Научная статья на тему 'Химическая модификация липопротеидов крови при атерогенных дислипидемиях'

Химическая модификация липопротеидов крови при атерогенных дислипидемиях Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
422
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Гирина Л. В., Никоноров А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Химическая модификация липопротеидов крови при атерогенных дислипидемиях»

Гирина Л.В., Никоноров A.A.

ХИМИЧЕСКАЯ МОДИФИКАЦИЯ ЛИПОПРОТЕИДОВ КРОВИ ПРИ АТЕРОГЕННЫХ ДИСЛИПИДЕМИЯХ

ГОУВПО «Оренбургская государственная медицинская академия Росздрава», г.Оренбург

В настоящее время нет единой теории развития атеросклероза, но одну из лидирующих позиций занимает теория химической модификации липопротеидов (ЛП) крови [2]. Модификация ЛП in vivo происходит за счет процессов протеолиза, гликозилирования, десиалирования белковой части, а также за счет окисления липидных и белковых компонентов ЛП, что приводит к их агрегации или образованию иммунных комплексов [4]. В результате таких модификаций ЛП становятся атерогенными и токсичными, увеличивается захват этих ЛП

макрофагами [8,10]. Процессу химической модификации подвергаются все классы липопротеидов как за счет ферментативных, так и неферментативных процессов. При этом установлено, что некоторые типы модификаций усиливают другие, и оказывают синергическое атерогенное действие [4,9]. Существует целый ряд работ посвященных изучению роли окисленных ЛНП (окЛНП) в развитии атеросклероза за счет процессов свободно-радикального окисления [1,3,10], где основными субстратами окисления служат ненасыщенные жирные кислоты, среди которых главной является линолевая кислота. В результате накопления отрицательно заряженных продуктов перекисного окисления липидов (ПОЛ) происходит окисление положительно заряженных лизиновых остатков апопротеина В, его фрагментация и, как следствие, возникновение высокого сродства к скевенджер-рецепторам макрофагов[11]. Также под действием процессов свободно-радикального окисления происходит окисление -SH-групп апопротеинов, что ведет к изменению структуры белковой молекулы и, соответственно, к изменению ее функций [2]. Следовательно, окислению могут подвергаться все составные части молекул ЛП: апобелки, стерольные остатки ХС и эфиров ХС, ФЛ [2,4,6]. Особая роль отводится изучению процессов десиалирования углеводных цепей апо-В-содержащих ЛП и их способностью накапливать ХС в гладкомышечных клетках интимы аорты человека, что способствует снижению устойчивости апо-В-содержащих ЛП к ассоциации, повышая тем самым их атерогенный потенциал [5]. В связи с этим представляло определенный интерес изучение степени химической модификации ЛП крови у лиц с выявленными атерогенными дислипидемиями.

Материалы и методы исследования

В исследовании приняли участие 56 мужчин 4045 лет. Опытную группу составили 44 человека, у которых в ходе предварительных исследований были выявлены атерогенные дислипидемии. Контрольную группу составили 12 человек без нарушения липидного обмена. Забор венозной крови с ЭДТА (1мг/мл) для проведения биохимических исследований осуществлялся в утренние часы, натощак. О выраженности дислипидемий судили по содержанию в сыворотке крови общего холестерола (ОХС), триглицеридов (ТГ), холестерола липопротеинов высокой плотности (ХС ЛВП) определяемых с помощью ферментативных диагностических наборов («Olvex diagnosticum», Санкт-Петербург) на спектрофотометре “APEL” PD-303UV (Япония). На основании полученных данных рассчитывали коэффициент атерогенности. Дополнительно в плазме крови определяли концентрацию

неэтерифицированных жирных кислот (НЭЖК), а также содержание фосфолипидов (ФЛ) в составе ЛВП колориметрическим методом с помощью диагностического набора («Chronolab», Швейцария).

Уровень апопротеинов AI и В, CIII, Е (anoAI, апоВ, anoCIII, апоЕ) определен иммунно-турбидиметрическим методом по реакции преципитации со специфической антисывороткой на биохимическом анализаторе “COBAS Integra” 400 plus (Швейцария - Германия).

Фракционное разделение липопротеидов осуществляли с помощью реакции преципитации по классической технологии, в модификации И.А. Волчегорского (2000).

