Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ КОЛЛЕКТИВА ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С ПРОЯВЛЕНИЕМ ДЕПРЕССИВНОЙ СИМПТОМАТИКИ У СТУДЕНТОВ'

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ КОЛЛЕКТИВА ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С ПРОЯВЛЕНИЕМ ДЕПРЕССИВНОЙ СИМПТОМАТИКИ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
133
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЛОЧЕННОСТЬ / ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ ГРУППА / СТРЕСС / СТРЕССОВЫЕ СИТУАЦИИ / ДЕПРЕССИЯ / ДЕПРЕССИВНАЯ СИМПТОМАТИКА / COHESION / GROUP COHESION / STUDENT GROUP / STRESS / STRESSFUL SITUATIONS / DEPRESSION / DEPRESSIVE SYMPTOMS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цепова В.А., Крутолевич А.Н.

Статья посвящена исследованию взаимосвязи сплоченности студенческого коллектива с проявлением депрессивной симптоматики. Выявлен уровень депрессивной симптоматики. Проведен анализ взаимосвязи между параметрами депрессивной симптоматики и выраженностью психологической атмосферы в коллективе студентов физического, биологического, психологии и педагогики и математического факультета. В статье представлены характеристики сплоченности коллектива, которые оказывают наибольшее влияние на проявление когнитивно-аффективной и соматической симптоматики депрессии, а также на проявление депрессивной симптоматики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Цепова В.А., Крутолевич А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF THE COLLECTIVE PSYCHOLOGICAL ATMOSPHERE IN COMBINATION WITH THE MANIFESTATION OF DEPRESSIVE SYMPTOMS IN STUDENTS

The article is devoted to the study of the relationship of cohesion of the student group with the manifestation of depressive symptoms. The level of depressive symptoms identified. Analysis of the relationship between the parameters of depressive symptoms and cohesion in the team held among students physical, biological, psychological, mathematical faculties. The article clarifies the indicators of group cohesion which have the greatest impact on the manifestation of cognitive-active and somatic depression, as well as on the manifestation of depressive symptoms.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ КОЛЛЕКТИВА ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С ПРОЯВЛЕНИЕМ ДЕПРЕССИВНОЙ СИМПТОМАТИКИ У СТУДЕНТОВ»

УДК 159.98

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ КОЛЛЕКТИВА ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С ПРОЯВЛЕНИЕМ ДЕПРЕССИВНОЙ СИМПТОМАТИКИ У СТУДЕНТОВ

В.А. Цепова, А.Н. Крутолевич

Гомельский государственный университет

им. Ф. Скорины

Статья посвящена исследованию взаимосвязи сплоченности студенческого коллектива с проявлением депрессивной симптоматики. Выявлен уровень депрессивной симптоматики. Проведен анализ взаимосвязи между параметрами депрессивной симптоматики и выраженностью психологической атмосферы в коллективе студентов физического, биологического, психологии и педагогики и математического факультета. В статье представлены характеристики сплоченности коллектива, которые оказывают наибольшее влияние на проявление когнитивно-аффективной и соматической симптоматики депрессии, а также на проявление депрессивной симптоматики.

Ключевые слова: сплоченность, групповая сплоченность, студенческая группа, стресс, стрессовые ситуации, депрессия, депрессивная симптоматика.

Одним из первых и весомых шагов в воспитании студенчества является формирование сплоченной группы с выработанными общественно важными целями, органами самоуправления. Именно сформированная студенческая группа имеет силу и может стать источником преобразований современной действительности [1, с. 78].

Проблемами групповой сплоченности занимались такие ученые, как Л. Фестингер, Т. Ньюком, А.И. Донцов, А.В. Петровский, Я.Л. Морено и др.

