Научная статья на тему 'Характеристика взаимодействия преподавателя-воспитателя и студентов в образовательном процессе вуза'

Характеристика взаимодействия преподавателя-воспитателя и студентов в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6728
453
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВЛИЯНИЕ / СОДЕЙСТВИЕ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / КОМПРОМИССНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рагозина Л.Д.

В статье представлены основные характеристики взаимодействия преподавателя-воспитателя и студентов в образовательном процессе вуза. Рассматриваются различные типы взаимодействия субъектов в образовательном процессе: прямое, косвенное, параллельное, паритетное, руководящие и управляющие. Основными характеристикам взаимодействия преподавателя и студентов в вузе являются взаимопонимание, взаимовлияние, совместимость. Даны краткие характеристики стратегий взаимодействия: содействия, противодействия, уклонение от взаимодействия, компромиссного взаимодействия, сотрудничества. Феномен сотрудничества рассматривается как наиболее сложный вид человеческих взаимодействий, характеризуемый взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика взаимодействия преподавателя-воспитателя и студентов в образовательном процессе вуза»

УДК 37.02

ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ВОСПИТАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

В статье представлены основные характеристики взаимодействия преподавателя-воспитателя и студентов в образовательном процессе вуза. Рассматриваются различные типы взаимодействия субъектов в образовательном процессе: прямое, косвенное, параллельное, паритетное, руководящие и управляющие. Основными характеристикам взаимодействия преподавателя и студентов в вузе являются взаимопонимание, взаимовлияние, совместимость. Даны краткие характеристики стратегий взаимодействия: содействия, противодействия, уклонение от взаимодействия, компромиссного взаимодействия, сотрудничества. Феномен сотрудничества рассматривается как наиболее сложный вид человеческих взаимодействий, характеризуемый взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности.

Ключевые слова: взаимодействие, влияние, содействие, противодействие, компромиссное взаимодействие, сотрудничество.

Понятие «взаимодействие» является в познавательном смысле исходным для определения движения, изменения, становления, развития, процесса. Специфика взаимодействия представляется нам в синтезе различных человеческих сил, порождающий новые знания, вещи, организационные структуры, т.е., опыт. В социальных процессах взаимодействие оказывается точкой замыкания и размыкания связей. Человек, таким образом, оказывается втянут в цепочки и серии взаимодействий. Проблемой его опыта становится уже не фиксация отдельных взаимодействий, а контакт с системами взаимодействий.

Развитие нашего познания, если оно успешно, имеет сходство с приближением путешественника к горе сквозь туман: сначала он различает только крупные черты, если они имеют вполне определенные контуры, но постепенно он видит все больше деталей, и очертания становятся резче. Так и в области изучения феномена взаимодействия невозможно выяснить сначала одну проблему, а затем перейти к другой, ибо туман покрывает все одинаково. В области гуманитарного знания феномен взаимодействия рассматривается с разных позиций и с неоднозначной интерпретацией. Вероятно, такое состояние оправдано поиском каждой гуманитарной наукой специфики черт взаимодействия, согласно предмета, своего исследования.

Профессиональная лексика современного преподавателя часто пестрит на первый взгляд понятиями, такими как взаимодействие, взаимосвязь, взаимоотношения, влияние, воздействие. Безусловно, данные понятия можно отнести к одному ассоциативному ряду, но при этом их нельзя назвать синонимами, так как каждое из них имеет свои специфические черты. Рассмотрим их в диадах.

Взаимосвязь и взаимодействие. Взаимосвязь, т.е., связанный один с другим, выражает отношение взаимной зависимости, обусловленности. По отношению к взаимосвязи педагогическое взаимодействие всегда детерминировано определенной целью - передачей знаний и общественного опыта. Пассажиры, едущие в общественном транспорте, находятся во взаимосвязи, обусловленной одним временем и местом пребывания в салоне. Однако, взаимосвязь не дает нам оснований для утверждения, что пассажиры находятся во взаимодействии. Для того, чтобы взаимодействие состоялось, вероятно, необходимо иметь цель, осознавать взаимообусловленность совместной деятельности, осмыслить необходимые средства и способы достижения поставленной цели и т.д.

