Научная статья на тему 'Сезонная вариабельность возрастания антропометрических показателей у младших школьников московского региона'

Сезонная вариабельность возрастания антропометрических показателей у младших школьников московского региона Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
103
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
МАССА ТЕЛА / ИЗБЫТОЧНАЯ МАССА ТЕЛА / КИСТЕВАЯ ДИНАМОМЕТРИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / СЕЗОННАЯ ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ / ШКОЛЬНИКИ / BODY WEIGHT / BODY MASS INDEX / HAND GRIP STRENGTH / PHYSICAL DEVELOPMENT / PHYSICAL QUALITIES / SEASONAL VARIABILITY / SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Панкова Наталия Борисовна, Карганов Михаил Юрьевич

Проблема и цель. Мониторинговые медико-биологические исследования свидетельствуют о том, что существует выраженная сезонная вариабельность возрастания массы тела и индекса массы тела (ИМТ) у детей и подростков. Однако в описании динамики таких изменений нет однозначности: часть исследователей сообщают о преимущественном возрастании ИМТ в зимний период, часть за время летних каникул. Целью нашего исследования стала оценка наличия и динамики сезонных изменений прироста наиболее распространённых показателей физического развития (длина и масса тела, ИМТ, кистевая динамометрия) у обучающихся начальных классов Московского региона. Методология. Проведен мониторинг 214 детей, с 1-го по 5-й классы, с двукратными ежегодными обследованиями в конце сентября начале октября и в конце марта начале апреля. В работе использованы данные длины и массы тела, ИМТ, а также кистевой динамометрии. Результаты. Показано, что показатели массы тела и ИМТ у учащихся начальных классов имеют выраженную сезонную вариабельность, с большей степенью прироста за зимний период. Вариабельность ИМТ характерна как для девочек, так и для мальчиков, и не зависит от возраста поступления в школу (в интервале 7-8 лет). При этом распространённость ожирения среди учащихся первых классов близка к контрольным значениям ВОЗ для соответствующих возрастно-половых групп, и не увеличивается до окончания 5-го класса. Однако за период с 1-го по 5-й классы происходит увеличение доли детей с избыточной массой тела при снижении доли детей с нормальными величинами ИМТ; данный процесс может быть предотвращён адекватной физической нагрузкой в рамках школьной программы физического воспитания. Сезонная вариабельность в показателях кистевой силы рук, а также контрольных нормативов физкультурных тестов, не обнаружена. Заключение. Полученные данные позволяют считать, что обследованная выборка детей по показателям антропометрии близка к нормальной, а имеющиеся негативные тенденции по возрастанию доли школьников с избыточной массой тела могут быть обратимы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Панкова Наталия Борисовна, Карганов Михаил Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Seasonal variability of primary schoolchildren’s anthropometric indicators (the Moscow region)

Introduction. Monitoring biomedical studies indicate a pronounced seasonal variability in body weight and body mass index (BMI) in children and adolescents. However, there is no ambiguity in describing the dynamics of these changes. Several researchers have reported a predominant increase in BMI in winter, on the other hand, a number of studies have found an increase in BMI during summer holidays. The aim of this study is to assess the dynamics of seasonal changes in the following physical development indicators of primary schoolchildren in the Moscow region: body height and weight, BMI, and hand grip strength. Materials and Methods. 214 schoolchildren from the 1st to the 5th grades were annually examined in late September early October and late March early April. The study used such data as body height and weight, BMI, and hand grip strength. Results. The current research found a pronounced seasonal variability in primary schoolchildren’s body weight and BMI with an increase in the winter period. BMI variability is characteristic of both girls and boys, and does not depend on school entry age (between 7 and 8 years). At the same time, the number of obese children among first-graders matched the estimates reported by the WHO for the corresponding age and sex groups. The current study did not find the growth of obesity among schoolchildren until the end of the 5th grade. However, the research revealed an increase in the number of overweight children and a decrease in the number of children with normal BMI during the period between the 1st and the 5th grades. Seasonal variability in indicators of hand grip strength, as well as physical performance tests was not found. Conclusions. The data obtained allow to assume that the examined sample of children in terms of anthropometry can be considered as normal. Moreover, the existing negative trends in increasing the number of overweight children can be overcome.

Текст научной работы на тему «Сезонная вариабельность возрастания антропометрических показателей у младших школьников московского региона»

Science for Education Today

2019, том 9, № 5

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

© Н. Б. Панкова, М. Ю. Карганов

DOI: 10.15293/2658-6762.1905.09

УДК 57.026+613.955+371

Сезонная вариабельность возрастания антропометрических показателей

Проблема и цель. Мониторинговые медико-биологические исследования свидетельствуют о том, что существует выраженная сезонная вариабельность возрастания массы тела и индекса массы тела (ИМТ) у детей и подростков. Однако в описании динамики таких изменений нет однозначности: часть исследователей сообщают о преимущественном возрастании ИМТ в зимний период, часть - за время летних каникул. Целью нашего исследования стала оценка наличия и динамики сезонных изменений прироста наиболее распространённых показателей физического развития (длина и масса тела, ИМТ, кистевая динамометрия) у обучающихся начальных классов Московского региона.

Методология. Проведен мониторинг 214 детей, с 1-го по 5-й классы, с двукратными ежегодными обследованиями в конце сентября - начале октября и в конце марта - начале апреля. В работе использованы данные длины и массы тела, ИМТ, а также кистевой динамометрии.

Результаты. Показано, что показатели массы тела и ИМТ у учащихся начальных классов имеют выраженную сезонную вариабельность, с большей степенью прироста за зимний период. Вариабельность ИМТ характерна как для девочек, так и для мальчиков, и не зависит от возраста поступления в школу (в интервале 7-8 лет). При этом распространённость ожирения среди учащихся первых классов близка к контрольным значениям ВОЗ для соответствующих возрастно-половых групп, и не увеличивается до окончания 5-го класса. Однако за период с 1-го по 5-й классы происходит увеличение доли детей с избыточной массой тела при снижении доли детей с нормальными величинами ИМТ; данный процесс может быть предотвращён адекватной физической нагрузкой в рамках школьной программы физического воспитания. Сезонная вариабельность в показателях кистевой силы рук, а также контрольных нормативов физкультурных тестов, не обнаружена.

Заключение. Полученные данные позволяют считать, что обследованная выборка детей по показателям антропометрии близка к нормальной, а имеющиеся негативные тенденции по возрастанию доли школьников с избыточной массой тела могут быть обратимы.

Ключевые слова: масса тела; избыточная масса тела; кистевая динамометрия; физическое развитие; физические качества; сезонная вариабельность; школьники.

Панкова Наталия Борисовна - доктор биологических наук, доцент, главный научный сотрудник лаборатории физико-химической и экологической патофизиологии, Научно-исследовательский институт общей патологии и патофизиологии. E-mail: nbpankova@gmail.com

Карганов Михаил Юрьевич - доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией физико-химической и экологической патофизиологии, Научно-исследовательский институт общей патологии и патофизиологии. E-mail: mkarganov@mail.ru

© 2011-2019 Science for Education Today Все права защищены

у младших школьников Московского региона

Н. Б. Панкова, М. Ю. Карганов (Москва, Россия)

Science for Education Today

2019, том 9, № 5

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

Постановка проблемы

Мониторинг показателей физического развития детей, в частности длины и массы тела, а также рассчитываемого на их основе индекса массы тела (ИМТ), является обязательной составляющей оценки эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций [1] и летних оздоровительных лагерей [6]. Однако эти морфометри-ческие показатели подвержены влияниям не только социальных, но и хронобиологических факторов [14; 24].

