Научная статья на тему 'ХЕШТЕГИ И ЭТНИЧНОСТЬ'

ХЕШТЕГИ И ЭТНИЧНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
517
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнография
Scopus
ВАК
Ключевые слова
ХЕШТЕГ / ЭТНИЧНОСТЬ / КОМИ-ИЖЕМЦЫ / КРЯШЕНЫ / УБЫХИ / ВИРТУАЛЬНАЯ ЭТНИЧНОСТЬ / КИБЕРЭТНОГРАФИЯ / ИНТЕРНЕТ / HASHTAG / ETHNICITY / IZHMA KOMI / KRYASHENS / UBYKH / VIRTUAL ETHNICITY / CYBER-ETHNOGRAPHY / INTERNET

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Белоруссова Светлана Юрьевна, Данилова Елена Николаевна, Сысоева Мария Эдуардовна

Интернет, став неотъемлемой̆ частью повседневности и символом современного образа жизни, передает и формирует динамику социокультурных изменений, нового уровня общения и взаимодействия. Одним из наиболее популярных инструментов интернет-коммуникации в последнее время выступает хештег, который сегодня является не только средством распространения информации в социальных сетях, но и способом трансляции идентичности. Этнические сообщества, нацеленные на поддержание сплоченности и создание нового способа коммуникации, нашли в хештегах возможность выстроить границы «своих» и «чужих» и обозначить собственное пространство. Коми-ижемцам хештеги позволили выделить себя в качестве отдельной общности с самоназванием #изьватас . Кряшены демонстрируют повышенный интерес к хештегам и разрабатывают определенный алгоритм их использования как для создания внешнего образа группы, так и для сохранения ее внутренней устойчивости. Применение хештегов не только дает надежду на ревитализацию сообщества убыхов (пусть лишь в онлайн-пространстве), но и является неким виртуальным воздаянием ушедшим предкам и памятью о потерянной родине. Для этничности хештег выступает, с одной стороны, средством коммуникации и поддержания жизнеустойчивости общности, с другой - инструментом, позволяющим отстаивать свою самобытность и конкурировать с другими группами. Сформированное через хештег сообщество имеет свои правила и обычаи, интересы и предпочтения, силу и слабости, при этом оно оказывает влияние на динамику этничности как внутри сети, так и за ее пределами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HASHTAGES AND ETHNICITY

Having become an essential part of everyday life and a symbol of the modern lifestyle, the Internet transmits and shapes the dynamics of sociocultural changes, the new level of communication and interaction. In recent times, hashtag has become one of the most popular instruments of Internet communication, and it is nowadays not only a means of information dissemination in social media but also a way of identity broadcasting. Ethnic communities aiming to maintain their unity and develop a new communication mode have found in hashtags an opportunity to set boundaries between the Self and the Other, and delineate their own space. Hashtags have allowed the Izhma Komi to single themselves out as a separate community under the endonym #iz’vatas. Kryashens also appear to be highly interested in hashtags and are developing a particular algorithm of their usage both for the creation of an external image of the group and retaining of its inner vitality. In case of the Ubykh, the usage of hashtags not only brings hopes for the revitalization of their community (though only in online space), but also represents a virtual tribute to the gone ancestors and the memory about the lost homeland. For the ethnicity, hashtag is, on the one hand, a means of communication and maintaining the vitality of a community and, on the other, an instrument of defending its distinctive character and competition with other groups. A community shaped by a hashtag has its own rules and traditions, interests and preferences, and strong and weak points, affecting, at the same time, the dynamics of the ethnicity both inside and outside the web.

Текст научной работы на тему «ХЕШТЕГИ И ЭТНИЧНОСТЬ»

DOI 10.31250/2618-8600-2020-3(9)-33-61 УДК 004.7:39

Музей антропологии и этнографии

С. Ю. Белоруссова им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-2069-3452 E-mail: svetlana-90@yandex.ru

Институт истории и археологии УрО РАН Е. Н. Данилова Музей антропологии и этнографии

им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Екатеринбург; Санкт-Петербург, Российская Федерация

ORCID: 0000-0002-8183-4810 E-mail: danilova@northarch.ru

М. Э. Сысоева

I Хештеги и этничность*

Институт этнологии и антропологии РАН Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Москва; Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-0553-4998 E-mail: mariasysoeva.kubsu@gmail.com

АННОТАЦИЯ. Интернет, став неотъемлемой частью повседневности и символом современного образа жизни, передает и формирует динамику социокультурных изменений, нового уровня общения и взаимодействия. Одним из наиболее популярных инструментов интернет-коммуникации в последнее время выступает хештег, который сегодня является не только средством распространения информации в социальных сетях, но и способом трансляции идентичности. Этнические сообщества, нацеленные на поддержание сплоченности и создание нового способа коммуникации, нашли в хештегах возможность выстроить границы «своих» и «чужих» и обозначить собственное пространство. Коми-ижемцам хештеги позволили выделить себя в качестве отдельной общности с самоназванием #изьватас. Кряшены демонстрируют повышенный интерес к хештегам и разрабатывают определенный алгоритм их использования как для создания внешнего образа группы, так и для сохранения ее внутренней устойчивости. Применение хештегов не только дает надежду на ревитализацию сообщества убыхов (пусть лишь в онлайн-пространстве), но и является неким виртуальным воздаянием ушедшим предкам и памятью о потерянной родине. Для этничности хештег выступает, с одной стороны, средством коммуникации

* Исследование выполнено за счет гранта РНФ № 18-78-10077 «Виртуальная этничность и киберэт-нография: новация на фоне традиции»

и поддержания жизнеустойчивости общности, с другой — инструментом, позволяющим отстаивать свою самобытность и конкурировать с другими группами. Сформированное через хештег сообщество имеет свои правила и обычаи, интересы и предпочтения, силу и слабости, при этом оно оказывает влияние на динамику этничности как внутри сети, так и за ее пределами.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: хештег, этничность, коми-ижемцы, кряшены, убыхи, виртуальная этничность, киберэтнография, интернет

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Белоруссова С. Ю., Данилова Е. Н., Сысоева М. Э. Хештеги и этничность. Этнография. 2020. 3 (9): 33-61. doi 10.31250/2618-8600-2020-3(9)-33-61

Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography S. Belorussova (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences

St. Petersburg, Russian Federation ORCID: 0000-0002-2069-3452 E-mail: svetlana-90@yandex.ru

Institute of History and Archaeology of the Ural Branch E. Danilova Russian Academy of Sciences

Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences Ekaterinburg; St. Petersburg, Russian Federation ORCID: 0000-0002-8183-4810 E-mail: danilova@northarch.ru

Institute of Ethnology and Anthropology RAS M. Sysoeva Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography

(Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences Moscow; St. Petersburg, Russian Federation ORCID: 0000-0002-0553-4998 E-mail: mariasysoeva.kubsu@gmail.com

I Hashtages and ethnicity

ABSTRACT. Having become an essential part of everyday life and a symbol of the modern lifestyle, the Internet transmits and shapes the dynamics of sociocultural changes, the new level of communication and interaction. In recent times, hashtag has become one of the most popular instruments of Internet communication, and it is nowadays not only a means of information dissemination in social media but also a way of identity broadcasting. Ethnic communities aiming to maintain their unity and develop a new communication mode have found in hashtags an opportunity to set boundaries between the Self and the Other, and delineate their own space. Hashtags have allowed the Izhma Komi to single themselves out as a separate community

under the endonym #iz'vatas. Kryashens also appear to be highly interested in hashtags and are developing a particular algorithm of their usage both for the creation of an external image of the group and retaining of its inner vitality. In case of the Ubykh, the usage of hashtags not only brings hopes for the revitalization of their community (though only in online space), but also represents a virtual tribute to the gone ancestors and the memory about the lost homeland. For the ethnicity, hashtag is, on the one hand, a means of communication and maintaining the vitality of a community and, on the other, an instrument of defending its distinctive character and competition with other groups. A community shaped by a hashtag has its own rules and traditions, interests and preferences, and strong and weak points, affecting, at the same time, the dynamics of the ethnicity both inside and outside the web.

KEYWORDS: FOR CITATION:

hashtag, ethnicity, Izhma Komi, Belorussova S., Danilova E., Sysoeva M. Hashtages

Kryashens, Ubykh, virtual ethnicity, and ethnicity. Etnografia. 2020. 3 (9): 33-61.

cyberethnography, Internet (In Russ.). doi 10.31250/2618-8600-2020-3(9)-33-61

Интернет, став неотъемлемой частью повседневности и символом современного образа жизни, передает и формирует динамику социокультурных изменений, нового уровня общения и взаимодействия. Одним из наиболее популярных инструментов интернет-коммуникации в последнее время выступает хештег, который сегодня является не только средством распространения информации в социальных сетях, но и способом трансляции идентичности.

Днем рождения хештега принято считать 23 августа 2007 г., когда бывший сотрудник Google и разработчик Uber американец К. Мессина опубликовал твит с предложением индексировать информацию в тематические «каналы» через применение хеш-символа # и словесного тега. Впрочем, использование «решетки» для решения различных информационных задач имеет более раннюю историю. В 1980-х годах на стационарных телефонах появились новые клавиши в добавление к цифровым знакам — # и *. В их функции входило выполнение удаленных запросов, в частности настройка сигнала тревоги вызова или установка времени желаемого звонка. В 1988 г. «решетку» начали использовать разработчики IRC (Internet Relay Chat) для создания вне физического коммуникативного сообщества. Нажатие на символ # и указание определенного слова подключало пользователей к различным каналам, где те могли обмениваться файлами и текстовыми сообщениями (Salazar 2017: 22-23). Алгоритм IRC вдохновил Мессину на упорядочивание сообщений в Twitter: клик на слово с «решеткой» должен был выводить сообщения по определенной теме, погружать пользователя в область избранных интересов и давать возможность встречной коммуникации.

