УДК 80
ХАРАКТЕРИСТИКА ЖАНРА «ТРИЛЛЕР» И ЕГО ПОДЖАНРЫ
Т. В. Дьякова
Рассматривается «триллер» как литературный жанр, анализируются поджанры данного литературного направления, выявляются их специфические особенности.
Ключевые слова: литературный жанр, триллер.
Термин «триллер» употребляется по отношению к литературным произведениям с 1880-х годов. Название жанра происходит от англоязычного слова «thrill», которое на русский язык можно перевести как «трепет», он нацелен вызвать у читателя чувство тревожного ожидания, волнения или страха, сменяющееся восторгом, а острые ощущения проявляются на всех стадиях развития сюжета.
В англоязычной традиции под триллером понимается произведение, провоцирующее внезапный прилив эмоций, возбуждение, чувство тревоги. «Если триллер не в состоянии щекотать нервы, значит, он не справляется со своей работой», - пишет в книге «Триллер» Джеймс Паттерсон [1. С. 111]. По мнению Дэйва Кера, триллер является по преимуществу жанром американским, поскольку ему «свойственны непосредственность и сила воздействия, которые редко встречаются в европейском (искусстве), - прощупывание физических и эмоциональных пределов жизни, упоение опасностью, осознание её роковой притягательной силы» [2. С. 174-175].
Как вид жанра, триллер развился из детективных произведений и характеризуется обратной схемой развития сюжета. По определению Росса Макдональда, в детективе действие движется во времени назад, к разгадке, от констатации факта зафиксированного преступления к тому моменту, когда оно было совершено; триллер же направлен в будущее время, вперёд, к катастрофе, а развитие сюжета и его концовка становится ясна только в процессе чтения, благодаря чему сохраняется интрига [3].
Для произведений жанра триллер нет чётких границ, они не классифицируются в зависимости от времени и места действия описы-
ваемых событий. Элементы триллера присутствуют во многих произведениях разных жанров, как и в триллерах могут проявляться и элементы других жанров.
По тематике триллеры разделяют на следующие поджанры.
Авиационные триллеры концентрируются на полетах и на противостоянии разума человека силе бури, или диверсиях, и постоянно на абсолютной гравитации. Например, «Летучий легион» Дж. А. Ин-гленда и «Полет «Феникса» Э. Третора.
Комедийные триллеры идут против установки жанра, разворачивая сюжет ради смеха, даже на фоне серьезных событий. Карл Хай-асен является мастером этого поджанра с его последним романом «Девушка природы».
Триллер-заговор - это поджанр с секретом. Неведомые силы плетут сети в жизни главного героя, если не всем мире. Обычно герой становится угрозой для заговорщиков и должен избежать их ответной реакции. Часто эти истории изображают заблуждения, вызванные конфиденциальностью, а также разлагающее влияние власти. Известным примером является роман Роберта Ладлэма «Рукопись Ченселора».
Триллеры-катастрофы обычно включают реакцию власть имущих на надвигающуюся угрозу. Зачастую некоторая промышленная беспечность предоставляет угрозу и стимул скрыть это. Политика предотвращения паники и тайны дают герою, часто репортеру, толчок для проведения исследования. (Например, «Стеклянный ад» Т. Скортиа и Ф. Робинсона).
Экотриллер, как следует из названия, включают некоторые угрозы окружающей среде как природные, так и созданные руками человечества. Ущерб может быть локальный или даже общемировой. Примерами могут быть «Зеленый дождь» П. Табори и «Государство страха» М. Крайтона.
Шпионские триллеры рассказывают о повседневной жизни шпионов или аналитиков, а мифический хаос создан неустанными агентами и теми, кто выступает против них. Действия в произведениях этого поджанра обычно разворачиваются в периоды международной напряженности, такие как Вторая мировая война, холодная война, а в последнее время война против исламского экстремизма. Например, роман Г. Куртера «Код Эзра» и книги В. Флинна.
Триллеры-исследования пользовались большей популярностью, когда преобладающая часть Земли была загадочной и неизведанной,
задолго до появления программы Google Earth. Но даже сейчас путешествия героев по скалистым горам или вдоль рек в джунглях способны создать интригу, как «Неандерталец» Дж. Дартона и «Конго» М. Крайтона.
Юридические триллеры разворачиваются внутри или возле здания суда. Часто адвокат берется за новое с виду типичное, ничем не примечательное дело, но вскоре на карте оказывается не одна жизнь. Те, кто пытаются обойти закон, в конечном счете, вынуждены подчиниться ему. Например, роман Д. Эллиса «Поле зрения».
