Научная статья на тему 'Характерологические особенности личности условно осужденных, совершивших правонарушения в период испытательного срока'

Характерологические особенности личности условно осужденных, совершивших правонарушения в период испытательного срока Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
104
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ ОСУЖДЕННОГО / CONVICT'S PERSONALITY / ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СРОК / УСЛОВНОЕ ОСУЖДЕНИЕ / PROBATION / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / SOCIO-PSYCHOLOGICAL PREVENTION / CHARACTEROLOGICAL PERSON'S PECULIARITIES / PROBATION PERIOD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Майоров Олег Александрович, Енгалычев Вали Фатехович

Статья посвящена изучению характерологических особенностей личности условно осужденных, совершивших правонарушения в период испытательного срока. По результатам проведенного эмпирического исследования выявлены наиболее типичные особенности личности условно осужденных, совершивших правонарушения в период испытательного срока, установлена взаимосвязь социально-психологических особенностей личности данной категории осужденных с демографическими показателями, предложены рекомендации по социально-психологической профилактике правонарушений условно осужденных. Анализ содержания научных источников и нормативных документов позволил определить различные позиции в понимании условного осуждения: как вида наказания; особого порядка исполнения приговора; особого порядка отбывания наказания; неисполнения уголовного наказания под условием; меры, альтернативной наказанию; средства воспитательного характера; отсрочки приведения наказания в исполнение и условного освобождения от реального отбывания назначенного наказания. Изучение социально-психологических особенностей личности условно осужденных, подразумевает два подхода: социально-ролевой подход, который позволяет увидеть позиции и функции, которые объективно криминогенны, поскольку налагают на личность обязанности, противоречащие праву, и она может выполнить их ценой правонарушения; социально-типологический подход, который позволяет понять, какую личность формируют обстоятельства, к каким социальным позициям и ролям она готова, как в соответствующих условиях преодолевать препятствия и разрешать конфликты. Анализ результатов экспериментального исследования показал, что условно осужденным, совершившим правонарушения, свойственны: низкий самоконтроль, заниженное стремление к выполнению социальных требований, низкая предусмотрительность и сознательность, высокая включаемость в социальные отношения, умение контролировать и влиять на остальных людей, принятие контроля со стороны других людей, стремление к большему жизнеобеспечению, комфорту, общению (общежитейский мотивационный профиль личности), слабо выраженная социальная полезность, сугубо индивидуалистический характер мотивационной направленности (интересы других людей и общества в целом мало значимы для них), склонность к консерватизму и ригидности, низкий уровень интеллекта и ограниченное мышление, беспечность, тенденция к экстравертированности, слабое усилие для выполнения общественных норм и требований, презрительное отношение к моральным ценностям, отказ от своих обязательств, неумение организовать свое время и порядок выполнения дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Майоров Олег Александрович, Енгалычев Вали Фатехович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to study of psychological peculiarities of probationers who committed crime at probation period. Typical personal peculiarities of probationers have been revealed in the result of empiric study; correlations between probationer’s socio-psychological peculiarities and demographic indices have been studied; recommendations concerning prevention of lawbreaking in probationers have been proposed. The analysis of scientific sources and regulatory documents make it possible to define different approaches to understanding of conditional release: as a kind of punishment; special procedure for executing a sentence; special order of servicing a sentence; non-fulfillment of criminal penalty under conditions; measures alternative to punishment; means of educational character; adjournment in executing of a punishment and conditional release from real servicing of a sentence. The study of probationers’ personality implies two approaches: social-roles approach that enables to see positions and functions that are objectively criminogenic because they impose on a person contradicting to law duties that can be fulfilled only at the cost of law breaking. The second approach is social-typological one that makes it possible to understand what kind of personality conditions are forming, to what social positions and roles he is ready, how in corresponding conditions to overcome obstacles and solve conflicts. The analysis of empiric research data shows that probationers who committed lawbreaking are characterized by: low self-control, understated tendency to fulfill social demands, low precaution and consciousness, high involvement in social relations, ability to control and influence upon other people, adoption of other persons’ control, aspiration for higher life-support, comfort, communication (“everyday” motivational person’s profile), low social utility, strictly individualistic character of motivational directedness (other persons’ and social interests are not significant for them), disposed to conservatism and rigidity, low level of intelligence and scanty thinking, unconcern, tendency towards extraversion, weak effort for implementation of social norms and demands, contemptuous attitude towards moral values, rejection of obligations, inability to organize own time and order of deeds’ fulfillment.