Мессина обратился к пользователям Twitter с просьбой оценки его идеи: «Что вы думаете о том, чтобы использовать решетку (#) для разных

групп?». Реакция была разной: одни не хотели превращать Twitter «в безудержный чат IRC», другие, наоборот, с интересом высказывались о возрождении IRC на новой платформе (Salazar 2017: 26). Само руководство компании в лице основателя и креативного директора С. Бизы поначалу сомневалось в массовом использовании хештегов и не спешило поддерживать проект.

Интерес к хештегам со стороны пользователей проявился на практике. На фоне новостей о пожаре в Сан-Диего в 2007 г. журналист Н. Риттер ввел в своем аккаунте отдельный тег #sandiegofire, который использовался не только для отслеживания происходящего и возможности делиться обновленной информацией, но и для координации действий в чрезвычайной ситуации1. В 2009 г. президентские выборы в Иране переросли в настоящую «революцию в Twitter»2, наглядно продемонстрировав силу и влияние хештега #IranElection. В результате компания Twitter приняла идею Мессины и добавила гиперссылки для «кликабельности» слов с «решеткой»3. Алгоритм работы хештега придумал К. Мессина, а вот название термина ввел ведущий научный сотрудник медиакомпа-нии Gigaom С. Бойд. Он соединил заимствованное из языка программирования С название символа # — hash («хеш», 'решетка') и английское tag ('метка').

С конца 2000-х годов хештег используют по-разному, в том числе для привлечения внимания к политическим кампаниям и протестам, в рекламе и товарном продвижении. В определенной степени хештег напоминает «сарафанное радио» (Salazar 2017: 26), где большее количество упоминаний вовлекает большее количество участников (Bruns, Moe 2011: 2). Активность применения хештегов в первые годы их появления была настолько высока, что по итогам 2012 г. американское диалектологическое общество назвало «хештег» словом года. С 2010 г. маркетинговые компании стали подавать заявки на регистрацию товарного знака хештега: по статистике, на начало 2017 г. поступило свыше 5 000 заявок, 2 200 из которых были поданы в 2016 г., что на 64% больше по сравнению с предыдущим годом (Фистина 2018: 53). Алгоритм объединения информации по тегам и ключевым словам вскоре подхватили и другие социальные сети: Facebook и «Вконтакте» «решетка» помогает упорядочивать посты, персональные страницы и информацию внутри сообществ, Instagram — фото и короткие видео.

Упрощенный алгоритм передачи информации через хештеги приводил и к информационным казусам. В июне 2010 г. в связи со смещением лидера лейбористской партии и премьер-министра Австралии К. Радда

1 https://factoryjoe.com/2007/10/22/twitter-hashtags-for-emergency-coordination-and-disaster-relief/. (дата обращения: 15.04.2020)

2 https://www.journalism.org/2009/06/25/iran-and-twitter-revolution/ (дата обращения: 15.04.2020).

3 https://www.dw.com/en/happybirthday-the-hashtag-turns-10/a-40192091 (дата обращения: 15.04.2020).

пользователи Twitter обменивались новостями с хештегом #spill («разлив» — австралийский политический сленг для партийного голосования). Задолго до этого с помощью того же #spill другие пользователи несколько месяцев наблюдали за разливом нефти в Мексиканском заливе. Июньское количество постов по австралийской ситуации было огромным и затмило собой нефтяной катаклизм. Пользователи, следящие за экологической проблемой, удивлялись ее активизации и высказывали опасения: «Хорошо, а что с тегом #spill? Неужели BP сбросила больше нефти?» (Bruns, Moe 2011: 2).

А. Брунс и Ш. Стиглиц выделили три группы хештегов: 1) специальные (быстро распространяются и в конечном итоге существуют самостоятельно); 2) повторяющиеся (используются в рамках определенной темы); 3) более конкретные (при обсуждении частного случая) (Bruns, Stieglitz 2012). Хештегам свойственны временность и непостоянство: некоторые из них быстро забываются, в то время как другие могут успешно работать в течение нескольких лет. Зачастую хештег не только используется для упорядочивания информации, но и служит реакцией на происходящее. А. Брунс и Х. Мо называют «нетематическими» хештегами #fail, #win, #facepalm или #headdesk — они считаются эмоциональными маркерами, которые являются отклонениями от изначального коммуникативного смысла хештега (Bruns, Moe 2014: 18).

Ю. Е. Галямина выделяет следующие функции хештега: «тематический маркер» (связывает текст не только по смыслу, но и «синтаксически»), «оценочное имя» (оценка персонажа сообразно его действиям — #вратарьдырка, #дзюбачемпион), «предикативно-классифицирующая» роль (личная оценка ситуации — #жизньболь, #хорошийдень), модальность (через использование известного высказывания или устойчивого выражения, к примеру #ИМХО — In My Humble Opinion), маркирование самого себя или использование хештега как противоположность заголовку (Галямина 2014: 15-21). Ю. В. Шурина разделяет хештеги по функциональной направленности на «серьезные» и «шутливые»/«игровые». Первые призваны выполнять экономические, номинативные и социальные запросы, в то время как вторые — творческие задачи (Шурина 2016: 163). Согласно В. В. Богуславской и И. В. Богуславскому, основными свойствами хештега являются «выделение главной мысли сообщения при помощи ключевых слов; тематическая группировка информации; обеспечение быстрого поиска по интересующим темам». Авторы обращают внимание на значимость использования хештегов для продвижения сообщения: согласно статистике, использование хотя бы одного хэштега в посте вовлекает на 12,6% больше пользователей (Богуславская, Богуславский 2017: 54).

Хештеги все активнее становятся способом коммуникации и взаимодействия. Так, старший вице-президент по маркетингу и стратегии бренда

Oxygen Media Джейн Олсон стала свидетельницей общения между сотрудниками с помощью хештегов — «хештег: извини я опоздаю» или «хештег: хороший день» (Щурина 2016: 163). Во многих случаях использование хештегов служит возможностью для самопрезентации: П. Соколовски отметил, что «слова selfie (селфи) и hashtag (хештег) относятся к способам общения и самовыражения» (Богуславская, Богуславский 2017: 54).

В отечественных исследованиях хештег рассматривается преимущественно в качестве нового лингвистического феномена (Кан 2017). Его описывают как специфический «интернет-прием», позволяющий нивелировать недостатки цифрового формата — «одновременно информационного и эмоционального» (Ахапкина, Рахилина 2014: 7). На основе анализа особенностей Twitter А. П. Атягина приходит к заключению, что использование хештегов — это способ семантической компрессии в социальной сети, где сжатие текста происходит без потери важной информации. С одной стороны, хештеги выступают ключевыми словами для понимания поста неосведомленным пользователем. С другой — они могут быть вписаны в само сообщение, чтобы максимально полно иллюстрировать идею (Атягина 2012: 206-207).

Согласно указанным исследованиям, малоформатность хештегов «обусловлена прежде всего прагматической установкой виртуального типа коммуникации, когда от ее участников требуется передать большое количество информации, используя возможно малый объем языковых единиц» (Наволока 2018: 569). Журналист В. Емельяненко по этому поводу заметил:

... Начинал свою пока короткую историю хештег всего лишь как знак, отделявший один твит от другого, и по смыслу, и по их количеству. Однако очень быстро выяснилось, что у него есть и иная функция — смысловая. Стиль и объемы интернет-переписки и общения таковы, что требуют уложить максимальный объем информации в минимальную форму. Чтобы было удобно и быстро читать, а потом так же оперативно и четко отвечать. Но четкость требует осмысления. Так постепенно хештег стал не просто отделять твиты и посты, а вычленять из них главную мысль или созданный образ (Емельяненко 2013).

Иногда хештеги не только указывают на обсуждаемые явления, но и сами становятся событиями (Salazar 2017: 30). Например, хештег #challenge стал вызовом к совершению каких-либо «подвигов» среди интернет-пользователей (обливание водой, выполнение сложных физических упражнений) и публикации их в Сети. Реальное действие, таким образом, рождалось как реакция на наличие определенного хештега, а не наоборот.

Ключевая роль хештегов с точки зрения антропологии, — возможность создавать сообщества и поддерживать их деятельность. Б. Бох и С. Агреста считают, что «сила хештегов заключается в том, что они открывают диалог для практически всего сообщества Twitter... Приглашают всех и каждого принять участие в обсуждении определенной темы» (Bough, Agresta 2001). Т. Говард отмечает коммуникативную функцию хештега как наиболее значимую, поскольку она позволяет поддерживать связь между сообществами (Howard 2010). По словам Э. Салазара, хештеги являются своего рода «клеем, связывающим людей вокруг разных предметов» (Salazar 2017: 31), и, таким образом, пользователи становятся единомышленниками, объединенными общими целями, интересами, привычками или предпочтениями (Lim, Datta 2013). Иногда хештег сравнивается со «средством взаимопонимания и общения "систематизированного" сообщества» (Богуславская, Богуславский 2017: 56). Хештег-сообщество привлекательно для интернет-пользователей еще и тем, что оно открыто и свободно — в него можно легко зайти и так же легко выйти.