Выраженные колебания погодных условий в странах с умеренным и континентальным климатом как ведущий средовой фактор вызывают адаптивные изменения в организме человека. Так, для взрослых жителей нашей страны в зимний период характерны изменения в углеводном и липидном обменах, приводящие к накоплению жировой массы [9; 10]. Аналогичная динамика массы тела описана для жителей Нидерландов [32] и Турции [27]. У детей накопление массы тела в зимний период описано датскими [20] и японскими [23] исследовательскими группами. Однако большинство современных исследователей описывают для детей диаметрально противоположные сезонные колебания ИМТ: возрастание в период летних каникул [15; 19; 21; 22; 25; 28; 33; 34].

Важно, что наличие сезонной вариабельности ИМТ выявляется только как минимум в двухточечных повторных исследованиях -т. е. в динамике у одних и тех же людей [26]. Исследования, выполненные на независимых, хотя и больших по объёму выборках (более 70 000 человек), не подтверждают наличие сезонных колебаний ИМТ [16].

Целью нашего исследования стала оценка наличия и динамики сезонных изменений прироста наиболее распространённых показателей физического развития (длина и масса тела, ИМТ, кистевая динамометрия) у

обучающихся начальных классов московского региона.

Методология исследования

Исследование выполнено в рамках реализации программы региональной инновационной площадки «Создание системы физкультурно-оздоровительной работы в школе в рамках внедрения комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)», на базе школы № 5 г. Реутов Московской области (приказ Министерства образования Московской области № 777 от 03.03.2016). Все исследования, в соответствии со статьями 5, 6 и 7 «Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека», проводились только с согласия учащихся и их родителей (или законных представителей).

Дважды в год, в конце сентября - начале октября и в конце марта - начале апреля проводили измерения длины тела (с точностью до 0,5 см) и массы тела (с точностью до 0,1 кг), с последующим расчётом ИМТ в кг/м2. Одновременно оценивали кистевую силу рук (динамометрия) с точностью до 0,5 кг (при помощи электронного детского силомера ДМЭР-30, производитель ОАО «ТВЕС», г. Тамбов, Россия). В эти же сроки дети сдавали нормативы соответствующей ступени комплекса ГТО.

Для решения поставленной в исследовании задачи оценивали степень изменения (%) каждого из показателей, за соответствующий полугодовой период, обозначаемый как «в-о» (с весны до осени) или «о-в» (с осени до весны) с указанием класса (с 1-го по 5-й). Соответственно, в исследовании учтены только повторные данные в динамике (дельты).

В динамике прослежены показатели детей из двух параллелей: с 1-го по 4-й классы, и с 4-го по 5-й классы. В параллели, включённой в мониторинг с 1-го по 4-й классы, два класса занимались по традиционной учебной программе

Science for Education Today

2019, том 9, № 5

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

физического воспитания, а в двух других классах применялась экспериментальная 12-минутная беговая разминка с достижением частоты сердечных сокращений 160-170 ударов в минуту 1.

Всего в исследовании приняли участие 214 человек. Возрастная характеристика участников эксперимента представлена в таблице 1. В каждом классе разброс учащихся по возрасту доходил до двух лет, т. е. в каждом классе были представлены до четырех возрастных групп.

Статистическую обработку данных проводили с использованием пакета 81аЙ8Йса 7.0.

Нормальность распределения выборок проверяли по критерию Шапиро-Уилка. Поскольку по большинству показателей, как в исходном тестировании, так и при оценке их динамики, не соблюдалась нормальность распределения выборки (табл. 1), мы использовали непараметрические критерии: парный критерий Вилкоксона для связанных переменных и критерий Манна-Уитни для независимых выборок. Для оценки различий в распределениях использовали точный метод Фишера (двусторонний критерий). Различия считали статистически значимыми при р < 0,05.

Таблица 1

Вероятность принятия гипотезы о нормальности распределения (по критерию Шапиро-Уилка)

Table 1

Probability of accepting the hypothesis of normal distribution (according to the Shapiro-Wilk criterion)

Показатель Девочки Мальчики

n исходное тестирование дельта n исходное тестирование дельта

7,0-7,5 лет

Возраст 16 0,001 14 0,092

КД, левая рука 14 0,112 0,100 10 0,649 0,359

КД, правая рука 14 0,200 0,082 10 0,716 0,360

Длина тела 15 0,076 0,263 14 0,249 0,051

Масса тела 15 0,001 0,937 14 0,001 0,050

ИМТ 15 0,022 0,648 14 0,006 0,238

7,6-8,0 лет

Возраст 46 <0,001 42 0,002

КД, левая рука 42 0,036 0,920 36 0,116 0,214

КД, правая рука 42 0,046 0,158 36 0,373 0,199

Длина тела 44 0,189 0,002 41 0,476 0,132

Масса тела 44 <0,001 <0,001 41 <0,001 <0,001

ИМТ 44 <0,001 <0,001 41 <0,001 <0,001

8,1-8,5 лет

Возраст 55 <0,001 37 0,002

КД, левая рука 53 0,655 0,306 37 0,345 0,264

КД, правая рука 54 0,488 0,605 37 0,807 <0,001

Длина тела 54 0,266 0,269 35 0,693 0,089

Масса тела 54 <0,001 0,008 35 <0,001 0,787

ИМТ 54 <0,001 0,045 35 <0,001 0,693

1 Панкова Н. Б., Романов С. В. Здоровьесберегающий потенциал беговой разминки в спортивном зале (методика для начальной школы) // Здоровьесберегающее образование. - 2013. - № 8. - С. 89-93.

2019, том 9, № 5 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

Продолжение таблицы 1

8,6-9,0 лет

Возраст 56 <0,001 43 0,002

КД, левая рука 55 0,739 <0,001 43 0,016 <0,001

КД, правая рука 56 0,329 0,005 43 0,346 <0,001

Длина тела 55 0,665 0,148 43 0,643 0,227

Масса тела 55 <0,001 0,084 43 <0,001 0,219

ИМТ 55 <0,001 0,235 43 <0,001 0,840

9,1-9,5 лет

Возраст 59 <0,001 50 <0,001

КД, левая рука 58 0,382 <0,001 50 0,117 0,325

КД, правая рука 59 0,238 0,006 49 0,066 <0,001

Длина тела 59 0,557 0,042 50 0,766 0,026

Масса тела 59 <0,001 0,747 50 <0,001 0,152

ИМТ 59 <0,001 0,963 50 <0,001 0,358

9,6-10,0 лет

Возраст 59 <0,001 50 <0,001

КД, левая рука 59 0,041 0,001 50 0,017 0,001

КД, правая рука 59 0,027 0,291 49 0,237 0,384

Длина тела 59 0,418 0,397 50 0,212 <0,001

Масса тела 59 <0,001 0,570 50 <0,001 0,768

ИМТ 59 <0,001 0,842 50 <0,001 0,973

10,1-10,5 лет

Возраст 53 <0,001 47 0,002

КД, левая рука 53 0,044 0,108 47 0,164 0,184

КД, правая рука 53 0,503 0,075 47 0,210 <0,001

Длина тела 53 0,089 0,397 47 0,145 <0,001

Масса тела 53 <0,001 0,118 47 <0,001 0,130

ИМТ 53 <0,001 0,133 47 <0,001 0,071

10,6-11,0 лет

Возраст 40 <0,001 34 <0,001

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КД, левая рука 40 0,430 0,805 34 0,539 0,161

