Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИХ ОСНОВАНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ВИЗУАЛИСТИКИ'

ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИХ ОСНОВАНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ВИЗУАЛИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
21
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАРАКТЕРИСТИКА / ВИЗУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПАРАДИГМА / АСПЕКТЫ / ВОСПРИЯТИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ / ОБРАЗЫ / ДИСКУРСИЯ / СОЗНАНИЕ / НОВОВРЕМЕННОЕ ВИЗУАЛИСТИКА / КОНЦЕПЦИЯ / ЗРИТЕЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ / МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / DESCRIPTION / VISUAL THINKING / PARADIGM / ASPECTS / PERCEPTIONS ARTISTIC / CHARACTERS / CONSCIOUSNESS / VIRUALISH / CONCEPTION / VISUAL CONCEPTIONS / COGITATIVE CAPABILITIES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тухтаева Музамбила

В статье даётся научное обоснование проблеме характеристики историко-философских оснований педагогической визуалистики. Автор статьи основывает свои суждения о новых характеристиках, которые отсутствовали в визуалистике предшествующих эпох (античности, средневековья и возрождения). Различие в визуальных парадигмах указанных эпох, по мнению автора, можно понять, если учесть смысловые аспекты терминов «видение» и «зрение». Автор статьи обращает внимание читателя на то, что визуальное мышление в эпоху Нового времени приобретает новые характеристики, которые в визуалистике предшествующих эпох (античности, средневековья и возрождения) отсутствовали. Различие в визуальных парадигмах указанных эпох можно понять, если учесть смысловые аспекты терминов «видение» и «зрение». Автор уверенно подчеркивает также, что видение включает в себя помимо зрения комплекс явлений, связанных с психологией восприятия, богатый культурный и социальный опыт. В визуальной парадигме, по мнению автора, можно заметить своеобразный парадокс в том, что эпоха Просвещения (единственная историко-культурная эпоха, название которой содержит визуально-световую коннотацию) менее всего (по сравнению с другими эпохами) уделило внимание проблеме зрения и видения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESCRIPTIONS HISTORICAL AND PHILOSOPHICAL OF GROUNDS PEDAGOGICAL VIRUALISH

The article gives a scientific substantiation to the problem of the characterization of the historical and philosophical foundations of pedagogical visualistics. The author of the article bases his judgments on new characteristics that were absent in the visualistics of the preceding epochs (antiquity, medievalism and revival). The difference in the visual paradigms of these epochs, according to the author, can be understood if we take into account the semantic aspects of the terms “vision” and “vision.” The author of the article draws the attention of the reader to the fact that visual thinking in the era of modern times acquires new characteristics, which in the visualization of previous epochs (antiquity, the Middle Ages and revival) were absent. The difference in the visual paradigms of these epochs can be understood if we take into account the semantic aspects of the terms “vision” and “vision.” The author also confidently emphasizes that the vision includes, in addition to vision, a complex of phenomena related to the psychology of perception, and a rich cultural and social experience. In the visual paradigm, in the opinion of the author, one can notice a peculiar paradox in that the Enlightenment (the only historical and cultural era, the name of which contains a visual-light connotation) paid less attention to the problem of vision and vision than in other epochs.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИХ ОСНОВАНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ВИЗУАЛИСТИКИ»

CALCULATING THE NORM AND FINDING THE DISTANCE BETWEEN TWO FUNCTIONS IN DIFFERENT METRICAL SPACES

This work demonstrates thefinding ofthe norm of function and the distance between twofunctions in different metric spaces.

Keywords: norm, space, distance, function, derivative, table.

Сведения об авторе:

Нажмиддинов Джамолиддин - старший преподаватель кафедры математического анализа ТГПУимени С. Айни. Тел.:(+992)9П253196.

Сафарзода Эшмат - ассистент кафедра математического анализа ТГПУ имени С. Айни. Тел.:(+992)981020741, E-mail: ashmat@mail.ru

About the author:

Najmiddinov Jamoliddin - senior lecturer at the mathematical analysis department of the state Pedagogical University of Tajikistan named after S. Ayni. Tel. (992)917253196. Safarzoda Eshmat - assistant of the mathematical analysis department of the state Pedagogical University of Tajikistan named after S. Aini. Tel: (+992)91725319, E-mail: ashmat@mail.ru

ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИХ ОСНОВАНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ВИЗУАЛИСТИКИ

Тухтаева М.

