Научная статья на тему 'Характерология'

Характерология Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
917
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАРАКТЕРОЛОГИЯ / CHARACTEROLOGY / CHARACTER ANALYSIS
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характерология»

2009 - №2

Энциклопедия гуманитарных наук 239

ХАРАКТЕРОЛОГИЯ

Г. Ю. Канарш*

Характерология (клиническая характерология) — отрасль медицинского знания (а сегодня также психологического, педагогического, гуманитарного), занимающаяся изучением характеров людей. Характерология является «ядром» психиатрии пограничных расстройств (неврозы, психопатии, алкоголизм и др.). Основное распространение характерология получила в первой пол. XX в. в странах немецкого языка и в России: ее основоположником является немецкий психиатр Э. Кречмер, чьи научные положения впоследствии были развиты российскими психиатрами-клиницистами П. Б. Ганнушкиным и М. Е. Бурно. Сегодня значение характерологии вышло далеко за пределы собственно медицины (психиатрии) — ее применяют в своей работе многие специалисты в психологии, педагогике, различных областях гуманитарного знания.

Клиническая характерология — не единственное в своем роде знание о характерах. Существуют и другие варианты, например психоаналитическая характерология (создатели — немецкие психоаналитики К. Абрахам, В. Райх, американец А. Лоуэн). Однако в отличие от психоаналитической версии, строящейся на теории детского психосексуального развития (Фрейд), клиническая (реалистическая, естественнонаучная) характерология исходит из особенностей клинической картины, рассматривая характер как природную душевную самозащиту. Характер понимается здесь существенно иначе: не как то, что болезненно (невротически) «сковывает» личность, а, напротив, как устойчивое конституциональное образование, естественным образом («так от природы») предопределяющее особенности поведения, мышления, эмоциональной жизни.

Сегодня в клинической характерологии выделяют целый ряд характерологических типов (всего тринадцать, не считая разнообразных вариантов внутри каждого типа)1. Из них главные: синтонный (сангвинический); аутистический («замкнуто-углубленный »); психастенический («тревожно-сомневаю-щийся»); демонстративный (истерик); авторитарно-напряженный (эпилептоид); педантичный (ананкаст); полифонический (шизофренический).

Короткие характеристики каждого из них.

1. Синтонный — реалистическое созвучие мыслей и чувств окружающей обстановке, жизнелюбие, естественность, склонность получать основное удовольствие в жизни от чувственных радостей. Это характер А. Пушкина, Ф. Рабле, О. Бальзака, А. Дюма-старшего, Я. Гашека, характер античной Греции (Афин). Данный душевный склад особенно располагает к разного рода практической деятельности: организаторским делам, коммерции, практическому врачеванию, поварскому искусству и т. д. Люди с сангвиническим темпераментом чаще встречаются в странах Южной Европы, в Закавказье, Израиле.

2. Аутистический — аутистичность («са-мособойность»), т. е. известная отстраненность от внешнего мира, погруженность в себя, с переживанием идеальной Красоты-Гармонии как основы бытия. Аутистами (в этом смысле) являются многие философы, люди других «теоретических» профессий (теоретическая физика, математика). Данный душевный склад лежит в основе символического искусства, это характер Древнего Египта, Индии, древних цивилизаций доколумбовой Америки (инки, ацтеки, майя).

* Канарш Григорий Юрьевич — кандидат политических наук, старший научный сотрудник Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета. Тел: (495) 374-59-30. Эл. адрес: grigkanarsh@yandex.ru

В наше время особенно распространен в Западной Европе, в странах Дальнего Востока (Китай, Япония).

3. Психастенический — сочетание блеклой (неяркой) чувственности с мыслительной аналитичностью, преобладание тревожного самоанализа над чувством. Психастеникам обычно свойственна мягкая деперсонализация (чувство эмоциональной измененности, размытости своего «Я»). Психастеником был шекспировский Гамлет, психастенич-ность присуща «классическому» типу русского интеллигента; вообще душевный склад наиболее характерен для русской, российской культуры, ментальности (психастениками были А. Чехов и В. Белинский, сильные психастенические черты носили в своем характере Л. Толстой и Ф. Достоевский).

4. Истерический — демонстративность, т. е. эгоцентрическая склонность к позированию, вытекающая из детской незрелости психики, инфантилизма. Среди истериков немало людей художественных профессий, многие артисты, певцы; это характер польского языка (в сравнении, например, с педантизмом немецкого или психастенич-ностью русского). В России известные истерики — И. Бунин, И. Северянин, А. Вертинский.

5. Авторитарно-напряженный — агрессивная прямолинейность мышления и чувствования, стремление к власти («характер воина»). Встречается чаще в политике, в армии, вообще в «силовых структурах». Это характер Древней Ассирии, античного Рима и Спарты, вообще, по-видимому, характер цивилизаций-завоевателей. Среди представителей данного типа — многие известные тираны, диктаторы (Сулла, Нерон, Иван Грозный, И. Сталин).

6. Педантичный — склонность к порядку, аккуратности, с навязчивым соблюдением ритуалов (ананказмов), возникающих на почве изначальной (конституциональной) тревожности. Это «немецкий характер». Таких людей немного в России, зато немало в странах Северной Европы, в Германии. В России среди известных деятелей культу-

ры типичные ананкасты — В. Маяковский и Ю. Олеша.

7. Полифонический — одновременное звучание нескольких характерологических радикалов («личностных ядер»), способность в творчестве соединять несоединимое, проистекающая из душевной расщепленности (схизиса). Характер многих гениальных творцов — ученых, философов, художников (Б. Спиноза, А. Шопенгауэр, К. Циолковский, Ф. Кафка, С. Дали, П. Пикассо, М. Врубель, К. Малевич). В русской литературе два самых известных полифониста — Н. Гоголь и М. Булгаков. Характер лежит в основе целых направлений в искусстве — сюрреализма, постмодернизма, вообще культуры XX в. (В. П. Руднев).

Другие ключевые понятия характерологии2: тип телосложения («телесная конституция»); тип мироощущения; «ядро» характера и «напластования» на нем; цельные и мозаичные характеры; характеры здоровые и болезненные; характерологическая де-фензивность/агрессивность; характер и личность.

Существует несколько типов телосложения, каждый из которых соответствует определенному характерологическому складу.

1. Пикнический («плотный») — синтонно-му характеру.

2. Лептосомный («узкотелесный») — аутистическому.

3. Астенический («хилый», «слабый») -психастеническому (вообще астеническим типам).

4. Грацильный (худощавость, хрупкость, также миниатюрность) — истерическому, вообще ювенильным характерам.

5. Атлетоидный (физическая мощь, высокий рост, мускулистость) — авторитарнонапряженному и педантичному.

6. Диспластический (непропорциональность размеров отдельных частей тела) — полифоническому (а также, всякий раз со своими особенностями, другим мозаичным характерам).

В клинической практике установлена четкая корреляция между типом характера и со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.