Научная статья на тему 'Хиджаб как особенность мусульманской одежды'

Хиджаб как особенность мусульманской одежды Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
692
103
Поделиться
Журнал
Исламоведение
ВАК
Ключевые слова
ХИДЖАБ / МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА / ХИМАР / ЧАДРА / ИСЛАМСКАЯ СИМВОЛИКА

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Бочарова И. А.

В статье приводятся сведения по ношению мусульманской одежды. Рассматривается роль одежды в создании облика человека, а также показана важная роль одежды в цветовой символике ислама.

Текст научной работы на тему «Хиджаб как особенность мусульманской одежды»

Бочарова И. А.

ИСТОРИЯ ИСЛАМА

Хиджаб как особенность мусульманской одежды И.А. Бочарова

В статье приводятся сведения по ношению мусульманской одежды. Рассматривается роль одежды в создании облика человека, а также показана важная роль одежды в цветовой символике ислама.

Ключевые слова: хиджаб, мусульманская культура, химар, чадра, исламская символика.

The article presents information on Muslim clothes and examines their role in creation and formation of person’s appearance. The article also indicates the important role of clothes in color symbolics of Islam.

Keywords: hijab, Muslim culture, himar, yashmak, Islamic symbolics.

Мусульманский женский костюм традиционно ассоциируется с хиджа-бом. Хиджаб означает одежду мусульманок, иногда хиджабом называют только платок. В последнее время стало модным ношение платков и накидок. Изменения общественных вкусов порой непредсказуемы. То в одной, то в другой стране женщины протестуют, когда им пытаются запретить носить хиджаб. Некоторые считают такие запреты нарушением женских и человеческих прав, вокруг этого вопроса кипят политические дискуссии. Если обратиться к «Справочнику мусульманской женщины», то там написано, что ношение хиджаба - один из важных аспектов жизни мусульманки. Нужно отметить, что хиджаб - нечто гораздо большее, чем просто одежда. Мы будем говорить о «внешнем» хиджабе (одежде), однако необходимо иметь в виду, что существует еще «внутренний» хиджаб - поведение, манера держаться... Чтобы одежда могла считаться исламской, необходимо выполнить следующие условия:

Одежда должна полностью закрывать голову и тело, кроме лица и кистей рук. Это означает, что шея, предплечья, уши и вдетые в них серьги должны быть закрыты. Представители некоторых школ исламской юриспруденции утверждают, что ступни ног можно и не закрывать, но все придерживаются общей точки зрения относительно того, что ноги должны быть закрыты. Сама по себе одежда не должна служить украшением, способствующим привлечению внимания мужчин. Это означает, что следует избегать ярких цветов, сверкающих украшений, а также тканей, в которые вплетены блестящие нити. (Можно носить все это дома, а указанные ограничения относятся лишь к той одежде, которую женщина надевает, выходя из дома, или в присутствии мужчины, не относящегося к категории близких родственников (махрам), с которыми ей запрещено вступать в брак.)

Одежда должна быть достаточно плотной, чтобы скрывать цвет кожи: просвечивающие или прозрачные ткани неприемлемы. Наряд должен быть

4

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2010. № 2

Бочарова И. А.

достаточно свободным, чтобы скрывать очертания тела: неприемлема облегающая, обтягивающая тело одежда, подчеркивающая его формы. От одежды не должно пахнуть парфюмерией. Одежда мусульманки не должна походить на мужской костюм. Брюки должны быть только женского покроя. Нежелательно, чтобы одежда выделяла вас из толпы. Она не должна быть слишком светлых и ярких тонов или броского покроя, которые обязательно привлекут к вам внимание. По этой же причине некоторые мусульмане рекомендуют мусульманским женщинам избегать слишком «экзотических» видов мусульманской одежды, таких, как арабская абайяс или иранский ча-дор (виды верхней одежды). Лучше избрать для себя приспособленные к мусульманскому стилю варианты современной одежды, например костюм, состоящий из длинного прямого жакета и длинной юбки прямого покроя. Выбор одежды в огромной мере зависит от индивидуальности каждой женщины, ее сознания, но при выборе хиджаба следует учитывать такие факторы, как климат страны, род занятий и место работы. Ведь то, что подходит в странах Арабского Востока женщине, ведущей домашнее хозяйство или работающей дома, где она окружена многочисленными домочадцами, не подойдет в горном Дагестане хозяйке дома, у которой кроме семьи есть еще и работа вне дома.

