ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДИАТРИИ И ДЕТСКОЙ ХИРУРГИИ
стояния сосудодвигательной функции эндотелия (СДФЭ) у подростков с простым ожирением.
Материалы и методы. Обследовано 160 подростков с ожирением. В 1-ю группу вошли 52 подростка с ожирением и нарушением СДФЭ в виде недостаточной вазодилатации. 2-ю группу составили 78 подростков с ожирением и нарушением СДФЭ в виде вазоконстрикции. Контрольная группа — 15 подростков 1-й-2-й групп здоровья с нормальной массой тела и сохраненной СДФЭ. Для определения состояния микроциркуляции и СДФЭ использовали лазерный допплер Research LDI (Швейцария) в динамике (на фоне пробы с реактивной гиперемией). Регистрировали % изменения перфузии после нагрузочного теста (АР,%). Выделяли 2 типа патологической ответной реакции: недостаточная степень вазодилатации (±10% АР) и вазоконстрикция (% АР от (— 10%) и менее). Для УЗИ почек использовали АНГИОДИН-Соно/П—Ультра (Россия). Шкала оценки кровотока по данным ЭДК почек: норма — тип 0, усиление -тип 1, снижение минимальное — тип 2, снижение среднее — тип 3, снижение максимальное — тип 4.
Результаты. У подростков 2-й группы 3-й и 4-й типы ИРК по данным ЭДК регистрировались в 2,9 раза чаще, чем у подростков 1-й группы (p<0,05). У подростков 1-й группы по сравнению с подростками 2-й группы в 6,7 раза чаще регистрировался 2-й тип кровотока (p<0,05). При этом у подростков контрольной группы 2-4-й типы ИРК не диагностировались. У подростков 2-й группы между параметрами перфузии (перфузия баз. (отн. ед.); АР,%) и типами кровотока выявлена достоверная обратная корреляционная связь разной силы (р= — 0,356; р= — 0,542), свидетельствующая о снижении ИРК на фоне уменьшения базальной перфузии или более выраженного ее падения при проведении манжеточной пробы. У подростков 1-й группы аналогичная корреляционная связь выявлялась только между базальной перфузией и типами ИРК. Результаты исследования показали, что ИРК у подростков с ожирением зависит от состояния СДФЭ.
Заключение. Выявленная взаимосвязь между нарушением СДФЭ и типами ИРК подтверждает системный характер нарушения микроциркуляции у подростков с ожирением (включая внутрипочечный кровоток). Подростки с ожирением и вазоконстрик-тивным вариантом нарушения СДФЭ должны относиться в группу высокого риска по развитию гипер-тензивных реакций.
ВИТАМИННЫИ СТАТУС ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА
Вржесинская О.А., Коденцова В.М., Леоненко С.Н. Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи, Москва
Введение. Недостаточная обеспеченность детей витаминами является фактором риска нарушения функционирования всех систем организма, включая нервную, пищеварительную, костную, дыхательную, сердечно-сосудистую, иммунную, а также фактором, провоцирующим развитие и отягчающим течение хронических заболеваний, снижающим адаптационный потенциал организма.
Цель исследования — оценить обеспеченность водорастворимыми витаминами детей школьного возраста неинвазивными методами по экскреции с мочой.
Материалы и методы. В весенний период 2017 г. было проведено обследование учеников 1-3 классов МОУ Дмитровская начальная общеобразовательная школа №11. Под наблюдением находилось 43 ребенка (12 мальчиков и 14 девочек в возрасте от 7 до 9 лет, и 8 мальчиков и 9 девочек в возрасте от 9 до 11 лет), средний возраст 8,8±0,2 лет. Физическое развитие детей соответствовало возрастным нормативам. Обеспеченность организма витаминами оценивали по экскреции метаболитов В утренней порции мочи, собранной за 30-120 мин натощак, определяли витамины С (аскорбиновая кислота), В1 (тиамин), В2 (рибофлавин) и В6 (4-пиридоксиловая кислота).
