Научная статья на тему 'Характеристики доминантных моделей маскулинности и фемининности (на примере опроса студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа» в ТГУ)'

Характеристики доминантных моделей маскулинности и фемининности (на примере опроса студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа» в ТГУ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1936
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ДОМИНАНТНАЯ МАСКУЛИННОСТЬ / ДОМИНАНТНАЯ ФЕМИНИННОСТЬ / GENDER / DOMINANT FEMININITY / DOMINANT MASCULINITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Слезкина Юлия Михайловна

Анализируются результаты опроса студентов, обучающихся по специальности «социальная работа» в ТГУ. Цель поискового исследования состояла в выявлении и сравнении содержания конструктов «настоящая женщина» и «настоящий мужчина». По результатам анализа обнаружено, что доминантные модели фемининности и маскулинности соответствуют традиционным патриархатным гендерным стереотипам: женщина должна быть внешне привлекательной, мужчина физически сильным, женская сфера семья и дом, мужская работа и финансы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dominant models of femininity and masculinity: main features (The case of «social work» specialty at Tomsk state university)

The article is devoted to the analysis of results of prediscovery, it has the purpose of detection and comparison of social constructs «ideal man» and «ideal woman». As a result of analysis, dominant models of femininity and masculinity conform to traditional patriarchal gender stereotypes: a woman must be beautiful and emotional, but a man must be strong; a womans sphere is family and home, but a mans sphere is work and money.

Текст научной работы на тему «Характеристики доминантных моделей маскулинности и фемининности (на примере опроса студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа» в ТГУ)»

2012 Философия. Социология. Политология №1(17)

УДК 316.422+316.37

Ю.М. Слезкина

ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОМИНАНТНЫХ МОДЕЛЕЙ МАСКУЛИННОСТИ И ФЕМИНИННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ОПРОСА СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» В ТГУ)

Анализируются результаты опроса студентов, обучающихся по специальности «социальная работа» в ТГУ. Цель поискового исследования состояла в выявлении и сравнении содержания конструктов «настоящая женщина» и «настоящий мужчина».

По результатам анализа обнаружено, что доминантные модели фемининности и маскулинности соответствуют традиционным патриархатным гендерным стереотипам: женщина должна быть внешне привлекательной, мужчина - физически сильным, женская сфера - семья и дом, мужская - работа и финансы.

Ключевые слова: гендер, доминантная маскулинность, доминантная фемининность.

Замысел статьи возник на занятиях по курсу «Гендерология. Феминоло-гия» со студентами третьих курсов, обучающихся по специальности «социальная работа» в ТГУ. В начале лекций проводится небольшой опрос, в рамках которого студентам предлагается написать пять качеств «настоящей/ идеальной» женщины и пять качеств «настоящего/идеального» мужчины. Представления об идеальных мужчинах и женщинах являют собой социальные конструкты доминантных фемининностей и маскулинностей. Анализ данных характеристик предложен в статье.

Цель статьи - выявить особенности доминантных социальных конструктов фемининности и маскулинности (на примере опроса студентов ТГУ, обучающихся по специальности «социальная работа»).

Нормативный идеал доминантных моделей маскулинности/ фемининности

Мысль о социально сформированных доминантных гендерных моделях возникла в рамках «мужских исследований». Австралийский социолог Роберт Коннелл [1] ввел понятие «гегемонная маскулинность» для описания типа маскулинности, находящегося на вершине иерархии культуры мужского сообщества и разделяемого преобладающей частью общества, объединенной по расовым, социальным и культурным признакам. Однако это не означает, что большинство мужчин, проживающих в данном обществе и поддерживающих идеологическую основу доминирующей формы маскулинности, соответствуют характеристикам, входящим в данную модель [2]. Гегемонная маскулинность представляется, скорее, желаемым образцом, идеалом, её характеристики являются жестко структурированными, а стремление следовать им социально поощряется. Согласно американскому исследователю Майклу Киммелю, гегемонная маскулинность - это маскулинность мужчин,

которым принадлежит власть [3]. Таким образом, гегемонная (доминантная) маскулинность выражает мужскую власть над женщинами и подчиненными мужчинами, демонстрирует эмоциональную сдержанность, культ физической силы, склонность к насилию. Отечественный ученый И.С. Кон рассматривает гегемонную маскулинность как социокультурный определенный нормативный канон, на который ориентируются мужчины и мальчики [4].

