УДК 004.8:330.3
doi:10.18720/SPBPU/2/id24-148
Кацко Игорь Александрович 1,
зав. кафедрой, д-р экон. наук, профессор; Жминько Надежда Сергеевна 2, доцент, канд. экон. наук, доцент;
Кацко Светлана Александровна 3,
канд. экон. наук, доцент
ХАЙП-ЦИКЛ ГАРТНЕРА И РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1 2; 3 Россия, Краснодар, Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина;
1 [email protected], 2 [email protected], 3 [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены тенденции развития общества последних десятилетий — от мегатрендов Дж. Нейсбита, до хайп-цикла Гартнера. Предлагается когнитивное представление «проблем использования IT».
Ключевые слова: мегатренды, хайп-цикл, триггер, информационные технологии, когнитивная карта, аналитическая культура.
Igor A. Katsko 1,
Doctor of Economics, Professor;
Nadezhda S. Zhminko 2, Candidate of Economic Sciences (PhD), Associate Professor;
Svetlana A. Katsko 3, Candidate of Economic Sciences (PhD), Associate Professor
HYPE CYCLE GARTNER AND DEVELOPMENT OF MODERN TECHNOLOGIES
1 2 3 Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
1 [email protected], 2 [email protected], 3 [email protected]
Abstract. The article examines the trends in the development of society's latest trends — from J. Naisbit's megatrends to Gartner's hype cycle. The cognitive proposition "problem to use IT" is proposed.
Keywords: megatrends, hype cycle, trigger, information technologies, cognitive map, analytical culture.
«Бодрствование» - так описал Будда свое состояние бытия ... Нам нельзя закрывать глаза, затыкать уши, прекращать диалог или дать технологии соблазнить нас
(Дж. Нейсбит [6])
В 1940-1960 гг. наступило время понимания возможностей развития и использования кибернетики как всеобщей науки об управлении и ее информационного обеспечения. Со временем информационное обеспе-
чение отодвинуло на второй план первоначальные цели. Сегодня мы слышим только о развитии информационных технологий, которые, по мнению некоторых авторов, должны заменить человеку все. Перспективы и проблемы внедрения в жизнь новых технологий заботили человека всегда. Гуманисты утверждали, что необходимо избежать отчуждение, изоляцию, сохранить человечность и понимание места технических внедрений в жизни человека и общества в целом. Человеческие потребности не должны удовлетворяться в зоне ноосферы, которая духовно пуста, поэтому, как сказано в эпиграфе «... нам нельзя прекращать диалог ...» для понимания роли, места и последствий использования технологий [6].
Проследим историю формирования технологического господства: параллельное развитие науки и техники до начала XIX века: сближение науки и технического прогресса — научно-технический прогресс; научно-техническая (технологическая) революция, наука решающий фактор с 1950-х гг. [4]. В широком смысле технология — применение научных знаний для решения практических задач. Причем именно ИТ получили приоритет в середине XX в.
Как было отмечено выше — в человеческом обществе всегда на первое место ставились власть и управление, которые, как известно, опираются на «знание, деньги и силу» [8]. Управление движением социума в нужном направлении опирается на манипуляцию сознанием посредством СМИ (а сегодня и Интернета, и гаджетов) [4]. Еще в 1960-е годы Дж. Нейсбит понял, что «изменения в обществе начинаются снизу» и эти изменения можно отследить с использованием контент-анализа новостных колонок газет.
Так в 1970-1980 гг. Дж. Нейсбит показал, что в обществе наметились следующие тенденции (мегатренды) [5]:
- переход от индустриального общества к обществу в основе которого производство и распределение информации;
- общество — часть мировой экономики; общество ориентировано на перспективы; надежда на себя;
- формы демократии устарели;
- выбор общества (от иерархии) в пользу неформальных сетей;
- общество многовариантного поведения и др.
К 2020 пришло понимание новых тенденций в обществе [7]: мы живем в обществе потребления; хайп приносит деньги; информационные технологии (ИТ) — условие быта; люди платят и получают деньги за виртуальные действия (нет физического ощущения воплощения — бипо-лярнное расстройство); развиваются новые подходы взаимодействия и сотрудничества (цифровые валюты, биткоин); сдвиг системной парадиг-
мы в область киберфизических систем; формируется реальный сектор экономики, опирающийся на человеческое облако и др.
Сегодня, в силу отравления общества высокими технологиями1 вопрос формирования трендов развития общества сместился в пользу ИТ-корпораций, которые используют СМИ, Интернет для манипуляции сознанием, генерируя негативные триггеры управления — страх и развлечения [4].
В 1995 г. корпорация Gartner впервые выделила 30 технологий, которые повлияют на развитие следующих 5-10 лет, продолжая идеологию мегатрендов Дж. Нейсбита. С тех пор подобный выбор (только IT!) продолжается ежегодно, так называемый, «хайп-цикл Гартнера» (рис. 1).
Рис. 1. Хайп-цикл Гартнера в 2023 г. Источник: https://www.gartner.com/en
1 Симптомы отравления общества высокими технологиями: предпочтение быстрых решений, страх перед технологиями и преклонение, сложно различить реальность и фантазию, насилие — норма жизни, технологии — игрушки для взрослых, жизнь стала отстраненной и рассеянной, жизнь в мире образов и символов (экономика, основанная на символах), смещение сферы деятельности человека от сельского хозяйства и индустрии в сферу услуг [6].
