6. Соболева А. В. Типы учебно-речевых ситуаций и их место при обучении устно-речевому иноязычному общению // Молодой ученый. 2009. № 11. С 320-323.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс]: URL: М1р://минобрнауки.рф/!оситеПз/922. (дата обращения: 28.03.2016).
8. Marianne Celce Murcia Communicative Competence: A Pedagogically Motivated Model with Content Specifications. Los-Angeles: University of California, 1995. P. 35.
^a^d^nstics of quality management model of preschool educational institution
Bender A.
Характеристики модели управления качеством дошкольного образовательного учреждения Бендер А. Л.
Бендер Анна Леонидовна / Bender Anna — студент, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал), Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, г. Ялта, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад "Розочка", с. Крымская Роза, Белогорский район, Республика Крым
Аннотация: в данной статье предлагается один из путей решения поставленной задачи. Рассматривается проблема «управление качеством образования в дошкольном учреждении». Abstract: this article suggests one way to solve this problem. The problem of «quality management éducation in preschool» is considered.
Ключевые слова: управление качеством, комплексная оценка, стимулирование сотрудников, многокритериальные задачи.
Keywords: quality Management, Complex comments, staff incentives, multicriteria problem. Введение
Образование - общественная проблема, решаемая на уровне государства. Качественное образование - должно стать основой современной России. В Крыму в ДОУ сегодня кардинально поменялись приоритеты, на основе которых проектируется процесс воспитания и обучения дошкольника [4].
Качественное образование — это не только соответствие ФГОС, но и благополучное функционирование ДОУ, а также напряженная работа каждого педагога и заведующего в направлении обеспечения развития.
Управление качественным образованием — алгоритм манипуляций, направленные на улучшение, оперативный и плановый контроль качества образования. Улучшение качества — процесс и результат приближения имеющихся параметров образовательной деятельности к целям и задачам.
Формулировка цели статьи. Выявить сущностные характеристики модели управления качеством дошкольного образовательного учреждения, определить роль управления качеством в развитии системы образования.
Изложение основного материала статьи.
Предложенная модель воздействий управления качеством по достижению поставленных целей, четко формируя задачи, мотивируя работников образовательной организации, поддерживая профессионализм и ставя перед необходимостью к самоанализу и самоусовершенствованию. Управление качеством, позволяет сформулировать долгосрочные взгляды вперед и способствовать качественным изменениям в прогрессе ДОУ.
Предлагаем проверить эффективность управления дошкольным образовательным учреждением на основе реализации и апробации модели эффективного управления ДОУ. Создавая модель эффективного управления, разрабатываем критерии и показатели, характеризующие уровень эффективности управления ДОУ. Модель управления качеством образования включает цели, содержание, организацию, педагогические подходы. Однако для внедрения данной модели в ДОУ необходимо дополнить ее системным и процессным подходами в управлении.
Первый этап реализации модели управления качеством дошкольного образования -подготовительно - информационный - исследование запроса и нужд образовательных услуг. На этом этапе осуществляется выбор основных целей и направлений деятельности ДОУ.
Второй этап - содержательно-методический - здесь решается задача проведения мониторинга и отбор квалифицированного личного состава, повышение его квалификации. Особенно важен рост компетентности и образованности воспитателей, так как большую роль играет сам руководитель и его заместитель, использующий разные формы организационной работы: методические объединения, творческие, проблемные группы, взаимодействие коллег, участие в работе методических семинаров, педагогических мастерских и т.д. Основной этап модели управления качеством дошкольного образования — создание качественного управления в ДОУ. В предложенной модели данный компонент самый существенный.
Третий этап - деятельностно-рефлексивный - это текущий контроль в дошкольном учреждении. Чтобы распоряжаться эффективно, принимать конструктивные решения, администраторам ДОУ необходимо иметь мониторинг этого процесса. Мониторинг и контроль в разных формах и методах (способах, средствах), обеспечивают непрерывность управления образовательной системой и прогнозирование неудач.
Во время подготовительно-информационного этапа предложить педагогические чтения, где воспитатели презентовали бы доклады. Интересными будут мнения воспитателей о формах профессионального роста, которые систематизированы в виде методической папки.
Методологический блок имеет следующие подходы: личностно-ориентированный, системно-деятельный, компетентностный, программно-целевой. Здесь же рассматриваются принципы развития личности, образованности и научности, системности и деятельности, компетенции и целостности, непрерывности развития и интеграции.
Содержательный блок наполнен целью, подготовить условия для мониторинга управления качеством. Проведение мониторинга и обобщение, содержит систематизацию результатов. Мониторинг при этом будет проходить в три этапа: вводный, промежуточный и контрольное исследование.
Методы этого блока:
Беседы
• Анкетирование;
• Исследование;
• Мониторинг;
• Анализ мероприятий.
Компоненты содержательного блока:
• Подготовительный;
• Методический;
• Рефлексивный.
Во время этого мероприятия участников проинформировать о принципах организации педагогических исследований, подборе диагностического инструментария, теоретико-методологических способах проведения эксперимента. На этом этапе провести методические дни, когда воспитатели делятся впечатлениями о личном прогрессе в организации работы, презентуют свои методические наработки.
Кроме этого, на информационном этапе воспитатели ведут дневник «Мой педагогический рост», в котором собирают разработанные ими дидактические материалы, пишут эссе про собственные впечатления об организованной роботе. Написание воспитателями коротких эссе, на наш взгляд, является удачной формой работы, т.к. задания помогают раскрыть аналитические способности воспитателей, их умения определить сущность проблемы, развивать творческий потенциал. Работа над эссе имеет цель овладение навыками логического письменного изложения исследуемой проблемы. Получив задания, воспитатели выясняют основные требования к оформлению эссе, а именно:
1. Содержание.