Химическую модификацию липопротеидов оценивали по следующим показателям: в супернатанте, содержащем ЛВП и осадке, содержащем апоВ-липопротеиды (ЛОНП и ЛНП) определяли уровень альдегидфенилидразонов (АФГ) и кетондинитро-фенилгидразонов (КФГ). Содержание продуктов окислительной модификации белков выражали в единицах оптической плотности пересчитанной на 1мг белка. Степень окисления апопротеинов в составе ЛП также оценивали по содержанию -SH-групп. Число сульфгидрильных групп определяли с помощью реактива Эллмана по реакции тиол-дисульфидного обмена в щелочной среде колориметрическим методом. Расчет концентраций -SH-групп рассчитывали, используя коэффициент молярной экстинкции, равный 14000 М-1-см-1 при длине волны 412 нм. О степени десиалирования аполипопротеинов судили по содержанию сиаловых кислот в подфракциях ЛП. Уровень сиаловых кислот определяли с помощью диагностического набора («Сиалотест», Россия). Содержание белка в ЛП определяли по методу Лоури.

Результаты и обсуждение В результате проведенного исследования было установлено, что в опытной и контрольной группе значение ОХС остается в пределах нормы, но в опытной группе происходит перераспределение ХС в сторону увеличения атерогенной фракции, и как следствие, снижение ХС антиатерогенной фракции. Показатели липидного обмена сыворотки крови у обследованных лиц представлены в таблице 1. Среднее значение концентрации циркулирующих ТГ в опытной группе достоверно превышало значение контроля, что, по-видимому, влияет на повышенное содержание НЭЖК

Таблица1

Показатели липидного обмена сыворотки крови у обследованных лиц до и после курса ПГГ

Важно отметить, что были выявлены существенные изменения в апопротеиновом спектре у лиц с дислипопротеидемиями (табл. 2). Так в опытной группе уровень апоВ был значительно повышен, а уровень апоА! понижен, по сравнению с контрольной группой. Учитывая, что в настоящее время определение содержания уровня aпoAI и В, с расчетом индекса aпoВ/aпoAI может служить независимым критерием для диагностики атерогенных дислипидемий [7], выявленные дисапопротеинемии свидетельствуют о высокой вероятности развития атеросклероза. Необходимо отметить у лиц с атерогенными дислипидемиями повышенный уровень, апоСШ и апоЕ, что, по-видимому, указывает на возникновение компенсаторного механизма, связанного со снижением функциональной активности ЛП и неэффективности процессов катаболизма липопротеидных частиц при данном виде патологии.

Таблица 2 Показатели апопротеинового спектра сыворотки крови у обследованных лиц до и после курса ПГГ

Показатели Опытная группа (n=44) Контрольная группа (n=12)

апо АТ, г/л 1,52 ± 0,04* 1,67± 0,1

апо В, г/л 1,23± 0,03* 0,92± 0,06

апо В / апо АХ, у.е. 0,84± 0,03* 0,55±0,02

апо С-III, мг/дл 9,01± 0,17* 7,79± 0,67

апо Е, мг/дл 3,40± 0,15* 2,20± 0,26

* - достоверность отличия от контроля (p<0,05)

ТаблицаЗ

Показатели химической модификации белков липопротеидных частиц сыворотки крови у бследованных лиц до и после курса ПГГ

Показатели Опытная группа (n=44) Контрольная группа (n=12)

АФГ ЛОНП + ЛНП, у.е. на 1мг б 4,36 ± 0,37 3,33 ± 0,21 *

АФГ ЛВП, у.е. на 1мг б 2,29 ± 0,22 1,88 ± 0,17 *

ФГ ЛОНП + ЛНП, у.е. на 1мг б 0,56 ± 0,06 0,29 ± 0,10 *

ФГ ЛВП, у.е. на 1мг б 0,24 ± 0,07 0,47 ± 0,05 *

SH-группы ЛВП, ммоль/л 0,28 ± 0,03 0,31 ± 0,07

SH-группы ЛНП, ммоль/л 0,06 ± 0,005 0,10 ± 0,02 *

СК ЛВП , ммоль/л 0,86 ± 0,08 0,88 ± 0,03

СК ЛНП, ммоль/л 0,40 ± 0,02 0,46 ± 0,02 *

* - достоверность отличия от контроля (p<0,05)

При исследовании окислительной модификации ЛП обнаружено, что АФГ, являясь ранними маркерами окислительной деструкции белов, у лиц опытной группы превышали значения АФГ во всех подфракциях ЛП частиц, что свидетельствует об увеличении активности свободно-радикальных процессов на фоне развития атерогенных дислипидемий. Кроме того, о степени окислительной деструкции апопротеинов ЛВП и апоВ-содержащих ЛП судили по содержанию кетондинитрофенилгидразонов (КФГ). Поскольку уровень КФГ опытной группы в составе всех классов ЛП был практически в 2 раза выше значений контроля, это позволило судить о боле выраженном повреждении белковых молекул и возможном нарушении их физиологических функций. Также о степени деструкции различных классов апопротеинов судили по содержанию -SH-групп: так в опытной группе этот показатель для апопротеинов апоВ-содержащих ЛП оказался сниженным в 1,7 раза по сравнению с контролем, что подтверждает мнение, что из всех классов ЛП окисление затрагивает в первую

