УДК 159.923:343.847
ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ УСЛОВНО ОСУЖДЕННЫХ, СОВЕРШИВШИХ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ПЕРИОД ИСПЫТАТЕЛЬНОГО СРОКА
Реферат: статья посвящена изучению характерологических особенностей личности условно осужденных, совершивших правонарушения в период испытательного срока. По результатам проведенного эмпирического исследования выявлены наиболее типичные особенности личности условно осужденных, совершивших правонарушения в период испытательного срока, установлена взаимосвязь социально-психологических особенностей личности данной категории осужденных с демографическими показателями, предложены рекомендации по социально-психологической профилактике правонарушений условно осужденных. Анализ содержания научных источников и нормативных документов позволил определить различные позиции в понимании условного осуждения: как вида наказания; особого порядка исполнения приговора; особого порядка отбывания наказания; неисполнения уголовного наказания под условием; меры, альтернативной наказанию; средства воспитательного характера; отсрочки приведения наказания в исполнение и условного освобождения от реального отбывания назначенного наказания. Изучение социально-психологических особенностей личности условно осужденных, подразумевает два подхода: социально-ролевой подход,
© Майоров О. А., Енгалычев В. Ф., 2016
О. А. Майоров, В. Ф. Енгалычев
который позволяет увидеть позиции и функции, которые объективно криминогенно поскольку налагают на личность обязанности, противоречащие праву, и она может выполнить их ценой правонарушения; социально-типологический подход, который позволяет понять, какую личность формируют обстоятельства, к каким социальным позициям и ролям она готова, как в соответствующих условиях преодолевать препятствия и разрешать конфликты. Анализ результатов экспериментального исследования показал, что условно осужденным, совершившим правонарушения, свойственны: низкий самоконтроль, заниженное стремление к выполнению социальных требований, низкая предусмотрительность и сознательность, высокая включаемость в социальные отношения, умение контролировать и влиять на остальных людей, принятие контроля со стороны других людей, стремление к большему жизнеобеспечению, комфорту, общению (общежитейский мотиваци-онный профиль личности), слабо выраженная социальная полезность, сугубо индивидуалистический характер моти-вационной направленности (интересы других людей и общества в целом мало значимы для них), склонность к консерватизму и ригидности, низкий уровень интеллекта и ограниченное мышление, беспечность, тенденция к экстраверти-рованности, слабое усилие для выполне-
ния общественных норм и требований, презрительное отношение к моральным ценностям, отказ от своих обязательств, неумение организовать свое время и порядок выполнения дел.
Ключевые слова: личность осужденного, характерологические особенности личности, условное осуждение, испытательный срок, социально-психологическая профилактика.
Действующий в настоящее время курс на либерализацию уголовной политики, ее гуманизацию означает повышение роли меруголовно-правового характера, не связанных с изоляцией от общества. Подтверждением реализации поставленных задач перед УИС является устойчивая тенденция роста применения наказаний, не связанных лишением свободы. Согласно Концепции развития УИС до 2020 года рационализация политики в области уголовного правосудия предполагает увеличение общей численности лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества, за счет применения ограничения свободы и других видов наказаний, увеличения количества санкций, предусматривающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, и расширения практики назначения данных наказаний судами [2].
По данным статистики, порядка 35 % условно-осужденных совершают различного рода правонарушения в период испытательного срока.
Слабая превентивная эффективность действия уголовно-правового института условного осуждения порождает высокий уровень повторной преступности условно осужденных.
Таким образом, достаточно высокий процент лиц, совершивших правонару-
шения в период испытательного срока, говорит о необходимости изучения данных осужденных, исследования их психологических и социально-психологических особенностей, причин и условий совершения ими правонарушений с целью более успешной организации процесса исправления и ресоциализации.
Условное осуждение само по себе и связанные с ним ограничение прав и наложение определенных обязанностей, несомненно, накладывает отпечаток на личность и социальный статус осужденного, именно поэтому мы говорим о психологических особенностях данной категории лиц.
