Научная статья на тему 'Герменевтический анализ триллеров англоязычных стран на тему школы и вуза'

Герменевтический анализ триллеров англоязычных стран на тему школы и вуза Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
338
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HERMENEUTIC ANALYSIS / CINEMA / FILM / USA / UK / MEDIA TEXT / TEACHER / STUDENTS / ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / КИНЕМАТОГРАФ / ФИЛЬМ / США / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / МЕДИАТЕКСТ / ПЕДАГОГ / ШКОЛЬНИКИ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Горбаткова Ольга Ивановна

Статья посвящена герменевтическому анализу триллеров англоязычных стран на тему школы и вуза, анализируются структура и приемы повествования, книги, статьи российских и зарубежных авторов в историческом, идеологическом и социокультурном контексте. В процессе анализа автор статьи приходит к выводам, что фабульное содержание такого рода аудиовизуальных медиатекстов не связано напрямую с основными политическими событиями, хотя сюжеты и вписаны в социокультурный контекст, и моделирование кинематографических образов педагогов и школьников/студентов подверглось значительной модификации в зависимости от конкретного исторического этапа. Автором статьи выявлен контраст в концептуальных подходах триллеров на школьно-студенческую тему в разные исторические периоды. В 1970-1980 -х в большинстве триллеров о школьно-студенческой жизни темы: насилия, жестокости, бесчеловечности, сексуального влечения -становятся ведущими. В последующие десятилетия эти акценты не только не теряют актуальности, а, напротив, обретают все новые краски. Триллеры о школьниках и студентах, как правило, лишены интеллектуальных дискуссий и погружены в любовную тематику, сексуальные связи и интриги, тесно переплетающиеся с преступным и аморальным поведением. С одной стороны, учащиеся показаны в триллерах в поисках развлечений, романтических и сексуальных отношений, а с другой в контексте физического и психологического насилия, преступлений, убийств и т. п.; при этом образовательному процессу в этих медиатекстах отводится второстепенная роль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HERMENEUTIC ANALYSIS OF THRILLERS OF ENGLISH-SPEAKING COUNTRIES ON THE TOPIC OF SCHOOLS AND UNIVERSITIES

This article deals with hermeneutic analysis of thrillers of English-speaking countries on the topic of schools and universities. It analyzes the structure and methods of narrative, books, articles, reviews of Russian and foreign film authors in the historical, ideological and socio-cultural context. In the process of hermeneutical analysis of thrillers of English-speaking countries, the author concludes that the content of films is not directly related to the main political events, however, it is impossible to deny the reflection of socio-cultural, economic, educational problems. Modeling of cinematographic images of teachers and schoolchildren/students has undergone significant modification depending on the specific historical stage. There is an expressive contrast in the conceptual base of thrillers in the different decades. In the 1970s 1980s most of the thrillers about school and student’s life included the violence, cruelty, inhumanity, sexual attraction. In the following decades, these areas do not lose relevance, but rather acquire new colors. The thrillers about schoolchildren and students are devoid of intellectual discussions, they are immersed in a love theme, sexual relations and intrigues, closely intertwined with criminal & immoral behavior. At the same time, it can be noted that in general, the energy of students is mainly directed, on the one hand, to entertainment, recreation, romantic relationships and sex, and on the other, to physical and psychological violence, bloody crimes, brutal murders and massacres, etc. The educational process in these media texts plays a secondary role.

Текст научной работы на тему «Герменевтический анализ триллеров англоязычных стран на тему школы и вуза»

ЛИЧНОСТЬ И МЕДИА: ГУМАНИТАРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В МЕДИАОБРАЗОВАНИИ

УДК 316.77:001.8

ББК С55.325.1:С55.57с

Г671

Горбаткова Ольга Ивановна

Кандидат педагогических наук, младший научный сотрудник Таганрогского института имени А.П. Чехова — филиала Ростовского государственного экономического университета. Таганрог, Россия

ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТРИЛЛЕРОВ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СТРАН НА

ТЕМУ ШКОЛЫ И ВУЗА1

Статья посвящена герменевтическому анализу триллеров англоязычных стран на тему школы и вуза, анализируются структура и приемы повествования, книги, статьи российских и зарубежных авторов в историческом, идеологическом и социокультурном контексте. В процессе анализа автор статьи приходит к выводам, что фабульное содержание такого рода аудиовизуальных медиатекстов не связано напрямую с основными политическими событиями, хотя сюжеты и вписаны в социокультурный контекст, и моделирование кинематографических образов педагогов и школьников/студентов подверглось значительной модификации в зависимости от конкретного исторического этапа. Автором статьи выявлен контраст в концептуальных подходах триллеров на школьно-студенческую тему в разные исторические периоды. В 1970-1980-х в большинстве триллеров о школьно-студенческой жизни темы:

1 Исследование выполнено за счет финансовых средств гранта Российского научного фонда (РНФ, проект № 17-18-01001) в Ростовском государственном экономическом университете. Тема проекта: «Школа и вуз в зеркале советских, российских и западных аудиовизуальных медиатекстов». Руководитель проекта А. В. Федоров.

насилия, жестокости, бесчеловечности, сексуального влечения -становятся ведущими. В последующие десятилетия эти акценты не только не теряют актуальности, а, напротив, обретают все новые краски. Триллеры о школьниках и студентах, как правило, лишены интеллектуальных дискуссий и погружены в любовную тематику, сексуальные связи и интриги, тесно переплетающиеся с преступным и аморальным поведением. С одной стороны, учащиеся показаны в триллерах в поисках развлечений, романтических и сексуальных отношений, а с другой - в контексте физического и психологического насилия, преступлений, убийств и т. п.; при этом образовательному процессу в этих медиатекстах отводится второстепенная роль.

Ключевые слова: герменевтический анализ, кинематограф, фильм, США, Великобритания, медиатекст, педагог, школьники, студенты.

