Научная статья на тему 'ХИБИНЫ И ИМАНДРА В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ И СОЮЗНИЧЕСКОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ'

ХИБИНЫ И ИМАНДРА В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ И СОЮЗНИЧЕСКОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
233
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХИБИНЫ / ИМАНДРА / ИНТЕРВЕНЦИЯ НА СЕВЕРЕ РОССИИ / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / KHIBINY / IMANDRA / NORTH RUSSIA INTERVENTION / RUSSIAN CIVIL WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сушко Евгений Олегович

Статья посвящена историческим источникам, в которых упоминаются Хибины и озеро Имандра в период и в контексте Гражданской войны и союзнической интервенции на Севере России в 1918-1920 годах. Определено состояние опубликованных российских и зарубежных источников по данной теме. Рассмотрена и проанализирована информация из множества источников различного вида: карт, фотографий, воспоминаний участников событий, официальных документов и др. Несмотря на малонаселенность и труднодоступность района Хибин и Имандры, эта территория, как и другие места Кольского полуострова, стала ареной противостояния большевиков и их противников. Ключевые слова:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KHIBINY AND IMANDRA DURING RUSSIAN CIVIL WAR AND ALLIED INTERVENTION: PAGES OF HISTORY

The paper present study of sources mentioning Khibiny and Imandra in the context of Russian Civil War and North Russia intervention during the period 1918-1920. The state of published Russian and foreign sources on this topic is determined. Sources of various types are considered: maps, photos, memories of participants of events, official documents and others. Information from many sources has been analyzed. Despite the sparsely populated and inaccessible area of Khibiny and Imandra, this area became the scene of confrontation between the Bolsheviks and their opponents, as well as other places on the Kola Peninsula.

Текст научной работы на тему «ХИБИНЫ И ИМАНДРА В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ И СОЮЗНИЧЕСКОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ»

АСПИРАНТСКИЕ ТЕТРАДИ POSTGRADUATE NOTEBOOKS

DOI: 10.37614/2307-5252.2020.1.18.013 УДК 94 (470.21) «1918/1919»

Е. О. Сушко

ХИБИНЫ И ИМАНДРА В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ И СОЮЗНИЧЕСКОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Аннотация

Статья посвящена историческим источникам, в которых упоминаются Хибины и озеро Имандра в период и в контексте Гражданской войны и союзнической интервенции на Севере России в 1918-1920 годах. Определено состояние опубликованных российских и зарубежных источников по данной теме. Рассмотрена и проанализирована информация из множества источников различного вида: карт, фотографий, воспоминаний участников событий, официальных документов и др. Несмотря на малонаселенность и труднодоступность района Хибин и Имандры, эта территория, как и другие места Кольского полуострова, стала ареной противостояния большевиков и их противников. Ключевые слова:

Хибины, Имандра, интервенция на Севере России, Ггражданская война.

Eugene O. Sushko

KHIBINY AND IMANDRA DURING RUSSIAN CIVIL WAR AND ALLIED INTERVENTION: PAGES OF HISTORY

Abstract

The paper present study of sources mentioning Khibiny and Imandra in the context of Russian Civil War and North Russia intervention during the period 1918-1920. The state of published Russian and foreign sources on this topic is determined. Sources of various types are considered: maps, photos, memories of participants of events, official documents and others. Information from many sources has been analyzed. Despite the sparsely populated and inaccessible area of Khibiny and Imandra, this area became the scene of confrontation between the Bolsheviks and their opponents, as well as other places on the Kola Peninsula. Keywords:

Khibiny, Imandra, North Russia intervention, Russian Civil War. Введение

События Гражданской войны на Севере России всегда были на прицеле у историков разного уровня, и связанная с ними тематика никогда не теряла своей актуальности. Ученые проводят исторические исследования, пишут диссертации и монографии. Включаются в научную работу и другие специалисты, рассматривая вопрос с точки зрения вовлеченности какого-либо края, губернии, уезда, волости или же иной северной территории в военно-политическое противостояние. Русский Север представляет совокупность различных местностей — в историческом, географическом и административно-правовом смысле.