Отличительные особенности личности вытекают из статуса осужденного, вина которого установлена вступившим в законную силу приговором, обязавшим его отбыть определенное наказание. Кроме того, положение осужденного приводит к вступлению его в новые общественные отношения и к исключению из ряда отношений, которые определяли его личность ранее.
Однако условное наказание дает возможность осужденному исполнять все положительные социальные роли, присущие ему, сохранить привычный круг общения, и в то же время обязывает его изменить то нежелательное (негативное) в жизни, что было до осуждения (образ жизни, негативный круг общения, найти работу, пройти курс лечения от наркомании или алкогольной зависимости и т. д.).
Характерологические особенности осужденного хорошо просматриваются с точки зрения А. В. Петровского (1986), который считает, что структуру личности составляет человек в групповом взаимодействии, в системе межличностных отношений, в других людях [1, а 396]. В связи с осуждением у человека происходит перестройка социальных
функций и ролей. Это снижает его требовательность к себе как к личности, подчиняет влиянию среды. В результате у него изменяется (ослабляется или усиливается) контроль над своим поведением [4].
Таким образом, как подчеркивается некоторыми исследователями, своевременное применение мер, стимулирующих исправление осужденных, качественное изучение личности правонарушителя (степени криминализации) - весомый залог в исправлении, реабилитации и ресоциализации лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях [3, с. 38].
Изучениехарактерологических особенностей личности условно осужденных, совершивших правонарушения в период испытательного срока, проводилось на базе уголовно-исполнительных инспекций в нескольких регионах Российской Федерации. В результате проведенного исследования были получены следующие данные.
Согласно корреляционному анализу, проведенному в группе условно осужденных, совершивших правонарушения в период испытательного срока (табл.), чем более благоприятные условия семейного воспитания, тем больше выражено стремление к независимости (Cw), к включению в социальные отношения (1е), к поддержке установленных понятий, принципов, традиций, сомнение в новых идеях, отрицание необходимости перемен ^1).
Условно осужденные, имеющие правонарушение в период испытательного срока преимущественно холостые (не замужем) - 45,71 %, 40 % находятся в сожительстве. Условно осужденны-ме, не совершавшие правонарушения в период испытательного срока, в большинстве случаях женаты (замужем) -57,14 %, что дает право предположить,
что наличие семьи и ответственность осужденного перед ней является существенным сдерживающим фактором, что собственно подтверждается и следующими данными.
Условно осужденные, совершившие правонарушения в период испытательного срока, 34,29 % имеют детей и 34,29 % в меньшей степени испытывают чувство вины перед семьей по сравнению с осужденными, не совершавшими правонарушения, из которых 62,86 % имеют детей и 48,57 % испытывают чувство вины перед семьей. Это с вязано с тем, что у последних ответственность перед семьей является ведущей.
Показатели уровня образования у условно осужденных, совершивших правонарушения в период испытательного срока, выстроились следующим образом: неполное среднее - 51,43 %, полное среднее - 14,29, среднее специальное - 25,71, высшее - 8,57 %. У осужденных, не совершавших правонарушений, иные показатели, а именно: неполное среднее - 22,86 %, полное среднее - 22,86, среднее специальное - 42,86, неоконченное высшее -5,71, высшее - 8,57 %. Это свидетельствует о том, что уровень образования условно осужденных, совершивших правонарушения в период испытательного срока, в среднем ниже, чем у осужденных, не совершавших правонарушений.
