Научная статья на тему 'Характерные особенности русского постмодернизма'

Характерные особенности русского постмодернизма Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3140
430
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DECONSTRUCTIONISM / СТРУКТУРАЛИЗМ / STRUCTURALISM / МОДЕРН / MODERN / ОППОЗИЦИЯ / OPPOSITION / ИНТЕРТЕКСТ / INTERTEXT / ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Садиева К.М.

В статье говорится о характерных особенностях русского постмодернизма. Автор статьи перечисляет основные черты русского постмодернизма, сопоставляет их с особенностями западноевропейского постмодернизма, приводит примеры из современной русской литературы. По мнению автора, на рубеже ХХ ХХ! столетий русский литературный постмодернизм выработал свои национальные черты и признаки, проявил свои характерные особенности. В ряду этих признаков и особенностей прежде всего следует назвать иронию, юмор, сатиру и политический сарказм. Необходимо также отметить, что все названные признаки нашли яркое выражение в карнавальности, клоунаде, фактах юродства, большого спектра антиэстетических описаний. Культурный контекст русским постмодернизмом осваивался постепенно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTIC FEATURES OF RUSSIAN POSTMODERNISM

In the article the particular features of Russian postmodernism are studied. The author presents the main characteristic features of Russian postmodernist literature, compares them with European postmodernism, gives examples from Russian writers’ creativity. In the opinion of the author, at the turn of the 20th and 21st centuries, Russian literary postmodernism develops its national features and attributes, and shows its characteristic features. Among these signs and characteristics, the researcher mentions irony, humor, satire and political sarcasm. It should also be noted that all these features are vividly expressed in carnival, clowning, foolishness, a large range of anti-aesthetic descriptions. The cultural context of Russian postmodernism is gradually mastered.

Текст научной работы на тему «Характерные особенности русского постмодернизма»

ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 1 (68) 2018

УДК 821.161.1

Sadiyeva K.M., postgraduate, Baku Slavic University (Baku, Azerbaijan), E-mail: sevinc.n@mail.ru

CHARACTERISTIC FEATURES OF RUSSIAN POSTMODERNISM. In the article the particular features of Russian postmodernism are studied. The author presents the main characteristic features of Russian postmodernist literature, compares them with European postmodernism, gives examples from Russian writers' creativity. In the opinion of the author, at the turn of the 20th and 21st centuries, Russian literary postmodernism develops its national features and attributes, and shows its characteristic features. Among these signs and characteristics, the researcher mentions irony, humor, satire and political sarcasm. It should also be noted that all these features are vividly expressed in carnival, clowning, foolishness, a large range of anti-aesthetic descriptions. The cultural context of Russian postmodernism is gradually mastered.

Key words: deconstructionism, structuralism, modern, opposition, intertext.

К.М. Садиева, диссертант, Бакинский славянский университет, г. Баку, Азербайджан, E-mail: sevinc.n@mail.ru

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО ПОСТМОДЕРНИЗМА

В статье говорится о характерных особенностях русского постмодернизма. Автор статьи перечисляет основные черты русского постмодернизма, сопоставляет их с особенностями западноевропейского постмодернизма, приводит примеры из современной русской литературы. По мнению автора, на рубеже ХХ - XXI столетий русский литературный постмодернизм выработал свои национальные черты и признаки, проявил свои характерные особенности. В ряду этих признаков и особенностей прежде всего следует назвать иронию, юмор, сатиру и политический сарказм. Необходимо также отметить, что все названные признаки нашли яркое выражение в карнавальности, клоунаде, фактах юродства, большого спектра антиэстетических описаний. Культурный контекст русским постмодернизмом осваивался постепенно.

Ключевые слова: деконструктивизм, структурализм, модерн, оппозиция, интертекст.

Постмодернизм как культурный и философский феномен, с первых дней своего существования вызывал самую неоднозначную оценку. Пытаясь определить суть этого явления, специалисты выдвигали самые различные идеи и основывались на самых разных, подчас противоположных теориях.

Сам термин «постмодернизм» также имеет различные толкования. Как пишет И.П. Ильин, это «многозначный, динамически подвижный в зависимости от исторического, социального и национального контекста комплекс философских, эпистемологических, научно-теоретических и эмоционально-этических представлений» [1, с. 41]. Постмодернизм выступает как характеристика определённого менталитета, специфического способа мировосприятия, ощущения места и роли человека в окружающем мире. С начала 80-х годов XX в. постмодернизм был осознан как общеэстетический феномен, специфическое явление в философии и литературе. М. Эпштейн считает, что постмодернизм (или post modernity) - это «эпоха в истории культуры, начавшаяся с Ренессанса и закончившаяся в середине XX в., связанная с верой в осмысленность мира и прогресс человечества» [2, с. 34]. В. Курицын видит появление в России постмодернизма после социалистического реализма. М. Шапир полагает, что постмодернизм появился в России после авангарда.

