Для корреспонденции
Тарабрина Анна Александровна - аспирант кафедры факультетской педиатрии с курсом детских болезней лечебного факультета ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России Адрес: 634050, Российская Федерация, г. Томск, Московский тракт, д. 2 Телефон: (3822) 901-101, доб. 1055 E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0003-1945-3600
Подчиненова Д.В., Тарабрина А.А., Огородова Л.М., Самойлова Ю.Г., Матвеева М.В., Олейник О.А.
Характеристики пищевых привычек и композиционного состава тела у детей младшего школьного возраста
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 634050, г. Томск, Российская Федерация
Siberian State Medical University, 634050, Tomsk, Russian Federation
Изучение влияния питания и его ассоциаций с другими параметрами, которые тесно связаны с метаболическим профилем, для более глубокого понимания механизмов реализации фенотипа ожирения в детской популяции представляет особый интерес.
Цель исследования - изучение пищевых привычек младших школьников и их зависимости от параметров физического развития и композиционного состава тела детского населения Томска.
Материал и методы. Обследованы 506 детей г. Томска в возрасте от 7 до 12лет. Основную группу составили 216 детей (53,1% мальчиков, 46,9% девочек) с избыточной массой и ожирением, группу сравнения - 290 здоровых детей (49,0% мальчиков, 51,0% девочек). Всем детям измеряли антропометрические показатели с расчетом SDS индекса массы тела (WHO Anthro Plus), оценивали компо-
Patterns of eating habits and body composition in primary school children
Podchinenova D.V., Tarabrina A.A., Ogorodova L.M., Samoilova I.G., Matveeva M.V., Oleynik O.A.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Вклад авторов. Концепция и дизайн исследования - Огородова Л.М., Самойлова Ю.Г., Олейник О.А.; сбор данных - Подчиненова Д.В., Матвеева М.В., Тарабрина А.А.; статистическая обработка данных - Подчиненова Д.В., Матвеева М.В.; написание текста - Подчиненова Д.В., Тарабрина А.А.; редактирование, утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи - все авторы.
Для цитирования: Подчиненова Д.В., Тарабрина А.А., Огородова Л.М., Самойлова ЮГ., Матвеева М.В., Олейник О.А. Характеристики пищевых привычек и композиционного состава тела у детей младшего школьного возраста // Вопросы питания. 2023. Т. 92, № 3. С. 45-53. DOI: https://doi.org/10.33029/0042-8833-2023-92-3-45-53 Статья поступила в редакцию 06.04.2023. Принята в печать 29.05.2023.
Funding. The study was not sponsored.
Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.
Contribution. Study concept and design - Ogorodova L.M., Samoilova I.G., Oleinik O.A.; data collection - Podchinenova D.V., Matveeva M.V., Tarabrina A.A.; statistical data processing - Podchinenova D.V., Matveeva M.V.; writing the text - Podchinenova D.V., Tarabrina A.A.; editing, approval of the final version of the article, responsibility for the integrity of all parts of the article - all authors.
For citation: Podchinenova D.V., Tarabrina A.A., Ogorodova L.M., Samoilova I.G., Matveeva M.V., Oleynik O.A. Patterns of eating habits and body composition in primary school children. Voprosy pitaniia [Problems of Nutrition]. 2023; 92 (3): 45-53. DOI: https://doi.org/10.33029/0042-8833-2023-92-3-45-53 (in Russian) Received 06.04.2023. Accepted 29.05.2023.
зиционный состав тела методом биоимпедансометрии. Фактическое питание школьников оценивали частотным методом с использованием анкеты. Результаты. У детей с избыточной массой тела и ожирением жировая масса тела, процент жировой массы, площадь висцерального жира и полный фазовый угол тела были статистически значимо (р<0,001) больше, чем в группе сравнения. Регулярный прием пищи был более характерен для школьников группы сравнения, чем для основной группы (р=0,002). Опрос родителей показал, что 55,0% из них не имеют проблем с питанием своих детей, 32,0% не имеют условий для контроля за детским питанием, 37,5% детей потребляют высококалорийные продукты, 29,0% не соблюдают режим питания, 64,5% едят во время просмотра телевизора. Ежедневно свежие овощи потребляют только 21,1% детей, крупы - 21,8%, молочные продукты - 30,3%, молоко - 56,5%, мясо - 58,5%, творог - 10,3%. Рыбу не употребляют 25,6% детей, потребляют реже 1 раза в неделю - 47,2%. Несколько раз в неделю колбасы и сосиски потребляют 41,7% школьников, кондитерские изделия - 32,5%, шоколад и конфеты - 51,5%. Заключение. Пищевые привычки школьников начальных классов г. Томска характеризуются недостаточным количеством в рационе овощей и фруктов, молочных продуктов, блюд из рыбы, высоким уровнем потребления ультрапере-работанного красного мяса и различных кондитерских изделий (конфеты, шоколад, торты). Отсутствие статистически значимых различий по результатам анкетирования между группами сравнения и основной может быть обусловлено многофакторной природой ожирения, связанной с множеством поведенческих, биологических и социальных факторов, реальный вклад которых еще предстоит выяснить.
Ключевые слова: ожирение; пищевые привычки; композиционный состав тела; дети
The study of the influence of nutrition and its associations with other parameters, which are closely related to the metabolic profile, in order to better understand the mechanisms of realization of the obesity phenotype in the child population is of particular interest. The aim of the study was to investigate the eating habits of elementary school children and their dependence on the parameters of physical development and body composition of the child population of Tomsk.
