Научная статья на тему 'Характерные приемы формообразования в проектах различных периодов творчества К. Курокава'

Характерные приемы формообразования в проектах различных периодов творчества К. Курокава Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
38
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
архитектура / формообразование / метаболизм / симбиоз / постмодернизм / Кисё Курокава / архитектура Японии / постметаболизм / философия архитектуры / промежуточное пространство / серый цвет. / architecture / shaping / metabolism / symbiosis / postmodernism / Kisho Kurokawa / architecture of Japan / postmetabolism / philosophy of architecture / intermediate space / gray color.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Нещадим М.Е., Самойлов К.И.

Данная статья рассматривает характерные приемы формообразования в проектах Кишо Курокавы. Начиная с 1970-х годов, Курокава выработал свой стиль проектирования. Его приемы взаимопроникновения и промежуточного пространства использовались им в каждой работе, создавая симбиоз архитектуры и природы. Архитектор так же возвысил серый цвет, создавая пространства не менее яркие, за счет выделения фактур и подчеркивания объемов зданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristic methods of shaping in projects of various periods of K. Kurokawa creativity

This article examines the characteristic methods of shaping in the projects of Kisho Kurokawa. Beginning in the 1970s, Kurokawa developed his own design style. His techniques of interpenetration and intermediate space were used by him in every work, creating a symbiosis of architecture and nature. The architect also elevated the gray color, creating spaces no less vibrant, by emphasizing textures and emphasizing the volumes of buildings.

Текст научной работы на тему «Характерные приемы формообразования в проектах различных периодов творчества К. Курокава»

УДК 72.725.786:727.64

Нещадим М.Е. бакалавр архитектуры, магистрант, факультет архитектуры, Международная Образовательная Корпорация Казахская Головная Архитектурно-Строительная Академия,

Алматы, Республика Казахстан Самойлов К. И. доктор архитектуры, профессор, Международная Образовательная Корпорация Казахская Головная Архитектурно-Строительная Академия,

Алматы, Республика Казахстан Nechshadim M.E. Bachelor of Architecture, Undergraduate, Faculty of Architecture, International Educational Corporation Kazakh Leading Academy of Architecture and Civil Engineering,

Almaty, Republic of Kazakhstan Samoylov K.I. Doctor of Architecture, Professor, International Educational Corporation Kazakh Leading Academy of Architecture and Civil Engineering,

Almaty, Republic of Kazakhstan E-mail: margo.mdesign@gmail.com

Характерные приемы формообразования в проектах различных периодов творчества

К. Курокава

Characteristic methods of shaping in projects of various periods of K. Kurokawa creativity

Аннотация: Данная статья рассматривает характерные приемы формообразования в проектах Кишо Курокавы. Начиная с 1970-х годов, Курокава выработал свой стиль проектирования. Его приемы взаимопроникновения и промежуточного пространства использовались им в каждой работе, создавая симбиоз

архитектуры и природы. Архитектор так же возвысил серый цвет, создавая пространства не менее яркие, за счет выделения фактур и подчеркивания объемов зданий.

Abstract: This article examines the characteristic methods of shaping in the projects of Kisho Kurokawa. Beginning in the 1970s, Kurokawa developed his own design style. His techniques of interpenetration and intermediate space were used by him in every work, creating a symbiosis of architecture and nature. The architect also elevated the gray color, creating spaces no less vibrant, by emphasizing textures and emphasizing the volumes of buildings.

Ключевые слова: архитектура; формообразование; метаболизм; симбиоз; постмодернизм; Кисё Курокава; архитектура Японии; постметаболизм; философия архитектуры; промежуточное пространство; серый цвет.

Keywords: architecture; shaping; metabolism; symbiosis; postmodernism; Kisho Kurokawa; architecture of Japan; postmetabolism; philosophy of architecture; intermediate space; gray color.

Курокава дальновидно опередил свое время. В своём творчестве он стремился создать архитектуру способную к росту и развитию. Он часто говорил, что культура делится на «видимое и невидимое». Архитектура должна была адаптироваться к современному миру, и в нем не было места постоянным строениям.

Главными принципами в архитектуре Кисё Курокавы было нахождение промежуточных пространств. Это были зоны, которые можно было бы отнести к зонам между внутренним и внешним. Тонкая граница, которая растворялась в витражном пространстве, в пространстве колонн. Ярким образцом в традиционной японской архитектуре послужила внешняя открытая галерея «энгава» (Рисунок 1), соединяющая садовое пространство со зданием.

