Научная статья на тему 'Химические и термические ожоги как проявление агрессии человека'

Химические и термические ожоги как проявление агрессии человека Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
829
80
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
слова: агрессия / агрессивная среда / термические ожоги / химические ожоги

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Каменева К. Ю., Теньков А. А.

Приводятся данные анализа 404 случаев причинения термических и химических ожогов в умышленных целях. Данная работа представляет собой фрагмент разработки практических рекомендаций для судебно-медицинских экспертов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Каменева К. Ю., Теньков А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Химические и термические ожоги как проявление агрессии человека»

ALIEN BODIES IN THE FABRICS OF LUNGS REVEALED AT HISTOLOGIC RESEARCH, AS ONE OF SIGNS OF THE CHRONIC

NARCOTIC INTOXICATION T.K. Bernatskih, T.G. Bernatskih, A.P. Burmatov, O.M. Zoroastrov In article are described the alien bodies in the pulmonary fabric, revealed at persons with a chronic narcotic intoxication.

Key words: alien bodies, a chronic narcotic intoxication.

Наркомания на сегодняшний день представляет одну из острых и актуальных проблем медицинского и социального плана. Ее распространение ведет к росту смертности, как от острог отравления, так и от осложнений хронической наркотической интоксикации.

Судебно-медицинская диагностика отравлений наркотическими средствами основывается на совокупности результатов определения содержания этих веществ в биологических жидкостях и тканях трупа и морфологических данных.

Судебно-химическое исследование позволяет установить не только вид наркотического средства, по его концентрации в тканях, крови и моче можно судить о времени, прошедшем с момента последнего приема наркотика, и о принятой дозе. Однако следует учитывать, что иногда определить наличие наркотического вещества химическим методом не удается. Наиболее характерна такая ситуация для случаев, когда смерть наступила не сразу, и пострадавшему была оказана медицинская помощь.

В таких случаях морфологические данные приобретают важное диагностическое значение.

В большинстве случаях смерти от механических повреждений судебно-химическое исследование на возможное наличие наркотических веществ не проводится, хотя известно, что наркоманы являются группой риска в

отношении несчастных случаев, самоубийств и убийств. В подобных ситуациях морфологические методы диагностики дают возможность выявлять наличие наркотической интоксикации.

В последние 2-3 года при исследовании трупов лиц с хронической наркотической интоксикацией в ткани легких часто обнаруживались гранулемы инородных тел с макро-фагальной реакцией в окружности (рис. 1). Образование их может быть связано с примесями к наркотическим средствам кристаллов талька или иных плохо метаболизируе-мых субстратов. По данным литературы [1], легочный гранулематоз встречается у 60% наркоманов, потребляющих кустарно приготовленные препараты опия, и развивается в результате инъекции самодельных растворов лекарственных веществ, предназначенных для перорального приема. Такие растворы содержат нерастворимые или малорастворимые частицы талька, магнезии, кальцинированной соды, крахмала, белой глины. В результате в сосудах легких при гистологическом исследовании обнаруживаются микроэмболы, микротромбы из тромбоцитов, фибрина и лейкоцитов, агрегированных на частицах талька, и интерстициальные гранулемы вокруг бледных кристаллов.

Таким образом, одним из морфологических признаков хронической наркотической интоксикации может быть наличие в ткани легких гранулем инородных тел.

Рис. 1. Гранулемы инородных тел в легочной ткани.

Литература:

1. Пиголкин Ю.И. Морфологическая диагностика наркотических интоксикаций в судебной медицине. - М., 2004.

© К.Ю. Каменева, А.А.Теньков, 2011 УДК 616.89-008.444.8/9

К.Ю. Каменева, А.А.Теньков ХИМИЧЕСКИЕ И ТЕРМИЧЕСКИЕ ОЖОГИ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ ЧЕЛОВЕКА

Кафедра судебной медицины (зав. кафедрой - д.м.н. А.А. Теньков)

ГОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет»

Приводятся данные анализа 404 случаев причинения термических и химических ожогов в умышленных целях.

Данная работа представляет собой фрагмент разработки практических рекомендаций для судебно-медицинских экспертов.

Ключевые слова: агрессия, агрессивная среда, термические ожоги, химические ожоги.

CHEMICAL AND THERMAL BURNS AS DISPLAY OF AGGRESSION OF THE PERSON

K.Yu. Kameneva, A.A. Tenkov Results of the analysis of 404 criminal thermal and chemical burns cases by aggressive factors are described in article.