Material and methods. 506 children aged 7 to 12 years were examined. The main group consisted of 216 children (53.1% boys, 46.9% girls) with overweight and obesity, the control group - 290 healthy children (49.0% boys, 51.0% girls). All children underwent measurement of anthropometric parameters with the calculation of SDS body mass index (WHO Anthro Plus), estimation of body composition by bioimpedancemetry. The actual nutrition of schoolchildren was assessed by the frequency method using a questionnaire. Results. Overweight and obese children had levels of body fat, percent body fat, visceral fat area and whole-body phase angle which were statistically significantly (p<0.001) higher in comparison with the control group. Regular meals were more typical for schoolchildren of the control group compared to the main group (p=0.002). A survey of parents showed that 55.0% of them don 'thave problems with the nutrition of their children, 32.0% do not have conditions for monitoring their nutrition, 37.5% of children consume high-calorie foods, 29.0% do not comply with the diet, 64.5% - eat while watching TV. Only 21.1% of children consume fresh vegetables daily, cereals - 21.8%, dairy products -30.3%, milk - 56.5%, meat - 58.5%, cottage cheese - 10.3%. Fish is not consumed by 25.6% of children, consumed less than once a week - by 47.2%. Several times a week, sausages and sausages are consumed by 41.7% of schoolchildren, confectionery - by 32.5%, chocolate and sweets - by 51.5%.
Conclusion. The food habits of primary school students in Tomsk are characterized by an insufficient amount of vegetables and fruits, dairy products, fish dishes, a high level of consumption of ultra-processed red meat and various confectionery products (sweets, chocolate, cakes). The absence of statistically significant differences in the results of the survey between the control group and the main group may be due to the multifactorial nature of obesity associated with a variety of behavioral, biological and social factors, the real contribution of which remains to be determined. Keywords: obesity; eating habits; body composition; children
Питание детей и подростков неразрывно связано с сохранением здоровья нации в долгосрочной перспективе. Однако из-за быстрого глобального изменения питания все больше людей питаются неполноценно,
имеют ожирение и риск хронических неинфекционных заболеваний в старшем возрасте [1-3]. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в европейском регионе каждый 8-й ребенок (11,6%)
в возрасте 5-9 лет страдает ожирением, каждый 3-й (29,5%) имеет избыточную массу тела и ожирение [4]. По данным Росстата 2018 г., 16,4% детей в возрасте 3-13 лет страдают ожирением, 31,1% имеют избыточную массу тела и ожирение [5].
Несмотря на то что ожирение является многофакторным заболеванием со сложной этиологией, значительную роль в увеличении его распространенности играет именно нерациональное питание. По данным четвертого раунда Европейской инициативы ВОЗ по эпидемиологическому надзору за детским ожирением (СОБ1), только 30% детей в России ежедневно потребляют овощи. Более 30% детей потребляют сладости чаще 3 раз в неделю, 15% регулярно пьют сладкие напитки [6].
Известно, что школьная и внешкольная среда оказывает влияние на развитие ожирения в детском возрасте, а ряд исследователей отмечали, что прирост индекса массы тела (ИМТ) был более быстрым в период летних каникул, чем во время учебного года [7]. Вероятно, школьная среда может обеспечивать определенный режим сна, питания (в частности горячее питание), физическую активность [8-10].
При этом необходимо учитывать влияние внешкольной среды на массу тела и здоровье ребенка. В ряде исследований продемонстрировано, что диетические привычки родителей оказывают значительное влияние на пищевые предпочтения детей, независимо от демографических характеристик, таких как пол, возраст, социально-экономический статус и страна проживания [11, 12].
Известно, что особенности питания родителей являются хорошей мишенью для профилактики нездорового питания и развития ожирения у детей. Однако, по данным Росстата (2018 г.), 29% респондентов не интересуются информацией о правильном питании [5, 10, 13].
Цель данного исследования - изучение пищевых привычек младших школьников и их зависимости от физического развития и композиционного состава тела детского населения г. Томска.
в анамнезе, злоупотребление алкоголем или наркотическими/лекарственными препаратами в анамнезе, установленный кардиостимулятор, большие металлические имплантаты, беременность.
Всем детям измеряли антропометрические показатели в легкой одежде, без обуви (рост, масса тела) с помощью медицинского ростомера МСК-233 (точность до 0,1 см) и весов, установленных в аппарате Inbody 770 (точность до 0,1 кг), рассчитывали Standard Deviation Score (SDS) ИМТ (программа WHO Anthro Plus); проводили биоимпедансометрию с определением основных показателей композиционного состава тела (площадь висцеральной жировой ткани, процент жировой массы, жировая масса в килограммах) на аппарате InBody 770 (InBody Co. Ltd, Южная Корея).
Фактическое питание школьников оценивали частотным методом с использованием анкеты. Родители и дети отвечали на вопросы о режиме питания ребенка, его организации, пищевых привычках (предпочтение в выборе блюд и пищевых продуктов). Анкеты разработаны сотрудниками ФГБНУ «Институт возрастной физиологии» РАО М.М. Безруких, Т.А. Филипповой, А.Г. Макеевой [14]. Среди респондентов семейный доход был не ниже прожиточного минимума.
Для статистического анализа использовали программу IBM SPSS. Statistics v.20 (IBM, США). Для качественных данных проводили частотный анализ, результаты представлены в абсолютных значениях и процентах. Номинальные данные в группах сравнивали при помощи критерия х2 Пирсона. Кроме того, проведен сравнительный и описательный анализ количественных данных. Для количественных данных, не подчиняющихся нормальному закону распределения, рассчитывали медианы и квартили (Me [Q1; Q3]). Проверку на нормальность распределения признаков осуществляли с использованием критерия Шапиро-Уилка. Сравнение несвязанных выборок проводили с применением U-критерия Манна-Уитни. Различия считали статистически значимыми при уровне p<0,05.
