Научная статья на тему 'Характеристики Я-реального и Я-идеального в структуре Я-концепции матери как субъекта взаимодействия в диаде «Мать-дитя» при ранних отклонениях в развитии ребенка'

Характеристики Я-реального и Я-идеального в структуре Я-концепции матери как субъекта взаимодействия в диаде «Мать-дитя» при ранних отклонениях в развитии ребенка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2217
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСТАВЛЯЮЩИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ / РЕАЛЬНОЕ Я / ИДЕАЛЬНОЕ Я / КОНГРУЭНТНОСТЬ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / MAKING JA-CONCEPTS / REAL I / IDEAL I / CONGRUENCE / PSIHOLOGO-PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карташова Ирина Михайловна

Рассматриваются структура Я-концепции матери (реальное Я и идеальное Я); ее согласованность (конгруэнтность); представлен анализ экспериментальных результатов изучения Я-концепции у матерей с характерными моделями интерперсонального поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Making Self-concepts of mother, as subjekt psihologo-pedagogical support of the dyad «mother-child» at early deviations in development of the child

Making JA-concepts are considered: JA-concept definitions, congruency are given; specificity real I and ideal I is considered; the maintenance and problems of psihologo-pedagogical support of a dyad is defined «mother-child»; experimental results of intergroup distinctions of an intrapersonal coordination of examinees are presented.

Текст научной работы на тему «Характеристики Я-реального и Я-идеального в структуре Я-концепции матери как субъекта взаимодействия в диаде «Мать-дитя» при ранних отклонениях в развитии ребенка»

Психология развития, акмеология

УДК 159.964+159.923.2 ББК Ю956+Ю984.92

ХАРАКТЕРИСТИКИ Я-РЕАЛЬНОГО И Я-ИДЕАЛЬНОГО В СТРУКТУРЕ Я-КОНЦЕПЦИИ МАТЕРИ КАК СУБЪЕКТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДИАДЕ «МАТЬ-ДИТЯ» ПРИ РАННИХ ОТКЛОНЕНИЯХ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

И.М. Карташова

Рассматриваются структура Я-концепции матери (реальное Я и идеальное Я); ее согласованность (конгруэнтность); представлен анализ экспериментальных результатов изучения Я-концепции у матерей с характерными моделями интерперсонального поведения.

Ключевые слова: составляющие Я-концепции, реальное Д идеальное Д конгруэнтность, психолого-педагогическое сопровождение.

В настоящее время увеличивается количество новорожденных детей с отклонениями в развитии, проявляющимися уже в раннем возрасте. Статистические данные [11] свидетельствуют, что в Российской Федерации в 2003 г. физиологически незрелыми родились 80 % детей, в том числе около 70 % - с перинатальной энцефалопатией (ПЭП). Аналогичные данные по Оренбургской области показывают, что за 2002-2008 гг. в регионе среди родившихся около 60,8 % детей имели диагноз с ПЭП, а 21,2 % детей рождались с врожденными аномалиями [5]. В связи с этим актуальным становится реализация ранней комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии [9, 11 и др.], одной из задач которой является предупреждение или компенсация последствий ПЭП. При этом считается, что оптимальным условием развития ребенка раннего возраста является благоприятное эмоциональное взаимодействие с матерью [9]. Одним из важнейших факторов эмоционального благополучия ребенка является формирование Я-концепции матери и ее проявления при взаимодействии в диаде «мать-дитя» [14]. В контексте особенностей такого диадного взаимодействия наиболее адекватной представляется понимание структуры Я-концепции, предложенное Л.И. Собчик [12]: реальное Я (представление

о себе в настоящем времени, или каким Я являюсь на самом деле); идеальное Я (каким Я хотел бы и/или должен стать). Расхождение между идеальным Я и реальным Я является основой для формирования самооценки, и, как следствие, одним из важных источников

развития личности. Существенные противоречия между реальным Я и идеальным Я могут стать источником внутриличностных конфликтов и негативных переживаний человека. Соответствие идеального Я реальному Я еще со времен К. Роджерса определяют как конгруэнтность - переживание человеком собственных чувств, открытости себе [1]. Применительно к представленной в настоящей статье тематике следует отметить, что внутренняя согласованность личности матери, ее спонтанное поведение в диаде «мать-дитя» способствуют формированию безопасной привязанности у ребенка [10].