The article represents a fragment of working out of practical recommendations for medicolegal experts.

Key words: aggression, aggressive factor, thermal burns, chemical burns.

В судебно-следственной и экспертной практике травмы включаются последствия несчастных случаев в

имеют место случаи, когда нападающие, в качестве трав- быту, производственной травмы, стихийных бедствий,

мирующего агента, используют объекты, имеющие высо- реже - действия людей с криминальными намерениями и

кую температуру либо жидкие химические соединения, пр. [2, 3, 4].

порошки и газовые смеси, способные вызывать повреж- Целью настоящего исследования послужил каче-

дение кожных покровов и слизистых оболочек у людей. ственный анализ случаев причинения повреждений ги-

Многие авторы, описывая источники гипертермической и пертермическими и химическими агрессивными средами,

химической травмы, не выделяют эпизоды умышленного опирающийся на понимание, объяснение и интерпрета-

использования горячих и едких объектов для причинения цию имеющихся данных.

повреждений. В общую группу наблюдений ожоговой

Объектами исследования являлась сопроводительная документация и 404 акта и заключения судебномедицинских экспертиз живых лиц, пострадавших во время межличностных конфликтов и получивших при этом термические и химические ожоги. Анализировались случаи за период с 1967 по 2005 гг. в Белгородской, Курской и Орловской областях.

Проводилось качественное научное исследование, занимающее одну из ведущих позиций в доказательной медицине, основанное на интерпретативных подходах и анализе обстоятельств дела (сезонности, дней недели, мест происшествий, терминологических характеристик действий, совершенных нападающими), изучении возрастных и гендерных особенностей агрессоров и жертв, их социальных характеристик, анализе описываемых экспертами и клиницистами повреждений (хроматических, морфологических, метрических, топографических и др. параметров, степени глубины описываемых ожогов), оценке вреда здоровью пострадавших, сроков обращения к эксперту, факта оказания медицинской помощи.

В ходе работы было установлено, что на долю термических ожогов пришлось 63,4% (256) случаев. Оставшиеся 36,6% (148) наблюдений - случаи агрессии посредством использования химически активных веществ.

Согласно юридическим документам («Направлениям» и «Постановлениям»), а также записям в медицинских (амбулаторных и стационарных) картах, поражающий фактор характеризовался значительным разнообразием. Наиболее часто в указанных документах фигурировали объекты, причиняющие термические ожоги: горячая вода и различные растворы, в которых вода является основной составляющей - 53,5% (137) случаев, раскаленные предметы - 38,3% (98), открытое пламя - 8,2% (21).

Что касается химической травмы, из указанного количества наблюдений, в 52% (77) использовались кислоты различных концентраций, в 16,9% (25) - «смесь из газового баллончика», в 6,8% (10) - этиловый спирт в различных разведениях, в 3,4% (5) - щелочи, по 0,7% (1) случаев приходилось на отбеливатель, раствор дегтя, растворитель. Следует отметить, что в большинстве наблюдений пострадавшие не располагали информацией относительно используемого агрессивного вещества - в 19,6% (29) случаев, в графе «Обстоятельства дела», указывалось лишь то, что «кислота» вызвала химический ожог.

В 14,7% (22) случаев химической травмы классовая принадлежность веществ, вызвавших ожоги указанной этиологии, была неизвестна. Их терминологическая характеристика отличалась разнообразием и, весьма часто, неинформативностью: «неизвестная жидкость» - 4,7% (7), «какая-то жидкость» - 2,7% (4), «жидкость» - 2,1% (3). По 0,7% (1) наблюдений: «вещество темного цвета», «какой-то порошок белого цвета», «какой-то раствор», «неизвестная едкая жидкость», «темная жидкость», «неизвестный порошок», «химическое раздражающее вещество», и даже такая характеристика, как «что-то». Необходимо отметить то обстоятельство, что концентрация использованных растворов (агрессивных сред) или состав сложных химических соединений в обстоятельствах также не указывались.

Следует обратить внимание, что в процессе расследования уголовных дел ни в одном случае не была осуществлена химическая верификация агрессивных сред. При этом во многих наблюдениях судебно-следственные органы и судебно-медицинские эксперты ограничивались информацией о том, что неустановленное вещество вызывало ожоги определенной степени и причинило вред здоровью.

По оценке мест происшествий, нападения с использованием термически и химически активных сред чаще происходили по месту жительства пострадавшего - 82,8% (212) и 53,4% (79) случаев, соответственно.