Материал и методы
Настоящее исследование является частью многоцентрового проспективного эпидемиологического исследования «Профилактика ожирения у детей и подростков (клинико-метаболические, диагностические и реабилитационные аспекты)» и выполнено с октября 2020 г. по июнь 2021 г. в 4 школах г. Томска (разрешение Этического комитета ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России от 28.10.2020 № 8459/2).
Обследованы 506 детей в возрасте от 7 до 1 2 лет. До начала исследования законным представителем ребенка было подписано информированное согласие.
Критерии включения: возраст ребенка с 7 до 12 лет.
Критерии исключения: моногенные формы ожирения, сахарный диабет 1 и 2 типа, тяжелая или нестабильная соматическая патология, черепно-мозговые травмы
Результаты
Общее число обследованных составило 506 человек. Основная группа включала 216 детей (115 мальчиков и 101 девочка с избыточной массой тела и экзогенно-конституциональным ожирением различной степени), группа сравнения (контрольная) - 290 здоровых детей и подростков (142 мальчика и 148 девочек). Контрольная группа статистически значимо не отличалась от основной по возрасту и полу. Основные антропометрические характеристики групп приведены в табл. 1.
Всем участникам проведена оценка композиционного состава тела, для исследования были отобраны такие параметры, как жировая масса тела, процент жировой массы тела, площадь висцерального жира и полный фазовый угол тела, которые были статистически значимо (р<0,001) выше у детей основной группы (табл. 2).
Таблица 1. Основные характеристики детей с ожирением и нормальной массой тела (%, Me [Q1; Q3]) Table 1. Characteristics of children with obesity and normal body weight (%, Me [Q1; Q3])
Показатель Parameter Основная группа / Main group (n=216) Группа сравнения / Control group (n=290) P
Пол / Gender - мальчики / boys - девочки / girls 53,1 46,9 49,0 51,0 1,000
Возраст, годы / Age, years 9,9 [9,1; 10,6] 9,8 [8,9; 10,5] 0,344
Масса тела, кг / Body weight, kg 43,5 [38,5; 49,7] 30,6 [27,6; 34,7] <0,001
Рост, см / Height, cm 143,0 [137,0; 148,1] 137,0 [132,5; 143,0] <0,001
ИМТ, кг/м2 / BMI, kg/m2 18,2 [16,4; 21,0] 17,1 [15,5; 19,6] 0,001
SDS ИМТ / SDS BMI 1,9 [1,4; 2,5] -0,1 [-0,6; 0,4] <0,001
Расшифровка аббревиатур дана в тексте. Abbreviations are given in the text.
Оценка фактического питания продемонстрировала несоответствие кратности приема пищи рекомендуемой. Большинство детей имели 3 основных приема пищи, тогда как второй завтрак и полдник были в рационе лишь примерно у 40% респондентов (рис. 1).
Согласно данным анкетирования, более половины родителей не имеют проблем с питанием своих детей, 1/3 указывает на отсутствие условий для контроля за детским питанием, и почти 40% - на избыточное потребление ребенком высококалорийных продуктов. По результатам опроса, 29,0% детей не соблюдают режим питания (рис. 2).
Только 1/3 детей соблюдают режим питания, и им не требуется напоминаний со стороны родителей, а 2/3 употребляют пищу во время просмотра телевизора (рис. 3).
По результатам опроса родителей о питании ребенка в домашних условиях обращает на себя внимание, что ряд полезных продуктов присутствуют в рационе ежедневно только у ограниченного количества респондентов: свежие овощи и крупы потребляют только каждый 5-й школьник, молочные продукты - каждый 3-й, молоко и мясо - чуть более половины, творог - лишь 10,3% (табл. 3). Рыбу не потребляет каждый 4-й ребенок, а реже 1 раза в неделю потребляют почти половина детей респондентов.
С другой стороны, количество школьников, которые несколько раз в неделю потребляют колбасы и сосиски, кондитерские изделия, шоколад и конфеты, достаточно велико (32,5-51,5%).
Согласно опросу среди детей, только 1/3 (29,9%) потребляют овощи и фрукты несколько раз в день, 20,1%
Таблица 2. Основные характеристики композиционного состава тела в группах детей с ожирением и нормальной массой тела (Me [Q1; Q3]) Table 2. Characteristics of body composition of children with obesity and normal body weight (Me [Q1; Q3])
Показатель Parameter Основная группа / Main group (n=216) Группа сравнения / Control group (n=290) p
Жировая масса тела, кг / Body fat mass, kg 14,3 [16,6; 24,9] 5,8 [4,5; 7,6] <0,001
Доля жировой массы тела, % / Body fat percentage, % 33,1 [28,3; 32,8] 19,1 [16,0; 22,9]
Площадь висцерального жира, см2 / Visceral fat area, cm2 62,7 [42,4; 91,4] 24,5 [18,3; 31,4]
Полный фазовый угол тела / Whole body phase angle 4,9 [4,6; 5,2] 4,6 [4,3; 4,9]
%
100,0 881% 93,8% 90,9%
44,4%
I I
Завтрак Второй Обед Полдник Ужин Breakfast завтрак Lunch Afternoon snack Dinner Brunch
Рис. 1. Частота основных и дополнительных приемов пищи у школьников
Fig. 1. Frequency of main and extra meals among schoolchildren
При анализе заполненных родителями анкет о фактическом потреблении пищевых продуктов статистически значимых различий между группами обследованных не выявлено ни по одному показателю. Регулярный прием пищи больше характерен для школьников контрольной группы по сравнению с основной группой (р=0,002). В семьях детей с нормальной массой тела достоверно реже используют для заправки салатов растительное масло (р=0,014) или майонез (р=0,001).
В связи с отсутствием статистически значимых различий между группами была проведена частотная характеристика параметров, полученных при анкетировании всех респондентов, вне зависимости от ЗйЗ ИМТ.