Иститутаразвития образования имени АДжами

Визуальное мышление в эпоху Нового времени приобретает новые характеристики, которые в визуалистике предшествующих эпох (античности, средневековья и возрождения) отсутствовали. Различие в визуальных парадигмах указанных эпох можно понять, если учесть смысловые аспекты терминов «видение» и «зрение». По мнению МЯмпольского, « видение включает в себя помимо зрения весь комплекс явлений, связанных с психологией восприятия, и к тому же оно обогащено культурой и социальным опытом. Зрение относится скорее к области физиологии и оптики»[8] Если в античной, средневековой и ренессансной визуалистике приоритет отдается концепту видения (имеются в виду концепции видения Идеи Блага в платонизме, видения Света Первоединого в неоплатонизме, видения Божественной сущности в высокой схоластике, видения Божественного Света в августинианстве, видения художественных образов в ренессансной мысли), то в нововременном визуальном дискурсе особое внимание уделяется анализу физиологии зрения, устройству глаза, процессу фиксации зрительной информации в сознании человека (по мнению М.Джея, в этом проявляется «окоцентричность» (ocularcen-tricity) эпохи модерна [9].

Для понимания нововременной визуалистики особенное значение имеют труды Ф.Бэкона (15611626), Д.Беркли (1685-1753), ГГалилея (1564-1642), РДекарта (1596-1650), ТГоббса (1588-1679), ГЛейбница (1646-1716), ДЛокка (1632-1704), НМальбранша (1638- 1715), Б.Спинозы (1632-1677).

Визуальная парадигма в эпоху Нового Времени развивается более интенсивными темпами, нежели в предшествующие эпохи. Если в античной, средневековой и возрожденческой философии визуальные концепции можно было обнаружить лишь у некоторых мыслителей у (Платона, Аристотеля и Плотина в эпоху античности; у Августина , Бонавентуры и Фомы Аквинского в эпоху средневековья; М.Фичино, Николая Кузанского в эпоху Возрождения), то практически каждый теоретик в новое Время попытался предложить свою версию теории зрения и видения. Специфику нововременной визуальной парадигмы можно видеть в преимущественном внимании к проблемам физического зрения, к способам его технического усовершенствования (посредством «зрительных труб» и линз ). Если в предшествующие эпохи абсолютной целью визуальных усилий был Божественный Свет, «просвещающий и озаряющий» умные очи верующих, то в эпоху Нового Времени термин «свет» ассоциируется, прежде всего, с мыслительными способностями человека, рассеивающими «тьму» заблуждений и невежества. В данном контексте «свет» превращается в метафору (тогда как в предшествующих версиях визуалистики речь шла о реальном, онтологически существующем Божественном Свете), используемую наряду с другими метафорическими оборотами, такими как «очи доказательств» или «геометрия видения».

Можно заметить своеобразный парадокс в том, что эпоха Просвещения (единственная историко-культурная эпоха, название которой содержит визуально-световую коннотацию) менее всего (по сравнению с другими эпохами) уделила внимания проблеме зрения и видения (исключение составляют лишь труды Э.Кондильяка). Визуальные штудии французских просветителей отчасти дублируют зрительные концепции нововременных философов ( РДекарта, Д. Беркли, Ф. Бэкона), отчасти же нацелены на демонстрацию слепоты христианской веры, в чем проявляется негативистски -критическая