Рисунок 1 — Энгава, японская терраса [13]

Вообще энгава в японской культуре является неотъемлемым элементом архитектуры домов. Оно создает эффект присутствия. Разделяя пространство и соединяя его. Служит как бы промежутком между внешним миром и внутренностью дома. Благодаря энгаве, в прохладное время года в дом не попадает холод, а в жаркое время года жара. Энгава и послужила прообразом промежуточного пространства, которое Кисе Курокава начал использовать в своих проектах. Для обозначения промежуточного пространства, Курокава вводит понятие серых зон. Серый цвет для архитектора является особенным. Серый предъявляется в работах мастера как цвет, создающий в архитектурных произведениях качественные характеристики, наполняющий их содержательными образами, встраивающий произведения в ряд традиционно осмысляемых. Выбранный цвет подчеркивает естественную фактуру используемых материалов - бетона, металлических конструкций. Прежде всего, именно цветовое решение раскрывает понимание архитектором традиций своей культуры и способствует более полному восприятию его творений.

Серый цвет здания сочетается с игрой теней в интерьере. «Мой интерес к цвету, — писал Курокава, — сконцентрирован на нечувствительном состоянии продолжительности, получающемся в результате сталкивания двух противоположных элементов и нейтрализации друг друга таким способом, что два цвета исключают друг друга в тени» [8].

Самым ярким примером промежуточного пространства является здание Музея Современного Искусства, спроектированного в 1981 г. г. Урава, префектуре Сайтама (Рисунок 2).

Музей имеет решетчатую структуру столба-балки. Подход к входу представляет собой промежуточную зону, окруженную сеткой, не находящейся ни снаружи, ни внутри помещения, через которую посетители попадают в музей. В конце пространства, окруженного сеткой, появляется плавно волнообразный фасад. Очень красиво видеть отражение прямой сетки на изогнутой поверхности стекла. Это диаграмма, направленная вверх к входу в парк из промежуточной области, которая не находится ни на улице, ни в помещении.

Рисунок 2 — Музей современного искусства, 1981г. преф. Сайтама [14]

Национальный центр искусств в Токио, построенный в 2006 году, спроектирован в соответствии с концепцией «музей в лесу», стеклянная навесная стена, которая колеблется, как волны, рисует красивую кривую, создавая уникальный внешний вид с коническим входом.

Неравномерное пространство, созданное между этими выставочными залами и «стеклянной тканью», представляет собой большой атриум, то самое промежуточное пространство, куда может проникать естественный свет и который может использоваться людьми, не предназначенными для просмотра экспозиций. Кроме того, есть две бетонные конструкции, похожие на

перевернутые конусы, с ресторанами и кафе на вершине, которое плавает в атриуме.

Материалы, которые представляют современную архитектуру, такие как стекло, железо и бетон, естественный свет, деревянные стены между выставочными залами и зелень за стеклом, которая меняется каждый сезон. Этот большой атриум, где пересекаются современность и природа.

Конический дизайн, который можно назвать символом архитектуры Курокавы, также используется в качестве впечатляющего мотива в Национальном центре искусств в Токио.

Рисунок 3 — Национальный центр искусств, 2006г. Токио, Япония [15]

Вторым приемом, помогающим в достижении симбиоза между внутренним пространством здания и внешней средой, Курокава называл взаимопроникновение. Примером может послужить введение в архитектуру здания элементов естественного ландшафта или архитектурных элементов геометрических форм.

Штаб-квартира Японского общества Красного Креста (Рисунок 4) является примером взаимопроникновение внутреннего и внешнего пространства. В данном случае лобби явно внутренней площади, но есть отверстие в сводчатом стеклянном потолке. Сухой в пол уложен пруд из полированного гранита, который отражается сквозь открытие наружу. Короче говоря, это лобби демонстрирует очень продуманное устройство для реверсирования внутренних и наружных пространств.

Рисунок 4 — Штаб-квартира Красного Рисунок 5 — Отель Roppongi Prince, Креста, 1977г. Токио, Япония [16] 1984г. Токио, Япония [17]

К. Курокава применил символический характер бонсай в дизайне отеля Prince в Роппонги (Рисунок 5). Он поместил дерево в центр внутренней части бассейна. Сам бассейн, расположенный в центре здание, имеет изогнутую форму, символизирующую океан. Единственное дерево, установленное в центре бассейна, такое же вымышленное, как бонсай, и как бонсай, оно является метафорой леса.