Научные исследования выполнялись историками Мурманской области [Киселев, 1977], Архангельской области, Республики Карелии еще с советского времени. Продолжаются они и сейчас, открывая все новые страницы истории.

При этом пристально изучалась не столько сама Гражданская война, если понимать под этим термином только столкновения большевиков и всех белых/ антибольшевистских вооруженных формирований, сколько сопутствующее ей и одновременно главное событие — союзническая интервенция. По сути, именно иностранное вмешательство определило особый статус Гражданской войны на Севере, поэтому без упоминания о нем невозможно представить любой исторический труд обо всех событиях на Севере в рассматриваемый период.

Интервенция анализируется российскими историками и иностранными специалистами. Необходимо отметить, что вопрос касается не только «общей интервенции» союзников, но и действий конкретного государства в период 1918— 1920 годов. Например, А. А. Иванов привел результаты исследования основных позиций зарубежных историков и зарубежной историографии по поводу американской интервенции на Севере России, раскрыл роль и значение рассматриваемых событий, а также описал восприятие этого вмешательства в военно-политических кругах США [Иванов, 2012: 106-111]. Британский историк Н. Барон обнаружил серьезные противоречия и странности в российско-британских отношениях в период интервенции на Севере России [Барон, 2011: 90-96].

Гражданской войной и интервенцией были затронуты практически все населенные пункты, станции и места Кольского полуострова. В особенности это касалось Мурманской железной дороги, с августа 1918 года контролируемой интервентами и белогвардейскими силами. Железная дорога являлась важнейшей транспортной артерией. Именно в этот момент США посылают так называемую экспедицию «Полярный медведь» [Willet, 2003], сыгравшую значительную роль в удержании Мурманской железной дороги и управлении ею вместе с белыми и британскими войсками. Хибины и район Имандры также стали местом противостояния большевиков и их противников.

Характеристика опубликованных источников

Поиск информации о Хибинах и Имандре в рассматриваемый период в открытых источниках ограничен. Отсутствие серьезной источниковой базы составляет главную трудность исследования и не позволяет детально, систематично и качественно изучить то, что происходило на этой территории в годы Гражданской войны и союзнической интервенции. Неизбежна фрагментарность, по этой же причине отсутствуют какие-либо академические труды по интересующему нас вопросу и мнения, высказанные профессиональными историками. Историческая полемика также максимально ограничена и может быть проведена лишь в виде оценки подлинности и значимости фактического материала, используемого в этой статье. Необходим поиск информации, включая работу в архивах и музеях Севера России, требуется тщательное исследование каждого цифрового материала экспедиции «Полярный медведь», в том числе работа в архивах Мичиганского университета [Ann Arbor..., ЭР], военных ведомств России, военных архивах Великобритании, США и Франции (стран — участниц интервенции) и в частных коллекциях и архивах.

Хронологические рамки исследования ограничиваются периодом 19181920 годов.

Территориальные рамки определяются следующим образом. Говоря о Хибинах и Имандре, мы имеем в виду район Хибинского горного массива, станции Хибины, Имандра и Белая, озеро Большая Имандра. При упоминании

Имандры как озера и района около нее важно различать Большую Имандру у Хибинского горного массива и другие части этого озера: Экостровскую Имандру и Бабинскую Имандру. Станция Имандра и станция Хибины находятся у Большой Имандры, при этом в некоторых источниках есть упоминание Имандры (как озера или просто местности) близ Кандалакши и территории вокруг нее, однако это не относится к теме данного исследования. Ввиду скудности описаний эти районы бывает трудно различить.

Все источники можно разделить на несколько групп:

1) воспоминания участников Гражданской войны и интервенции на Кольском Севере;

2) публицистическая литература;

3) географические материалы, в которых названы и описаны данные местности (атласы, карты и др.);

4) официальные документы (приказы, сводки, сообщения);

5) фотографии.

При этом разные группы источников могут быть скомбинированы и составлять единое целое.

