УДК 316.612
22.00.00 Социологические науки
ХЕНДМЕЙД КАК ФОРМА ТВОРЧЕСКОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Мирненко Елена Александровна студент
lena. mirnenko @y andex. ru
Яковлева Ирина Павловна к.и.н., доцент
SPIN-код в РИНЦ 7768-1939 pariny @rambler. ru
Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия
Статья посвящена изучению социальных практик хендмейд и их влияния на творческую и профессиональную самореализацию личности. Рассмотрено понятие хендмейд, его значение как способа организации досуга и формы бизнеса в странах Запада и в России. Представлены результаты проведенного авторами статьи социологического исследования, посвященного изучению отношения жителей г. Краснодара к ручному производству. На основе анализа эмпирических данных определены следующие показатели хендмейд: уникальность, эксклюзивность, оригинальность, качество. Изделия ручного труда противопоставляются массовому товару. Это делает продукцию хендмейд востребованной. Респонденты воспринимают хендмейд прежде всего как досуговую деятельность, которая тем не менее позволяет получить дополнительный доход и способствует саморазвитию личности. Выявлены основные качества и компетенции, которые могут быть сформированы в процессе занятия ручным трудом. Среди них важнейшими респонденты считают раскрытие творческих способностей, креативность, внимательность, трудолюбие. Делается вывод о том, что в условиях современной России, при имеющемся уровне развития информационных технологий, создана достаточная социальная база для развития хендмейд-индустрии
Ключевые слова: РУЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, ТВОРЧЕСКАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ, ПОТРЕБНОСТИ, КОМПЕТЕНЦИИ
Doi: 10.21515/1990-4665-129-096
UDC 316.612 Sociological sciences
HANDMADE AS A FORM OF CREATIVE AND PROFESSIONAL SELF-REALIZATION
Mirnenko Elena Aleksandrovna student
E-mail: lena.mirnenko@yandex.ru
Yakovleva Irina Pavlovna Cand.Histor.Sci., associate professor SPIN-code in SCIENCE INDEX 7768-1939 E-mail: pariny@rambler.ru
Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia
The article is devoted to the study of social practices of the handmade and their impact on creative and professional fulfillment of personality. It deals with the concept of handmade, its value as a way of leisure and business in Western countries and in Russia. Presents the results carried out by the authors of the sociological research devoted to the study of the relations of the inhabitants of Krasnodar to manual production. Based on the analysis of empirical data the following indicators handmade were pointed: uniqueness, exclusivity, originality, quality. Handicrafts opposed to a mass product. This makes hand-made in demand. Respondents perceive the hand primarily as a leisure activity, which nevertheless allows obtaining additional income and contributes to self-development. Key qualities and competencies that can be generated in the course of employment in manual labor were identified. Among them the most important the respondents considered the disclosure of creative abilities, creativity, attentiveness, diligence. It is concluded that under the conditions of modern Russia, with the existing level of development of information technologies created sufficient social base for the development of handmade industry
Keywords: HANDMADE, CREATIVE AND PROFESSIONAL SELF-REALIZATION, NEEDS, COMPETENCIES
На рубеже ХХ-XXI века в российский обиход вошло и достаточно прочно утвердилось в общественной практике такое понятие как хендмейд (от английского handmade). В англоязычной литературе под ним подразумевается «сделанный руками, не машиной, поэтому, обычно, более высокого качества» (made by hand, not by machine, and typically therefore of superior quality [1]); «хендмейд продукция создается кем-либо своими руками или с использованием инструментов, а не машинным способом» (handmade objects have been made by someone using their hands or using tools rather than by machines [2]).
В западных социальных практиках хендмейд выступает в двух основных качествах: как способ организации досуга и как форма индивидуальной занятости, малого бизнеса. В первом случае речь идет о творческой самореализации, развитии личности, «серьезном досуге» в противовес «повседневного, рутинного досуга» [3, с. 178]. Как отмечает Е.А. Елистратова и Н.Б. Шипулина хендмейд практики «ориентированы на творческое созидание вещественного продукта, несущего на себе в буквальном смысле отпечаток рук, его создавших, воплощающего множество культурных смыслов и модусов от бытия конкретной личности творца до коллективной идентичности городского сообщества» [4, с. 77].
