Научная статья на тему 'Характерные особенности этнического мировосприятия'

Характерные особенности этнического мировосприятия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1648
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характерные особенности этнического мировосприятия»

В.М. ТЕРЕНТЬЕВ

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ

Каждый народ в процессе исторического развития старается осознать и оценить самого себя, представить в контексте мировой культуры свой нравственный облик, интересы, ценности и мотивы поведения. Самосознание становится массовым лишь тогда, когда национальные идеи, философия жизни народа осознаются большинством населения. Для конкретного народа определяющими условиями его бытия являются национальные мировоззренческие истоки, взаимосвязанные с общечеловеческими архетипами сознания, присущими этносу в период его формирования. На этом фундаменте в единстве с природными условиями формируются основные черты менталитета народа, который, испытывая различные благоприятные и неблагоприятные естественно-исторические условия жизнедеятельности, сохраняет свою качественную определенность и предопределяет базисные особенности национальной культуры и самосознания.

Мировосприятие этноса проходит через призму его национального переживания, так как чувства, вкусы, запросы и идеалы почерпнуты из специфики народной души, его характера, образа жизни.

Мировосприятие - это целостная совокупность представлений о мироздании, его происхождении и строении, о действующих в нем закономерностях, месте человека в его природном и социальном окружении. Открытия физики, химии, астрономии, биологии и других наук создают научную картину мира, углубляют рациональное объяснение жизни Вселенной. Однако этого для человека явно недостаточно. Человек не только рассуждает, умозаключает, стремится к истине, он в то же время чувствует; эмоции являются вечными спутниками его разума, а чувствам тесно в законах логики.

Образное восприятие мира более древнее, оно богаче рациональнологического, поскольку оперирует «синкретической истиной», т.е. органическим сочетанием исторической и художественной правды в их абсолютной нерас-члененности. Религиозно-мифологическая информация народа о мире не менее важна чем научная, так как она, несмотря на всю сложнейшую закодиро-ванность, является одним из источников для анализа этноса, его менталитета и сенсуалитета, образа жизни, традиций и обрядов, в конечном счете - всей его материальной и духовной культуры.

Представления о природе как арене реальной человеческой деятельности и как источнике мифопорождающих ситуаций, неразрывно переплетенных в архаическом сознании, мы можем квалифицировать как донаучную или традиционную картину мира.

Приступая к анализу сущности понятия «мировосприятие», необходимо помнить, что любая картина мира, будучи отражением мировоззрения, является духовным образованием, изначально связанным с действительностью посредством деятельности, служит важным средством управления этой деятельностью. Каждая картина мира прямо или косвенно влияет на поведение и историческую судьбу как отдельных людей, так и целых народов, социальных групп, ибо она как внутреннее, духовное образование выражает мышление человека, а как внешнее - формы его жизнедеятельности.

Мировосприятие, создаваемое мифоязыческим сознанием, не выстраивает концепции, законченной схемы мира. Но в эту систему представлений о ми-

ре включаются наблюдения, факты, предположения и домыслы, последние не могут исказить общую картину, но разнообразят и дополняют ее. Традиционное мировоззрение не отрицает предшествующий опыт, ему присуща интерпретация с целью устранения явных или предполагаемых противоречий. Такое отношение к предшествующему опыту способствовало сохранению традиций и обрядов, их воспроизводству из поколения в поколения.

Каковы же основные черты традиционного мышления и мировосприятия?

Мышление наших далеких предков в рамках мифов и языческих верований есть некоторое особое видение и объяснение мира. Но оно не может обеспечивать логико-понятийное освоение объективных связей и отношений окружающей действительности. Особенность такого мышления в рамках традиционной картины мира определяется прежде всего своеобразными трактовками причинности, пространства и времени:

- в рамках традиционного мировосприятия причинность представляли сначала лишь как волевое действие, акт некоторого созидания;

- преобладание умозаключений по аналогии, использование необоснованных экстраполяций;

- обобщение преимущественно не на основе аналитических умозаключений, а на основе простого подражания, принципа подобия.