КД, правая рука 40 0,852 0,002 34 0,883 <0,001

Длина тела 40 0,040 0,129 34 0,066 <0,001

Масса тела 40 <0,001 0,220 34 0,001 0,827

ИМТ 40 <0,001 0,064 34 0,038 0,597

11,1-11,5 лет

Возраст 20 0,016 28 0,001

КД, левая рука 19 0,226 0,422 27 0,217 0,041

КД, правая рука 19 0,746 0,108 27 0,897 0,301

Длина тела 19 0,275 0,106 27 0,303 0,143

Масса тела 19 0,003 0,060 27 0,005 0,758

ИМТ 19 0,050 0,088 27 0,014 0,833

11,6-12,0 лет

Возраст 9 0,103 16 0,078

КД, левая рука 9 0,271 0,265 14 0,399 0,601

КД, правая рука 9 0,957 0,500 14 0,658 0,226

Длина тела 9 0,287 0,040 15 0,816 0,261

Science for Education Today

2019, том 9, № 5

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

Окончание таблицы 1

Масса тела 9 0,036 0,901 15 0,011 0,111

ИМТ 9 0,039 0,959 15 0,018 0,722

12,1-12,5 лет

Возраст 8 0,007 14 <0,001

КД, левая рука 7 0,712 0,718 12 0,185 0,357

КД, правая рука 7 0,444 0,132 12 0,390 0,929

Длина тела 8 0,865 0,617 14 0,551 0,693

Масса тела 8 0,013 0,213 14 0,108 0,034

ИМТ 8 0,065 0,169 14 0,424 0,101

Примечание. Жирным шрифтом выделены значения p < 0,05, при которых распределение отличается от нормального

Note. In bold, p < 0.05, in which the distribution differs from the normal, is highlighted

Результаты исследования, обсуждение

Принято, что стандартные гигиенические данные о показателях физического развития детей ранжируются по полу и возрасту с точностью до полугода или 1 месяца 2 , без

учёта сезонности проведения обследования. Такой подход, применённый к нашим данным, показал наличие плавной динамики прибавки длины тела (рис. 1 А), с опережающей прибавкой у девочек в возрасте 10-11 лет.

D ^—девочки -мальчики

2 Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. Выпуск VII: учебное пособие / Под ред.

В. Р.Кучмы, Н. А. Скоблиной, О. Ю. Милушкиной. -М.: Литтерра, 2019. - 176 с.

Science for Education Today

2019, том 9, № 5

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

° -^—девочки ^—мальчики

Рис. 1. Динамика прироста (в %) длины тела (А), массы тела (Б), ИМТ (В) и силы правой кисти (Г) за полугодовые интервалы времени (возраст указан на оси)

Примечание. Данные представлены в виде медианы и межквартильного размаха. Статистически значимые изменения за интервал времени (по парному критерию Вилкоксона) обозначены красной буквой «д» для девочек, и синей буквой «м» для мальчиков. Статистически значимые различия между девочками и мальчиками (по критерию Манна-Уитни) обозначены чёрной звёздочкой

Fig. 1. The dynamics of growth (in%) of body length (A), body mass (Б), BMI (В) and right hand brush force dynamometry (Г) for half-year time intervals (age is indicated on the axis)

Note. Girls data are marked with a red line, boys data are marked with a blue line. All data are presented as a median and interquartile range. Statistically significant changes over the time interval (according to the Wilcoxon paired criterion) are indicated by the red letter "д " for girls, and the blue letter "м " for boys. Statistically significant differences between girls and boys (according to the Mann-Whitney test) are marked with black asterisk (*)

В динамике массы тела (рис. 1 Б) мы обнаружили опережающие темпы прироста у девочек старше 11,5 лет по сравнению с мальчиками, с соответствующим опережением роста ИМТ (рис. 1 В). Это согласуется с результа-

тами других российских исследователей3. Динамика прироста кистевой силы рук была плавной, равномерной и не различалась у девочек и мальчиков ни для правой руки (рис. 1 Г), ни для левой руки.

3 Физическое развитие детей и подростков Российской В. Р. Кучмы, Н. А. Скоблиной, О. Ю. Милушкиной. -

Федерации. Выпуск VII: учебное пособие / Под ред. М.: Литтерра, 2019. - 176 с.

© 2011-2019 Science for Education Today Все права защищены

148

Science for Education Today

2019, том 9, № 5

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

При проведении работы мы обнаружили, что у части детей в осенних обследованиях показатели массы тела оказывались ниже, чем предыдущей весной, и снижение массы тела могло доходить до 2,5 кг. В беседах с детьми было выявлено, что эти наблюдения подтверждаются результатами домашних измерений. Соответственно, представление описанных

выше данных с учётом сезона проведения обследований показало иную картину. Так, описываемый в классических пособиях по хроно-биологии4 максимальный прирост длины тела в летние месяцы обнаружен нами только у мальчиков за время летних каникул после 3-го класса (интервал «в3-о4») (рис. 2 А).

" девочки мальчики

%

*

ол •

0.0 -I-,-Р-.-Р-Р-,-,->-

öl ei Bi o? о2 в2 в2-оЭ оВ-вЗ вЗ о4 о4-в4 &4 oS oSbS

D -девочки-мальчики

-девочки-мальчики

4 Хильдебрандт Г., Мозер М., Леховер М. Хронобиология и хрономедицина. Пер. с нем. - М.: Арнебия, 2006. - 144 с.

© 2011-2019 Science for Education Today

Все права защищены

Science for Education Today

2019, том 9, № 5

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

Рис. 2. Динамика прироста (в %) длины тела (А), массы тела (Б), ИМТ (В) и силы правой кисти (Г) по сезонам (данные представлены в виде медианы и межквартильного размаха)

Примечание. Обозначения периодов времени: «о» - осень, «в» - весна, цифрами обозначен класс. Обозначения статистической достоверности - как на рис. 1. Знаком «$» обозначены статистически значимые отличия от предыдущего интервала в своей группе (по критерию Манна-Уитни)

Fig. 2. Dynamics of growth (in%) of body length (A), body weight (Б), BMI (В) and right hand brush force dynamometry (Г) by seasons (data are presented as median and interquartile range)

Note. The designations of time periods: "о " - autumn, "в " - spring, numbers denote class. Designations of statistical reliability: as in Fig. 1. The "$ " signifies statistically significant differences from the previous interval in its group (according to the Mann-Whitney test)

Динамика же прироста массы тела (рис. 2 Б) имела выраженный «пилообразный» характер, с ускоренным приростом массы тела за зимний период (интервалы «о-в»). Соответственно, аналогичный характер во 2-5 классах имела и динамика ИМТ (рис. 2 В). Исключение составил только период обучения в 1-м классе, где была выше скорость прироста длины тела, что естественно отразилось на динамике производного показателя ИМТ.

