Научная статья на тему 'Химический эксперимент как источник познания в преподавании курса «Неорганическая химия»'

Химический эксперимент как источник познания в преподавании курса «Неорганическая химия» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
722
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ / СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ / НАГЛЯДНОСТЬ / ФУНКЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТА / ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА / НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ / СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВ / ХИМИЧЕСКИЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ / CHEMICAL EXPERIMENT / COGNITIVE TOOL / TEACHING TOOL / VISUALIZATION / EXPERIMENT FUNCTIONS / LABORATORY WORK / INORGANIC CHEMISTRY / PROPERTIES OF SUBSTANCES / CHEMICAL TRANSFORMATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арстанбекова Нуржан Батыровна

Химия наука экспериментальная, поэтому при изучении химических дисциплин потребность в эксперименте больше, чем при изучении других предметов. Химический эксперимент является средством познания в преподавании курса химических дисциплин и помогает студентам освоить теоретические знания и навыки, готовить студентов к их будущей профессии. В процессе обучения курса «Неорганическая химия» студенты получают возможность визуально ознакомиться с физическими и химическими свойствами веществ, а также наблюдать за их изменениями в ходе химических превращений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арстанбекова Нуржан Батыровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHEMICAL EXPERIMENT AS A SOURCE OF KNOWLEDGE IN THE TEACHING OF THE COURSE "INORGANIC CHEMISTRY"

Chemistry is an experimental science, therefore, when studying chemical disciplines, the need for experiment is more than when studying other subjects. A chemical experiment is a means of knowledge in the teaching of a course in chemical disciplines and helps students master the theoretical knowledge and skills to prepare students for their future profession. In the course of training in the course of "Inorganic chemistry", students are given the opportunity to visually familiarize themselves with the physical and chemical properties of substances, as well as to observe their changes during chemical transformations .

Текст научной работы на тему «Химический эксперимент как источник познания в преподавании курса «Неорганическая химия»»

ХИМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ИСТОЧНИК ПОЗНАНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА «НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ» Арстанбекова Н.Б. Email: Arstanbekova17138@scientifictext.ru

Арстанбекова Нуржан Батыровна — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра химии, естественно-технический факультет, Жалал-Абадский государственный университет, г. Жалал-Абад, Кыргызская Республика

Аннотация: химия - наука экспериментальная, поэтому при изучении химических дисциплин потребность в эксперименте больше, чем при изучении других предметов. Химический эксперимент является средством познания в преподавании курса химических дисциплин и помогает студентам освоить теоретические знания и навыки, готовить студентов к их будущей профессии. В процессе обучения курса «Неорганическая химия» студенты получают возможность визуально ознакомиться с физическими и химическими свойствами веществ, а также наблюдать за их изменениями в ходе химических превращений.

Ключевые слова: химический эксперимент, средство познания, средство обучения, наглядность, функции эксперимента, лабораторная работа, неорганическая химия, свойства веществ, химические превращения.

CHEMICAL EXPERIMENT AS A SOURCE OF KNOWLEDGE IN THE TEACHING OF THE COURSE "INORGANIC CHEMISTRY" Arstanbekova N.B.

Arstanbekova Nurzhan Batyrovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF CHEMISTRY, FACULTY OF NATURAL SCIENCES, JALAL-ABAD STATE UNIVERSITY, JALAL-ABAD, REPUBLIC OFKYRGYZSTAN

Abstract: chemistry is an experimental science, therefore, when studying chemical disciplines, the need for experiment is more than when studying other subjects. A chemical experiment is a means of knowledge in the teaching of a course in chemical disciplines and helps students master the theoretical knowledge and skills to prepare students for their future profession. In the course of training in the course of "Inorganic chemistry", students are given the opportunity to visually familiarize themselves with the physical and chemical properties of substances, as well as to observe their changes during chemical transformations.

Keywords: chemical experiment, cognitive tool, teaching tool, visualization, experiment functions, laboratory work, inorganic chemistry, properties of substances, chemical transformations.

УДК 372.016.54

В процессе обучения химии огромную роль играет химический эксперимент и является составной частью учебного процесса. Всем известно, что химия - наука экспериментальная, поэтому при изучении химических дисциплин потребность в эксперименте больше, чем при изучении других предметов. Основные законы химии и теории, правила и выводы исходят из экспериментальных фактов.

В научной литературе химический эксперимент рассматривается одновременно как метод и специфическое средство обучения. Специфика химического эксперимента состоит в том, что он является источником познания химических экспериментальных умений. В работах В.С. Полосина, Д.М. Кирюшкина, Л.А. Цветкова, Г.М. Чернобельской [7,6,8,9] и др. эксперимент рассматривается как метод познания химических явлений. Одновременно в этих же работах, а также в работах И.Л. Дрижуна, В.Н. Верховского, Т.С. Назаровой [2,1, 5] эксперимент рассматривается как специфическое средство обучения.

