Научная статья на тему 'Харальд Нэгели: Кёльнская Пляска смерти'

Харальд Нэгели: Кёльнская Пляска смерти Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Пляска смерти / макабр / современное искусство / Харальд Нэгели. / Dance of Death / Dance macabre / modern art / Harald Naegeli.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бастова Юлия Александровна

Статья посвящена оригинальной интерпретации традиционного сюжета Плясок смерти в работах, созданных художником-бунтарем Харальдом Нэгели в 1980–1981 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Harald Naegeli: The Dance of Death in Cologne

The article is devoted to the original interpretation of the plot of the Dance of Death by the rebel artist Harald Naegeli, which was created in 1980–1981, and to the display of his characteristic drawing and individuality in the created work.

Текст научной работы на тему «Харальд Нэгели: Кёльнская Пляска смерти»

УДК 7.036

Ю. А. Бастова

Харальд нэгели: кёльнская Пляска смерти

Статья посвящена оригинальной интерпретации традиционного сюжета Плясок смерти в работах, созданных художником-бунтарем Харальдом Нэгели в 1980-1981 гг.

Ключевые слова: Пляска смерти; макабр; современное искусство; Харальд Нэгели.

Julia Bastova

Harald Naegeli: The Dance of Death in Cologne

The article is devoted to the original interpretation of the plot of the Dance of Death by the rebel artist Harald Naegeli, which was created in 1980-1981, and to the display of his characteristic drawing and individuality in the created work.

Keywords: Dance of Death; Dance macabre; modern art; Harald Naegeli.

Произведения Харальда Нэгели, созданные в 1980-1981 гг. в Кёльне, объединяются в одну цикл-серию под названием «Кёльнская Пляска смерти». Серия представляет собой граффити - изображения скелетов, разбросанные по всему городу в самых неожиданных местах: на бетонных столбах, стенах, подземных гаражах, ветхих зданиях старых заводов. Танцующих скелетов этой серии сохранилось не очень много, потому что творчество художника, как и само явление граффити в целом, поначалу не воспринималось обществом как искусство.

Харальд Нэгели - бунтарь, и эта черта не позволяла и не позволяет ему довольствоваться ограниченным пространством листа или холста, поэтому он вышел творить в пространство города, тем самым бросив обществу своеобразный вызов. Само по себе искусство граффити - это искусство вызова, сопротивления, желания оставить след, метку в реальном пространстве города. Вдохновившись рисунками Жерара Злотикамиена1, которые он видел во время учебы в Париже, Нэгели создал свои работы на улицах Кёльна.

В граффити Харальда Нэгели много политического смысла, сам акт его творчества можно назвать сопротивлением устоявшимся нормам и правилам, бунтом «против недостатка воображения» в его родной Швейцарии (Нэгели родился в Цюрихе) [6, р. 5]. Художник воспринимал и воспринимает свое искусство неотрывно от города, заботясь об органичном включении своих «существ» в структуру городского пространства. Он не просто помещает их в уже сложившуюся среду, не украшает ее, а стремится дополнить и подчеркнуть, играя на контрасте «глухо» закрашенных статичных стен и динамичных рисунков.

конечно, общество воспринимало его уличное творчество как проявление обычного вандализма, и художник долгое время оставался в тени. Стараясь не привлекать внимание, он творил в основном в ночное время. Этим отчасти обуславливается характер рисунка художника - быстрый и резкий. Это выброс энергии, импульсивный жест, внезапный, спонтанный. Такое поведение художника привело к тому, что его задержали стражи порядка. Он бежал в другую страну от судебных разбирательств, в результате которых мог быть осужден за умышленную порчу имущества. Нэгели уехал в Кёльн, где и создал охватывающую весь город интерпретацию Плясок смерти.

Создавая свою серию граффити, художник, скорее всего, отталкивался не только от внутренней сути сюжета Плясок смерти - напоминания о быстротечности жизни - или желания обратить внимание на какие-то военные конфликты и их последствия, но, в значительной степени, от общего настроения-ауры города Кёльна. По его словам, само множество средневековых церквей сподвигло его на создание этого произведения [6]. Однако это не единственная причина.