Сегодня различные группы и сообщества (в том числе этнические) активны в применении хештегов — часто этот инструмент помогает выстроить границы «своих» и «чужих» и обозначить собственное пространство. В следующих разделах мы рассмотрим опыт использования хештегов среди коми-ижемцев, кряшен и убыхов. Каковы мотивы, побуждающие к применению хештегов среди указанных групп? Помогают ли они поддерживать этническую идентичность? Как повлияли виртуальные «слова с решеткой» на реальную ситуацию в сообществах?

Сбор информации для исследования проводился преимущественно среди виртуальных сообществ и на персональных страницах в социальных сетях (Facebook, Вконтакте, «Одноклассники»), по личным аккаунтам в Instagram и Twitter, в мессенджерах Whatsapp и Telegram. Кроме того, среди интернет-пользователей проводились онлайн- и офлайн-интервью-ирование, а также онлайн-анкетирование.

КОМИ-ИЖЕМЦЫ

Коми-ижемцы, ижемцы (самоназвание изьватас) — финно-угорская этническая группа, осознающая себя особым культурным сообществом среди других представителей народа коми. Исторической родиной считается р. Ижма, откуда впоследствии народ расселился на большом пространстве Европейского Севера4. В настоящее время ижем-ские коми проживают в бассейне средней Печоры (Республика Коми), на Кольском полуострове (Мурманская область), в Большеземельской

4 Подробнее об истории формирования группы коми-ижемцев см., например, Конаков Н. Д., Котов О. В. Этноареальные группы коми: Формирование и современное этнокультурное состояние. М.: Наука, 1991. С. 46-104.

тундре (Ненецкий автономный округ), в бассейне нижней и средней Оби, в Уральской и Надымской тундрах (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа). Ижемцы обладают яркой культурной спецификой, которая проявляется в хозяйственной специализации, диалектных особенностях языка и самосознании. Офлайн-актуализация идентичности этнического сообщества ижемских коми проявлялась в 1930-е годы на фоне последствий политики коренизации (Шабаев, Истомин 2017: 102-103); в 1990-е годы в процессе политической мобилизации этнич-ности (Теребихин, Шабаев 2012: 44); в начале XXI в. в период подготовки и проведения переписи 2002 г. (Шабаев и др. 2009: 59); в 2010-е годы во время конфликтов с ресурсодобывающими компаниями (Ким и др. 2015: 90-91).

Новой площадкой, которая позволила ижемцам активно позиционировать свою идентичность, стал интернет, особенно социальные сети, где обсуждаются значимые для народа темы и демонстрируется этнокультурное наследие. Киберсреда все больше становится местом проявления и самопрезентации традиционной культуры и постепенно занимает свою нишу в актуализации этничности (Головнёв и др. 2018). В своем исследовании мы сосредоточили внимание на одной из особенностей сетевой коммуникации — хештеггинге. Эта особенность позволяет изучать, как люди передают, транслируют и обнаруживают информацию. Мониторинг общедоступных публикаций в социальных сетях показывает, что основным хештегом, осуществляющим референцию к коми-ижемцам, является #изьватас; наряду с ним, но значительно реже, используются #izvatas, #ижемцы, #комиижемцы. Наибольшей популярностью среди возможных платформ пользуется «Вконтакте», менее востребованы оказались Instagram и Facebook (далее мы используем принятые сокращения ВК и БВ).

Первое употребление хештега #изьватас зафиксировано в 2014 г. у пользователя Instagram А. Терентьева, впоследствии эта практика была перенесена им в ВК, где и набрала наибольшее количество приверженцев. К настоящему времени этот хештег использовали 754 раза5, из них 590 в ВК, 151 в Instagram и 13 в БВ. Популярность хештега #изьватас среди других этнически окрашенных меток, позволяющих соотнести себя или публикуемую запись с сообществом ижемцев, показывает следующая статистика. Транслитерированный вариант основного хештега #izvatas (81 случай использования в ВК) перестал встречаться на этой платформе с конца 2016 г., в Instagram поисковая строка отсылает лишь к 22 публикациям, а в БВ — только к одной. Такие хештеги, как #ижемцы (235 случаев в ВК, 13 — в Instagram, 5 — в БВ), и #комиижемцы (12 случаев в ВК,

5 Здесь и далее данные о количестве случаев употребления хештегов приведены на 10 апреля 2020 г.

13 — в Instagram, 4 — в FB) нередко идут в качестве дополнения к основному хештегу.

Мониторинг социальной сети ВК показывает, что только в 5 % случаев хештег #изьватас употребляется в качестве единственной метки к публикации, во всех остальных существует дополнительное маркирование. Так, например, в 40 % случаев вместе с ним употребляются хештеги #коми (или #komi), в 22 % — #сыктывкар, в 6 % — #луд, в 5 % — #кмнс и другие. В Instagram, согласно данным сайта https://gettags.info, на котором можно генерировать хештеги по определенной тематике, к #изьва-тас предлагаются следующие связи: #коми, #ижма, #ижемцы, #сык-тывкар, #изьва, #томизьватас, #izvatas, #народысевера, #род, #прорф, #единствонародов, #россия, #луд, #кмнс, #детикоренных, #молодежь-мира, #unique, #ижемскийрайон, #республикакоми, #акмнссидврф, #komi, #микотыр, #ддн, #ямал, #щельяюр, #ачпас, #краснощелье, #народырос-сии, #ловозеро. Анализ связанных хештегов демонстрирует контекст их использования: отсылает нас к значимым событиям (например, таким, как — традиционному празднику Луд) или уточняет местонахождение пользователя (Сыктывкар, Ямал, с. Краснощелье и др.). Иногда в связке хештегов оказываются единичные, которые отсылают к конкретным личностям: #Чупров, #Рочев. Самой устойчивой корреляцией с основным хештегом является #коми, что свидетельствует о «сложной» идентичности и прекрасно проиллюстрировано В. Ануфриевой: «Я отношусь к коми нации, но при этом остаюсь и ижемкой»6.

Наиболее репрезентативной выборкой для анализа представляются общедоступные публикации в социальной сети ВК, объединенные хештегом #изьватас. Большинство из них (78 %) сделаны на страницах сообществ (рис. 1), остальные 22 % — в персональных аккаунтах пользователей (рис. 2). Анализ записей показывает динамику роста использования хештега. Если в 2018 г. он встречался 116 раз, в 2019 г. — 166, то только за три месяца 2020 г. зафиксировано уже 117 случаев. Положительная динамика может свидетельствовать как о постепенном освоении кибер-среды, так и о стремлении привлечь внимание на фоне каких-либо событий в офлайн-пространстве. О связи между распространением информации в социальных сетях и происходящими событиями свидетельствует первое употребление хештега сообществом: 21 ноября 2014 г. в группе FinUgorщина в записи, посвященной конфликту коренных жителей с региональным подразделением нефтяной компании «Лукойл».

В настоящее время с меткой #изьватас публикуются материалы разного характера: повседневные посты, биографии, документы, этно-проекты, объявления, конкурсы, фотографии людей в национальной

6 В. Ануфриева: Мы живем на одной земле // Северные ведомости. № 42, 2010. 15 октября. URL: http://www.gazetasv.ru/spisok-nomerov/2010-god/43-sv-42-ot-15-oktyabrya-2010-goda/4920-2010-10-13-12-08-17 (дата обращения 10.04.2020).

одежде, храмов, природы, населенных пунктов, видеозаписи праздников, встреч, выступлений национальных коллективов, аудиофайлы песен и др. Наибольшую активность среди всех сообществ, тематическая направленность которых связана с презентацией культуры ижемцев, проявляет РОД «Землячество "Изьватас"» (4016 подписчиков, Сыктывкар). Группа принадлежит региональному общественному движению из Сыктывкара «Землячество коми-ижемцев Изьватас в Республике Коми» и активно занимается этнопрезентацией в сети (67 % от числа публикаций во всех сообществах сделано именно на ее страницах). Вторым по числу публикаций сообществом является Том Изьватас (открытая группа, 316 участников, г. Ижма). Эта группа представляет в виртуальном пространстве молодежное крыло Межрегионального общественного движения «Изьватас» и позиционирует себя как «группа коми-ижемской молодежи — активной, культурной, здоровой и образованной». Основная цель создателей сообщества обозначена как «поддержка, активизация, развитие, повышение самосознания и стремление к самопознанию и совершенствованию ижем-ской молодежи»7. Своими публикациями они стремятся привлечь молодое поколение к общественной деятельности, выявлять и поддерживать наиболее талантливых, сохранять культурное наследие и пропагандировать язык коми-ижемцев. Наконец, третьей группой по числу использования хештега #изьватас является публичная страница Межрегионального общественного движения коми-ижемцев «Изьватас» — Пространство Изьватас (открытая группа, 314 участников). В этой группе также активно используются метки #кольскиеизьватас, #изьватасЯмала, #изьватасНАО.

Несмотря на то что хештеггинг набирает все большую популярность, пока не все сообщества им пользуются. Так, например, группа Ми олам зарни вужъяс0н («Мы живем золотыми корнями», общественная организация, 590 подписчиков), которая занимается сохранением культуры и традиций коми-ижемцев, публикует полезную информацию и делает репосты, пока не освоила данную технику.