Как одна из форм бизнеса, хендмейд характеризуется своими специфическими маркетинговыми стратегиями и коммуникациями, способами рекламы, продвижения и сбыта товаров. В западных странах давно сложилась определенная хендмейд-индустрия, включающая не только создание и продажу самих изделий, но и широкую сеть пунктов производства и реализации продукции, необходимой для создания изделий ручной работы. По данным социологических исследований, проведенных в США, более половины американских домохозяек занимается как минимум одним из видов ремесел. Американцы тратят на хендмейд более 29 млд. долларов в год [3, с. 179]. В России хендмейд прежде всего выступает не
как форма самозанятости, способ получения дополнительного дохода, чем как возможный механизм профессионального саморазвития личности.
Нельзя сказать, что данное явление для нашей страны исключительно заимствовано из зарубежного опыта. С одной стороны, на бытовом уровне всегда существовала практика «апциклинга», т.е. творческой, созидательной переработки старых, вышедших из употребления вещей в новые. С другой, в большинстве регионов страны были свои «кустарное производство», «народный промысел», отдельная продукция которых приобрела общероссийскую известность, и даже стала российским брендом (в качестве примера можно назвать ростовскую финифть, палехскую миниатюру, гжель и т.д.). Однако у современной практики хендмейд есть и определенные отличия от традиционных. В частности появляются его новые виды и техники (скрапбукинг, квиллинг, декупаж, фелтинг и т.д.). И, безусловно, интернет-технологии позволяют включить в процесс производства широкий круг лиц вне зависимости от региона проживания.
Как показал анализ научной литературы, в основном те немногие исследования, которые посвящены данной социальной практике, рассматривают ее экономическую составляющую, или, что реже, анализируют ее как способ творческой организации досуга. В этой связи особый интерес представляет изучение хендмейд как формы творческой и профессиональной самореализации личности. С этой целью было проведено социологическое исследование. Программа исследования включала в себя, во-первых, социологический опрос, проведенный среди жителей г. Краснодара и направленный на выявление интереса к хендмейд-практикам, и, во-вторых, интервью с людьми, избравшими хендмейд как способ профессионального становления.
Данные опроса показывают, что самореализация входит в число важнейших для респондентов ценностей, занимая третье место (33,3 %) и
уступая по своему значению только семье и детям (76,7 %) и здоровью (64,4 %). Это позволяет сделать вывод о достаточно высоком стремлении опрошенных осознать собственные задатки, потенциал, талант и воплотить их в определенном виде деятельности. При этом для 66,7 % респондентов одной из форм самореализации является хобби.
Большая часть опрошенных (92,2 %) отметили свое положительное отношение к тому, что в последние годы большую популярность в нашей стране, как и в мире в целом набирает увлечение творчеством, созданием каких-либо вещей своими руками для себя или на продажу. Отрицательное отношение к данной тенденции выразили лишь 3,3 % горожан. Показательно, что среди женщин отрицательного отношения не высказал никто, что может быть связано с большим распространением в женской среде практики рукоделия, реновации старых вещей и т.п. Не определились в своем отношении вопросу 4,4 %.
Восприятие хендмейда жителями города Краснодара позволяет раскрыть их отношение к следующим суждениям, представленным в таблице 1.
Таблица 1 - Представления респондентов о хендмейд, %
Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет Затрудняюсь ответить
Хендмейдом могут заниматься
только люди, у которых очень много 16,7 34,4 24,4 16,7 7,8
свободного времени
Хендмейд это хороший способ
отвлечься от текущих проблем и 46,7 38,9 3,3 3,3 7,8
повседневной работы
Хендмейд является способом ухода
от стандартного (единого) для всех стиля в одежде, украшениях, 35,6 30,0 4,4 7,8 22,2
интерьере и т д.
