Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 1 (330).
Физика. Вып. 19. С. 6-15.
метеоритика, физика солнечной системы
С. Н. Замоздра
характеристики челябинского суперболида
Представлен анализ данных о чрезвычайно ярком болиде, наблюдавшемся 15 февраля 2013 г. в 03:20 по всемирному времени в Челябинской области и соседних регионах. Указаны условия наблюдения болида, предложен сценарий его эволюции, рассчитаны высоты и эпицентры основных событий, на основе опроса очевидцев описаны электрофонные и электромагнитные эффекты .
Ключевые слова: болиды, электрофонный эффект, ударные волны.
1. Введение. Из космического пространства в атмосферы планет регулярно влетают метеороиды — твёрдые тела с характерными размерами от 0,1 мм до нескольких десятков метров [1], оставляющие в атмосфере короткоживущие светящиеся следы — метеоры . Наименьшая скорость входа метеороида в атмосферу планеты близка ко второй космической скорости . Большинство атомов и молекул в атмосфере планеты имеет тепловую скорость значительно меньше второй космической скорости, поэтому метеороид вторгается в атмосферу с ги-перзвуковой скоростью и на столкновительном участке траектории порождает систему сильных ударных волн . На головной ударной волне воздух превращается в горячую плазму и, обтекая метеороид, нагревает его путём лучистого теплообмена и теплопроводности . Смешиваясь с испарениями метеороида, плазма воздуха образует светящийся след — метеор . Метеоры, превосходящие по яркости Венеру, называются болидами . Суперболидами называют болиды ярче -17-й звёздной величины [2] .
15 февраля 2013 г. в 9 ч 20 мин по местному времени в Челябинской области и соседних регионах наблюдался суперболид, который создал мощные звуковые волны в воздухе, сейсмические волны и долгоживущий пылевой след в атмосфере . Суперболид вспыхнул над густонаселённым регионом, поэтому наблюдался тысячами людей и был заснят на видеокамеры с разных ракурсов . Метеоритный дождь, порождённый дроблением метеороида в атмосфере, выпал на территории нескольких муниципальных районов Челябинской области, поэтому вся совокупность упавших фрагментов была названа метеорит «Челябинск» [3] .
В XX в . на территории Челябинской области наблюдались три ярких болида . 3 октября 1933 г.
в седьмом часу утра болид пролетел с запада на восток [4] . Последующий за болидом метеоритный дождь выпал примерно в 50 км восточнее г. Кургана на с . Старое Песьяное и оз . Маньяс (рис . 1) . В коллекцию Академии наук удалось собрать 3,4 кг метеоритного вещества .
9 апреля 1941 г. в 5 ч утра жители Катав-Ивановского района наблюдали болид [5] . После этого появились сообщения о буром следе на снегу у с . Орловка на р . Катав . Однако научно подтверждённых находок метеорита до сих пор не было .
11 июля 1949 г. в 8 ч 14 мин в Свердловской, Челябинской, Курганской, Тюменской областях и Башкирской АССР наблюдался болид, который для близких очевидцев казался ярче солнца . Болид пролетел с севера на юг. За болидом последовали сотрясения почвы и построек, мощные звуковые волны, выпадение стёкол в некоторых домах и метеоритный дождь в Кунашакском районе Челябинской области . Самый крупный фрагмент метеорита «Кунашак», имевший массу около 118 кг, упал в 2 км южнее оз . Чебакуль . Аналогично фрагменту Челябинского метеорита, упавшему в оз . Чебаркуль, он раскололся на несколько частей (масса самой большой части 63 кг) [6] .
Метеориты «Старое Песьяное» и «Кунашак» являются каменными . Близкое к г. Челябинску падение железного метеорита произошло
17 мая 1990 г. в 23 ч 25 мин в 20 км к западу от г Стерлитамака (Башкирия) Масса самого крупного фрагмента метеорита «Стерлитамак» 315 кг [7] .