2. Вступление (обоснованием теми и ее практической значимости).
3. Основная часть: изложение материала, концептуальная часть, рабочие понятия, критическая аргументация.
4. Вывод.
Обозначенная форма работы дает возможность раскрыть такие качества воспитателя, как способность к творческому осмыслению проблемы, профессиональной компетентности педагога. Педагоги высказывают личную точку зрения, обосновывают ее, высказывают и анализируют увиденные недостатки.
В конце первого этапа проводится промежуточный срез уровня профессионального мастерства педагогического коллектива.
Полученные результаты подтверждают эфективность форм работы, что позволяет перейти к следующему этапу - содержательно-методический, целью которого было формирование знаний и форм организации работы в ДОУ, а задачей - сформировать представление о существующих новейшие формы организации деятельности педагога, мотивировать интерес к организации указанного вида работы в профессиональной деятельности. На втором этапе реализовано такое педагогическое условие: активизация исследовательского сотрудничества администрации и педагога с целью развития готовности к организации работы. На рассматриваемом этапе внедряли такие формы работы:
-заседание творческой группы «Наш педагогический опыт»;
-заседание педсовета молодых педагогов «Проблемы качества образования»;
-семинар на тему «Моя методическая копилка»;
-формирование базы данных нормативных и инструктивных документов;
-молодым педагогам предлагали вести дневник «Мой педагогический рост» и методическую страницу на сайте ДОУ;
-проведение методических дней.
Результат, которого мы ожидаем в содержательно-методическом этапе - сформированность четких представлений педагогов об инновационных формах качества образования и методической работы в ДОУ; умение работать в коллективе, повышение уровня самообразования.
Этот этап начат с заседания педсовета: педагоги обсуждают собственные методические наработки, решали педагогические ситуации, которые, по их мнению, могли повысить качество образования в ДОУ. В беседах педагоги представляют собственные идеи по внедрению инновационных технологий, ранжировали их согласно эффективности, с помощью чего в них сформированы необходимые умения и навыки организации работы. Стоит заметить, что педагоги достаточно активны во время проведения педсоветов, аргументировано обосновывают собственные выводы, критически анализируют и оценивают информацию, проявляют творческий подход. Данная форма работы позволяет педагогам не только подробно ознакомиться с нормативно-правовыми документами по организации учебно-воспитательного процесса в ДОУ, но и проанализировать существующие документы в сфере организации работы. Нормативно-правовые документы: Конституция России, законодательство об образовании, правительственные документы по вопросам образования, приказы и другие инструктивно-нормативные документы Министерства образования и науки, молодежи и спорта, рабочий учебный план; план научно-методической работы на учебный год; приказ об организации методической работы в текущем учебном году; документация по повышению квалификации педагогов; материалы работы педагогического коллектива над методической проблемой; систематизированы инструктивно-методические письма Министерства образования и науки, молодежи и спорта, методических органов на местах; Положение о наставничестве; Положение о методическом кабинете; Положение о календарно-тематическое планирование; Положение о конкурсе «Воспитатель года»; Положение о портфолио педагога.
Диагностический блок имеет следующие показатели:
1.Наличие знаний о законодательной базе и умение ориентироваться в информационно-образовательном пространстве;
2.Наличие методических знаний и стремлений к методикам и техникам;
3.Стремление к самоанализу и к профессионализму.
О качестве образования в дошкольном учреждении можно судить по результатам итогового контроля. Сопоставлением данных итоговой диагностики с прогнозируемыми результатами определяется степень достижения целей. Система управления в ДОУ направлена на конечный педагогический результат, новый подход к педагогическому анализу, планированию, организации, регулированию и контролю всей деятельности [9]. Третий этап - деятельностно-рефлексивный -текущий контроль качества.
Выводы. Модель управления качеством образования предполагает планирование, организацию, руководство, контроль функционирования и развития основных и обеспечивающих процессов. Управление качеством включает условия организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Управление качеством затрагивает качество всех процессов.
Управление качеством образования - это особое управление, организованное и направленное на достижение спрогнозированных результатов образования, т.е. речь всегда идет о наивысших возможностях.
Рис. 1. Модель управления качеством образования в дошкольном учреждении
Литература
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета, 31.12.2012. № 303.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013г. № 30384) // Российская газета 25.11.2013. № 6241.
3. Барышников Е. Н. О воспитании и воспитательных системах / Е. Н. Барышников, И. А. Колесникова. СПб, 2010. С. 122.
4. Белухин Д. А. Основы личностно-ориентированной педагогики / Д. А. Белухин. М., 2010. С. 320.
5. Братченко С. Л. Гуманистические основы личностно-ориентированного подхода к воспитанию / С. Л. Братченко // Образование и культура Северо-Запада России, 2012. № 1. С. 91.
6. Дошкольное образование в России. Сборник действующих документов и научно-методических материалов / Под ред. Р. Б. Стеркиной. - М.: Издательство АСТ, 2009. С. 336.
7. Зеер Э. Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога / Э. Ф Зеер. - Свердловск: изд-во Урал.ун-та, 2011. С. 197.
8. Лизинский В. М. О методической работе / В. М. Лизинский. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. С. 160.
9. Михайленко Л. Л. Повышение профессионального уровня педагогов в дошкольном образовательном учреждении / Л. Л. Михайленко // Методист, 2009. № 5. С. 67.