Проблем нет/None
Ребенок отказывается от полезных продуктов и блюд (овощи и фрукты) Refuse to eat healthy food and meals (fruit and vegetables)
Ребенок увлекается сладкими, острыми, жирными продуктами с высоким содержанием калорий Prefer to eat sweet, spicy, fathigh-calorie food
Ребенок не умеет вести себя за столом / Rude table manners
Ребенок не соблюдает режим питания - ест тогда, когда захочет; ест менее 3 раз в день; заменяет основные приемы пищи перекусами
Doesn't follow a meal timing
Отсутствие единого понимания у всех членов семьи, каким должно быть правильное питание у ребенка Lack of a understanding of good nutrition in the family
Недостаточно средств, для того чтобы обеспечить рациональное питание ребенка Lack of resources to ensure the child rational status
Нет условий, для того чтобы контролировать питание ребенка в течение дня
No conditions to monitor the child's nutrition during the day
Недостаток знаний о том, каким должно быть питание ребенка Lack of knowledge what the child diet should be
Нехватка времени для приготовления пищи дома Lack of time to cook at home
Рис. 2. Частота распространенности проблем, связанных с питанием школьников Fig. 2. Prevalence frequency of problems related to schoolchildren nutrition
пьют сладкие газированные напитки 2-3 раза в неделю, 68,1% ежедневно добавляют к напиткам от 1 до 5 кусков сахара, а 59,6% ужинают менее чем за 2 ч до сна.
По мнению родителей, только 9,5% детей потребляют сладкие газированные напитки 2-3 раза в неделю, тогда как 27,6% взрослых утверждали, что их дети вообще не пьют сладкие газированные напитки, в то же время среди школьников такой ответ дали только 15,3%, а указали, что потребляют их несколько раз в неделю, в 2 раза больше детей, чем их родители.
Обсуждение
Как известно, висцеральное ожирение связано с нерациональным питанием, высоким уровнем потребления ультрапереработанных продуктов, однако его взаимосвязи с факторами риска сердечно-сосудистых и других алиментарно-зависимых заболеваний в детской популяции изучены недостаточно [15, 16].
Последние данные свидетельствуют о быстро растущей распространенности во всех странах избыточной
Ест быстро, глотает большие куски / Eats quickly, swallows large chunks Смотрит телевизор во время еды / Watching TV during meals
Читает книгу во время еды / Reading a book during a meal I 1,0%
Моет ягоды, фрукты, овощи, перед тем как их съесть Washes fruit, berries and vegetables before eating
Ест небольшими кусочками, не торопясь / Eats in small pieces, slowly
Моет руки перед едой без напоминаний
Washes his hands before eating without a reminder
Ест в одно и то же время - не нужно заставлять вовремя позавтракать, пообедать / Eating at the same time
Рис. 3. Характеристики привычек и правил поведения школьников за столом в домашних условиях Fig. 3. Characteristics of schoolchildren's habits and table manners at home
100,0%
Table 3. Frequency of food and drink consumption in children
Продукты, блюда Food, dishes Частота потребления / Frequency of consumption
каждый день или почти каждый день, % every day or almost every day, % несколько раз в неделю, % a few times a week, % реже 1 раза в неделю, % less than once a week, % не ест, % do not consume, %
Каши (любые - овсяная, гречневая, рисовая и т.д.) Porridge (any kind - oatmeal, buckwheat, rice, etc.) 21,8 44,2 24,9 9,1
Супы любые / Any kind of soup 35,5 48,7 13,2 2,5
Кисломолочные продукты (ряженка, кефир, йогурт и т.д.) Dairy products (ryazhenka, kefir, yoghurt, etc.) 30,3 40,4 23,2 6,1
Творог/творожки, блюда из творога Cottage cheese, cottage cheese dishes 10,3 40,0 32,8 16,9
Свежие фрукты / Fresh fruit 63,5 29,5 5,5 1,5
Свежие овощи и салаты из них Fresh vegetables and salads 21,1 42,7 29,1 7,0
Мясные блюда / Meat dishes 58,5 32,5 4,0 5,0
Рыбные блюда / Fish dishes 2,5 24,6 47,2 25,6
Яйца и блюда из яиц / Eggs and egg dishes 16,1 46,2 29,6 8,0
Хлебобулочные изделия / Bakery products 75,4 19,1 2,5 3,0
Колбаса/сосиски / Sausages 24,6 41,7 28,6 5,0
Чипсы / Chips 3,0 13,7 56,9 26,4
Сухарики в пакетиках / Crispy bread 1,0 8,1 51,5 39,4
Чизбургеры, бутерброды, фастфуд Cheeseburgers, sandwiches, fast food 3,0 10,6 49,7 36,7
Леденцы / Lollipops 9,3 23,7 51,0 16,0
Шоколад, конфеты / Chocolate, sweets 23,2 51,5 20,7 4,5
Пирожные, торты, кондитерские изделия / Cakes, pastries 7,5 32,5 56,5 3,5
Чай / Tea 77,3 13,6 5,6 3,5
Молоко / Milk 56,5 22,0 12,0 9,5
Какао / Cocoa 9,2 19,9 44,4 26,5
Сок/морс / Juice 19,1 38,2 34,2 8,5
Компот/кисель / Compote 12,8 26,5 42,3 18,4
Сладкая газированная вода (пепси-кола и т.д.) Sweet beverage (Coca-Cola etc.) 7,0 9,5 55,8 27,6
Таблица 3. Частота потребления продуктов, блюд и напитков у детей
массы тела и ожирения в детском и подростковом возрасте. Особый интерес представляют поведенческие факторы, такие как питание, физическая активность, режим дня. Это связано с тем, что, с одной стороны, их вклад в развитие ожирения подтвержден в ряде исследований [17, 18], а с другой - именно факторы образа жизни могут быть скорректированы для предотвращения реализации фенотипа ожирения.