Текст научной работы на тему «Характерологические особенности личности условно осужденных, совершивших правонарушения в период испытательного срока»

УДК 159.923:343.847

ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ УСЛОВНО ОСУЖДЕННЫХ, СОВЕРШИВШИХ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ПЕРИОД ИСПЫТАТЕЛЬНОГО СРОКА

Реферат: статья посвящена изучению характерологических особенностей личности условно осужденных, совершивших правонарушения в период испытательного срока. По результатам проведенного эмпирического исследования выявлены наиболее типичные особенности личности условно осужденных, совершивших правонарушения в период испытательного срока, установлена взаимосвязь социально-психологических особенностей личности данной категории осужденных с демографическими показателями, предложены рекомендации по социально-психологической профилактике правонарушений условно осужденных. Анализ содержания научных источников и нормативных документов позволил определить различные позиции в понимании условного осуждения: как вида наказания; особого порядка исполнения приговора; особого порядка отбывания наказания; неисполнения уголовного наказания под условием; меры, альтернативной наказанию; средства воспитательного характера; отсрочки приведения наказания в исполнение и условного освобождения от реального отбывания назначенного наказания. Изучение социально-психологических особенностей личности условно осужденных, подразумевает два подхода: социально-ролевой подход,

© Майоров О. А., Енгалычев В. Ф., 2016

О. А. Майоров, В. Ф. Енгалычев

который позволяет увидеть позиции и функции, которые объективно криминогенно поскольку налагают на личность обязанности, противоречащие праву, и она может выполнить их ценой правонарушения; социально-типологический подход, который позволяет понять, какую личность формируют обстоятельства, к каким социальным позициям и ролям она готова, как в соответствующих условиях преодолевать препятствия и разрешать конфликты. Анализ результатов экспериментального исследования показал, что условно осужденным, совершившим правонарушения, свойственны: низкий самоконтроль, заниженное стремление к выполнению социальных требований, низкая предусмотрительность и сознательность, высокая включаемость в социальные отношения, умение контролировать и влиять на остальных людей, принятие контроля со стороны других людей, стремление к большему жизнеобеспечению, комфорту, общению (общежитейский мотиваци-онный профиль личности), слабо выраженная социальная полезность, сугубо индивидуалистический характер моти-вационной направленности (интересы других людей и общества в целом мало значимы для них), склонность к консерватизму и ригидности, низкий уровень интеллекта и ограниченное мышление, беспечность, тенденция к экстраверти-рованности, слабое усилие для выполне-

ния общественных норм и требований, презрительное отношение к моральным ценностям, отказ от своих обязательств, неумение организовать свое время и порядок выполнения дел.

Ключевые слова: личность осужденного, характерологические особенности личности, условное осуждение, испытательный срок, социально-психологическая профилактика.

Действующий в настоящее время курс на либерализацию уголовной политики, ее гуманизацию означает повышение роли меруголовно-правового характера, не связанных с изоляцией от общества. Подтверждением реализации поставленных задач перед УИС является устойчивая тенденция роста применения наказаний, не связанных лишением свободы. Согласно Концепции развития УИС до 2020 года рационализация политики в области уголовного правосудия предполагает увеличение общей численности лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества, за счет применения ограничения свободы и других видов наказаний, увеличения количества санкций, предусматривающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, и расширения практики назначения данных наказаний судами [2].

По данным статистики, порядка 35 % условно-осужденных совершают различного рода правонарушения в период испытательного срока.

Слабая превентивная эффективность действия уголовно-правового института условного осуждения порождает высокий уровень повторной преступности условно осужденных.

