Научная статья на тему 'Характеристики жанра политического фельетона'

Характеристики жанра политического фельетона Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
774
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Истомина Анна Евгеньевна

Рассматривается проблема выделения и описания жанровых особенностей политического фельетона по таким параметрам, как коммуникативная интенция, концепции автора и адресата, событийное содержание, факторы коммуникативного прошлого и будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристики жанра политического фельетона»

тия / В.М. Горохов, B.C. Комаровский. М.: РАГС, 1996.

Желтухина, М.Р. Тропологическая суггестивность масс-медиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ: монография / М.Р. Желтухина. М.: Ин-т языкознания РАН; Волгоград: Изд-во ВФ МУПК, 2003.

Зверинцев, А. Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера PR / А.Б. Зверинцев. М.: Глоссарий, 1998.

Карасик, В. И. Речевое поведение и типы языковых личностей / В.И. Карасик // Массовая культура на рубеже XX - XXI веков: Человек и его дискурс: сб. науч. тр. / под ред. Ю.А. Сорокина, М. Р. Желгухиной; ИЯ РАН. М.: Азбуковник, 2003.

Питер, Л. Психология и паблик ри-лейшнз / JI. Питер. М.: Республика, 1993.

Почепцов, Г. Г. Имиджелогия / Г. Г. Почеп-цов. М.: Ваклер, 2000.

Почепцов, Г. Г. Паблик рилейшнз или как успешно управлять общественным мнением / Г.Г. Почепцов. М.: Центр, 1998.

Цуладзе, А.М. Формирование имиджа политика в России / А. Цуладзе. М.: Университет, 1997.

А.Е. ИСТОМИНА (Волгоград)

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖАНРА ПОЛИТИЧЕСКОГО ФЕЛЬЕТОНА

Рассматривается проблема выделения и описания жанровых особенностей политического фельетона по таким параметрам, как коммуникативная интенция, концепции автора и адресата, событийное содержание, факторы коммуникативного прошлого и будущего.

Политическая коммуникация, как и любой другой тип дискурса, представляет собой сочетание прототипных и маргинальных жанров. К первичным прототипным жанрам политического дискурса относятся публичные заявления политиков, парламентские и предвыборные дебаты, послание президента к Федеральному Собранию, т. е. те жанры, которые М.М. Бахтин (1996) в своей классификации относит к вторич-

ным. В политической же коммуникации к вторичным относятся жанры респонсив-ные, представляющие реакцию на то или иное политическое событие (Шейгал 2004): интервью, обсуждение с участием политиков, письма читателей, журналистский комментарий, карикатура, аналитическая статья, фельетон, памфлет, анекдот и др. Целью данной публикации является определение жанровых характеристик фельетона как жанра политического дискурса. Политический фельетон - это жанр прежде всего оценочный, характеризующийся оппозиционностью, полемичностью, сати-рическо-критичной тональностью и злободневностью тематики.

Речевые жанры, понимаемые как устойчивые типы текстов, должны характеризоваться определенными признаками, необходимыми для отнесения текста к тому или иному типу. Вслед за Т.В. Шмелевой мы будем определять речевые жанры тем, «кто, кому, зачем, о чем и как говорит, учитывая, что было и что потом будет в общении» (Шмелева 1998: 88). Ответы на поставленные вопросы и выделят содержательные признаки речевого жанра: концепцию автора; концепцию адресата; коммуникативную цель жанра; событийное содержание; языковое воплощение; образ прошлого; образ будущего (Там же).

Коммуникативной целью политического фельетона являются критическое осмысление автором определенной злободневной политической ситуации и оценка, выраженная как эксплицитно, так и имплицитно. Сатирическая тональность комментария журналиста - от умеренной до резко-критичной - имеет целью максимально воздействовать на сознание адресата.