Личностный рост женщины, формирование ее Я-концепции во многом обуславливается периодом рождения детей и воздействием формирующихся детско-родительских отношений [1, 16]. При этом совершенно естественным является факт, что различные угрозы здоровью ребенка, включая выявленные у него нарушения психологического развития, находят свое отражение нарушения в эмоционально-личностной сфере матери. Так, для матерей, дети которых имеют подтвержденный диагноз перинатальной энцефалопатии, характерны проявления эмоциональной лабильности, прежде всего, тревога за состояние здоровья малыша, его и свое будущее, связанная с высоковероятностным прогнозом развития грубых нарушений в последующие возрастные периоды. В то же время отмечаются и проявления внешнего спокойствия в случаях, когда мать считает задержку развития психических или физических функций при ПЭП временным явлением. Эмоциональное состояние матери может усугубляться в связи с

ощущением своей некомпетентности в вопросах воспитания ребенка с ранними отклонениями в развитии, отсутствием полной информации о возможностях коррекции и адаптации имеющихся нарушений, в том числе средствами психолого-педагогического сопровождения ди-адных взаимодействий в системе «мать-дитя» [8, 9, 11, 13]. Очевидно, что именно период впервые вынесенного ребенку диагноза перинатальной энцефалопатии и принятия этого диагноза матерью является критическим для взаимодействия в диаде «мать-дитя». При этом осложняется эмоциональное состояние матери; дестабилизируется ее Я-концепция, что ведет к возникновению внутриличностных конфликтов и нарушению формирования симбиотической связи [9, 13]. В контексте психологического содержания Я-концеции в этом случае можно предполагать, что соотнесение своего образа Я с реальными обстоятельствами жизни позволит матери изменять свое поведение, активно и осознанно участвовать в процессах формирования личности и воспитания такого ребенка. Поэтому важным условием личностного роста матери является освоение ею новых приемов и методов воспитания ребенка с ранними отклонениями в развитии, и, как следствие, более успешное взаимодействие в диаде «мать-дитя».

В связи с вышеизложенным было выполнено исследование, методологической основой которого являлись теория привязанности Г2, 16 и др.] психологические и психотерапевтические представления о взаимодействии в диаде «мать-дитя» [3, 4, 9, 14 и др.]; концепция психолого-педагогического сопровождения и основы системной ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии [6,

11, 15 и др.).

Исследование проводилось на базе отделения неврологии для детей 1-го года жизни му-

ниципальной детской городской больницы №1. В исследовании 94 пары (диады) из числа матерей, находящихся в стационаре вместе с детьми. Возраст матерей - от 18 до 47 лет, детей - от 1,5 до 14 месяцев. В структуре выборки детей диагноз «перинатальная энцефалопатия» был вынесен в периоды новорожденное™ (до 1 месяца) - 39,4 % детей; I половина младенчества (до 6 месяцев включительно) - 48,9 % детей; II половина младенчества (до 12 месяцев включительно) -13,8 %.

Для изучения структуры Я-концепции матерей, имеющих детей с перинатальной энцефалопатией, применялся «Опросник интерперсонального диагноза» (Т. Лири, 1957). Исследование проводилось по классической схеме -самооценка выраженности типов интерперсонального взаимодействия исходя из позиций Я-реального и Я-идеального. Статистическая обработка полученных первичных статистик выборки и оценка достоверности полученных различий по критерию Манна-Уитни (U) проводилась с помощью статистического пакета «Statistica for Windows 6.0».

В соответствии с изложенными в методике «Опросник интерперсонального диагноза» принципами общей интерпретации результатов исследования моделей интерперсонального поведения структура выборки матерей, имеющих детей с ПЭП, представлена тремя группами: «высоко-экстремальные» (В-Э) -

42.5 % численности выборки; «адаптивные» (А) - 33 %; «низко-адаптивные» (Н-А) -

24.5 %. Результаты выраженности различных типов интерперсональных отношений представлены в таблице.

Сравнение результатов по выраженности составляющих Я-концепции (реальному Я и идеальному Я) позволяет выявить особенности внутриличностной конгруэнтности Я-

Результаты самооценки выраженности различных типов интерперсональных отношений в позициях «Я-реальное» и «Я-идеальное» у матерей, имеющих детей с ПЭП (по данным «Опросника интерперсонального диагноза», Т. Лири)

Октанты Баллы по октантам

В-Э А Н-А

Р И Р И Р И

I Властный - лидирующий \8 j - 9Ї! 5,2 6,6 і л 2,8

II Независимый - доминирующий 4,9 6,2 4,2 4,9 2,6 2,5

III Прямолинейный - агрессивный 6,6 5,1 Vi О З.о 2.7 . !>4 _

IV Недоверчивый - скептический 5,7 2,5 5.8 _1^ J.0 0.3

V Покорно - застенчивый 6,9 5.0 6.0 .\-1 о.*

VI Зависимый - послушный 6,6 5,3 ■1,4 2,5 2,4 1>.~

VII Сотрудничающий - конвенциальный 9,4 9,3 5.8 ь.2 -1,1 И

VIII Ответственный - великодушный 10,8 10.4 1.8 Г..З 4.0 1,4

Примечание: высокие показатели (М) - 9-12; средние - 5-8; низкие - 0-4. Р - реальное Я; И - идеальное Я. Цветовые обозначения', белый - внутриличностная конгруэнтность; серый - мотивационная ригидность, темно-серый - внутриличностная неконгруэнтность.