Кисе Курокава всегда говорил, что его подход к архитектурной работе особенный. Он заключается в детальном проектировании. Например, дверные ручки и узоры на ковре одновременно с созданием эскизов всего здания. Он использовал это как метод проектирования от части и от целого одновременно. Большинство архитекторов сначала определяются с формой произведения в целом, а затем приступайте к обдумыванию о форме комнат внутри него.

Поскольку не существует единого универсального идеального архитектурного образа, архитекторы должны, прежде всего, выражать свою собственную культуру. И в то же время они должны сталкиваться с другими культурами, вступать с ними в диалог и через симбиоз, создать новую архитектуру. Эта новая архитектура должна быть одновременно локальной и глобальной.

Список литературы

1. Википедия — [Электронный ресурс]. — Электрон. данн. — Режим доступа. — URL: https://ja.wikipedia.org/wiki/%E7%B8%81%E5%81%B4/ Дата обращения: 01.04.2022 — Загл. с экрана.

2. Гришелева, Л.Д. Формирование японской национальной культуры. Конец XVI начало ХХвв // Москва, — Издательство «Наука», — 1986. — С. 203-260.

3. Иконников, А.В. Зарубежная архитектура: от «новой архитектуры» до постмодернизма // Москва, Стройиздат, — 1982. — С. 182-217.

4. Курокава K., Архитектура симбиоза // Москва, — Стройиздат, — 1984. — №5 — С. 109113.

5. Официальный сайт мастерской Кисё Курокава — [Электронный ресурс]. — Электрон. данн. — Режим доступа. — URL: https://www.kisho.co.jp/ Дата обращения 01.05.2022 — Загл. с экрана.

6. Официальный сайт мастерской Кисё Курокава — [Электронный ресурс]. — Электрон. данн. — Режим доступа. — URL: https://www.kisho.co.jp/ Дата обращения 01.05.2022 — Загл. с экрана.

7. Официальный сайт мастерской Кисё Курокава — [Электронный ресурс]. — Электрон. данн. — Режим доступа. — URL: https://www.kisho.co.jp/page/202.html/ Дата обращения 15.04.2022 — Загл. с экрана.

8. Официальный сайт мастерской Кисё Курокава — [Электронный ресурс]. — Электрон. данн. — Режим доступа. — URL: https://www.kisho.co.jp/page/263.html/ Дата обращения 15.04.2022 — Загл. с экрана.

9. Официальный сайт мастерской Кисё Курокава — [Электронный ресурс]. — Электрон. данн. — Режим доступа. — URL: https://www.kisho.co.jp/page/204.html/ Дата обращения: 21.04.2022 — Загл. с экрана.

10. Официальный сайт мастерской Кисё Курокава — [Электронный ресурс]. — Электрон. данн. — Режим доступа. — URL: https://www.kisho.co.jp/page/186.html/ Дата обращения 7.04.2022 — Загл. с экрана.

11. Пинтерест — [Электронный ресурс]. — Электрон. данн. — Режим доступа. — URL: https://www.pinterest.com.au/pin/411235009701347709/ Дата обращения 01.04.2022 — Загл. с экрана.

12. [Электронный ресурс]. — Электрон. данн. — Режим доступа. — URL: https://visuallexicon.wordpress.com/2017/10/11/the-pacific-tower-kisho-kurokawa/comment-page-1/ Дата обращения 10.04.2022 — Загл. с экрана.

13. Jencks, Ch. The language of post-modern architecture. — New York: Rizzoli, — 1977.

14. Kurokawa, K. Metabolism in architecture // London: Studio Vista, — 1977. — C. 106-109.

15. Kurokawa K., From Metabolism to Symbiosis // London: Academy Editions, — 1992.

16. Kurokawa K., Selected and current works // Tokyo: Kodansha International Ltd., 1997. — C. 543.

17. Kurokawa K., Each One a Hero: The Philosophy of Symbiosis. Tokyo: Kodansha Int., — 1997. — C. 56.

18. Kurokawa K., New Wave Japanese Architecture // London: Academy Editions, — 1993. — C. 85-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.