Однако проведенный корреляционный анализ показал (табл.), что чем выше уровень образования в группе осужденных, совершивших правонарушения, тем выше стремление к выполнению социальных требований, контролю над своими эмоциями и к влиянию на остальных людей. Это объясняется тем, что чем образованней человек, тем более он самостоятелен, реалистичен и
Таблица
Корреляционные связи демографических показателей с социально-психологическими особенностями личности осужденных по психодиагностическим методикам (р < 0,01)
Возраст В какой семье воспитывался Семейное положение Дети Образование Профессия Трудоустроенность Материальный доход Хобби Срок Другие судимости Справедливость наказания На каком сроке совершены правонарушения
1е -0,21 0,09 0,29 -0,03 -0,33 -0,52 -0,13 0,06 -0,28 0,15 0,02 0,20 -0,52
Cw -0,38 0,56 -0,40 -0,21 -0,20 0,08 0,04 0,40 0,05 0,41 0,34 0,12 -0,08
Ае 0,09 0,22 -0,07 0,09 0,20 0,07 0,34 -0,04 0,22 0,46 0,14 -0,08 0,13
^ 0,33 -0,60 0,02 0,30 0,21 -0,22 0,25 -0,32 0,80 -0,02 -0,34 -0,35 0,47
Се 0,42 -0,05 0,44 0,49 0,51 0,12 0,01 -0,07 -0,05 0,03 -0,17 0,05 0,10
Aw -0,47 0,72 -0,41 -0,24 -0,25 0,15 -0,39 0,18 -0,34 0,02 0,41 0,17 -0,17
МО -0,59 0,03 -0,48 -0,77 -0,57 -0,49 -0,06 0,21 -0,04 0,29 0,07 -0,22 0,08
А -0,26 0,38 -0,32 -0,12 -0,14 -0,13 -0,27 0,14 0,10 -0,10 0,26 -0,29 0,08
В 0,31 -0,50 -0,17 -0,24 0,29 -0,01 0,67 0,06 0,19 0,61 -0,56 -0,03 0,35
С -0,10 -0,14 -0,43 -0,25 -0,09 0,18 0,55 0,15 0,38 0,57 -0,31 0,25 0,42
Е 0,20 -0,55 0,48 0,21 0,10 -0,19 -0,35 -0,54 -0,24 -0,48 -0,07 0,06 0,07
F -0,42 0,32 -0,09 -0,03 -0,41 -0,22 -0,58 -0,28 -0,24 -0,28 0,34 0,44 -0,51
G -0,10 0,19 -0,27 -0,34 0,14 0,27 0,08 0,62 -0,09 0,07 0,42 -0,57 0,39
Н -0,03 0,21 0,05 -0,31 0,04 0,13 0,12 -0,17 -0,27 0,30 0,15 0,15 -0,20
I -0,58 0,25 -0,14 -0,28 -0,51 -0,33 -0,53 -0,11 -0,21 -0,24 0,73 0,05 -0,26
L 0,40 -0,41 0,32 0,23 0,29 -0,14 0,10 -0,30 0,45 -0,04 0,19 -0,36 -0,03
М -0,23 0,22 -0,04 -0,21 -0,21 0,04 0,07 0,20 -0,26 0,23 0,17 0,12 -0,17
N 0,50 -0,47 0,36 0,24 0,42 0,13 0,15 -0,05 -0,23 -0,23 -0,41 -0,09 0,17
0 0,39 -0,12 0,25 0,62 0,49 0,27 0,06 -0,08 0,04 -0,25 -0,28 -0,07 0,44
Q1 -0,33 0,81 -0,24 -0,30 -0,25 0,46 0,05 0,29 -0,26 0,15 0,43 0,32 -0,45
Q2 0,38 0,02 0,17 0,22 0,34 0,65 0,41 -0,02 -0,10 0,05 -0,05 0,46 -0,14
Q3 0,60 -0,24 0,27 0,21 0,58 0,27 0,69 0,52 0,21 0,21 -0,10 -0,43 0,10
Q4 0,08 -0,24 0,61 0,22 0,01 -0,41 -0,47 -0,11 -0,36 -0,51 0,20 -0,22 -0,08
ответственен, то есть надеется на себя и проявляет упорство, настойчивость, самоконтроль, предусмотрительность и сознательность.