Вот вам и «цена вопроса». Сами подумайте, что проще: заплатить такие деньжищи (вернее, не заплатить, а недополучить) или пригнать два автобуса с ОМОНом. ОМОН-то бьет людей за зарплату. И не такую уж высокую. ... Это позволяет главе государства, скромно потупив очи, утверждать, что российский ВВП растет небывалыми темпами (Советская Россия. 27.06.2006).

Реагируя на острую ситуацию, связанную с вопросом о выселении жителей Южного Бутова, автор указывает на ставший привычным произвол и коррупцию

© Истомина А.Е., 2007

чиновников нынешнего правительства, с тем чтобы на контрасте с воспоминаниями о периоде СССР убедить читателя в том, что все происходящие перемены носят негативный, разрушительный характер, а параметры роста, в частности ВВП, фальсифицированы.

Концепция автора предполагает остро критическое и негативное отношение журналиста к виновникам и ответственным за анализируемую в фельетоне ситуацию. Как правило, виновные указаны прямо или называются косвенно таким образом, что становятся легко узнаваемыми для целевой аудитории. Воздействие автора направлено на создание общественного мнения, выгодного определенным политическим кругам, поддерживаемым изданием.

В политической коммуникации журналист выступает посредником в субъект-но-адресатных отношениях как по направлению «агент - клиент», так и по направлению «клиент - агент». В жанре политического фельетона журналист транслирует информацию по вектору «агент - клиент», при этом занимая позицию «клиента», такого же потребителя услуг «агента» (в политической коммуникации - власти), как и непрофессиональная аудитория. Как правило, журналист отождествляет себя с адресатом, прибегая к стратегии оптимизации общения с адресатом, в результате чего система отношений «агент - клиент» трансформируется в модель «агрессор - жертва». Журналист и адресат в тексте фельетона занимают позицию «своих», с общей идеологией, в то время как власти и ее представителям достается роль «чужих».

Впечатление однозначное - все сделано в интересах федеральной исполнительной власти, того самого Грефа и Фрадкова. Из законопроекта вытекает, что у власти появится еще одна возможность сэкономить на нас с вами (Завтра. № 590).

Фельетонист поляризует участников политической коммуникации: власть персонифицированная (Греф и Фрадков), коррумпированная, использующая свои полномочия в целях личного обогащения, представлена в оппозиции народу, частью которого является автор. Оппозиция «свои - чужие» довольно часто встречается в жанре политического фельетона и используется для дистанцирования власти от народа и сближения журналиста с адреса-

том, с тем чтобы обозначить свои идеологические позиции как тождественные читательским.

Концепция адресата предполагает установку на многопланового адресата, преимущественно на массового, при отсутствии мгновенной обратной связи, свойственной естественному общению. В качестве адресата газетного фельетона может выступать не только читатель-непрофессионал, но и журналисты конкурирующих изданий, политики, участники анализируемой ситуации.

Уважаемый Владимир Владимирович! Вами обещано удвоение ВВП. Означает ли это, что через семь-восемь лет каждый станет жить вдвое лучше, чем сейчас? Сейчас разница между пенсионером и министром 2900 долларов в месяц. А будет — 5800. Людям, Владимир Владимирович, очень интересно, что вы об этом на самом деле думаете (МК. 24.06.2004).

Наивно было бы полагать, что данная публикация, написанная в жанре письма в газету от народа, на что указывает обращение мы, действительно имеет целью обращение к президенту. Используя прямое обращение к адресату как стилистический прием, автор статьи прямо обозначает ответственного за события в стране и их последствия, выступая от имени народа, а значит, и противопоставляя президента народу. Однако это не означает, что президент не может быть читателем фельетона, особенно когда статья выходит под рубрикой «Письма президенту».

Правильность восприятия адресатом текста обеспечивается коммуникативным фоном. «Концепция коммуникативного фона охватывает широкий круг явлений: от особенностей социокультурной реконструкции событий и диапазона интерпретации до категории идеологической модальности и понятия “метасообщение” в совокупности с факторами, обеспечивающими его восприятие» (Добросклонская 2004: 15). Подразумевается, что адресат обладает определенной фоновой информацией как о текущих политических событиях, так и событиях, имевших место ранее, политических деятелях, а также информацией общеобразовательного плана, включающей набор текстов, имен, исторических событий, фильмов и передач, позволяющих ему интерпретировать концептуальную и под-текстовую информацию.