Таким образом, достаточно высокий процент лиц, совершивших правонару-

шения в период испытательного срока, говорит о необходимости изучения данных осужденных, исследования их психологических и социально-психологических особенностей, причин и условий совершения ими правонарушений с целью более успешной организации процесса исправления и ресоциализации.

Условное осуждение само по себе и связанные с ним ограничение прав и наложение определенных обязанностей, несомненно, накладывает отпечаток на личность и социальный статус осужденного, именно поэтому мы говорим о психологических особенностях данной категории лиц.

Отличительные особенности личности вытекают из статуса осужденного, вина которого установлена вступившим в законную силу приговором, обязавшим его отбыть определенное наказание. Кроме того, положение осужденного приводит к вступлению его в новые общественные отношения и к исключению из ряда отношений, которые определяли его личность ранее.

Однако условное наказание дает возможность осужденному исполнять все положительные социальные роли, присущие ему, сохранить привычный круг общения, и в то же время обязывает его изменить то нежелательное (негативное) в жизни, что было до осуждения (образ жизни, негативный круг общения, найти работу, пройти курс лечения от наркомании или алкогольной зависимости и т. д.).

Характерологические особенности осужденного хорошо просматриваются с точки зрения А. В. Петровского (1986), который считает, что структуру личности составляет человек в групповом взаимодействии, в системе межличностных отношений, в других людях [1, а 396]. В связи с осуждением у человека происходит перестройка социальных

функций и ролей. Это снижает его требовательность к себе как к личности, подчиняет влиянию среды. В результате у него изменяется (ослабляется или усиливается) контроль над своим поведением [4].

Таким образом, как подчеркивается некоторыми исследователями, своевременное применение мер, стимулирующих исправление осужденных, качественное изучение личности правонарушителя (степени криминализации) - весомый залог в исправлении, реабилитации и ресоциализации лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях [3, с. 38].

Изучениехарактерологических особенностей личности условно осужденных, совершивших правонарушения в период испытательного срока, проводилось на базе уголовно-исполнительных инспекций в нескольких регионах Российской Федерации. В результате проведенного исследования были получены следующие данные.

Согласно корреляционному анализу, проведенному в группе условно осужденных, совершивших правонарушения в период испытательного срока (табл.), чем более благоприятные условия семейного воспитания, тем больше выражено стремление к независимости (Cw), к включению в социальные отношения (1е), к поддержке установленных понятий, принципов, традиций, сомнение в новых идеях, отрицание необходимости перемен ^1).

Условно осужденные, имеющие правонарушение в период испытательного срока преимущественно холостые (не замужем) - 45,71 %, 40 % находятся в сожительстве. Условно осужденны-ме, не совершавшие правонарушения в период испытательного срока, в большинстве случаях женаты (замужем) -57,14 %, что дает право предположить,

что наличие семьи и ответственность осужденного перед ней является существенным сдерживающим фактором, что собственно подтверждается и следующими данными.

Условно осужденные, совершившие правонарушения в период испытательного срока, 34,29 % имеют детей и 34,29 % в меньшей степени испытывают чувство вины перед семьей по сравнению с осужденными, не совершавшими правонарушения, из которых 62,86 % имеют детей и 48,57 % испытывают чувство вины перед семьей. Это с вязано с тем, что у последних ответственность перед семьей является ведущей.

Показатели уровня образования у условно осужденных, совершивших правонарушения в период испытательного срока, выстроились следующим образом: неполное среднее - 51,43 %, полное среднее - 14,29, среднее специальное - 25,71, высшее - 8,57 %. У осужденных, не совершавших правонарушений, иные показатели, а именно: неполное среднее - 22,86 %, полное среднее - 22,86, среднее специальное - 42,86, неоконченное высшее -5,71, высшее - 8,57 %. Это свидетельствует о том, что уровень образования условно осужденных, совершивших правонарушения в период испытательного срока, в среднем ниже, чем у осужденных, не совершавших правонарушений.

