Научная статья на тему 'ХАЙДЕГГЕР М. «ЧЕРНЫЕ ТЕТРАДИ»'

ХАЙДЕГГЕР М. «ЧЕРНЫЕ ТЕТРАДИ» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
156
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / М. ХАЙДЕГГЕР / «ЧЕРНЫЕ ТЕТРАДИ» / ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХАЙДЕГГЕР М. «ЧЕРНЫЕ ТЕТРАДИ»»

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

2020.04.023. ПОГОРЕЛЬСКАЯ СВ. ХАЙДЕГГЕР М. «ЧЕРНЫЕ ТЕТРАДИ». (Обзор).

Ключевые слова: германская философия; М. Хайдеггер; «Черные тетради»; феноменология.

Издательство Витторио Клостерманна продолжает публиковать «Черные тетради» М. Хайдеггера, а Отдел философии ИНИОН РАН продолжает комментировать это издание1.

Рукописи, получившие в издательстве название «Черные тетради» были сданы Вильгельмом Фридрихом фон Геррманном (бывшим студентом и последним личным ассистентом Хайдегге-ра)2 в Немецкий литературный архив в г. Марбах в середине 70-х годов. К ним прилагалось пожелание Хайдеггера издать их в конце его Полного собрания сочинений, а до этого не трогать. После того как управление наследием было передано в руки внука философа, Арнульфа Хайдеггера, решено было нарушить это пожелание -публикация собрания сочинений затягивалась, а «Тетради», по мнению нового издателя, вуппертальского профессора Петера Травни3, открывали взгляд на многое из уже опубликованного ранее. На самом же деле, это решение было продиктовано в первую очередь интересами маркетинга. Разгоревшиеся еще до публикации дискуссии, подогретые умелыми вбросами в СМИ «ужасающих

1 См. РЖ «Философия» ИНИОН РАН с № 3 /2016 и далее.

2 Фон Геррманн был ассистентом в 1972-1976 гг., позже он управлял наследием Хайдеггера вместе с сыном философа и курировал издание ПСС до публикации ЧТ.

Фон Геррманн отказался нарушать волю Хайдеггера и отошел от дел. Позже он издал книгу «Правда о Черных тетрадях», где подверг как методы Травни, так и его анализ ЧТ сокрушительной критике. Данная работа [5] рецензировалась в РЖ «Философия» в 2019 г.

цитат», вырванных из контекста, повредили репутации философа, привели к новому расколу в хайдеггероведении, но зато обеспечили издательству рекордные продажи.

В начале «Замечания IV» (т. 97) Хайдеггер вспоминает фразу Лейбница: «Кто знает меня только из моих публикаций, тот не знает меня» [2, с. 225]. Эта цитата характеризует значение «Черных тетрадей». Это - размышления, отрывки будущих работ, свидетельства эпохи, преломленные через личное восприятие философа, иными словами, часть творческого процесса по ту сторону гнета формальностей и без внимания на читательский резонанс. Их публикация в конце ПСС, как хотел этого Хайдеггер, была бы не просто эффектным жестом - она логически завершила бы издательский труд, дав своего рода ключ к опубликованным трудам.

Отделом философии ИНИОН РАН в РЖ «Философия» и в других изданиях подробно отслеживалась научная дискуссия, возникшая после публикации первого и последующих трех томов «Черных тетрадей» (т. 94-97). Как отмечалось, она вращалась вокруг острой темы, обеспечившей продажи этого философского труда, вокруг «еврейского вопроса», поскольку мир науки, разумеется, попытался в первую очередь освоить, обработать и классифицировать то, о чем горячо спорил мир общественности [1].

Продолжение публикации «Черных тетрадей» М. Хайдеггера уже не производит в научном сообществе такого фурора, который вызвали первые четыре тома. Вышедшие в 2018-2019 гг. 98 и 99-й тома привлекли внимание философов, но не журналистов. Возможно, это и к лучшему: как справедливо писал Ф.-В. фон Геррманн в своем труде «Правда о Черных тетрадях» [5, с. 18], философские, научные изыскания станут возможными лишь после того, как схлынет публицистическая и идеологическая пена, поднявшаяся в связи с публикацией первых томов и умело раскрученная Петером Травни для улучшения сбыта - как самих «Черных тетрадей», так и собственных многочисленных работ Травни, начавшего бестселлером про «бытийно-исторический антисемитизм» Хайдеггера [6]1 и несколько лет подряд возделывавшего эту благодатную в плане продаж ниву.

1 Данная работа реферировалась в РЖ «Философия»: 2016, N 2, с. 159-172.

