Научная статья на тему 'Характерные особенности учения о Троице Поместной церкви Уитнесса Ли'

Характерные особенности учения о Троице Поместной церкви Уитнесса Ли Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
466
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шанская Анастасия Владимировна

В статье рассматривается догматика Поместной церкви Уитнеса Ли, основанной в 40-е годы XX в. в Китае Вочманом Ни. Затем ее идейным вдохновителем стал Уитнесс Ли. Учение в церкви основывается на текстах Священного Писания и большом количестве литературы (как правило, У. Ли или В. Ни), содержащей своеобразные комментарии и толкования библейских книг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характерные особенности учения о Троице Поместной церкви Уитнесса Ли»

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ

А.В. Шанская

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕНИЯ О ТРОИЦЕ ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ УИТНЕССА ЛИ

В статье рассматривается догматика Поместной церкви Уитнеса Ли, основанной в 40-е годы XX в. в Китае Вочманом Ни. Затем ее идейным вдохновителем стал Уитнесс Ли. Учение в церкви основывается на текстах Священного Писания и большом количестве литературы (как правило, У. Ли или В. Ни), содержащей своеобразные комментарии и толкования библейских книг.

Учение о Троице Уитнесса Ли внешне схоже с православным. Основное положение Поместной церкви о Троице сводится к формулировке: «Бог есть единственный Триединый Бог - Отец, Сын и Святой Дух, -в равной мере сосуществующий и взаимоприсутствующий от вечности до вечности»1. И эта формулировка, в общем, не противоречит православной: «Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух. Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо»2.

Но за внешней схожестью учения Поместной церкви, скрывается очень запутанная система понимания Троицы. Особенности этой системы можно объединить в несколько групп.

1. Обращение к ереси.

Старший научный сотрудник Центра апологетических исследований Дмитрий Розет находит в учении Ли яркие черты модализма - еретического учения, утверждающего, что Отец, Сын и Святой Дух - это три способа, которыми Бог проявляет себя. Розетт ссылается на следующие слова Ли: «Крестить людей во имя Триединого Бога - значит вводить их в личность Триединого Бога, чтобы они обладали органическим единством с божественной личностью»3.

«Поскольку Святой Дух, святая "пневма", святое дыхание - это дыхание воскрешенного Христа и, более того, Сам Христос, вдохнувший Себя в Своих учеников, мы не должны ошибочно думать, что Христос и Святой Дух как его дыхание -это две отдельные личности)»4.

И особенно: «Подобным же образом, Бог, Христос и Святой Дух - один Бог, проявляющийся в трех лицах: Бог - это источник, Христос - выражение Бога, а Дух Святой - перенесение Бога во Христе в человека. Таким образом, три лица Троицы стали тремя последовательными этапами в процессе осуществления домостроительства Божия»5.

2. В Поместной церкви считают, что существует две троицы: Божественная и порочная.

«Согласно Библии, мир противостоит Отцу, дьявол - Сыну, а плоть - Духу. С одной стороны, у нас есть божественная Троица - Отец, Сын и Дух. С другой - у нас есть порочная троица -мир, Сатана и плоть. Если мы будем наслаждаться божественной Троицей, у нас не будет ничего общего с порочной троицей»6.

Из этого сообщения, правда, не совсем ясно: на каком основании Ли делает вывод, что мир (творение Отца) противостоит Отцу. Но дальше -больше: идеолог учения Поместной церкви рассуждает о том, что удовольствия связаны с миром, а мир смыкается с дьяволом. «Здесь мы видим порочную троицу, которая противостоит божественной Троице. Мы, христиане, имеем Триединого Бога и сталкиваемся с триединой проблемой. Этой триединой проблемой является дьявольская троица - вожделение, мир и дьявол. Эта троица противостоит божественной Троице - Отцу, Сыну и Духу»7.

3. Ли избегает точных формулировок.

Объем статьи не позволяет привести много

примеров. Остановимся на одном из самых интересных. Как Ли определяет понятие «триединый»: «Триединый» означает «три-один». Что значит быть триединым? Это просто значит быть триединым. Никто не может объяснить этого. Это значит именно то, что значит. Это невозможно объяснить. Если это можно объяснить, то больше это не реально и не таинственно»8.