В настоящей работе описываются характеристики болида, вызванного падением метеорита «Челябинск». На основе видеозаписей анализируется эволюция болида и распространение ударных волн, представлены данные об
Рис. 1. Места падения метеоритов на Южном Урале и в соседних регионах в XX в. : 1 — Старое Песьяное, 2 — Катавский болид, 3 — Кунашак, 4 — Стерлитамак
и «Ч» — Челябинск, 15.02.2013
электрофонных и электромагнитных эффектах . Некоторые характеристики болида основаны на воспоминаниях автора и очевидцев события, опрошенных автором .
2. Условия наблюдения болида . В отсутствие облачного покрова и высоких препятствий Челябинский болид мог наблюдаться с земли на расстоянии около 800 км, на что указывает видеозапись, сделанная в Самарской области возле села с символическим названием Просвет [8] . Расстояние от этой точки до с . Еманжелинка в Челябинской области 754 км . На таком расстоянии видны объекты, находящиеся на высоте более 40 км . В семи субъектах Российской Федерации (Курганской, Оренбургской, Самарской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, Республике Башкортостан), а также в Республике Казахстан болид наблюдался визуально и запечатлён на видеозаписях . В Пермском крае было замечено и запечатлено на видеорегистраторе только резкое увеличение яркости неба во время вспышки болида [9] .
На Южном и Среднем Урале и на севере Казахстана наблюдению болида способствовали несколько факторов:
— малооблачная погода (обширный антициклон);
— отсутствие высоких гор;
— идеальное время: позднее утро (люди бодрствуют), сумерки, много движущихся автомобилей (включены видеорегистраторы)
3. Эволюция болида . Одна из наиболее удачных видеозаписей болида была сделана в Каменске-Уральском [10]: почти вся эволюция болида здесь снята видеорегистратором в остановившемся автомобиле, кроме того, в кадр попало много ориентиров (рис . 2) . Возникновение болида на утреннем небе лучше всего видно на видеозаписи [11] .
На основе этих данных можно построить следующий сценарий эволюции болида (табл . 1) .
Он возникает (^ = 0) как светящаяся точка . С первой секунды болид оставляет заметный хвост и до ^ = 7 с похож на головастика (рис . 2, «7 секунд») . Постепенно голова болида увеличивается, и на интервале времени ^ = 7,5-11,5 с он более похож на шар с тонким хвостиком . При ^ = 9 с происходит первая вспышка болида Возможно, она вызвана первым крупномасштабным дроблением метеороида . Это предположение согласуется с резким увеличением толщины болидного хвоста . Действительно, при ^ = 10 с хвост можно разделить на два сегмента существенно отличающихся по толщине: у ближнего к голове сегмента она приблизительно в три раза больше, чем у дальнего На рис . 2 («10 секунд») этот переход обозначен кружком . Видеозапись в Каменске-Уральском показывает, что начало первой вспышки было в этом же месте
Основная вспышка происходит в интервале ^ = 10-12 с . Она ослепительно яркая . В конце основной вспышки начальный болид (далее № 1)
Таблица 1
Эволюция болида на видеозаписях [10; 11]
Время, с Диаметр головы, у. е . * Длина, у. е. * Вид и изменения болида
0,0 0,5 0,5 Точка
1,0 1 2,5 Головастик (есть голова и хвост)
2,0 2 6 Головастик
2,5 2 8
3,0 3 11 Головастик с несколькими лучами от головы (артефакты)
3,5 3 13
4,0 3 16
4,5 3 19
5,0 3,5 22
5,5 4,5 25
6,0 6 28
6,5 8 31
7,0 9 37
7,5 10 40 Шар с тонким хвостом и лучами . Первая вспышка при t = 9 с
8,0 14 52
8,5 18 58
9,0 25 70
9,5 22 68
10,0 35 80 Шар с лучами и немонотонным хвостом (два сегмента с отношением толщин ~3)
10,5 54 104 Шар с лучами — начало основной вспышки
11,0 67 98 Шар с лучами
11,5 27 97 Шар с тонким хвостом и лучами
12,0 12 98 Головастик с конической головой
12,5 5 110 Отделение болида № 2, след болида № 1 имеет толщину до 3,5 у е
13,0 1,5 119 Полёт болида № 2 (голова коническая) . След болида № 1 имеет толщину до 2 у. е .и начинает вытягиваться
13,3 1 122 Отделение трёх болидов № 3 от болида № 2
14,0 1 136 Угасание одного из болидов № 3 и слияние двух других . След болида № 1 ещё светится и прекращает вытягиваться . Болид № 2 погас
14,3 1 141 След болида № 1 имеет толщину 2 у. е .и раздваивается
14,6 1 143
14,8 0,5 146
15,6 Последний из болидов № 3 погасает
19,0 След болида № 1 погасает (остыл)
* Диаметр головы и длина болида (с хвостом) измерены линейкой на дисплее и поэтому даны в условных единицах.
