Научная статья на тему 'ХИДЖРА ПРОРОКА МУХАММАДА 1622 Г. И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ'

ХИДЖРА ПРОРОКА МУХАММАДА 1622 Г. И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
410
41
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ханмагомедов Я. М.

Статья посвящена одному из значимых событий в истории ислама - переселению Пророка Мухаммада со своими сподвижниками из Мекки в Медину. В ней на основе анализа литературы и источников, в том числе и арабских, раскрываются причины переселения и его историческое значение для судеб ислама, делаются самостоятельные выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХИДЖРА ПРОРОКА МУХАММАДА 1622 Г. И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ»

УДК 297 «697» Хиджра

Хиджра Пророка Мухаммада 622 г. и ее значение

Я.М. Ханмагомедов

Около 610 г. в городе Мекке началось движение, определившее всю будущую религиозную жизнь значительной части человечества. Из купеческого рода бану-хашим вышел основатель ислама Мухаммад. В его проповедях курайшит-ская знать увидела открытую угрозу своим интересам, что повлекло за собой борьбу против Пророка и его учения. Экономически и политически могущественная мекканская знать несомненно расправилась бы с ним и его последователями. Но даже первая такая попытка была упреждена тем, что в 615 г. мусульмане добровольно переселились в Эфиопию под покровительство христианского негуса.

Очевидно, к 622 году курайшитская знать окончательно убедилась в нависшей над ней реальной угрозе со стороны мусульман. Крайнюю опасность своего положения ощущали и мусульмане, а Мухаммад в особенности. 12 лет проповеди окончательно убедили его в невозможности достичь успеха в своем родном городе. Попытка в 619 г. найти последователей в соседнем Таифе также провалилась - он был встречен жителями градом камней.

И было найдено гениальное по своей простоте и сути решение: хиджра -переселение именно в Йасриб, где к этому времени для мусульман складывались благоприятные условия. Население Йасриба не было чисто арабским. Значительную часть его составляли еврейские племена бану кайнука, курайза, надир. О. Г. Большаков упоминает также еврейское племя фитйаун [1, с. 83].

Арабское население было представлено племенами аус и хазрадж, в которых и на племенном уровне, и между родами внутри них постоянно шла борьба. Время от времени в их борьбу вовлекались иудейские племена, попеременно выступавшие то на одной, то на другой стороне. Длительная вражда между ау-ситами и хазраджитами часто сопровождалась человеческими жертвами, унич-

тожением посевов и садов. Кульминацией незатухавшего конфликта между ними стала битва, происшедшая на землях ба-ну курайза в урочище Буас ("йавм Буас"). Стороны готовились к сражению около полутора месяцев. И те, и другие обратились за помощью к соседним бедуинским племенам и получили некоторое количество дополнительных воинов. Сражение началось неудачно для ауситов, однако вскоре после гибели своего предводителя хазраджиты обратились в бегство. Ау-ситы оказали побежденным покровительство. Короткое перемирие, установившееся после этого сражения, грозило в любую минуту вылиться в новый конфликт, и все йасрибцы должны были искать выход. В сложившейся обстановке "легче было принять человека со стороны для разрешения затянувшегося конфликта, чем искать компромисс" [1, с. 86]. Таким образом, нигде так ясно, как в Йасрибе, "не ощущалось, сколь несовместима племенная этика с отношениями, существовавшими в городе, сколь трудно сочетать суверенитет рядовых групп и систему управления, позволявшую держать под контролем весь район. Трудно вообразить, какой беспорядок могло создать безжалостное господство даже одного племени... Между тем мусульманская община, сплотившаяся вокруг своего пророка и его Бога, подчинявшаяся единоличному решению и потому способная на безграничную экспансию, воплощала принцип социального и политического порядка, который мог или разрушить племенную организацию до основания, или же поглотить ее. В любом случае присутствие мусульман могло обеспечить стабилизирующее воздействие на арабские племена с их тщетными поисками согласия" [2, с. 34].

Основываясь на предании, засвидетельствованном Аишей, можно сделать вывод о том, что битва при Буасе оказала решающее влияние на социально-политическую обстановку в Йасрибе, позволившую Пророку совершить туда

хиджру. Учитывая специфичность сложившейся ситуации в Йасрибе, не совсем аргументированными и вескими, на наш взгляд, кажутся главные причины, которые, согласно Е.А. Беляеву, повлияли на то, что Мухаммад был принят йасрибца-ми. Он считает, что последние были враждебно настроены к мекканским ростовщикам и поэтому приняли у себя проповедника, который враждовал с правителями Мекки. Кроме того, пишет Е.А. Беляев, мать Мухаммада Амина была родом из Медины [3, с. 11]. Вероятно, эти причины также могли побудить йасриб-цев принять у себя общину мусульман, но едва ли их следует относить к разряду основных.

