Научная статья на тему 'Характеристики управленческого процесса в контексте социального действия в сфере социальных услуг: на отраслевых материалах учреждений ЖКХ г. Ростова-на-Дону'

Характеристики управленческого процесса в контексте социального действия в сфере социальных услуг: на отраслевых материалах учреждений ЖКХ г. Ростова-на-Дону Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
206
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОВОДИТЕЛЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ПРОЦЕСС / НАСЕЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРОБЛЕМЫ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОРОД

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Солонский Константин Юрьевич

В статье с использованием отраслевых материалов учреждений жилищно-коммунального хозяйства г. Ростова-на-Дону рассматриваются различные характеристики управленческого процесса. С точки зрения методологии, данный анализ проводится в контексте теорий социального действия применительно к сфере социальных услуг. Управленческий процесс понимается автором как сложное явление. Он зависит от факторов внешней среды, организационной культуры, характера возникающих управленческих ситуаций, психологических и поведенческих аспектов. Анализ эмпирического материала проводится в статье с позиций структурно-функциональной методологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Солонский Константин Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристики управленческого процесса в контексте социального действия в сфере социальных услуг: на отраслевых материалах учреждений ЖКХ г. Ростова-на-Дону»

УДК 316

Солонский Константин Юрьевич

соискатель Института социологии и регионоведения Южного федерального университета. г. Ростов-на-Дону semyasolonskich@mail.ru

Характеристики

УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ:

НА ОТРАСЛЕВЫХ МАТЕРИАЛАХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЖКХ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ

Konstantin Yu. Solonskii

Applicant. Institute of Sociology and Region Studies, Southern Federal University. Rostov-on-Don semyasolonskich@mail.ru

Features of the management

PROCESS IN THE CONTEXT OF SOCIAL ACTION IN THE FIELD OF SOCIAL SERVICES:

ON INDUSTRY MATERIALS OF UTILITIES AGENCIES OF ROSTOV-ON-DON

Аннотация. В статье с использованием отраслевых материалов учреждений жилищнокоммунального хозяйства г. Ростова-на-Дону рассматриваются различные характеристики управленческого процесса. С точки зрения методологии, данный анализ проводится в контексте теорий социального действия применительно к сфере социальных услуг. Управленческий процесс понимается автором как сложное явление. Он зависит от факторов внешней среды, организационной культуры, характера возникающих управленческих ситуаций, психологических и поведенческих аспектов. Анализ эмпирического материала проводится в статье с позиций структурно-функциональной методологии.

Ключевые слова: руководитель, деятельность, управление, социальные услуги, процесс, население, эффективность, проблемы, управленческая деятельность, город.

Annotation. Using industry materials of housing and communal services institutions of Rostov-on-Don the author considers various characteristics of the management process. From the methodological point of view, this analysis is carried out in the context of theories of social action in relation to social services. It depends on environmental factors, organizational culture and nature of emerging managerial situations, psychological and behavioral aspects. The analysis of the empirical material is carried from the standpoint of structural and functional methodology.

Keywords: head, operations, management, social services, process, population, efficiency, problem management activities, city.

Характеристики социального взаимодействия, которое реализуется в процессе трудовой деятельности, определяют управленческие позиции. Данное взаимодействие обладает всеобъемлющим характером, потому что в учреждениях системы ЖКХ существует сильное влияние неформальных связей и отношений. В плане управления ими создаются организации для осуществления взаимодействия и коммуникации, а не просто управления.

При рассмотрении управленческой деятельности руководителя, которая основывается на личностном уровне как конкретная управленческая деятельность, мы можем увидеть связь с такими категориями, как стратегия и система, представляющая возглавляемую им организацию. Такая система может выглядеть как сложная иерархическая структура, в которую входят должностные и ролевые позиции сотрудников, обладающих

вертикальными и горизонтальными, формальными и неформальными связями и отношениями. Если опираться на исследование, проведенное Л». Албастовой и Т.В. Мартыненко, то можно рассуждать о трех способах взаимодействия.

Стратегия, которая называется отраслевой, относится к системе организации, которая определяет поведение руководителя.

Поведение самого руководителя может зависеть от системы организаций, которые определяют их стратегии.

Поведение руководителя влияет на стратегию, которая определяет параметры и характеристики управленческой системы [1, с. 89]. Здесь можно определить прямую и обратную зависимость.