Показатели Опытная группа (n=44) Контрольная группа (n=12)

ОХС, моль/л 6,27 ± 0,15 * 5,06 ± 0,3

ХСЛВП, моль/л 1,19 ± 0,03* 1,49 ± 0,08

ТГ, моль/л 1,88 ± 0,1* 1,21± 0,17

ХСЛОНП , моль/л 0,85 ± 0,05* 0,56 ± 0,08

ХСЛНП, моль/л 4,22 ± 0,13* 3,01 ± 0,24

ИА, у.е. 4,52 ± 0,12* 2,40 ± 0,13

ФЛ ЛВП, ммоль/л 0,88 ± 0,03* 1,20 ± 0,08

НЭЖК, мэкв/л 0,47 ± 0,01* 0,38 ± 0,02

* - достоверность отличия от контроля (p<0,05)

очередь ЛОНП и ЛНП (апоВ-содержащие ЛП). Также нами было зафиксировано снижение концентрации сульфгидрильных групп в составе апопротеинов ЛВП опыгтной группы, что подтверждает мнение о роли ЛВП в перекисной концепции атерогенеза.

Также нами было отмечено достоверное снижение уровня концентрации СК в составе ЛНП опытной группы, что подтверждает мнение об усилении и синергическом действии химических модификаций друг на друга. В целом результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

В результате атерогенных дислипидемий происходят не только количественные, но и качественные изменения в составе ЛП частиц, которые затрагивают все группы веществ образующих ЛП частицу.

Интенсификация процессов химической модификации ЛП при дислипидемиях увеличивает их атерогенный потенциал, что приводит к развитию атеросклероза. Наиболее ярко эта связь прослеживается для ЛНП, модифицированных продуктами окисления белков и сниженным содержанием в них сиаловых кислот. Образование химически модифицированных компонентов ЛПЧ, по-видимому, лежит в основе формирования дислипопротеидемий.

Возрастание концентрации апопротеина В на фоне дислипидемических расстройств, по-видимому, свидетельствует о компенсаторной активации его биосинтеза, вследствие снижения функциональной активности, что можно рассматривать как один из ранних признаков развития атеросклероза.

Литература

1. Азизова О. А., Пирязев А.П., Москвина С.Н., Асейчев А.В ./Метод определения окисляемости белков сыворотки крови и плазмы крови.// Биомедицинская химия. - 2007. - Т. 53. - вып. 1. - С. 99-106

2.Белова Л.А., Оглоблина О.Г,. Белов А.А., Кухарчук В.В /Процессы модификации липо протеинов, физиологическая и патогенетическая роль модифицированных липопротеинов // Вопр. мед. химии. - 2000. - № 1 - С.

З.Зенков Н.К., Меньщикова Е.Б./Окислительная модификация липопротеинов низкой плотности.// Усп. совр. биологии. - 199б. - Т.116 - С.729-748

4.Климов А.Н., Никульчева Н.Г. Обмен липидов и липопротеидов и его нарушения.- Ж Питер Ком, 1999. - 512 с.

5.Мельниченко А.А., Тертов В.В., с соавтр./ Десиалирование снижает устойчивость апо-В-содержащих липопротеидов к ассоциации, повышая их атерогенный потенциал.// Бюлл. Эксперим. Биологии и медицины. - 2005. - Т. 140. - №7. - С.60-64

6.Рагино Ю.И., Воеводова М.И., с соавтр./ Применение новых биохимических способов для оценки окислительно-антиоксидантного потенциала липопротеинов низкой плотности.// Клин. лаб. диагностика. - 2005. - №4 - С. 11-15

7.Северина С.Е. Биохимия патологических процессов

8.Clare K., Hardwick S. J., Carpenter K. L. H. et al. Toxicity of oxysterols to human monocyte-macrophages.

(1995) Atherosclerosis, 118, 67-75.

9.Lopes-Virella M. F., Virella G. / Modified lipoproteins, cytokines and macrovascular disease in non-insulin-dependent diabetes mellitus.// (1996) Ann. Med., 28, 347354.

10.Steinberg D., Parthasarathy S., Carew T.E. et al. / Beyond cholesterol. Modifications of low-density lipoprotein that increase its atherogenicity //. (1989) N. Engl. J. Med., 320, 915-924.

11 .Yla-Herttuala S. Macrophages and oxidized low density lipoproteins in the pathogenesis of atherosclerosis./ / Ann. Med. 1991. V 23. P. 561

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.