несозидательная формула просвещенческой визуалистики. Как и философы эпохи Нового Времени, французские мыслители стремились отождествить практику просветительства не с христианским миссионерством, а с рационалистической борьбой с невежеством, с намерением «пользоваться собственным разумом» (и именно в этом видел суть Просвещения И.Кант). Основные положения просвещенческой визуалистики представлены в трудах Вольтера (1694-1778), Дени Дидро (1713-1784), Поля Анри Гольбаха (1723—1789), Шарля Луи Монтескье (1689-1755), Этьена Бонно де Кондильяка (1715-1780) и Жюльена Офре де Ламетри (1709-1751). Можно встретить практически в каждой работе французских философов XVIII века формулировку просветительских целей философии, которая должна «выйти в народ» и направить его к свету Разума; которая должна иметь целью или расширить границы освещенных мест, или приумножить средоточия света. Деятельно-активные установки просветителей проявились в их намерении преобразовать философию из чисто рационально-мыслительного проекта в опытно-экспериментальное предприятие, реализующее задачи образования масс. Просвещенность следует рассматривать как синоним свободы от суеверий, по мнению французских философов,; как способность опытно-чувственно постигать природу, как стремление развивать свой разум, как намерение пребывать в земном плане бытия и не «гоняться за призраками» потусторонней жизни. Напротив, непросвещенный человек, по мнению П.А.Гольбаха, - это тот, кто «пренебрег реальностью, чтобы размышлять над призраками, презрел опыт, чтобы упиваться умозрительными системами и гипотезами. Он не осмелился просвещать свой разум, против которого его настроили с ранних лет, и, вместо того чтобы помышлять о счастье на земле, всеми силами стремился узнать, какой будет его судьба в воображаемой загробной жизни. Одним словом, человек отвернулся от изучения природы и предпочел погоню за призраками, которые подобно блуждающим огням, встречающимся ночью путнику, устрашили его, ослепили и заставили покинуть ту простую дорогу истины, свернув с которой он не сможет достигнуть счастья. В то же самое время некоторые просветители (к примеру, Дени Дидро) осознавали утопичность своей затеи, указывая на отсутствие согласия со стороны «просвещаемых» на то, чтобы их «просвещали»: это самая важная услуга, которую им можно было бы оказать, но которая, однако, никогда не будет им оказана. Как остроумно выразился один из наших друзей, когда я однажды беседовал с ним под сенью этих деревьев, излагать истину некоторым людям - это все равно, что направить луч света в совиное гнездо. Свет только попортит совам глаза, и они поднимут крик. Если бы люди были невежественны только потому, что ничему не учились, то их, пожалуй, еще можно было бы просветить; но нет, в их ослеплении есть система .

Описывая особенности просветительского проекта, французские философы, вслед за нововременным философом Ф.Бэконом, акцентируют важность опыта и эксперимента, который единственно может даровать интеллектуальные прозрения. Излюбленными визуально -световыми метафорами просветителей становятся словосочетания «факел опыта» [3], опыта для слепых», «светоч философии»[3]. Если же свет от «факела опыта» оказывается недостаточно сильным, если он не проникает в потаенные планы человеческого существования, - следует остановиться, ограничить свои познавательные претензии и не исследовать то, по поводу чего однозначные выводы невозможны: Дальше я в эти дебри забираться не стану; я останавливаюсь там, где мне уже не хватает света моего разума; с меня довольно и того, что я вижу, как далеко я могу зайти. Здесь будет уместным упомянуть и то, что указанные графемы активно использовались уже в новейшее время в политической агитации, а также в практике воспитательной работы советских школ.

Подводя итоги, можно сказать, что визуалистика эпохи Просвещения носит несколько прокламационный характер; ее основной «нерв» - стремление «развенчать» темноту и слепоту веры, а также доказать просветленность разума. Достаточно высоко можно оценить визуальные исследования Э. Кондильяка, в которых развивается тема взаимосвязи между осязанием и зрением. Акцентация первостепенной важности осязания, управляющего зрением, которую можно встретить в работах Э. Кондильяка, несколько напоминает аналогичные установки античного философа Плотина, провозгласившего высшую ценность акта прикосновения к Первоединому (прикосновения как модуса осязания), превосходящего по значимости событие видения Божества.

В классической немецкой философии визуальная тематика развивается в направлении, выдержанном в субъективистски-трансцендентальном духе. Традиционные визуальные понятия, которые использовались мыслителями всех предшествующих эпох (такие как свет, взгляд, видение, всматривание, созерцание), диалектически трансформируются немецкими философами, превращаясь в ментальные категории, в элементы системно-понятийных конструкций. Как верно заметил М. Ямпольский, основной формой визуальных практик немецких мыслителей становится наблюдение/созерцание, осуществляемое трансцендентальным субъектом, обозревающим объекты, которые предстают перед его взором. При этом

точка зрения/угол зрения субъекта -наблюдателя становятся центральными, доминантными, абсолютно истинными, соподчиняющими себе все прочие оптические плоскости.

Визуальная тематика занимает в немецкой классической философии несколько периферийные позиции. Тем не менее, она обладает своей спецификой, которая наложила отпечаток на последующее историко-культурное развитие визуалистики. Немецкие мыслители предложили диалектическую аналитику визуальных понятий, таких как свет, созерцание, видимость, видение, выявив их сущностные характеристики. Для визуалистики предшествующих эпох подобное аналитическое движение было абсолютно нехарактерным: теоретики эпох античности, Средневековья, Возрождения, Нового времени интересовались преимущественно выяснением условий качественного зрения или видения, изучением онтологических, онтических и духовных оснований просветленности и озаренности человеческой души. Что же касается немецких классиков, то они в основном занимались изучением логических характеристик визуальных концептов, пытались проанализировать трансцендентально -субъективные основания созерцательной активности чело- века, нацеленной не столько на реально существующие объекты, сколько на их ментальные копии (феномены), наблюдаемые в сознании субъекта.

ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аль-Фараби. Указание пути к счастью// Аль-Фараби А.М. Социально-этические трактаты. - Алма-Ата: Наука, 1973.

- 19 с.

2. Вольтер. Метафизический трактат/Вольтер Франсуа -Мари Аруэ; [пер . с фран. С. Я Шейнман -Топштейн ] // Философские сочинения - М. Наука, 1988. - 227-274 с.

3. Вольтер . Философские письма / Вольтер Франсуа -Мари Аруэ; [пер. С фран. С. Я. Шейнман -Топштейн] //Философские сочинения. - М. : Наука, 1988. -70-226 с.

4. Гольбах Поль Анри . Система природы, или о законах мира физического и мира духовного / Поль Анри Гольбах; [ пер. С франц.]. - М. Изд -во соц .-экон. Лит -ры, 1963. -683 с.

5. Дидро Д. Прогулка скептика, или Аллеи / Дени Дидро; [ пер. С франц. П. Попова, И. Румера, В. Сережникова и др .].

- М Мысль , 1986. - 199-265 с.

6. Ламетри Ж.О. Человек -машина / Ламетри Жюльен Офре ; [пер . с франц. Э. А. Гроссмана и В. Левицкого] // Сочинения . - М. : Мысль, 1983. - 169-226 с.

7. Панофский Э. Idea: К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма / Эрвин Панофский; [пер. С нем . Ю.Н. Попова ]. - Изд. 2-е, испр . - СПб. Андрей Наследников, 2002. -237 с.

8. Ямпольский М. Наблюдатель. Очерки истории видения / Михаил Ямпольский - М. Ad Marginen, 2000. - 287 с.

9. Ямпольский М. Ткач и визионер: Очерки истории репрезентации, или О материальном и идеальном в культуре / Михаил Ямпольский. - М. Новое литературное обозрение, 2007 - 616 с.

10. Gary J. Modernizingvision / Gary J. // Vision and Visuality: Editedby Hal Foster - SeatHe: Bay Press, 1988. - P. 29-44.

11. Jay M. Scopic regimes ofModernity / Matin Jay // Vision and Visuality : Edited by Hal Foster. - Seattle : Bay Press, 1988. - P. 3-23.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИХ ОСНОВАНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ВИЗУАЛИСТИКИ

В статье даётся научное обоснование проблеме характеристики историко-философских оснований педагогической визуалистики. Автор статьи основывает свои суждения о новых характеристиках, которые отсутствовали в визуалистике предшествующих эпох (античности, средневековья и возрождения). Различие в визуальных парадигмах указанных эпох, по мнению автора, можно понять, если учесть смысловые аспекты терминов «видение» и «зрение». Автор статьи обращает внимание читателя на то, что визуальное мышление в эпоху Нового времени приобретает новые характеристики, которые в визуалистике предшествующих эпох (античности, средневековья и возрождения) отсутствовали. Различие в визуальных парадигмах указанных эпох можно понять, если учесть смысловые аспекты терминов «видение» и «зрение». Автор уверенно подчеркивает также, что видение включает в себя помимо зрения комплекс явлений, связанных с психологией восприятия, богатый культурный и социальный опыт.

В визуальной парадигме, по мнению автора, можно заметить своеобразный парадокс в том, что эпоха Просвещения (единственная историко-культурная эпоха, название которой содержит визуально-световую коннотацию) менее всего (по сравнению с другими эпохами) уделило внимание проблеме зрения и видения.

Ключевые слова: характеристика, визуальное мышление, парадигма, аспекты, восприятия, художественные, образы, дискурсия, сознание, нововременное визуалистика, концепция, зрительные концепции, мыслительные способности

DESCRIPTIONS HISTORICAL AND PHILOSOPHICAL OF GROUNDS PEDAGOGICAL

VIRUALISH

The article gives a scientific substantiation to the problem of the characterization of the historical and philosophical foundations of pedagogical visualistics. The author of the article bases his judgments on new characteristics that were absent in the visualistics of the preceding epochs (antiquity, medievalism and revival). The difference in the visualparadigms ofthese epochs, according to the author, can be understood if we take into account the semantic aspects of the terms "vision " and "vision." The author of the article draws the attention of the reader to the fact that visual thinking in the era of modern times acquires new characteristics, which in the visualization of previous epochs (antiquity, the Middle Ages and revival) were absent. The difference in the visualparadigms of these epochs can be understood if we take into account the semantic aspects of the terms "vision" and "vision." The author also confidently emphasizes that the vision includes, in addition to vision, a complex of phenomena related to the psychology of perception, and a rich cultural and social experience.