Переговоры о переселении велись в период хаджа. Согласно сведениям средневековых историков, с момента обращения первых жителей Йасриба и до переселения Мухаммада прошло три сезона паломничества. Первая такая встреча состоялась в 11-й год проповеди Пророка с 6 паломниками из племени хазрадж. Когда Мухаммад поговорил с ними, призвал их к исламу, они сказали друг другу: "О люди! Знайте ... он тот пророк, которого вам обещали иудеи" [4, с. 138].

На следующий год в сезон паломничества к Мухаммаду прибыло 12 йас-рибских последователей, в том числе 10 хазраджитов и 2 аусита. Пророк встретился с ним в Акабе, в окрестностях Мекки. Предание приписывает Аббасу, дяде Мухаммада и родоначальнику аббасид-ских халифов, ведущую роль в этой встрече. Неофиты присягнули Мухамма-ду на условиях, упомянутых в 12-м аяте суры "Испытуемая", в том, что они "... не станут ничему поклоняться наряду с Аллахом, что не будут красть, совершать прелюбодеяние, убивать своих детей, приживать детей [от других] и настаивать [на лжи] всеми силами, не будут выказывать ослушания тебе в установленном для всех...". Посланнику повелевалось: "... прими их присягу и проси Аллаха простить их..." [Коран, 60:12]. Эта присяга получила у арабских авторов название "клятвы женщин" [4, с. 138].

Мединцы попросили направить к ним в Йасриб наставника в религии и руководителя в молитве. Мухаммад послал

наставником Мус'аба б. Умайра б. Хаши-ма и велел ему читать им Коран, обратить их в ислам и быть им наставником в религии. Эта встреча называется у мусульманских авторов "первой Акабой".

И, наконец, еще через год в последние дни месяца зу-л-хиджа 621 г. Мухаммад встретился там же с группой из 70 с лишним йасрибцев. Пророк взял с них клятву воевать против всех противников ("клятва войны") и договорился о переезде, назначив 12 своих представителей (накибов) из числа участников встречи, которая в источниках носит название "второй Акабы" [6, с. 71-72].

Акабский договор был двусторонним актом. Аус и хазрадж принимали Му-хаммада как вероучителя и главу общины, а он должен был дать обязательство воспринимать интересы этих племен как собственные.

После отъезда делегации Мухаммад оставался в Мекке еще три месяца, постепенно отправляя своих последователей в Йасриб. Ясно, что это очень скоро было замечено соплеменниками, хотя они могли и не знать, насколько серьезно решение Мухаммада порвать со своим племенем, тем более что на их памяти уже случался переезд части мусульман в Эфиопию. Когда, наконец, стало очевидно, что на этот раз уезжает вся община, за Мухаммадом стали следить. Курайши-ты во главе с Абу Лахабом вознамерились убить его, собрались перед его дверью и стали ждать, когда тот заснет. Однако Пророку удалось перехитрить их, положив на свое место своего двоюродного брата Али б. Аби Талиба. Сам он вышел навстречу курайшитам.

Ибн Хишам так описывает эти события: "Посланник Аллаха вышел к ним, взял горсть земли в руку и сказал: "Да, я говорю это. Ты - один из них". Тогда Всевышний Аллах сделал их незрячими, они его не видели. Пророк начал сыпать им на головы эту горсть земли, читая следующие аяты: "Ясин, Клянусь Мудрым Кораном, что ты - один из посланников Бога, на праведном пути. Это - откровение всемогущего, Всемилостивого" до слов "Мы закрыли их глаза, и они не могут видеть" [Коран, 36:1-9].

Когда Пророк закончил читать эти аяты, не осталось ни одного мужчины из

них, голова которого не была бы посыпана землей. Потом он отправился туда, куда хотел. К ним пришел человек, которого не было среди них, и сказал: "Кого вы ждете здесь?" Ответили: "Мухаммада". Человек сказал: "Аллах послал вам неудачу. Мухаммад вышел к вам, потом всем вам посыпал головы землей и ушел по делам. Вы что, не верите? Что с вами?" Каждый мужчина положил руку на свою голову, а там - земля. Потом стали осматриваться, увидели Али в постели, укрытого плащом Пророка, и говорят: "Ей-богу, это Мухаммад спит, на нем его плащ". Так продолжалось до утра. Али встал с постели, и тогда они сказали: "Ей-богу, прав был тот, который нам говорил".

Аллах об этом дне и об их решении сказал в Коране следущее: "И вот против тебя замышляют... те, кто пребывает в невежестве, чтобы связать тебя, или убить тебя, или изгнать тебя. Они замышляют дурное, а Аллах перехитрит их" [Коран, 52:31].

Ибн Исхак сказал: "И тогда Аллах разрешил своему Пророку переселиться, т. е. хиджру" [7, с. 155].

По мнению О. Г. Большакова, мусульманские историки явно преувеличивают степень враждебности курайшитов к переселению мусульман, и особенно Му-хаммада. Рассказ о том, что Абу Лахаб возглавил группу курайшитов, намеревавшихся его убить (конечно, по наущению шайтана, принявшего участие в совещании под видом старца из Неджда), вряд ли соответствует действительности, так как Мухаммад не побоялся оставить Фатиму на несколько месяцев в Мекке со своей новой женой Саудой.

