Научная статья на тему 'Характеристика жанра «Триллер» и его поджанры'

Характеристика жанра «Триллер» и его поджанры Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
21761
1268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР / ТРИЛЛЕР

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дьякова Татьяна Владимировна

Рассматривается «триллер» как литературный жанр, анализируются поджанры данного литературного направления, выявляются их специфические особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Дьякова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика жанра «Триллер» и его поджанры»

УДК 80

ХАРАКТЕРИСТИКА ЖАНРА «ТРИЛЛЕР» И ЕГО ПОДЖАНРЫ

Т. В. Дьякова

Рассматривается «триллер» как литературный жанр, анализируются поджанры данного литературного направления, выявляются их специфические особенности.

Ключевые слова: литературный жанр, триллер.

Термин «триллер» употребляется по отношению к литературным произведениям с 1880-х годов. Название жанра происходит от англоязычного слова «thrill», которое на русский язык можно перевести как «трепет», он нацелен вызвать у читателя чувство тревожного ожидания, волнения или страха, сменяющееся восторгом, а острые ощущения проявляются на всех стадиях развития сюжета.

В англоязычной традиции под триллером понимается произведение, провоцирующее внезапный прилив эмоций, возбуждение, чувство тревоги. «Если триллер не в состоянии щекотать нервы, значит, он не справляется со своей работой», - пишет в книге «Триллер» Джеймс Паттерсон [1. С. 111]. По мнению Дэйва Кера, триллер является по преимуществу жанром американским, поскольку ему «свойственны непосредственность и сила воздействия, которые редко встречаются в европейском (искусстве), - прощупывание физических и эмоциональных пределов жизни, упоение опасностью, осознание её роковой притягательной силы» [2. С. 174-175].

Как вид жанра, триллер развился из детективных произведений и характеризуется обратной схемой развития сюжета. По определению Росса Макдональда, в детективе действие движется во времени назад, к разгадке, от констатации факта зафиксированного преступления к тому моменту, когда оно было совершено; триллер же направлен в будущее время, вперёд, к катастрофе, а развитие сюжета и его концовка становится ясна только в процессе чтения, благодаря чему сохраняется интрига [3].

Для произведений жанра триллер нет чётких границ, они не классифицируются в зависимости от времени и места действия описы-

ваемых событий. Элементы триллера присутствуют во многих произведениях разных жанров, как и в триллерах могут проявляться и элементы других жанров.

По тематике триллеры разделяют на следующие поджанры.

Авиационные триллеры концентрируются на полетах и на противостоянии разума человека силе бури, или диверсиях, и постоянно на абсолютной гравитации. Например, «Летучий легион» Дж. А. Ин-гленда и «Полет «Феникса» Э. Третора.

Комедийные триллеры идут против установки жанра, разворачивая сюжет ради смеха, даже на фоне серьезных событий. Карл Хай-асен является мастером этого поджанра с его последним романом «Девушка природы».

Триллер-заговор - это поджанр с секретом. Неведомые силы плетут сети в жизни главного героя, если не всем мире. Обычно герой становится угрозой для заговорщиков и должен избежать их ответной реакции. Часто эти истории изображают заблуждения, вызванные конфиденциальностью, а также разлагающее влияние власти. Известным примером является роман Роберта Ладлэма «Рукопись Ченселора».

Триллеры-катастрофы обычно включают реакцию власть имущих на надвигающуюся угрозу. Зачастую некоторая промышленная беспечность предоставляет угрозу и стимул скрыть это. Политика предотвращения паники и тайны дают герою, часто репортеру, толчок для проведения исследования. (Например, «Стеклянный ад» Т. Скортиа и Ф. Робинсона).

Экотриллер, как следует из названия, включают некоторые угрозы окружающей среде как природные, так и созданные руками человечества. Ущерб может быть локальный или даже общемировой. Примерами могут быть «Зеленый дождь» П. Табори и «Государство страха» М. Крайтона.

Шпионские триллеры рассказывают о повседневной жизни шпионов или аналитиков, а мифический хаос создан неустанными агентами и теми, кто выступает против них. Действия в произведениях этого поджанра обычно разворачиваются в периоды международной напряженности, такие как Вторая мировая война, холодная война, а в последнее время война против исламского экстремизма. Например, роман Г. Куртера «Код Эзра» и книги В. Флинна.

Триллеры-исследования пользовались большей популярностью, когда преобладающая часть Земли была загадочной и неизведанной,

задолго до появления программы Google Earth. Но даже сейчас путешествия героев по скалистым горам или вдоль рек в джунглях способны создать интригу, как «Неандерталец» Дж. Дартона и «Конго» М. Крайтона.