Учреждения ЖКХ на муниципальном уровне являются сложной системой, основой жизненного

63

потенциала которых выступает организационная культура.

Такая категория, как социальные действия, является в деятельности руководителя очень важной. Специфика, которая рассматривается нами в поведенческих социальных действиях руководителей, включает в себя общественное значение для сотрудников организации. Именно на такое значение они непосредственно направлены. Субъекты этих действий - это личности и социальные группы. Данные действия могут совершаться в определенной ситуации. Такие действия должны обладать общественно-детерминированной мотивацией и намерениями. У социальных действий существуют определенные отличия, которые определяются разрешимыми общественными задачами (экономических, социальных, развития духовной жизни) [2]. Исходя из этого, они выступают как форма и способ, которые необходимы для решения проблем, где сталкиваются интересы и потребности основных сил социума.

В таком контексте поступок, совершаемый руководителем, является социально-оцениваемым актом поведения, который побуждается осознанными мотивами [3, с. 79.]. Если сравнивать с импульсивными действиями, то поступок совершается с принятым намерениями и выступает элементом поведения. Еще он подчиняется мотивам и целям человека, выступает как конечный результат. Ведущие потребности человека проявляются в поступке руководителя, также проявляется его отношение к окружающей действительности. Может происходить замена последствий поступка другими поступками руководителя. Их можно откорректировать, основываясь на рефлексии предыдущих действий.

Ряд феноменов определяет специфику социального действия: восприятие социального действия; роль этого восприятия в мотивационной сфере социального действия; осознание личностью принадлежности к определенной группе; роль референтной группы, механизмов общественного контроля социального действия.

Другим уровнем методологического анализа управленческой деятельности выступает уровень деяния, под ним мы подразумеваем всю совокупность действий руководителя. В деятельности социального поведения руководителя проявляется его активность, которая обладает высокой социальной значимостью. Руководитель несет ответственность за эту активность, даже когда она по каким-либо причинам оказывается за пределами его первоначальных намерений. Личность обладает способностью предвидеть социальные и психологические последствия своей активности.

В результате управленческой деятельности поведение руководителей сводится к преобразованию окружающей действительности, происходит осуществление изменений в окружающей обстановке. Если учесть отраслевую специфику организаций в сфере ЖКХ, то управленческая деятельность руководителей осуществляется на

основе качественной реализации постоянных процессов в рамках жестко-структурированной организационной системы.

При рассмотрении управленческой деятельности в контексте социального поведения, результатом данной деятельности со стороны руководителей, является формирование и развитие взаимодействий личности в рамках выполнения их профессиональных должностных обязанностей. Для того чтобы достичь таких результатов, основная роль должна принадлежать общению руководителей и подчиненных как атрибуту управленческой деятельности. При изучении управленческой деятельности автор рассматривает категорию «общение», под которой он подразумевает обратную связь руководителей организации и подчиненных. Наиболее эффективное функционирование, происходящее в организации, поможет повлиять на корректировку работы организации, устранить различного рода дисфункции и девиации. Деятельностный подход лежит в основе изучения коммуникации автором исследования. Коммуникации выступают как вид деятельности, который ориентирован на информационную передачу и получение информации, связанной с ее реализацией.

Для того чтобы осуществить реализацию подобных задач, нужно использовать особую модель управления. Для четкого представления дальнейшего методологического анализа необходимо выявить в процессе исследования специфику управления организациями, которые предоставляют услуги ЖКХ на муниципальном уровне:

1) вышестоящие структуры отвечают за государственное управление в сфере, которая предоставляет коммунальные услуги населению;

2) осуществляется единообразный подход к клиентам, который необходим для определения равных прав граждан на охрану здоровья;

3) опирается на определенные процедуры, которые подкреплены законами и другими нормативными актами;

4) использует в кадровой политике принципы, которые связаны с приоритетным вниманием и опытом: продвижение по карьерной лестнице, корректировка заработной платы.