Одежда мусульманских женщин должна отличаться от одежды немусульманок. Одна из основных функций хиджаба заключается в том, чтобы показать, что носящая ее женщина - это мусульманка. В частности, не следует носить одежду, имитирующую национальные наряды других народов. Ярким примером таких совершенно неприемлемых для ислама тенденций является мода на платья в индийском стиле, получившая распространение среди некоторых мусульманских женщин Азии. Это не должна быть одежда, свидетельствующая о тщеславии ее обладательницы, т. е. кричащая, покрытая драгоценными камнями, с вплетенными золотыми или серебряными нитями и пр. Женщины, жившие во времена Пророка, выходя из дома, обыкновенно надевали джилбаб (плащ, верхняя одежда) и химар (головную накидку). Со временем в различных частях мусульманского мира возникли и распространились разные виды верхней женской одежды, такие, как абайяс в арабских странах, чадор в Иране, бурка в Пакистане, чадра в Дагестане и пр. Не все они подойдут для климатических условий других стран, но в каждой стране можно носить подобную одежду. Для этого можно выбрать себе длинный плащ или пальто соответствующего стиля, покроя, цвета, а во многих местах страны можно купить или сшить также одежду, которая называется джилбаб - свободную, напоминающую плащ, хорошо знакомую всем мусульманам.

Нужно сказать, что дупатта (головная накидка из пленки, часто продаваемая вместе с шалвар-хамиз) в качестве хиджаба непригодна; надевание практически прозрачной дупатты на голову, когда длинные волосы выглядывают из-под нее, не решает проблемы. Дупатту следует один или два раза сложить, пока она не перестанет быть прозрачной, а затем надеть так, чтобы все волосы были прикрыты. Если это сделать невозможно, лучше вообще использовать для этих целей другой платок или накидку. Ну а если вы

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2010. № 2

5

Бочарова И. А.

принадлежите к числу модниц, вам небезынтересно будет узнать, что в настоящее время очень популярны шарфы в арабском стиле - женщины носят их вместе с шалвар-хамиз.

Среди ученых идут споры о том, в какой степени женщина должна закрывать свое тело. Некоторые из них (в основном - представители школ шафиитов и ханбалитов) считают, что необходимо также закрывать лицо и кисти рук. По мнению мазхаба Малики, все тело, кроме лица и кистей рук, является аурат (то, что должно быть скрыто). Представители школы хана-фитов придерживаются такой же точки зрения. Причем ученые этой школы более позднего периода разрешили не прикрывать и ступни ног. Однако другие ученые не согласились с ними и признали это мнение необоснованным, поскольку оно не подтверждается никакими источниками. Отсюда мы можем сделать вывод, что покрытие тела одеждой полностью, кроме кистей рук и лица, является первоочередной задачей, которую решает хиджаб. Вполне очевидно, что все волосы, шея и руки (кроме кистей) должны быть прикрыты.

Некоторые люди, как мусульмане, так и немусульмане, могут подумать, что ношение хиджаба мешает женщине выполнять определенные виды работ. Это не так. Здесь уместно вспомнить доводы, выдвинутые против школьниц, пожелавших носить хиджаб. Один из них заключался в том, что платки якобы создадут угрозу возгорания во время работы в химической лаборатории. Но платок без труда можно заправить в горловину блузки или свитера. Некоторые удивляются: а можно ли вообще быть юристом, врачом, администратором, журналистом и т. д., когда на тебе - «длинные развевающиеся одежды»? Разумеется, платье, напоминающее цветочную палатку, в деловой части города будет выглядеть неуместно. Однако в хиджа-бе можно выглядеть и деловой женщиной. Если есть иголка и нитка, то можно приспособить для себя большинство моделей одежды либо найти портного, который перешьет ту или иную модель. Достаточно просто купить платье на несколько размеров больше - оно будет свободным и достаточно длинным, чтобы выглядеть, как хиджаб. Если женщина небольшого роста, а в моде - длинные платья и юбки, то задача будет решена. Женщины среднего роста могут купить одежду, предназначенную для высоких. Более высокие женщины могут подобрать себе наряды в специализированных магазинах. Таким образом, приложив незначительные усилия, можно получить практический деловой костюм, позволяющий заниматься любой работой и при этом соответствующий всем исламским требованиям. Нужно заметить, что в старину одежда девушек была облегающей, а женщины носили очень свободные платья. Они имели низко спущенный лиф - до тазобедренного сустава, длинные рукава (на ладонь длиннее рук), широкие проймы рукавов - до самой талии [1].

На самом деле ношение хиджаба не представляет собой какой-то особой проблемы. Где и как приобрести такую одежду, рассказано выше. Ныне женщин, носящих хиджаб, можно встретить на улицах, в магазинах и в

6

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2010. № 2

Бочарова И. А.

офисах фирм, на телевидении и т. д. Это уже не так удивляет, как, скажем, десять лет назад.

Представления о цветовой гамме были выработаны еще в древности. Информация, поступающая в мозг человека при помощи зрения, воспринимается не только в виде предметов, но и в виде цвета. Ощущение цвета -субъективное ощущение, отражение реальной жизни. На цвет материалов традиционной одежды большое влияние оказывают природно-климатические факторы, которые затем закрепляются с помощью традиций или запретов (табу). Издревле использовались в качестве украшений разноцветные камни, самоцветы Урала. Цвета материалов традиционной одежды народов Дагестана созвучны многообразию родной природы, великолепным пейзажам - лесам, озерам горной части края, буйству красок, связанных со сменой времен года. На выбор цвета материалов влияли также доступность и дешевизна некоторых местных растительных и минеральных красителей.