Другие группы, напротив, вооружились этим инструментом и используют различные хештеги. Так, одной из групп был запущен флеш-моб, в котором предлагалось разместить на своей страничке фотографию в национальном костюме с хештегами #ДеньНародногоЕдинства, #4 ноября, #МыИжемцы, #Мохча. Другой пример — проведение межрегионального фотоконкурса «Мой народ — моя Россия», инициатором которого выступило молодежное движение коми-ижемцев «Том Изьватас». По условиям конкурса все желающие, «независимо от возраста и этнической принадлежности», живущие на территории компактного проживания коми-ижемцев, должны разместить свои фотоработы в группе

7 https://vk.com/tom_izvatas.

1Г& \\ РОД "Землячество "Изьватас"

17 мар 2016

#РОД #Изьватас #Ижма #Иэьва #коми #ижемцы »Сыктывкар #IZVATAS Бур лун, мада Изьватас!!!

С? 24 ^>3

Рис. 1. «Добрый день, милые Изьватас»: пример размещения хеш-

тега на странице сообщества в ВК Fig. 1. "Hello, dear Iz'vatas": example of placing a hashtag on a community page on VK

ТомИзьватас с хештегами #МойНародМояРоссия, #ТомИзьватас. Фотографии разделяли по двум номинациям: «Мы коренные» (дружба народов, национальные праздники, традиционный костюм, самобытность региона и т. д.) и «Никто не забыт, ничто не забыто» (фотографии военных лет, участников Второй мировой войны или тружеников тыла из числа коренных народов Севера). Примечательно, что проводимый в ВК конкурс был широко анонсирован, объявления о приеме заявок разместили в FB, Instagram, на сайте правительства Мурманской области, на интернет-портале «Вечерний Мурманск».

Помимо сообществ, в 22 % случаев хештег #изьватас встречается в общедоступных публикациях на личных страницах пользователей, при этом он сопровождает как записи, связанные с представлением своей культуры в веб-среде, так и повседневные информационные сообщения

и фотографии. Персональную мотивацию этноактивисты обосновывают не только желанием достойного позиционирования своей культуры, но и стремлением наблюдать за происходящим, отслеживая маркированные записи:

Основная мотивация в том, что стараюсь, по мере публикаций, подчеркивать свою этническую принадлежность, надеюсь, что и использование хештега мной может сподвигнуть других ижемцев использовать его. И, естественно, затем прослеживать такого рода публикации, в основном связанные с родным краем, традиционной жизнью и бытом ижемцев, да и просто увидеть, что творится среди нашего немногочисленного субэтноса (КПМА 2020).

Я ижемка, <.. .> принимаю участие на международной арене как представитель одного из коренного населения в России. Поэтому сам Бог велел использовать # [хештег. — Прим. ред.] <...> как способ популяризации культуры, традиций, истории, образа жизни и т.п. в интернет-пространстве, преимущественно для молодого поколения, динамично развивающейся молодежи, которая занимает наибольший удельный вес в структуре пользователей сети интернет... (КПМА 2020).

Анализ хештеггинга иллюстрирует, что киберсреда постепенно занимает свою нишу в презентации культуры коми-ижемцев, оказывая влияние на этническую реальность. При этом наиболее востребованной и эффективной для этих целей оказалась социальная сеть ВК, использование которой широко распространено среди молодежи. Кроме нее в последнее время также набирает популярность мессенджер Telegram, где появляются комиязычные и двуязычные (на русском и коми) каналы (КПМА 2020). Став хранилищем этнокультурного наследия, веб-среда дает возможность пользователям погружаться в свою культуру и восполнять знания, которые раньше передавались только посредством реальной (офлайн) практики.

Знак #, появившийся перед самоназванием изьватас, становится своеобразным маркером объединения людей и позволяет привлекать все больше внимания к осознанию особости своей этнической группы. При этом происходит как активная солидаризация участников, выражающих свою этническую принадлежность, так и привлечение пассивных наблюдателей, которые до некоторого времени не акцентировали внимания на своей идентичности.

Возросший интерес к использованию хештегов, осуществляющих референцию к культуре коми-ижемцев, и активное освоение веб-пространства все большим количеством пользователей (возможность выхода в интернет теперь есть во многих удаленных районах российского Севера)

позволяют размышлять о том, что виртуальный мир не только становится площадкой для актуализации этничности, но и предлагает свои инструменты для конструирования идентичности.

Александр Терентьев

11 янв 2016

Изьваса том йбз, код олэ али велэдчэ Сыктывкарын! Январ 15 лунэ квайт час рытсянь чукартчам Изьва керкаын сёрнитны 2016 вося планъяс йылысь, тшбтш грантовой отсэг корсьбм кузя. Районсянь локтас Николай Рочев. Виччысям ставос, юбртэ ёртъясныдтэ!

#Изьва #Ижма #Изьватас #коми #Сыктывкар #керка

<2 27 ¿С>3

Рис. 2. Пример размещения хештега в общедоступной публикации на

личной странице пользователя ВК Fig. 2. Example of placing a hashtag as part of a publicly-accessible post on a personal VK page

КРЯШЕНЫ

Разговоры о самоопределении кряшен актуализировались в период подготовки, проведения, обработки материалов и представления результатов Всероссийской переписи населения 2002 г. Тогда, несмотря на многочисленные согласования и дискуссии, у кряшен впервые с 1926 г. появилась возможность в графе «Ваша национальная принадлежность» указать свою этническую принадлежность. Однако на деле они столкнулись с сопротивлением: очевидцы до сих пор помнят, как переписчики отказывали им в записи с указанием, что «такого народа не существует», или «записывали карандашом "кряшен", а затем исправляли ручкой на "татарин"». Некоторые случаи имели вполне радикальный характер: руководителю общественной организации кряшен Людмиле Белоусовой пришлось пережить разбирательство в прокуратуре, чтобы добиться в переписном листе записи «кряшенка». С того времени «кряшенской проблеме» стали уделять особое внимание ученые, общественные и политические деятели. Для самих кряшен дискуссия вокруг переписи стала толчком к активности в отношении самопознания и самосознания (Белоруссова 2019). В онлайн-пространстве кряшены начали себя проявлять уже накануне следующей переписи населения 2010 г.

^^ к0гуак0У0_сИе1п ■ Подписаться —

к ко7уакоуо_сИе1пу_оШс1а1 ! ! ! 8 этом году на ежегодном конкурсе Питрау Керэшен чибэре/Кряшенская красавица, который проходит в д.Зюри Мамадышского района из нашей деревни участвует Милена Новикова. Друзья, нужно её поддержать!

Сейчас идет открытое голосование на сайте "Туганайлар". Ссылка для голосования представлена ниже* желаем удачи! .й

http://www.tuganaylar.ru/tt/2014-09-

25-12-53-26/Кет/2...

#козяковочелны#рыбнаяслобода#та

тарстан#кряшенскаякрасавица#керэ

шенчибэре#питрау#петровдень#Ма

мадыш#Жори#зюри#туганайлар#ке

рэшеннэр#кряшены#кряшенытатарс

ФОТ и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-ф Нравится alenka.31.03 и ещё 60

9 ИЮЛЬ 2016 г.

Добавьте комментарий... Опубликовать

Рис. 3. Изображение кряшенки Fig. 3. Image of a Kryashen woman

В 2008-2009 гг. социальная сеть ВК набирала известность среди молодой аудитории. Одним из ее первых популярных инструментов было объединение в группы по разным тематикам, в том числе по этническим. В 2008 г. студент Антон Байрашев создал группу под названием КРЯШЕНЫ—КЕРЭШЕННЭР, которая вызвала большой интерес среди молодого поколения. Кряшены активно «добавлялись» в группу, знакомились и переписывались, обсуждали перспективы сообщества, предлагали проекты по актуализации культуры, отстаивали свою самобытность в общении с представителями других народов. Сегодня ВК остается самой популярной социальной сетью среди кряшен: ее как основную среди используемых выделяют 62,1 % опрошенных. Однако постепенно активность перемещается в Instagram (25,2 %), где общение происходит через обмен фото, видео, прямые эфиры, истории и комментирование (КПМА 2019).

Впервые хештег #кряшены встречается в публикации группы ВК Керэшен Гореф-гадэтлэре: Этник щырлары, биюлэре [Кряшенские традиции: этнические песни, танцы] от 21 октября 2012 г., где представлена одна из версий происхождения кряшен. В Instagram тот же хештег появляется в июле в 2013 г. в публикации о проведении кряшенского фестиваля «Питрау». Впоследствии молодые кряшены начали добавлять хештеги #якряшен и #минкерэшен к своим фото (преимущественно селфи) с этнических мероприятий (рис. 3). Сегодня круг кряшенских хештегов и маркируемых ими публикаций расширился. Их добавляют к любым публикациям кряшен даже без выраженной этнической тематики: поздравления с праздниками, последние новости в России и мире, ход строительства дома или сбор урожая.

Кряшенские хештеги бывают русскоязычными (#кряшены, #якряшен, #кряшен, #силакряшен), их пишут и на языке этнического сообщества (#керэшеннэр [кряшены], #минкерэшен [якряшен], #керэшен [кряшен]), а также англоязычными (#kryashen, #kryashens, #kryashengirl). Иногда их составляют из слов разных языков или частей слов, например, #кряшен-нэр, #минкряшен. Кроме того, в записях встречаются хештеги с одним и тем же словом, но разной транслитерацией татарских букв — #керэ-шеннэр или #керэшеннэр. Хештег может содержать этнические варианты названий сообщества (#кряшены, #якряшен, #керэшеннэр и т. д.) или делать акцент на региональном, тематическом или гендерном аспекте (#керэшенкызлары [кряшенские девушки], #керэшенавыллары [кряшенские деревни], #кряшенскийприход).