Групповая сплоченность - является показателем прочности, устойчивости и слаженности работы коллектива, основанная на межличностных взаимоотношениях между людьми, которые ха-

© Цепова В.А., Крутолевич А.Н., 2019

рактеризуются взаимной всесторонней симпатией членов группы и удовлетворенностью членством в ней. Развитие и формирование групповой сплоченности любого коллектива характеризуется сходством представления его членов о действующих нормах, правилах, требованиях и ожидаемого от группы результата работы [2, с. 205].

Групповая сплоченность - процесс групповой динамики, определяющий уровень участия ее членов в группе. Именно сплоченность группы обеспечивает ее развитие как коллектива. Доказано, что группа является сплоченной, когда для коллектива характерно «Мы-чувство», конкретная групповая идентичность. Степень сплоченности группы указывает на уровень развития группы, ее близость к коллективному уровню. А.В. Петровский определяет различные уровни развития группы и профиль критерия сплоченности: ассоциация (более сплоченная), широкая группа (менее сплоченная), корпорация (превалирование личных интересов, примерно одинаково направленных; непременным признаком корпорации является внутренняя конкуренция); коллектив (сплоченность на основе совместной деятельности и эмоционально богатого общения). кооперация (сплоченность на основании личных интересов, эффективное достижение которых быть может при совместных усилиях) [3, с. 19].

Насколько студент будет успешен в обучении и личностном развитии, напрямую зависит от того, насколько у него получилось сплотиться с группой, как прошла адаптация к новым людям. Ведь единство и дружность группы влияют на эффективность развития каждой личности, чем сплоченней и дружней группа, тем больше эффективность.

Понятие «сплоченность» используется для описания социально-психологических характеристик небольшой группы, таких как степень психологического сообщества, единство членов группы, узость и стабильность взаимоотношений и межличностных взаимодействий, степень эмоциональной привлекательности группы ее членов [4, с. 41].

Сплочение группы - это процесс, сопровождающий ее на всех этапах развития. Суть сплочения - в формировании особого типа связей в группе, которые позволяют формальную структуру, задаваемую извне, превратить в психологическую общность. Спло-

ченность имеет различные проявления. Она выражается и в эмоциональной притягательности и взаимопривязанности членов группы, в стремлении их к сохранению своего группового членства, и в единстве ценностей и целей участников группового общения [5, с. 56].

Отдельное место в студенческой жизни имеет стресс, который связан с учебой в высшем учебном заведении. Учебный стресс -это состояние, которое проявляется в чрезмерном напряжении тела, сокращением интеллектуального и эмоциональных возможностей, которые ведут в остановке личностного роста и психосоматическим заболеваниям учащегося. Влияние стресса может привести к депрессии и тревожности.

Стресс характеризуется воздействием неблагоприятного фактора, его влияния на создание стрессовой ситуации. У человека происходит адаптация к этим условиям, и она, может быть, как сознательной, так бессознательной. Адаптация может дать как положительный, так и отрицательный эффект, который вызывает психические или физические отклонения [6, с. 39].

В условиях стресса из-за взаимоотношений в группе, особенно часто встречаются психологическая несовместимость участников группы из-за разного уровня учебной подготовки и знаний, качеств характера; недостаток коллективной деятельности членов группы, это порождают эмоциональную депривацию и расстройство межличностных взаимоотношений в группе.

После стресса следует состояние депрессии - ответная реакция организма. И чем интенсивнее стресс, тем глубже и дольше состояние депрессии.

Депрессия - психическое заболевание, характеризующееся расстройством настроения. Основными симптомами являются: безрадостное, угнетенное состояние, утрата ощущения удовольствия; отсутствие интересов; невозможность сосредоточиться, нарушение памяти; неспособность принять решение, навязчивый возврат к одним и тем же вопросам; страх (перед повседневностью или неопределенный), внутреннее беспокойство, тревога; чувство усталости, отсутствие энергии; нарушение сна; потеря аппетита, снижение веса; отсутствие сексуальных интересов; чувство давления, тяжести в области живота и груди; вегетативные симптомы (сухость во рту, запоры, потливость) [7 с. 27].