В разбросанных по всему городу танцующих скелетах автор выразил общую ситуацию в обществе и в городе. На тот момент Кёльн все еще восстанавливался от последствий Второй мировой войны, шло активное строительство фабрик и заводов, но ощущение заброшенности и разрухи сохранялось. Оставались острыми и многие социальные проблемы, в том числе нехватки рабочих мест, общей подавленности населения. Послевоенное возрождение как самого города, так и морального состояния общества - процесс, требующий большего временного ресурса. недавнее тоталитарное прошлое оставило в памяти людей очень глубокий след, и это настроение подавленности, судя по всему, было прочувствовано художником, и под этим впечатлением была создана «разбредшаяся» по городу Пляска.

Как уже было сказано, лишь немногие «танцующие» сохранились; их можно увидеть вдали от оживленных улиц, где обычный зритель может и не оказаться, там, где эти рисунки не будут нарушать вид города и раздражать своим видом глаз горожан. Но все же один из рисунков сейчас находится на территории Музея средневекового искусства, который размещается в пространстве бывшего католического собора Святой Цецилии2. Кирпичная стена - замурованный западный вход - служит фоном для танцующего скелета. сам вход был оформлен перспективным порталом, что сейчас может восприниматься как обрамление для произведения Харальда Нэгели. сам скелет, застывший в танцевальном па, раскинул руки и присел, тем самым приглашая всех в свой танец. спонтанность творческого импульса выражена в быстрой линии, создающей силуэт фигуры. Характерные для творчества Нэгели подвижные и гибкие линии и их взволнованные движения, привязывающие персонажей к плоскости, проявляются и в этой серии. Кроме названной работы сохранились еще несколько, но доступны они либо зрителю, целенаправленно их ищущему, либо случайному прохожему, который, скорее всего, не обратит на граффити внимания, хотя по замыслу он сам является одним из персонажей произведения.

само расположение персонажей в неожиданных местах созвучно дидактической составляющей этого сюжета - смерть может прийти неожиданно. Также это расположение включает город

в пространство произведения. Выход в город в прямом смысле изменил масштаб пространства Плясок. Оно открыто, оно вовлекает в себя, и все жители города словно становятся участниками этих танцев. Если ранее Пляски и размещали в городе в виде фресок или скульптур, то это было «сконцентрированное» изображение. Это был один танец, в одном месте. Харальд Нэгели пошел дальше - он в буквальном смысле изобразил неожиданность и непредсказуемость смерти, которая может «напасть» на свою жертву из-за любого угла. Тем самым художник вышел на новый, более всеобъемлющий уровень Плясок смерти.

Вторгнувшиеся в город танцующие скелеты обозначены весьма схематично, порой почти условно, подчеркнуто плоскостно. Тем не менее, персонажи Плясок видятся именно в пространстве реального мира, отчего они кажутся живыми, насколько это возможно, конечно. Этому способствуют и неожиданные места, где зритель может столкнуться с персонажами и в которых само восприятие этих внезапно возникших фигур (как, впрочем, и всего непредвиденного) обретает особую остроту и эмоциональную яркость, провоцирует непредсказуемый ход размышлений зрителя-прохожего.

Надо отметить, что среди этих танцующих фигур Нэгели поместил несколько также схематично обозначенных распятий, где на месте Иисуса Христа оказался один из скелетов, поселившихся в городе благодаря художнику. По обеим сторонам от распятия он изобразил скорбящих. Подобные композиции созвучны словам Нэгели о том, что сама атмосфера города оказала значительное влияние на его замысел, вдохновила его. Средневековая архитектура (а Кёльн, как известно, один из наиболее древних христианских центров Германии) обуславливает выбор композиции, а замена образа Спасителя скелетом говорит, скорее всего, об утрате веры и о омнениях в справедливости высших сил после ужасов Второй мировой войны. Это утрата как для самого художника, так и для общества в целом. Пережитое выходило за рамки человечности, и возникал вопрос - как Он допустил подобное? Вписанные в Пляски распятия с замещенными фигурами весьма

четко ставят вопрос, на который художник и общество хотели бы получить ответ.