Психология развития, акмеология

концепции матери. У матерей отмечаются проявления и внутриличностной конгруэнтности как источника развития личности [12], и мотивационной ригидности как проявлений сложности изменения привычных способов удовлетворения потребности при изменяющихся условиях жизни [1], и внутриличностной неконгруэнт-ности как индикатора существенных противоречий, способных породить внутриличностные конфликты, негативные переживания [12].

Установлено, что для «высокоэкстремальных» матерей более характерна конгруэнтность (доминирование высоких показателей VII, VIII октанты), проявляющаяся в активности по отношению к другим, неадекватностью в стремлении брать на себя ответственность за них и удовлетворять их требования, самому быть положительными и поддерживать положительные отношения. Эти характеристики присущи эмоциональнолабильной личности с чертами демонстративности и смешанным типом реагирования, а высокие баллы по этим октантам могут свидетельствовать о наличии истероидной акцентуации и психосоматического варианта дезадаптации испытуемых [12, с. 65-66]. Внутри-личностная конгруэнтность характеризуется преобладанием высоких результатов по II, III, V и VI октантам. Для таких испытуемых характерно стремление развить свою независимость, веру в себя, снизить жесткость и резкость по отношению к другим, быть эмоционально стабильными, продолжить принимать помощь и советы по мере необходимости и с учетом ситуации. В то же время испытуемые этой группы считают себя уверенными, с желанием быть доминирующими, автократич-ными лидерами, что указывает на наличие в структуре их Я-концепции некоторой внутриличностной неконгруэнтности (высокие значения по I октанту).

У испытуемых «Адаптивной» группы внутриличностная конгруэнтность проявляется в тенденции раскрытия ресурсов, связанных с расширением круга сотрудничества, дружеских отношений, удовлетворения собственных потребностей. Они считают себя готовыми и желающими помогать окружающим, проявлять ласку, заботу, сотрудничество, уверены в себе, стремятся к независимости с ориентацией на себя, хотят быть более ответственными и великодушными. У входящих в эту группу матерей наблюдаются проявления мотивационной ригидности в виде недовольства собственным умеренным доминированием, проявляющимся эмоциональной сдержанностью; они критичны и реалистичны в суждениях; целеустремленны. Вместе с тем,

таким женщинам сложно эмоционально сдерживаться или адекватно реагировать. Одним из возможных объяснений этому может являться неопределенность прогнозов развития ребенка в младенчестве, вызывающая у таких матерей затяжное состояние страха и чувство надвигающейся опасности [8, с. 20].

Для матерей, входящих в группу «Низкоадаптивных», характеры низкие баллы результатов исследования, что свидетельствует об их неоткровенности. Вместе с тем, для матерей этой группы характерны проявления внутриличностной конгруэнтности, проявляющиеся изолированными показателями только по II октанту (низкая независимость с ориентацией на себя). Мотивационная ригидность проявляется в значениях по октантам

I (уверенность в себе), III (целеустремленность), VII (готовность к сотрудничеству), VIII (помогать окружающим, проявлять ласку и заботу); VI (потребность в помощи и советах); V (эмоциональная сдержанность), IV (реалистичность и критичность в суждениях). В целом, для испытуемых этой группы характерны закрытость, ригидность внешнего и внутреннего поведения, проявляются фиксированные модели поведения на фоне отсутствие желания или знания что-либо изменять в данный период жизни.