Основной целью данного исследования являлось изучение влияние атмосферы в коллективе на развитие и проявление депрессивной симптоматики.

Исходной альтернативной гипотезой являлось следующее: благоприятная обстановка в коллективе способствует снижению уровня проявления депрессивной симптоматики.

В комплексную анкету-опросник вошли опросники оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру); для изучения проявления депрессивной симптоматики Шкала депрессии Бека (BecШepressюnInventory).

Исследование проводилось на базе Гомельского Государственного Университета им. Ф. Скорины.

В исследовании приняли участие 68 чел. Из них студенты факультетов физического, биологического, психологии и педагогики и математического. Средний возраст опрошенных составил 19,5 лет. Среди всех опрошенных составили 28 (41 %) мужчин и 40 (59 %) женщин.

С помощью шкалы выявления депрессивной симптоматики А. Бека нам удалось определить следующее: у 60 % опрошенных студентов проявления депрессивной симптоматики отсутствуют, у 22 % испытуемых была выявлена легкая (субдепрессия), 7 % опрошенных обладают проявлением умеренной депрессии. Депрессия средней тяжести имеется у 11 % студентов.

Для изучения взаимосвязи параметров «Психологическая атмосфера в коллективе» и «Депрессивная симптоматика» с ее субшкалами, когнитивно-аффективная и субшкала соматических проявлений депрессии, был рассчитан количественный коэффициент Спирмена.

Анализ взаимосвязи общей оценки психологической атмосферы в коллективе и когнитивно-аффективных проявлений депрессивной симптоматики выявил прямую взаимосвязь между изучаемыми параметрами: коэффициент корреляции по Спирмену (г) составил 0,357 при р = 0,003. Данную взаимосвязь можно объяснить таким образом, что студенты, которые низко оценивают психологическую атмосферу в коллективе показывают более выраженную когнитивно-аффективную симптоматику, которая проявляется в том, что студенты больше тревожатся о своем будущем, чувствуют себя неудачником, не удовлетворены своей

жизнью, испытывают чувство вины, утратили интерес к другим людям и не могут принимать решения.

Анализ взаимосвязи общей оценки психологической атмосферы в коллективе и соматических проявлений депрессивной симптоматики выявил тенденцию к взаимосвязи между изучаемыми параметрами: коэффициент корреляции по Спирмену (г) составил 0,225 при р = 0,065, что является тенденцией. Данную взаимосвязь можно объяснить таким образом, что студенты, которые низко оценивают психологическую атмосферу показывают более выраженную соматическую симптоматику, которая характеризуется бессонницей, потерей аппетита и снижением веса.

Для изучения взаимосвязи общей оценки психологической атмосферы в коллективе и общего уровня проявления депрессивной симптоматики был также рассчитан количественный коэффициент Спирмена. Уровень корреляции по Спирмену (г) составил 0,337 при р = 0,005, что говорит о прямой взаимосвязи между этими двумя параметрами.

Таким образом, атмосфера в студенческом коллективе, которая характеризуется враждебными, контрпродуктивными, холодными отношениями и недоброжелательностью, связана с проявлением депрессивной симптоматики.

Для более подробного анализа взаимосвязи характеристик психологической атмосферы в коллективе, а именно «дружелюбие - враждебность», «согласие - несогласие», «удовлетворенность - неудовлетворенность», «продуктивность - непродуктивность», «теплота - холодность», «сотрудничество -несогласованность», «взаимная поддержка - недоброжелательность», «увлеченность - равнодушие», «занимательность - скука», «успешность - безуспешность» и общего уровня проявления депрессивной симптоматики, а также проявления когнитивно-аффективных и соматических проявлений депрессии, был рассчитан количественный коэффициент Спирмена.