Исследователи Роберт и Гретхен Пассантино справедливо отмечают: «...слово «недвусмысленно» означает «ясно, без сомнений и недомолвок». Учение Поместной Церкви о «трех и одном» едва ли подходит под это определение. Бог является одним. Чем одним? Одной Личностью? Одним Богом? Одним телом? Одним принципом? Бог является тремя. Чем тремя? Мэри Бейкер Эдди, основательница Христианской Науки, ве-

188

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

© А.В. Шанская, 2009

Характерные особенности учения о Троице Поместной церкви Уитнесса Ли

рила, что «Бог является тремя». Ее проблема была в том, что она связывала слово «три» с «тремя божественными принципами - любовью, истиной и жизнью». Поместная Церковь под тремя имеет в виду «понятие триединства, т.е. триединой Личности»9.

В поисках смысла, Ли даже пытается отказываться от самого понятия Троица: «Богословское выражение «три личности в одной сущности» происходит из латинского языка. В латинском языке использовалось не слово «личность» или «личности», а «персона» или «персоны». Здесь есть тонкое теологическое различие. Некоторые исследователи утверждают, что слово «персона» по-латыни означает маску, надевавшуюся актерами во время спектакля... После большого изучения мы не можем согласиться с таким учением о троице. По этой причине мы отказались от слова «троица». Вместо него мы используем слово «триединый»10. При этом в «Жизнеизучении Евангелия от Иоанна» Ли пишет: «В основе всего Нового Завета лежит Троица»11.

Из первой цитаты можно сделать вывод, что Ли не учитывает учение Каппадокийцев (собирательное название отцов церкви второй половины IV в., завершивших формально-диалектическую обработку церковно-преданного догмата Святой Троицы). «В действительности, именно понятие «лицо» в богословии и философии того времени (IV в. н.э. - А.Ш.) являлось термином, принадлежавшим не к онтологическому, а к описательному плану, т.е. лицом могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек. И именно Каппадокийцы поменяли отношение к нему, отождествив «Лицо» и «ипостась»12.

4. Ли вводит новые понятия.

Список новых понятий у Ли достаточно длинный. «Развитие Бога», «пневматический Христос», «совокупная личность», «есть Христа», «жить Христа», «сырой Бог», «приготовленный Бог», «Совокупный Дух», «Слитый Дух» и др. Введение новых понятий Ли объясняет очень просто: «Кто-то, возможно, будет против того, что мы используем слова «процесс», «приготовленный», потому что эти слова не содержатся в Биб-

лии. Однако то же самое возражение можно выдвинуть и в отношении слова «Троица». Слова «Троица» тоже нет в Библии, и, тем не менее, Библия раскрывает тот факт, что Бог триедин»13.

Наиболее четко выразил особенность учения

0 Троице Уитнесса Ли Дмитрий Розетт: «Пытаясь нащупать некий собственный путь между двумя еретическими крайностями, но, лишив себя четких ориентиров в виде никейских и пос-леникейских определений, Ли (поскольку трое-божие пугало его больше) снова и снова оказывался в трясине модализма. Пытаясь выбраться из этого замкнутого круга, он только все окончательно запутал - настолько, что его опубликованные писания представляют собой настоящий «винегрет» из модалистских и тринитарных высказываний, смешанных и соединенных самым причудливым образом»14.

Примечания

1 Ли У. Четыре главных шага Христа. - С. 2-3.

2 Олег (Давыденков). Введение в догматическое богословие. - http://www.klikovo.ru/db/msg/679.

3 Ли У. Жизнь в божественной Троице и с божественной Троицей. - С. 145.

4 «Поток». Т. 3. - №№1. - С. 9.

5 Ли У. Домостроительство Божие. - С. 16.

6 Ли У. Жизнеизучение Евангелия от Иоанна. Коллектор библейской книги. - М., 2007. - С. 202.

7 Ли У. Жизнеизучение Евангелия от Иакова. Коллектор библейской книги. - М., 2007. - С. 99.

8 Ли У. Христос, раскрытый в Новом Завете. -С. 17-18.

9 The New Cults. - С. 396.

10 Ли У. Христос, раскрытый в Новом Завете. - С. 17.

11 Ли У. Жизнеизучение Евангелия от Иоанна. Коллектор библейской книги. - М., 2007. - С. 187.

12 Олег (Давыденков). Учение православной церкви о Пресвятой Троице. http://www.zavet.ru/ novo/novo.php?itemid=173

13 Ли У. Жизнеизучение Евангелия от Иоанна. Коллектор библейской книги. - М. 2007. - С. 203.

14 Розет Д. Уитнесс Ли и учение о Троице. http://www. apologetika. ru/win/index. php3?razd=

1 &id 1=1 &id2=52

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

189

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.