В 65,4% (264) исследуемых актов информация об условиях травматизации отсутствовала. В 34,6% (140) случаев имела место комбинированная травма, т.е. наряду с использованием источников высокой температуры или химических сред имели место и другие воздействия «неожогового» характера на тело пострадавшего (били руками и ногами, осуществляли тракцию за волосы и т.д.).

Изучалась хронологическая характеристика термической и химической травмы: случаи данных видов агрессии преобладали в сентябре - 10,5% (27) и 12,2% (18), соответственно. Наименьшее число эпизодов причинения ожогов источниками высокой температуры было отмечено в ноябре - 5,1% (13), химическими средами - в октябре (3,4% (5)).

По дням недели нападения с использованием агрессивных сред распределились следующим образом: максимальное число случаев было зарегистрировано в начале недели: в понедельник преобладало причинение химической травмы - 18,9% (28), во вторник - термической - 16,8% (43). Минимум случаев агрессии был отмечен в середине недели: в среду - с использованием химических агентов (10,8% (16)), в пятницу - термических (12,5% (32)).

Чаще причинению термических либо химических ожогов были подвержены лица женского пола: в случае химической агрессии их число составило - 52,7% (78), термической - 66% (169). Что касается нападавших, в случаях термической травмы среди них доминировали лица мужского пола (61%), химической - женского (65,5%).

Возраст пострадавших лиц составлял от 6 до 84 лет, однако представители социально-активной группы (21-40 лет) подвергались агрессивным действиям значительно чаще - 51,2% (131) наблюдений термической и 58,1% (86) химической травмы.

Особое внимание уделялось выбору агрессивной среды представителями разного пола. Оценивая имеющиеся данные, можно сказать, что в качестве травмирующего фактора мужчинами чаще используются объекты, имеющие высокую температуру, - 60,2% (154), а женщинами

- химически агрессивные вещества - 65,5% (97 случаев).

При описании изменений на коже и слизистых, возникших вследствие воздействия различных термических и химических факторов, судебно-медицинские эксперты пользовались не унифицированной, а разноплановой «терминологией», которая не всегда отражала сущность повреждения. Так, в 30,7% (124) наблюдений повреждения были описаны как «участок», имеющий определенную окраску, в 7,4% (30) - «рана», в 4,9% (20) - «поверхность кожи» с соответствующими хроматическими и метрическими характеристиками, в 3,9% (16) - «ссадина», 2,9% (12) - «рубец», 1,7% (7) - «корка», по 0,7% (3) - «кровоподтек» и «депигментация», в 0,5% (2) - «повреждение ткани», по 0,2% (1): «осаднение», «поражение», «эрозия». Только в 2,5% (10) наблюдений вместо вышеуказанных малоинформативных терминов давалось развернутое описание соответствующей макроскопической картины, характерной для ожога (отек, пузыри и т.п.). В 25,2% (102) наблюдений использовались термины, отражающие природу образовавшихся повреждений: «ожог», «ожоговая поверхность», «послеожоговая поверхность», «ожоговая рана», «обожженная поверхность».

Хроматические характеристики пораженной поверхности были представлены широкой цветовой гаммой.

При этом во многих случаях (65,3%) цвет повреждения не соответствовал его градациям, рекомендованным для судебно-медицинских экспертов [1].

Относительно размеров ожоговых поверхностей следует отметить, что в большинстве актов они были указаны - 66,8% (270). В 33,2% (134) наблюдений данная информация не предоставлялась. В подобных случаях указывали лишь пораженную область.

Относительно локализации ожогов на теле пострадавших, в случаях термической травмы чаще всего поражались верхние конечности 35,8% (107) и туловище 26,8% (102), химической - голова, шея - 65,8% (127).

В 26,5% (107) случаев заключения о тяжести телесных повреждений даны экспертами только по представленной медицинской документации, в 73,5% (297) - после освидетельствования потерпевших. Установлено, что в 58,7% случаев (237) термической и химической травмы пострадавшие обращались за медицинской помощью, в 29,7% (166) - нет. В 0,2% (1) наблюдений данная информация отсутствовала. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что лишь 5,2% (21) пострадавших с термическими и химическими ожогами первично обратились к эксперту в течение 1-х суток.

Величина площади пораженной поверхности у пострадавших варьировала от 0,1 до 70%. 79,7% (118) человек имели ожоги площадью до 1%.