Известно, что поведенческие факторы во многом зависят от условий окружающей ребенка среды. Так, в исследованиях К. Brazendale и соавт. (2017, 2018) было продемонстрировано, что дети в период летних каникул меньше двигаются, дольше спят, потребляют больше продуктов на основе сахара по сравнению с периодом, проведенным в школе, демонстрируя ускоренный набор массы тела по сравнению с его динамикой в течение учебного года [18, 19]. Данные результаты позволили сформулировать гипотезу «структурированных дней» (SDH), согласно которой ожирение регулируется более эффективно, когда дети находятся в условиях структурированного дня школьных будней по сравнению
с тем, что обычно происходит в период летних каникул [20]. Таким образом, школа может выступать протекторным фактором в борьбе с эпидемией детского ожирения [21].
Проведенное исследование было одномоментным и проводилось во время учебного года, что ограничивает понимание влияния гипотезы «структурированных дней» на массу тела обучающихся в школах г. Томска и требует дальнейшего изучения.
Анкетирование является широко распространенным методом в медицинских исследованиях, используется для оценки качества жизни, факторов риска развития заболеваний, эффективности лечения и многих других аспектов, связанных со здоровьем человека [22]. Однако при оценке анкет по изучению поведенческих факторов нельзя исключать влияние субъективных факторов, таких как отказ давать правдивые ответы из-за эффекта социальной желательности, поспешность и необдуманность ответов. Таким образом, выводы, полученные по данным анкетирования, могли быть недооценены или завышены [23].
С одной стороны, анкетные данные частотного анализа подтверждают результаты, полученные ранее другими исследователями: рацион многих школьников характеризуется недостаточным содержанием в нем овощей и фруктов, молочных продуктов, рыбных блюд [6, 24, 25].
С другой стороны, в исследовании не удалось выявить статистически значимых различий между основной группой и группой сравнения по всем вопросам, кроме частоты приемов пищи в день и способа заправки салатов. Полученные результаты, вероятно, могут быть связаны как с ограниченными возможностями выбранной анкеты, так и со сложностью факторов, определяющих риски развития ожирения у детей, что было подтверждено малой эффективностью многих интервенционных мероприятий [26].
Несмотря на то что ведущее место в этиологии ожирения занимает дисбаланс поступления пищевых веществ в организм и уровня физической активности, генетические, социальные и биологические факторы могут играть решающую роль в развитии данного состояния.
Также обращает на себя внимание несогласованность ответов родителей и детей на вопросы, связанные с потреблением сладких газированных напитков. Кроме эффекта социальной желательности, который мы упомянули ранее, вероятно, такие результаты также могут быть связаны со стилем родительского воспитания, выделенным й. ВаитппС (1973): авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный [27]. Используя этот конструкт, дети, подверженные авторитетному воспитанию, демонстрируют самые высокие уровни
Сведения об авторах
самоэффективности, самодисциплины, эмоциональной зрелости, такой стиль воспитания также связан с более низким риском ожирения [11, 28].
В зависимости от стиля воспитания родители, чтобы повлиять на предпочтения своего ребенка в еде, могут использовать различные модели поведения [11]. Так, В. Rollins и соавт. (2014) представили первые экспериментальные доказательства того, что использование родителями ограничительных методов питания является контрпродуктивным [29]; такое поведение увеличивает потребление дошкольниками продуктов, находящихся под запретом, и является фактором риска чрезмерного набора массы тела, что было подтверждено в других исследованиях [11, 30].
Заключение
Питание детей, обучающихся в начальных классах общеобразовательных школ г. Томска, характеризуется недостаточным потреблением овощей и фруктов, молочных продуктов, блюд из рыбы, и избыточным -ультрапереработанного красного мяса и различных кондитерских изделий (конфеты, шоколад, торты). Отсутствие статистически значимых различий по результатам анкетирования между группами сравнения и основной могут быть связаны со сложной многофакторной природой развития фенотипа ожирения, реализация которого зависит от множества поведенческих, биологических и социальных факторов, реальный вклад которых еще предстоит выяснить.
ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России (Томск, Российская Федерация):
Подчиненова Дарья Васильевна (Daria V. Podchinenova) - кандидат медицинских наук, доцент кафедры педиатрии с курсом эндокринологии E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0001-6212-4568
Тарабрина Анна Александровна (Anna A. Tarabrina) - аспирант кафедры факультетской педиатрии с курсом детских болезней лечебного факультета E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0003-1945-3600
Огородова Людмила Михайловна (Ludmila M. Ogorodova) - член-корреспондент РАН, заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры факультетской педиатрии с курсом детских болезней лечебного факультета E-mail: [email protected]. https://orcid.org/0000-0002-2962-1076
Самойлова Юлия Геннадьевна (luliia G. Samoilova) - доктор медицинских наук, профессор кафедры педиатрии с курсом эндокринологии E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0002-2667-4842
Матвеева Мария Владимировна (Mariia V. Matveeva) - доктор медицинских наук, доцент кафедры педиатрии с курсом эндокринологии E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0001-9966-6686
Олейник Оксана Алексеевна (Oxana A. Oleynik) - кандидат медицинских наук, доцент кафедры педиатрии с курсом
эндокринологии
E-mail: [email protected]
https://orcid.org/0000-0002-2915-384X
Литература
1. Петеркова В.А., Безлепкина О.Б., Болотова Н.В., Богова Е.А., Васюкова О.В., Гирш Я.В. и др. Клинические рекомендации «Ожирение у детей» // Проблемы эндокринологии. 2021. Т. 67,
№ 5. С. 67-83. DOI: https://doi.org/10.14341/probl12802 17.