Первое упоминание о Хибинах в связи с пребыванием иностранных войск на Кольском полуострове встречается в книге, которая была издана военным министерством США в октябре 1918 года [Russia., 1918]. Она является своего рода справочником, в котором есть сведения о ландшафте Кольского полуострова, станциях Кольской железной дороги, особенностях местности, названиях населенных пунктов, а также другая информация. В самой книге не упоминаются большевики, немцы или что-либо, относящееся к политике или интервенции, однако уже на одной из первых страниц говорится, что «если военные операции в России продолжатся, то желательно иметь всю информацию» [Там же: 1]. Эта книга географического характера активно использовалась интервентами в качестве справочника или путеводителя.

На первой же странице (карте) есть изображение Хибинских гор и озера Имандра. В издании сообщается о двух горных местностях. Первая описана под названием «Умптек Кионскъяр». Если Умптек — название саамское, то Кионскъяр (Khioinskiya) нигде более не встречается. Возможно, это ошибочная транскрипция авторами слова «Хибинская» или же написание с ошибкой каких-то других хибинских топонимов на «К»: Куэльйок, Куйвчорр, Каскаснюнйок, Кальйок, Кунийок. Безусловно, речь идет о Хибинах. Указано, что «горы 25 миль в диаметре, в высоту 4000 футов, поднимаются прямо от линии железной дороги, на восток, и возвышаются над дорогой на 20-25 миль, с центром у станции Имандра» [Там же: 8]. Далее сообщается: «Меньшая горная местность, известная как Луяврурт, имеет диаметр 14 миль и высоту 3600 футов. Лежит на востоке от большего горного массива, от которого она отделена озером» [Там же], здесь речь идет о Ловозерских тундрах. В заключение указано, что «эти высокогорья образуют часть хребта Хибинских гор, простирающиеся с северо-запада и пересекающиеся железной дорогой на участке озера Имандра» [Там же].

В справочнике присутствует список станций вместе с картой, на которой каждая станция пронумерована и указано ее название на русском и английском языках. Станция Имандра значится под номером 6 [Там же: 27-29].

Описывается железнодорожная дорога у Хибин при приближении к станции Имандра: «Линия железной дороги проходит у озера Имандра, которое очень большое с множеством островов <...>. Озеро лежит у главного горного

массива Кольского полуострова, известного как Хибинские горы, которые поднимаются на востоке на 3600 футов вверх. Западные же горы ниже восточных на 1000-1500 футов <...>. Линия проходит у подножия этих гор, пересекая множество рек, которые поднимаются на ледники выше. Нижние гребни горы покрыты сосновыми деревьями, но выше они совершенно голые» [Там же: 39-40].

Станция Имандра характеризуется следующим образом: «... имеет четыре рельсовых пути и двойное водное оборудование. Водная станция находится к югу от депо. Есть казармы для сотрудников и деревянный круглый дом, с тремя специализированными стойлами, вмещающими шесть локомотивов. Там нет города и есть только одно здание вокзала. Местность заполнена песком с небольшим количеством гальки, а болот меньше, чем на юге. Железнодорожная линия продолжается у берега озера Имандра, прорезая хребты Хибинских гор. Горы описаны как "висячие" над озером, но с промежуточным пространством от 1 до 2 миль. Железная дорога пересекает их по широкому проходу на высоте 809 футов. Земля в основном песок с основанием из твердой породы. С левой стороны прекрасные еловые леса, а справа открытая местность. На версте 144 — деревянный мост на насыпи. Верста 156 — лесопилка, один разъезд на восток и один слева» [Там же].

В конце книги приводятся фотографии Хибинских гор под номерами 5 и 6, взятые из материалов финской экспедиции в Хибины Вильгельма Рамзая и других путешественников-геологов. Так, описывается местность у Хибин в географическом издании, использованном американской антибольшевистской экспедицией «Полярный Медведь» [Polar Bear., ЭР].

