Научная статья на тему 'Характеристики социальных представлений и тенденций активности в идентификационной матрице учащейся молодежи'

Характеристики социальных представлений и тенденций активности в идентификационной матрице учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
96
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / IDENTITY / SOCIAL REPRESENTATIONS / SOCIAL ACTIVITY / YOUTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аринушкина Н. С.

В статье представлен эмпирический анализ результатов исследования социальных представлений и тенденций активности учащейся молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In Clause the Empirical Analysis of Results of Research of Social Representations and Tendencies of Activity of a Studying Youth is Presented

In article the empirical analysis of results of research of social representations and tendencies of activity of studying youth is presented

Текст научной работы на тему «Характеристики социальных представлений и тенденций активности в идентификационной матрице учащейся молодежи»

ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 316.37

Н.С. АРИНУШКИНА

Педагогический институт Саратовского государственного университета, кафедра психологии образования E-mail: arinoushkina@yandex.ru

Характеристики социальных представлений и тенденций активности в идентификационной матрице

учащейся молодежи

В статье представлен эмпирический анализ результатов исследования социальных представлений и тенденций активности учащейся молодежи.

Ключевые слова: идентичность, социальные представления, социальная деятельность, молодежь.

N.S. ARiNUSHKiNA In Clause the Empirical Analysis of Results of Research of Social Representations and Tendencies of Activity of a Studying Youth is Presented

In article the empirical analysis of results of research of social representations and tendencies of activity of studying youth is presented.

Key words: identity, social representations, social activity, youth.

Анализируя особенности структуры идентичности учащейся молодежи, мы придерживались гипотезы, выдвинутой С. Мос-ковичи, об организации сознания индивида по типу идентификационной матрицы как специфической категориальной системы знаний субъекта. Основу идентификационной матрицы человека составляет множество принадлежностей, или идентичностей: общечеловеческая, половая, религиозная и др. Распределением информации в идентификационной матрице руководит доминирующая в данный момент идентичность или группа идентичностей, которую можно рассматривать как определенный угол зрения,

взгляд на мир. Поэтому та идентичность, которая становится ведущей в данный момент, организует свою иерархию [1, с. 150].

Опираясь на теории «отношений» А.Ф. Ла-зурского - В.Н. Мясищева, «самоотношение» можно рассматривать как единство содержательных и динамических аспектов личности, меру осознания и качество эмоционально-ценностного принятия себя как инициативного и ответственного начала социальной активности [1, с. 153]. В этой связи важно провести анализ особенностей социальной активности испытуемых с тем, чтобы дополнить представления об особенностях структуры идентичности учащейся молодежи.

© Н.С. Аринушкина, 2008

Для изучения личностной и социальной составляющих идентичности личности нами была составлена анкета, выявляющая особенности социальной активности личности. В нее были включены сферы общественной деятельности, раскрытие которых дает представление об активной социальной позиции личности. Для полного анализа социальной активности был проведен корреляционный анализ показателей социальной активности, данных тестов «Диагностика межличностных отношений», «Самоотношение», «Самоактуа-лизационный тест», «Двадцать утверждений».

Дальнейший анализ результатов исследования позволил выявить специфику социальной активности как элемента структуры идентичности в зависимости от социально-психологических характеристик учащейся молодежи (стратегии межличностного взаимодействия, самоидентификации, психологических характеристик) [2, с. 54-75] (табл. 1).

Нами были установлены значимые статистические различия. В группе с позитивной личностной идентичностью в ситуации межличностного взаимодействия в институте, школе высоко развито стремление к установлению дружеских отношений и сотрудничеству и актуализируется социальная и гражданская идентичность.