Анализ взаимосвязи параметров «дружелюбие - враждебность» и когнитивно-аффективных проявлений депрессии выявил прямую взаимосвязь; коэффициент корреляции по Спирмену (г) составил 0,233 при р = 0,056, что характеризуется как тенденция. Дружелюбие в группе выражается в искреннем отношении друг к другу, проявлением чистых чувств, стремлением к мирному доб-

рому сосуществованию внутри коллектива, способностью к мирному и спокойному решению возможных возникающих конфликтов. Дружелюбные отношения характеризуются также проявлением уважения, способностью видеть и уважать личность друг в друге, умением жить в согласии с одногруппниками разных взглядов и убеждений. На основании этого можно сделать вывод: недоброжелательные взаимоотношения и проявление негативных чувств в студенческой группе, неуважительное отношение друг к другу может способствовать развитию депрессивной симптоматики у студентов.

Такая характеристика психологической атмосферы в коллективе «дружелюбие - враждебность» не коррелировала с соматическими проявлениями депрессии. Коэффициент корреляции (г) = 0,169, при р = 0,168. Это означает, что враждебность, которая включает в себя такие эмоции, как гнев, обиду и отвращение не связаны с соматическими проявлениями депрессивной симптоматики.

Корреляционный анализ не выявил достоверной взаимосвязи параметров «дружелюбие - враждебность» и «общий уровень депрессивной симптоматики». Коэффициент корреляции по Спир-мену (г) составил 0,230 при р = 0,059, что является тенденцией. Это означает, что высокий уровень враждебности, которой характеризуется внутригрупповая атмосфера, прямо связана с проявлением депрессивной симптоматикой членов этой группы.

Между параметрами «согласие - несогласие» и «когнитивно-аффективные проявления» депрессии был выявлен положительный и статистически недостоверный коэффициент корреляции по Спирмену (г) 0,193, при р = 0,113.

Также не была выявлена статистически достоверная взаимосвязь между параметроми «согласие - несогласие» и «соматические проявления» депрессии. Так, коэффициент корреляции по Спирмену (г) составил 0,194 при р = 0,115. Анализ взаимосвязи параметров «согласие - несогласие» и «общий уровень депрессивная симптоматика» выявил коэффициент корреляции по Спирмену (г) 0,224 при р = 0,066, что является тенденцией. Такие результаты могут указывать на то, что отсутствие единства во мнениях и наличие разногласий между одногруппникам, наличия различных, иногда даже противоположных мнений, позиций, в

меньшей степени связано с проявлением депрессивной симптоматикой у студентов.

Между параметрами «удовлетворенность - неудовлетворенность» и «когнитивно-аффективные проявления» депрессии был выявлен положительный, но недостоверный коэффициент корреляции по Спирмену (г), который составил 0,161, при р = 0,190. Недостоверной была взаимосвязь между параметрами «удовлетворенность - неудовлетворенность» и «соматические проявления депрессии». Коэффициент корреляции по Спирмену (г) составил 0,024, при р = 0,845.

Результаты корреляционного анализа параметров «удовлетворенность - неудовлетворенность» и «общий уровень депрессивной симптоматики» показали отсутствие достоверной взаимосвязи между параметрами, так коэффициент корреляции по Спирмену (г) составил 0,118, при р = 0,337. Таким образом, неудовлетворенность в студенческой группе не способствует развитию депрессивной симптоматики и ее субшкал. Как показало исследование, удовлетворенность собственной деятельностью, возможность проявить членами группы свои способности, знания и умения, в меньшей степени связаны с проявлением депрессивной симптоматики у членов студенческой группы.

Корреляционный анализ взаимосвязи параметров «продуктивность - непродуктивность» и «когнитивно-аффективные проявления» депрессии показал, что коэффициент корреляции по Спирмену (г) составил 0,394 при р = 0,001 Коэффициент корреляции положительный, что говорит о прямой взаимосвязи. Продуктивность в коллективе проявляется в способности совместно работать и достигать высоких результатов, способность создавать множество новых идей, переключаться с одной мысли на другую. Мобильность при выполнении коллективных дел, стремление к решению творческих задач и активное участие каждого в их решении, а также качественное и своевременное решение стоящих перед коллективом задач. Это могло бы означать то, что студенческие группы, члены которых не могут слаженно что-либо сделать, а их деятельность не приносит никаких ощутимых результатов и значительной пользы, скорее более склонны чувствовать себя бездарными неудачниками, в следствии чего у них может возникнуть трудности в принятии решений.