Представляет интерес также американская карта времен Первой мировой войны [Abbot, 1919: 169], составленная (1918 год), чтобы показать территорию Русского Севера и ее железнодорожные пути, используемые интервентами. На этой карте указаны Имандра и Мурманская железная дорога.

Одним из источников информации о пребывании американских военных на Севере России, в том числе и в Хибинах, является сборник фотографий капеллана Железнодорожного транспортного корпуса Джо Эдварда Уилсона. Часть фотографий вошла в его альбом-книгу о событиях, происходивших в то время. Транспортный корпус являлся подразделением армии США, он был направлен в Россию в апреле 1919 года и находился там до июля того же года для контроля за Мурманской железной дорогой. Сам Джо Уилсон был добровольцем при походе в Россию, участником битвы за станцию Масельгскую в Карелии и ряда других сражений с большевиками [Wilson, 1921: 18]. Его сборник под названием «Изображения Северной России» основан на фотографиях Джо Вильяма Грайера, Фрэнка Дж. МакГрафа и Фреда Е. Минарда, а также на своих собственных. Фотографии он раздал сослуживцам или же продал новостным агентствам. Часть данного архива была дополнена уже родственниками этих людей. Всего в альбоме Уилсона в совокупности 370 фотографий, относящихся к северной интервенции [North Russia., 1919, ЭР].

Большинство главных фотографий Хибин и мест около Хибин доступны именно в альбоме МакГрафа. Распространены, собраны или описаны они самим Уилсоном, а сделаны, как правило, другими людьми. МакГраф являлся рядовым 167-й роты американского Транспортного корпуса [The Arctic antics ., 1919, ЭР]1.

1 Эта информация указана в альбоме-книге Д. Э. Уилсона на странице без номера в отдельном списке солдат и офицеров на английском языке под названием "167th Company".

В его альбоме опубликованы следующие фотографии:

• «Поезд в Хибинских горах» [McGrath, 1918-1919, ЭР: 25];

• «Хибинские горы» [Там же: 26]Данная фотография была сделана Фредом Е. Минардом, так как присутствует под тем же названием в его архиве личных фотографий в хорошем качестве [Minard, ЭР];

• «Вечер на озере Имандра» [McGrath, 1918-1919, ЭР: 58]2;

• «Вдоль озера Имандра на поезде» [Там же: 58]3. Фотография была сделана Фредом Е. Минардом, присутствует в его архиве личных фотографий в хорошем качестве под названием «Озеро Имандра»4 [Minard, ЭР];

• «Полночь из движущегося поезда» [McGrath, 1918-1919, ЭР: 59]5. По этому альбому данное фото невозможно атрибутировать, однако в коллекции Фреда Е. Минарда оно значится под названием «Озеро Имандра 30 июня 1919. Полуночное Солнце из поезда»6 и присутствует в хорошем качестве [Minard, ЭР];

• «Озеро Имандра с гор» [McGrath, 1918-1919, ЭР: 83]7;

• «Хибинские горы» [Там же: 83]8;

• «Ущелье в Хибинских горах» [Там же: 83]9.

Возможно, в альбоме есть и другие фотографии, относящиеся к Хибинам и Имандре, но без подписи определить их трудно.

Уилсон в своем альбоме-книге уже использует карту Северной России, на которой показан Кольский полуостров и отмечены Хибинские горы [The Arctic antics., 1919, ЭР]10. Он поместил в своем альбоме-книге копию фотографии со страницы 25 из альбома МакГрафа под названием «Русский поезд в Кандалакше у Хибинских гор»11 [Там же], то есть сделал географическую ошибку.

Полный перечень всех материалов (фото, текст, записки, военные сводки) экспедиции «Полярный медведь» представлен в архиве исторической библиотеки Бентли, Мичиганского университета [Polar Bear., ЭР].