Однако проведенный корреляционный анализ показал (табл.), что чем выше уровень образования в группе осужденных, совершивших правонарушения, тем выше стремление к выполнению социальных требований, контролю над своими эмоциями и к влиянию на остальных людей. Это объясняется тем, что чем образованней человек, тем более он самостоятелен, реалистичен и

Таблица

Корреляционные связи демографических показателей с социально-психологическими особенностями личности осужденных по психодиагностическим методикам (р < 0,01)

Возраст В какой семье воспитывался Семейное положение Дети Образование Профессия Трудоустроенность Материальный доход Хобби Срок Другие судимости Справедливость наказания На каком сроке совершены правонарушения

1е -0,21 0,09 0,29 -0,03 -0,33 -0,52 -0,13 0,06 -0,28 0,15 0,02 0,20 -0,52

Cw -0,38 0,56 -0,40 -0,21 -0,20 0,08 0,04 0,40 0,05 0,41 0,34 0,12 -0,08

Ае 0,09 0,22 -0,07 0,09 0,20 0,07 0,34 -0,04 0,22 0,46 0,14 -0,08 0,13

^ 0,33 -0,60 0,02 0,30 0,21 -0,22 0,25 -0,32 0,80 -0,02 -0,34 -0,35 0,47

Се 0,42 -0,05 0,44 0,49 0,51 0,12 0,01 -0,07 -0,05 0,03 -0,17 0,05 0,10

Aw -0,47 0,72 -0,41 -0,24 -0,25 0,15 -0,39 0,18 -0,34 0,02 0,41 0,17 -0,17

МО -0,59 0,03 -0,48 -0,77 -0,57 -0,49 -0,06 0,21 -0,04 0,29 0,07 -0,22 0,08

А -0,26 0,38 -0,32 -0,12 -0,14 -0,13 -0,27 0,14 0,10 -0,10 0,26 -0,29 0,08

В 0,31 -0,50 -0,17 -0,24 0,29 -0,01 0,67 0,06 0,19 0,61 -0,56 -0,03 0,35

С -0,10 -0,14 -0,43 -0,25 -0,09 0,18 0,55 0,15 0,38 0,57 -0,31 0,25 0,42

Е 0,20 -0,55 0,48 0,21 0,10 -0,19 -0,35 -0,54 -0,24 -0,48 -0,07 0,06 0,07

F -0,42 0,32 -0,09 -0,03 -0,41 -0,22 -0,58 -0,28 -0,24 -0,28 0,34 0,44 -0,51

G -0,10 0,19 -0,27 -0,34 0,14 0,27 0,08 0,62 -0,09 0,07 0,42 -0,57 0,39

Н -0,03 0,21 0,05 -0,31 0,04 0,13 0,12 -0,17 -0,27 0,30 0,15 0,15 -0,20

I -0,58 0,25 -0,14 -0,28 -0,51 -0,33 -0,53 -0,11 -0,21 -0,24 0,73 0,05 -0,26

L 0,40 -0,41 0,32 0,23 0,29 -0,14 0,10 -0,30 0,45 -0,04 0,19 -0,36 -0,03

М -0,23 0,22 -0,04 -0,21 -0,21 0,04 0,07 0,20 -0,26 0,23 0,17 0,12 -0,17

N 0,50 -0,47 0,36 0,24 0,42 0,13 0,15 -0,05 -0,23 -0,23 -0,41 -0,09 0,17

0 0,39 -0,12 0,25 0,62 0,49 0,27 0,06 -0,08 0,04 -0,25 -0,28 -0,07 0,44

Q1 -0,33 0,81 -0,24 -0,30 -0,25 0,46 0,05 0,29 -0,26 0,15 0,43 0,32 -0,45

Q2 0,38 0,02 0,17 0,22 0,34 0,65 0,41 -0,02 -0,10 0,05 -0,05 0,46 -0,14

Q3 0,60 -0,24 0,27 0,21 0,58 0,27 0,69 0,52 0,21 0,21 -0,10 -0,43 0,10

Q4 0,08 -0,24 0,61 0,22 0,01 -0,41 -0,47 -0,11 -0,36 -0,51 0,20 -0,22 -0,08

ответственен, то есть надеется на себя и проявляет упорство, настойчивость, самоконтроль, предусмотрительность и сознательность.