Показатели социально-культурной активности связаны с контактностью, способностью к быстрому установлению глубоких и тесных эмоциально насыщенных контактов с людьми как основанием усиления социальной идентичности. Участие в выборах связано с недоверием в ситуации межличностного общения. Самоидентификация преимущественно отражает личностную и половую идентичность, а также характеризуется отрицанием гражданской позиции в ситуации выборов. Выбор семейной идентичности в этом случае связан, возможно, с поддержанием позитивной идентичности в условиях усиления идентификационных процессов, которые происходят именно в семье.

Интерес к политике, экономике связан с высокой степенью рефлексивности своих чувств, потребностей, а также способностью к установлению контактов с людьми, помогает поддержать личностную, профессиональную идентичность.

Участие в мероприятиях в институте присуще уверенным, независимым испытуемым, имеющим свое особое мнение, отличное

от мнения большинства, которые занимают обособленную позицию в группе. Данный факт подтверждает мнение о стратегии дифференциации в поддержании позитивной идентичности. При этом они обладают относительно высокой степенью чувствительности к себе, имеют высокие потребности в познании нового.

Удовлетворенность отношениями со сверстниками связана с положительным отношением к себе и целостным восприятием себя во времени, низкими показателями зависимости, властных тенденций. Удовлетворенность жизнью в целом сочетается с независимостью в поступках, позитивным самоотношением, интересом к себе, самопониманием, при этом актуализируется социальная и гражданская идентичность.

В группе с негативной личностной идентичностью в ситуации межличностного общения преобладает тенденция к подчинению, отказу от ответственности. В ситуациях культурной активности испытуемые чувствуют самоуверенность, спонтанны в общении, используют данную ситуацию для установления эмоциональных личностных отношений.

Участие в выборах связано с недоверием в ситуации межличностного общения и с чувством неудовлетворенности, ощущением слабости, сомнениями в своих способностях, несамостоятельностью. Позиция зависимости, покорности, низкие показатели глобального самоотношения, самоуверенности и самоуважения свойственны испытуемым, интересующимся политикой. Участие в мероприятиях в институте, школе связано с чрезмерным упорством, несдержанностью, вспыльчивостью.

В межличностных отношениях проявляются тенденция к самообвинению, недоверие, неуверенность в своих силах, эмоциональное негативное отношение к себе. С повышением удовлетворенности повышаются тенденции упорства, недружелюбия, несдержанности и вспыльчивости, что затрудняет взаимодействие (табл. 2, 3).

В результате корреляционного анализа между показателями социальной активности и личностными характеристиками учащейся молодежи был выявлен ряд связей.

Различные виды идентичности (социальная, семейная, учебно-профессиональная, половая, гражданская) были выявлены в группе с позитивной личностной идентичностью, что подтверждает наличие процесса диффе-

ренциации, который формирует и помогает сохранить позитивное отношение к себе и своей группе.

Предпочтение испытуемых с позитивной личностной идентичностью в ситуации межличностного взаимодействия вне института,

Таблица 1

Корреляционные связи между показателями социальной активности и показателями самоактуализации, самоидентификации в группах с позитивной и негативной личностной идентичностью

Описание корреляционной связи Группа с позитивной идентичностью Группа с негативной идентичностью

Чем чаще встречаются с друзьями вне института, тем реже используют в межличностных отношениях

независимо-доминирующий тип прямолинейно-агрессивный тип -0.2* -0.29**

Более выражен

индекс доброжелательности 0.22* -

Менее выражен

индекс доминантности - -0.23*

Чаще идентифицируют себя с

студентом россиянином-патриотом дочерью-сестрой специалистом-профессионалом 0.28** 0.25* 0.27* 0.32** -

Реже идентифицируют себя с

учеником-школьником -0.25* -

Чем чаще посещают театры, консерваторию, музеи, тем более выражены

самоуверенность спонтанность контактность 0.26* 0.2* 0.3**

Менее выражены

принятие агрессии контактность - -0.24* -0.21*

Чаще идентифицируют себя с

женщиной-любимой 0.27* -

Чем чаще участвуют в выборах, тем чаще используют в межличностных отношениях

недоверчиво-скептический тип 0.21* -

Более выражена

поддержка - 0.23*

Менее выражена

самоуверенность - -0.27**

Чаще идентифицируют себя с

членом семьи-дочерью-сыном-сестрой мужчиной-девушкой 0.25* 0.31** -

Реже идентифицируют себя с

россиянином-патриотом -0.3** -

* - р<0,01; ** - р<0,001.