7 секунд
Рис. 2. Эволюция Челябинского суперболида: избранные кадры видеозаписи в Каменске-Уральском [10]. На кадре «10 секунд» кружок указывает область начала первой вспышки. На кадре «15 секунд» звёздочка указывает область максимума основной вспышки, а кружок — область окончания регистрации
болида (начало; окончание см. на с. 10)
Рис. 2. Окончание (начало см. на с. 9)
похож на головастика с конической головой (рис . 2, «11 секунд») . За доли секунды голова болида № 1 превращается из конуса в веретено и от неё отделяется новый болид (далее — болид № 2, рис . 2, «12 секунд») . Через 0,6 с после отделения болида № 2 веретено болида № 1 начинает вытягиваться и спустя секунду становится на 15 % длиннее . Пролетев секунду, болид № 2 повторяет судьбу болида № 1 — вспыхивает, тормозится и порождает цепочку (поезд) из новых болидов (далее болиды № 3, рис . 2, «13 секунд») . На видеозаписи [12], сделанной в центре Челябинска, хорошо видно формирование этой цепочки . В её голове находятся самые яркие болиды . При t = 14 с один из ярких болидов № 3 угасает, а два других ярких болида № 3 будто сливаются; след болида №2 1 ещё светится и прекращает вытягиваться; болид № 2 погас (рис . 2, «14 секунд») . Последний из болидов № 3 угасает при t = 15,6 с — видимая фаза полёта заканчивается (рис . 2, «15 секунд», кружок) .
Самый толстый участок следа от болида № 1 светился около 6 с после пролёта метеороида на этом участке . Остывая, толстый участок следа от болида № 1 погасает при t = 19 с (рис . 2, «19 секунд») .
Графики временных зависимостей диаметра головы и длины болида (с хвостом), сделанные на основе табл . 1, показаны на рис . 3 . Диаметр головы болида всё время остаётся меньше длины болида и имеет два максимума: при t = 9 с и t = 11 с . Длина болида увеличивается нелиней-
0 2 4 6 8 10 12 14 16
I (сек)
Рис. 3. Изменения диаметра головы (сплошная линия) и длины болида с хвостом (штриховая линия) в условных единицах со временем
но, что вызвано не только движением болида, но и его вспышкой
4. Траектория болида. Азимут траектории болида можно достаточно точно оценить по времени распространения ударных волн (п . 8) и точкам падения крупных метеоритов . Видеозаписи с рынка в г. Коркино и администрации г. Еман-желинска (табл . 2) показывают почти одинаковое время распространения ударных волн, поэтому проекция траектории проходит почти посредине между этими точками съёмки . Вторая надёжная привязка — полынья в оз . Чебаркуль от падения крупного фрагмента . Следовательно, проекция траектории (рис . 4) имеет азимут 284° и проходит через населённые пункты Потапово, Белоносово, Сары, Берёзки, Чебаркуль .