Хендмейд это поделка, которая
может быть интересна только автору и его близким 4,4 11,1 26,7 52,2 5,6
Из таблицы видно, что ручной труд для 85,6 % опрошенных остается формой досуга, отвлечения от текущих проблем, требующий достаточно свободного времени (51,1 %), который одновременно позволяет по мнению 65,6 % респондентов решить острую для общества потребления проблему унификации и стандартизации во всем. Продукция хендмейд воспринимается потенциальными потребителями как достаточно конкурентоспособная в сравнении с продукцией массового производства. Философское осмысление данной тенденции позволило ученым говорить о том, что именно переизбыток готового, агрессивный и всеобъятный поток товаров, захлестывающий яркой пластиковой массой повседневное пространство, толкает если и не на прямой побег из глобального супермаркета, то, по крайней мере, на протест против отчужденного потребления. Handmade как хобби в каком-то смысле возникает в русле сопротивления шопоголии как попытка прагматически вернуться «назад к вещам» [5, с. 73].
Никогда не создавали какие-либо вещи своими руками для себя, родных, друзей 23,3 % респондентов, еще 27,8 % редко занимаются данным видом деятельности. Оставшиеся 48,9 % жителей города с различной степенью периодичности занимаются хендмейд для личного пользования (постоянно - 7,8 %, часто 16,7 %, иногда - 24,4 %). Значительно меньшее количество опрошенных создают что-либо с целью реализации - 15,6 % (из них постоянно этим занимается только 3,3 %). Можно предположить, что для большинства хендмейд является способом творческого саморазвития, формой досуга, но не средством основного или дополнительного заработка. Об отсутствии уверенности респондентов в возможности подобного пути профессиональной самореализации говорит и распределение ответов на вопрос: «Может ли заработок ручным трудом быть для вас постоянным?». 70 % респондентов в большей или меньшей степени уверены, что хендмейд постоянным источником дохода быть не
может, допускают такую вероятность 22,2 %, еще 4,4 % затруднились ответить на вопрос.
Вместе с тем, продукция ручной работы, изготовленная другими мастерами, пользуется спросом: 5,6 % приобретают ее постоянно, 13,3 % -часто, 33,3 % - иногда, 33,3 % - редко. Лишь для 13,3 % респондентов она полностью невостребованна.
Для того чтобы сделать что-либо своими руками, 56,7 % респондентов требуется купить часть заготовок, а что-то изготовить самостоятельно. Еще 20 % нуждаются в приобретении подробной инструкции по изготовлению и всех заготовок. Эти данные свидетельствуют о достаточно большой потенциальной социальной базе потребителей товаров сферы хендмейд-индустрии. При этом 23,3 % предпочитаю все от идеи до материала изготавливать самостоятельно.
Основными источниками идей для создания чего-либо своими руками, респондентами были названы собственная фантазия (57,8 %) и сеть Интернет (34,4 %). Анализ ресурсов последнего показывает большое количество сайтов, блогов, групп в социальных сетях, посвященных ручному творчеству (например, Мастерская творческих идей, Идеи Handmade (В контакте), Рукоделие: Идеи для творчества (Одноклассники), сайт Мой милый дом (http://home-sweet.ru/hand-made) и другие). Значительно менее популярны среди респондентов идеи хендмейд, распространяемые с помощью журналов (1,1 %) и мастер-классов (2.2 %). Хотя изучение предложений на сайтах Юга.ру и Краснодар. Близко.ру свидетельствует о большом количестве предложений по участию в мастер-классах. Так, последний из сайтов предлагает в Краснодаре 11 мастер-классов по декорированию, 14 - по варке мыла, 8 - по декупажу, 8 - по лепке, 12 - по скрапбукингу, 12 - по изготовлению цветов из фоамирана, а также мастер-классы по созданию авторской куклы, батика, бижутерии,
винтажных игрушек, гелевых свечей, квиллингу, войлоковолянию и другие. 4,4 % опрошенных затруднились ответить на данный вопрос.