На протяжении веков в мировосприятии этноса формировался свой собственный образ мира, выражающий глубинные пласты его национального духа, на основе чего сложился свой собственный комплекс эмоциональнопсихологических представлений.

У древних людей в прошлом была по-своему сложная, богатая и своеобразная картина мира, состоящая из взаимосвязанных и взаимно переплетенных циклов космогонических, антропогонических, этнологических и других воззрений. Мышление каждого народа находится в прямой зависимости от той внешней среды, в которой он живет, а также от характера возникающих здесь явлений, поэтому в основу каждого языка ложатся те образы, которые возникают у того или иного этноса. Постоянное желание человека жить в гармонии с окружающей природой и стремление к уничтожению противоречий между внешним миром и своей внутренней сущностью, потребность объяснить себе и подчинить все непонятное, а часто прямо ему враждебное в окружающем, привели к созданию языческой картины мира.

Когда мы анализируем особенности различных культур и национальных традиций, то обнаруживаем своеобразие и уникальность духовного мира, свойственные тому или иному этносу. Мировосприятие, лежащее в основе национальной культуры, в значительной степени определяет судьбу нации, ее собственный путь развития. Национальное мировоззрение наших предков проявлялось на всех уровнях бытия, т.е. на уровне индивидуального существования человека, его быта и стиля жизни, на уровне хозяйственного уклада этноса.

Своеобразие традиционного мировосприятия заключается в том, что оно образует систему духовных ценностей и культурной нормы наших предков, которые определяли, как правило, точное предписание, образ культурного поведения. Поэтому такое мировосприятие - это своего рода нормативное отношение к миру - природе, обществу, человеку, базирующееся на определенных, конкретных образцах и правилах.

Традиционное мировосприятие в качестве картины мира концентрирует в себе нормы, эталоны и правила деятельности, систему ценностей, выработан-

ных в продолжении реальной истории этноса. Они связаны с его судьбой, его победами и поражениями, реальными условиями, в которых он формировался и функционировал как этнос, спецификой окружающей социальной и природной среды, национальными привычками. Структурами, в которых реализуется ядро культуры, являются прежде всего фольклор, мифология, национальные и социальные правила бытового поведения, традиции и обряды.

Модель восприятия мира, традиции и обряды народов - это процесс, обладающий собственными внутренними особенностями, так как на всем протяжении истории и культуры имелись общие основания национального видения мира, которые способствовали возникновению и функционированию картины мира. Таким общим основанием, которое сформировало национальную картину мира, была совокупность наиболее значимых условий внеисторического характера (геополитическое положение, ландшафт, биосфера и иные показатели среды обитания), фундаментальные свойства этноса и его ближайшего окружения. Условия формирования в сочетании с историческими факторами, представление о своеобразии национальной картины мира народа и его культуры, национальном характере и его исторической судьбе, национальном образе жизни - все это проявлялось в мироощущении и миропонимании, традициях и обрядах, языческих верованиях и культах, их менталитете.

В результате влияния исторических традиций, природно-географических условий, различных религиозных течений и мифов постепенно формируется этническая картина мира, которую мы называем этническим мировосприятием. Эта модель восприятия выступала в качестве основополагающего ядра в системе культуры этноса и специфична в его социокультурной системе. Этническая картина мира - это представления человека о мире, своеобразная национальная призма, сквозь которую человек смотрит на мир и действует в рамках этой картины мира. Благодаря ей возникает мифоязыческая модель восприятия мира, в которой все элементы окружающего мира структурированы, в ней отражены интересы и потребности человека, уровень его знаний и культуры. Каждое человеческое действие, весь уклад жизни согласовывались с картиной мира, которая формировалась на основании этнических констант и в процессе приспособления человеческого коллектива или этноса к окружающей природно-социальной среде.