В противоположность доминантной маскулинности исследователи выделяют маргинализированные модели маскулинности, которые существуют в группах, объединяющих национальные, социальные и сексуальные меньшинства. Данные модели оцениваются большинством общества как «ущербные», воспринимаются с разным уровнем толерантности и часто становятся объектами дискриминационных действий, практикующихся в патриархатном обществе [2].

В данной статье мы сознательно не будем использовать термин «геге-монная маскулинность», который напрямую связан с отношениями власти и поэтому может относиться собственно к маскулинности, а будем употреблять эпитет «доминантная», подходящий для использования в отношении как маскулинности, так и фемининности. В обществе существуют не только нормативы по отношению к идеальным качествам мужчины. Наряду с ними имеются и идеалы «настоящей женщины», которые мы будем трактовать как характеристики доминантной модели фемининности. Основные критерии доминантных моделей фемининности/маскулинности:

• разделяются большинством общества;

• являются культурным идеалом, стремление к которому поощряется;

• имеют нормативных характер правил, жестко структурированы, задают границы социально приемлемого поведения.

Таким образом, доминантная маскулинность отражает содержание понятия «настоящий/идеальный мужчина», а доминантная фемининность - «настоящая/идеальная» женщина».

Методология исследования

В настоящее время уже имеется некоторый исследовательский опыт анализа доминантной маскулинности. Например, А. Терешкинас [5] проводил личные интервью на дому, а С.А. Ильиных [6] использовала метод фокус-группы. Данные авторы анализировали отношение респондентов к понятию «настоящий мужчина». В нашем исследовании мы решили сравнить отношение респондентов к понятиям «настоящий мужчина» и «настоящая женщина». Эмпирической базой исследования выступили данные небольшого опроса студентов, обучающихся по специальности «социальная работа» в Томском государственном университете. В начале курса «Гендерология. Феминология» студенты выполняют упражнение «Перевертыши» [7], суть которого заключается в том, что каждому студенту предлагается написать по пять характеристик, относящихся к понятиям «настоящий/идеальный мужчина» и «настоящая/идеальная женщина». После этого студент должен выбрать человека или персонаж, который соответствует всем написанным характеристикам.

В данной статье приводятся результаты анализа опроса студентов, обучавшихся на третьем курсе за последние 3 учебных года (2009/10-

2011/12 гг.) на очной и заочной формах обучения. В опросе приняли участие все студенты, посетившие занятие по «Гендерологии. Феминологии» в день проведения опроса, всего - 88 респондентов, среди которых 84 женщины и 4 мужчины, что обусловлено значительным преобладанием лиц женского пола среди обучающихся по специальности «социальная работа» в ТГУ. Исследование проводилось как поисковое, т.е. целью не являлось получение репрезентативных данных, а лишь выявление тенденций, описывающих проблему стереотипного отношения к конструктам «настоящий мужчина» и «настоящая женщина», использовались качественные и количественные методы с элементами контент-анализа данных.

Смысловое содержание характеристик «настоящего мужчины» и «настоящей женщины», выделенных респондентами, интерпретировалось, исходя из общепринятого толкования слов, а также с использованием толковых словарей русского языка интернет-портала «Яндекс-словарь» [8]. Анализ данных состоял из трех этапов и проводился отдельно по социальным конструктам «настоящий мужчина» и «настоящая женщина», затем полученные результаты сравнивались:

1. Подсчет повторений характеристик, выделение повторяющихся чаще других, сравнение описания конструктов «настоящий мужчина» и «настоящая женщина».

2. Группировка характеристик по объединяющим категориям, подсчет количества упоминаний в рамках категорий, сравнение конструктов «настоящий мужчина» и «настоящая женщина». Категории анализа:

• Активность (деятельностной аспект характеристики).

• Пассивность (характеристика проявляется в бездеятельности).

• Дом, приватная сфера.

• Работа, публичная сфера.

• Деньги, материальные ресурсы.

• Внешняя привлекательность.

• Физическая сила.

• Рациональность, интеллект.

• Эмоциональность, чувства.

• Личностная ориентация, эгоцентризм.

3. Подсчет повторений субъектов, соответствующих выделенным критериям, по мнению респондентов.

Содержание конструктов «настоящий мужчина» и «настоящая женщина»

По результатам опроса «настоящему мужчине» соответствуют качества, представленные на рис. 1 (количествово респондентов, назвавших качества, - 6 и более человек). «Настоящая женщина», по мнению респондентов, должна соответствовать критериям, представленным на рис. 2 (количество респондентов, назвавших качества, - 5 и более человек).