Dr. Olga Gorbatkova

Taganrog, Russia

HERMENEUTIC ANALYSIS OF THRILLERS OF ENGLISH-SPEAKING COUNTRIES ON THE TOPIC OF SCHOOLS AND UNIVERSITIES

This article deals with hermeneutic analysis of thrillers of English-speaking countries on the topic of schools and universities. It analyzes the structure and methods of narrative, books, articles, reviews of Russian and foreign film authors in the historical, ideological and socio-cultural context. In the process of hermeneutical analysis of thrillers of English-speaking countries, the author concludes that the content of films is not directly related to the main political events, however, it is impossible to deny the reflection of socio-cultural, economic, educational problems. Modeling of cinematographic images of teachers and schoolchildren/students has undergone significant modification depending on the specific historical stage. There is an expressive contrast in the conceptual base of thrillers in the different decades. In the 1970s - 1980s most of the thrillers about school and student's life included the violence, cruelty, inhumanity, sexual attraction. In the following decades, these areas do not lose relevance, but rather acquire new colors. The thrillers about schoolchildren

and students are devoid of intellectual discussions, they are immersed in a love theme, sexual relations and intrigues, closely intertwined with criminal & immoral behavior. At the same time, it can be noted that in general, the energy of students is mainly directed, on the one hand, to entertainment, recreation, romantic relationships and sex, and on the other, to physical and psychological violence, bloody crimes, brutal murders and massacres, etc. The educational process in these media texts plays a secondary role.

Key words: hermeneutic analysis, cinema, film, USA, UK, media text, teacher, students.

Введение

На наш взгляд, герменевтический анализ триллеров англоязычных стран на тему школы и вуза важен не только в педагогическом, но и культурологическом плане. В данной статье мы акцентируем внимание на авторской концепции, цели, задачах такого рода аудиовизуальных медиатекстов англоязычных стран на школьно-вузовскую тему.

В нашем исследовании технологии анализа медиатекстов, разработанные К. Бэзэлгэт [Bazalgette, 1995], А. Силверблэтом [Silverblatt, 2001, p. 80- 81], В Дж. Поттером [Potter, 2001] и У. Эко [Эко, 1998; 2005], выступают базисной почвой воплощения обобщенного герменевтического анализа триллеров.

Материалы и методы исследования

Материал анализа - триллеры англоязычных стран на тему школы и вуза. Основной метод исследования - герменевтический анализ триллеров англоязычных стран на школьно -вузовскую тематику (включая: анализ стереотипов, идеологический анализ, идентификационный анализ, иконографический анализ, сюжетный анализ, анализ характеров, персонажей и др.); мы также анализируем отечественные и зарубежные книги, статьи, рецензии, в той или иной степени касающиеся изучения кинематографического образа школьно-студенческой жизни и всего образовательного пространства в целом в англоязычных странах [Бра-шинский, 2001; Кудрявцев, 2008; Нефедов, 2015; Ухов, 2016; Ayers, 1994; Bauer, 1998; Beyerbach, 2005; Burbach & Figgins, 1993; Dalton, 2004; Edelman 1983; Trier, 2000; 2001; Reynolds, 2014; 2015; Schwartz, 1963; Umphlett,1984 и др.].

Дискуссия

Как утверждает Г. Грей, «стремительное распространение кинематографа по земному шару в большей степени было связано с его визуальными образами, которые в отличие от словесных форм были понятны всем, и потому кино было интернациональным» [Грей, 2014, с. 21]. Вместе с тем, в кинематографической аудитории во всем мире значимую долю составляет юное поколение, ведь влияние этого «удовольствия на подростков от 11 до 15 лет слишком велико, практически сравнимо с наркотиком» [Nasaw, 1992, p. 14]. В этом контексте понятно, почему именно школьной теме в кино посвящено немало работ западных ученых [Acland, 1995; Ayers, 1994; Bauer, 1998; Burbach and Figgins, 1993; Considine, 1985; Dalton, 2005; Edelman, 1983; 1963; Trier, 2001; Reynolds, 2007; Conklin, 2008; Umphlett, 1984 и др.].

Акцентируя внимание на жанровой специфике англоязычных аудиовизуальных медиа-текстов на школьно-вузовскую тему, отметим, что триллер в современном кинематографе очень востребован, что связано со свойственной ему специфической особенностью - эмоционально напряженно отражать острые жизненные конфликты. В связи с этим Д. Кер, например, убежден, что триллер - по преимуществу американский жанр, так как именно «американскому кино свойственны непосредственность и сила воздействия, которые редко встречаются в европейском, - прощупывание физических и эмоциональных пределов жизни, упоение опасностью, осознание её роковой притягательной силы» [Kehr, 2011, pp. 174-175].

Еще с самого начала эпохи кинематографа ленты о роковых влечениях, изменах и предательстве были востребованы публикой. Впрочем, западная сексуальная революция, 19601970-х годов даже в остросюжетные триллеры и детективы привнесла откровенные постельные сцены. Не стали здесь исключением и киноистории о школьно-вузовской жизни. Постепенно жанр нуар, где всегда царила мрачная атмосфера пессимизма и цинизма, смешанного с недоверием и разочарованием, эволюционировала в новую жанровую разновидность - эротический триллер, в сюжетную канву которого включались не только взрослые персонажи, но и школьники / студенты.

Ярким пример этому - триллер «Хорошенькие девушки, станьте в ряд» (Pretty Maids All in a Row, 1971) Р. Вадима, где есть сексапильная учительница, спортивного телосложения

86

учителя, харизматичный следователь и целый букет симпатичных старшеклассниц. Это история о том, как учительница долго и упорно соблазняет собственного ученика, а преподаватель физкультуры и тренер, объединив свои усилия, занимаются сексуальным просвещением учащихся. Таким образом, значительное место в фильме отводится сексу, что, впрочем, не мешает интриге триллера, связанной с убийством школьниц.

В отличие от фильма Р. Вадима, лента «Студентки-практикантки» (The Student Teachers, 1973) поднимала сложные личностные и образовательные проблемы. Фильм рассказывал о трех студентках, которым предстояло пережить увлекательное и в то же время сложное приключение: пройти педагогическую практику в школе. Казалось бы, ничего экстраординарного, однако, девушкам пришлось не только вступить в конфликт с педагогическим коллективом и консервативным директором, но и столкнуться с наркоторговцами и (вот они - элементы триллера!) обезоружить серийного маньяка-убийцу.