По степени глубины среди термических и химических ожогов преобладали поражения II степени (только II либо в сочетании с ожогами I или III степени) - 38,3% (98) и 48,6% (72) случаев, соответственно.

По степени причиненного вреда здоровью анализируемый материал распределился следующим образом: повреждения, не причинившие вреда здоровью - 37,9% (153 случая), причинившие легкий вред здоровью - 37,4%

(151), причинившие средний вред здоровью - 15,8% (64), причинившие тяжкий вред здоровью - 3,2% (13). В 5,7% (24) наблюдений степень тяжести вреда здоровью на момент первичного освидетельствования определить не представлялось возможным ввиду неясности исхода.

Анализ представленного материала позволяет прийти к следующим выводам.

1. В результате агрессии человека, реализующейся посредством причинения ожогов, повреждения гипертер-мической природы наблюдались чаще (63,4%), чем химической (36,6%). Из объектов, причиняющих термические ожоги, нападающими использовались: горячие жидкости

- 53,5% (137) случаев, раскаленные предметы - 38,3% (98), открытое пламя - 8,2% (21).

2. Относительно гендерной принадлежности жертв термической и химической агрессии установлено, что чаще нападениям были подвержены лица женского пола: в случаях химической травмы их число составило 52,7% (78), термической - 66% (169). Среди нападавших, причинивших термические ожоги, доминировали лица мужского пола (61%), химические ожоги - женского (65,5%).

3. При судебно-медицинской экспертизе ожогов, причиненных гипертермическими или химическими агрессивными средами, отсутствует единый методический подход: используется неунифицированная терминология, касающаяся общей характеристики самого повреждения, его хроматических характеристик и т.д. Нуждается в разработке вопрос о требованиях к описанию подобных повреждений в судебно-медицинской практике.

Таким образом, термическая и, особенно, химическая травма, как проявление агрессивных действий людей, относится к наименее изученному разделу судебной медицины. По вышеуказанной причине дальнейшее изучение этой проблемы следует считать актуальным.

Литература:

1. Автандилов Г.Г. Краткая шкала цветов: Практическое пособие для судебно-медицинских экспертов и патологоанатомов. - М.,

1962. - 23 с.

2. Акопов В.И. Судебная медицина в вопросах и ответах: Практическое руководство для юристов, врачей и студентов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 508 с.

3. Пауков В.С. Лекции по судебной медицине. - М.: Практическая медицина, 2008. - 332 с.

4. Пиголкин Ю.И. Судебная медицина. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2007. - 448 с.

© Д.Л.Кондрашов, М.Н.Корейша, Т.В.Макаренко, 2011 УДК 340.6

Д.Л.Кондрашов, М.Н.Корейша, Т.В.Макаренко ЭПИДЕМИОЛОГИЯ СМЕРТЕЛЬНЫХ ОТРАВЛЕНИЙ КОДЕИНСОДЕРЖАЩИМИ НАРКОТИЗИРУЮЩИМИ СМЕСЯМИ НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2010-2011 гг.

ГБУЗ Свердловской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» (нач. - к.м.н. Д.Л. Кондрашов)

В статье рассмотрены вопросы эпидемиологии смертельных отравлений кодеинсодержащими наркотизирующими смесями на территории Свердловской области в 2010-2011 г.г.

Ключевые слова: кодеинсодержащие смеси, судебно-медицинская экспертиза.

EPIDEMIOLOGY OF FATAL POISONINGS DRUG MIXTURES CONTAINING CODEINE IN THE SVERDLOVSK REGION IN THE 2010-2011

D.L. Kondrashov, M.N. Koreysha, T.V. Makarenko The questions of the epidemiology of fatal drug poisoning with solutions containing codeine in the Sverdlovsk region in the 2010-2011 у.

Key words: drug solutions containing codeine, forensic examination.

Ситуация с состоянием проблемы наркоманий и котическими средствами в основном ассоциируют с от-

токсикоманий в мире такова, что, несмотря на принимае- равлениями опиоидами.

мые на международном и национальном уровнях меры, Последние годы в связи повышением стоимости

продолжают расти незаконный оборот наркотиков, их привычных наркотических веществ и доступностью

употребление и заболеваемость наркоманиями. кодеинсодержащих препаратов меняется спектр веществ,

И в зарубежных источниках, и в отечественной обнаруживаемых при подозрении на смертельные отрав-

научной литературе проблему острых отравлений нар- ления наркотическими препаратами. В течение последних

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.