А -7,0 -7,5 8,0

5 s

I <

$

x si

$

* $

Ol-el В1-02 о2-и? е2-оЗ оЗ вЗ еЗ-о4 о4в4 в4-о5 о5-в5

Поскольку в каждом классе были дети, поступившие в школу в разном возрасте (от 7 до 8 лет), мы проанализировали возможную зависимость динамики массы тела и ИМТ от данного параметра (рис. 3). Оказалось, что «пилообразный» характер сезонной динамики массы тела и ИМТ воспроизводится во всех возрастных группах, как у девочек (рис. 3 А), так и у мальчиков (рис. 3 Б).

2019, том 9, № 5

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

Б % 20 -7,0 -7,5 -8,0

S л

>

$ / \ ~~—-- г

0 -S 4 L ■ ,

:

< 5

Ol-el B1-02 О2 ь2 t»2o3 ОЗ-ВЗ IIЗ ОЛ o4-ö4 ö4-oS OS-B5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Динамика прироста (в %) ИМТ у девочек (А) и мальчиков (Б), поступивших в школу в разном возрасте (указан в легенде), по сезонам (данные представлены в виде медианы и меж-квартильного размаха) Примечание. Обозначения - как на рис. 2.

Fig. 3. Growth dynamics (in%) of BMI in girls (A) and boys (Б) who entered school at different ages (indicated in the legend), by seasons (data are presented in the form of a median and interquartile range)

Note. Designations: as in fig. 2.

Полученные данные по сезонной вариабельности ИМТ у современных школьников из начальных классов, по нашему мнению, представляют академический интерес для гигиенистов и возрастных физиологов. Главный аспект - совпадение выявленных нами закономерностей с сезонной вариабельностью ИМТ у взрослых людей [27; 32] и диаметральная противоположность доминирующим в последние годы данным по сезонной динамике ИМТ у детей [15; 25]. Как показали японские коллеги, результаты которых совпадают с нашими данными, возрастание ИМТ за летние месяцы характерно только для детей с ожирением [23]. Эта точка зрения поддерживается и авторами из США, с уточнением, что наиболее подвержены росту ИМТ в летний период чернокожие и латиноамериканские дети [21; 22], а также дети индейцев [28; 34], среди которых доля обследованных с ожирением превышает 60 % выборки [12; 28].

Мы проанализировали распространённость ожирения в обследованной выборке, в соответствии с рекомендациями ВОЗ: масса тела считается избыточной, если ИМТ превышает 85-й процентиль (или Ме + соответствующей условно-нормальной половозрастной выборки (данные по ним приведены на сайте ВОЗ5). Заключение о наличии ожирения делается при превышении величины ИМТ 97,5-го процентиля (или Ме + 2ББ). Величину ИМТ ниже 15-го процентиля (или Ме - считают проявлением недостаточности массы тела. Для получения корректного заключения мы использовали возраст детей с точностью до 1 месяца, как и предполагают референтные таблицы. Оказалось, что в начале обследования (осень 1-го класса) в нашей школе доля детей с недостаточной массой тела составила 7,9 %, с избыточной массой тела - 19,1 %, с ожирением - 13,5 % (рис. 4 А). Доля детей с повышенными величи-

BMI-for-age (5-19 years) URL: https://www.who.int/growthref/who2007_bmi_for_age/ en/

© 2011-2019 Science for Education Today Все права защищены

151

5

Science for Education Today

2019, том 9, № 5

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

нами массы тела, конечно, превышает рекомендации ВОЗ (в сумме 15 %), но и далеки от 60 %, описываемых американскими коллегами [28]. К концу обследования (весна 5-го класса) доли детей с недостаточной массой тела и ожирением

в нашем исследовании не изменились, тогда как доля детей с нормальными величинами ИМТ сократилась за счёт возрастания доли детей с избыточной массой тела.

100% 90%

13,5 А

80% 70% 19,1 35,2 *

60% ■ >97,5 L у

50% 70,0 85-97,5

40% 30% 59,6 46,3 * 15-84 ■ <15

20% 60%

10% 15,0

0% 7,9 7,4

ВОЗ 1 кл.{0> 5 кл. (в)

Рис. 4. Доли детей с разными величинами ИМТ (границы процентильных диапазонов указаны в легенде). А - в условно-нормальной выборке ВОЗ, в начале и конце мониторинга наших испытуемых. Б - в конце 4-го класса среди девочек классов со стандартной программой физического воспитания, В - в конце 4-го класса среди девочек классов с беговой разминкой

Примечание. Звёздочками обозначены статистически значимые отличия от соответствующего контроля по точному критерию Фишера

Fig. 4. Theportions (in%) of children with different BMI values (the boundaries of percentile ranges are indicated in the legend). A - in the conditionally normal sample of WHO, at the beginning (1st grade, autumn) and end (5th grade, spring) of monitoring of our subjects. Б - at the end of the 4th grade among girls of classes with a standard physical education program, В - at the end of the 4th grade among girls of classes with a running warm-up

Note. Asterisks indicate statistically significant differences from the corresponding control according to Fisher's exact criterion

2019, том 9, № 5

Наши результаты оказались близки к данным других российских исследователей. Так, выявлено, что среди дошкольников в возрасте 7 лет доля детей с избыточной массой тела достигает 14 % [2], а среди мальчиков 717 лет Санкт-Петербурга доля детей с избыточной массой тела и ожирением достигает 16,4-38,2 % [7].

Следовательно, главной причиной отличий наших данных по динамике сезонной вариабельности ИМТ от результатов большинства современных исследований можно считать различия между выборками по доле детей с ожирением - в нашем исследовании их меньше.

В исследованиях, где выявлено возрастание ИМТ в период летних каникул, предполагается, что основной причиной данного процесса является снижение двигательной активности [15], что подтверждают данные наблюдений за детьми с ожирением [17]. Однако результаты количественных оценок по всей детской выборке свидетельствуют о том, что даже в США во время летних каникул энергозатраты детей не снижаются [35], а сами дети оказываются физически более активными, чем во время учебного года [31].

В нашей стране гиподинамия, сопровождающая учебный процесс, считается ведущим фактором риска для развития у детей школьно-обусловленных заболеваний 6 . Потребность детей в движении измеряли разными способами. Оказалось, что в возрасте 810 лет дети, не связанные никакими социальными условностями и двигающиеся по потребности, совершают в сутки 18-20 тысяч

ISSN 2658-6762

движений7. Это близко гигиенически-обоснованным нормативам (15-20 тысяч движений)1, по времени соответствует 1,5-2 часам активной физической нагрузки (из которых не менее 30 мин приходится на нагрузку достаточно высокого уровня, с частотой сердечных сокращений до 140-160 ударов в минуту), в энергозатратах - 3100-4000 ккал, в рамках школьной программы - примерно 1 час физкультуры в день (5 раз в неделю), и занятия в спортивной секции.