Социологи уже давно доказали, что личность человека выступает как социальное и многоплановое явление. Социальное поведение зависит от форм социальных связей. Виды социального поведения могут быть классифицированы в соответствии с разными основаниями. Определение сфер бытия, где проявляется социальное поведение, является главным основанием классификации для данного поведения. В большинстве своем, оно проявляется на уровне взаимодействия группы в рабочей среде, или же происходит неформальное групповое взаимодействие в дружеском сообществе, или в обществе в целом [4, с. 37]. Данные сферы деятельности в социальном плане могут протекать в различных формах. К примеру, в сфере материального

64

производства, которое связано с работой, трудовой деятельностью, может быть выражено в духовном творчестве, например в философии, науке, культуре, морали, религии, в семье и быте, досуге. Именно в этих сферах жизнедеятельности формируются и развиваются определенные виды поведения, к примеру, производственное, трудовое, общественно-политическое, религиозное, культурное, бытовое, досуговое, семейное. Управленческая деятельность выступает в качестве его вида, связанного с качествами руководителя, как профессиональными, так и личностными. Также, она связана с социальными параметрами организации, которую они возглавляют [5]. В плане методологии данные аспекты могут рассматриваться как исследования содержания ценностей, существующих у руководителей муниципальных организаций ЖКХ. Данные ценности определяют характеристики предпочитаемого ими стиля управленческой деятельности (аксиологический подход). Ключевой элемент сферы управления - факторы, которые формируют управленческую деятельность, в первую очередь - это мотивационные аспекты, которые зависят от выбора из нескольких вариантов.

Социальные факты определяют внутреннюю и внешнюю мотивации, которые являются взаимозаменяемыми и взаимно определяемыми. Внутренняя мотивация может быть актуализирована под воздействием определенной ситуации, также определенные диспозиции (мотивы, потреб-

Литература:

1. Албастова Л.Н. Управление организацией: теории и технологии / Л.Н. Албастова, ТБ. Мартыненко. М. : Издательство РАГС, 2004.

2. Васьков МЛ. Проблемы трансформации зарубежных управленческих технологий в российских социальных условиях: обобщение региональных социологических исследований // Россия реформирующаяся. 2012. № 11.

3. Филиппов А.В. Работа с кадрами: психологический аспект. М. : Дело, 2009.

4. Темницкий А.Л. Социокультурные факторы формализации трудовых отношений. Куда идет Россия? М., 2002.

5. Васьков МЛ. Современные тенденции трансформации управленческой культуры крупных коммерческих организаций Юга России в контексте региональной социокультурной специфики // Вестник Института социологии. 2012. № 5.

6. Сухоруков П.И. Реформа ЖКХ в России - шаг к закреплению правового нигилизма в обществе // Экономика и организация промышленного производства. 2007. № 4. С. 40-50.

ности) могут повлиять на изменение восприятия ситуации самим субъектом. То есть поведение сотрудников выступает не как реакция на внутренние или внешние стимулы, а является результатом непрерывного взаимодействия данных стимулов [6].

Выделим факторы, определяющие поведение сотрудников: личностные особенности; мотивация; социально-психологическая среда; совокупность событий, которые характеризуются функционированием организации; объем, ценность и структура информации; уровень культуры личности и др. Данные факторы взаимосвязаны, что влияет на вариативность поведения сотрудника, а также на деятельность руководителя организации. Создание наиболее эффективных систем мотивации и поощрения сотрудников, по мнению руководителей, является одним из важных факторов поведения.

Завершая данную статью, мы можем сделать следующий вывод: управленческая деятельность состоит из таких компонентов, как поведенческий акт, действие как индивидуальное или социальнозначимое. Управленческая деятельность имеет определенную структуру, которая характеризуется взаимосвязью разных элементов и их иерархической последовательностью. Каждый из таких элементов обладает смысловой нагрузкой. Поведенческий акт - это единичное проявление деятельности, отдельный элемент данной деятельности.

Literature:

1. Albastova L.N. Organization Management: Theory and Technology / L.N. Albastova, T.V. Martynenko. M. : RAGS Press, 2004.

2. Vas'kov M.A. Problems of transformation of foreign management technologies in Russian social conditions: a synthesis of regional sociological researches // Reforming Russia. 2012. № 11.

3. Filippov A.V. Working with staff: the psychological aspect. M. : Delo, 2009.

4. Temnitskii A.L. Socio-cultural factors of labor relations formalization. Where is Russia going? M., 2002.

5. Vas'kov M.A. Modern trends in the transformation of administrative culture of large commercial organizations of the South of Russia in the context of regional socio-cultural specificity // Bulletin of Institute of Sociology. 2012. № 5.

6. Sukhorukov P.I. Housing and Communal Services Reform in Russia - a step towards the consolidation of legal nihilism in society // Economics and organization of industrial production. 2007. № 4. P. 40-50.

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.