Эта неожиданность и случайность размещения героев танца, общее настроение разочарованности и сомнения противопоставляется воспеванию войны и победы в памятниках прошлого. Харальд Нэгели уводит тему военной судьбы от героического к абсолютной обыденности - отсюда и идея художника о всюду поджидающей и мгновенной смерти. Это протест против государства, которое посылало своих людей на верную смерть, и напоминание самим людям о том, сколь хрупкой и бесконечно ценной является их собственная жизнь.

Стоит сказать о том, что власти Цюриха3 недавно сами предложили художнику место для создания еще одной интерпретации сюжета, и это будет «Пляска смерти рыб», что, по словам художника, отсылает как к христианской символике рыбы (акроним имени Иисуса Христа4), так и к проблемам с экологией, что является важным вопросом в современном обществе. Автор знает, что работа будет через некоторое время удалена, по условиям заказчиков, но Харальд Нэгели нисколько не раздосадован этим. Он говорит, что ему даже нравится недолговечность собственных произведений, так как для него важен сам факт творчества - выход энергии. В этом можно видеть своеобразную параллель с идеей Пляски - ничто не вечно [3].

ПРИМЕЧАНИЯ

1 злотикамиен жерар (Zlotykamien Gerard) (р. в 1940) - французский художник, начавший рисовать на улицах города одним из первых. Часто его работы представляют собой «эфемерные» силуэты людей, появившиеся как реакция на ужасы Второй мировой войны и последующие события.

2 В настоящее время на стене музея можно видеть повтор, выполненный Харальдом Нэгели в 1989 г.

3 Такой контраст между первым обращением к теме и реакцией властей и части общества на кёльнское произведение, да и на все творчество художника в целом, и тем, что происходит на данный момент - работы охраняют и предлагают места для создания новых произведений, - говорит об изменении в общественном сознании восприятия самого явления «уличного искусства» и отношения к художникам, создающим

граффити. Данный вопрос весьма дискуссионный и выходит за рамки статьи, но тенденция принятия явления граффити не просто наметилась, но и усиливается.

4 IX0Y2 - 'In^ou^ Xpicxo^ 0eo^ 'Yio^ Еют^р (ИХТИС - Иисус Христос Божий Сын Спаситель).

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Евдокимова Е. А., Янковская Ю. С. Феномен граффити: генезис, перспективы, влияние на современное искусство и архитектуру // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2013. Вып. 4. С. 65-69.

2. Садыкова Е. Харальд Нэгели: «Я беру силой свободу, которая мне необходима» // Ультрамарин. 2011. 11 июня. [Архив онлайн-журнала о граффити, стрит-арте, дизайне, искусстве и уличной культуре в России и за рубежом]. [URL]: http://archive.vltramarine.ru/blog/?p=71269#more-71269 (дата обращения 10.09.2017).

3. Bühler U. «Vielleicht schenkt mir jemand eine Blume» // Neue Zürcher Zeitung. 2017. 24 Mai. [URL]: https://www.nzz.ch/zuerich/harald-naegeli-zu-seinem-grossmuenster-projekt-vielleicht-schenkt-mir-jemand-eine-blume-ld.1296158 (дата обращения 14.09.2017).

4. Giesing G. Graffiti Klassiker: Der Totentanz in Köln // Neue Rheinische Zeitung. 2006. 21 März. [URL]: http://www.nrhz.de/flyer/beitrag.php?id=1400 (дата обращения 16.09.2017).

5. Mailer N. The faith of the graffiti // Esquire. 1974. May. P. 77-88, 154-158 // Test Pressing. 2012. 6 Jun. [URL]: http://testpressing.org/2012/06/ esquire-the-faith-of-graffiti-norman-mailer/ (дата обращения 15.09.2017).

6. Scheffler U. «Sprayer-von-Zürich»-Fall // Materialien zu den Ausstellungstafeln Kunst und Strafrecht. 2014. Apr. [URL]: http://54418078. swh.strato-hosting.eu/Sprayer-von-Zuerich-Fall.pdf (15.09.2017).

1. Х. Нэгели. Танцующий скелет на территории Музея средневекового искусства. 1980-1981 (повтор 1989). Кёльн

2. Х. Нэгели. Танцующий скелет в пространстве города 1980-1981. Кёльн

3. Х. Нэгели. Пляска смерти. Фрагмент с Распятием 1980-1981. Кёльн

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.