В 98-й том [3] (пятый том ЧТ), изданный осенью 2018 г., включены «Замечания VI-IX», написанные в промежуток между 1948/49 и 1951 гг., а также приложение к замечанию VIII с заголовком «Лесная тропа» (Der Holzweg)1. Наряду с размышлениями о политических и общественных явлениях послевоенной Западной Германии, Хайдеггер в этих тетрадях возвращается к «мышлению Бытия», которое он хочет развивать вне философии. Снова и снова встречается полемика с Ясперсом, «застрявшим в антионтологии» со своей «философией экзистенции» [3, с. 150]. Продолжается критика религии и христианства в частности, например, сам факт, что планируется международный конгресс томистов, Хайдеггер оценивает как «распад», символ упадка [3, с. 154].

В «Замечании VI» указывается, что «сумма моего мышления» [3, с. 57] состоит в «простом шаге из представляемого к движимому мышлению»2. Этот шаг состоит в выходе «из представления бытийствующего в своем бытийствовании (des Seienden in seiner Seiendheit)» в близость «различия» (Unter-Schied) и представляет собой «узнавание события» (Erfahren des Ereignisses). Понятия «различие» и «событие» - ключевые для позднего Хайдеггера, полагает издатель Травни [3, с. 418]. В «Замечаниях» этого тома представлено понимание самим Хайдеггером того пути, который проделал он с его «Вкладов в Философию. О событии» и до создания «Лесных троп».

Можно согласиться с издателем, отмечающим некое «успокоение» мышления Хайдеггера в этот период, отразившееся в более слабой (как эмоционально, так и философски) его реакции на политические события современности, нежели это имело место в предыдущих записках.

1 «Лесные тропы» - устоявшийся в России перевод произведения «Holzwege». Оригиналу ближе более точный перевод данного понятия как «просека» или даже «дровяной путь». В немецком языке «Лес» (Wald) понимается как «Holz» (дерево, дрова), только если он предназначен для порубки. Поэтому под «Holzweg» в обиходе подразумевалась дорога, по которой из леса вывозят дрова и которая, если пойти по ней вспять, для непосвященного кончится тупиком лесосеки. Выйти из этого тупика и пойти дальше, уже не по лесосеке, а по лесу, может лишь лесник, знающий скрытые тропы. - С. П.

2 Причем «движимое» в присущей Хайдеггеру словотворческой манере обыгрывает и «пути», «дороги» («be-wegendes» вместо «bewegendes»).

В «Замечании IX» на первый план выходят вопросы теологии вне христианства: «Самый яркий момент в глубине моего познания -грядущий Бог», - пишет Хайдеггер [3, с. 402].

Научной общественностью и критикой этот том был встречен значительно более спокойно, ибо в нем практически нет уже пассажей, которые можно было бы скандализировать и раскрутить на предмет «антисемитизма», да и сам издатель, выжав все, что возможно, из предшествующих томов, уже не старался разжигать полемики. Возможно, его значительно более скромное, нежели в предыдущих томах, выступление, объясняется и мощной критикой в его адрес. Травни, ученый с «патч-ворк-биографи», оказался никому не хорош: ни академическому миру, к которому он не принадлежал и который в глубине своей скептически отнесся к его атаке на философа, ни давним критикам и противникам Хайдеггера, общественности, журналистам, для которых он оказался недостаточно радикален в этой своей атаке.

Небольшой 99-й том (189 с.), вышедший в 2019 г., также не встретил фурора - это глубокие и интересные размышления, которые Хайдеггер делал одновременно с теми записями, что вышли в предыдущем томе, т.е. в интервал между 1947-1950 гг., однако они практически лишены тех привязок к событиям современности, к происходящему с Германией и с самим философом, которые были характерны для предыдущих тетрадей и вызвали столько дискуссий.

В издательских комментариях проскальзывают следы груза, свалившегося на Травни после того, как сообщество хайдеггериан-цев, деморализованное на какое-то время после публикации его бестселлеров про антисемитизм, опомнилось, пришло в себя и ударило в ответ. Травни подчеркивает, например, в этот раз в начале своего послесловия, что название «Черные тетради» принадлежит Хайдеггеру [4, с. 183]. Это - реакция на упреки фон Геррманна, который, как личный ассистент философа, занимавшийся по его поручению этими рукописями, резонансно обвинил Травни в злоупотреблениях маркетингом. Хайдеггер в одном их своих писем говорил о «Черных тетрадях», упоминая их цвет, Травни же, объединив их названием «Черные тетради», обещавшим, в совокупности с попавшими в прессу выдержками, некие «черные» содержания, разогрел читательский интерес, улучшил продажи, но «очернил» репутацию философа. Интересно также упоминание издателя, что

гранки этого тома были вычитаны не только им, но и «адвокатом Арнульфа Хайдеггера» [4, с. 187] - это показывает, насколько разошлись пути Травни и семьи философа после издания первых томов ЧТ.