В постмодернизме можно выделить два категориальных доминантных качества, пишет Я.В. Погребная: 1) «принцип айсберга», т. е. уход текста корнями вглубь истории и культуры; 2) ориентация культуры не на действительность, а на саму же культуру. Формируя нового читателя, постмодернизм создает и новую действительность, в которой реальной жизнью живут не только люди и вещи, но и символы, созданные людьми. Истинное имя табуируется, заменяется псевдонимом, даже превращается в псевдоним (Саша Соколов, Пригов Дмитрий Александрович) или заменяется именем двойника (Алиханов у С. Довлатова, Мемозов у В. Аксенова) [3, с. 78].

Следует также отметить, что собственная система постмодернистского мышления на определённом этапе представлялась туманной и необоснованной историческими факторами. Так, русский постмодернизм, перешагнув предыдущую стадию модернизма, решительно отказался от каких-либо притязаний на признание авторитетов в области литературы, философии, культуры и религии. Сказалось также отсутствие чётких хронологических рамок возникновения и дальнейшего совершенствования установок и принципов, составляющих философский и художественный организм постмодернистского мышления. Более того, русские писатели-постмодернисты не столько осознанно, сколько на интуитивном уровне подвергли традиционные эстетические ценности бескомпромиссной деконструкции. В самом начале термин «постмодернизм» был тесно связан именно с социальными потрясениями, однако в дальнейшем этот термин стал употребляться также в связи с литературной критикой. Наконец, на рубеже XX - XXI столетий термин «постмодернизм» стал активно распространяться на архитектуру, живопись, музы-

ку, театр, киноискусство, т. е. от специфических черт отдельных явлений историко-культурного характера вскоре протянулась нить к философии нового искусства как к средству научного и художественного постижения мира.

Русский литературный постмодернизм подхватил и развил требования, выработанные европейскими учёными-теоретиками и внедренные в художественную практику поэтами и писателями. По сути, русский постмодернизм оставил всяческие претензии на любое философское, религиозное и научное всеведение. Русский постмодернизм, вслед за европейским объявил все открытые научным разумом истины относительно человека, общества и прогресса несостоятельными в как в интеллектуальном, так и в нравственно-этическом отношении. С этой точки зрения и европейский и русский постмодернизм есть прежде всего социокультурная ориентация на деконструкцию, децентрацию, устранение, демистификацию и т. п. Некоторые внутренние компоненты в общей архитектонике произведений европейских авторов отмечены чаще всего такими подходами как прерывание реальности, расхождение в оценках, рассеивание в ситуациях. Именно эти особенности составили основу некоторых признаков русского постмодернизма, таких как концептуализм, структурализм, гипертекстуальность, интертекстуальность, деструктивизм, де-конструктивизм, пастиш, деформация традиционного стиля при соотношении образа автора и его героя, «смерть» автора и т. п.

Говоря об особенностях русского постмодернизма, необходимо особо отметить его предельную индивидуализацию. Более того, русский постмодернизм в конце ХХ столетия был предельно апатичен. И даже введение в искусство отдельных патологических типов (проституток, пьяниц, сутенеров, бродяг, больных, физически и морально искалеченных людей или даже юродивых) не имело никакой социальной подоплеки и было лишь лихими «картинками с натуры». Поэтому, применительно к постмодернизму в русской художественной прозе указанного периода можно смело говорить о кризисных явлениях в реалистическом искусстве. Впоследствии, формы дискурсного изображения, трансформированные сквозь призму индивидуального мирови-дения, существенно обновились. А именно, постмодернистские установки привели к тому, что реальное и объективное стало иллюзией, истина превратилась в догму, события, слабо связанные между собой - в элементарный вымысел, власть - в насилие разума над природой и обществом. В результате разомкнулась цепь причинно-следственных отношений. Это значит, что и в русском и в европейском постмодернизме признаётся возможность бесконечного числа картин мироздания, однако ни одна из них не может претендовать на истинность, поскольку не существует ни художественных способов, ни научных методов постижения действительности, свободных от субъективного воздействия человеческих желаний, потребностей, мотиваций.

Европейский и русский постмодернизм указывает на роль взаимодействий в особо организованных локализованных контекстах. Т. е. постмодернизм рассматривает субъективного ин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.