Количественные измерения двигательной активности современных учащихся начальной школы свидетельствуют о том, что в реальной жизни уровень локомоций составляет 11,3 тысяч в будние дни, и 9 тысяч - в выходные [4]. При этом уровень двигательной активности наиболее высок в летние месяцы [3]. Предсказуемо, что в условиях свободного выбора досуговой деятельности, в том числе во время летних каникул, дети выбирают привычный для них образ жизни [11], поэтому включение различных форм двигательной активности в распорядок дня оздоровительных лагерей должно способствовать оздоровлению отдыхающих в них детей [8], и нормализации ИМТ, как того требуют нормативные

о

документы.

Аналогичную стратегию для предотвращения дальнейшего распространения «эпидемии» ожирения среди детей предлагают и американские коллеги: набирает популярность концепция «структурированного дня», когда детей «уводят» из режима произвольного вы-

http://sciforedu.ru

6 Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 1991. - 245 с.

7 Абзалов Р. А., Ситдиков Ф. Г. Развивающееся сердце

и двигательный режим. - Казань: Изд-во КГПУ, 1998. - 95 с.

8 Методические рекомендации МР 2.4.4.0127-18 «Методика оценки эффективности оздоровления в стационарных организациях отдыха и оздоровления детей» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 11 мая 2018 г.) URL: https://www.gar-ant.ru/products/ipo/prime/doc/71875014/

2019, том 9, № 5

бора деятельности в жёстко-структурированный режим учебной деятельности [18] и летнего отдыха [30].

Вторым немаловажным фактором, способствующим распространению ожирения, является нарушение принципов и правил питания. Как показывают наблюдения за детьми с ожирением, в условиях свободного выбора они предпочитают продукты на основе сахара [17] - как и взрослые, особенно в праздничные дни [29]. В оздоровительных лагерях, по крайней мере в нашей стране, при составлении меню такие принципы и правила соблюдаются [5]. Можно надеяться, что относительно невысокие показатели распространённости в нашей стране детского ожирения связаны с государственным контролем питания в образовательных организациях и оздоровительных лагерях, а также сохранением традиций домашнего питания.

Вероятно, перечисленные выше возможные причины возрастания массы тела у детей действуют не поодиночке, а совместно, и небольшой избыток калорийности продуктов в сочетании с небольшим недостатком двигательной активности в совокупности приводят к набору избыточной массы тела. В отличие от ожирения, в большинстве случаев имеющего конкретные этиологические, патогенетические и клинические признаки [14], такие изменения обратимы, в том числе методами, доступными в семье, образовательной организации и в летнем лагере.

ISSN 2658-6762

В нашем исследовании была возможность проанализировать динамику показателей физического развития в зависимости от содержания урока физического воспитания. В параллели, включённой в мониторинг с 1 -го по 4-й классы, два класса занимались по традиционной учебной программе, а в двух других классах применялась экспериментальная беговая разминка9. Мы не выявили различий среди мальчиков, но у девочек при обучении по экспериментальной методике к концу 4-го класса доля обследованных с нормальными величинами ИМТ была выше - за счёт снижения доли детей с избыточной массой тела (рис. 4 Б и В). Российские коллеги также описывают нормализующий эффект экспериментальных программ физического воспитания в более старшем возрасте, однако частично теряющийся за время летнего отдыха [13].

В нашей работе мы не обнаружили сезонных колебаний кистевой силы правой (рис. 2 Г) и левой рук. Проведённые одновременно с нашим исследованием тестирования физических качеств также не выявили статистически значимых сезонных колебаний прироста оцениваемых показателей (рис. 5), что, по крайней мере, не осложняет работу учителей физической культуры. Это обстоятельство, а также описанная выше возможность нормализации ИМТ школьников средствами физического воспитания определяют практическое значение нашей работы для системы образования.

http://sciforedu.ru

9 Панкова Н. Б., Романов С. В. Здоровьесберегающий потенциал беговой разминки в спортивном зале (методика для начальной школы) // Здоровьесберегающее образование. - 2013. - № 8. - С. 89-93.

Science for Education Today

2019, том 9, № 5

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

■A»«™ -МАЛЬЧИКИ

Б

КОЛ'SO

■девочки -ьмльчики

»ЮЗ

•Зо4

Q4-»4

в2 оЗ

Ol«}

S

•3 04

Рис. 5. Динамика изменения результатов прыжка с места, в см (А), количества подъёмов тела из положения лёжа (упражнения на пресс) за 1 мин (Б), и бега на 60 м, в сек (В)

Примечание. Обозначения - как на рис. 2.

Fig. 5. The dynamics of the change in the results of a jump from a place, in cm (A), the number of body lifts from a lying position (press exercises) in 1 min (Б), and 60 m run, in sec (В).

Note. Designations: as in fig. 2.

Заключение 4.

1. Показатели массы тела и индекса массы тела у учащихся начальных классов имеют выраженную сезонную вариабельность с возрастанием за зимний период.

2. Вариабельность ИМТ характерна как для девочек, так и для мальчиков, и не зависит

от возраста поступления в школу (в интер- 5.

вале 7-8 лет).

3. Распространённость ожирения среди учащихся первых классов близка к контрольным значениям ВОЗ для соответствующих половозрастных групп и не увеличивается до окончания 5-го класса.

С 1-го по 5-й классы происходит увеличение доли детей с избыточной массой тела при снижении доли детей с нормальными величинами ИМТ; данный процесс может быть предотвращён адекватной физической нагрузкой в рамках школьной программы физического воспитания. Сезонная вариабельность в показателях кистевой силы рук, а также контрольных нормативов физкультурных тестов не обнаружена.

© 2011-2019 Science for Education Today

Все права защищены

155

2019, том 9, № 5

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айзман Р. И. Методологические принципы и методические подходы к организации мониторинга здоровья обучающихся и здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций // Вестник педагогических инноваций. - 2019. - № 1 (53). - С. 5-13. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37334216

2. Березина Н. О., Степанова М. И., Лашнева И. П. Особенности физического развития современных дошкольников // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. -2017. - № 4. - С. 34-39. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32540060

3. Богословский И. Н., Шептикин С. А. Анализ двигательной активности школьников в течение учебного года // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2016. - № 2 (16). -С. 7-10. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26254300

4. Бутко М. А. К проблеме дефицита двигательной активности детей младшего школьного возраста // Культура физическая и здоровье. - 2015. - № 2 (53). - С. 60-62. URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=23694827

5. Гаврюшин М. Ю., Сазонова О. В., Бородина Л. М., Горбачев Д. О. Анализ рациона питания детей в организациях отдыха и их оздоровления в Самарской области в летний период // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. - 2018. - № 2. - С. 31-39. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35572465

6. Гаврюшин М. Ю., Сазонова О. В., Горбачев Д. О., Бородина Л. М., Фролова О. В., Туликова Д. С. Научное обоснование применения результатов антропометрических исследований и биоимпедансного анаолиза в качестве критериев оценки эффективности оздоровления детей в летних лагерях // Вестник Российского государственного медицинского университета. - 2019. - № 2. - С. 97-104. DOI: https://doi.org/10.24075/vrgmu.2019.024 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37576018

7. Грицинская В. Л. Оценка физического развития мальчиков школьного возраста г. Санкт-Петербурга с использованием антропометрического калькулятора ВОЗ // Здоровье населения и среда обитания. - 2018. - № 2 (299). - С. 16-19. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32698657