In the visual paradigm, in the opinion of the author, one can notice a peculiar paradox in that the Enlightenment (the only historical and cultural era, the name of which contains a visual-light connotation) paid less attention to the problem of vision and vision than in other epochs.

Keywords: description, visual thinking, paradigm, aspects, perceptions artistic, characters, consciousness, virualish, conception, visual conceptions, cogitative capabilities

Сведение об автор:

Тухтаева Музамбила - соискатель отдела аспирантуры и докторантуры Иститутаразвития образования имени АДжами Академии образования Таджикистана

About the autor:

Tukhtaeva Muzanbila - Postgraduate student of the Institute for the development of education named after AJami Academy of education of the Tajikistan

НАКЩИ ХУНАРХРИ МИЛЛЙ ДАР ТАРБИЯИ ДУХТАРОН

Мамадносирова М.

Донишгоуи давлатии омузгории Точикистон ба нами САйни

Баланд бардоштани макоми зан дар чомеа, эхёи хунархои миллй, бехтаргардонии вазъи иктисодиву ичтимоии ахолй, таъсиси чойхои нави корй барои занону духтарон ва ба касбомузиву шугли доимй фаро гирифгани онхо дар мехвари сиёсати Асосгузори сулху Вахдати миллй-Пешвои миллат, Президента Чумхурии Точикистон мухтарам Эмомалй Рахмон карор дорад.

Паёми имсола хамчун хуччати мухимми давлатй, дурнамои масъалахои мухимми сиёсй, иктисодй ва ичтимоии кишвар буда, дар он тахлилу баркарории масъалахои мухталиф, аз чумла, кавй гардонидани робитахои бисёрсамта бо кишвархои дунё, хифзи манфиатхои иктисодиву ичтимой ва амниятй, истифодаи окилонаи захирахои мавчуда, рушди сохаи сайёхй пешбинй шудааст, ки ин ба занон ва духтарони точик имконият медихад, таърих, фарханг ва маданияти точиконро ба сайёхон талкин менамояд ва махсули кори худро ба фуруш бароварда, сайёхон бо ин хунархои чехрадастон шинос шуда, аз онхо харидорй мекунанд. Махз сайёхон анъанаву хунархои мардумии моро дар арсаи байналмилалй муаррифй менамоянд. Х,ар эчодиёти хунарие, ки дорои зебогии эстетикй ва сифати баланди хоси худ мебошад, натанхо чойгохи дохилии худ, балки берунаро низ баланд мебардорад. Хдр сайёхе, ки аз Точикистон дидан мекунад, аввал аз мехмоннавозии мардум, баъдан аз хунари мардумй сухбат мекунад.

Вазифадор кардани муассисахои таълимию тарбиявй аз чониб Хукумат ва давлат шаходати баланд бардоштани сатхи маърифатнокии насли наврас ва чавонон барои аз худ кардани хунархои мардумй ва дар оянда барои зисту зиндагии моддии шахрвандон ва инчунин икг'исодиёти давлат мебошад. Ин аз он шаходат медихад, ки хар фарди (аз чумла духтарон) сохибхунару сохибкасби чомеаи мо метавонад тавассути хунари ба ёдгормондаи авлодй хаёти худ ва наздиконашро бехтар созад.

Албатта зан ё духтаре, ки сохибкасб аст, сохиби эхтиром ва лоики тахсини хамагон ба хисоб меравад. Ба ин хотир, мехру мухаббат нисбат ба хунархои ачдодй ва арзишхои миллии хеш ин ифтихори хар зан ва духтар мебошад.

Дар хунар куш, ки зар чизе нест, Ганчу зар пеши хунар чизе нест. Хунаре нех, ки дщад симу зарат, Хунаре аз дилу чрн ранцбарат.

Хунар сармояи гароннест, ки онро ба ягон дорой, сарват, симу зар иваз кардану харидан номумкин аст. Хунар зиндагиро зебой мебахшад.

Хамаи хунархо хангоми омузиш душворие доранд, ранче доранд, ки касро дилгир месозанд, вале кам занону духтароне ёфт мешаванд, ки ин душворихоро паси сар намоянду хунаре омузанд. Бехабар аз он

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.