Мировосприятие наших предков в определенном смысле носит жизнеутверждающий характер. Оно выражает потребность человека к адаптированию его относительно социума или космоса, хотя подобная адаптация может и не быть реально достигнутой через эту картину мира. Человек стремился приспособиться к данному социуму или же изменить его так, чтобы он, в свою очередь, был согласован с жизнью космического целого. Наши предки в своих стремлениях приспособиться к социуму или же, имея желание изменить его, всегда свои действия и образ жизни согласовывали с космосом.

Социум в представлении наших предков был сложным, но организованным миром взаимодействия как телесных, так и духовных компонентов, а в целом как проявление и составная часть единого мироздания. По языческим воззрениям древних, одной из характерных особенностей человеческого мира было осознание того, что люди взаимосвязаны со всем видимым и невидимым во Вселенной. Они сознательно обращались к другим уровням бытия, т.е. бытия сверхъестественного и божественного, и могли, как им казалось, вносить те или иные желаемые изменения как в свой мир, так и в другие миры. Целью их жизни были постоянное стремление к высшему благу через благие поступки

и осознание особого порядка в мироздании. Наши предки бережно относились к окружающему миру. Для древних мир познаваем в единой системной взаимосвязи. Образная система взглядов в символической форме выражала собой познавательные элементы.

Этническое мировосприятие не может не учитывать духовно-практических чувств человека, т.е. мир его мыслей и радостей, надежд и разочарований, воли и любви, надежд и печалей и т.д. Далее оно связано с областью сознательного и бессознательного, но это - не научная картина мира.

Этническому мировосприятию присущи следующие черты:

1) глобальность картины в рамках данного миропонимания и мироощущения, т.е. это целостное отношение к космосу, индивиду, роду, обществу и человечеству;

2) эпохальная актуальность, в которой отражаются смысл эпохи, самые главные интересы и принципы жизнедеятельности людей;

3) этническое мировосприятие, как определенное мировоззрение наших предков, характеризуется своей двузначностью, т.е. в сознании и поведении наших предков слиты заблуждения и реальные знания.

Этническое мировосприятие не совпадает ни с религией, ни с философией, ни с моралью, ни с другими константами общественного сознания. Однако, несмотря на это, нельзя не увидеть в нем нравственные, атеистические или религиозные, философские и другие элементы общественного сознания, преломленные сквозь призму обыденного сознания и здравого смысла. При этом этническое мировосприятие не может быть сведено к одной из его форм, например к народному искусству, как это нередко происходит.

По своей сути этническое мировосприятие синкретично. Заключается это в том, что оно формируется и функционирует в сфере обыденного сознания как неспециализированный уровень общественного сознания. С одной стороны, оно включает в себя неспециализированные формы духовного производства, например, фольклор, с другой - обыденные знания, среди которых можно отметить народные знания: народную медицину, народную кулинарию, народную педагогику, народные приметы и прогнозы и пр.

Если специализированный уровень общественного сознания предполагает более или менее четкую дифференциацию знаний, то в этническом мировосприятии все взаимообусловлено и взаимопереплетено: моральные установки и эстетические оценки, философские мысли и практические навыки. Это единство можно мысленно разделить только для аналитических целей.

Мощным притягательным полем этнического мировосприятия, опирающимся на здравый смысл, является его общечеловеческое содержание. То, что считается разумным, целесообразным в практической деятельности, откладывается, фиксируется в различных атрибутах в этническом мировосприятии, получая при этом объективированное выражение. И тут игнорируется авторство, поскольку выражается общая, универсальная точка зрения этноса или социума. Для обыденного сознания в целом характерно тяготение к обобщению, а для этнического мировосприятия - высшего уровня обыденного сознания - обобщение составляет условие его существования.