8. Платонова А. Г., Подригало Л. В. Использование двигательной активности для оценки эффективности оздоровления детей // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. - 2014. - № 3. - С. 51-52. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22737017

9. Радыш И. В., Скальный В. В., Кислый Н. Д., Торшин В. И., Радыш Б. Б., Ермакова Н. В. Сезонные колебания гормонального обмена и гликированного гемоглобина у здоровых мужчин // Технологии живых систем. - 2016. - Т. 13, № 2. - С. 19-23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26160319

10. Радыш И. В., Скальный В. В., Коротеева Т. В., Торшин В. И., Умнова Т. Н., Ходоро-вич А. М., Старшинов Ю. П. Сезонные изменения гормонального обмена и гликирован-ного гемоглобина у здоровых женщин // Технологии живых систем. - 2016. - Т. 13, № 4. -С. 35-40. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26530867

11. Седова А. С. Гигиеническая характеристика вариативного режима дня детей в организации отдыха и оздоровления // Здоровье населения и среда обитания. - 2016. - № 8 (281). - С. 2831. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26534184

12. Чанчаева Е. А., Айзман Р. И., Сидоров С. С., Попова Е. В., Симонова О. И. Современные тенденции развития детей младшего школьного возраста (обзор литературы) // Acta

© 2011-2019 Science for Education Today Все права защищены

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

156

Science for Education Today

2019, том 9, № 5

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

Biomedica Scientifica. - 2019. - Т. 4, № 1. - С. 59-65. DOI: https://doi.org/10.29413/ABS.2019-4.1.9 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37182606

13. Ячменев Н. В., Рубанович В. Б. Динамика морфофункционального состояния школьников 6-7 классов в процессе учебного года в зависимости от организации физического воспитания // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. -2017. - Т. 7, № 1. - С. 191-202. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762 URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=28416070

14. Baranowski T., Motil K. J., Moreno J. P. Multi-etiological Perspective on Child Obesity Prevention // Current Nutrition Reports. - 2019. - Vol. 8, Issue 1. - P. 1-10. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s13668-019-0256-3

15. Baranowski T., O'Connor T., Johnston C., Hughes S., Moreno J., Chen T. A., Meltzer L., Baranowski J. School year versus summer differences in child weight gain: a narrative review // Childhood Obesity. - 2014. - Vol. 10, Issue 1. - P. 18-24. DOI: http://dx.doi.org/10.1089/chi.2013.0116

16. Bhutani S., Hanrahan L. P., Vanwormer J., Schoeller D. A. Circannual variation in relative weight of children 5 to 16 years of age // Pediatric Obesity. - 2018. - Vol. 13, Issue 7. - P. 399405. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/ijpo.12270

17. Brazendale K., Beets M. W., Turner-McGrievy G. M., Kaczynski A. T., Pate R. R., Weaver R. G. Children's Obesogenic Behaviors During Summer Versus School: A Within-Person Comparison // Journal of School Health. - 2018. - Vol. 88, Issue 12. - P. 886-892. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/josh.12699

18. Brazendale K., Beets M. W., Weaver R. G., Pate R. R., Turner-McGrievy G. M., Kaczynski A. T., Chandler J. L., Bohnert A., von Hippel P. T. Understanding differences between summer vs. school obesogenic behaviors of children: the structured days hypothesis // International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. - 2017. - Vol. 14. - P. 100. DOI: http://dx.doi.org/10.1186/s12966-017-0555-2

19. Brusseau T. A., Burns R. D. Children's Weight Gain and Cardiovascular Fitness Loss over the summer // International Journal of Environmental Research and Public Health. - 2018. - Vol. 15, Issue 12. - P. 2770. DOI: http://dx.doi.org/10.3390/ijerph15122770

20. Dalskov S. M., Ritz C., Larnkj^r A., Damsgaard C. T., Petersen R. A., Sorensen L. B., Hjorth M. F., Ong K. K., Astrup A., Molgaard C., Michaelsen K. F. Seasonal variations in growth and body composition of 8-11-y-old Danish children // Pediatric Research. - 2016. -Vol. 79, Issue 2. - P. 358-363. DOI: http://dx.doi.org/10.1038/pr.2015.206

21. Downey D. B., Boughton H. R. Childhood body mass index gain during the summer versus during the school year // New Directions for Youth Development. - 2007. - Vol. 114. - P. 33-43. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/yd.211

22. Franckle R., Adler R., Davison K. Accelerated weight gain among children during summer versus school year and related racial/ethnic disparities: a systematic review // Preventing Chronic Disease. -2014. - Vol. 11. - P. 130355. DOI: http://dx.doi.org/10.5888/pcd11.130355

23. Kobayashi M., Kobayashi M. The relationship between obesity and seasonal variation in body weight among elementary school children in Tokyo // Economics & Human Biology. - 2006. -Vol. 4, Issue 2. - P. 253-261. DOI: http://dx.doi.org/10.1016Zj.ehb.2005.08.002

24. Moreno J. P., Crowley S. J., Alfano C. A., Hannay K. M., Thompson D., Baranowski T. Potential circadian and circannual rhythm contributions to the obesity epidemic in elementary school age children // International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. - 2019. -Vol. 16. - P. 25. DOI: http://dx.doi.org/10.1186/s12966-019-0784-7

© 2011-2019 Science for Education Today Все права защищены

Science for Education Today

2019, том 9, № 5

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

25. Moreno J. P., Johnston C. A., Chen T. A., O'Connor T. A., Hughes S. O., Baranowski J., Woehler D., Baranowski T. Seasonal variability in weight change during elementary school // Obesity. - 2015. - Vol. 23, Issue 2. - P. 422-428. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/oby.20977

26. Moreno J. P., Vezina-Im L. A., Vaughan E. M., Baranowski T. Impact of child summertime obesity interventions on body mass index, and weight-related behaviours: a systematic review and meta-analysis protocol // BMJ Open. - 2017. - Vol. 7. - P. e017144. DOI: http://dx.doi.org/10.1136/bmjopen-2017-017144

27. Sabbag C. Seasonal BMI changes of rural women living in Anatolia // International Journal of Environmental Research and Public Health. - 2012. - Vol. 9, Issue 4. - P. 1159-1170. DOI: http://dx.doi.org/ 10.3390/ij erph9041159

28. Smith D. T., Bartee R. T., Dorozynski C. M., Carr L. J. Prevalence of overweight and influence of out-of-school seasonal periods on body mass index among American Indian schoolchildren // Preventing Chronic Disease. - 2009. - Vol. 6, Issue 1. PMID: 19080026 PMCID: PMC2644610 URL: http://www.cdc.gov/pcd/issues/2009/jan/07_0262.htm

29. Sturm R., Patel D., Alexander E., Paramanund J. Seasonal cycles in food purchases and changes in BMI among South Africans participating in a health promotion programme // Public Health Nutrition. - 2016. - Vol. 19, Issue 15. - P. 2838-2843. DOI: http://dx.doi.org/10.1017/S1368980016000902

30. Tanskey L. A., Goldberg J., Chui K., Must A., Sacheck J. The State of the Summer: a Review of Child Summer Weight Gain and Efforts to Prevent It // Current Obesity Reports. - 2018. -Vol. 7, Issue 2. - P. 112-121. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s13679-018-0305-z