Анализ взаимосвязи параметров «продуктивность - непродуктивность» и «соматические проявления» депрессии также показал положительную и достоверную взаимосвязь между параметрами. Так, коэффициент корреляции по Спирмену (г) составил 0,253 при р = 0,037.

Для данного исследования это может означать то, что студенты, которые чувствуют, что впустую тратят время находясь в группе, и их деятельность не имеет смысла, могут иметь проявления соматического характера, такие, как головные боли, расстройство желудка и запоры.

Для изучения взаимосвязи параметров «продуктивность - непродуктивность» и «общий уровень депрессивной симптоматики» был рассчитан количественный коэффициент Спирмена. Уровень корреляции по Спирмену (г) составил 0,365 при р = 0,002, что означает прямую взаимосвязь между этими двумя параметрами. На основании этого можно сделать вывод, что бесполезное нахождение в коллективе, пессимистично сказывается на отношении к самому себе, своему опыту и будущему. Таким образом, непродуктивность в коллективе оказывает связана с проявлением всех проявлений депрессивной симптоматики.

Между параметрами «теплота - холодность» и «когнитивно-аффективные проявления» депрессии был выявлен положительный, но недостоверный коэффициент корреляции, который составил 0,179, при р = 0,145. Анализ взаимосвязи между параметрами «теплота - холодность» и «соматические проявления» депрессии также не выявил достоверную связь. Коэффициент корреляции по Спирмену (г) составил 0,076, при р = 0,540. Взаимосвязь параметров «теплота - холодность» и «общий уровень депрессивной симптоматики» также недостоверна, коэффициент корреляции (г) составил 0,155, при р = 0,206. Это может означать то, что сухое, сдержанное обращение и незаинтересованность в группе не связаны с развитием депрессивной симптоматики.

Между параметрами «сотрудничество - несогласованность» и «когнитивно-аффективные проявления» депрессии была выявлена прямая взаимосвязь. Коэффициент корреляции по Спирмену (г) составил 0,259 при р = 0,033. Сотрудничество можно описать, как продуктивную совместную работу и достижение общих целей, помощь друг другу, поддержку и передачу информации. Для 769

коллектива с высокими показателями сотрудничества характерна взаимозаменяемость, бесконфликтное распределение обязанностей, что способствует быстрому устранению недостатков в работе. Несогласованность, которая заключается в небрежном отношении друг к другу, нежеланием передавать информацию, недоговоренностью в совместной студенческой деятельности может способствовать развитию когнитивно-аффективных проявлений депрессии.

В свою очередь анализ взаимосвязи параметров «сотрудничество - несогласованность» и «соматические проявления» депрессии не выявил статистически достоверной информации. Коэффициент корреляции по Спирмену (г) составил 0,092, при р = 0,455 взаимосвязью. Также взаимосвязь между параметрами «сотрудничество - несогласованность» и «общий уровень депрессивной симптоматики» оказалась статистически недостоверной.

Коэффициент корреляции по Спирмену (г) составил 0,206 при р = 0,092. На основании результатов, можно сделать вывод, что наиболее выраженная взаимосвязь была выявлена в отношении когнитивно-аффективных проявлений депрессии.

В ходе корреляционного анализа двух параметров субшкалы «взаимная поддержка - недоброжелательность» и «когнитивно-аффективные проявления» депрессии получен коэффициент корреляции 0,319 при р = 0,008, что означает положительную взаимосвязь между этими двумя параметрами. Между параметрами «взаимная поддержка - недоброжелательность» и «соматические проявления» депрессии была выявлена также положительная вза-имосвзязь. Коэффициент корреляции по Спирмену (г) составил 0,287, при р = 0,018.