Таблица 2

Корреляционные связи между показателями социальной активности и стратегиями межличностных отношений, самоидентификацией в группах с позитивной и негативной личностной идентичностью

Описание корреляционной связи Группа с позитивной идентичностью Группа с негативной идентичностью

Чем чаще интересуются политикой, экономикой, тем чаще используют в межличностных отношениях

покорно-застенчивый тип зависимо-послушный тип - 0.23* 0.30**

Реже используют в межличностных отношениях

властно-лидирующий тип - -0.27**

Более выражены

сенситивность к себе контактность 0.32** 0.20* -

Менее выражены

глобальное самоотношение самоуверенность представления о природе человека самоуважение -0.23* -0.27** -0.29** -0.22*

Чаще идентифицируют себя с

дочерью-сестрой будущим учителем 0.32** 0.22* -

Чем чаще участвуют в мероприятиях в институте, школе (КВН, конкурсах), тем чаще используют в межличностных отношениях

независимо-доминирующий тип 0.38** -

Реже используют в межличностных отношениях

прямолинейно-агрессивный тип - -0.31**

Более выражены

познавательные потребности сенситивность к себе контактность 0.32** 0.30** 0.38**

Чаще идентифицируют себя с

дочерью-сестрой будущим учителем 0.23* 0.28* -

* - р<0,01; ** - р<0,001.

школы связано со стремлением к установлению дружеских отношений и сотрудничеству, а также проявлением социальной и гражданской идентичности. А в группе с негативной идентичностью ситуация межличностного общения связана с тенденцией к подчинению, уходу от ответственности.

Показатели социально-культурной активности связаны в группе с позитивной личностной идентичностью с контактностью, способностью к быстрому установлению глубоких и тесных эмоциально насыщенных контактов с людьми как основанием усиления социаль-

ной идентичности. В то же время в группе с негативной идентичностью прослеживаются положительные связи с самоуверенностью, спонтанностью, проявляющейся в общении.

Чем чаще испытуемые с позитивной личностной идентичностью участвовали в выборах, тем чаще данная ситуация была связана с недоверием, а в группе с негативной идентичностью - с чувством неудовлетворенности, ощущением слабости, сомнениями в своих способностях, несамостоятельностью. Между тем группа с позитивным самоотношением в ситуации выбора определяла себя

в пространстве личностной и половой идентичности, но отвергала гражданскую составляющую идентичности.

Повышение интереса к политике, экономике связано у испытуемых из первой группы с сенситивностью к себе, контактностью и поддержкой, а также с такими видами идентичности, как личностная, профессиональная. Повышение интереса к политике, экономике во второй группе связано с глобальным самоотношением, самоуверенностью, самоуважением.

Те испытуемые, которые проявляют активность при участии в институтских, школьных мероприятиях, обладают уверенностью,

независимостью, качествами, отличающими их от членов группы, высокой степенью чувствительности к себе, имеют высокую потребность в познании нового. У испытуемых с негативной личностной идентичностью прослеживаются при участии в мероприятиях в институте, школе такие личностные качества как упорство, несдержанность, вспыльчивость.