И если в триллере «Мышонок» (Mousey, 1974) рассказывалась история «о робком школьном учителе биологии Джордже Андерсоне (вероятнее всего, он - мышонок, а не кот), который начал склоняться к мысли, что вынужден убить свою бывшую жену Лору, вышедшую замуж за другого - и в таком случае они словно поменяются местами в давней игре в кошки-мышки» [Кудрявцев, 2009], то лента об отношениях преподавательницы и студента «Они играют с огнем» (They're Playing with Fire, 1984) была покруче: это эротический триллер, основанный на тесном переплетении страсти и опасности. В дальнейшие десятилетия сексуальная тема открыто занимала ведущую роль в большинстве англоязычных триллеров о школе и вузе («Дьявол во плоти» / Devil in the Flesh, 1998; «Дьявол во плоти 2» / Teacher's Pet /Devil in the Flesh 2, 2000 и др.).

Среди триллеров о школьниках большой успех у аудитории имел «Класс 1984», (Class of 1984, 1982), рассказывающий о группе подростков, терроризирующих учеников и учителей. «Вероятно, здесь следовало бы усмотреть намёк (ничем более не обоснованный) на знаменитую книгу-пророчество Джорджа Оруэлла «1984», что, впрочем, не прибавило картине 35-летнего Марка Л. Лестера ни глубины, ни смысла. Хотя американцы обнаруживали явную перекличку этой ленты с известным фильмом 50-х годов - «Школьные джунгли» Ричарда

Брукса. В любом случае, «Класс 1984 года» - не слишком художественная иллюстрация известного тезиса: жестокое насилие порождает не менее жестокое отмщение» [Кудрявцев, 2008]. В этом триллере шайка оголтелых школьников преследует учителя, решившего навести в классе порядок. Озверевшие подростки во главе с учеником-психопатом жестоко избивают его, затем насилуют его беременную жену. Месть учителя беспощадна, и там, где даёт сбои культура, берут верх разрушительные инстинкты [Нефедов, 2015]. Пожалуй, можно согласиться с тем, что фильм М. Лестера - триллер о жестокой мести, но «спустя десятилетия ... расстрелы в школах, нападения на преподавателей, подтверждают, что «Класс 1984» фактически опередил свое время» [Кудрявцев, 2008].

Не менее живописны сцены физической расправы, истязательств и убийств в триллере «Резня в школе» (Slaughter High,1986). Учащиеся организовывают несколько бесчеловечных розыгрышей одного из своих одноклассников, один из которых закачивается катастрофой: после пожара в химической лаборатории школьник получает нешуточный ожог лица. И вот спустя пять лет все шутники приглашены на встречу выпускников, а её организатором становится пострадавший школьник, решивший жестоко отомстить обидчикам, а месть его страшна и жестока.

В триллере «Клан Хэзер» (Heathers, 1988) есть все атрибуты современного подросткового мира - надменные девушки, хулиганы, нетрадиционные наклонности, террор и доведение до самоубийства. Это история о старшекласснице, которую не принимают в школьный клан, где правят три яркие особы с одинаковым именем Хэзер. В ответ на жестокость и несправедливость «клана», героиня фильма решает убить всех Хэзер. Действительно, «по своему циничному пафосу это кажется даже похлеще, чем созданные спустя десятилетие тинэй-джеровские фильмы ужасов «Крик» и «Факультет» вместе взятые. Хотя финал картины «Клан Хэзер» (1988) на всякий случай смазан, что вообще-то было сделано по требованию студийных чиновников, которые испугались более мрачного конца истории в сценарии начинающего автора Дэниела Уотерса (спустя ровно 15 лет его младший брат Марк С. Уотерс снимет чуть облегчённый вариант «школьных битв» под названием «Дрянные девчонки»).

... в 2006 году, согласно опросу «Энтертейнмент Уикли», фильм «Клан Хэзер» занял почётное пятое место в списке пятидесяти лучших кинопроизведений о школе» [Кудрявцев, 2008].

Не менее жестоким был американский триллер «Сокращая класс» (Cutting Class, 1989), где после появления в школе парня, отбывшего срок в психиатрической клинике, сначала начинают исчезать преподаватели, затем и учащиеся. Хладнокровный убийца действует четко и безжалостно...

Итак, в 1980-1990-х англоязычные триллеры о школьной и студенческой жизни приобрели всё большую жесткость, на экране стали царить жестокие розыгрыши, унижение слабых, бандитские разборки, вандализм, экстремизм, распространение и прием наркотиков и спиртных напитков.

Впрочем, модифицировался и образ педагога, например, в «Учительнице на подмену» (The Substitute. 1993) ключевой персонаж - учительница, заставшая своего супруга с любовницей, в порыве гнева убивает обоих, после чего меняет свои анкетные данные, место жительства и устраивается на работу в одно из учебных заведений, где начинает вереницу новых убийств. Таким образом, педагог в этом триллере - сексуальная и жестокая женщина, не останавливающаяся перед убийством.

Большой общественный резонанс вызвал комедийный триллер «Проучить миссис Тингл» (Teaching Mrs. Tingle, 1999), где строгая учительница-стерва становится объектом коварного плана учеников-вымогателей. Однако «Проучить миссис Тингл» не только история учительницы, которая негативно относится практически ко всем людям и считает собственным долгом испортить жизнь своим ученикам, но и история «студентки-отличницы, которая ради идеального аттестата решается на убийство» [Ухов, 2016].

В фильме явно прослеживается сходство сюжетных линий с триллером «Факультет» (The Faculty, 1998): как и в «Факультете», «тут самое интересное в источнике зла. Всем и так ясно, что это учителя, только раньше об этом кино не делали. В данном случае - не все учителя, а одна - историчка. Но когда тебя привязывают к кровати, на многое начинаешь смотреть другими глазами, и очень может статься, что уже не училка, а как раз ребятишки скоро покажут свое нечеловеческое лицо. А может, и не покажут. Режиссер Уильямсон находит ситуацию

в драматическом смысле беспроигрышную: насильник и жертва постоянно меняются местами, никогда не известно, кто в следующем ходу станет кем, и от этого напряжение постоянно растет, а нервы расшатываются. И тут случается непредвиденное. Учеников играют нормальные голливудские ребята во главе с Кэти Холмс. Миссис Тингл играет Хелен Мир-рен, классическая английская театральная актриса. Как только ее привязывают к кровати, в ней просыпается Леди Макбет. Она по-львиному поводит головой и рычит так, что не то что ребятишкам, а и коллегам по Королевскому Шекспировскому театру впору деру дать. По сюжету они ее, конечно, заламывают, но в реальности она их просто заглатывает с потрохами, как какой-нибудь Ганнибал Лектер, даже перышка не остается» [Брашинский, 2001].