Л. Д. Рагозина

Белгородский

государственный

университет

e-mail:

ragozina@bsu.edu.ru

Влияние и взаимодействие. Влияние - это действие, которое оказывается на объект или субъект в целях его изменения. Влияние на человека может быть направленным (убеждение, внушение) и ненаправленным (подражание, заражение). Безусловно, влияние в педагогическом процессе может быть одним из составных компонентов взаимодействия (как один из психологических механизмов), которое всегда отличается определенной регламентированностью, продиктованной самой структурой образовательного процесса: кто, когда, с какой целью, на основании какого содержания и т.д. вступает во взаимодействие.

В образовательной практике высшей школы на поведение студента оказывают влияние многие факторы: преподаватели, сверстники, мнение родителей, принятый стиль отношений в вузе, в группе, стандарт образования и пр. Однако только с некоторыми из них студент вступает в непосредственное взаимодействие, которое может привести к реальному положительному результату.

Воздействие и взаимодействие. Воздействие - это целенаправленный перенос информации и опыта от одного человека к другому, частный случай направленного влияния, связанный с убеждением, внушением, носящий однонаправленный характер. В то время как для взаимодействия обязательно присуща как прямая, так и обратная связь: взаимодействие определяется реакциями участников деятельности, которые корректируют эффективность получения конечного результата. Таким образом, в процессе воздействия воспитанник может ощущать себя только объектом педагогического процесса, в то время, как при организации взаимодействия и преподаватель и студент являются субъектами, со-трудниками процесса познания мира и себя.

Взаимоотношения и взаимодействие. Взаимоотношения - это взаимная избирательная связь субъектов, которая отражает качество сложившихся отношений, их взаимность и степень симметричности. Взаимоотношения могут носить, как официальный (подчинение, управление, исполнение и т.д.), так и неофициальный характер (любовь, дружба, вражда, ненависть и пр.). По характеру оценки взаимоотношения могут быть справедливыми, предвзятыми, жесткими, тактичными и др.; по стилю - авторитарные, функционально-исполнительские, свободно-либеральные, гуманно-демократические. В отличие от взаимоотношений процесс и результат взаимодействий всегда предполагает достижение определенной цели, позволяющей судить об успешности совместной деятельности. Поэтому по сравнению с взаимодействием формирование взаимоотношений носит менее управляемый характер, хотя сложившиеся взаимоотношения могут способствовать или затруднять процесс совместной деятельности.

Взаимодействие мы рассматриваем как процесс и результат непосредственного или опосредованного воздействия субъектов (объектов) друг на друга, влекущий за собой изменение их состояния, порождающее их взаимообусловленность и связь. Особенность взаимодействия преподавателя и студентов - его причинная обусловленность. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что обусловливает развитие объектов и их структур. Если при взаимодействии обнаруживается противоречие, то оно выступает источником самодвижения и саморазвития структур. Взаимодействие как материальный процесс сопровождается передачей материи, движения и информации: оно относительно, осуществляется с конечной скоростью, в определенном пространстве и времени. Но эти ограничения действуют лишь для непосредственного взаимодействия: в опосредованных формах взаимодействия пространственно-временные ограничения многократно ослаблены.

Специфика взаимодействия людей друг с другом характеризуется активностью обеих сторон, хотя мера ее проявления может быть различна. Активность личности может быть инициальной и реактивной в плане субъекта действий. С инициальной позиции активность может быть преобразующей или сохраняющей; она может быть так же созидающей, развивающей или разрушающей. С реактивной пози-

ции может быть активность принятия или неприятия воздействия, организация ответного воздействия, противостояние нежелательному воздействию или участие в совместном действии.

К основным характеристикам взаимодействия преподавателя и студентов научный анализ относит: взаимопонимание, взаимовлияние, совместимость. Взаимопонимание предполагает наличие объективных знаний личностных сторон друг друга, интересов, увлечений и обоюдный интерес друг к другу. Взаимовлияние раскрывается на основе способности приходить к согласию по спорным вопросам, учета мнения друг друга, принятии другого в качестве примера, изменения поведения и действий после замечаний и рекомендаций в адрес друг друга. Совместимость реализуется через осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности, согласованность действий, помощь, поддержку друг друга, координацию действий.

Научный анализ неслучайно рассматривает следующие типы взаимодействия в образовательных системах :

1. Прямое, косвенное, параллельное взаимодействие: прямое как непосредственное воздействие друг на друга; косвенное направлено на оказание влияния через кого-то, что-то (референтную группу, референтное лицо, героя книги, фильма и т.д.); параллельное взаимодействие предполагает влияние через коллектив.