Событийное содержание включает комическую интерпретацию происходящих негативных (или освещенных фельетонистом как негативные) политических событий, текущих или уже имевших место, но все еще остающихся актуальными. Особенностью политического фельетона является обращение именно к актуальным политических событиям, а не фактам, это заявка на анализ политической ситуации в целом, ее первопричин, а также на предсказание возможных последствий. Нередко описание ситуации принимает гротескные формы. Имея целью оказать максимальное воздействие на адресата, журналист трансформирует условно объективную информацию новостного характера в вариативные модели. В качестве существенного признака текстов СМИ выделяют их тематическую доминанту (медиатопик) (Добросклонская 2004). В рамках медиатопика «политика» существуют определенные устойчивые стереотипные сценарии, по которым строится сюжет фельетона: «президент - монарх», «президент - военачальник», «правительство - коррумпированные министры», «правительство - придворные», «чиновники - чиновничий произвол», «чиновник - бюрократ», «чиновник - зависимое лицо» и др. Примечательно, что стереотипные сценарии строятся по модели: субъект политической коммуникации - метафорический образ/характеристика.

Все это наводит на глубокие сомнения: да точно ли в Кремле засели силовики, как это нам без устали твердит прогрессивная общественность. Конечно, если понимать слово «силовик» как полный синоним слова «дуболом», как героя военных анекдотов, тогда, возможно, и засели - наблюдаемой реальности это не противоречит (Известия. 18.01.2005).

В данном примере автор сводит действия правительства, в первую очередь президента, осуществляющих реформу монетизации льгот, к стереотипному сценарию «президент - военачальник». Такое сюжетное клише призвано вызвать в сознании адресата ряд ассоциаций с типажом «военачальник», в том числе и отрицательных характеристик, отраженных в анекдотах.

Эта игра с квартирами, затеянная правительством, никому кроме риэлтеров не

принесет радости. Это прообраз знаменитой машины по отъему денег у населения марки МММ. Вкладывайте ваши деньги в наш кооператив, мы будем играть на рынке и наращивать проиенты. выдавая вам в залог «иенные бумаги», обещают устроители таких кооперативов. Пирамиды в чистом виде (Завтра. №590).

Для дискредитации правительства автором фельетона использован стереотипный сценарий «правительство - коррумпированные министры», нацеленный на активизацию в сознании читателей негативных воспоминаний об опыте крупного мошенничества, с которым сравнивает деятельность нынешнего правительства.

Как показал анализ эмпирического материала, в фельетоне посредством создания стереотипного сценария задействуется определенный набор персонажей, заранее предопределяется линия их поведения, которые наиболее остро воздействуют на иррациональное сознание адресата.

Фактор коммуникативного прошлого. С этой позиции жанр политического фельетона, как и жанры политической карикатуры, письма в газету, аналитической статьи и др., является вторичным и представляет собой комментарий, содержащий субъективную точку зрения фельетониста на происходящие или имевшие место политические события.

Фактор коммуникативного будущего предполагает, что политический фельетон способствует принятию адресатом определенного решения, формированию некой точки зрения, которые найдут свое отражение в жанрах бытовой беседы, ответного письма, обсуждения в политических кругах, радио- и теледискуссиях.

Сравнивайте, как решала такие вопросы «тоталитарная» советская власть и как их решает нынешняя, путинско-лужков-ская (Советская Россия. 27.06.2006).

Суггестивная интенция в данном фрагменте публикации заключается в том, что журналист пытается убедить читателя путем сравнения негативных, по его мнению, действий нынешней власти с позитивными воспоминаниями о доперестроечном периоде, принять решение не в пользу правящей власти. Предполагается, что читатель самостоятельно проведет параллели, сопоставляя и другие сферы политической и социальной жизни общества, что

должно дискредитировать власть в глазах избирателя.