В книге Дэмиена Райта «Секретная война Черчилля с Лениным: Военная интервенция Британии и Содружества во время Гражданской войны в России, 1918-1920 гг.» описан один из интересных случаев. 27 июня 1918 года британский генерал Чарльз Майнард решает двигаться на юг, чтобы провести инспектирование Кандалакши. Его вагон был остановлен у Имандры станционным смотрителем, который отказывался пропускать поезд дальше. Майнард решительным образом исправил данную ситуацию, направив револьвер на голову мужчины. Смотритель быстро изменил свою позицию, и поезд продолжил движение в Кандалакшу [Wright, 2007: 32]. Однако здесь отсутствует сколько-

1 Оригинальное название на английском языке (здесь и ниже) "Chibinsky Mountains".

2 "Evening at Lake Imandra".

3 "Along Lake Imandra from Train".

4 "Lake Imandra".

5 "Midnight from moving train".

6 "Lake Imandra June 30 1919. Midnight Sun from Train".

7 "Lake Imandra from Mountains".

8 "Chibinsky Mountains".

9 "Gulch in Chibinsky".

10 Map of North Russia" (карта), без указания страницы.

11 "A Russian train at Kandalaksha in the Chibinsky Mountains" (фото), без указания страницы.

нибудь подробное описание места остановки поезда. Это могла быть станция Имандра, но нельзя исключать некоторую вероятность того, что речь шла о станции, находившейся ближе к Кандалакше. А 30 июня на станции Имандра были разоружена группа охранников этого участка Мурманской железной дороги [Тарасов, 1958: 82].

В книге Райта присутствует также информация о боевом порядке союзнического контингента на 15 декабря 1918 года. На станции Имандра в тот момент находилась одна Йоркширская рота и одна секция1 британской пехоты [Wright, 2007: 527]. Аналогичная информация приводится и в советских источниках [Из истории., 1960: 77].

В армейском британском журнале приводится другой интересный случай, описанный участником событий: «В 100 милях вниз по железной дороге была попытка задержать поезд на станции Имандра под тем предлогом, что железнодорожная линия была очищена для поездов, двигающихся на север. Несмотря на этот угрожающий намек, командование дивизии решило подражать ирландскому водителю и считать эти 70 миль между станцией Имандра и станцией Кандалакша улицей с односторонним движением» [Abbot, 1964: 236]. Интервенты также заявили об изъятии у местного населения множества пулеметов и нескольких сотен винтовок во время рейдов на железнодорожные казармы в Имандре и Кандалакше [Там же: 239].

В справочнике под редакцией выдающегося исследователя Хибин А. Е. Ферсмана «Путеводитель по Хибинским тундрам» тоже содержится информация, связанная с Хибинами периода Гражданской войны и интервенции. В главе «Картография Хибинского района» географ Г. Д. Рихтер указывает на создание британцами во время интервенции специальных карт, описывающих Кольский полуостров, Хибинские и Ловозерские тундры. В этих картах были использованы фотографии финской экспедиции и фотографии лесов в Хибинах. Рихтер обратил внимание на недостаточную проработку их данных в области тундр [Рихтер, 1931: 49]. Сами же карты были очень редки, они переизданы в 1920 году штабом Беломорского округа.

Присутствуют Хибины и Имандра в сборнике воспоминаний «Интервенция на Советском Севере 1918-1920». Один из авторов, В. Колосов, повествует о побеге из мурманской тюрьмы, контролируемой белогвардейцами и интервентами. Описывая обстоятельства побега на юг, автор называет станцию Хибины, а также станцию и озеро Имандра [Колосов, 1939: 99].

В сборнике «Борьба за установление и упрочение Советской власти на Мурмане» опубликован документ, который содержит просьбу белогвардейского штаба к английскому интендантству выдавать информаторам белогвардейской службы военно-политического наблюдения за Мурманской железной дорогой солдатский паек через русских комендантов станций. Среди станций указана Имандра [Борьба., 1960: 316].

Известный русский и советский писатель Алексей Николаевич Толстой во время своего пребывания на Кольском полуострове, посещая Хибины, писал о горном массиве: «Англичане во время интервенции побывали в этих тундрах, —

1 Секция — аналог такого традиционного тактического подразделения в советской/ российской армии, как отделение, существовавшее в Первую мировую войну в пехоте британской армии. В секции находилось от 6 до 12 человек.