Триллер стал одним из основных жанров кинематографа англоязычных стран на школьно-вузовскую тему и в XXI веке. Основная масса триллеров о школе и вузе была построена так, что учебным занятиям уделялось минимальное количество экранного времени, зато с энтузиазмом повествовалось о любовных приключениях и эротических развлечениях, вечеринках, употреблении спиртных напитков и наркотиков. При этом фабула часто базировалось на кровавых преступлениях, мести, физическом и психологическом насилии, школьных/студенческих разборках, бунтах, хулиганстве, вандализме и пр. («Все парни любят Мэнди Лейн» (All the Boys Love Mandy Lane, 2006), «Выпускной» (Prom Night, 2008), «Крик в общаге» (Sorority Row, 2009); «Соседка по комнате» (The Roommate, 2011); Клуб бунтарей» (The Riot Club, 2014), «Проклятие Даунерс-Гроув» (The Curse of Downers Grove, 2015); «Смерть в кампусе» (Dead on Campus, 2014); «Плохие дети отправляются в ад» (Bad Kids Go to Hell, 2012) и др.).

Таким образом, мы можем констатировать, что в подавляющем количестве триллеров англоязычных стран на тему школы и вуза создаются далекие от позитивных образы педагогов и школьников/студентов учебного заведения. Педагоги в подобных медиатекстах, как правило, авторитарны, грубы, алчны, жестоки, это злобные ретрограды, ненавидящие школьников/студентов, порой совершающие преступления («Проучить миссис Тингл» /Teaching Mrs. Tingle, 1999; «Тренер-убийца» / Killer Coach, 2017) и др.). И лишь немногие киноистории показывают педагогов как положительных персонажей, наделенных высоким

интеллектуальным и культурным уровнем, выступающих транслятором гуманитарных, культурных ценностей, которые вызывают желание подражать и следовать их убеждениям, идеалам и ценностям.

В целом триллеры англоязычных стран, затрагивающие школьную и студенческую тематику, предлагают следующие образы педагогов:

- творчески неуспешные, жестокие, мстительные, безжалостные, злобные, грубые, гордые, влиятельные, приверженцы легких наркотиков и алкогольных напитков, не испытывающие положительных эмоций;

- внешне привлекательные, сексуальные, активно участвующие в эротических приключениях, иногда склонные к нетрадиционной сексуальной ориентации;

- интеллигентные, харизматичные, эксцентричные персонажи, самоотверженные личности, мужественные, добродушные, трудолюбивые.

Обобщенный герменевтический анализ триллеров англоязычных стран на школьно-студенческую тему позволил нам выделить присущие им отличительные особенности:

- в кинематографе триллер начал формироваться в отдельный жанр в 1920-х годах и уже в 1930-х их популярность начала неуклонно возрастать, хотя количественный рост триллеров на тему школы и вуза начался примерно с 1970-х годов. В последующие десятилетия жанр триллера быстро развивался в сторону большего натурализма в показе сцен насилия, убийств и секса;

- наблюдалась тенденция усложнения конфигурации фабулы. Вначале это были довольно простые истории про убийства, но позже появились запутанные сюжеты с интригующим финалом, отличающиеся особой жестокостью и применением неординарных способов физических расправ;

- ведущий мотив триллера - физические и психологические испытания персонажей; в сюжетной линии триллера четко отражаются волевые, интеллектуальные и физические качества персонажей; ярко подаются сцены насилия и смерти, что способствует эмоциональ-

ному напряжению аудитории. Следует добавить, что их всех объединяет одно - интенсивность порождаемых эмоций. Как писал Дж. Паттерсон, «если триллер не в состоянии щекотать нервы, значит, он не справляется со своей работой» [Patterson, 2006];

- наибольшее распространение в англоязычных странах получили триллеры об учителях и школьниках/студентах в виде таких поджанров как триллеры с элементами ужасов, эротики, мистики, детектива и фантастики.

Подобного рода триллеры на школьно-вузовскую тему способны не только щекотать нервы, но заставляют задуматься: какое воздействие оказывает просмотр этих аудиовизуальных медиатекстов на подрастающее поколение? Ведь не секрет, что на сегодняшний день проблема школьного насилия в учебных заведениях и ее освещение в масс-медиа как никогда актуальна, причем в мировом масштабе.

При этом, беспокойство общественности по поводу реального и экранного насилия в школе и вузе в англоязычных странах обострилась на рубеже XX-XXI веков, многие ученые исследовали эту проблему, рассматривая защиту детей от насилия как в этическом, так и в правовом аспектах [Edwards, 2001; Hermann, 2002]. Однако эта обеспокоенность, увы, не привела к уменьшению числа вооруженных нападений на учителей и школьников [Callahan, 1998; Hill, 1999; Peterson, 2001; Crepeau-Hobson, 2005].

Аналогичная ситуация разворачивается и в России, так как в последнее время «проблема насилия в российских школах носит массовый характер... Перманентная медийная ротация избиений, убийств, и преступного поведения в образовательном пространстве, к сожалению, создает благоприятную почву для появления новых всплесков подобного поведения среди увидевших это несовершеннолетних» [Горбаткова, 2017].

Разумеется, триллеры на школьно-вузовскую тему отображают безнравственный, преступный образ мира, что неблагоприятным образом воздействует на подрастающее поколение, вместе с тем, такого рода ленты выступают провоцирующим фактором копирования негативного (аморального, преступного) поведения юношами/девушками школьно -вузовского возраста.

Результаты исследования

Триллеры англоязычных стран на тему школы и вуза: место действия, исторический, социокультурный, политический, идеологический, контекст; характерные особенности исторического этапа создания медиатекстов, уровень воздействия событий того времени на медиатексты.