31. Tovar A., Lividini K., Economos C. D., Folta S., Goldberg J., Must A. School's out: what are urban children doing? The Summer Activity Study of Somerville Youth (SASSY) // BMC Pediatrics. - 2010. - Vol. 10. - P. 16. DOI: http://dx.doi.org/10.1186/1471-2431-10-16

32. Visscher T. L., Seidell J. C. Time trends (1993-1997) and seasonal variation in body mass index and waist circumference in the Netherlands // International Journal of Obesity. - 2004. - Vol. 28. -P. 1309-1316. DOI: http://dx.doi.org/10.1038/sj.ijo.0802761

33. von Hippel P. T., Workman J. From Kindergarten Through Second Grade, U.S. Children's Obesity Prevalence Grows Only During Summer Vacations // Obesity. - 2016. - Vol. 24, Issue 11. -P. 2296-2300. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/oby.21613

34. Zhang J., Himes J. H., Hannan P. J., Arcan C., Smyth M., Rock B. H., Story M. Summer effects on body mass index (BMI) gain and growth patterns of American Indian children from kindergarten to first grade: a prospective study // BMC Public Health. - 2011. - Vol. 11. - P. 951. DOI: http://dx.doi.org/10.1186/1471-2458-11-951

35. Zinkel S. R., Moe M., Stern E. A., Hubbard V. S., Yanovski S. Z., Yanovski J. A., Schoeller D. A. Comparison of total energy expenditure between school and summer months // Pediatric Obesity. - 2013. - Vol. 8, Issue 5. - P. 404-410. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/j2047-6310.2012.00120.x

© 2011-2019 Science for Education Today Все права защищены

Science for Education Today

2019, Vol. 9, No. 5 http://en.sciforedu.ru/ ISSN 2658-6762

DOI: 10.15293/2658-6762.1905.09

Nataliya Borisovna Pankova,

Doctor of Biological Sciences, Associate Professor, Principal Researcher, Laboratory of Physical, Chemical and Ecological Pathophysiology, Research Institute of General Pathology and Pathophysiology, Moscow, Russian Federation.

ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-3582-817X E-mail: nbpankova@gmail.com Mikhail Yur'evich Karganov,

Doctor of Biological sciences, Professor, Head, Laboratory of Physical, Chemical and Ecological Pathophysiology, Research Institute of General Pathology and Pathophysiology, Moscow, Russian Federation.

ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-5862-8090 E-mail: mkarganov@mail.ru

Seasonal variability of primary schoolchildren's anthropometric indicators

Introduction. Monitoring biomedical studies indicate a pronounced seasonal variability in body weight and body mass index (BMI) in children and adolescents. However, there is no ambiguity in describing the dynamics of these changes. Several researchers have reported a predominant increase in BMI in winter, on the other hand, a number of studies have found an increase in BMI during summer holidays. The aim of this study is to assess the dynamics of seasonal changes in the following physical development indicators of primary schoolchildren in the Moscow region: body height and weight, BMI, and hand grip strength.

Materials and Methods. 214 schoolchildren from the 1st to the 5th grades were annually examined in late September - early October and late March - early April. The study used such data as body height and weight, BMI, and hand grip strength.

Results. The current research found a pronounced seasonal variability in primary schoolchildren's body weight and BMI with an increase in the winter period. BMI variability is characteristic of both girls and boys, and does not depend on school entry age (between 7 and 8 years). At the same time, the number of obese children among first-graders matched the estimates reported by the WHO for the corresponding age and sex groups. The current study did not find the growth of obesity among schoolchildren until the end of the 5th grade. However, the research revealed an increase in the number of overweight children and a decrease in the number of children with normal BMI during the period between the 1st and the 5th grades. Seasonal variability in indicators of hand grip strength, as well as physical performance tests was not found.

Conclusions. The data obtained allow to assume that the examined sample of children in terms of anthropometry can be considered as normal. Moreover, the existing negative trends in increasing the number of overweight children can be overcome.

Body weight; Body mass index; Hand grip strength; Physical development; Physical qualities; Seasonal variability; Schoolchildren.

(the Moscow region)

Abstract

Keywords

© 2011-2019 Science for Education Today

All rights reserved

2019, Vol. 9, No. 5 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

REFERENCES

1. Aizman R. I. Methodological principles and methodical approaches to the monitoring of the students' health and health saving activity of educational organizations. Journal of Pedagogical Innovation, 2019, vol. 1, pp. 5-13. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37334216

2. Berezina N. O., Stepanova M. I., Lashneva I. P. Features of physical development modern preschoolers. Problems of School and University Medicine and Health, 2017, no. 4, pp. 34-39. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32540060

3. Bogoslovskiy I. N., Sheptikin S. A. Analysis of students' motor activity during the academic year. Physical Education and Sports Training, 2016, no. 2, pp. 7-10. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26254300

4. Butko M. A. To the problem of shortage of physical activity for children of primary school age. Physical Culture and Health, 2015, no. 2, pp. 60-62. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23694827

5. Gavryushin M. Yu., Sazonova O. V., Borodina L. M., Gorbachev D. O. Analysis of the diet of children in the summer organisations of rest and improvement. Problems of School and University Medicine and Health, 2018, no. 2, pp. 31-39. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35572465

6. Gavryushin M. Yu., Sazonova O. V., Gorbachev D. O., Borodina L. M., Frolova O. V., Tupikova D. S. A rationale for the use of anthropometric measurements and bioelectrical impedance analysis as efficacy criteria for summer camp healthcare. Bulletin of Russian State Medical University, 2019, no. 2, pp. 97-104. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.24075/vrgmu.2019.024 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37576018

7. Gritsinskaya V. L. Evaluation of physical development of school-age boys in Saint Petersburg with the use of the anthropometric calculator of WHO. Public Health and Life Environment, 2018, no. 2, pp. 16-19. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32698657

8. Platonova A. G., Podrigalo L. V. Application of motor activity for the evaluation of the effectiveness of children's rehabilitation. Problems of School and University Medicine and Health, 2014, no. 3, pp. 51-52. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22737017

9. Radysh I. V., Skal'ny V. V., Kislyi N. D., Torshin V. I., Radysh B. B., Ermakova N. V. Seasonal variation in protein metabolism and haemoglobin A1C in healthy men. Technologies of Living Systems, 2016, vol. 13, no. 2, pp. 19-23. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26160319

10. Radysh I. V., Skal'nyy V. V., Koroteyeva T. V., Torshin V. I., Umnova T. N., Khodorovich A. M., Starshinov Yu. P. Seasonal changes in hormone metabolism and glycated hemoglobin in healthy women. Technologies of Living Systems, 2016, vol. 13, no. 4, pp. 35-40. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26530867

11. Sedova A. S. Hygienic characteristics of variable day regimen of children in the organization of their rest and recovery. Public Health and Life Environment, 2016, no. 8, pp. 28-31. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26534184

12. Chanchaeva E. A., Aizman R. I., Sidorov S. S., Popova E. V., Simonova O. I. Modern trends of the development of primary school-aged children (literature review). Acta Biomedica Scientifica, 2019, vol. 4, no. 1, pp. 59-65. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.29413/ABS.2019-4.L9 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37182606

13. Yachmenev N. V., Rubanovich V. B. Dynamics of morphofunctional state of 6th-7th form schoolchildren in the academic year, depending on the organization of physical education.