кое-где и сейчас находят в горах их геологоразведочные отметки: треугольники с буквами. Видимо, интервенты догадывались о неизмеримой поживе, и только упрямство большевиков не позволило им наложить руку на хибинские недра» [Толстой, 1975: 60]. Слова литератора находят частичное подтверждение в попытке одного из британских предпринимателей организовать в Мурманском крае компанию, занимающуюся в том числе и добычей минералов [Борьба., 1960: 242-245]. Тем не менее на текущий момент каких-либо материальных следов (надписи, отметки) нахождения британцев непосредственно внутри горного массива не сохранилось или же они не были зафиксированы.

Хибины и Имандра явились местом боевых действий, восстаний и диверсий. Академик А. Е. Ферсман писал о появлении (после антибольшевистского переворота и начала полномасштабной интервенции) в горах и тундрах красных партизан, поддерживаемых кольскими коми-ижемцами и саамами. Саамы «нарочно водили белые войска по самым худшим дорогам и таким образом препятствовали продвижению их отрядов через Хибины и Ловозеро» [Ферсман, 1968: 52].

В сборнике документов «Гражданская война на Мурмане глазами участников и очевидцев» приводятся воспоминания революционеров и партизан, которые противодействовали интервентам и белогвардейцам [Гражданская., 2006]. Поспелов Иван Константинович (Ванька Каин) [Там же: 205], Казаков Тимофей Федорович — работник станции Хибины [Там же: 241], Вишневский Петр Станиславович [Там же: 248] говорят о важном стратегическом значении станций Хибины и Имандра для всех противоборствующих сторон. Именно там развернулась в 1918-1920 годах партизанская борьба красных против интервентов и белых сил, которая приняла достаточно серьезный характер. Возможно, именно действия партизан привели к изданию начальником Мурманского края Ермоловым приказа от 12 октября 1919 года «Об усилении ответственности в связи с деятельностью партизан на Мурманской железной дороге» [Борьба., 1960: 357], который был направлен на противодействие партизанам и подрывам железной дороги. Кроме станций Княжая Губа и Охтоканда, в приказе значится станция Хибины. А станция Имандра была важным опорным пунктом во время восстания 1920 года [Гражданская., 2006: 242], которое привело к утверждению большевиков на всем Кольском полуострове.

В тот момент речь шла не только о вооруженной борьбе с британцами, американцами и французами. Упомянутый выше партизан Вишневский говорит о сербских солдатах, которые были направлены на освобождение станции Имандра от большевистских вооруженных формирований, захвативших ее в одном из столкновений [Гражданская., 2006: 248]. Неизвестно, находились ли сербы на самой станции, но есть точная информация о сербах на берегу озера Имандра [Britain's sea., 1927: 201].

Столяр Михайлов, подробно описывая уход интервентов с Кольского полуострова в ноябре 1919 года, говорит о подрыве моста на реке Белая, по которому проехали охраняющие интервентов войска национального ополчения [Гражданская., 2006: 252]. В ответ на это генерал-губернатор направил войска на станцию Хибины, однако никаких большевистских групп там не было. Белогвардейцы арестовали нескольких рабочих за диверсию, расстреляв одного

из них. Михайлов продолжал работать столяром на станции Имандра. После восстания в феврале 1920 года он своими активными действиями поддержал захват станции красными, стал членом и заместителем председателя ревкома. Революционными силами был взорван мост у станции Белой. В итоге все вооруженные отряды рабочих со станций Имандра и Хибины отправились для борьбы с белыми силами в Кандалакшу. 24 февраля 1920 года на станции Имандра был заслушан доклад комиссара Иванова и Чумбарова-Лучинского об установлении советской власти.

На станциях Имандра, Хибины и Белая установление советской власти было официально отмечено в «Сообщении Имандровского временного исполкома о восстановлении Советской власти, избрании исполкома и мероприятиях по организации отпора белогвардейцам» от 23 февраля 1920 года [Борьба за установление., 1960: 397-398]. В документе «Из оперативной сводки о вступлении частей VI Красной армии в г. Мурманск и об освобождении станций на Мурманском направлении» от 11 марта 1920 года говорится о занятии железнодорожных станций силами красных, в том числе Имандры и Белой [Борьба за торжество., 1967: 167-168].