Несомненно, кинопроизводство англоязычных стран во многом отображало политическую, экономическую и социально-культурную, образовательную сферы, доминирующие в разные исторические периоды, ведь «кинематограф - это индустриальное искусство, процесс создания фильма во многом механизирован и подчиняется множеству внешних факторов экономического и социального характера» [Alloway, 1971, p. 95]. Так что даже триллеры в какой-то степени выступали неким зеркалом экономических депрессий и других социально-политических потрясений. Несомненно, особую роль в развитии жанра сыграли отмена цензурного кодекса Хейса и начало сексуальной революции в 1960-х, именно с этим связано массовое появление в западном кино сцен секса и насилия. Разумеется, данная тенденция прослеживалась в фильмах разной жанровой модификации, не исключением и стали триллеры.

Впрочем, англоязычные триллеры на школьно-вузовском материале сфокусированы не на образовательных дилеммах, а на любовных, сексуальных и межличностных отношениях ведущих персонажей, во многом базирующихся на физических и психологических испытаниях, насилии, травле, шантаже и пр. Кроме того, значительная часть англоязычных триллеров о школе и вузе часто вполне терпимо относилась к таким качествам как эгоизм, корысть, ложь, зависть, месть, доминирование, основанное на угрозах, физическом насилии; беспощадность, злость, подростковые сексуальные связи, романтические интриги между преподавателями и учащимися, гомосексуализм, курение, употребление спиртных напитков, наркотиков и пр. После отмены Кодекса Хейса употребление спиртного и наркотиков, сцены жестоких убийств во многом определяли сюжеты медиатекстов о школе и вузе англоязычных стран. В последние десятилетия фабулы такого рода лент пестрят хулиганскими разборками, вандализмом, кровавыми сценами, жестокой местью, убийствами и т. п.

Мировоззрение персонажей «школьно-вузовского мира», изображенного в англоязычных медиатекстах.

Персонажи школьно-вузовского мира аудиовизуальных медиатекстов англоязычных стран во многих случаях сосредоточены на любовных приключениях и иных развлечениях, на насилии и жестокости, иногда их посещают пессимистические настроения, связанные с чувством одиночества, слабости, ненужности, отсутствия уважения и признания со стороны окружающих, профессиональным «выгоранием».

Рассматривая ценностные ориентации персонажей медиатекстов школьников/студентов/педагогов, можно отметить, что они заметно переплетаются между собой и сводятся примерно к следующим:

- безразличие, пассивность, лень, паразитизм и разгильдяйство;

- распитие спиртных напитков, наркомания, курение;

- цинизм, зависть, самолюбование, жадность, враждебность, месть;

- насилие, жестокость, хамство, хулиганство, девиантность, преступность;

- неуважение к окружающим людям, наглость, бездуховность;

- ложь, лицемерие, аморальность, разврат.

Тем не менее, в некоторых фильмах можно увидеть отблеск и таких «устаревших» ценностей как любовь, семья, упорство, терпение, оптимизм, добросердечие, уважение, самопожертвование, творческая и профессиональная реализация, законопослушание.

Структура и приемы повествования в данных медиатекстах.

Схематично структуру, сюжет, репрезентативность, этику, особенности жанровой трансформации, иконографии, характеры персонажей аудиовизуальных медиатекстов школьно -вузовской тематики англоязычных стран можно представить следующим образом:

- место и время действия медиатекстов: базовое место действия - школа, университет и относящееся к ним школьно-вузовской пространство (классы, аудитории, кабинет директора, коридоры, спортивные площадки, залы, школьные столовые, дворы), частные дома,

особняки, коттеджи. Также это может быть и закрытое учебное заведение, пансион, интернат, университетский кампус. Время действия в основном соответствует году съемок того или иного фильма;

- характерная для данных медиатекстов обстановка, предметы быта: учебные заведения, отличающиеся скромной обстановкой, элитарные учебные заведения; комфортабельные жилища, дома и предметы быта обеспеченных слоев общества; скромные и простые жилища; общежития. Многие старшеклассники/студенты приезжают в учебное заведение на собственных автомобилях;

- приемы изображения действительности: положительные персонажи редко показываются в идеализированном варианте, как правило, персонажи подаются неоднозначно;

- отрицательные персонажи, наоборот, показаны броско, с акцентом на проявлении негативных черт.

Типология персонажей (черты характера, одежда, телосложение, лексика, мимика, жесты персонажей, присутствие или отсутствие стереотипной манеры репрезентации персонажей в данных медиатекстах):

- возраст персонажей: возраст школьников находится в пределах 7-19 лет, однако чаще встречаются персонажи-старшеклассники; возраст студентов в основном в диапазоне от 19 до 30 лет; возраст остальных персонажей (родственников, учителей, преподавателей, родителей, дедушек и бабушек и пр.) может быть любым;

- уровень образования: у школьников и студентов соответствует классу и курсу обучения, учителя школ предположительно окончили вузы;

- социальное положение, профессия: материальное положение школьников/студентов разнообразно, они могут быть как из малообеспеченных, так и из богатых семей. Профессии их родителей находятся в довольно широком спектре. Вместе с тем, в рассматриваемых ме-диатекстах семья может остаться и за рамками повествования, зачастую школьникам/студентам ее «заменяет» коллектив единомышленников;

- семейное положение персонажа: школьники и студенты не связаны брачными узами; взрослые персонажи преимущественно женаты; однако можно наблюдать и наоборот, одиноких или находящихся на грани развода педагогов;

- внешний вид, одежда, телосложение персонажей, черты их характеров, лексика:

Положительные персонажи - педагоги-гуманисты и интеллектуалы, приверженцы демократических взглядов (зачастую, эти преподаватели становятся жертвами различного рода нешуточных происков учащихся); отрицательные персонажи - педагоги - злобные, хладнокровные, коварные злоумышленники: убийцы, насильники учащиеся. Кроме того, среди персонажей (учащихся) выделяются положительные - креативные личности, успевающие сочетать хорошую учебу с любовными приключениями; отрицательные персонажи - школьники/студенты - дерзкие, жестокие, мстительные, циничные хулиганы, в их числе можно обнаружить опасных и порочных интеллектуалов. Персонажей нередко разделяет социальный и материальный статус.

