УДК 796
DOI 10.24411/2409-3203-2019-1909
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДИК ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Зубрилкин Сергей Дмитриевич
майор полиции, преподаватель кафедры огневой подготовки Нижегородская академия МВД России Россия, г. Нижний Новгород Якимов Сергей Сергеевич майор полиции, преподаватель кафедры огневой подготовки Нижегородская академия МВД России Россия, г. Нижний Новгород Прекина Татьяна Алексеевна майор полиции, преподаватель кафедры огневой подготовки Нижегородская академия МВД России Россия, г. Нижний Новгород
Аннотация: особенности упражнений, которые направленны на совершенствование координационных способностей такие как сложность, нетрадиционность, новизна, возможность многообразных и неожиданных решений двигательных задач.
Ключевые слова: методика применения, организация, координация, совершенствование.
CHARACTERISTIC FEATURES OF USING VARIOUS METHODS TO IMPROVE THE DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES
Zubrilkin Sergey Dmitrievich
police major, teacher of the department of fire training Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Russia, Nizhny Novgorod Yakimov Sergey Sergeevich police major, teacher of the fire training department Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Russia, Nizhny Novgorod Prekina Tatyana Alekseevna police major, teacher of the fire training department Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Russia, Nizhny Novgorod
Abstract: features of exercises that are aimed at improving coordination abilities such as complexity, innovativeness, novelty, the possibility of diverse and unexpected solutions to motor tasks.
Key words: application methodology, organization, coordination, improvement.
Основными особенностями упражнений, направленных на совершенствование КС, являются их сложность, нетрадиционность, новизна, возможность многообразных и неожиданных решений двигательных задач. При определении состава средств повышения КС следует помнить, что они связаны с накоплением большого количества разнообразных двигательных навыков и отработкой путей их оперативного объединения в комплексные двигательные действия.
Относительно ограниченный и стандартный состав двигательных действий, свойственных видам спорта циклического и скоростно-силового характера, создает трудности для полноценного развития КС преимущественно за счет выполнения I специально-подготовительных и соревновательных упражнений. Поэтому в подготовке спортсменов, специализирующихся в этих видах спорта, широко используются сложные в координационном отношении юбщеподготовительные упражнения. Это, (прежде (всего 1бег и ходьба на лыжах по сильнопересеченной местности, скоростной спуск, слалом, воднолыжный спорт, баскетбол, гандбол и другие спортивные игры, различные гимнастические упражнения, элементы акробатики[1].
Учитывая, что специальных средств КС в видах спорта циклического и скоростно! силового характера очень мало, основной методической линией в этом направлении по мере углубления спортивной специализации становится использование фактора разнообразия I при I выполнении I привычных I действий с I тем, I чтобы I обеспечить I возрастающие требования к координации движений. Это может быть постигнуто введением необычных исходных положений; вариативностью динамических, временных и пространственных характеристик движений; созданием неожиданных ситуаций за счет изменения места занятий и условий их проведения; использованием различных тренажерных устройств и специального оборудования для расширения диапазона вариативности двигательных навыков. Дело в том, что при совершенствовании КС заученные движения практически перестают оказывать тренирующее воздействие и в лучшем случае позволяют удержать достигнутый уровень. Что же касается сложно координационных видов спорта, спортивных игр и единоборств, то исключительное многообразие характерных для них специально-подготовительных и соревновательных упражнений позволяет успешно решать задачи повышения КС параллельно с развитием физических качеств и технико-тактической подготовкой. В тренировке спортсменов, как правило, не планируется отдельных занятий, развивающих КС [2].
Комплексы упражнений, способствующие их совершенствованию, должны выполняться практически ежедневно и органически входить в программы тренировочных занятий, утреннюю зарядку. Известно, что для спортсменов высокого класса характерна высокая вариативность динамических, пространственных и временных характеристик движений в процессе соревновательной деятельности. Естественно, что способность спортсмена к эффективному варьированию основными характеристиками движений в зависимости от ситуации, сложившейся в соревновании, и функционального состояния в значительной 1мере обусловливается уровнем совершенства КС и умением проявлять их в условиях прогрессирующего утомления. Это определяет одно из существенных требований к методике совершенствования КС: планировать работу в этом направлении следует 1не только в условиях устойчивого состояния, но и в состоянии скрытого и явного утомления[3,7].
Развитие КС тесно связано с совершенствованием специализированных восприятий (чувства пространства, чувства времени, чувства развиваемых усилий, чувства воды и т. п.), так как именно от их уровня развития во многом зависит умение спортсмена эффективно управлять своими движениями. Совершенствование специализированных восприятий осуществляется в процессе выполнения разнообразных тренировочных упражнений. При этом необходимо постоянно контролировать темп и ритм движений, их динамические и пространственно- временные параметры, сопоставлять результаты
двигательных действий с заданными величинами и на этой основе корректировать основные параметры двигательных действий.