2. Wells J.C., Sawaya A.L., Wibaek R., Mwangome M., Poullas M.S., Yajnik C.S. et al. The double burden of malnutrition: aetiological pathways and consequences for health // Lancet. 2020. Vol. 395, N 10 217.
P. 75-88. DOI: https://doi.org/10.1016/S0140-6736(19)32472-9 18.
3. Gaines J., Vgontzas A.N., Fernandez-Mendoza J., He F., Calhoun S.L., Liao D. et al. Increased inflammation from childhood to adolescence predicts sleep apnea in boys: a preliminary study // Brain Behav. Immun. 2017. Vol. 64. P. 259-265. DOI: https://doi.org/10.1016/ 19. j.bbi.2017.04.011
4. WHO European Regional Obesity Report 2022. Copenhagen : WHO Regional Office for Europe, 2022.
5. Итоги выборочного наблюдения рациона питания населе-ния-2018 : статистический сборник / Федеральная служба госу- 20. дарственной статистики (Росстат). 2019.
6. WHO European Childhood Obesity Surveillance Initiative (COSI): World Health Organization. Regional Office for Europe. 20152017 (2021). Report on the fourth round of data collection, WHO/ 21. EURO:2021-2495-42251-58349.
7. Hippel P.T. von, Workman J. From kindergarten through second grade, U.S. children's obesity prevalence grows only during summer vacations // Obesity. 2016. Vol. 24, N 11. P. 2296-2300. DOI: https://doi. 22. org/10.1002/oby.21613
8. Pietrobelli A., Pecoraro L., Ferruzzi A., Heo M., Faith M., Zoller T. et al. Effects of COVID-19 lockdown on lifestyle behaviors in children
with obesity living in Verona, Italy: a longitudinal study // Obesity. 2020. 23. Vol. 28, N 8. P. 1382-1385. DOI: https://doi.org/10.1002/oby.22861
9. Capra M.E., Stanyevic B., Giudice A., Monopoli D., Decarolis N.M., Esposito S. et al. The effects of COVID-19 Pandemic and lockdown on pediatric nutritional and metabolic diseases: a narrative review // Nutri- 24. ents. 2022. Vol. 15, N 1. P. 88. DOI: https://doi.org/10.3390/nu15010088
10. Finnane J.M., Jansen E., Mallan K.M., Daniels L.A. Mealtime structure and responsive feeding practices are associated with less
food fussiness and more food enjoyment in children // J. Nutr. Educ. 25. Behav. 2017. Vol. 49, N 1. P. 11-18.e1. DOI: https://doi.org/10.1016/ j.jneb.2016.08.007
11. Scaglioni S., De Cosmi V., Ciappolino V., Parazzini F., Brambilla P., Agostoni C. Factors influencing children's eating behaviours // Nutrients. 2018. Vol. 10. P. 706. DOI: https://doi.org/10.3390/nu10060706 26.
12. Guillaumin M.C.C., Peleg-Raibstein D. Maternal over- and malnutrition and increased risk for addictive and eating disorders in the offspring // Nutrients. 2023. Vol. 15, N 5. P. 1095. DOI: https://doi. 27. org/10.3390/nu15051095
13. von Hippel P.T., Frisvold D.E. Have states reduced obesity by legislating more physical activity in elementary school? // Milbank Q. 2023.
Vol. 101, N 1. P. 204-248. DOI: https://doi.org/10.1111/1468-0009.12604 28.
14. О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников (вместе с «Методическими рекомендациями
"Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников"») : письмо Минобрнауки России от 12.04.2012 № 06-731. 29.
15. Ortiz-Marrón H., Cabañas Pujadas G., Ortiz-Pinto M.A., Martín García A., Matesanz Martínez C., Antonaya Martín M. et al. Changes in general and abdominal obesity in children at 4, 6 and 9 years of age and their association with other cardiometabolic risk factors // Eur. J. Pedi-
atr. 2023. Vol. 182, N 3. P. 1329-1340. DOI: https://doi.org/10.1007/ 30. s00431-022-04802-3
16. Самойлова Ю.Г., Кудлай Д.А., Подчиненова Д.В., Кобякова О.С., Кошмелева М.В., Олейник О.А. Биоимпедансометрия как метод
диагностики висцерального ожирения в педиатрическои практике // Молекулярная медицина. 2019. Т. 17, № 6. С. 26—31. DOI: https://doi.org/10.29296/24999490-2019-06-05 Chen T.A., Baranowski T., Moreno J.P., O'Connor T.M., Hughes S.O., Baranowski J. et al. Obesity status trajectory groups among elementary school children // BMC Public Health. 2016. Vol. 16. P. 526. DOI: https://doi.org/10.1186/s12889-016-3159-x Brazendale K., Beets M.W., Turner-McGrievy G.M., Kaczynski A.T., Pate R.R., Weaver R.G. Children's obesogenic behaviors during summer versus school: a within-person comparison // J. School Health. 2018. Vol. 88, N 12. P. 886-892. DOI: https://doi.org/10.1111/josh.12699 Brazendale K., Beets M.W., Weaver R.G., Pate R.R., Turner-McGri-evy G.M., Kaczynski A.T. et al. Understanding differences between summer vs school obesogenic behaviors of children: the structured days hypothesis // Int. J. Behav. Nutr. Phys. Act. 2017. Vol. 14, N 1. P. 100. DOI: https://doi.org/10.1186/s12966-017-0555-2 Zosel K., Monroe C., Hunt E., Laflamme C., Brazendale K., Weaver R.G. Examining adolescents' obesogenic behaviors on structured days: a systematic review and meta-analysis // Int. J. Obes. 2022. Vol. 46, N 3. P. 466-475. DOI: https://doi.org/10.1038/s41366-021-01040-9 Nicholson L.M., McLeod Loren D., Reifenberg A., Beets M.W., Bohnert A.M. School as a Protective setting for excess weight gain and child obesity: a meta-analysis // J. School Health. 2021. Vol. 91, N 1. P. 19-28. DOI: https://doi.org/10.1111/josh.12972 Драчук Л.А., Драчук Т.Э., Пешикова М.В. Рациональное использование медико-статистических исследовании в практическом здравоохранении // Педиатрический вестник Южного Урала. 2016. № 2. C. 78-85.