Рис. 4. Проекции траектории метеороида и лучей зрения из г. Каменска-Уральского на Яндекс-карте
в направлении на зоны трёх событий: начало первой вспышки (1), максимум основной вспышки (2), окончание регистрации болида (3)
Таблица 2
оценка кратчайшего расстояния до болида по времени распространения ударной волны
со средней скоростью 313 м^
№ Время, с Место Путь, км URL (автор)
1 150 Челябинск, ул. Свободы, 14 47,0 https://www.youtube . com/watch?v=rszpCJa6Xjg&fe ature=player_detailpage (Podlymen)
2 141 Челябинск, Привокзальная площадь 44,1 https://www.youtube . com/watch?feature=player_ detailpage&v=Qin41lP9r2U (Live камера, Интерсвязь)
3 89 Коркино, рынок 27,9 https://www.youtube . com/watch?feature=player_ detailpage&v=odKjwrjIM-k (нек розато)
4 139 Челябинск, ул. Батумская/ Дзержинского 43,5 https://www.youtube . com/watch?feature=player_ detailpage&v=efvP-RRuJuA (ryshkovoi)
5 92 Еманжелинск, администрация 28,8 Камера внутреннего наблюдения
По видеокадрам, на которых луч зрения почти перпендикулярен траектории, можно измерить угол её наклона относительно горизонтали . Например, по видеозаписи [10] из Каменска-Уральского находим, что прямой участок траектории, где ещё несущественно торможение, наклонён к горизонтали на 16°.
Зная проекцию траектории, можно найти координаты основных событий в эволюции болида (рис . 4) . С помощью видеозаписи [13] по кадрам в районе пересечения ул . Бейвеля и Профессора Благих мы оценили расположение зоны начала регистрации болида. Она находится на высоте 97 км над Мендыкаринским районом в Костанайской области Республики Казахстан, в 4 км на юго-запад от с . Озёрное в Звериноголовском районе Курганской области . Расстояние по земле от этой зоны до места падения фрагмента в оз . Чебаркуль 280 км, до точки видеосъёмки — 230 км . Большая высота начала регистрации болида типична в случае падения крупных метеороидов (см . табл .
4 . 1 в [2]), поскольку возле них образуется большая плазменная кома
С помощью видеозаписи [10] из Каменска-Уральского мы нашли координаты других значимых событий в эволюции болида . Высота столбов у перекрёстка принималась равной
9 м . Начало первой вспышки болида было на высоте 45 км над границей между Курганской и Челябинской областями вблизи населённых пунктов Азналино и Боровое (рис . 4, 1). Максимум основной вспышки находился на высоте 34 км в 4 км на юго-запад от с . Еткуль Челябинской области (рис . 4, 2). Точка окончания регистрации болида находится на высо-
те 17 км в 3 км на северо-запад от с . Травники Челябинской области (рис . 4, 3) . Заметим, что по видеозаписи [13] эта точка находится на высоте
13 км в 2 км к северу от с . Травники . С учётом погрешностей измерений, видеозаписи [10; 13] показывают одинаковые зоны окончания регистрации болида
По видеозаписи [10] видно, что окончание самой толстой части следа находится на 25 км дальше положения максимума основной вспышки (обозначено звездой на рис . 2, «15 секунд») . Учитывая, что вещество самой толстой части следа формировалось на протяжении всей вспышки, можно предположить, что большинство участков струи плазмы, образованной воздухом и парами метеороида, продвинулись до торможения приблизительно на 20 км — до пос . Первомайского Коркинского района, где и произошёл наиболее интенсивный метеоритный дождь .
5. Световое воздействие болида. Близкие очевидцы болида, например, Александр Полонский из Еманжелинска, отмечают, что главная вспышка болида была ослепительно яркой, поэтому многие из них отвернулись от источника света . В работе [14] сделан вывод о том, что вблизи траектории яркость главной вспышки превышала солнечную, причём доля ультрафиолетового излучения оказалась достаточно велика, чтобы в ряде случаев вызвать солнечные ожоги .