Считаем нужным отметить, что в сопоставляемых группах показатели по большинству шкал, отражающих реальное Я и идеальное Я (властный - лидирующий; независимый -доминирующий; прямолинейный - агрессивный; зависимый - послушный; сотрудничающий - конвенциальный), достоверно (р<0,001; р<0,05) различаются по своей выраженности. По трем шкалам отмечается отсутствие статистически значимых различий: по образу реального Я (по IV и V октантам между показателями испытуемых в группах «Высокоэкстремальные» и «Адаптавные»; по VIII октанту - «Низко-адаптавные» и «Адаптивные»); по образу идеального Я (по IV октанту - между показателями в группах «Адаптивные» и «Низко-адаптавные»), Полученные данные свидетельствует об общих тенденциях испытуемых: в группах «Высоко-экстремальные» и «Адаптивные» матери обладают реалистичной базой суждений и эмоциональной сдержанностью; в группах «Адаптивные» и «Низкоадаптивные» они ответственны и готовы помогать окружающим; во всех трех группах выявлено стремление испытуемых быть более доверчивыми и покорными.

Таким образом, сопоставление Я-реального и Я-идеального матерей, воспиты-вающих детей с ранними отклонениями в раз-

витии, позволяет выявить характер внутрилич-ностной конгруэнтности и обосновать модель субъектного взаимодействия в диаде «мать-дитя». Выявленные особенности Я-концепции матерей позволяют определить приоритетные задачи коррекционного воздействия на поведение при взаимодействии в диаде «мать и дитя» для группы «Высоко-экстремальные» -регуляция эмоционального равновесия; развитие склонности к сотрудничеству и уверенности в себе; для группы «Адаптивные» - активизация мотивации обращения за консультативной помощью по предупреждению психосоциальных проблем, связанных с воспитанием и развитием ребенка; для группы «Низкоадаптивные» - развитие уверенности в себе, настойчивости и решительности в достижении целей, развитие умения выражать эмоции. Общей задачей коррекции поведения матерей для всех групп является развитие реального восприятия трудной жизненной ситуации, связанной с принятием диагноза ребенка и его особенностей в развитии.

Литература

1. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещаряков, В. Зинченко. - СПб.: ПРАИМ-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.

2. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональной привязанности / Дж. Боулби; пер. с англ. В.А. Старовойтова. - М.: Академический Проект, 2008. - 238 с.

3. Винникот, Д.В. Маленькие дети и их матери/Д. В. Винникот; пер. с англ. Н.М. Па-далко. - М.: Независимая фирма «Класс». 1998. - 80 с.

4. Выготский, B.C. Вопросы детской психологии /B.C. Выготский.. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 224 с.

5. Информационно-аналитический сборник о состоянии здоровья населения и деятельности муниципальных ЛПУ г. Оренбурга в 2007 г. - Оренбург. 2008. - 276 с.

6. Казакова, Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике / Е.И. Казакова // Психологопедагогическое медико-социальное сопрово-

ждение развития ребенка. - СПб., 2001. -4.1.-С. 9-14.

7. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2001. - 992 с.

8. Краузе, МП. Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.П. Краузе; пер. с нем. КА. Назаретян (науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова). - М.: Издательский центр «Академия», 2006. —208с.

9. Мухамедрахимов, Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие /

Р.Ж. Мухамедрахимов. - СПб.: Изд-во

СПбГУ, 2001. - 288 с.

10. Прихожан, А.М. Психология сиротства / А.М. Прихожан, H.H. Толстых. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 400 с.

11. Ранняя психолого-медико-педагоги-ческая помощь детям с особыми потребностями и их семьям: материалы конф. / сост. Ю.А. Разенкова, Е.Б. Айвазян. - М.: Полиграф сервис, 2003. - 480 с.

12. Собчик, Л.Н. Диагностика индивиду-ально-типологических свойств межличностных отношений / Л.Н. Собчик. - Практическое руководство СПб.: Речь, 2003.- 96 с.

13. Ткачева, В.В. Психологическое изуче-

ние семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В.В. Ткачева. - М.: УМК «Психология»: Московский психолого-

социальный институт, 2004. - 192 с.

14. Филиппова, Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез: учебное пособие /Г.Г. Филиппова. - М.: Жизнь и мысль, 1999. -192 с.

15. Шипицына, Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицына, A.A. Хилько; под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной. - СПб.: Речь, 2005. -240 с.

16. Эйнсворт, М. Объектные отношения, зависимость и привязанность: теоретический обзор проблемы взаимосвязи мать-младенец / М. Эйнсворт // Психология привязанности: тексты / сост. и пер. с англ. М.Л. Мельниковой; под ред. С. Ф. Сироткина. -Издательский дом «ERGO», 2005. - С. 37-128.

Поступила в редакцию 14 октября 2010 г.

Карташова Ирина Михайловна, старший преподаватель кафедры специальной психологии, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург. Факс: (3532) 77-24-52. [email protected].

Kartashova Irina Mihajlovna, the senior teacher of chair of special of the Orenburg state pedagogical university. Fax: (3532) 77-24-52. [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.