Выводы

Гражданская война и интервенция привели к значительному запустению Кольского полуострова: были разрушены транспортные пути, население частично мигрировало в другие районы, из-за белого (в большей степени) и красного (в меньшей степени) террора были потеряны ценные специалисты. Подобная участь постигла и Хибины, где, например, верная мысль академика В. Н. Сукачева о создании геоботанической станции не смогла реализоваться, так как в 1920-х годах «край был почти безлюден, только начал оправляться от интервенции» [Куплетский, 1935: 5].

В Хибинах и Имандре основное противостояние было между партизанскими большевистскими формированиями, включая «спящие» ячейки (те, кто вел мирную жизнь, но при случаях помогал партизанам и сам участвовал в вылазках), с одной стороны, и регулярными сухопутными войсками Великобритании и США (при эпизодической поддержке сербов и солдат других стран), а также вооруженными силами Северной области1, с другой стороны. Белым и союзникам не удалось полностью уничтожить сопротивление большевиков, поэтому партизаны успешно устраивали диверсии, однако ущерб от их действий нельзя преувеличивать.

Целью атак большевиков была Мурманская железная дорога — главный транспортный узел Кольского полуострова. Большевиков в Хибинах и у Имандры поддерживали прежде всего рабочие, а также местное коренное население (саамы и кольские коми-ижемцы).

Таким образом можем констатировать, что, несмотря на кажущуюся малонаселенность и труднодоступность для деятельности человека, территория Хибин и Имандры была такой же ареной Гражданской войны и интервенции, как и другие места на Кольском полуострове.

1 С августа 1918 по март 1920 года автономное государственное образование на Европейском Севере России со столицей в Архангельске.

Список источников

Борьба за торжество Советской власти на Севере: сборник документов, 1918-1920 / сост. Л. В. Владимирова. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1967. 179 с.

Борьба за установление и упрочение Советской власти на Мурмане: сборник документов и материалов // Партийн. арх. Мурм. обкома КПСС, Арх. отд. Мурм. облисполкома, Гос. арх. Мурм. обл. / сост. А. С. Мошкин (ред.) [и др.]. Мурманск: Кн. изд-во, 1960. 494 с.

Гражданская война на Мурмане глазами участников и очевидцев: сборник воспоминаний и документов / Архив. упр. Мурм. обл., Гос. архив Мурм. обл., Мурм. гос. пед. ун-т. Мурманск: Кн. изд-во, 2006. 339 с.

Из истории гражданской войны в СССР: сборник документов и материалов. Май 1918 — март 1919 / сост. П. А. Голуб и др. М.: Сов. Россия, 1960. Т. 1. 832 с.

Колосов В. По тюрьмам белоинтервентов // Интервенция на Советском Севере 1918-1920: сб. / Истпарт. Архангельского обкома ВКП(б). Архангельск: Арханг. обл. изд-во, 1939. С. 87-164.

Ann Arbor, Michigan / University of Michigan Library. 2004. URL: http://name.umdl.umich.edu/3104788.0001.001 (accessed 04.02.2020).

Britain's sea soldiers: A record of the Royal marines during the war 1914-1919. Front Cover. Swiss & Co. History. 1927. 492 p.

Minard F. E. Photograph Collection, 1918-1919. URL: https://deepblue .lib.umich.edu/handle/2027.42/89900 (accessed 04.02.2020).

McGrath F. J. Photograph album, 1918-1919. 98p. Folder 1, Item 1. URL: https://quod.lib.umich.edu/p/polar/92510.0001 (accessed 04.02.2020).

North Russia pictures / taken by John E. Wilson. 1919. URL: https://quod.lib.umich.edu/b/bhlead/umich-bhl-2010123?view=text (accessed

05.02.2020).