Современный настоящий мужчина, по мнению респондентов, является субъектом деятельности: он самоуверен, надежен и смел, умеет ставить цели и любить.

Умный -Добрый = Целеустреь-гаенный : Решительный | Смелый | Веселый = Верный :

о

10

20

30

40

Рис. 1. Содержание конструкта «настоящий мужчина», количество респондентов

Рис. 2. Содержание конструкта «настоящая женщина», количество респондентов

В настоящей женщине больше ценятся её эмпатийные качества: она нежная, ласковая, милая, понимающая; внешняя привлекательность: красивая, обаятельная; причастность к приватной сфере: хозяйственная, мать, хранительница домашнего очага.

И для мужчины, и для женщины значим ум (интеллект), возможно, это объясняется важностью интеллектуальных способностей в студенческой среде и при опросе респондентов из других социально-демографических групп «ум» не был бы на первых позициях. Примечательно, что женщины должны быть еще и мудрыми (обладать житейским опытом), в отношении мужчин данная характеристика не упоминалась. И в идеальном мужчине, и в идеальной женщине одинаково высоко ценятся заботливость и доброта (как положительные качества человека), хотя, возможно, для мужчин и женщин эти характеристики нагружены разными смыслами.

Гендерно-стереотипные модели

Результаты обобщения качеств «настоящего мужчины» и «настоящей женщины» по категориям анализа продемонстрированы на рис. 3. При подсчете учитывалось число повторений качеств. Например, характеристику

«настоящей женщины» - «заботливая» - назвали 34 респондента, она входит в категорию «активность» и «эмоциональность», при подсчете учитывается как 34 повторения.

Рис. 3. Категории характеристик моделей «настоящий мужчина» и «настоящая женщина», кол-во повторений

Активность. Для доминантных моделей как маскулинности, так и феми-нинности высоко ценится активность, ведь речь идет о нормативной модели, а «правильный» (с точки зрения социальных норм) человек должен быть активным. Однако если активность «настоящих женщин» направлена в основном на близких и дом (заботливая, ласковая, хозяйственная и т.д.), то активность «настоящих мужчин» ориентирована, прежде всего, на достижение результатов и движение вперёд (целеустремленный, трудолюбивый, решительный и т. д.).

Пассивность. Для «настоящего мужчины» и «настоящей женщины» важны некоторые пассивные качества, такие как спокойствие, терпеливость, верность, скромность, т.е. не одобряется излишняя активность и эмоциональность.

Дом, приватная сфера больше проявляется в характеристиках «настоящей женщины»: хранительница домашнего очага, любящая мать, хорошая жена, хозяйка. Мужчина в домашней сфере ценится за трудолюбие (мастер на все руки). Только один респондент написал, что черта «настоящего мужчины» - это отец.

Работа, публичная сфера, наоборот, являются преимущественно мужской: трудолюбивый, предприимчивый, работящий, деловой и т.д.

Деньги. Характеристики, связанные с финансами, также относятся к мужчинам: щедрый, обеспеченный, состоятельный и т.д., то есть он должен зарабатывать деньги и не быть скупым. «Настоящей женщине» в данной категории присуща только щедрость.

Красота, внешняя привлекательность является очень важной чертой «настоящей женщины»: красивая, ухоженная, обаятельная, привлекательная и т.д. А вот для «настоящего мужчины» красота не очень важна, в отличие от физической силы, являющейся одной из основных его черт.

Интеллект одинаково высоко ценится в доминантной модели и маскулинности, и фемининности.

Чувства, эмоции респонденты больше связывают с женскими чертами, хотя они должны быть присущи и «настоящему мужчине», и «настоящей женщине», в обоих конструктах преобладают характеристики заботливости и доброты, также приветствуются веселый нрав и чувство любви.

Личностная эгоцентричная ориентированность больше характерна для доминантной маскулинности: самоуверенный, независимый, амбициозный.

Небольшое число респондентов приписывает подобные характеристики и «настоящей женщине».