© 2011-2019 Science for Education Today All rights reserved

Science for Education Today

2019, Vol. 9, No. 5 http://en.sciforedu.ru/ ISSN 2658-6762

Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2017, vol. 7, no. 1, pp. 191-202. (In Russian). http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28416070

14. Baranowski T., Motil K. J., Moreno J. P. Multi-etiological perspective on child obesity prevention. Current Nutrition Reports, 2019, vol. 8, no. 1, pp. 1-10. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s13668-019-0256-3

15. Baranowski T., O'Connor T., Johnston C., Hughes S., Moreno J., Chen T. A., Meltzer L., Baranowski J. School year versus summer differences in child weight gain: A narrative review. Childhood Obesity, 2014, vol. 10, no. 1, pp. 18-24. DOI: http://dx.doi.org/10.1089/chi.2013.0116

16. Bhutani S., Hanrahan L. P., Vanwormer J., Schoeller D. A. Circannual variation in relative weight of children 5 to 16 years of age. Pediatric Obesity, 2018, vol. 13, no. 7, pp. 399-405. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/ijpo.12270

17. Brazendale K., Beets M. W., Turner-McGrievy G. M., Kaczynski A. T., Pate R. R., Weaver R. G. Children's obesogenic behaviors during summer versus school: A within-person comparison. Journal of School Health, 2018, vol. 88, no. 12, pp. 886-892. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/josh.12699

18. Brazendale K., Beets M. W., Weaver R. G., Pate R. R., Turner-McGrievy G. M., Kaczynski A. T., Chandler J. L., Bohnert A., von Hippel P. T. Understanding differences between summer vs. school obesogenic behaviors of children: The structured days hypothesis. International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity, 2017, vol. 14, pp. 100. DOI: http://dx.doi.org/10.1186/s12966-017-0555-2

19. Brusseau T. A., Burns R. D. Children's Weight Gain and Cardiovascular Fitness Loss over the summer. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2018, vol. 15, no. 12, pp. 2770. DOI: http://dx.doi.org/10.3390/ijerph15122770

20. Dalskov S. M., Ritz C., Larnkj^r A., Damsgaard C. T., Petersen R. A., Sorensen L. B., Hjorth M. F., Ong K. K., Astrup A., Molgaard C., Michaelsen K. F. Seasonal variations in growth and body composition of 8-11-y-old Danish children. Pediatric Research, 2016, vol. 79, no. 2, pp. 358-363. DOI: http://dx.doi.org/10.1038/pr.2015.206

21. Downey D. B., Boughton H. R. Childhood body mass index gain during the summer versus during the school year. New Directions for Youth Development, 2007, vol. 114, pp. 33-43. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/yd.211

22. Franckle R., Adler R., Davison K. Accelerated weight gain among children during summer versus school year and related racial/ethnic disparities: A systematic review. Preventing Chronic Disease, 2014, vol. 11, pp. 130355. DOI: http://dx.doi.org/10.5888/pcd11.130355

23. Kobayashi M., Kobayashi M. The relationship between obesity and seasonal variation in body weight among elementary school children in Tokyo. Economics & Human Biology, 2006, vol. 4, no. 2, pp. 253-261. DOI: http://dx.doi.org/10.1016Zj.ehb.2005.08.002

24. Moreno J. P., Crowley S. J., Alfano C. A., Hannay K. M., Thompson D., Baranowski T. Potential circadian and circannual rhythm contributions to the obesity epidemic in elementary school age children. International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity, 2019, vol. 16, no. 1, pp. 25. DOI: http://dx.doi.org/10.1186/s12966-019-0784-7

25. Moreno J. P., Johnston C. A., Chen T. A., O'Connor T. A., Hughes S. O., Baranowski J., Woehler D., Baranowski T. Seasonal variability in weight change during elementary school. Obesity, 2015, vol. 23, no. 2, pp. 422-428. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/oby.20977

26. Moreno J. P., Vezina-Im L. A., Vaughan E. M., Baranowski T. Impact of child summertime obesity interventions on body mass index, and weight-related behaviours: A systematic review and meta-

© 2011-2019 Science for Education Today All rights reserved

2019, Vol. 9, No. 5 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

analysis protocol. BMJOpen, 2017, vol. 7, pp. e017144. DOI: http://dx.doi.org/10.1136/bmjopen-2017-017144

27. Sabbag C. Seasonal BMI changes of rural women living in Anatolia. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2012, vol. 9, no. 4, pp. 1159-1170. DOI: http://dx.doi.org/ 10.3390/ij erph9041159

28. Smith D. T., Bartee R. T., Dorozynski C. M., Carr L. J. Prevalence of overweight and influence of out-of-school seasonal periods on body mass index among American Indian schoolchildren. Preventing Chronic Disease, 2009, vol. 6, no. 1. PMID: 19080026 PMCID: PMC2644610 URL: http://www.cdc.gov/pcd/issues/2009/jan/07_0262.htm

29. Sturm R., Patel D., Alexander E., Paramanund J. Seasonal cycles in food purchases and changes in BMI among South Africans participating in a health promotion programme. Public Health Nutrition, 2016, vol. 19, no. 15, pp. 2838-2843. DOI: http://dx.doi.org/10.1017/S1368980016000902

30. Tanskey L. A., Goldberg J., Chui K., Must A., Sacheck J. The state of the summer: A review of child summer weight gain and efforts to prevent it. Current Obesity Reports, 2018, vol. 7, no. 2, pp. 112-121. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s13679-018-0305-z

31. Tovar A., Lividini K., Economos C. D., Folta S., Goldberg J., Must A. School's out: What are urban children doing? The Summer Activity Study of Somerville Youth (SASSY). BMC Pediatrics, 2010, vol. 10, pp. 16. DOI: http://dx.doi.org/10.1186/1471-2431-10-16

32. Visscher T. L., Seidell J. C. Time trends (1993-1997) and seasonal variation in body mass index and waist circumference in the Netherlands. International Journal of Obesity, 2004, vol. 28, pp. 1309-1316. DOI: http://dx.doi.org/10.1038/sj.ijo.0802761

33. von Hippel P. T., Workman J. From kindergarten through second grade, U.S. children's obesity prevalence grows only during summer vacations. Obesity, 2016, vol. 24, no. 11, pp. 2296-2300. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/oby.21613

34. Zhang J., Himes J. H., Hannan P. J., Arcan C., Smyth M., Rock B. H., Story M. Summer effects on body mass index (BMI) gain and growth patterns of American Indian children from kindergarten to first grade: a prospective study. BMC Public Health, 2011, vol. 11, pp. 951. DOI: http://dx.doi.org/10.1186/1471-2458-11-951

35. Zinkel S. R., Moe M., Stern E. A., Hubbard V. S., Yanovski S. Z., Yanovski J. A., Schoeller D. A. Comparison of total energy expenditure between school and summer months. Pediatric Obesity, 2013, vol. 8, no. 5, pp. 404-410. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/j.2047-6310.2012.00120.x

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Submitted: 12 August 2019 Accepted: 09 September 2019 Published: 31 October 2019

© ®

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).

© 2011-2019 Science for Education Today

All rights reserved

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.