В предыдущем, 98-м томе, в Замечании 6, Хайдеггер уже упоминает проект «Четыре тетради», говоря: «Если кому-то хочется цепляться за прошлое, то они - та самая вторая часть "Бытия и времени", которую так часто от меня требовали» [3, с. 61] и поясняя, что она может изменить понимание первой. Название «Четыре тетради 1 и 2», казалось бы, подразумевает, что они - первые две из четырех, однако на деле они лишь тематизируют сам проект будущей «второй части», оставшийся незавершенным. К тому же, как поясняет издатель, есть ряд манускриптов, не вошедших в эти тетради, но тематически явно относящихся к ним, они будут опубликованы позже, а один из них уже был опубликован в т. 73.2.

Записи в этих тетрадях не пронумерованы, иногда Хайдеггер отделяет их линией, что было сохранено в издании. Стиль записок много спокойнее, нежели в «Замечаниях». «Простота мышления покоится его его музыке». Начиная с конца 40-х годов Хайдеггер нередко использует «музыкальные» понятия - «тон», «звук», в «Четырех тетрадях» они, как верно отмечает издатель, создали «спокойную, но в то же время плотную» музыку [4, с. 186].

Эта спокойная атмосфера, впрочем, не помешала философу сделать пару вполне боевых замечаний в своей критике религии, называя, во «вкладе к теологии Ветхого Завета» бога, который «единственный не терпит никаких других богов рядом с собой», «прообразом всех человеческих диктаторов» [4, с. 116], а мышление, предлагаемое им, оценивая как «люциферное» [4, с. 163 и далее]. Вместо того чтобы освещать горы, оно проникает своим светом внутрь них, разрушая, тем самым, их сокрытое. «Светоносность» разрушает «многозначность речи». В век буржуазной морали подобная светоносность, разумеется, сочтется «дьявольской».

Список литературы

1. Погорельская С.В. «Черные тетради. Новое измерение философии М. Хайдеггера. - М.: ИНИОН РАН, 2019. - 86 с.

2. Heidegger M. Gesamtausgabe. - Frankfurt a. M.: Klostermann, 2015. - Bd 97: Anmerkungen I-V. - 530 S.

3. Heidegger M Gesamtausgabe. - Frankfurt a. M.: Klostermann, 2018. - Bd 98: Anmerkungen VI-IX. - 422 S.

4. Heidegger M. Gesamtausgabe. - Frankfurt a. M.: Klostermann, 2019 - Bd. 99: Vier Hefte I und II. (Schwarze Hefte 1947-1950). - 190 S.

5. Herrmann F.W., von, Alfieri F. Martin Heidegger. Die Wahrheit über die Schwarze Hefte. - Berlin: Duncker & Humblot, 2017. - 335 S.

6. Trawny P. Heidegger und der Mythos der judischen Weltverschwörung. - Frankfurt a. M.: Klostermann, 2015. - 144 S.

2020.04.024. ПОГОРЕЛЬСКАЯ С В. «СЛИШКОМ БЕЛЫЙ, ЧТОБЫ БЫТЬ ЧИСТЫМ»1. СОВРЕМЕННЫЕ ЗАПАДНЫЕ ДЕБАТЫ О «РАСИЗМЕ» КАНТА.

Ключевые слова: И. Кант; расизм.

В июне 2020 г. утомленная пандемией и карантином прогрессивная общественность Западной Европы с облегчением выплеснулась на улицы своих городов, чтобы продемонстрировать свою солидарность с антирасистскими демонстрациями в США, начавшимися в связи с жестоким убийством американской полицией уголовника-рецидивиста Джорджа Флойда, афроамериканца. Европейская часть движения В1аск-Ыуе8-Майег2, не принимавшегося до этого всерьез, воспряла; в континентальной Европе и в Великобритании полетели с постаментов памятники историческим личностям, запятнавшим себя расизмом. В Германии, стране, вот уже 30 лет старающейся привести свой политический вес в Европе в соответствие со своим экономическим весом, тоже разгорелись дебаты о расизме.

Жертвой их пал... Иммануил Кант.

Современные европейские нации измеряют свое величие уже не завоеваниями прошлого, но своим вкладом в мировое культурное наследие, т.е. мерой, в которой их мысль, их культура, в те или иные века определяла направление цивилизационного процесса. Поэтому составной частью гибридных войн современности является ниспровержение культурных и научных авторитетов потенциального противника. Хотя в системе коллективного Запада в пери-

1 Цит.: [7].

2 Движение, основанное в 2013 г. в защиту черной расы, в 2020 г. решило заняться изменением «культуры воспоминаний».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.