При изучении взаимосвязи параметров «взаимная поддержка -недоброжелательность» и «общий уровень депрессивной симптоматики» коэффициент корреляции по Спирмену (г) составил 0,346 при р = 0,004, что означает прямую взаимосвязь между этими двумя параметрами.

Взаимная поддержка членов группы, которая заключается в готовности помочь, в уважении к достоинствам других, в отсутствии отверженных связана с более низким уровнем проявления депрессивной симптоматики. Натянутые отношения между сту-

дентами, возбужденные и неискренние отношения связаны с развитием депрессивной симптоматики.

Студенты нуждаются в взаимной поддержке, так как недоброжелательность оказывает сильное влияние на проявление депрессивной симптоматики, об этом нам свидетельствует достоверная положительная корреляция со всеми субшкалами.

Между параметрами «увлеченность - равнодушие» и «когнитивно-аффективные проявления» депрессии была выявлена положительная взаимосвязь. Коэффициент корреляции по Спирмену (г) составил 0,298 при p = 0,003. Увлеченность в группе заключается в желании студентов всегда быть вместе, в получении удовольствия от общения, в жизнерадостности, бодрости. Равнодушие проявляется в том, что люди не умеют проявлять поддержку и сострадание, а в отношении других теряют интерес. Чем больше равнодушия в отношениях между одногруппниками, тем выше уровень когнитивно-аффективных проявлений.

Анализ взаимосвязи параметров «увлеченность -равнодушие» и «соматические проявления» депрессии не выявил достоверной взаимосвязи между параметрами. Коэффициент корреляции по Спирмену (г) составил 0,192 при p = 0,118.

Для изучения взаимосвязи параметров «увлеченность - равнодушие» и «общий уровень депрессивной симптоматики» был также рассчитан количественный коэффициент Спирмена. Уровень корреляции по Спирмену (г) составил 0,295 при p = 0,015, что указывает на прямую взаимосвязь между этими двумя параметрами. Таким образом, в студенческом коллективе, где одно-группники проявляют равнодушие друг к другу, не стремятся быть вместе и не получают удовольствия от общения повышается вероятность развития депрессии у членов этого студенческого коллектива. Как говорил Антон Павлович Чехов «равнодушие -это паралич души, преждевременная смерть».

Далее был проведен корреляционный анализ взаимосвязи параметров «занимательность - скука» и «когнитивно-аффективные проявления» депрессии, который показал статистически достоверную прямую взаимосвязь между параметрами; коэффициент корреляции по Спирмену (г) составил 0,296 при p = 0,014. Анализ взаимосвязи параметров «занимательность - скука» и «соматические проявления» депрессии выявил статистически недостовер-771

ную взаимосвязь; коэффициент корреляции по Спирмену (г) составил 0,112, при этом имеет р = 0,361. Для изучения взаимосвязи параметров «занимательность - скука» и «общий уровень депрессивной симптоматики» был рассчитан количественный коэффициент Спирмена. Уровень корреляции по Спирмену (г) составил 0,239 при р = 0,049, что означает прямую взаимосвязь между этими двумя параметрами. Для нашего исследования это означает то, что студенты, у которых отсутствует интерес к какой-либо деятельности в университетской группе, более склонны к развитию когнитивно-аффективной симптоматики, что может проявляться в слабости внимания, чувстве подавленности и пустоты.