57,14 % условно осужденных, совершивших правонарушения в период испытательного срока, не имеют постоянного источника дохода, 40 % имеют средний уровень дохода. Это достаточно логично, так как большинство из них
не трудоустроены (75 %), им приходится быть на иждивении у других лиц либо находить временную работу для получения средств к существованию.
Исследование по методике «Диагностика межличностных отношений» А. А. Рукавишникова показало, что имеются значимые различия (р < 0,01) в обследуемых группах осужденных (рис. 1) по шкалам 1е, Се, Cw.
Рис. 1. Средние значения в группах осужденных по методике «Диагностика межличностных отношений» (А. А. Рукавишников)
Показатели по шкале (1е) - выраженное поведение у условно осужденных, не совершивших правонарушения в период испытательного срока, стремятся к экстремально низким значениям, то есть имеют выраженный характер. Это свидетельствует о том, что сам факт наказания достаточно серьезно повлиял на них, тем самым сузил социальные контакты и включаемость в социальные отношения, они отгородились от общества, ушли в себя. В свою очередь, условно осужденные, совершившие правонарушения, имеют более высокие показатели по данной шкале, то есть они не замкнулись, по-прежнему имеют широкие социальные связи, активно включаются в общественные отношения. Это может свидетельствовать о том, что факт осуждения не оказал существенное влияние на данную категорию осужденных и во многом может объяснить факт совершения ими правонарушений.
Данные по шкале (Се) - контроль и влияние на остальных людей, говорят о том, что выраженное поведение условно осужденных, не совершавших правонарушения в период испытательного срока, отражает стремление избегать принятия решений и взятия на себя ответственности. Осужденные, совершившие правонарушения, имеют тенденцию брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью, пытаются контролировать и влиять на остальных людей, что согласно корреляционному анализу находится в обратной зависимости от уровня самооценки (MD) и в прямой - от самоуверенности (О), то есть чем больше осужденные, совершившие правонарушения, пытаются осуществить контроль над людьми, тем ниже уровень их самооценки и выше склонность к чувству вины. Таким образом, вероятнее всего, большинство попыток осуществить контроль и повлиять на других людей не достигают
своих целей, что, в свою очередь, ведет к снижению уровня самооценки и возрастанию тревожности, озабоченности, неуверенности в себе и напряженности.
Требуемое поведение (Сw) - контроль и влияние со стороны других людей. Значения по данной шкале у условно осужденных, не совершивших правонарушения в период испытательного срока, имеют экстремальные показатели, это предполагает, что они не принимают контроля над собой и стремятся к независимости. У осужденных, совершивших правонарушения, нет выраженного стремления к независимости. Это похоже на своеобразную игру «Полицейские и воры» (по Э. Берну): осужденные, совершившие правонарушения, с одной стороны, стремятся к контролю со стороны персонала УИИ, с другой - совершают правонарушения, тем самым играют с ними, получая удовлетворение. На уровне ребенка главное - это возбуждение от погони,
когда удается ускользнуть от преследователей или обмануть их.
Показатели по методике «Диагностика мотивационной структуры личности» (рис. 2) свидетельствуют о том, что по сравнению с осужденными, не совершавшими правонарушения, у которых более выражена социальная полезность (ОД) и превалирует «рабочий» мотивационный профиль личности, осужденные, совершившие правонарушения в период испытательного срока, в своей деятельности и поведении характеризуются стремлением к большему жизнеобеспечению (Ж), комфорту (К), общению (О) и слабо выраженной социальной полезностью, то есть имеют «общежитейский» мотивационный профиль личности (рис. 3). Это говорит о том, что общая мотивационная направленность их личности имеет сугубо индивидуалистический характер и интересы других людей и общества в целом мало значимы для них.