В странах ислама, например, цветовая символика чрезвычайно распространена. Многозначные цветовые символы формировались под влиянием как Древнего Востока, так и Запада. Вместе с тем в цветовой символике ислама много оригинального. Запрет в исламе на изображение людей, животных и т. д. способствовал тому, что цвет стал одним из главных выразительных средств. Цветовые орнаменты, узоры ковров представляют собой систему цветовых символов, отражающих представления мусульман о земной и небесной жизни. В Коране свет, а также наиболее светлые и яркие цвета являются символами блага, божественного начала, но, как и в христианстве, не отождествляются с Богом. Белый выражает чистоту и духовность. В споре невольниц из книги «Тысяча и одна ночь» белый называется «лучшим из цветов». Золотой (желтый) символизирует славу, успех, богатство, торжество и т. д. Считался лечебным цветом (Омар Хайям), вместе с тем желтый имел и негативные значения, в частности, был символом желудочных заболеваний. Красный для мусульман не столь амбивалентен по содержанию, как в других культурах. Этот цвет считался священным, магическим, имеющим большую «жизненную силу». Поэтому ценились драгоценные камни красного цвета - рубины и др. Считалось, что они придают владельцу силу, энергию, бесстрашие. Символизировал он и любовную страсть. Вера в «великую силу красного» была настолько сильной, что считалось за лучшее не показывать камни красного цвета маленьким детям, а также животным, которых он мог испугать или возбудить. В поэтическом творчестве мусульман были широко распространены «красные символы», например, красная роза означала страстную любовь [2, с. 68]. Почитаемым и «священным» считался зеленый цвет (зеленое знамя Пророка). Зеленый символизировал оазис, природу, жизнь, отдых. Камни зеленого цвета приносили жизненную стойкость, счастье и благополучие в делах. По данным А.Е. Ферсмана [3, с. 54], драгоценные камни зеленого цвета были любимы мусульманами больше всех. Синий и фиолетовый (цвета тени), как и у христиан, ценились за их трансцендентный, мистический характер. Синий и

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2010. № 2

7

Бочарова И. А.

фиолетовый - цвета мистического созерцания, приобщения к божественной сущности. Фиолетовый цвет имел и значение обманчивости земной жизни, миража. Весьма существенной особенностью исламской цветовой символики являлся не столь негативный характер черного цвета. Ночь, тьма, тень дополняли свет. Священный камень храма Каабы - черный. Черный - цвет земли. Он же был цветом одежды и знамени аббасидских халифов. Вместе с тем с черным ассоциируются негативные явления: грязь, грех, злые дела. Превалирование положительного отношения к чистым, светлым, сияющим цветам является одной из особенностей исламской цветовой символики. Но, если цвет замутнен, нечист, «грязен», то он теряет для мусульманина всякую привлекательность. Как и в средневековой Европе, это, прежде всего, относится к серому и коричневому. Они - цвета несчастья и нищеты. Серый - цвет пыли и праха, противоположность яркого, разноцветного мира, напоминающий смертным о бренности их существования. Существует определение: «Одежда - часть тела. В обыденной жизни - это внешнее продолжение тела... одежда отчасти врастает в организм. В порядке же зрительно-художественном одежда есть явление тела, и собою, своими линиями и поверхностями строение тела она проявляет» [4, с. 23].

Т. о., традиционный народный костюм - это исторически сложившийся продукт национальной культуры, связанный с образом жизни, обычаями, климатическими условиями, историческими событиями, и особенно -внешним обликом человека. Традиционный женский костюм подчёркивает силуэт. При достаточной ширине одежды очертания женского тела будут скрыты. Такой ансамбль непременно дополняется головным убором и косой (косами) значительной длины. Следовательно, костюм можно назвать знаковой системой или языком культуры, где происходит накопление, оформление в текст и передача культурной информации. Язык костюма, наряду с устной речью, расширял диапазон знаний и представлений общества и служил для передачи информации следующим поколениям. В традиционном народном костюме, как в символико-знаковой системе, зашифрован жизненный опыт множества поколений.

Литература

1. Брак и свадебные обычаи народов Дагестана в XIX - начале XX вв.: Сб. статей. - Махачкала, 1986.

2. Гаджиева С. Дагестанский костюм. - М., 2001.

3. Миронова Л.Н. Цветовая символика в религии. - М., 1984.

4. Ферсман А.Е. Цветовой символизм. - М., 1975.

5. Бешцер В.Н. Народная одежда. - М., 2004.

8

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2010. № 2