Среди материалов, используемых опрошенными для изготовления каких-либо изделий, чаще всего были отмечены природные материалы (47,6 %), бумага (28,9 %), ткань (26,3 %), стекло (22,4 %).
Исследование показало, что большинство респондентов удовлетворены тем, что создают собственными руками и испытывают прилив сил, эмоций в процессе творчества (полные данные представлены в таблице 2).
Таблица 2 - Отношение респондентов к процессу творчества, %
Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет Затрудняюсь ответить
Как правило, нравятся ли вам, то, что Вы создаёте собственными руками 36,7 44,4 3,3 8,9 6,7
Чувствуете ли Вы, прилив сил, эмоций создавая что-либо свои работы 54,4 26,7 5,6 4,4 8,9
Важно отметить, что, по мнению респондентов, занимаясь творчеством, человек может удовлетворить свои внутренние потребности в самовыражении (42,2 %), самореализации (30 %), общении (16,7 %), достижении успеха (14,4 %), гарантии занятости (12,2 %), участии в совместной деятельности (8,9 %), а также в самоуважении и самоактуализации (3,3 %).
Качествами, которые формирует занятие творчеством посредством ручной работы, по мнению большинства опрошенных, являются раскрытие творческих способностей (80 %), креативность (60 %), внимательность (54,4 %), трудолюбие (50 %), сознательное отношение к труду (36,7 %). Помимо этого, были названы такие компетенции как самостоятельность (33,3 %), уверенность в себе (25,6 %), работоспособность (25,6 %),
развитая интуиция (17,8 %), активность (16,7 %), настойчивость (15,6 %), любознательность (15,6 %), коммуникабельность (3,3 %).
Перечисленные респондентами потребности и компетенции, реализуемые посредством занятия хендмейд, отражают, прежде всего, творческую самореализацию личности, но вместе с тем являются необходимыми и в профессиональной самореализации, вне зависимости от ее сферы.
Показателен тот факт, что для опрошенных жителей города Краснодара самореализация с помощью хендмейд не имеет возрастных ограничений. 67,8 % из них полностью и еще 20 % скорее согласны с тем, что в любом возрасте человек может начать заниматься ручным трудом. Полностью и частично не согласны с этим утверждением 7,8 % респондентов, еще 4,4 % затруднились ответить на вопрос. Вместе с тем, 41,1 % горожан полагают, что практические навыки ручной работы должны закладываться в детстве, это облегчит освоение различных техник хендмейд. Полностью или частично не согласны с этим 48,9 % респондентов, 4,4 % - затруднились ответить.
Помогают человеку раскрыть свои творческие и профессиональные способности семья (65,6 %), интернет (18,9 %), друзья (8,9 %), школа (5,6 %), СМИ (1,1 %), что, таким образом, свидетельствует о важной роли семьи в процессе самореализации личности.
Анализ интервью с людьми, занимающимися хендмейд и выставляющими свою продукцию на продажу, позволил сделать следующие выводы. В данном виде творчества длительность занятий и изготовления изделий не зависит от возможности их реализации - кто-то приходит к этому в течение короткого времени, а кто-то длительное время изготавливает изделия, не реализуя их на продажу («Занимаюсь с 2007 года. Первые изделия начали продаваться через месяц»; «2 года как стал интересоваться изготовлением подобных работ, 1 год как продаю» и
т.д.). Среди факторов, оказавших воздействие на желание заниматься творческой самореализацией посредством хендмейд, интервьюируемыми отмечаются желание попробовать что-то новое, приобрести новые знания, а также успешный опыт других мастеров: «востребованность других в данных изделиях», «Когда я увидела, что люди делают такие браслеты, зарабатывают на этом деньги, решила, что тоже попробую». Для осуществления творческих планов как отметили информанты, важную роль играет окружение, поддержка близких (семьи, друзей).
Среди перспектив, которые опрошенные видят для себя в процессе своей профессиональной самореализации посредство хендмейда, отмечаются возможность личной самореализации, изготовлении изделий «для души»: «приятное осознание того что ты делаешь нравится людям. Хочу больше радовать людей своим творчеством»; «думаю, что буду заниматься рукоделием для души, и по востребованности буду выполнять на заказ». Значительно реже хендмейд воспринимается только как дополнительный заработок.
