Научная статья на тему 'Характерологические особенности межличностных о тношений детей в поликультурной среде образовательных учреждений'

Характерологические особенности межличностных о тношений детей в поликультурной среде образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
269
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИОМЕТРИЯ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Назранова Л.Ж.

В данной статье мы бы хотели представить часть результатов нашего исследования специфики межличностных отношений у детей 5-8 лет, которое проводилось в 3-х детских садах города Нальчика КБР. На первом этапе проводимого исследования мы попытались выявить особенности межличностных отношений детей в ситуации полиэтнической группы детского сада (в рамках пилотажного исследования) для обсуждения результатов и дальнейших перспектив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характерологические особенности межличностных о тношений детей в поликультурной среде образовательных учреждений»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-3/2016 ISSN 2410-6070

моральному стандарту, что недопустимо и несовместимо с требованиями профессии педагога, основанной на аксиологической и когнитивной (знаниевой) направленности профессионально-педагогической деятельности [4].

Важным аспектом исследования синдрома «психического выгорания» явилось для нас изучение жизненных ориентаций педагогов, выражающихся через различные личностные особенности, которые проявляются в трудных значимых жизненных ситуациях. Отмечается тесная связь синдрома «психического выгорания» с такими личностными особенностями, как объектная ориентация, субъективно-разорванное восприятие жизни, экстернальность, эгоориентация, консерватизм, поведенческая ригидность и инертность[6].

Важно отметить, что ценностно-ориентационная сфера педагогов способна определять дальнейшее профессиональное развитие. Ценности являются хорошим индикатором для отслеживания индивидуального изменения в результате личностно значимых событий. Они в качестве структурного компонента образуют духовность человека. Духовность достигается в процессе развития человека в результате работы над собой. Духовность порождается обращением к собственному внутреннему миру, реализуется в поиске смысла жизни, детерминированном ответственностью за свою, жизнь и потребностью в самоактуализации. Нравственность проявляется через отношения человека к самому себе, к другим людям и миру в целом, что отражается на качестве выполнения профессиональной деятельности. Список использованной литературы:

1. Борисова, М. В. Психологические детерминанты психического выгорания у педагогов / М. В. Борисова. -Ярославль, 2003. - 29 с.

2. Борисова, М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов / М. В. Борисова // Вопросы психологии. - 2005. - № 2. - С. 96-103

3. Буртовая, Н. Б. Личностные и профессиональные предпосылки формирования эмоционального выгорания у преподавателей высшей школы / Н. Б. Буртовая // Вестник ТГПУ. - 2010. - Выпуск 12 (102).

4. Водопьянова, Н. Е. Психическое «выгорание» / Н. Е. Водопьянова //Мир медицины. - 2003. - № 12 .

5. Водопьянова, Н. Е., Старченкова, Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.

6. Густелева, А. Н. Смысложизненные ориентации учителей с несформированным уровнем эмоционального выгорания. /А.Н. Густелева // Сборник научных статей. - Курск: КГУ, 2007.

7. Казаков, А. Ю., Кузнецова, И. Ю. Исследование ценностно-смысловой сферы и целей профессиональной деятельности педагогических работников системы профессионального образования/ А. Ю. Казаков, И. Ю. Кузнецова // Мир образования - образование в мире. - 2008. - № 4.

© Лукьяненко М.А., Матвеева С.С., 2016

УДК 159.9.072

Л. Ж.Назранова

Аспирант, педагог-психолог ГБОУ Школа №1631 г. Москва, Российская Федерация

ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ О ТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация

В данной статье мы бы хотели представить часть результатов нашего исследования специфики межличностных отношений у детей 5-8 лет, которое проводилось в 3-х детских садах города Нальчика КБР.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-3/2016 ISSN 2410-6070

На первом этапе проводимого исследования мы попытались выявить особенности межличностных отношений детей в ситуации полиэтнической группы детского сада (в рамках пилотажного исследования) для обсуждения результатов и дальнейших перспектив.

Ключевые слова Межличностные отношения, социометрия, поликультурная среда.

В настоящее время большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его межличностных отношений со сверстниками в детском коллективе, особенно, если этот коллектив является поликультурным. Современные дошкольные образовательные учреждения характеризуются полиэтническим составом, что вызывает определенные проблемы у детей, педагогов и родителей.

Цель нашего исследования: определить особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ.

Объект исследования: процесс общения и межличностных отношений детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада в условиях поликультурной образовательной среды.

Результаты, которые мы сегодня хотим обсудить, были получены в ходе пилотажного исследования 36 детей в возрасте 6 - 8 лет, проживающих в КБР, посещающих подготовительную группу ГБОУ детский сад №18, из них было13 девочек и 23 мальчика.

Сравнение по признаку национальность проводилось при помощи непараметрического критерия Краскела-Уоллиса.

В исследовании использовались социометрические методики для выявления предпочтений детей для общения по этническому признаку.