Внешний вид персонажей-учащихся не ограничен определенными строгими рамками. Разумеется, это может быть и форма установленного образца частного учебного заведения, и свободная одежда. С каждым десятилетием одежда учащихся и педагогов в англоязычных триллерах на школьно-вузовскую тематику становится более яркой, вольной, временами вызывающей. Учительницы могут позволить себе блузы с широким вырезом, короткие юбки и пр. У учеников часты татуировки, броский мейкап, активная мимика, жестикуляция и изъяснение жесткой арготической и матерной лексикой. Некоторые персонажи-школьники/студенты/учителя выпивают, употребляют наркотики и не намереваются от этого отказываться. Положительным персонажам - учащимся/педагогам свойственна богатая и образная лексика.

Существенное изменение в жизни персонажей медиатекстов: I. Положительные персонажи - школьники/студенты - вступают в конфликт, связанный с неприятием их взглядов и идей со стороны родителей и/или педагогического коллектива; с жестоким, агрессивным и/или сексуально направленным поведением учащихся/педагогов;

нешуточными розыгрышами, издевательствами, физическим и психологическим насилием со стороны учащихся, педагогов, друзей.

II. Отрицательные персонажи - школьники/студенты стремятся подчинить себе одноклассников/однокурсников, руководствуясь при этом безжалостными способами и методами; реализовывают собственные антигуманные схемы (безнравственное поведение, беззаконие, травля, угрозы, физические расправы, нападение на учителя и/или положительных персонажей, убийства и т. д.).

III. Положительные персонажи - педагоги пытаются трансформировать укоренившуюся систему педагогических взглядов и методов; они сталкиваются с отсутствием понимания со стороны коллег; с брутальным, дерзким, грубым, и/или сексуально ориентированным поведением школьников/студентов; с ложными обвинениями, вымогательством, с физическим и психологическим насилием.

IV. Отрицательные персонажи-педагоги реализовывают цели антигуманистической направленности, базирующиеся на кровожадности, садизме, беспощадности, жестокости, безжалостности, бесчеловечности.

Возникшая проблема: здоровье и жизнь персонажей находится под угрозой.

Поиски решения проблемы: борьба положительных персонажей с отрицательными.

Решением проблемы становятся:

- победа положительных персонажей;

- разоблачение, арест, устранение отрицательных персонажей;

- победа отрицательных персонажей (редкий вариант).

Выводы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом анализ триллеров на школьно-вузовскую тему англоязычных стран позволяет констатировать, что:

- их сюжеты отражают социально-культурную, экономическую, образовательную ситуации, разворачивающиеся в различные исторические времена. Триллеры на школьно-вузовскую тематику, как правило, не связаны напрямую с реальными политическими событиями, но, так или иначе, вписываются в социокультурный контекст;

- обнаруживается выразительный контраст в концептуальной базе триллеров в период до 1960-х и последующие десятилетия. В 1970-1980-х годах в большинстве триллеров школьно-студенческой тематики мотивы насилия, жестокости, бесчеловечности, сексуального влечения становятся ведущими. В последующие десятилетия данные направления не теряют актуальности и обретают все новые краски;

- триллеры о школьниках и студентах лишены интеллектуальных дискуссий, они плотно погружены в любовную тематику, сексуальные связи и интриги, тесно переплетающиеся с преступным, аморальным образом жизни;

- стремления учащихся в основном направлены, с одной стороны, на развлечение, отдых, распутный образ жизни, а с другой стороны - на физическое и психологическое насилие, преступления и т. д.; образовательному процессу в триллерах отводится второстепенная роль;

- основные представления персонажей об успехе - любовная и профессиональная самореализация, нередко достигающиеся жестокими способами и методами, особо выделяются персонажи, открыто выступающие приверженцами раскрепощенности поведения и сексуальных отношений (включая гомосексуальные) между школьниками/студентами (между преподавателями и учащимися), сторонниками использования наркотиков, курения, распития спиртных напитков, безнравственного, преступного образа жизни, эгоизма, лжи, хулиганства;

- типичны экранные образы одиноких, неустроенных и апатичных педагогов, негативно относящихся к собственной профессии, хотя иногда персонажи-учителя могут быть интеллигентными и харизматичными.

Библиографический список

1. Брашинский М. И. Проучить миссис Тингл // Афиша. 2001 // [Электронный ресурс]. - 2011. URL: https://www.afisha.ru/movie/167300/?reviewid=145148 (дата обращения 25.05.2018).

2. Горбаткова О. И. Проблемы насилия в школах в зеркале современных российских медиа // Медиаобразование. 2017. № 4. С. 189-205.

3. Грей Г. Кино: визуальная антропология. Пер. с англ. М.С. Неклюдовой. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 208 с.

4. Кудрявцев С. В. Класс 1984 // 3500 рецензий. 2008// [Электронный ресурс]. - 2008. URL: http://kinanet.livejournal.com/1134549.html (дата обращения 01.06.2018).

5. Кудрявцев С. В. Мышонок // 3500 рецензий. 2008// [Электронный ресурс]. - 2008. URL: http://kinanet.livejournal.com/1134549.html (дата обращения 01.06.2018).

6. Кудрявцев С. В. Смертельное влечение // 3500 рецензий. 2008. [Электронный ресурс]. - 2008. URL: http://kinanet.livejournal.com/1134549.html (дата обращения 01.06.2018).

7. Нефедов Е. А. Класс-1984 //Allofcinema. 2015// [Электронный ресурс]. - 2015. URL: http://allofcinema.com/klass- 1984-class-of-1984-1982/ (дата обращения 01.06.2018).

8. Ухов Е. Убить мисси Тингл // Film. 2016// [Электронный ресурс]. - 2016. URL: https://www.film.ru/articles/zhizn-bet-klyuchom-da-vse-po golove?page= 4#acon (дата обращения 28.05.2018).

9. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб: Симпозиум, 2005. 502 с.

10. Acland, C. (1995). Youth, Murder, Spectacle. The Cultural Politics of Youth in Crisis. Boulder, Westview Press, 176 p.

11. Alloway, L. Violent America: The Movies 1946-1964, exhibition catalogue. New York: Museum of Modern Art, 1971. 153 p.

12. Ayers, W. (1A Teacher Ain't Nothin' But a Hero: Teachers and Teaching in Film. In: Joseph, P., and Burnaford, G. (Eds.). Images of Schoolteachers in Twentieth-Century America. New York: St. Martin's Press, 1994, pp. 147-156.