Между параметрами параметров «успешность - безуспешность» и «когнитивно-аффективные проявления» депрессии был выявлен положительный коэффициент корреляции по Спирмену (г), который составил 0,170, при р = 0,165, что является статистически недостоверной взаимосвязью. Анализ взаимосвязи «успешность - безуспешность» и «соматические проявления» депрессии показал статистически недостоверную взаимосвязь; коэффициент корреляции по Спирмену (г) составил 0,037, при статистически р = 0,764. Полученные результаты корреляционного анализа параметров «успешность-безуспешность» и «общий уровень депрессивной симптоматики» свидетельствуют о статистически недостоверной взаимосвязи. Коэффициент корреляции по Спирмену (г) составил 0,128, при р = 0,298. Таким образом, создание возможности и условий для развития как личности каждого из членов студенческого коллектива не связано с развитием депрессивной симптоматики.

Рассмотрев взаимосвязи между характеристиками психологической атмосферы студенческого коллектива и проявлением депрессивной симптоматики можно сделать вывод о том, что наиболее значимыми психологическими характеристиками являются: «продуктивность - непродуктивность», «взаимная поддержка - недоброжелательность». Студенты, которые учатся в студенческих коллективах, в которых выражена способность совместно работать и достигать высокие результаты, в которых выражено стремление совместно решать творческие задачи, а также в тех коллективах, в которых выражены взаимная под-

держка и готовность помогать друг другу, имеют более низкий уровень проявления депрессивной симптоматики.

В период адаптации очень важно создать настрой на сплочение группы, повышение взаимного доверия, атмосферы взаимоподдержки. Для достижения высокого уровня сплоченности необходимо заниматься каким-то общим делом. Внутригруппо-вые мероприятия с группой, между группами и курсами: посещение театров, выставок, музеев; спортивные мероприятия (футбол, лыжные прогулки); поездки в другие города, по историческим местам; интеллектуальные игры; Дни именинников; мероприятия, посвященные празднованию памятных дат, государственных и профессиональных праздников.

Одним из направлений эффективного решения проблемы считается формирование комфортного микроклимата в учебной группе, формирование настроя на общий результат, приобретение уверенности. Для достижения данной цели следует проводить тренинговые занятия, направленные на раскрепощение и коман-дообразование.

Участие в тренинге сплочения развивает у студентов единодушие, единомыслие, стремление к совместной работе, чувство принадлежности к одной команде, ощущение комфортности в группе. Мероприятия, направленные на сплочение, учат прислушиваться к людям, работать сообща, оставаясь доброжелательными. Такие занятия дают возможность проявить активность, инициативу и самостоятельность, что развивает интеллектуально-волевую сферу и способствует освоению специфики ВУЗовского обучения.

Библиографический список

1. ДонцовА.И. Проблемы групповой сплоченности. М.: МГУ, 1979. 128 с.

2. Кричевский Р.Л. Социальная психология малой группы. М.: Аспект-пресс, 2001. 318 с.

3. Фопель К. Групповая сплоченность. М.: Генезис, 2014. 336 с.

4. Крысько В.Г. Социальная психология: учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2006. 432 с.

5. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов. М.: Феникс, 2016. 448 с.

6. Смулевич А.Б. Депрессии в общей медицине. М.: Мед. информ. агентство, 2001. 256 с.

7. Красик Е.Д. Нервно-психические заболевания у студентов. М., 1982. 115 с.

CHARACTERISTICS OF THE COLLECTIVE PSYCHOLOGICAL ATMOSPHERE IN COMBINATION WITH THE MANIFESTATION OF DEPRESSIVE SYMPTOMS IN STUDENTS

V.A. Tsepova, A.N. Krutolevich

Francisk Skorina Gomel State University

The article is devoted to the study of the relationship of cohesion of the student group with the manifestation of depressive symptoms. The level of depressive symptoms identified. Analysis of the relationship between the parameters of depressive symptoms and cohesion in the team held among students physical, biological, psychological, mathematical faculties. The article clarifies the indicators of group cohesion which have the greatest impact on the manifestation of cognitive-active and somatic depression, as well as on the manifestation of depressive symptoms.

Keywords: cohesion, group cohesion, student group, stress, stressful situations, depression, depressive symptoms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.