Обычно хештеги используются в Instagram, реже — в ВК, FB и «Одноклассниках». Самый популярный хештег #кряшены упоминается в Instagram в 2 852 публикациях, в ВК — в 745 постах, в «Одноклассниках» — в 61, а в FB — в 42. В Twitter данный хештег встречается в 13 публикациях; в отличие от постов в других социальных

сетях, где кряшены самостоятельно маркируют свои записи, в Twitter их применяют внешние наблюдатели. Например, пользователь Jorgi Ortjomi 24 июля 2019 г. рассуждал о происхождении кряшен: «Кряшены — это татары за вычетом наследия Золотой Орды #кряшены #татарлар».

КОЛИЧЕСТВО ПУБЛИКАЦИЙ С КРЯШЕНСКИМИ ХЕШТЕГАМИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ (НА 23 МАЯ 2020 Г.)

Название Instagram ВК «Одноклассники» FB

#кряшены 2852 745 61 42

#якряшен 2470 714 8 22

#керэшеннэр 1721 102 0 0

#минкерэшен 1670 704 10 23

#кряшен 866 127 37 22

#минкряшен 763 40 2 4

#керэшенкызлары 473 41 2 13

#керэшенавыллары 390 0 0 0

#силакряшен 340 33 0 14

#керэшеннэр 307 284 1 0

#керэшен 194 15 0 1

#керэшенкызы 169 6 0 4

#кряшеннэр 143 0 0 1

1200 Количество публикаций с популярными хэпггегами у кряшен по годам

юоо 8оо боа

4оа 200 Л

0 2015 20l6 2017 20l8 2019 -»-#якряшен —*-#минкерэшен -«-#кряшены 2020 (середина мая)

График 1. Количество публикаций с популярными хештегами у кря-шен по годам

Graph 1. Numbers of Kryashen posts with popular hashtags by year

Динамика кряшенских хештегов в Instagram показывает, что в 2016— 2017 гг. пользователи чаще других указывали в своих записях #якряшен и #минкерэшен. В 2018 г. к числу популярных кряшенских хештегов прибавился #кряшены, а уже в 2019-м и первой половине 2020 г. количество публикаций с данным хештегом значительно превзошло остальные. На вопрос анкеты «Какой хештег вы считаете наиболее эффективным?» большая часть респондентов также выбрала #кряшены (60,8 %), следом за ним — #якряшен (49 %), #минкерэшен (45,1 %), #керэшеннер (38,8 %). Вероятно, возросшая актуальность хештега #кряшены вызвана началом подготовки к Всероссийской переписи населения 2020 г. и активной онлайн-дискуссией по поводу четкого самоназвания (график 1).

Несколько лет назад кряшены придумали новый хештег — #силакря-шен. Сегодня он является популярным и продвигаемым — его используют в группах в ВК, Instagram, в названиях диалогов и на аватарах. По словам кряшен, этот хештег обозначает «обязанность сохранять единство». Вероятно, #силакряшен появился в том числе на фоне разногласий внутри самого сообщества и отражает его внутренние переживания. Хештег служит своего рода девизом кряшен, соединяя в себе призыв к стойкости и согласию, память о прошлом и мечту о будущем.

Хештеги с кряшенской тематикой выполняют две основные функции: 1) демонстрация этнической группы во внешнем пространстве, 2) сохранение ее внутреннего единства. С одной стороны, хештеги дают возможность позитивного позиционирования своего сообщества в онлайн-среде. На вопрос «Зачем нужны хештеги с кряшенской тематикой?» кряшены отвечали следующим образом: «Чтобы знали, что мы есть», «чтобы люди знакомились с нашей культурой», «чтобы пройти по хештегу и увидеть, чем живут кряшены», «для продвижения кряшен, чтобы больше людей знало о нас». С помощью хештегов кряшены подчеркивают независимый статус своей группы: «Чтобы люди знали, что мы идентифицируем себя как отдельный народ», «сказать всем, что мы не татары, мы кряшены!», «не путали нас с крещеными татарами». Кроме того, кряшены рассчитывают на эффективность использования хештегов в деле восстановления их «утраченного юридического права на самоопределение».

В то же время хештеги определяют границы этнического сообщества кряшен в интернет-пространстве. По их мнению, хештег может «скооперировать как можно больше соплеменников», а также дает «возможность найти представителя своего народа для дружбы и, возможно, дальнейших отношений, создания семьи, если повезет». Некоторые через хештеги нашли своих соплеменников и заново открыли собственную культуру: «Многие девочки и мальчики написали мне, что, оказывается, "ты тоже кряшен", а я думал я один такой... а нас все больше и больше)». Большинство кряшен согласны, что расстановка хештегов в публикациях

позитивно влияет на динамику кряшенской этничности, способствует «единству народа», «сохранению традиций, культуры и самобытности»:

Чем больше публикаций с хештегами, тем больше понимания, что нас много, что нужно гордиться своим народом. Переходишь по хештегам, а там столько красивых девушек и парней — «свои». И прямо душа радуется © (КПМА 2020)

Если хештеги представляют ценность для идентичности кряшен, то для южноуральских нагайбаков (этнических соседей кряшен) они менее значимы. В Instagram хештег #нагайбаки упоминается 599 раз, в ВК — 71, в «Одноклассниках» — 14, в FB — 10. В основном этот хештег ставят не сами нагайбаки, а внешние пользователи, желающие поделиться новостями о народе. Несколько лет назад нагайбачка Юлия Туктарева переехала в Казань и стала активно взаимодействовать с кряшенским сообществом. На своей странице в Instagram она иногда пишет #якряшен, но не ставит хештегов с нагайбакской тематикой. По ее словам, в среде нагайбаков такое афиширование не принято и повышенная активность в отношении этничности будет неправильно воспринята соплеменниками.

Нагайбаки включены в перечень коренных малочисленных народов, и, вероятно, их официальный статус способствует не только сдержанному проявлению себя в медиасфере, но и стремлению избежать избыточных акцентов на этничности в онлайн-среде. Напротив, отсутствие признанного статуса кряшен стимулирует активность в выборе инструментов для виртуального позиционирования, в том числе через хештеги.

УБЫХИ

Выражение собственной этничности посредством использования символической «решетки» характерно и для пользователей, позиционирующих себя как потомков убыхов, некогда проживавших на черноморском побережье Кавказа, в районе современного Сочи. Эта уникальная этническая общность на завершающем этапе Кавказской войны покинула родные места, массово переселившись в «единоверную Турцию», где убыхи оказались в одних и тех же деревнях, что и переселенные туда абхазы и адыги. Смежное проживание способствовало постепенной замене убыхского языка на соседские адыгские диалекты, а позже и адыгская речь стала выходить из употребления под натиском турецкой (Кузнецов 2016: 299-300). Окончательная же дата «смерти» убыхского языка, 7 октября 1992 г., связана с кончиной Тевфика Эсенча, признанного исследователями «лучшим убыхофоном» (Сысоева 2016: 180). Вместе с тем по лингвистическим показателям сообществу приписывают статус вымершего или стремительно вымирающего народа, в то время как

в Турции исследователи насчитывают около 15-20 тыс. потомков кавказских махаджиров (переселенцев) (Чирикба 2015: 412).

Начавшийся в постсоветское время процесс убыхского возрождения сегодня представляет собой явление, развивающееся одновременно в двух плоскостях — на просторах Всемирной сети и офлайн. В связи с этим необходимая степень легитимации сообщества достигается как «традиционными» практиками (получение «убыхского» паспорта, фиксация исследователями факта существования семей убыхского происхождения, попытки включения в Единый перечень коренных малочисленных народов8), зачастую безуспешными, когда речь идет об этническом ренессансе, так и посредством качественно иного инструмента конструирования идентичности — хештега.

Мониторинг тематических групп и сообществ, а также персональных аккаунтов, намекающих на этническую принадлежность владельца, позволяет сделать вывод, что наиболее востребованными площадками бытования «убыхских» хештегов являются такие социальные сети, как Instagram, Facebook, и гораздо реже подобные теги встречаются на просторах ВК.

Initagtam, опои« ^ у @ Q? {

birruyagordum_officia • Подписки

The National Library of Norway

Nina Korbu, Lars Tingelstad, Ingeborg Fossestel, Cantekin Cantez, Burcu Esenr;. Burak Esenq... @catarsis25 @burakesenc @burcuesenc @levent_ahi @ingeborgfo @norwayinturkey

#ubih #wubih #adige #^erkes #ubih^a #ubykh #oubykh #birruyagordum

#birrtiyagdrdumanlatsamdaanlamazsi niz #tevfikesenc #norwayinturkey #documentary #belgese[

]Y Я

авится burakesenc и ещё 55

Я 2018 г.

те комментарий... Опубликовать

Рис.4. Пример размещения «убыхских» хештегов в одном ряду с #adige, #jerkes.

На фотографии внуки Тевфика Эсенча - Бурак (второй слева) и Бурджу (третья слева). URL: https://www.instagram.com/p/Bq1q-rQhIxN/?hl=ru Fig. 4. Example of placing 'Ubykh' hashtags in line with #adige and #jerkes.

In the photo, Tevfik Esench's grandchildren — Burak (second from left) and Burdzhu (third from left).

8 КизиловА.С. Потомки убыхов в России // Археология и этнография понтийско-кавказского региона. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2016. Вып. 5. С. 251-279.