2. Паритетное взаимодействие, «на равных» - это субъект - субъектные, партнерские отношения; активность проявляется с обеих взаимодействующих сторон.

3. Руководящие и управляющие - проявление активности с одной из взаимодействующих сторон.

Образовательный процесс настолько многолик, пестр, разнообразен, что отражает в себе, как капелька росы солнечный свет, все типы взаимодействия. Мастерство преподавателя позволяет выбрать оптимальный тип взаимодействия со студентами и направить их действия на продолжение приобретения опыта в зависимости от той социальной ситуации, в которой они здесь и сейчас находятся. Мы считаем, что для рассмотренных выше типов взаимодействия преподавателя вуза с обучаемыми важно предвидеть реализацию различных стратегий, т.е. планирование руководства, основанного на далеко идущие прогнозы - развитие свободной, самостоятельной, ответственной, счастливой, самодостаточной личности. К стратегиям взаимодействия преподавателя вуза мы относим: содействие, противодействие, уклонение от взаимодействия, компромиссное взаимодействие, сотрудничество.

Содействие может быть рассмотрено как инициирующие действия, результативная помощь другим, направленные на достижение общих целей деятельности. Анализ практики свидетельствует, что преподаватель-воспитатель очень часто обращается к данной стратегии взаимодействия, поскольку именно содействие, как первая ступенька опыта взаимодействия с миром, инициирует активность студентов, развивает их мышление, сознание, создает условие для личностного роста воспитанников, для формирования определенной меры субъектности в каждом из них.

Противодействие - это совершение субъектами несогласованных действий, идущих в противовес желаниям, мнениям, поведению партнеров по взаимодействию. Яркой формой противодействия является противоположная акция студентов, зачастую не всегда осознаваемая. Возможен отказ, отсутствие желания делать дело по инструкции, противостояние (буду делать так, как хочу). В чем же заключается основа такой стратегии взаимодействия студентов в рассмотренных ситуациях? С нашей точки зрения она определяется несовпадением стремлений, желаний растущей личности с объективными условиями жизнедеятельности, и тем самым вызывает бунт, протест. Весьма значительной и достаточно сложной для преподавателя проблемой является определение мотивации студентов, выявление причинно-следственных связей, характеризующих противодействие воспитанников. Вероятно, что наличие противодействия в студенческой жизни может служить показателем, лакмусовой бумажкой, сигнализирующей преподавателю о возможных просчетах, ошибках, несовершенных приемах прикосновения к личностному миру студента.

При этом мы хотим акцентировать внимание на развитии опыта взаимодействия личности при стратегии противодействия. Можно ли утверждать, что данная стратегия не развивает опыт, купирует его. Думается, что в зависимости от социальной ситуации стратегия противодействия может и развивать и купировать этот опыт. Важным рычагом управления формирования конструктивного опыта в рассматриваемой стратегии является профессиональная компетентность преподавателя. Ведь результаты противодействия, как правило, бывают негативными, вызывающими дискомфортное состояние личности и его ближайшего окружения.

Стратегия уклонения от взаимодействия предполагает активный уход, избегание взаимодействия с партнерами даже в тех случаях, когда ситуация и обстоятельства не только способствуют, но и требуют взаимодействия участников деятельности для достижения общих целей.

Данный вид взаимодействия возникает в образовательном процессе, с нашей точки зрения, скорее всего в том случае, когда студенты не находят в предстоящей деятельности личной значимости, полезности, выгоды, т.е., целесообразности. Видимо тактика преподавателя может быть разной в подобных ситуациях, но думается, что главным механизмом преодоления ухода студентов от взаимодействия будет убедительная мотивация деятельности, содержащая в себе личностный смысл. Смысл -это внутренняя, глубинная основа любой вещи или явления, его суть, ядро. Смысл укоренен в жизни благодаря тому, что он понимается и принимается людьми как живое знание. В ситуациях, где существует объективное обоснование само исключение из взаимодействия (болезнь бабушки, забота о младшем и т.д.), необходимо вероятно, предоставить студенту возможность выполнить свои обязанности.