Важно отметить, что все опрошенные согласны с тем, что их деятельность обеспечивает им резерв для личностного и профессионального развития: «если развивается мой бизнес, то вместе ним и я», «у меня много планов и идей для дальнейшей реализации, и развития себя», «очень хочу научиться многому, мечта научиться рисовать арт-портреты».
Изделия ручной работы рассматриваются их создателями как эксклюзивные, уникальные («точно такие же браслеты как делаю я, никто не сможет сделать. У каждого мастера свой уникальный почерк»), или, по крайней мере, оригинальные. Эти характеристики делают изготовляемые в ручную изделия востребованными у людей: «люди сейчас стали больше ценить ручной труд, так как это что не обычное, эксклюзивное, и нигде похожего такого же не найти», «...хотят
покупать что-то непохожее на штамповку», «люди ищут необычные вещи, качественные и те, что в моде».
Круг потребителей формируется изначально за счет знакомых. Среди социальных сетей, через которые опрошенные продают свои товары, были отмечены Инстаграм и ВКонтакте, которые, таким образом, представляют собой основную площадку для продажи изделий ручной работы в сегменте виртуальной сети. Также было отмечено, что опрошенные стараются поддерживать отношение с другими мастерами в реальной жизни, подписываются на их страницы в социальных сетях. Это необходимо прежде всего для обмена опытом, развития, общения в кругу людей с общими интересами.
Таким образом, исследование показало, что хендмейд-практики благодаря развитию средств массовой коммуникации, постоянно расширяют свою социальную базу. В большей степени эта сфера деятельности воспринимается и обывателями и производителями как досуговая, и значительно реже рассматривается как форма бизнеса, возможность постоянной самозанятости. Вместе с тем, как респонденты, так и интервьюируемые видят в занятии ручным трудом значительный потенциал для развития, удовлетворения важных социальных потребностей, формирования необходимых в различных сферах деятельности социальных и профессиональных компетенций. Среди основных характеристик, делающих хендмейд востребованным, чаще всего называют качество, эксклюзивность, оригинальность.
Литература:
1. Handmade // English Oxford Living Dictionaries. Режим доступа: https://en.oxforddictionaries.com/definition/handmade (дата обращения 17.05.2017).
2. Handmade // Collins Free Online Dictionar. Режим доступа: https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/handmade (дата обращения 17.05.2017).
3. Охолина И.Е. Хэндмейд как одна из составляющих мегаконцепта «досуг» // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2014. 10 (151). С. 178-183.
4. Елистратова Е.А., Шипулина Н.Б. Значение handmade-творчества в культуре Волгограда: сообщества и практики // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. 2016. Т. 10. № 3. С. 76-82.
5. Иваненко Е.А., Корецкая М.А., Савенкова Е.В. Манифест handmade: один сюжет о повседневности в сети и за ее пределами // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. 2011. № 1. С. 71-88.
References:
1. Handmade // English Oxford Living Dictionaries. Rezhim dostupa: https://en.oxforddictionaries.com/definition/handmade (data obrashhenija 17.05.2017).
2. Handmade // Collins Free Online Dictionar. Rezhim dostupa: https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/handmade (data obrashhenija 17.05.2017).
3. Oholina I.E. Hjendmejd kak odna iz sostavljajushhih megakoncepta «dosug» // Vestnik TGPU (TSPU Bulletin). 2014. 10 (151). S. 178-183.
4. Elistratova E.A., Shipulina N.B. Znachenie handmade-tvorchestva v kul'ture Volgograda: soobshhestva i praktiki // Vestnik Associacii VUZov turizma i servisa. 2016. T. 10. № 3. S. 76-82.
5. Ivanenko E.A., Koreckaja M.A., Savenkova E.V. Manifest handmade: odin sjuzhet o povsednevnosti v seti i za ee predelami // Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Serija: Filosofija. Filologija. 2011. № 1. S. 71-88.