Констатация многочисленных явлений обыденной жизнедеятельности, имеющих ценность для социального субъекта, позволяет ему подняться до обобщений общечеловеческой значимости, выступающих как норма человеческих отношений. Это касается, прежде всего, требований, связанных с важ-

нейшими формами взаимоотношений людей: не убивать, не воровать, помогать людям в трудностях, выполнять обещания, быть милосердным, говорить правду и т.п. Этническое мировосприятие так или иначе находит свое выражение в различных культурно-исторических формах. Это результат, выработанный народными массами в ходе многовековой и многотрудной борьбы против бесчеловечности и аморализма в истории, в первую очередь, межсоциумных, межэтнических и межконфессиальных отношений.

Источником этнического мировосприятия может быть лишь практическая деятельность, которая охватывает всю совокупность интересов индивида и его повседневных потребностей.

Этническое мировосприятие позволяет людям отделять от самих себя свою деятельность при использовании средств идеального плана, а также представлять ее как особый объект, помогающий предусматривать и предвидеть, апробировать возможные действия, удовлетворяющие потребность, интерес на пути достижения желаемого результата. Этническое мировосприятие проявляется в многообразных формах деятельности: это удовлетворение потребности общественного человека в осознании себя и своего места в мире через идеальное представительство позиций других людей, осуществление оптимального режима своей жизнедеятельности.

Этническое мировосприятие возникло и развивалось в связи с потребностью человека осознать себя со стороны, посмотреть на себя как бы глазами другого человека, других людей, соизмерить свои индивидуальные действия с действиями другого человека, других людей, т.е. в рамках совместно осуществляемой жизнедеятельности. Человеку это не дано от природы, не заложено биологически, но он должен видеть себя глазами других людей. Для этого народу необходимо было выработать определенный институт, оптимально способствующей этому процессу усвоения невероятно сложной системы человеческого общежития. К возникновению и развитию фольклора привело приобщение к этой системе человека, и развитие его в этой сфере неизбежно не только для удовлетворения эстетической потребности, а, прежде всего, для регулирования деятельности и формирования самого общественного человека.

В мудрости, содержащейся в народном творчестве, многогранно проявились знания народа об окружающей природе, жизни, отложились его история, быт, мировоззрение. В результате совместной жизнедеятельности народными массами были выработаны правила совместного проживания, выраженные в обобщенных, нередко художественных образах, которые, преломляясь в сознании индивида, материализовались в деятельности человека как общественного, или коллективного, существа.

Развитие общественно-исторической практики людей способствует развитию сознания и позволяет выполнять свойственную только человеку функцию - осуществлять поиск и апробирование действий на основе идеальных образов. Эти образы, представления и убеждения, многократно повторенные и отработанные практикой, вычлененные из нее избирательно, составляют золотой фонд этнического мировосприятия, на который ориентируются и опираются народные массы в своей преобразующей деятельности, но в целом, совместно осуществляя свою человеческую жизнедеятельность как комплекс всех общественных отношений, складывающихся между людьми вокруг процесса общественного производства.

Существование этнического мировосприятия возможно лишь в процессе освоения действительности, здесь имеется в виду, прежде всего, межличност-

ное общение его носителей, даже если последние разделены во времени и пространстве. Этническое мировосприятие в данном случае выступает как социально значимая творческая деятельность, выраженная в диалектической взаимосвязи ее результатов, т.е. опредмеченных в ценностных знаниях, мировоззрении и т.д., и самого процесса освоения их многими людьми на основании результатов предыдущего опыта. Таким образом, этническое мировосприятие представляет собой диалектику процесса и состояния, поскольку это связано с тем, что отражаемая в этническом мировосприятии повседневная жизнь составляет мир постоянно развивающегося общественного воспроизводства людьми своей жизни, которая находит свое воплощение в конкретноисторических формах.