Результаты. Сниженная относительно нормы экскреция с мочой аскорбиновой кислоты выявлялась у каждого пятого ребенка (20,9%), рибофлавина -у трети обследованных детей (32,6%). Сниженная относительно нормы экскреция тиамина была обнаружена у половины детей (51,2%), 4-пиридоксиловой кислоты — у 71,4% обследованных. Недостаток витамина С выявлялся статистически значимо (р < 0,05) реже по сравнению с дефицитом витаминов В1 и В6, а витамина В2 — реже, чем витамина В6. Только 23,3% детей были адекватно обеспечены всеми исследованными витаминами, полигиповитаминозные состояния (сочетанный дефицит 3-4 витаминов) обнаруживались у 30,2% детей.
Заключение. Для устранения поливитаминной недостаточности необходимо включить в состав школьного питания обогащенные витаминами пищевые продукты промышленного производства (1 порция которых содержит 30-50% от рекомендуемого суточного потребления витаминов) или организовать прием комплексов, содержащих не менее 10 витаминов в физиологической дозе.
ХИРУРГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ ПОВРЕЖДЕНИИ ВЕРХНЕШЕЙНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА УДЕТЕЙ
Некрасов М.А.1, Горчаков С.А.2, Дивилина Ю.В.2
1ГКБ №1 им. Н.И.Пирогова,
2ГБУЗ ДГКБ№9 им. ГН.Сперанского
Введение. Низкая частота травматических повреждений верхнешейного отдела позвоночника, труд-
РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 2018; 63:(4) ROSSIYSKIY VESTNIK PERINATOLOGY IPEDIATRII, 2018; 63:(4)
DOI: 10.21508/1027-4065-congress-2018
Раздел 12. РАЗНОЕ
ности диагностики, выбора адекватного метода стабилизации травмированного сегмента обуславливает актуальность проблемы.
Цель работы: на основании изучения собственного материала улучшить тактику и результаты лечения переломов С1 С2 сегмента у лиц детского и подросткового возраста.
Материал и методы: оперированы 10 пациентов с повреждений верхнешейного отдела позвоночника. Возраст от 3 до 14 лет. Больные распределены на 2 группы: с повреждениями зубовидного отростка и переломами тела С2 позвонка. Перелом зубовидного отростка С2 позвонка отмечен у 4, травматические спондилоли-стезы С2 позвонка — у 6. В предоперационном планировании оценивались неврологический статус, рентгенограммы шейного отдела позвоночника, КТ, МРТ и вызванные слуховые потенциалы. Сроки оперативного лечения определялись выраженностью нестабильности и неврологическим дефицитом. Повреждения зубовидного отростка оценивали по классификации Anderson и D'Alonzo, переломы тела С2 по классификации Denis. Причиной повреждения С2 позвонка у 6-х больных явилось ДТП, у 4-х падение с высоты.
В зависимости от характера повреждения, выполнялись декомпрессивно-стабилизирующие вмешательства на уровне С1-С2. При нестабильных переломах С2 позвонка проводили дискэктомию, открытую репозицию, межтеловой спондилодез аутокостью, с фиксацией шейной пластиной. Оперативное лечение при переломовывихах С2 позвонка проводилось с использованием Halo-аппарата, с помощью которого выполнялась закрытая репозиция смещенного С2 позвонка, с последующей инструментальной фиксацией по различным методикам. У 4-х детей с переломами зубовидного отростка 3 типа по классификации Anderson и D'Alonzo в Halo-аппарате выполняли репозицию и остеосинтез перелома канюлированным винтом.
Результаты. У всех больных достигнута декомпрессия спинного мозга, восстановление анатомического взаиморасположения позвонков, улучшение в неврологическом статусе, что коррелировалось с показателями вызванных слуховых потенциалов, данными КТ и МРТ.
Заключение. Нестабильные осложненные повреждения краниовертебрального перехода у лиц детского и подросткового возраста подлежат хирургическому лечению.