Telleria-Aramburu N., Arroyo-Izaga M. Risk factors of overweight/obesity-related lifestyles in university students: results from the EHU12/24 study // Br. J. Nutr. 2022. Vol. 127, N 6. P. 914-926. DOI: https://doi. org/10.1017/S0007114521001483
Боровкова М.Г., Николаева Л.А. Анализ питания детей школьного возраста // Россиискии вестник перинатологии и педиатрии. 2021. Т. 66, № 4. С. 148-154. DOI: https://doi.org/10.21508/1027-4065-2021-66-4-148-154
Александров А.А., Порядина Г.И., Котова М.Б., Иванова Е.И. Особенности пищевого поведения детей и подростков крупных городов (на примере школьников Москвы и Мурманска) // Вопросы питания. 2014. Т. 83, № 4. С. 67-74. DOI: https://doi. org/10.24411/0042-8833-2014-00040
Lee E.Y., Yoon K.H. Epidemic obesity in children and adolescents: risk factors and prevention // Front. Med. 2018. Vol. 12, N 6. P. 658-666. DOI: https://doi.org/10.1007/s11684-018-0640-1
Baumrind D. The development of instrumental competence through socialization // Minnesota Symposia on Child Psychology / ed. A.D. Pick. Minneapolis, MN : University of Minnesota Press, 1973. P. 3-46. ISBN 13:978-0-898-59023-4.
Pereira B., Rosario P., NMez J.C., Rosendo D., Roces C., Magalhaes P. Food availability, motivational-related factors, and food consumption: a path model study with children // Int. J. Environ. Res. Public Health. 2021. Vol. 18, N 24. Article ID 12897. DOI: https://doi.org/10.3390/ ijerph182412897
Rollins B.Y., Loken E., Savage J.S., Birch L.L. Maternal controlling feeding practices and girls' inhibitory control interact to predict changes in BMI and eating in the absence of hunger from 5 to 7 y // Am. J. Clin. Nutr. 2014. Vol. 99. P. 249-257. DOI: https://doi.org/10.3945/ ajcn.113.063545
Rollins B.Y., Savage J.S., Fisher J.O., Birch L.L. Alternatives to restrictive feeding practices to promote self-regulation in childhood: a developmental perspective // Pediatr. Obes. 2016. Vol. 11. P. 326-332. DOI: https://doi.org/10.1111/ipo.12071
References
Peterkova V.A., Bezlepkina O.B., Bolotova N.V., Bogova E.A., Vasyu-kova O.V., Girs Ya.V., et al. Clinical recommendations «Obesity in children». Problemy endokrinologii [Problems of Endocrinology]. 2021; 67 (5): 67-83. DOI: https://doi.org/10.14341/probl12802 (in Russian) Wells J.C., Sawaya A.L., Wibaek R., Mwangome M., Poullas M.S., Yajnik C.S., et al. The double burden of malnutrition: aetiological pathways and consequences for health. Lancet. 2020; 395 (10 217): 75-88. DOI: https://doi.org/10.1016/S0140-6736(19)32472-9 Gaines J., Vgontzas A.N., Fernandez-Mendoza J., He F., Calhoun S.L., Liao D., et al. Increased inflammation from childhood to adolescence predicts sleep apnea in boys: a preliminary study. Brain Behav Immun. 2017; 64: 259-65. DOI: https://doi.org/10.1016/j.bbi.2017.04.011
WHO European Regional Obesity Report 2022. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe, 2022.
Results of selective observation of the diet of the population-2018. Statistical compendium. In: Federal State Statistics Service (Rosstat). 2019. (in Russian)
WHO European Childhood Obesity Surveillance Initiative (COSI): World Health Organization. Regional Office for Europe. 2015— 2017 (2021). Report on the fourth round of data collection, WHO/ EURO:2021-2495-42251-58349.
Hippel P.T. von, Workman J. From kindergarten through second grade, U.S. children's obesity prevalence grows only during summer vacations. Obesity. 2016; 24 (11): 2296-300. DOI: https://doi.org/10.1002/oby.21613
4
2
6
8. Pietrobelli A., Pecoraro L., Ferruzzi A., Heo M., Faith M., Zoller T., et al. Effects of COVID-19 lockdown on lifestyle behaviors in children with obesity living in Verona, Italy: a longitudinal study. Obesity. 2020;
28 (8): 1382-5. DOI: https://doi.org/10.1002/oby.22861 20.
9. Capra M.E., Stanyevic B., Giudice A., Monopoli D., Decarolis N.M., Esposito S., et al. The effects of COVID-19 Pandemic and lockdown on pediatric nutritional and metabolic diseases: a narrative review. Nutrients. 2022; 15 (1): 88. DOI: https://doi.org/10.3390/nu15010088 21.
10. Finnane J.M., Jansen E., Mallan K.M., Daniels L.A. Mealtime structure and responsive feeding practices are associated with less food fussi-ness and more food enjoyment in children. J Nutr Educ Behav. 2017;
49 (1): 11-8.e1. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jneb.2016.08.007 22.