Сложившаяся ситуация, вероятно, обусловлена территориальным и языковым охватом сервисов: в ВК представлены в основном русскоязычные хештеги (#убыхи — 156, #убых — 33, #убыхи_есть — 2)9, кроме разового упоминания английского написания #иЬукк в информационном посте кра-еведа-блогера Виталия Штыбина10, в то время как в Instagram и FB встречаются и турецкие варианты написания:

1ш1^гат ЕВ

#уиЬД 4608 5

^иЫИ 161 8

#иЬЛ 1517 36

#иЬШ 747 22

954 12

169 9

Стоит отметить и прагматическую сторону использования «решетки» — возможность включения в общий информационный контекст, а также актуализации конкретного сообщения. Ввиду этого приложение Instagram является наиболее удобным при использовании хеште-гов, поскольку изначально было ориентировано на обмен фотографиями и видеозаписями и вследствие этого включает посты в общие тематические «разделы» посредством тегирования. Именно поэтому внимание исследования по большей части сосредоточено на мониторинге и анализе персональных аккаунтов в социальной сети Instagram.

Убыхскими хештегами маркируются публикации разного характера: фотографии людей в национальных костюмах, фрагменты экспозиций этнографических музеев, виды кавказского ландшафта и населенных пунктов, биографии исторических деятелей, выдержки из архивных материалов и научных публикаций филологов, лингвистов и кавказоведов, аудио- и видеозаписи убыхской речи, танцев, повседневные информационные посты и проч. Так, став формой выражения этничности, хеш-тег формирует сетевое поле постов убыхской тематики, через которое пользователь презентует себя как члена указанной этнической группы. Среди таких «убыхских» меток в Instagram наибольшей популярностью пользуются: #убыхи (9120), #убых (более 4815), #vublh (4608) / #vubih (161) / #vubihhh (1), #иЬукк (1696) / #иЬ^ (1516) / #иЬ^ (744) / #иЫЫаг (15), #иЫЫаг (2), #ubykhs (30),#wublh (955) / #wubih (169), #убыхский-танец (893) / #иЬуШ^апсе (1), #ubykhlanguage (9) / #ublhdili (5), #убы-хия (149), #иЫШа (9) / #уиЫИуа (1), #иЬ1кда (32) / #иЬ1кса (7) / #иЫИса (1)

9 Здесь и далее приведены данные мониторинга 16 апреля 2020 г.

10 https://vk.com/wan113432884_21465 (дата обращения: 03.04.2020).

и др. Вариативность написания в большей степени зависит от языковой раскладки клавиатуры пользователя. Однако недоступность турецких букв «I», «£», «£» можно преодолеть, применив уже созданные теги и тем самым расширив охват потенциальной аудитории. Представлены и «уникальные» хештеги, созданные путем добавления к тегу смайла, например, в Instagram предложены шесть вариантов #убыхскийтанец, из которых в четырех указанное словосочетание сопровождается различными эмодзи (сердца, символ молитвы, лилия-меч и проч.).

Не все посты, содержащие эти метки, отсылают к исследуемому сообществу, зачастую под хештегом #убых также скрывается указание на одноименный хутор в Приморском районе города Новороссийска. Однако такие сообщения легко вычленить, поскольку они не сопровождаются другими тематически близкими тегами. В то время как, согласно данным мониторинга, лишь в редких случаях «убыхский» пост маркируется одним хештегом. Зачастую пользователи размещают вышепредстав-ленные метки в одном ряду с #cerkes/gerkes/cirkassian, #adige, #арт\а, #abaza, #kafkas (рис. 4). Такая ситуация демонстрирует характерную для современных потомков убыхов многоуровневую идентичность: «турки» (по паспорту гражданина Турции), «кавказцы»/«черкесы» (в случае коммуникации с турецким большинством) и лишь потом «убыхи» (в случаях коммуникации с другими представителями черкесского сообщества в Турции), что подтверждается и информантами: «Если турки спрашивают, то мы — черкесы, а среди черкесов, мы — убыхи» (Колесов и др. 2016: 245). В этой иерархии «убыхству» отведено второстепенное место, а такая ситуативная идентичность либо унаследована еще от предков на Кавказе, либо является результатом политики турецких властей по отношению к пришлому населению. Так или иначе перенесение стратегии самопозиционирования из обыденной жизни на просторы социальных сетей демонстрирует неразрывную связь онлайн- и офлайн-миров, провести непроницаемую разделительную линию между которыми не представляется возможным.

Обращают на себя внимание некоторые «сенсационные» хештеги-заявления, такие как:

Instagram FB ВК

#убыхи_есть 9 6 2

#ubykhs_exist 5 2 0

#убыхи_живы 5 0 0

#не_последние_не_ушедшие_убыхи 4 0 0

Стоит отметить, что первый хештег — #убыхи_есть/#ubykhs_ exist — в основном маркирует посты, анонсирующие выход научной

статьи, в наименовании которой содержится данный хештег11. Появление остальных предположительно можно объяснить включением убыхского языка в Атлас исчезающих языков ЮНЕСКО, а также возросшим интересом к сообществу в связи с провозглашением Генеральной Ассамблеей ООН 2019-го года Международным годом языков коренных народов (International Year of Indigenous Languages).

Применяются и геохештеги, указывающие на районы наиболее плотного расселения убыхов либо малую родину — #maykop, #sogi, #gerkesya, #abhazya, #kafkasya, #Haciosman. В совокупности такие теги применяются в маркетинговых целях — для включения сообщения в поле адыгской/ черкеской/кавказской тематики и привлечения набольшего числа подписчиков — или являются способом дополнительного маркирования многоуровневой убыхской идентичности, акцентируя внимание в том числе и на территориальной преемственности (рис. 5).

Стоит отметить также именные хештеги, выступающие своего рода символом «ушедшего сообщества». Среди таковых по частоте упоминаний выделяются две группы: 1) отсылающие к знатному убыхскому роду Берзек, активно себя проявившему в годы Кавказской войны — #берзек (336 — Instagram, 5 — FB, 2 — ВК) / #berzeg (31 — Instagram,

I — FB, 1 — ВК), #хаджиберзек (5 — Instagram, 4 — FB) / #haciberzeg (1 — Instagram, 1 — FB), #догомукоберзек (2 — Instagram); 2) связанные с фигурой «последнего убыха» Тевфика Эсенча — #тевфикэсенч (2 — Instagram) / #tevfikeseng (42 — Instagram) / #tevfikesenc (27 — Instagram, 23 — FB) / #tevfikesench (3 — Instagram). Согласно данным мониторинга 2018 и 2020 гг., частота обращений к тегу Тевфик Эсенч увеличилась практически в четыре раза. Такой интерес, вероятно, связан с проблемой The Last Native Speakers, актуализированной в рамках вышеупомянутого Международного года коренных языков, а также с презентацией документального фильма Bir Ruya Gordum12, авторами которого выступили внуки прославленного убыхофона — Бурджу и Бурак Эсенчи (Агабабян, Сысоева 2019: 77). В качестве информационных источников о процессе съемок, планирующихся презентациях и полученных наградах служат аккаунт в Instagram @birruyagordum_official и страница в FB «Bir Ruya Gordum». Кроме того, для проекта созданы отдельные хештеги #birruyagordum (176 — Instagram, 9 — FB), #birruyagordum

II Имеется в виду следующая статья: Агабабян А. Г., Сысоева М. Э. «#Убыхи_есть»: медиастратегии конструирования этнической идентичности // Известия СОИГСИ. 2019. № 31 (70). С. 73-92.

12 Впервые широкой аудитории был представлен 19 апреля 2019 г. в рамках 30 Международного кинофестиваля, проходившего в Анкаре. На сегодняшний момент прошли девять презентаций в городах Турции (Стамбул, Измир, Малатья и др.) и одна в Иордании, кроме того, фильм удостоен национальной премии на VII кинофестивале в Кайсери. Из-за распространения COVID-19 на время приостановлены показы в странах Европы, а среди планов на будущее съемочная команда отмечает возможность презентации в России. Все это демонстрирует значимость проекта и бесспорный авторитет Тевфика Эсенча, а вместе с тем и актуальность устоявшегося мифа о «последнем убыхе».

Рис. 5. Пример использования гео-хештегов.

URL: https://www.instagram.com/p/ByLHDsCBDej/?hl=ru Fig. 5. Example of geo-hashtags usage

(30 — Instagram, 9 — FB), #birrйyagдrdйmanlatsamdaanlamazsmlz (43 — 1п8^гат, 9 — FB), которые практически в каждом посте дополнительно сопровождаются именным тегом главного героя — Тевфика Эсенча.

Зафиксированы и хештеги, прямо не отсылающие к «убыхству», но отражающие характерные явления, отношение к которым имеет и исследуемое сообщество. Так, обострившаяся в связи с предстоящей переписью 2020 г. проблема отсутствия единого названия для представителей черкесского мира нашла выражение в хештегах #яЧеркесАты (635 — Instagram, 30 — БВ, 63 — ВК), #мычеркесы (26 — Instagram, 7 — БВ, 1 — ВК). Активист Руслан Мелуш опубликовал видеообращение в Instagram, в котором призывает:

.. .всем Адыгам, объединиться одним названием. Доказать что мы едины не на словах, а на деле. У нас один язык, одна история, одна культура, один флаг, а записаны мы по-разному, как чужие друг другу народы. Это не правильно! Тем, кто думает так же как я, прошу записать видео ролик с обращением к народу, о правильности называть себя Черкесами. И добавляйте свои видео под хештегом #яЧеркесАты13.

13 www.instagram.eom/p/Btf1eagH92N/ (дата обращения: 03.04.2020).

