которые происходили в Чехии в XV веке, были действительно настолько удивительными, что не могли не вызывать интерес. Чешское государство попало под влияние религиозного движения - гуситской ереси, идеи которой в корне расходились с официальными постулатами римско-католической церкви [5].

Эней Сильвио Пикколомини не был профессиональным ученым-историком, он известный церковный деятель. Будущий понтифик родился в 1405 г. в Корсиньяно (Пиенца) близ Сиены. В 1458 году после бурного конклава вступил на папский престол под именем Пий II (1458 - 1464 гг.). Имя взял в честь того, что Вергилий часто употреблял слово «Pius» -«благочестивый, набожный», в применении к своему мифическому герою Энею, патрону папы. Будучи папой-гуманистом, Пикколомини поддерживал развитие культурной жизни при папском дворе.

В июне 1458 г. Эней отправился в Виттербо для лечения подагры. Чтобы скоротать долгие часы пребывания в лечебных ваннах, он занялся своим любимым

времяпрепровождением - написанием истории. Результатом его трудов стала «Historia Bohémica», стильное и сжатое изложение истории Чехии с момента её легендарного основания до периода, приведшего к трагической смерти короля Владислава в 1457 г. [6]

В 1452 г. Пикколомини был назначен папским легатом в Чехии Николаем V. В это время он стремился сформировать политику римской курии так, чтобы появилась возможность пойти хоть на малейший компромисс с гуситами. В ходе своей деятельности Эней вел различную переписку и личный дневник, что послужило ему хорошим подспорьем в написании «Historia Bohémica» [4].

Печатная версия труда Пикколомини впервые появилась в Риме в 1475 г. Сохранилось 30 рукописных копий XV века. Существует 12 различных латинских изданий XVI века. Чешские переводы издавались в 1510 г. и 1585 г. К XVI веку относятся и первые издания на других европейских языках, например, испанском [5].

Работая с текстом, мы определили два вида первоисточников:

1. Письменные - это хроники, источники эпистолярного жанра, исторические нарративы, богословские трактаты, документы - решения Соборов.

2. Устные - Эней сам непосредственно являлся свидетелем событий, происходящих в Чехии, описание которых он включил и в текст работы; также свидетельства и рассказы его друзей, имеющих отношение к имперской канцелярии.

Пикколомини в главе XXXV «О коварной гуситской секте и об её вредной деятельности» говорит о Яне Гусе как о зараженном «виклифистским ядом» и «одержимом ненавистью к тевтонцам» [1].

Учителями Яна Гуса были выдающиеся чешские профессора Стефан Колин, Микулаш из Литомышля и особенно Стефан из Знойма, ознакомившие Гуса с идеями Матвея из Янова [2].

Большое место в трудах Гуса, направленных против католической церкви и всей церковной иерархии в Чехии, занимают выступления против церковной собственности.

Пикколомини пытается исследовать идеи гуситов, не одобряя их и не используя традиционной негативной лексики [3].

О деятельности Яна Гуса и об учении гуситов вообще Пикколомини рассказывает в главе XXXV - «О коварной гуситской секте и об её вредной деятельности» [1].

В 1414 г. собрался церковный собор в Констанце, занявшийся вопросом о реформации в Чехии. Гус был вызван на собор, причем германский король Сигизмунд выдал ему охранную грамоту, гарантировав тем самым неприкосновенность Гуса.

О Констанцском соборе пишет Пикколомини в главе XXXVI «О Яне Гусе, Иерониме Пражском и Констанцском Соборе» [1].

Как отмечает Пикколомини, руководители гуситов были людьми высокообразованными и нравственными. Гус характеризуется автором как человек «одаренный красноречием и снискавший славу чистотой жизни». Также и его единомышленник - проповедник идеи причащения под двумя видами Якубек из Миса, который «замечателен своей ученостью и совершенством нравов». Автор возмущается упорством Гуса и Иеронима против доводов Констанцского собора, но в описании казни обнаруживается восхищение мужеством чехов.

Пикколомини же описывает гуситскую ересь как «нечестивое безумие», «заразу», «зловонный яд» и т.д., но вместе с тем он сообщает, что взгляды гуситов были лишь осуждены, но не опровергнуты [1].

ЛИТЕРАТУРА

1. Aenae Silvii Piccolomini. Historia Bohémica. Frankfurt, 1687. 195 p.

2. Бартошек из Драгониц. Хроника Бартошка из Драгониц (1419-1443) // Хрестоматия по истории средних веков. Т.2 / под ред. С.Д. Сказкина. М., 1963.

3. Кратохвил М. Магистр Ян. Прага, 1966. 380 с.

4. Рандин А.В. Чешская и немецкая реформация (некоторые аспекты взаимодействия) // Славяно-германские исследования. Т. 1-11. М., 2000.

5. Софронова Л.В. Восприятие ереси в английской религиозной практике предреформационной эпохи: казус Джона Колета // Диалог со временем. М., 2015. №50.

6. Софронова Л.В. Джон Колет: Опыт реставрации образа христианского мыслителя ренессансной эпохи: монография. Н.Новгород: изд-во НГПУ, 2009. 448 с.

REFERENCES

1. Aenae Silvii Piccolomini. Historia Bohemica. Frankfurt, 1687. 195 p.

2. Bartoshek iz Dragonic. Hronika Bartoshka iz Dragonic (1419-1443)[ Chronicle of Bartoska Dragonits (1419-1443)]. Hrestomatijapo istorii srednih vekov T.2. Moscow, 1963 (in Russian).

3. Kratohvil M. Magistr Jan [Master Jan]. Praga, 1966. 380 p. (In Russian)

4. Randin A.V. Cheshskaja i nemeckaja reformacija (nekotorye aspekty vzaimodejstvija) [Czech and German Reformation (some aspects of cooperation)]. Slavjano-germanskie issledovanija. T. III, Moscow, 2000. (In Russian)

5. Sofronova L.V. Vosprijatie eresi v anglijskoj religioznoj praktike predreformacionnoj jepohi: kazus Dzhona Koleta [Perception of heresy in the English religious practice predreformatsionnoy era: the Case of John Colet]. Dialog so vremenem, Moscow, 2015, no. 50. (In Russian)

6. Sofronova L.V. Dzhon Kolet: Opyt restavracii obraza hristianskogo myslitelja renessansnoj jepohi [John Colet: Experience the restoration of the image of the Christian thinker of the Renaissance era]. N.Novgorod, NGPU Publ., 2009. 448 p. (In Russian)

© Вотчель А.В., 2016

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Вотчель Андрей Вячеславович - аспирант кафедры всеобщей истории, классических дисциплин и права, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: Votchel2010@yandex.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR

Votchel Andrey Vyacheslavovich- Postgraduate student of the Department of World History, classic disciplines and law, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, email: Votchel2010@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.