11. Scaglioni S., De Cosmi V., Ciappolino V., Parazzini F., Brambilla P., Agostoni C. Factors influencing children's eating behaviours. Nutrients. 2018; 10: 706. DOI: https://doi.org/10.3390/nu10060706
12. Guillaumin M.C.C., Peleg-Raibstein D. Maternal over- and malnutri- 23. tion and increased risk for addictive and eating disorders in the offspring. Nutrients. 2023; 15 (5): 1095. DOI: https://doi.org/10.3390/nu1 5051095
13. von Hippel P.T., Frisvold D.E. Have states reduced obesity by legislating 24. more physical activity in elementary school? Milbank Q. 2023; 101 (1): 204-48. DOI: https://doi.org/10.1111/1468-0009.12604
14. On the formation of a culture of healthy nutrition of students, pupils (together with the «Methodological recommendations "Formation of a 25. culture of healthy nutrition of students, pupils"»): letter of the Ministry
of Education and Science of the Russian Federation dated 12.04.2012 No. 06-731. (in Russian)
15. Ortiz-Marron H., Cabanas Pujadas G., Ortiz-Pinto M.A., Martin Garcia A., Matesanz Martinez C., Antonaya Martin M., et al. Changes in 26. general and abdominal obesity in children at 4, 6 and 9 years of age and their association with other cardiometabolic risk factors. Eur J Pediatr. 2023; 182 (3): 1329-40. DOI: https://doi.org/10.1007/s00431-022- 27. 04802-3
16. Samoylova Yu.G., Kudlay D.A., Podchinenova D.V., Kobyakova O.S., Koshmeleva M.V., Oleynik O.A. Bioimpedance measurement as
a method of diagnosis of visceral obesity in pediatric practice. Mole- 28. kulyarnaya meditsina [Molecular Medicine]. 2019; 17 (6): 26-31. DOI: https://doi.org/10.29296/24999490-2019-06-05 (in Russian)
17. Chen T.A., Baranowski T., Moreno J.P., O'Connor T.M., Hughes S.O., Baranowski J., et al. Obesity status trajectory groups among elementary 29. school children. BMC Public Health. 2016; 16: 526. DOI: https://doi. org/10.1186/s12889-016-3159-x
18. Brazendale K., Beets M.W., Turner-McGrievy G.M., Kaczynski A.T., Pate R.R., Weaver R.G. Children's obesogenic behaviors during summer versus school: a within-person comparison. J School Health. 2018; 30. 88 (12): 886-92. DOI: https://doi.org/10.1111/josh.12699
19. Brazendale K., Beets M.W., Weaver R.G., Pate R.R., Turner-McGri-evy G.M., Kaczynski A.T., et al. Understanding differences between
summer vs school obesogenic behaviors of children: the structured days hypothesis. Int J Behav Nutr Phys Act. 2017; 14 (1): 100. DOI: https:// doi.org/10.1186/s12966-017-0555-2
Zosel K., Monroe C., Hunt E., Laflamme C., Brazendale K., Weaver R.G. Examining adolescents' obesogenic behaviors on structured days: a systematic review and meta-analysis. Int J Obes. 2022; 46 (3): 466-75. DOI: https://doi.org/10.1038/s41366-021-01040-9 Nicholson L.M., McLeod Loren D., Reifenberg A., Beets M.W., Bohnert A.M. School as a Protective setting for excess weight gain and child obesity: a meta-analysis. J School Health. 2021; 91 (1): 19-28. DOI: https://doi.org/10.1111/josh.12972
Drachuk L.A., Drachuk T.E., Peshikova M.V. Rational use of medical and statistical research in practical healthcare. Pediatricheskiy vestnik Yuzhnogo Urala [Pediatric Bulletin of the Southern Urals]. 2016. (2): 78-85. (in Russian)
Telleria-Aramburu N., Arroyo-Izaga M. Risk factors of overweight/ obesity-related lifestyles in university students: results from the EHU12/24 study. Br J Nutr. 2022; 127 (6): 914-26. DOI: https://doi. org/10.1017/S0007114521001483
Borovkova M.G., Nikolaeva L.A. Nutrition analysis of school-age children. Rossiyskiy vestnik perinatologii i pediatrii [Russian Bulletin of Perinatology and Pediatrics]. 2021; 66 (4): 148-54. DOI: https://doi. org/10.21508/1027-4065-2021-66-4-148-154 (in Russian) Aleksandrov A.A., Poryadina G.I., Kotova M.B., Ivanova E.I. Peculiarities of eating behavior of children and adolescents in large cities (on the example of schoolchildren in Moscow and Murmansk). Voprosy pitaniia [Problems of Nutrition]. 2014; 83 (4): 67-74. DOI: https://doi. org/10.24411/0042-8833-2014-00040 (in Russian) Lee E.Y., Yoon K.H. Epidemic obesity in children and adolescents: risk factors and prevention. Front Med. 2018; 12 (6): 658-66. DOI: https:// doi.org/10.1007/s11684-018-0640-1
Baumrind D. The development of instrumental competence through socialization. In: A.D. Pick (ed.). Minnesota Symposia on Child Psychology. Minneapolis, MN: University of Minnesota Press, 1973: 3-46. ISBN 13:978-0-898-59023-4.
Pereira B., Rosario P., Nunez J.C., Rosendo D., Roces C., Magalhaes P. Food availability, motivational-related factors, and food consumption: a path model study with children. Int J Environ Res Public Health. 2021; 18 (24): 12897. DOI: https://doi.org/10.3390/yerph182412897 Rollins B.Y., Loken E., Savage J.S., Birch L.L. Maternal controlling feeding practices and girls' inhibitory control interact to predict changes in BMI and eating in the absence of hunger from 5 to 7 y. Am J Clin Nutr. 2014; 99: 249-57. DOI: https://doi.org/10.3945/ ajcn.113.063545
Rollins B.Y., Savage J.S., Fisher J.O., Birch L.L. Alternatives to restrictive feeding practices to promote self-regulation in childhood: a developmental perspective. Pediatr Obes. 2016; 11: 326-32. DOI: https://doi. org/10.1111/ypo.12071