Не заслуживает полного доверия и распространенный рассказ о том, что Му-хаммад замаскировал уход из дома, положив на свое место Али и укрыв его своим плащом. О. Г. Большаков считает, что в этом эпизоде слишком ярко проступает желание возвеличить Али, характерное для шиитской исторической традиции, чтобы признать его соответствующим действительности. Кроме того, Мухаммад отправился в путь не из своего дома. Он ушел сначала к Абу Бак-ру, у которого бывал ежедневно, поэтому отсутствие его дома само по себе не могло вызвать подозрений. Абу Бакр

давно уже держал наготове верблюдов на каком-то дальнем пастбище. Ночью они вдвоем вышли из шалаша на задах дома Абу Бакра и укрылись в пещере на горе Саур на южной окраине Мекки. Здесь они укрывались трое суток. Дочь Абу Бакра, Асма, носила им еду, а сын Абдаллах, извещал о том, что делается в городе [1, с. 88].

Эта история занимает особое место в представлениях мусульман. По преданию, во время нахождения в пещере Пророк успокаивал Абу Бакра словами: "Что ты думаешь о двоих, где третий -Аллах? Не печалься, ибо Аллах с нами". Это событие так описано в Коране: "Если вы не окажете Мухаммаду поддержки, то ведь Аллах уже оказал ему поддержку, когда его изгнали [из Мекки] неверующие и он был одним из двоих*, когда они оба были в пещере и когда Мухаммад сказал своему спутнику: "Не скорби, ибо Аллах с нами". Тогда Аллах ниспослал ему уверенность [в сердце] и поддержал его воинами (т. е. ангелами), которых вы не видите..." [Коран, 9:40]. По мнению некоторых авторов, Пророк обучил здесь Абу Бакра мистическому познанию [8, с. 36].

Враги Мухаммада всполошились. Абу Джахл с группой знатных мекканцев стал обыскивать места, где могли укрыться беглецы, и даже добрались до пещеры, где они находились, но, как повествует благочестивая легенда, паук заткал паутиной вход в нее, и преследователи решили, что там никого не может быть.

На третью ночь, когда поиски прекратились, мавла Абу Бакра привел проводника-бедуина с верблюдами, и они вчетвером сначала отправились на юг по йеменской дороге, затем свернули к морю и оттуда выехали на главную мединскую дорогу около ал-Усфана. Из перечня остановок, которые они делали на этом пути, следует, что путники избегали отдыхать на обычных стоянках.

12 рабби ал-аввал (24 сентября) 622 Мухаммад прибыл в Куба, располо-

* По мнению профессора Османова М.-Н.О., здесь содержится намек на то, что вместе с Му-хаммадом из Мекки бежал и Абу Бакр (см. с. 471 Корана в переводе М.-Н.О. Османова).

женный на южной окраине Медины, где его уже несколько дней ожидали его последователи.

Переселение Мухаммеда и его последователей в Йасриб, т. е. хиджра, не было простой переменой места обитания (а тем более не было "бегством", как иногда переводят этот термин). Для современников этого события хиджра означала разрыв с прежними родственными отношениями и переход под защиту новой системы взаимоотношений или укрытие на заповедной (обычно храмовой) территории. Таким актом была хиджра в Эфиопию (переход под покровительство негуса), о которой шла речь ранее. Отличие хиджры в Йасриб заключалось в том, что Мухаммада принимали здесь не как

покровительствуемого, а как духовного главу новой общины, к которой принадлежали и принимавшие его племена. Иасрибские мусульмане поэтому и стали называться не "покровителями" (джар, мн. ч. джиран), а "помощниками" - ансар.

Хиджра сыграла решающую роль в формировании и распространении ислама: разрыв родственных связей вывел мусульманскую общину из узких рамок одного племени, создал условия для превращения ее в государство, дискуссии с иудеями Йасриба способствовали выработке религиозной доктрины.

При халифе Умаре хиджра была принята за отправную точку нового летосчисления.

1. Большаков О.Г. История халифата [Ислам и Аравия (570-633)]. Т. 1. - М., 1989.

2. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. -М., 1988.

3. Беляев Е.А. Арабы, ислам и Арабский Халифат в раннее Средневековье. -М., 1965.

4. Ибн Хишам. Жизнеописание Пророка Мухаммада. - М.: Издательский дом "Умма", 2002.

5. Коран / Пер. и коммент. М.-Н.О. Осма-

нова. - М., 1992.

6. Та'рих джазират ал-араб ал-кадим ва сира ан-набавийа Мухаммад. Та'лиф ад-дуктур Абдаллах ас-Салих. - Ал-Мамлакат ал-Арабийат ас-Сау'дийа, 1990/1410.

7. Ибн Хишам. Жизнеописание Пророка Мухаммада. - М.: Издательский дом "Умма", 2002.

8. Доктор Рахман. Краткая история ислама. Хронология событий 5701000 гг. от Рождества Христова. - М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.