57,14 % условно осужденных, совершивших правонарушения в период испытательного срока, не имеют постоянного источника дохода, 40 % имеют средний уровень дохода. Это достаточно логично, так как большинство из них

не трудоустроены (75 %), им приходится быть на иждивении у других лиц либо находить временную работу для получения средств к существованию.

Исследование по методике «Диагностика межличностных отношений» А. А. Рукавишникова показало, что имеются значимые различия (р < 0,01) в обследуемых группах осужденных (рис. 1) по шкалам 1е, Се, Cw.

Рис. 1. Средние значения в группах осужденных по методике «Диагностика межличностных отношений» (А. А. Рукавишников)

Показатели по шкале (1е) - выраженное поведение у условно осужденных, не совершивших правонарушения в период испытательного срока, стремятся к экстремально низким значениям, то есть имеют выраженный характер. Это свидетельствует о том, что сам факт наказания достаточно серьезно повлиял на них, тем самым сузил социальные контакты и включаемость в социальные отношения, они отгородились от общества, ушли в себя. В свою очередь, условно осужденные, совершившие правонарушения, имеют более высокие показатели по данной шкале, то есть они не замкнулись, по-прежнему имеют широкие социальные связи, активно включаются в общественные отношения. Это может свидетельствовать о том, что факт осуждения не оказал существенное влияние на данную категорию осужденных и во многом может объяснить факт совершения ими правонарушений.

Данные по шкале (Се) - контроль и влияние на остальных людей, говорят о том, что выраженное поведение условно осужденных, не совершавших правонарушения в период испытательного срока, отражает стремление избегать принятия решений и взятия на себя ответственности. Осужденные, совершившие правонарушения, имеют тенденцию брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью, пытаются контролировать и влиять на остальных людей, что согласно корреляционному анализу находится в обратной зависимости от уровня самооценки (MD) и в прямой - от самоуверенности (О), то есть чем больше осужденные, совершившие правонарушения, пытаются осуществить контроль над людьми, тем ниже уровень их самооценки и выше склонность к чувству вины. Таким образом, вероятнее всего, большинство попыток осуществить контроль и повлиять на других людей не достигают

своих целей, что, в свою очередь, ведет к снижению уровня самооценки и возрастанию тревожности, озабоченности, неуверенности в себе и напряженности.

Требуемое поведение (Сw) - контроль и влияние со стороны других людей. Значения по данной шкале у условно осужденных, не совершивших правонарушения в период испытательного срока, имеют экстремальные показатели, это предполагает, что они не принимают контроля над собой и стремятся к независимости. У осужденных, совершивших правонарушения, нет выраженного стремления к независимости. Это похоже на своеобразную игру «Полицейские и воры» (по Э. Берну): осужденные, совершившие правонарушения, с одной стороны, стремятся к контролю со стороны персонала УИИ, с другой - совершают правонарушения, тем самым играют с ними, получая удовлетворение. На уровне ребенка главное - это возбуждение от погони,

когда удается ускользнуть от преследователей или обмануть их.

Показатели по методике «Диагностика мотивационной структуры личности» (рис. 2) свидетельствуют о том, что по сравнению с осужденными, не совершавшими правонарушения, у которых более выражена социальная полезность (ОД) и превалирует «рабочий» мотивационный профиль личности, осужденные, совершившие правонарушения в период испытательного срока, в своей деятельности и поведении характеризуются стремлением к большему жизнеобеспечению (Ж), комфорту (К), общению (О) и слабо выраженной социальной полезностью, то есть имеют «общежитейский» мотивационный профиль личности (рис. 3). Это говорит о том, что общая мотивационная направленность их личности имеет сугубо индивидуалистический характер и интересы других людей и общества в целом мало значимы для них.