Первой методикой проводимой нами была «Социометрия» Джекоба Леви Морено. Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий между членами группы, и решает следующие задачи:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые). Результат показал, что выбор по фотографии не зависит от национальности, т.к. статистически значимых различий не обнаружено (р=0,967)

Методика «Три Вопроса» Строго следовала за социометрическим экспериментом и позволяет выявить причины положительного и отрицательного выбора детьми партнёра по общению. Интересным результатом было, то что 22,2% из детей балкарской национальности отвечали, что не хотят никого поздравлять и хотят сидеть одни за столом. Результат проведённой методики показал: Выбор партнера для общения не зависит от национальности, т.к. статистически значимых различий не обнаружено (р=0,412, р=0,355, р=0,364)

Тест «Два дома» помогает исследовать сферы желаемого и нежелаемого общения ребенка. В нашем случае мы попытались проанализировать при помощи теста зависимость положительного выбора для общения ребёнка от этнической принадлежности. Итоги проведённой работы показали, что выбор домика не зависит от национальности, т.к. статистически значимых различий не обнаружено (р=0,998, р=0,131)

Методика «Сломанный карандаш» Целью данной методики было исследование национальной толерантности детей. Задание: На занятии рисования ты заметил, что у твоего соседа (указываются дети группы) сломался карандаш. Что ты сделаешь?

Результатом оказалось, что коэффициент национальной толерантности зависит от национальности, т.к. обнаружены статистически значимые различия (р=0,044). Дети - кабардинцы дали больше ответов с дружественным содержанием, русские и балкарские дети имели практически одинаковое количество ответов с агрессивным содержанием.

Методика одномоментных срезов Т. Репиной помогает изучить свободное общение детей путём наблюдения за детьми во время самостоятельных игр с целью подтверждения социометрического эксперимента. Выясняются, как отражаются предпочтения детей в реальных отношениях: выбираются ли для общения дети своей или другой этнической принадлежности, на каком языке идёт общение. В каждый

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-3/2016 ISSN 2410-6070

момент времени группа имеет ту или иную динамическую структуру. Методика позволяет получить данные о контактировании детей.

Результат показал, что количество контактов во время игр с детьми одной или разной национальности зависит от национальности ребенка (р=0,002, р=0,050). Дети русской и балкарской этнической группы предпочитали играть с детьми своей национальности.

Методика изучения коммуникативных умений детей и влияние их взаимоотношений на эффективность совместной деятельности (интерпретация методики Я. Л. Коломенского) проводилась в несколько этапов и предполагала распределение детей с положительными, нейтральными, и отрицательными взаимоотношениями по парам (данные дети должны были одинаково разукрасить два силуэта рукавички, туфель, и носочков). Пары составлялись с учётом взаимоотношений детей по итогам социометрии, а также с учётом национального признака: дети одной этнической группы и разных. Характер выполнения испытуемыми данного задания позволил выяснить, умеют ли они договариваться между собой, приходить к общему решению и т. д.

Результат проведённой методики показал, что на эффективность совместной деятельности не влияет к одной или разной национальности относятся дети, т.к. статистически значимых различий не обнаружено (р=0,588)

Результаты пилотажного исследования дали возможность сделать нам следующие выводы:

Этнокультурная сепарация была выявлена в двух методиках «Сломанных карандаш» где коэффициент национальной толерантности зависит от национальности, т.к. обнаружены статистически значимые различия (р=0,044). Дети - кабардинцы дали больше ответов с дружественным содержанием, русские и балкарские дети имели практически одинаковое количество ответов с агрессивным содержанием.

А также в методике одномоментных срезов Т.Репиной результат показал, что количество контактов во время свободной игры с детьми одной или разной национальности зависит от этнической принадлежности ребенка (р=0,002, р=0,050). Дети русской и балкарской этнической группы предпочитали играть с детьми своей национальности.

Мы выявили что на особенности межличностного общения в ситуации полиэтнического детского сада в большей мере влияют возрастные особенности нежели этнокультурные.

© Назранова Л.Ж., 2016

УДК 159.9

В. В. Паутова

ФГБОУ ВО «АлтГПУ» Г. Барнаул, Российская Федерация

ПРОФЕССИЯ «ПЕДАГОГ» И СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬГНОГО ВЫГОРАНИЯ

Аннотация

Выгорание развивается, как правило, у тех, кто по роду своей деятельности должен много общаться с другими людьми. Все ситуации рабочего общения, отягощенные высокой ответственностью за людей, сопровождающиеся высокой эмоциональной и интеллектуальной напряженностью, становятся фактором риска выгорания работников. Наиболее подвержены профессиональному выгоранию оказываются педагоги, находящиеся в условиях ускорения технологического и социального обновления общества.

Ключевые слова

Синдром профессионального выгорания; деформация личности, психологическое здоровье педагогов; состояние физического, психического, эмоционального истощения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.