За медицинские триллеры говорит само их название. В таких произведениях жизнь врача находится под угрозой, вероятно, потому что они помогли определенному пациенту, или неожиданно обостряется загадочная, обычно вымышленная, болезнь. Робин Кук и Тесс Герритсен - лидеры поджанра.
Триллеры о наемниках концентрируются на неоднозначных героях - «солдатах удачи». Роман Ф. Форсайта «Псы войны», экранизированный Джоном Ирвином, является наглядным примером.
Мистические триллеры привносят в сюжет потусторонний элемент, которыми переполнены произведения жанра ужасы, и отличаются от последних более сдержанной манерой. Зачастую герой и / или злодей, обладает некоторыми психическими способностями или, по крайней мере, так утверждает. Роман Умберто Эко «Маятник Фуко» затрагивает многие элементы европейского оккультизма.
Политические триллеры являются популярным поджанром и часто отражают промахи единственного, по словам Марка Твена, исконно американского уголовного класса - Конгресса США. Главный герой, обычно низкого происхождения, привлекает к себе нежелательное внимание со стороны власти. Хорошими примерами будут романы Б. Мельцера и Дж. Арчера.
В психологические триллерах сюжет раскрывается медленно со все возрастающим сомнением и напряженностью вплоть до кульминационных событий. Роман П. Хайсмит «Талантливый мистер Рип-ли» - часто приводимый пример.
Религиозные триллеры взывают к духовному аспекту нашего сознания. В центре сюжета обычно находятся священный артефакт или историческая тайна, а хорошо известные или же секретные группировки борются за господство. Герой втягивается в события благодаря, казалось бы, невинному исследованию. Многие из романов Д. Морре-ля и Дж. Лэндса содержат такие элементы, как и книги Дэна Брауна.
Романтический триллер - достаточно новый поджанр. Вместо любовной сюжетной линии в таких произведениях делается акцент на элементах триллера при помощи множественных поворотов истории и многочисленных мечущихся героев, выделяются сильные и вызывающие сострадание героини.
Триллеры-выживания сосредоточены на сильных представителях человечества. Бедствие обрушивается на конкретную группу людей, если не на всю планету, и выживание зависит от стойкости и мастерства героев. Например, роман Д. Брина «Почтальон».
Технотриллеры являются достаточно большой категорией и почти заслуживают полного статуса жанра. Эти произведения пересекаются с жанром научной фантастики, в них передовые технологии всегда играют ключевую роль в предпосылках и решении конфликтов. В качестве примера можно привести романы Т. Клэнси о Джеке Райане.
Триллеры об охотниках за сокровищами обычно переплетаются с другими поджанрами. Независимо от мотивов главные герои этих произведений ищут потерянные сокровища большой ценности, например, спрятанное золото. Многие из романов К. Касслера соответствуют поджанру.
Особенностями жанра, объединяющими все поджанры и разновидности триллера, считаем следующие:
1) действие постоянно находится между настоящим и будущим, сюжет стремится вперед к основному моменту истории.
2) невозможность предсказать дальнейший ход событий вызывает чувство тревожного ожидания у читателей.
3) финал произведения зависит от личностных качеств, знаний и умений главного героя.
4) художественное оформление соответствует определенной тематике.
5) в произведениях часто используются элементы других жанров для создания нужного настроения и сохранения интриги.
Триллер - жанр произведений литературы и кино, нацеленный вызвать у зрителя или читателя чувства тревожного ожидания, волнения или страха. Жанр обладает определенным рядом характеристик, однако не имеет чётких границ, элементы триллера присутствуют во многих произведениях разных жанров, также, как и триллер включает элементы других жанров. Деление триллера на поджанры обусловлено тематической спецификой, в остальном они соответствуют основным признакам жанра.
Список литературы
1. Patterson, James, ed. Thriller. Ontario, Canada: MIRA Books, 2006.
2. Dave, Kehr. When Movies Mattered: Reviews from a Transformative Decade. University of Chicago Press, 2011.
3. Триллер // Времена года. URL: climatesmovie.com/zhanry-filmov/triller
List of literature
1. Patterson, James, ed. Thriller. Ontario, Canada: MIRA Books, 2006.
2. Dave, Kehr. When Movies Mattered: Reviews from a Transformative Decade. University ofChicago Press, 2011.
3. Triller // Vremena goda. URL: climatesmovie.com/zhanry-filmov/ triller