В среднем школьном возрасте большая роль по-прежнему отводится группе общеподготовительных! координационных I упражнений,! поскольку I продолжается! дальнейшее овладение новыми, более сложными двигательными действиями. В соответствии с дидактическими принципами (последовательность, систематичность и индивидуализация) учитель физической культуры должен приучать учащихся к тому, чтобы они выполняли задания на технику или тактику, прежде всего, правильно (т. е. адекватно и точно). Затем необходимо постепенно увеличивать требования к быстроте и рациональности I выполнения I изучаемых I двигательных I действий и, I наконец, к I находчивости 1при выполнении упражнений и изменяющихся условиях. В данный период жизни детей развитие КС необходимо органично увязать с воспитанием скоростных, скоростно-силовых, силовых способностей, а также выносливости и гибкости. Для этого на уроках и внеклассных занятиях учителя физической культуры должны постоянно применять специально-развивающие координационные упражнения и чередовать их с упражнениями, воздействующими на указанные физические способности[4].
Ведущими методами развития КС детей среднего школьного возраста остаются методы строго регламентированного варьирования и направленного сопряжения. Однако в отличие от предыдущей возрастной ступени в этот период можно использовать все методические приемы строго регламентированного варьирования. С 12 лет можно применять также отдельные приемы нестрого регламентированного варьирования, перечисленные в первой главе. Специализированные средства и методы направлены не только 1на повышение пространственных, временных и силовых параметров движений, 1но и на формирование специализированных восприятий мяча, дистанции, снаряда и др. Для совершенствования качественных сторон двигательной деятельности необходимо подбирать соответствующие системы специальных упражнений с учетом разновидностей двигательно-координационных качеств. Каждый комплекс упражнений должен отражать специфику двигательной координации. При этом важно определить последовательность формирования двигательно- координационного качества на данном возрастном этапе с учетом экстраполяции[5,6].
Известно, что на (одном занятии нецелесообразно (развивать силу, и гибкость, силу и быстроту, равновесие и прыгучесть и т.д. Немаловажное значение имеет использование системы I упражнений в I течение I одного I занятия. I Так, I если I гибкость I лучше I совершенствуется на фоне утомления работающих 1мышц, то 1ее целесообразнее развивать в конце основной части урока или тренировки.
При подборе физических упражнений необходимо учитывать исходный уровень развития данного качества с учетом его конкретных разновидностей и проявлений, поскольку в зависимости от их вариантов должно меняться содержание используемых двигательных I заданий.! Подбор! упражнений I зависит I также! от! физического и I психоэмоционального состояния на данный момент, определяющего работоспособность, от объема занятий и характера предыдущей деятельности, а также от других факторов.
При планировании работы по формированию двигательно- координационного качества необходимо учитывать различные ситуации и обстоятельства, и своевременно вносить коррективы. Например, неожиданное похолодание может быть компенсировано повышением интенсивности занятий или изменением последовательности развития двигательнокоординационного качества (вместо запланированной гибкости на
данном уроке развивать пластичность, ритмичность, прыгучесть и т.д.). Повышение показателей прироста двигательно- координационного качества достигается также использованием разнообразных вариантов физических упражнений, направленных на развитие того или иного качества, что позволяет поддерживать необходимый уровень работоспособности.
Список литературы:
1. ^^И Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Советский спорт, 2007. - 464 с;
2. Виноградов Г.П. Атлетизм: теория и методика тренировки: учебник для высших учебных заведений - М.: Советский спорт, 2017 - 328 с.;
3. Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А., Вяткина З.Н. и др. Теория и методика физического воспитания. - М.: Просвещение, 1990;
4. Янсон Ю.А. Уроки физической культуры в школе. Новые педагогические технологии / Ю.А. Янсон - Ростов н/Дону: "Феникс", 2015.
5. Кадуцкая, Л.А. Проявление концентрации и переключения внимания у стрелков по движущейся мишени. / Кадуцкая, Л.А., Посохов, А.В., Миронова, Т.А., Домрачёва, Е.Ю. // Журнал: Теория и практика физической культуры. - Москва, -2019. - №8. - С.8.
6. Северин, Н.Н. Подготовка сотрудников ОВД к соревнованиям по стрельбе из боевого оружия / Северин, Н.Н., Домрачёва, Е.Ю., Иляхина, О.Ю., Клименко, С.С. // Журнал : Современный ученый. - 2017. - № 6. - С. 272-275.
7. Домрачёва, Е.Ю. Развитие физических качеств обучающихся в образовательных организациях МВД России / Домрачёва, Е.Ю., Иляхина, О.Ю., Попов, А.В., Ермоленко, С.А., Васильченко, Е.И., Клименко, С.С. // Журнал: Экстремальная деятельность человека. - 2018. - № 1 (47). - С. 12-16.