Уход от взаимодействия представляет определенную ценность в развитии опыта субъекта: эта стратегия учит самостоятельности, умению сделать выбор. Однако, имеется и обратная сторона реализации данной стратегии - гедонистическая направленность "хочу" и общественная "надо" в своем противоборстве, при отсутствии личностного смыла, в большинстве своем является определяющей в жизнедеятельности личности.

Стратегия компромиссного взаимодействия предполагает соглашение партнеров по осуществлению деятельности, основанное на взаимных уступках. Частичный отказ от собственных интересов позволяет участникам взаимодействия достигнуть позитивный результат. Часто решение принимается исходя из приемлемости вариантов для обеих сторон, поскольку полное удовлетворение интересов невозможно.

«Не хочу», «не буду», «не нравится» следует принимать во внимание, потому что в них содержится волеизъявление личности студента. Но, видимо, в позиции «не хочу» содержится и показатель какого-то педагогического просчета, поэтому, не зная пока, в чем основная причина происходящего, преподаватель соглашается на уступку: «Хорошо! Давайте попробуем сделать иначе...».

Компромиссное взаимодействие предотвращает принуждение как подавление сопротивляющейся воли студента. Преподаватель, не боящийся использовать данную стратегию, чаще всего обходится без разбора складывающихся взаимоотношений с воспитанниками, его профессионализм позволяет видеть изменения личности, ее личностный рост.

Сотрудничество - совместная развивающая деятельность преподавателя и студентов, характеризуемая взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности. Сотрудничество представляет собой направленность на удовлетворение интересов всех сторон. При осуществлении стратегии сотрудничества обе стороны остаются в двойном выигрыше: удовлетворяют интересы и развивают взаимоотношения.

Основными признаками сотрудничества, как организационной системы активности взаимодействующих субъектов, являются:

• пространственное и временное соприсутствие;

• единство цели всех участников, включенных в деятельность;

• общая мотивация деятельности;

• организация и управление деятельностью;

• разделение функций, действий, операций;

• наличие межличностных отношений;

• согласованность индивидуальной деятельности участников, что предусматривает строгую последовательность операций в соответствии с заранее определенной программой;

• единый конечный результат;

• рефлексия деятельности.

П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев считали, что психологическая деятельность есть отражение, разновидность внешней, предметной осмысленной деятельности. Через организацию внешней деятельности можно и должно организовать деятельность внутреннюю. Причем процесс интериоризации состоит в том, что в нем внутренний план формируется впервые. В связи с этим в ходе сотрудничества партнеры взаимодействуют друг с другом. Интериоризация происходит путем присвоения психикой структур внешней деятельности, ее овладения в ходе совместно-распределительной работы с «другим», где «другой» составляет важнейший структурный элемент данного процесса, при развивающейся активности личности, ее самодвижении, саморазвитии.

Студент овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием, т.е., происходит его социализация. В то же время он приобретает самостоятельность, т.е., идет его индивидуализация. Это неразрывно связанные между собой компоненты единого процесса личностного роста.

К основным идеям стратегии сотрудничества можно отнести:

1. Отношения к студентам. Равные паритетные отношения субъектов деятельности.

2. Идея трудной цели. Процесс познания мира и себя проводится на высоком уровне сложности, и успех в достижении целей деятельности определяется верой в силы студента как со стороны преподавателя, одногруппников, так и со стороны самого студента.

3. Идея свободного выбора. Это первый шаг в развитии опыта взаимодействия с миром каждого студента, требующий создания благоприятный условий для личностного роста растущей личности, которая не готовится к взрослой жизни, а живет этой жизнью.

4. Идея самоанализа приучает студентов самостоятельно осуществлять индивидуальный и коллективный анализ своей деятельности.

5. Творческое самоуправление рассматривается не как управление без взрослых, а как совместная работа старших и младших членов коллектива.

Часто при характеристике субъективной позиции студента преподаватели считают самым важным доброжелательное отношение к его личности. Но при этом забывается, что стратегия сотрудничества только тогда будет эффективной и продуктивной, если наличествует общая, осознаваемая и принимаемая всеми участниками взаимодействия цель, и если продуманы и связаны друг с другом действия соучастников образовательного процесса. А.С. Макаренко утверждал, что в педагогическом взаимодействии огромную роль играет сочетание уважительности к личности и разумной требовательности к ней, так как она должна быть готова к суровой жизни в быстро меняющемся мире.