Чем выше испытуемые в группе с позитивной личностной идентичностью оценивают свою удовлетворенность отношениями со сверстниками, тем значимее становятся положительное отношение к себе, адекватное восприятие времени и менее выражены

Таблица 3

Корреляционные связи между показателями социальной активности и стратегиями межличностных отношений, самоактуализации, самоидентификацией в группах с позитивной и негативной личностной идентичностью

Описание корреляционной связи Группа с позитивной идентичностью Группа с негативной идентичностью

Чем больше удовлетворены своими отношениями со сверстниками, тем чаще используют в межличностных отношениях

недоверчиво-скептический тип - 0.20*

Реже используют в межличностных отношениях

зависимо-послушный тип властно-лидирующий тип -0.23* -0.21* -

Более выражены

глобальное самоотношение самообвинение компетентность во времени 0.20* 0.21* 0.21*

Менее выражены

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

самоуверенность самопоследовательность аутосимпатия - -0.23* -0.20* -0.20*

Чем больше удовлетворены жизнью, тем чаще используют в межличностных отношениях

прямолинейно-агрессивный тип - 0.23*

Более выражены

поддержка глобальное самоотношение самоуважение самоинтерес самопонимание 0.24* 0.24* 0.22* 0.24* 0.35** -

Реже используют в межличностных отношениях

прямолинейно-агрессивный тип - -0.31**

Чаще идентифицируют себя с

учеником-школьником гражданином 0.20* 0.21* -

* - р<0,01; ** - р<0,001.

зависимость, властные тенденции. Удовлетворенность межличностными отношениями связана в группе с негативной идентичностью с самообвинением, недоверием, неуверенностью, эмоционально негативным отношением к себе.

В целом удовлетворенность жизнью сочетается с независимостью, позитивным самоотношением, интересом к себе, самопониманием, социальной и гражданской идентичностью. С повышением удовлетворенности у испытуемых с негативной личнос-

тной идентичностью повышается тенденция к упорству, недружелюбию, несдержанности и вспыльчивости.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Социальные представления о современной молодежи и характер ожиданий в отношении сфер её активности в Саратовском Поволжье как детерминанты взаимоотношений между поколениями» (грант № 08-06-27601 а/В).

Библиографический список

1. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева. М.; Воронеж, 1995.

2. Соболева Н.С. Структура идентичности и социальные представления юношества. Саратов, 2007.

УДК 316.37

Е.Е. БОЧАРОВА

Педагогический институт Саратовского государственного университета, кафедра психологии образования E-mail: bocharova2004@bk.ru

Особенности социальных представлений о молодежи в зависимости от идентификационной структуры личности

различных возрастных групп

Статья посвящена изучению особенностей социальных представлений о молодежи личности различных возрастных групп. Представлены результаты факторного исследования социальных представлений и типов идентичности личности. Показаны сходство и различия в представлениях в зависимости от социально-возрастных характеристик личности.

Ключевые слова: социальные представления, идентичность, структура идентичности; социально-возрастные характеристики группы.

E.E. BOCHAROVA

Features of Social Representations About Youth Depending on Identification Structure of the Person of Various Age Groups

Given article is devoted to studying of features of social representations about youth of the person of various age groups. Rresults of factorial research of social representations and types of identity of the person are submitted. Ssimilarities and distinctions in representations are shown depending on social-age characteristics of the person.

Key words: social representations, identity, identity structure, social-age characteristics of group.

Многочисленные исследования социальных представлений (ГМ. Андреева,

B.С. Агеев, А.И. Донцов, Т.П. Емельянова,

C.А. Липатов и др.) свидетельствуют о взаимосвязи социальных представлений и группы. Эта взаимосвязь осуществляется в двух направлениях: влияние социальных представлений на группу и влияние группы на социальные представления. Как отмечает Г.М. Андреева [1, с. 223], механизм взаимо-

связи группы и выработанного ею социального представления выступает в следующем виде: с одной стороны, уже созданное группой социальное представление способствует интеграции группы, как бы «воспитывая» сознание её членов, доводя до них типичные интерпретации событий, т.е. способствует формированию групповой идентичности. С другой стороны, группа фиксирует некоторые аспекты социальной действительности

© Е.Е. Бочарова, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.