Говоря о том, что сферой опыта является сфера бытия практически действующего и мыслящего индивида, необходимо указать на то, что сферой народной мудрости является сфера опыта в бытии, пропущенного сквозь обыденное сознание и здравый смысл. Иначе говоря, в этническом мировосприятии фиксируется повседневный опыт со всеми его характерными признаками практически действующего индивидуума, удовлетворяющего в процессе жизнедеятельности свои повседневные потребности и интересы.

Основываясь на том, что источником этнического мировосприятия является практическая деятельность, в ней можно вычленить более «мелкие» структуры. Повторяемость, регулярность практической деятельности представляют собой слагаемые, которые затем концентрируются в человеческом опыте и проявляются в этническом мировосприятии, которое, в свою очередь, не может проявлять себя в полном объеме без этих регулярно повторяющихся моментов, фиксируемых обыденным сознанием и стихийно усваиваемых здравым смыслом.

Существует немало повторяющихся моментов в объективной реальности, которые сопутствуют жизнедеятельности индивида или группового субъекта. Однако не все становится достоянием этнического мировосприятия, хотя и входит в жизненный опыт, например, приготовление еды, каждодневные бытовые заботы и пр. Для этнического мировосприятия существенным становится, во-первых, повторяемость, имеющая практическую значимость, а во-вторых, -повторяемость рационально-смысловая в рамках этих социальных общностей, имеющая социальную значимость, ценность.

В обыденном сознании выделяют познавательную и ценностную стороны. Этническое мировосприятие тесно связано с ценностной стороной сознания, несмотря на взаимодействие, взаимозависимость и взаимообусловленность со стороной познавательной, которую она подчиняет себе и выявляет значимость познаваемых вещей и явлений, определяя меру их адекватности его потребностям и интересам. Ценностно-ориентационная деятельность находит разностороннюю реализацию во всех социальных сферах. В частности, это проявляется в выработке обыденным сознанием различных социально-психологических образований: ценностных стереотипов, суеверий, вкусов, нравственных запретов, идеалов, норм.

Этническое мировосприятие как феномен обыденного сознания, в отличие от специализированного уровня общественного сознания, всегда ориентировано ценностно-практически на постижение действительности, т.е. нацелено на практическое овладение объектом. Оно формируется как отражение ценностных качеств действительности и выступает объективно значимым обобщением повседневного опыта людей, который необходим им в качестве ориентира и правил

жизнедеятельности. Этническое мировосприятие как результат оценивающего сознания представляет собой оценку фактов и явлений повседневной жизни, всегда направлено на обобщение и находится в соответствии со здравым смыслом.

Рассмотрение этнического мировосприятия с точки зрения ценностного подхода позволяет показать его способность семантически истолковывать явления окружающей действительности через потребности и интересы индивида, что составляет важный момент в осознании социальным субъектом целей и практических условий собственного саморазвития и самосознания.

Непосредственное вплетение этнического мировосприятия в практически-преобразовательную деятельность людей определяется конкретным способом производства, характером и уровнем развития общественных отношений, это также обусловливается и спецификой социального субъекта. Этническое мировосприятие на каждом этапе своего функционирования характеризуется определенными особенностями, тесно связанными со спецификой обыденного сознания, характером отражения им повседневности и самими характеристиками этой повседневности.

Этническое мировосприятие образовалось в рамках обыденного сознания и актуализировалось под воздействием различных условий повседневной жизни, оно имеет ценностный характер. Смыслообразующей основой его является здравый смысл как метод обыденного мышления. Оно выражается в представлениях, понятиях, суждениях и умозаключениях. Формы его выражения разнообразны - от своеобразных алгоритмов деятельности до афористических умозаключений (к примеру, пословицы и поговорки).

ТЕРЕНТЬЕВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ родился в 1954 г. Окончил Чувашский государственный университет. Старший преподаватель кафедры философии Межнационального гуманитарно-технического института Поволжья. Область научных интересов - духовная культура этносов. Автор 5 научных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.