Так, по Д.М. Кирюшкину и В.С. Полосину химическому эксперименту отводится, главным образом, роль закрепления и улучшения знаний через уточнение понятий путем выделения существенных признаков и обучение применению знаний в решении экспериментальных задач [6, 7]. По Л.А. Цветкову химический эксперимент носит и познавательную роль, которая, однако, ограничена восполнением пробелов в чувственном опыте учащихся, так как эксперимент, по Л.А. Цветкову, относится к средствам наглядности [8].

В процессе обучения химии эксперимент выполняет различные функции, в частности: информативную, эвристическую, критериальную, корректирующую, исследовательскую, обобщающую и мировоззренческую.

В частности, информативная функция проявляется в тех случаях, когда химический эксперимент служит первоначальным источником познания предметов и явлений. С помощью эксперимента обучаемые узнают о свойствах и превращениях веществ;

эвристическая проявляется в установлении новых фактов, понятий, закономерностей; критериальная функция проявляется в том случае, когда результаты опытов подтверждают предположения (гипотезы) обучаемых;

корректирующая проявляется в преодолении трудностей освоения теоретического материала и исправлении ошибок учащихся;

обобщающая позволяет выработать предпосылки для построения различных типов эмпирических обобщений;

исследовательская функция связана с развитием практических умений и навыков по анализу и синтезу веществ, поиску знаний о свойствах веществ;

мировоззренческая функция определяется дидактической ролью учебного химического эксперимента в научном химическом познании [3].

Химические эксперимент способствует развитию самостоятельности, повышает интерес к химической науке, так как в процессе его выполнения студенты убеждаются не только в практической значимости такой работы, но и имеют возможность творчески применять свои знания. Велика роль химического эксперимента в развитии мышления и умственной активности студентов, так как ведущую роль в умственном развитии играет теория в единстве с экспериментом [1, 4].

Дисциплина «Неорганическая химия» для студентов специальности 550100 направление «Естественнонаучное образование (профиль Химия)» относится к блоку базовых дисциплин. На изучение дисциплины отводится 60 часов аудиторных занятий, из них 30 часов лекционных, 30 часов лабораторные занятия. Итоговая проверка знаний студентов проводится в виде экзамена в 1 семестре.

Во время лабораторных занятий студент получает возможность овладеть дополнительными умениями, оформлять результаты эксперимента, составлять таблицы, анализировать и обобщать, делать заключения и выводы, что служит подготовительным этапом для выполнения более сложных исследовательских работ.

При выполнении лабораторных работ основным методом обучения является самостоятельная работа студента под управлением преподавателя. Лабораторный эксперимент обычно проводится поэтапно:

первый этап - обоснование постановки опыта, второй - планирование и проведение работы, третий этап - оценка полученных результатов.

Тематика лабораторных работ по дисциплине «Неорганическая химия»:

1. Правила работы в химической лаборатории.

2. Определение молекулярной массы газообразных веществ.

3. Определение эквивалентной массы простых и сложных веществ.

4. Вычисление по химическим формулам и уравнений.

5. Строение атома. Периодический закон и система Д.И. Менделеева.

6. Химическая связь.

7. Определение теплового эффекта химической реакции.

8. Приготовление растворов.

9. Ионное произведение воды. Водородный показатель.

10. Гидролиз солей.

11. Окислительно-восстановительные реакции.

12. Комплексные соединения.

Оценка преподавателем выполненной студентом работы осуществляется комплексно: по результатам выполнения; по устному сообщению; по оформлению работы. Лабораторные работы оформляются в лабораторных журналах. Студент должен чётко записать уравнения реакций, наблюдения и вывод к опыту, общий вывод к работе. В конце работы преподаватель ставит оценку работы или отмечает факт выполнения работы (работа выполнена и подпись).

Таким образом, химический эксперимент является средством познания в преподавании курса «Неорганическая химия» и помогает студентам освоить теоретические знания и навыки готовить студентов к их будущей профессии. В процессе обучения «Неорганической химии»

студенты получают возможность визуально ознакомиться с физическими и химическими свойствами веществ, а также наблюдать за их изменениями в ходе химических превращений.

Список литературы / References

1. Верховский. В.Н. Техника химического эксперимента. М.: Просвещение, 1975. 384 с

2. Дрижун И.Л.. Технические средства обучения в химии. Учебное пособие для студентов пед. вузов-М.: Высш. школа, 1989. 175 с.

3. Злотников Э.Г. Химический эксперимент как специфический метод обучения. // Химия. Предметное приложение к газете «Первое сентября», 2007. № 24, С. 18-25.

4. ИвановаР.Г. Химический эксперимент - основа изучения химии. М.: Дрофа, 2008. С. 170-184.

5. Назарова Т.С., Грабецкий А.А. М.: Просвещение, 1987. 240 с.

6. Кирюшкин Д.М. Методика обучения химии: Учебное пособие для пед. институтов. М.: Просвещение, 1970. 495 с.

7. Полосин В.С., Прокопенко В.Г. Практикум по методике преподавания химии. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Химия». 6-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1989. 224 с.

8. Цветков Л.А. Общая методика обучения химии. Содержание и методы обучения химии: пособие для учителей. М.:Просвещение, 1981. 224 с.

9. Чернобельская Г.М. Теория и методика обучения химии. Уч. М.: Дрофа, 2010. 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.