Рис. 2. Средние значения в группах осужденных по методике «Диагностика мотивационной структуры личности» (В. Э. Мильман)

а(Ш<1г раОзднй

Рис. 3. Соотношение показателей мотивационного профиля личности в группах осужденных по методике «Диагностика мотивационной структуры личности» (В. Э. Мильман)

Данные, полученные в результате исследования по методике «16-фак-торный личностный опросник (форма С)» (Р. Кеттелл) показали, что условно осужденным, совершившим правонарушения в период испытательного срока, в отличие от осужденных, не совершавших правонарушения, присущи следующие особенности (рис. 4): низкий уровень интеллекта и ограниченное мышление, то есть испытывают трудности в обучении, в умении анализировать и обобщать материалы, легко сдаются, столкнувшись с трудностями (В); беспечность, тенденция к экстра-вертированности но по сути своей она является эгоцентрированной, то есть они склонны к оказанию помощи (А), но остановятся, чтобы помочь, только в том случае, если это соответствует их сиюминутному капризу. Им свойственно слабоеусилие для выполнения общественных норм и требований, презрительное отношение к моральным

ценностям, отказ от своих обязательств Ю); недостаток самоконтроля (особенно над желаниями), индифферентность ^3), недисциплинированность, спонтанность в поведении, это порождает неумение организовать свое время и порядок выполнения дел.

Обобщенный анализ результатов экспериментального исследования показал, что условно осужденным, совершившим правонарушения, свойственно: преимущественно воспитание в полной семье, большая часть из них холосты (не замужем). Низкий уровень образования, низкий самоконтроль, заниженное стремление к выполнению социальных требований, низкая предусмотрительность и сознательность, высокая включаемость в социальные отношения, умение контролировать и влиять на остальных людей, принятие контроля со стороны других людей, стремление к большему жизнеобеспечению, комфорту,

Рис. 4. Средние значения в группах осужденных по методике «16-факторный личностный опросник (форма С)» (Р. Кеттелл)

общению («общежитейский» мотива-ционный профиль личности), слабо выраженная социальная полезность, сугубо индивидуалистический характер мотивационной направленности (интересы других людей и общества в целом малозначимы для них), склонность к консерватизму и ригидности, низкий уровень интеллекта и ограниченное мышление, беспечность, тенденция к экстравертированности, слабое усилие для выполнения общественных норм и требований,презрительное отношение к моральным ценностям, отказ от своих обязательств, неумение организовать свое время и порядок выполнения дел.

Исходя из результатов исследования меры социально-психологической профилактики правонарушений среди условно осужденных должны включать в себя следующие направления:

воздействие на семьи условно осужденных;

решение проблемы занятости и трудоустройства;

повышение уровня образования, приобретение условно осужденными дополнительных профессий;

осознание условно осужденными факта наказания за совершенное преступление, принятие чувства вины и развитие чувства ответственности;

переориентация условно осужденных на социально положительные контакты;

переориентация мотивационной направленности личности на социально полезную деятельность;

моральное воспитание, развитие уважительного отношения к общественным нормам и ценностям, вытеснение из сознания правового нигилизма, развитие самодисциплины и самоконтроля [5, с. 134].

Список литературы

1. Введение в психологию / под общ. ред. А. В. Петровского. М., 1996. 496 с.

2. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : утв. Правительством Рос. Федерации 14 октября 2010 г. № 1772-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 43. Ст. 5544.

3. Левочкина М. В. Нормативные основы деятельности психолога в уголовно-исполнительных инспекциях по исполнению наказаний, не связанных с лишением свободы // Безопасность уголовно-исполнительной системы. 2010. № 1(9). С. 38.

4. Майоров О. А. Вопросы систематизации характерологических особенностей личности осужденных // Вестник Кузбасского института. 2014. № 4 (21). С. 177-186.

5. Майоров О. А. Систематизация характерологических особенностей личности осужденных как основа построения комплексных психокор-рекционных программ : дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2009. 202 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.