Пользователи БВ также высказались в поддержку акции, переняв указанные хештеги. Объясняя целесообразность введения общего названия, активисты указывают на отсутствие в реестре народов РФ национальности «адыг», в связи с чем все назвавшие себя таким образом, попадают в раздел «иные», тем самым снижая численность «черкесов». Кроме того, по мнению организаторов акции, такие меры могут способствовать сохранению языка, на базе которого в дальнейшем возможно создание и внедрение электронных словарей и приложений для телефонов (Черкесы, адыги... 2019).

Примкнуть к флешмобу также призывают и потомков убы-хов, соотносящих себя с адыгским миром, что, в свою очередь, еще раз подтверждает тезис о ситуативности и иерархичности убыхской идентичности.

Безусловно, не все публикации, содержащие «убыхские» хештеги, указывают на соответствующую этническую принадлежность автора. Имеют место исторические зарисовки заинтересованных блогеров и журналистов о славном прошлом некогда ушедшего с территории Кавказа народа, а также этнографические заметки исследователей. Кроме того, в некоторых сообщениях размещение такой «убыхской ссылки» видится совершенно случайным, необходимым скорее для расширения охвата аудитории и повышения «кликабельности» поста.

Тем не менее через применение «решетки» претенденты на убых-ский бэкграунд, а также активисты ревитализационного движения могут заявлять и напоминать о себе, создавать тематически единое пространство, привлекая тем самым сторонних пользователей. Увеличивающаяся частота применения «убыхских» хештегов свидетельствует об актуальности и неугасающем интересе к убыхскому вопросу, несмотря на господствующее представление об исчезновении сообщества.

Помимо погружения пользователя в желаемый информационный контекст, хештег предоставляет возможность субъективизации самоидентичности, тем самым создавая «альтернативное» этническое сообщество, где проявляемая интернет-активность выступает своего рода компенсацией дефицита реальной коммуникации. Перенесение культурных символов, а также практики позиционирования себя в интернет-пространство демонстрирует, насколько взаимосвязанными и во многом дополняющими друг друга явлениями оказываются офлайн- и онлайн-конструи-рование «убыхства».

* * *

Сегодня хештег является не только способом упорядочивания накопленной информации, но и актуальным инструментом конструирования идентичности в эпоху цифровизации. Этнические сообщества,

нацеленные на поддержание сплоченности и создание нового способа коммуникации, нашли в хештегах возможность очерчивать собственное пространство. Из трех рассмотренных примеров видно, что использование хештегов позволяет организовать информацию в единый тематический поток и создать альтернативное этническое сообщество, стать членами которого можно через использование «решетки». Для коми-ижемцев хештеги стали возможностью выделения себя в качестве отдельной общности с собственным именованием, в связи с чем они активно используют самоназвание #изьватас. Кряшены демонстрируют повышенный интерес к хештегам, разрабатывают определенный алгоритм их использования как для создания внешнего образа группы, так и для сохранения ее внутренней устойчивости. Применение хештегов не только дает надежду на ревитализацию сообщества убыхов (пусть в онлайн-пространстве), но и является неким виртуальным воздаянием ушедшим предкам и памятью о потерянной родине.

Для этничности хештег выступает, с одной стороны, средством коммуникации и поддержания жизнеустойчивости общности, с другой — инструментом отстаивания самобытности и конкуренции с другими группами. Сформированное через хештег сообщество имеет свои правила и обычаи, интересы и предпочтения, силу и слабости, при этом оно оказывает влияние на динамику этничности как внутри сети, так и за ее пределами.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КПМА 2019, 2020 (Киберполевые материалы авторов).

Группа ВК Землячество «Изьватас». URL: https://vk.com/izvatas_komi (дата обращения: 15.04.2020).

Группа ВК Ми олам зарни вужъяс0н. URL: https://vk.com/public61936248 (дата обращения: 15.04.2020).

Группа ВК КРЯШЕНЫ — КЕРЭШЕННЭР. URL: https://vk.com/kryashennar (дата обращения: 15.04.2020).

Группа ВК Керэшен Гореф-гадэтлэре: Этникщырлары, биюлэре. URL: https://vk.com/ the_kryashens (дата обращения: 15.04.2020).

Группа ВК Пространство Изьватас. URL: https://vk.com/modizvatas (дата обращения: 15.04.2020).

Группа ВК Том Изьватас. URL: https://vk.com/tom_izvatas (дата обращения: 15.04.2020).

Группа ВК FmUgor-щина URL: https://vk.com/club28491652 (дата обращения: 15.04.2020).

Интернет-портал «Вечерний Мурманск» URL: https://vmnews.ru/novosti/2020/03/04/ severyan-priglashayut-pouchastvovat-v-fotokonkurse-moy-narod — moya-rossiya (дата обращения: 15.04.2020).

Сайт правительства Мурманской области. URL: https://gov-murman.ru/region/saami/ saami_news/detail/354063/ (дата обращения: 15.04.2020).

Черкесы, адыги и перепись 2020 // Kavkaz.com — Кавказ. реалии. 2019. 13 февр. URL: www.kavkazr.com/a/29767434.html (дата обращения: 03.04.2020).

Iran and the «Twitter Revolution». URL: www.journalism.org/2009/06/25/iran-and-twit-ter-revolution/(дата обращения: 16.03.2020).

#HappyBirthday! The hashtag turns 10. URL: www.dw.com/en/happybirthday-the-hashtag-turns- 10/a-40192091 (дата обращения: 16.03.2020).

Twitter Hashtags for emergency coordination and disaster relief. URL: https://faetory-joe.com/2007/10/22/twitter-hashtags-for-emergency-coordination-and-disaster-relief/ (дата обращения: 16.03.2020).

АгабабянА.Г., СысоеваМ.Э. «#Убыхи_есть»: медиастратегии конструирования этнической идентичности // Известия СОИГСИ. 2019. № 31 (70). С. 73-92.

Атягина А. П. Твиттер как новая дискурсивная практика в сети Интернет // Вестник Омского университета. 2012. № 4. С. 203-208.

Ахапкина Я. Э., Рахилина Е. В. Предисловие редакторов // Современный русский язык в интернете / ред. Я. Э. Ахапкина, Е. В. Рахилина. М.: Языки славянской культуры, 2014. С. 7-13.

Белоруссова С. Ю. #Силакряшен: виртуальная жизнь непризнанного народа // Сибирские исторические исследования. 2019. № 2. С. 41-63.

Богуславская В. В., Богуславский И. В. Медиатекст и хештеги: цифровая трансформация СМИ // Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12. № 5. С. 51-58.

Галямина Ю. Е. Лингвистический анализ хештегов Твиттера // Современный русский язык в интернете / ред. Я. Э. Ахапкина, Е. В. Рахилина. М.: Языки славянской культуры,

2014. С. 13-23.

Головнёв А. В., Белоруссова С. Ю., Киссер Т. С. Веб-этнография и кибер-этничность // Уральский исторический вестник. 2018. № 1 (58). С. 100-108.

Емельяненко В. Слова за решеткой // Русский мир. Февраль 2013 URL: https://rusmir. media/2013/02/01/reshetka (дата обращения: 18.04.2020).

Кан Е. В. Хештеги как новое лингвистическое явление // Филологический аспект: междунар. науч.-практ. журн. 2017. № 1. С. 90-98. URL: https://scipress.ru/philology/arti-cles/kheshtegi-kak-novoe-lingvisticheskoe-yavlenie.html (дата обращения: 18.04.2020).

КимХ. Ч., Шабаев Ю. П., Истомин К. В. Локальная группа в поиске идентичности (коми-ижемцы: динамика культурных трансформаций) // Социологические исследования.

2015. № 8. С. 85-92.

Колесов В. И., Кузнецов И. В., Кузнецова Р. Ш., Сысоева М. Э, Хуако З. А. Потомки убыхов в Турции//Археология и этнография понтийско-кавказского региона. Вып. 5. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2016. С. 225-251.

Конаков Н. Д., Котов О. В. Этноареальные группы коми: Формирование и современное этнокультурное состояние. М.: Наука, 1991.

Кузнецов И. В. Убыхи: границы, «вымирание», шаги к ревитализации // Археология и этнография понтийско-кавказского региона. Вып. 5. Краснодар: Кубанский гос. ун-т,

2016. С. 289-304.

Наволока Ю. С. Функции хештегов в современной российской рекламе (на материале рекламы в социальной сети Instagram) // Известия Южного Федерального университета. Филологические науки. 2017. № 4. С. 145-153.

Наволока Ю. С. Хештег-текст как новый форма т текста в интернет-пространстве (на примере социальной сети «Инстаграм») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 12-3 (90). С. 568-573.

Сысоева М. Э. Жорж Дюмезиль и Тевфик Эсенч: полвека сотрудничества // Археология и этнография понтийско-кавказского региона. Вып. 5. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2016. С. 171-194.

Теребихин Н.М., Шабаев Ю. П. Чудь, поморы и комиижемцы: реидентификация или конструирование идентичностей (этногенетические технологии на Европейском Севере) // Европейский Север: локальные группы и этнические границы. Сыктывкар, 2012. С. 29-59. (Труды Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН. Вып. 71).

Фистина Е. А. Хештег как средство индивидуализации // Тенденция развития науки и образования. 2018. № 37-3. С. 53-55.

Чирикба В. А. Расселение убыхов на Кавказе и в Турции // Инал-ипа Ш. Д. Убыхи. Историко-этнографические очерки. Приложение 2. Чирикба В.А. Убыхские этюды. Сухум, 2015. С. 395-446.