Предположение о значительной доле ультрафиолетовой компоненты в спектре болида согласуется с наблюдением автора, что в момент главной вспышки комната осветилась холодным белым светом
Ультрафиолетовая компонента излучения болида могла вызвать фотохимические реакции в воздухе и частичное испарение пылинок Возможно, этим вызвано возникновение неприятных запахов, отмеченное некоторыми наблюдателями болида
6. Электрофонные эффекты . Подобно Куна-шакскому болиду [6] Челябинский болид оказался электрофонным, т е сопровождался звуками во время полёта Автором были опрошены три очевидца болида, слышавших такие звуки
Евгений Светлов — глава Еманжелинского муниципального района (дипломированный инженер-электрик, возраст 39 лет) — сообщил, что, находясь в своём офисе в Еманжелинске во время основной вспышки болида, он услышал звук, похожий на гудение электрического трансформатора
Александр Полонский — водитель из администрации Еманжелинского муниципального района (возраст около 45 лет) — сообщил, что, находясь на улице в Еманжелинске, он услышал звук, похожий на рокот реактивных самолётов-истребителей, и только затем заметил болид
Владимир Бычков — программист из полиции (дипломированный физик, возраст около 43 лет) — сообщил, что, находясь в сквере областной больницы во время яркой фазы эволюции болида, он услышал звук, похожий на шипение масла на горячей сковороде . Звук шёл со стороны болида . В момент основной вспышки шипение прекратилось, но возник звук, похожий на хлопок при перегорании лампы дневного света
В момент наблюдения болида очевидцы были без очков, но рядом с ними были диэлектрические предметы: возле Евгения Светлова — столы и шкафы из ДСП, стёкла, возле Александра Полонского и Владимира Бычкова — стёкла автомобилей и деревья
7. Электромагнитные эффекты . Телеоператор челябинского областного канала «ОТВ» Иван Генералов сообщил, что во время главной вспышки болида пропал сигнал с радиомикрофона, но через 1-2 с возобновился . Место происшествия — офис на втором этаже в центре Челябинска .
Первый заместитель главы Еманжелинского муниципального района Павел Демин сообщил, что во время полёта болида стали мерцать лампы в уличных фонарях Вместе с этим, по информации энергосетевых организаций «АЭС
Инвест» и «МРСК Урал», скачка напряжения на электросетях и отключений электроэнергии в момент падения метеорита не отмечалось .
8. Эволюция следа. Клубящийся слегка светящийся дымный след — это было первое, что увидел автор на утреннем небе, выглянув в окно после главной вспышки болида . Конвективная неустойчивость вызвала раздвоение следа болида и формирование грибовидного облака Это облако возникло в зоне торможения остатков метеороида благодаря быстрому подъёму горячего пузыря, состоящего из плазмы воздуха, а также паров и пылевых частиц метеороида . Подъём начался на высоте около 23 км со скоростью до 180 м/с [15], что эквивалентно сильнейшему урагану Он мог подбросить вверх камни размером до нескольких сантиметров
Тысячи тонн пыли от разрушенного метеороида были разнесены воздушными течениями в стратосфере на высотах 25-45 км со средней скоростью 85 м/с [16] . В итоге за несколько дней в северном полушарии на широтах 50-70° сформировалось аэрозольное кольцо, которое оставалось заметным следующие 3 месяца
9. Ударные волны. Большинство очевидцев, в том числе и автор, ощутили серию ударных волн, пришедших через несколько минут после пролёта болида Причём первую волну все считают наиболее сильной . По шатанию видеокамеры [17] проявляются три ударных волны .