Юридические триллеры разворачиваются внутри или возле здания суда. Часто адвокат берется за новое с виду типичное, ничем не примечательное дело, но вскоре на карте оказывается не одна жизнь. Те, кто пытаются обойти закон, в конечном счете, вынуждены подчиниться ему. Например, роман Д. Эллиса «Поле зрения».

За медицинские триллеры говорит само их название. В таких произведениях жизнь врача находится под угрозой, вероятно, потому что они помогли определенному пациенту, или неожиданно обостряется загадочная, обычно вымышленная, болезнь. Робин Кук и Тесс Герритсен - лидеры поджанра.

Триллеры о наемниках концентрируются на неоднозначных героях - «солдатах удачи». Роман Ф. Форсайта «Псы войны», экранизированный Джоном Ирвином, является наглядным примером.

Мистические триллеры привносят в сюжет потусторонний элемент, которыми переполнены произведения жанра ужасы, и отличаются от последних более сдержанной манерой. Зачастую герой и / или злодей, обладает некоторыми психическими способностями или, по крайней мере, так утверждает. Роман Умберто Эко «Маятник Фуко» затрагивает многие элементы европейского оккультизма.

Политические триллеры являются популярным поджанром и часто отражают промахи единственного, по словам Марка Твена, исконно американского уголовного класса - Конгресса США. Главный герой, обычно низкого происхождения, привлекает к себе нежелательное внимание со стороны власти. Хорошими примерами будут романы Б. Мельцера и Дж. Арчера.

В психологические триллерах сюжет раскрывается медленно со все возрастающим сомнением и напряженностью вплоть до кульминационных событий. Роман П. Хайсмит «Талантливый мистер Рип-ли» - часто приводимый пример.

Религиозные триллеры взывают к духовному аспекту нашего сознания. В центре сюжета обычно находятся священный артефакт или историческая тайна, а хорошо известные или же секретные группировки борются за господство. Герой втягивается в события благодаря, казалось бы, невинному исследованию. Многие из романов Д. Морре-ля и Дж. Лэндса содержат такие элементы, как и книги Дэна Брауна.

Романтический триллер - достаточно новый поджанр. Вместо любовной сюжетной линии в таких произведениях делается акцент на элементах триллера при помощи множественных поворотов истории и многочисленных мечущихся героев, выделяются сильные и вызывающие сострадание героини.

Триллеры-выживания сосредоточены на сильных представителях человечества. Бедствие обрушивается на конкретную группу людей, если не на всю планету, и выживание зависит от стойкости и мастерства героев. Например, роман Д. Брина «Почтальон».

Технотриллеры являются достаточно большой категорией и почти заслуживают полного статуса жанра. Эти произведения пересекаются с жанром научной фантастики, в них передовые технологии всегда играют ключевую роль в предпосылках и решении конфликтов. В качестве примера можно привести романы Т. Клэнси о Джеке Райане.

Триллеры об охотниках за сокровищами обычно переплетаются с другими поджанрами. Независимо от мотивов главные герои этих произведений ищут потерянные сокровища большой ценности, например, спрятанное золото. Многие из романов К. Касслера соответствуют поджанру.

Особенностями жанра, объединяющими все поджанры и разновидности триллера, считаем следующие:

1) действие постоянно находится между настоящим и будущим, сюжет стремится вперед к основному моменту истории.

2) невозможность предсказать дальнейший ход событий вызывает чувство тревожного ожидания у читателей.

3) финал произведения зависит от личностных качеств, знаний и умений главного героя.

4) художественное оформление соответствует определенной тематике.

5) в произведениях часто используются элементы других жанров для создания нужного настроения и сохранения интриги.

Триллер - жанр произведений литературы и кино, нацеленный вызвать у зрителя или читателя чувства тревожного ожидания, волнения или страха. Жанр обладает определенным рядом характеристик, однако не имеет чётких границ, элементы триллера присутствуют во многих произведениях разных жанров, также, как и триллер включает элементы других жанров. Деление триллера на поджанры обусловлено тематической спецификой, в остальном они соответствуют основным признакам жанра.

Список литературы

1. Patterson, James, ed. Thriller. Ontario, Canada: MIRA Books, 2006.

2. Dave, Kehr. When Movies Mattered: Reviews from a Transformative Decade. University of Chicago Press, 2011.

3. Триллер // Времена года. URL: climatesmovie.com/zhanry-filmov/triller

List of literature

1. Patterson, James, ed. Thriller. Ontario, Canada: MIRA Books, 2006.

2. Dave, Kehr. When Movies Mattered: Reviews from a Transformative Decade. University ofChicago Press, 2011.

3. Triller // Vremena goda. URL: climatesmovie.com/zhanry-filmov/ triller

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.