РОЛЬ ДИСПЛАЗИИ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ В ТЕЧЕНИИ МУКОВИСЦИДОЗА У ДЕТЕЙ
Горяинова А.В.1, Шумилов П.В.1, Семыкин С.Ю1., Каширская Н.Ю.2.
1Российская детская клиническая больница, Москва, Российская Федерация (РДКБ ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России) 2ФГБНУ Медико-генетический научный центр, Москва
Введение. Доказано, что помимо нарушенного мукоцилиарного клиренса, повышения вязкости секретов в результате генетически-детерминированной измененной работы хлорного канала, важную роль в повреждении и ремоделировании легочной, бронхиальной ткани,а также паренхимы печени,играют ферменты —металлопротеиназы, относящиеся к белкам соединительной ткани (СТ).Цель исследования- изучение клинико-генетических особенностей синдрома ДСТ у детей с МВ, оценка возможного модифицирующего действия полиморфизмов генов СТ на развитие тяжелой патологии легких и формирование цирроза печени при муковисцидозе.Материалы и методы. Обследовано 188 детей с муковисцидозом (мальчиков- 93, девочек -95), средний возраст 13,5 лет (5-17лет), проходивших лечение в педиатрическом отделении РДКБ с января 2016 по ноябрь 2017. Всем пациентам проводилось генетическое обследование-ДНК анализ для определения мутаций в гене СК№,и полиморфизмов генов СТ: COL3,VEGFЛ,LAMC1,ESR 1,MMP2,MMP3,MMP9,IL1B,IL-8,IL-9,TIMP2,IL10. Клиническая оценка степени тяжести ДСТ проводилась по таблицам Т. И. Кадуриной (бальная оценка: 0-20 баллов- легкая степень, 20-40 средне-тяжелая степень, >40 баллов- тяжелая степень). Пациенты разделены на 3 группы: I- дети с тяжелым поражением легких (74); II- дети с циррозом печени (48); III -дети без легочных проявлений и цирроза (66). Каждая группа поделена на 2 подгруппы, «А» — больные с легкими проявлениями ДСТ <30 баллов; «Б» — с тяжелыми проявлениями ДСТ >30 баллов. Результаты. для оценки значимости различий в распределении признаков между группами использовали хи —квадрат (2). При р <0.05 различие двух групп полагали статистически значимым. В I группе , подгруппе А было 16 человек (21,6%), подгруппе Б-58 человек (78,4%). Во II группе , подгруппе А- 10 детей (20,8%), Б — 38 детей (79,2%). В III группе - 40 (60,6%) и 26 (39,3%) пациентов соответственно. Таким образом, в I и II группах , процент детей с тяжелой степенью ДСТ достоверно выше (р <0,05).Наиболее часто во всех группах встречались мутации гена СК№ 1 и 2 классов. В I группе тяжелые аллели гена CFTR составили 77%, в подгруппе А - 71,9%, Б - 78,4%. Во II группе этот процент составил 70,8%, в подгруппе А-80%, Б-68,4%, а в III группе - 73,5% В подгруппе А.- 52,5%, Б- 71,2%. Достоверных различий между встречаемостью тяжелых аллелей в гене CFTR в подгруппах не найдено (р <0.05). Из всей панели генов СТ, был выявлен полиморфизм гена ММР3 (ге3025058),аллель 6А в гетеро- и гомозиготных положениях. В I группе, подгруппе А- полиморфизм ММР3 (ге3025058) не был выявлен у 11 детей (68,75%), гетерозигот по ММР3-5 человек (31,25%),гомозиготы по мутации отсут-ствуют;в подгруппе Б -полиморфизм отсутствовал у одного ребенка (2%),количество гетерозигот- 30 (63,8%), гомозигот- 16 (34,2%).Во II группе, подгруп-
РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 2018; 63:(4) ROSSIYSKIY VESTNIK PERINATOLOGY IPEDIATRII, 2018; 63:(4)
DOI: 10.21508/1027-4065-congress-2018