Языковое воплощение жанра выделяет его из ряда публицистики аналитического характера, т.к. фельетону свойствен весьма широкий спектр языковых и стилистических приемов воздействия, что позволяет отнести его к жанрам художественной публицистики.

При анализе материала было выделено три группы средств речевого воздействия, функционирующих в жанре политического фельетона: композиционные, смысло-моделирующие и лингвостилистические. Композиционные средства включают в себя определенное построение текста статьи для усиления эффекта других средств воздействия: выдвижение, специфическая структура заголовка, введение в проблему, заключение-резюме и др. Интересным представляется создание эффекта «обманутого ожидания» при помощи своеобразного использования приема выдвижения и прочих композиционных средств.

Смысломоделирующие средства искажают объективную действительность, трансформируя информацию из серьезной тональности в комическую. Посредством смысломоделирующих приемов автором политического фельетона интерпретируется объективная информация, которая затем в тексте статьи «вписывается» в рамки определенного стереотипного сценария. Среди таких средств можно выделить приемы карнавализации системообразующих концептов с целью дискредитации оппонента, мифологизации героя, аргументированных доводов/ неаргументированных утверждений, а также собственную дефиницию и трактовку ключевых понятий, частичную цитацию и др.

К лингвостилистическим средствам относятся приемы на лексико-семантическом и грамматическом уровне: аллюзии, антитеза, гипербола, литота, метафора, сравнение и т.д. К ним же можно отнести графические средства выдвижения информации: отступы, деление текста с помощью графических символов, выделение фрагментов текста другим шрифтом и размером. Популярен прием креолизации фельетона путем добавления в текст карикатуры, коллажа, фото автора.

Многие содержательные признаки проявляются при анализе функционирования

текстовых категорий: так, концепция автора реализуется через категорию модальности, событийное содержание представлено категорией информативности, образы прошлого и будущего выражены категориями проспекции и ретроспекции, а также обращением к прецедентным феноменам.

Политический фельетон представляет собой тип текста с устойчивым тематическим, стилистическим и композиционным планами. Политический фельетон отражает четкую концепцию автора, направлен чаще всего на определенную массовую аудиторию, имеет своей целью отрицательную оценку политической ситуации, действий политических деятелей, базируется на политических событиях, обращаясь к фоновым знаниям аудитории и прогнозируя перлокутивный эффект, используя стилистические приемы для создания сатирического эффекта. Политический фельетон - жанр вторичный, а следовательно, косвенный, представляющий собой комментарий к событиям политической жизни: предвыборной кампании, заявлениям политических деятелей, разработке и принятию законов, скандалам и т.д. Фельетон - жанр комплексный и включает в себя некоторое количество жанров элементарных. Политический фельетон - маргинальный жанр политического дискурса, одно из средств борьбы за власть.

Литература

Бахтин, М. М. Проблема речевых жанров / М.М. Бахтин // Собр. соч. М., 1996. Т. 5.

Васильева, Т.В. Когнитивные механизмы формирования и функционирования заголовка / Т. В. Васильева // ВМУ. Лингвистика. 2006. №1.

Добросклонская, Т. Г. Что такое медиалингвистика? / Т. Г. Добросклонская // ВМУ. Лингвистика. 2004. №2.

Глинчевский, Э.И. Средства речевого воздействия в языке СМИ / И.Э. Глинчевский // ВМУ. Лингвистика. 2004. №2.

Котов, А.А. Механизмы речевого воздействия в публицистических текстах СМИ: ав-тореф. дис. ... канд. филол. наук/ А.А. Котов. М., 2003.

Шейгал, Е.И. Семиотика политического дискурса: монография/ Е.И. Шейгал. М., 2004.

Шмелева, Т. В. Модель речевого жанра / Т.В. Шмелева // Жанры речи. Саратов, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.