Выделяется пять его этапов:
- инновационный тирггер (разработка новой технологии и ее реклама);
- пик завышенных ожиданий (принимать технологию еще рано);
- пропасть разочарования (негативное восприятие, технологию принимает около 5 % целевой аудитории);
- склон просвещения (формирование методологии создания и использования);
- плато использования (технология одна из затратных сфер бизнеса и (или) жизнедеятельности человека).
Для 2020-23 гг. выделено ряд сквозных трендов, среди которых:
- доверие алгоритмам (а не окружающим людям ...),
- ускорение автоматизации и генеративный (эмерджентный) ИИ (каузальный ИИ, федеративное ML, графовая Data Science, базовые модели),
- расширение возможностей погружения (цифровой двойник, ме-тавселенная и др.).
Среди этих впечатляющих трендов следует выделить базовые модели, позволяющие обучаться на огромном объеме разнородных данных и адаптироваться к множеству различных приложений2 (рис. 2).
Рис. 2. Базовые (фундаментальные) модели
Увлечение информационными технологиями, уводит человека от реального мира в виртуальный. Давно пора понять, что надежда добиться денег и власти, сидя за компьютером, иллюзорна. Совершенство-
2
https://crfm.stanford.edu/report. html
вание аналитическом составляющей жизни человека не должно идти вразрез с его духовными, физическими, интеллектуальными и эмоциональными потребностями (рис. 3) [2-6].
Рис. 3. Когнитивная карта «фрагменты проблем использования ИТ»
Современные сценарии развития общества на ближайшие 10-15 лет склоняются к трем вариантам.
1. Развитие рыночных отношений, рост потребления, экономический рост.
2. Информационное общество, основанное на использовании NBICS-технологий (нано-, био- , инфо-, когно-, социо-).
3. Возврат к средневековым феодальным отношениям.
Причем, следует отметить высокие затраты на реализацию первых двух сценариев, что делает наиболее вероятным третий вариант. Формирование альтернативного, четвертого варианта сценария, опирающегося, в первую очередь, на человека, его духовное развитие и как дополнение, использующего в своей жизни ИТ, требует внедрения и развития в нашем обществе понятия «аналитической культуры». Общество потребления, как сегодня признают все здравомыслящие люди — это тупик в развитии человека. Понятие аналитической культуры, приводимое К. Андерсоном [1], касается только вопроса управления на основе данных (data-driven подхода). Мы считаем, что следует расширить это понятие на всю сферу разработки и использования технологий в жизни общества. Необходимо определить правовую базу, нормативы и социальные ограничения использования ИТ («информационных технологий», «циф-ровизации», «искусственного интеллекта» и т. д.). Аналитическая культура должна позволить обществу прийти к пониманию возможностей и ограничений, связанных с духовным и физическим развитием человека
как личности, дополненного, при наличии задач, использованием ИТ. Технологии должны служить дополнением к жизни, обогащенной достижениями культуры, науки и образования, самообразования, близостью к природе, тяжелым физическим трудом, общением с друзьями [5, 6].
Список литературы
1. Андерсон К. Аналитическая культура. От сбора данных до бизнес-результатов. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2023. - 336 с.
2. Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа. -СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1997. - 510 с.
3. Горелова Г.В., Захарова Е.Н., Радченко С.А. Исследование слабоструктурированных проблем социально-экономических систем: когнитивный подход. - Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2006. - 332 с.
4. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М.:Эксмо, 2007. - 864 с.
5. Нейсбит Дж. Мегатренды. - АСТ, Ермак, 2003. - 380 с.
6. Нейсбит Дж. Высокая технология, глубокая гуманность: технологии и наши поиски смысла. - ACT: Транзиткнига, 2005. - 381 с.
7. Кацко И.А., Бондаренко П.С., Горелова Г.В. Теория вероятностей и математическая статистика: учебник. - 2-е изд.- М.: Кнорус, 2020. - 800 с.
8. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге XXI века / Пер. с англ. Науч. ред., предисл. П.С. Гуревича. - ООО «Издательство АСТ», 2002. - 670 с.
УДК 330.1:004.8
doi:10.18720/SPBPU/2/id24-149
Захарова Елена Николаевна 1,
профессор кафедры экономики и управления, д-р экон. наук, профессор;
Горелова Галина Викторовна 2, научный руководитель ИУЭС ЮФУ, д-р техн. наук, профессор
ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ: КОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ
1 Россия, Майкоп, Адыгейский государственный университет,
[email protected]; 2 Россия, Таганрог, Южный федеральный университет, Институт управления в экономических, экологических и социальных системах, [email protected]
Аннотация. В статье представлены некоторые результаты когнитивного исследования региональной социально-экономической системы. Исследование проводилось с целью определения факторов, могущих влиять на трансформационные процессы в системе. Применение инструментария когнитивного имитационного моделирования для решения этой задачи определило новизну исследования. Были реализованы три этапа моделирования: разработка когнитивной карты, анализ