13. Barker, C. Cultural Studies: Theory and Practice. London: Sage, 2000. 552 p.

14. Bauer, D.M. Indecent Proposals: Teachers in the Movies. College English, Vol. 60, N 3, 1998, pp. 301-317.

15. Bass, A.T. The teacher as portrayed in fiction. Contemporary Education, N 42(1), 1970, pp. 14-20.

16. Bazalgette, C. Key Aspects of Media Education. Moscow: Association for Film Education, 1995. 51

p.

17. Beyerbach, B. Themes in sixty years of teachers in film: Fast times, dangerous minds, stand on me. Educational Studies, № 37(3), 2005, pp. 267-285.

18. Bindig, L. Gossip Girl: A Critical Understanding. Lexington Books, 2014, 206 p.

19. Burbach, H. J. & Figgins, M. A. A thematic profile of the images of teachers in film. Teacher Education Quarterly, N 20(2), 1993, pp. 65-75.

20. Callahan, C.J. Crisis intervention model for teachers // Journal of instructional psychology. Vol. 25, № 4, 1998, p. 226-234.

21. Conklin, J.E. Campus life in the movies: A critical survey from the silent era to the present. Jefferson, NC: McFarland and Company, 2008. 114 p.

22. Considine, D.M. The cinema of adolescence. Jefferson, NC: McFarland & Company Inc, 1985. 296

p.

23. Crepeau-Hobson, M.F., Filaccio, M., Gottfried, L. Violence prevention after Columbine // Children & Schools. Vol. 27, N 3, 2005, p. 157-165.

24. Dalton, M.M. The Hollywood curriculum: Teachers in the movies. New York: Peter Lang, 2004. 184

p.

25. Dalton, M.M. Our Miss Brooks: Situating gender in teacher sitcoms. In: Dalton, M.M. & Linder, L.R. (Eds.). The sitcom reader: America viewed and skewed . Albany: State University of New York Press, 2005, pp. 99-109.

26. Edelman, R. Teachers in the movies. American Educator, 1983, pp. 26-31.

27. Edwards, C.H. Student violence and the moral dimension of education // Psychology in the Schools, Vol. 38, N 3, 2001, p. 249-257.

28. Hermann, M.A., Finn, A. An ethical and legal perspective on the role of school counselors in preventing violence in schools // Professional School Counseling. Vol. 6, N 1, 2002, p. 46-54.

29. Hill, S.C., Drolet, J.C. School-related violence among high school students in the United States, 1993-1995 // Journal of School Health. Vol. 69, N 7, 1999, p. 264-272.

30. Kehr, D. When Movies Mattered: Reviews from a Transformative Decade. University of Chicago Press, 2001, p. 174-175.

31. Keroes, J. Tales out of school: Gender, longing, and the teacher in fiction and film. Carbondale, IL: Southern Illinois University Press, 1999. 164 p.

32. Nasaw, D. Children and commercial culture: Moving Pictures in the early twentieth century. Small Worlds: Childhood and Adolescence in America. Kansas, University of Kansas Press, 1992, pp.14-26.

33. Patterson, J. Thriller. Ontario, Canada: MIRA Books, 2006. 893 p.

34. Peterson, R.L., Larson, J., Skiba, R School violence prevention: Current status and policy recommendations // Law and Policy. Vol. 23, 2001, p. 345-371.

35. Polan, D.The professors of history. In V. Sobchack (Ed.), The persistence of history: Cinema, television, and the modern event. New York: Routledge, 1996, pp. 235-256 .

36. Reynolds, ^../Representing "U": Popular culture, cedia, and higher education. ASHE Higher Education Report, 40(4), 2014, pp. 1-145.

37. Reynolds, P.J. The (a)sexual academic: University faculty in the movies from 1927-2014. SRHE Annual Research Conference, 9-11 December 2015// [Electronic resource]. - 2015. URL: https://www.srhe.ac.uk/con-ference2015/abstracts/0174.pdf (дата обращения 10.06.2018).

38. Schwartz, J. The Portrayal of Education in American Motion Pictures, 1931-1961. Ph.D. Dis. University of Illinois at Urbana-Champaign, United States - IL. Retrieved November 17, 2007, from ProQuest Digital Dissertations database. (Publication No. AAT 6406145),1963.

39. Silverblatt, A. Media Literacy. Westport, Connecticut - London: Praeger, 2001, 449 p.

40. Trier, J.D. Using Popular "School Films" To Engage Student Teachers in Critical Reflection. Annual Meeting of the American Educational Research Association (New Orleans, LA, April 24-28, 2000.

41. Trier, J.D. The cinematic representation of the personal and professional lives of teachers. Teacher Education Quarterly, N 28(3), 2001, pp. 127-142.

42. Umphlett, W. L. The movies go to college: Hollywood and the world of the college-life film. Madison, NJ: Fairleigh Dickinson University Press, 1984. 200 p.

References

1. Acland C. (1995). Youth, Murder, Spectacle. The Cultural Politics of Youth in Crisis. Boulder, Westview Press, 1995, 176 p. (in English)

2. Alloway L. (1971). Violent America: The Movies 1946-1964, exhibition catalogue. New York: Museum of Modern Art, 1971. 153 p. (in English)

3. Ayers W. (1994). A Teacher Ain't Nothin' But a Hero: Teachers and Teaching in Film. In: Joseph, P., and Burnaford, G. (Eds.). Images of Schoolteachers in Twentieth-Century America. New York: St. Martin's Press, 1994, P. 147-156. (in English)

4. Barker C. (2000). Cultural Studies: Theory and Practice. London: Sage, 2000. 552 p. (in English)

5. BassA.T. (1970). The teacher as portrayed in fiction. Contemporary Education, N 42(1), 1970, P. 14-20. (in English)

6. Bauer D.M. (1998). Indecent Proposals: Teachers in the Movies. College English, Vol. 60, Nr 3, 1998, P. 301-317. (in English)

7. Bazalgette C. (1995). Key Aspects of Media Education. Moscow: Association for Film Education, 1995. 51 p. (in English)

8. Beyerbach B. (2005). Themes in sixty years of teachers in film: Fast times, dangerous minds, stand on me. Educational Studies, № 37(3), 2005. P. 267-285. (in English)