Рис. 2. Средние значения в группах осужденных по методике «Диагностика мотивационной структуры личности» (В. Э. Мильман)
а(Ш<1г раОзднй
Рис. 3. Соотношение показателей мотивационного профиля личности в группах осужденных по методике «Диагностика мотивационной структуры личности» (В. Э. Мильман)
Данные, полученные в результате исследования по методике «16-фак-торный личностный опросник (форма С)» (Р. Кеттелл) показали, что условно осужденным, совершившим правонарушения в период испытательного срока, в отличие от осужденных, не совершавших правонарушения, присущи следующие особенности (рис. 4): низкий уровень интеллекта и ограниченное мышление, то есть испытывают трудности в обучении, в умении анализировать и обобщать материалы, легко сдаются, столкнувшись с трудностями (В); беспечность, тенденция к экстра-вертированности но по сути своей она является эгоцентрированной, то есть они склонны к оказанию помощи (А), но остановятся, чтобы помочь, только в том случае, если это соответствует их сиюминутному капризу. Им свойственно слабоеусилие для выполнения общественных норм и требований, презрительное отношение к моральным
ценностям, отказ от своих обязательств Ю); недостаток самоконтроля (особенно над желаниями), индифферентность ^3), недисциплинированность, спонтанность в поведении, это порождает неумение организовать свое время и порядок выполнения дел.
Обобщенный анализ результатов экспериментального исследования показал, что условно осужденным, совершившим правонарушения, свойственно: преимущественно воспитание в полной семье, большая часть из них холосты (не замужем). Низкий уровень образования, низкий самоконтроль, заниженное стремление к выполнению социальных требований, низкая предусмотрительность и сознательность, высокая включаемость в социальные отношения, умение контролировать и влиять на остальных людей, принятие контроля со стороны других людей, стремление к большему жизнеобеспечению, комфорту,
Рис. 4. Средние значения в группах осужденных по методике «16-факторный личностный опросник (форма С)» (Р. Кеттелл)
общению («общежитейский» мотива-ционный профиль личности), слабо выраженная социальная полезность, сугубо индивидуалистический характер мотивационной направленности (интересы других людей и общества в целом малозначимы для них), склонность к консерватизму и ригидности, низкий уровень интеллекта и ограниченное мышление, беспечность, тенденция к экстравертированности, слабое усилие для выполнения общественных норм и требований,презрительное отношение к моральным ценностям, отказ от своих обязательств, неумение организовать свое время и порядок выполнения дел.
Исходя из результатов исследования меры социально-психологической профилактики правонарушений среди условно осужденных должны включать в себя следующие направления:
воздействие на семьи условно осужденных;
решение проблемы занятости и трудоустройства;
повышение уровня образования, приобретение условно осужденными дополнительных профессий;
осознание условно осужденными факта наказания за совершенное преступление, принятие чувства вины и развитие чувства ответственности;
переориентация условно осужденных на социально положительные контакты;
переориентация мотивационной направленности личности на социально полезную деятельность;
моральное воспитание, развитие уважительного отношения к общественным нормам и ценностям, вытеснение из сознания правового нигилизма, развитие самодисциплины и самоконтроля [5, с. 134].
Список литературы
1. Введение в психологию / под общ. ред. А. В. Петровского. М., 1996. 496 с.
2. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : утв. Правительством Рос. Федерации 14 октября 2010 г. № 1772-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 43. Ст. 5544.
3. Левочкина М. В. Нормативные основы деятельности психолога в уголовно-исполнительных инспекциях по исполнению наказаний, не связанных с лишением свободы // Безопасность уголовно-исполнительной системы. 2010. № 1(9). С. 38.
4. Майоров О. А. Вопросы систематизации характерологических особенностей личности осужденных // Вестник Кузбасского института. 2014. № 4 (21). С. 177-186.
5. Майоров О. А. Систематизация характерологических особенностей личности осужденных как основа построения комплексных психокор-рекционных программ : дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2009. 202 с.