Пологая траектория благоприятствовала долгому и плавному преобразованию кинетической энергии метеороида в тепловую энергию плазмы болида Плазменный след растянулся на сотню километров, поэтому ударные волны, порождённые его быстрым расширением (взрывом), были наименее разрушительными
Выбивание стёкол и рам в населённых пунктах, находящихся вблизи средневысотного участка траектории болида, указывает на скачок давления 0,05 атмосферы в ударных волнах на уровне земли
Расстояние от источника волн до точек регистрации можно оценить по времени распространения волн, если задавать их скорость в качестве параметра Поскольку амплитуда волн мала, их скорость близка к скорости звука, с. Полагая, что средняя температура на пути из стратосферы в зимнюю тропосферу -30 °С и соответствующая средняя скорость звука с= 313 м/с, получаем оценки расстояния для пяти точек регистрации (см табл 2)
40
38
36
34
32
30
28
26
24
Ч-Е
- cs(-30°C)
ч-к ;
300 320 340
360
V, м/с
380 400 420
Рис. 5. Оценка высоты болида на участке траектории между Коркино и Еманжелинском
по времени прибытия ударной волны:
слева — геометрия задачи: основание треугольника известно, две других стороны и высота вычисляются по времени прихода ударной волны; справа — зависимость высоты от средней скорости ударной волны для трёх треугольников, основания которых соединяют три точки регистрации —
в Челябинске, Коркино и Еманжелинске
Поскольку расстояния между точками регистрации известны, можно по теореме косинусов найти высоту И источника волн (рис . 5) . Например, для трёх вертикальных треугольников, основания которых соединяют три точки: в Челябинске, Коркино и Еманжелинске, графики И(с) почти пересекаются при с8 = 313 м/с, что указывает, на единый источник волн во всех этих точках и одинаковые параметры атмосферы на пути волн . Соответствующая высота болида на участке траектории между Коркино и Еманжелинском составляет 27 км .
10. Заключение. Челябинский болид, наблюдавшийся 15 февраля 2013 г. в 03:20 по всемирному времени в Челябинской области и соседних регионах, считается вторым по энергии взрыва (500 кт в тротиловом эквиваленте) после Тунгусского болида 1908 г.
Анализ наблюдательных данных о Челябинском болиде показал следующее . Болид относится к суперболидам, поскольку был много ярче -17-й звёздной величины . Условия его наблюдения на Южном и Среднем Урале и на севере Казахстана можно считать идеальными: малооблачная погода, отсутствие высоких гор, позднее утро (люди бодрствуют), сумерки, много движущихся автомобилей (включены видеорегистраторы) . Наиболее удалённая видеозапись болида сделана в Самарской области (754 км до с . Еманжелинка в Челябинской области) .
Видимая стадия эволюции болида длилась долго — 16 с, что вызвано малым углом входа относительно горизонта (около 16°) . У болида отчётливо выделяются три стадии эволюции, которые выглядят как рождение новых поко-
лений болида из старых . Когда болид первого поколения почти затормозился и погас, из него вылетел болид второго поколения . Он, в свою очередь, при торможении и угасании породил группу (поезд) болидов третьего поколения .
Высота зоны начала регистрации болида — 97 км, начала первой вспышки — 45 км, максимума основной вспышки — 34 км, окончания регистрации — 17 км . Эпицентр основной вспышки находился в нескольких километрах к юго-западу от с . Еткуль Челябинской области .
Полёт болида сопровождался электрофонны-ми эффектами и помехами в радиосвязи . Кроме того, анализ задержки сигналов от спутников системы GPS показал, что болид изменил лучевую концентрацию электронов в ионосфере [18] . Анализ отражения радиоимпульсов от ионосферы показал, что после болида концентрация электронов могла вырасти в 2,7 раза на высотах до 250 км в течение 1-1,5 ч [19] .
Падение метеорита «Челябинск» стимулировало переоценку частот столкновений метеороидов с Землёй . Например, по расчётам Брауна и др . [20], основанным на данных о воздушных взрывах, частота вторжения тел с размером 1050 м на порядок выше оценки, основанной на других методах . Это может означать, что распределение размеров метеороидов, сближающихся с Землёй, не является равновесным либо методы оценки частот столкновений дают высокую погрешность для тел с такими размерами . Поэтому необходимо активизировать изучение небесных тел декаметрового размера, которые многочисленны, трудно обнаруживаемы и опасны
Автор благодарит профессора А. Е. Дудорова за стимулирование исследований, ценные замечания и уточнения; Дмитрия Бадюкова — за предоставление подборки статей; Евгения Светлова, Александра Полонского, Павла Демина, Владимира Бычкова и Ивана Генералова — за подробные рассказы о ярком событии.