9. BindigL. (2014). (Gossip Girl: A Critical Understanding. Lexington Books, 2014, 206 p. (in English)

10. Braginsky M. I. (2001). To Teach Mrs. Tingle // Billboard. 2001// [Electronic resource]. - 2001. URL: https://www.afisha.ru/movie/167300/?reviewid=145148 (Date access 25.05.2018). (in Russian)

11. Burbach H. J., Figgins M. A. (1993). A thematic profile of the images of teachers in film. Teacher Education Quarterly, N 20(2), 1993, P. 65-75. (in English)

12. Callahan C.J. (1998). Crisis intervention model for teachers // Journal of instructional psychology. Vol. 25, № 4, 1998, P. 226-234. (in English)

13. Conklin J.E. (2008). Campus life in the movies: A critical survey from the silent era to the present. Jefferson, NC: McFarland and Company, 2008. 114 p. (in English)

14. Considine D.M. (1985). The cinema of adolescence. Jefferson, NC: McFarland & Company Inc, 1985. 296 p. (in English)

15. Crepeau-HobsonM.F., Filaccio, M., Gottfried, L. (2005). Violence prevention after Columbine // Children & Schools. Vol. 27, N 3, 2005, P. 157-165. (in English)

16. Dalton M.M. (2004). The Hollywood curriculum: Teachers in the movies. New York: Peter Lang, 2004. 184 p. (in English)

17. Dalton M.M. (2005). Our Miss Brooks: Situating gender in teacher sitcoms. In: Dalton, M.M. & Linder, L.R. (Eds.). The sitcom reader: America viewed and skewed. Albany: State University of New York Press, 2005, P. 99-109. (in English)

18. Eco U. (2005). The Role of the Reader. Studies on the semiotics of the text. St. Petersburg: Symposium, 2005, 502 p. (in Russian)

19. Edelman R. (1983). Teachers in the movies. American Educator,1983, P. 26-31. (in English)

20. Edwards C.H. (2001). Student violence and the moral dimension of education // Psychology in the Schools, Vol. 38, N 3, 2001, P. 249-257. (in English)

21. Gorbatova O. I. (2017). Problem of violence in schools in the mirror of modern Russian media // Media education. N. 4, 2017, P. 189-205. (in Russian)

22. Gray G. (2014). Cinema: a visual anthropology. Moscow, 2014. 208 p. (in Russian)

23. Hermann M.A., Fin A. (2002). An ethical and legal perspective on the role of school counselors in preventing violence in schools // Professional School Counseling. Vol. 6, N 1, 2002, P. 46-54. (in English)

24. Hill S.C., Drolet J.C. (1999). School-related violence among high school students in the United States, 1993-1995 // Journal of School Health. Vol. 69, N 7, 1999, P. 264-272.https://www.afisha.ru/movie/167300/?re-viewid=145148. (in English)

25. KehrD. (2011). When Movies Mattered: Reviews from a Transformative Decade. University of Chicago Press, 2011, P. 174-175. (in English)

26. Keroes J. (1999). Tales out of school: Gender, longing, and the teacher in fiction and film. Carbondale, IL: Southern Illinois University Press, 1999. 164 p. (in English)

27. Kudryavtsev S. V. (2008). Fatal attraction // 3500 reviews. 2008// [Electronic resource]. - 2008. URL: http://kinanet.livejournal.com/1134549.html (Date of access 01.06.2018). (in Russian)

28. Kudryavtsev S. V.(2008). Mouse. 3500 reviews. 2008 // [Electronic resource]. - 2008. URL: http://kinanet.livejournal.com/1134549.html (Date of access_01.06.2018). (in Russian)

29. Kudryavtsev S. V. (2008). Class 1984. 3500 reviews. 2008 // [Electronic resource]. - 2008. URL: http://kinanet.livejournal.com/1134549.html (Date of access_01.06.2018). (in Russian)

30. Nasaw D. (1992). Children and commercial culture: Moving Pictures in the early twentieth century. Small Worlds: Childhood and Adolescence in America. Kansas, University of Kansas Press, 1992, P. 14-26. (in English)

31. Nefedov E. A. (2015). Class-1984. Allofcinema. 2015 // [Electronic resource]. - 2015. URL: http://allofcinema.com/klass- 1984-class-of-1984-1982/ ((Date of access_01.06.2018). (in Russian)

32. Patterson J. (2006). Thriller. Ontario, Canada: MIRA Books, 2006. 893 p. (in English)

33. Peterson R.L., Larson J., Skiba R. (2001). School violence prevention: Current status and policy recommendations // Law and Policy. Vol. 23, N, 2001,P. 345-371. (in English)

34. Polan D. (1996). The professors of history. In V. Sobchack (Ed.), The persistence of history: Cinema, television, and the modern event. New York: Routledge, 1996, P. 235-256. (in English)

35. Reynolds P.J. (2014). Representing "U": Popular culture, cedia, and higher education. ASHE Higher Education Report, 40(4), 2014, P. 1-145. (in English)

36. Reynolds P.J. (2015). The (a)sexual academic: University faculty in the movies from 1927-2014. SRHE Annual Research Conference, 9-11 December 2015 // [Electronic resource]. - 2015. URL: https://www.srhe.ac.uk/conference2015/abstracts/0174.pdf ((Date of access_10.06.2018). (in English)

37. Schwartz J. (2007). The Portrayal of Education in American Motion Pictures, 1931-1961. Ph.D. Dis. University of Illinois at Urbana-Champaign, United States - IL. Retrieved November 17, 2007, from ProQuest Digital Dissertations database. (Publication No. AAT 6406145),1963. (in English)

38. SilverblattA. (2001). Media Literacy. Westport, Connecticut - London: Praeger, 2001, 449 p. (in English)

39. Trier J.D. (2000). Using Popular "School Films" To Engage Student Teachers in Critical Reflection. Annual Meeting of the American Educational Research Association (New Orleans, LA, April 24-28, 2000. (in English)

40. Trier J.D. (2001). The cinematic representation of the personal and professional lives of teachers. Teacher Education Quarterly, N 28(3), 2001, P. 127-142. (in English)

41. Ukhov, E. (2016). Kill Mrs. Tingle // Film. 2016 // [Электронный ресурс]. - 2016. URL: https://www.film.ru/articles/zhizn-bet-klyuchom-da-vse-po-golove?page=4#acon ((Date of access_28.05.2018). (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.