Polar Bear Expedition Digital Materials / University of Michigan Library. URL: https://quod.lib.umich.edu/p/polar/ (accessed 31.01.2020).).

Russia, route zone A, Murman Railway and Kola Peninsula, information and route notes, Murmansk to Petrograd. Military monograph subsection M. I. 2, Military Intelligence Division, General Staff. Washington, Govt. Print. off., 1918. 118 p.

The Arctic antics of the North Russian Transportation Corps of the U. S. Army / Edited by John E. Wilson; Historical Officer. [S.l.: s.n.], 1919. URL: https://quod.lib.umich.edu/lib/colllist/ (accessed 31.01.2020).

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Барон Н. Столкновение империй: российско-британские взаимоотношения во время интервенции союзников на севере России, 1918-1919 годы // Труды КарНЦ РАН. 2011. № 6. С. 90-96.

Иванов А. А. Американская интервенция на Русском Севере (19181919 годы): перекресток мнений // Вестник МГИМО. 2012. № 2. С. 106-111.

Киселев А. А., Климов Ю. Н. Мурман в дни революции и гражданской войны. Мурманск: Кн. изд-во, 1977. 224 с.

Куплетский Б. М. Ультраосновные породы Монче-Тундры // Материалы по петрографии и геохимии Кольского полуострова. Ч. 4. Л.: Изд-во АН СССР, 1935. С. 5-61. (Тр. СОПС и ПЕТРИН. Сер. Кольская; Вып. 7).

Рихтер Г. Д. Картография Хибинского района // Путеводитель по Хибинским тундрам / под ред. акад. А. Е. Ферсмана. Л.: Изд-во АН СССР, 1931. 166 с.

Тарасов В. В. Борьба с интервентами на Севере России. (1918-1920 гг.). М.: Госполитиздат, 1958. 312 с.

Толстой А. Н. Публицистика: 1923-1945. М.: Сов. Россия, 1975. 367 с. Ферсман А. Е. Наш апатит. М.: Наука, 1968. 134 с.

Abbot A. W. Сampaign by Rail: Murmansk to Lake Onega, 1918-19 // The Army Quarterly and Defence Journal. Devon: West of England Press, Publishers, Ltd., 1964. No. 2, Vol. 88, July. P. 236-239.

Abbot W. J. The United States in the Great War. N. Y.: Leslie Judge ^mpany, 1919.318 p.

Willett R. L. Russian Sideshow: America's Undeclared War, 1918-1920. Potomac Books, Inc., 2003. 352 p.

Wilson J. E. Russell County in the War: Being a Record of the War Activities of the County and the Part that it Played in the Struggle / Compiled and Written by Lieutenant John E. Wilson. Topeka, Kan., Capper printing co. 1921. 170 p.

Wright D. Churchill's Secret War with Lenin: British and Commonwealth Military Intervention in the Russian Civil War, 1918-20. Solihull. UK, 2017. 576 p.

Сведения об авторе

Cушко Евгений Олегович

магистрант

Мурманский арктический государственный университет Eugene O. Sushko

Master student of the Murmansk Arctic State University

DOI: 10.37614/2307-5252.2020.1.18.014 УДК 908

В. В. Стрельников

МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ В ПРЕДВОЕННЫЙ ПЕРИОД НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА КИРОВСКА1

Аннотация

Статья посвящена вопросам подготовки к Великой Отечественной войне. Эта тема недостаточно освещена в историографии Мурманской области, в особенности на материале отдельных городов региона. Приводятся данные, полученные в результате работы с архивными источниками в ГАМО в городе Кировске. Они относятся, прежде всего, к мероприятиям, связанным с мобилизационной готовностью здравоохранения, противовоздушной и противохимической обороны города. Результаты этой деятельности в предвоенный период были признаны неудовлетворительными. Ключевые слова:

Великая Отечественная война, подготовка к войне, Мурманская область, Кировск.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-09-00392 «Население Кольского полуострова между двумя мировыми войнами: миграции, мобильность, идентичность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.