Список литературы и источников
1 . Beech, M . On the definition of the term ‘meteoroid’ / M Beech, D Steel // Q J R astr Soc 1995. Vol . Зб . P. 281-284.
2 Катастрофические воздействия космических тел / под ред В В Адушкина, И В Немчинова. М . : Академкнига, 2005. 310 с.
3 . The Meteoritical Society. URL: http://www. lpi . usra edu/meteor/
4 . Егурная, И . С . Метеорит «Старое Песья-
ное» над Челябинском [Электронный ресурс] . URL: http://resources . chelreglib . ru:б005/el_izdan/
kalend2008/meteorit htm
5 Егурная, И С Катавский болид [Электронный ресурс] . URL: http://urbibl. ru/Stat/Meteoriti/ katavskiy_bolid . htm
6 Зоткин, И Т Исследование условий падения каменного метеоритного дождя «Кунашак» / И Т Зоткин, Е Л Кринов // Метеоритика 1958 Вып. 15 . С. 51-81 .
7. Юсупов, С. Ш. Метеорит «Стерлитамак» [Электронный ресурс] . URL: // http://ufa-gid . com/ encyclopedia/meteor html
8 Метеорит под Новокуйбышевском [Электронный ресурс] . URL: http://www.youtube .com/wa tch?v=n4tDkMKSEK0&feature=player_embedded
9. URL: http://iskra-kungur.ru/onelane/6510-v-
kungure-tozhe-videli-padenie-meteorita html
10 Взрыв метеорита над Челябинском 15 02.2013 [Электронный ресурс] . URL: https:// www . youtube. com/watch?feature = player_ detailpage&v=iCawTYPtehk
11 . Взрыв метеорита над Челябинском [Электронный ресурс] . URL: https://www.youtube . com/ watch?feature=player_detailpage&v=cGyQIw899dQ
12 . Взрыв болида, Челябинск, 15.02.2013 [Электронный ресурс] . URL: http://www.youtube . com/ watch?v=K5J_xEWIGPo&feature=player_detailpage
13 . Метеоритный дождь над Челябинском [Электронный ресурс] . URL: https://
www. youtube. com/watch?feature=player_ detailpage&v=HLVjkv98m9g
14 . Popova, O. P. Chelyabinsk airburst, damage assessment, meteorite recovery, and characterization / O. P. Popova, et al. // Science. 2013 . Vol. 342 . P. 1069-1073.
15 . Горькавый, Н . Н . Аэрозольный шлейф Челябинского болида / Н . Н . Горькавый, Т. А . Тай-дакова, Е . А . Проворникова, И . Н . Горькавый, М . M . Ахметвалеев // Астрой, вести. 2013 . Т. 47, № 4 . С. 299-303.
16 . Gorkavyi, N. New stratospheric dust belt due to the Chelyabinsk bolide / N . Gorkavyi, D . F. Rault, P. A . Newman, A . M . da Silva, and A . E . Dudorov // Geophys . Res . Lett. 2013 . Vol . 40 . P. 4728-4733 .
17. Метеорит в Челябинске (съёмка камеры наблюдения) [Электронный ресурс] . URL: https://www.youtube . com/watch?feature=player_ detailpage&v=efvP-RRuJuA
18 . Гохберг, М . Б. Челябинский метеороид: отклик ионосферы по измерениям GPS / М . Б . Гохберг, Е . В . Ольшанская, Г М . Стеблов, С. Л . Шалимов // Докл . Акад. наук. 2013 . Т. 452, № 2 . С 208-212.
19 Гивишвили, Г В Ионосферные эффекты, стимулированные Челябинским метеоритом / Г. В . Гивишвили, Л . Н . Лещенко, В . В . Алпатов, С. А . Григорьева и др. // Астрон. вестн 2013 . Т. 47, № 4 . С 304-311 .
20 . Brown, P. G. 500-kiloton airburst over Chelyabinsk and an enhanced hazard from small impactors / P. G. Brown, J. D . Assink, L . Astiz, R. Blaauw // Nature . 2013 . Vol . 503. P. 238-241 .