ШабаевЮ. П., Истомин К. В. Территориальность, этничность, административные и культурные границы: коми-ижемцы (изьватас) и коми-пермяки как «другие» коми // Этнографическое обозрение. 2017. № 4. С. 99-114.

ШабаевЮ. П., Садохин А. П., Шилов Н. В. Этнонациональные движения в новой социокультурной реальности // Социологические исследования. 2009. № 10. С. 57-66.

Щурина Ю. В. Жанровое своеобразие социальной сети Instagram // Жанры речи. 2016. № 1. С. 156-168.

Bough B.B., Agresta S. Perspectives on Social Media Marketing. Cengage Learning. Boston, 2010.

Bruns A., Moe H. Structural Layers of Communication on Twitter // Twitter and Society/ Ed. by K. Weller, A. Bruns, J. Burgess, M. Mahrt, C. Puschmann. New York: Peter Lang Publishing, 2014. P. 15-29.

Bruns A., Moe H. The Use of Twitter Hashtags in the Formation of Ad Hoc Publics. 2011. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/5a41/9e801bcb14637580bb3e990e6e444b02b6bf.pdf7_ ga=2.226961949.1862187623.1586948137-1526946843.1586948137 (дата обращения: 15.04.2020).

Bruns A., Stieglitz S. Quantitative Approaches to Comparing Communication Patterns on Twitter // Journal of Technology in Human Services. 2012. Vol. 30. Pp. 160-185.

Howard T. Design to Thrive: Creating Social Networks and Online Communities that Last. Burlington: Morgan Kaufmann Publishers, 2010.

Lim K. H., Datta A. A Topological Approach for Detecting Twitter Communities with Common Interests // Ubiquitous Social Media Analysis, Lecture Notes in Artificial Intelligence. Heidelberg: Springer. 2013. Pp. 23-43.

SalazarE. Hashtags 2.0 — An Annotated History of the Hashtag and a Window to its Future // Icono 14 / Ed. by F. Garcia, M. Gertrudix. Madrid, 2017. Vol. 15 (2). P. 16-54.

REFERENCES

Agababyan A. G., Sysoeva M. E. ["#Ubykh_Eat": media strategies for constructing ethnic identity]. Izvestiya SOIGSI [Izvestiya SOIGSI], 2019, no. 31 (70), pp. 73-92. (In Russian).

Ahapkina Ya. E., Rahilina E. V. [Foreword by the editors]. Sovremennyj russkijyazyk vInternete [Modern Russian on the Internet]. Moscow: Yazyki slavyanskoj kul'tury Publ., 2014, pp. 7-13. (In Russian).

Atyagina A. P. [Twitter as a New Discursive Practice on the Internet]. Vestnik Omskogo uni-versiteta [Omsk University Bulletin], 2012, no. 4, pp. 203-208. (In Russian).

Belorussova S. Yu. [#Silakryashen: the virtual life of an unrecognised people]. Sibirskie istoricheskie issledovaniya [Siberian Historical Research], 2019, no. 2, pp. 41-63. (In Russian).

Boguslavskaya V. V., Boguslavskij I. V. [Media text and hashtags: digital media transformation]. Gumanitarnyj vector [Humanitarian vector], 2017, vol. 12, no. 5, pp. 51-58. (In Russian).

Bough B. B., Agresta S. Perspectives on Social Media Marketing. Boston: Cengage Learning, 2010. 304 p. (In English).

Bruns A., Moe H. Structural Layers of Communication on Twitter. Twitter and Society. New York: Peter Lang Publishing, 2014, pp. 15-29. (In English).

Bruns A., Moe H. The Use of Twitter Hashtags in the Formation ofAd Hoc Publics. 2011. Available at: https://pdfs.semanticscholar.org/5a41/9e801bcb14637580bb3e990e6e444b02b6bf. pdf?_ga=2.226961949.1862187623.1586948137-1526946843.1586948137 (accessed 15.04.2020). (In English).

Bruns A., Stieglitz S. Quantitative Approaches to Comparing Communication Patterns on Twitter. Journal of Technology in Human Services, 2012, vol. 30, pp. 160-185. (In English).

Chirikba V.A. Rasselenie ubyhov na Kavkaze i v Turcii. Inal-ipa Sh.D. Ubyhi. Istoriko-etnograficheskie ocherki. Prilozhenie 2. Chirikba V.A. Ubyhskie etyudy [Inal-ipa Sh. D. Ubykh. Historical and ethnographic essays. Appendix 2. Chirikba V.A. Ubykh etudes]. Suhum, 2015, pp. 395-446. (In Russian).

Fistina E.A. [Hashtag as a means of individualization]. Tendenciya razvitiya nauki i obra-zovaniya [Science and education development trend], 2018, no. 37-3, pp. 53-55. (In Russian).

Galyamina Yu. E. [Linguistic analysis of Twitter hashtags]. Sovremennyj russkij yazykvInternete [Modern Russian on the Internet]. Moscow: Yazyki slavyanskoj kul'tury Publ., 2014, pp. 13-23. (In Russian).

Golovnev A. V., Belorussova S. Yu., Kisser T. S. [Web ethnography and cyber-ethnicity]. Ural'skij istoricheskij vestnik [Ural historical journal], 2018, no. 1 (58), pp. 100-108. (In Russian).

Howard T. Design to Thrive: Creating Social Networks and Online Communities that Last. Burlington: Morgan Kaufmann Publishers, 2010. (In English).

Kan E. V. [Hashtags as a new linguistic phenomenon]. Filologicheskij aspekt: mezhdunar. nauch.-prakt. Zhurn [Philological aspect: international. scientific-practical journal], 2017, no. 1, pp. 90-98. Available at: https://scipress.ru/philology/articles/kheshtegi-kak-novoe-lingvistich-eskoe-yavlenie.html (accessed 18.04.2020). (In Russian).

Kim H. Ch., Shabaev Yu. P., Istomin K. V. [Local group in search of identity (Komi-Izhemtsy: dynamics of cultural transformations)]. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological research], 2015, no. 8, pp. 85-92. (In Russian).

Kolesov V. I., Kuznecov I. V., Kuznecova R. Sh., Sysoeva M. E., Huako Z. A. [Descendants of the Ubykhs in Turkey]. Arheologiya i etnografiyapontijsko-kavkazskogo regiona [Archeology and Ethnography of the Pontic-Caucasian Region], 2016, no. 5, pp. 225-251. (In Russian).

Konakov N. D., Kotov O. V. Etnoareal'nye gruppy komi: Formirovanie i sovremennoe etnokul'turnoe sostoyanie [Ethno-area Komi groups: formation and modern ethnocultural state]. Moscow: Nauka Publ., 1991. 228 p. (In Russian).

Kuznecov I. V [Ubykhs: boundaries, "extinction", steps towards revitalization]. Arheologiya i etnografiya pontijsko-kavkazskogo regiona [Archeology and ethnography of the Pontic-Caucasian region], 2016, no. 5, pp. 289-304. (In Russian).

Lim K. H., Datta A. A Topological Approach for Detecting Twitter Communities with Common Interests. Ubiquitous Social Media Analysis, Lecture Notes in Artificial Intelligence. Heidelberg: Springe, 2013, pp. 23-43. (In English).

Navoloka Yu. S. [Functions of hashtags in modern Russian advertising (based on advertising on the social network Instagram)]. Izvestiya YuzhnogoFederal'nogo universiteta. Filologicheskie nauki [Bulletin of the Southern Federal University. Philological sciences], 2017, no. 4, pp. 145153. (In Russian).

Navoloka Yu. S. [Hashtag text as a new text format in the Internet space (on the example of the social network "Instagram")]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii ipraktiki [Philological sciences. Questions of theory and practice], 2018, no. 12-3 (90), pp. 568-573. (In Russian).

Salazar E. Hashtags 2.0 — An Annotated History of the Hashtag and a Window to its Future. Icono 14. Madrid, 2017, vol. 15 (2), pp. 16-54. (In English).

Shabaev Yu. P., Istomin K. V. Territorial'nost', etnichnost', administrativnye i kul'turnye gran-icy: komi-izhemcy (iz'vatas) ikomi-permyakikak«drugie»komi [Territoriality, ethnicity, administrative and cultural boundaries: Komi-Izhemtsy (Izvatas) and Komi-Permians as "other" Komi]. Etnograficheskoe obozrenie [Etnograficheskoe obozrenie], 2017, no. 4, pp. 99-114. (In Russian).

Shabaev Yu. P., Sadohin A. P., Shilov N. V. [Ethno-national movements in a new socio-cultural reality]. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological research], 2009, no. 10, pp. 57-66. (In Russian).

Shchurina Yu. V. [Genre originality of the social network Instagram]. Zhanry rechi [Genres of speech], 2016, no. 1, pp. 156-168. (In Russian).

Sysoeva M. E. [Georges Dumezil and Tevfik Esench: half a century of cooperation]. Arheologiya i etnografiya pontijsko-kavkazskogo regiona [Archeology and ethnography of the Pontic-Caucasian region], 2016, no. 5, pp. 171-194. (In Russian).

Terebihin N. M., Shabaev Yu. P. [Chud, Pomors and Komiizhems: re-identification or construction of identities (ethnogenetic technologies in the European North)]. Evropejskij Sever: lokal'nye gruppy i etnicheskie granicy [European North: local groups and ethnic boundaries], 2012, no. 71, pp. 29-59. (In Russian).

Submitted: 28.05.2020 Accepted: 01.07.2020 Article is published: 01.10.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.