Таким образом, доминантные модели маскулинности и фемининности соответствуют традиционным патриархатным гендерным стереотипам: характеристики мужчины и женщины во многом противоположны. Так, «настоящий мужчина» является активным субъектом в публичной сфере, соответственно, и денежные ресурсы находятся в его руках. Он физически силен, менее эмоционален и более эгоцентричен. «Настоящая женщина», наоборот, активность проявляет в отношениях с близкими, в приватной сфере. Она эмоциональна и внешне привлекательна.

Для определения субъектов, репрезентирующих конструкты доминантных моделей маскулинности и фемининности, респондентам задавался вопрос о том, кто, по их мнению, соответствует выделенным ими характеристикам (рис. 4-5).

Одним из основных ответов был: такого человека нет. Это подтверждает тезис, что доминантная гендерная модель является идеалом, на который должны ориентироваться люди.

Часто респонденты приводили в пример представителей светской хроники (актеры, певцы и т.д.), а также персонажей литературы и фильмов, что свидетельствует о социальных корнях доминантных гендерных моделей.

1/3 респондентов написали, что характеристики «настоящей женщины» соответствуют их матери (рис. 5). Образ матери является архетипическим,

Герои и героини нашего времени

25

Рис. 4. Субъекты, репрезентирующие конструкт «настоящий мужчина», кол-во респондентов

30

Рис. 5. Субъекты, репрезентирующие конструкт «настоящая женщина», кол-во респондентов

т.е. в нем проявляются все лучшие качества женщины. Подобное относится и к образу отца, а также к другим значимым близким респондентов. Соответственно, данные субъекты (мать, отец и близкие), репрезентирующие доминантные гендерные модели, являются, скорее, результатом не личного, а социального опыта. Доминантные модели маскулинности и фемининности усваиваются людьми в процессе гендерной социализации, что объясняет их соответствие гендерным стереотипам.

Только одна студентка (из 88 человек) сказала, что характеристики «настоящей женщины» присущи каждой третьей женщине, а характеристики «настоящего мужчины» - каждому пятому мужчине, т.е. являются достаточно распространенными.

Таким образом, проведенный анализ результатов опроса студентов, обучающихся на кафедре социальной работы ТГУ, показал, что их представления о конструктах «настоящая женщина» и «настоящий мужчина» являются гендерно-стереотипными. Негативный характер влияния гендерных стереотипов проявляется как в дискриминации по признаку пола, так и в ограничении собственных возможностей и способностей. В частности, имеются данные о негативном влиянии доминантной маскулинности на социальную адаптацию мужчин [9] и на их заболеваемость и продолжительность жизни [4, 10].

Исследовательской перспективой является сравнение смыслового наполнения понятий «настоящий мужчина» и «настоящая женщина» респондентами мужского и женского пола разных социально-демографических групп, а также определение позитивных и негативных последствий ориентации респондентов на доминантные гендерные модели.

Практической перспективой данного исследования является гендерносенситивное образование, направленное на формирование толерантности к поливариантным проявлениям человеческого бытия, поскольку именно необразованность является одной из важных причин стереотипного мышления, задающего социальные ограничения, в том числе по признаку пола.

Литература

1. Connell R. W. The Big Picture: Masculinities in Recent World History // Theory and Society. Vol. 22, № 5, Special Issue: Masculinities. October. 1993. P. 597-623.

2. Маскулинность // Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой: Региональная общественная организация «Восток» - Запад: Женские Инновационные Проекты». М.: Информация XXI век, 2002. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.owl.ru/ gender/ 197.htm

3. Киммель М. Гендерное общество / Пер. с англ. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006. 464 с.

4. Кон И. Гегемонная маскулинность как фактор мужского (не)здоровья // Социология: теория, методы, маркетинг. Научно-теоретический журнал. 2008. № 4. С. 5-16.

5. Терешкинас А. Между доминирующими и субординационными формами мужественности: мужчины, их тело и сексуальность в современной Литве / Пер. с англ. Г. Новопольской // Гендерные исследования. 2004. № 11. С. 187-203.

6. Ильиных С.А. Множественная маскулинность // СОЦИС. 2011. № 7. С. 101-109.

7. Штылева Л.В. Исследование гендерных представлений студентов // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. СПб.: Питер, 2003. С. 46-55.

8. Яндекс-словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/

9. Тартаковская И. Мужчины на рынке труда // Социологический журнал. 2002. № 3. С. 112-125.

10. Тартаковская И. Смертельная ноша маскулинности // Демоскоп Weekly Института демографии НИУ ВШЭ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.demoscope.ru/ weekly/2010/0425/analit02.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.