Феномен сотрудничества рассматривается в науке как наиболее сложный вид человеческих взаимодействий, требующий учета многих факторов (уровень сплоченности коллектива, принятые формы ответственности, наличие действенной обратной связи, реакция на конфликтные ситуации, готовность к взаимоообмену и взаимопомощи и т.д.). Сотрудничество в отличие от остальных стратегий взаимодействия требует значительно больше временных затрат, так как необходимо изучить внутренние позиции всех участников, а затем последовательно их обсудить. Сложность сотрудни-

чества как раз заключается в том, что трудно выявить истинные потребности и выработать альтернативы, устраивающие все стороны. Поэтому не каждый преподаватель вуза готов к реализации рассматриваемой стратегии. Многим необходимо последовательно освоить этапы, способы, формы и средства взаимодействия, чтобы приблизить, понять, принять технологию сотрудничества, основанную на равной позиции партнеров. «Вульгарное» использование сотрудничества может привести и приводит к непредсказуемым последствиям. Мы считаем, что к плодотворному взаимодействию необходимо готовить не только педагогов, но и студентов. Если студенты привыкли к роли объекта деятельности (они являются адресатом воздействия субъекта), то трудно ожидать от них мгновенной перестройки позиции только потому, что преподаватель стал к ним относиться как к субъектам.

Содержание педагогического взаимодействия, начиная с середины XX века, меняется кардинальным образом. Это связано со становлением и развитием гуманистической парадигмы образования. Отвергая взгляд на человека как на продукт наследственных (генетических) факторов, или окружающей среды, сторонники гуманистического подхода (А. Маслоу, Э. Фромм, С.Л. Рубинштейн, А.А. Бодалев и др.) отстаивали идею уникальности, самодостаточности и значимости бытия каждого отдельного человека. Такая позиция принципиально изменяла цель и механизмы взаимодействия между людьми. Личность должна быть ориентирована на поиск подлинной и полной смысла жизни, но этот поиск дается человеку нелегко. Люди должны получить право свободы выбора и одновременно научиться нести ответственность за свой выбор.

Интересным с этой точки зрения нам представляется позиция К. Роджерса [2]. В своих работах он сформулировал новый подход к организации педагогического взаимодействия, ввел понятие конгруэнтности позиций воспитателя (преподавателя) и воспитанника (студента). Основу конгруэнтности составляет умение преподавателя настроиться на актуальное состояние студента. Роджерс К. был против обучения-воздействия, поскольку считал, что результаты такого обучения либо не являются важными, либо вообще вредны. Студент должен обучаться сам, так как учение - это не усвоение знаний, а изменение внутреннего чувственно-когнитивного опыта ученика. Этот опыт предать невозможно, поскольку он у всех разный. Лишь в случае самообучения происходит значимое научение. При такой форме познания студент становится ответственным, независимым, творческим, опирающимся на самого себя. Если же внутренний опыт не изменился, то механические знания забываются, играя незначительную роль в его жизни. Поэтому преподаватель, прежде всего, должен предоставить ему все возможные средства для самообучения, в том числе и себя как консультанта, партнера, советчика (хотя изначально положения участников образовательного процесса неравновесны).

Вот потому так остро сегодня стоит вопрос о сути, содержании и механизмах педагогического взаимодействия. В психологической и педагогической литературе все чаще встречаются новые понятия: межличностно-ориентированное обучение, личностно-ориентированное образование, кооперативное обучение, теория педагогического резонанса, педагогика встречных усилий... Это свидетельствует о том, что необходимость пересмотра сущности взаимодействия между преподавателями и студентами ощущается учеными и практиками.

Педагогика встречных усилий не отменяет позиции долженствования в целостном образовательном процессе. Студент изначально поставлен в такие условия, что он должен прикладывать определенные усилия в процессе образования. Преподаватель со своей стороны тоже обязан заметить эти усилия, поддержать обучаемого, обеспечить ему условия для дальнейшего продвижения вперед и каждый раз, делая "шаг навстречу", подниматься вместе со студентом на новую ступень опыта (знаний и отношений). В этом случае можно говорить о стратегии встречных усилий, то есть о ценностном отношении преподавателя и студента к личности и деятельности друг друга, что отражается во взаимной доброжелательности, поддержке, в готовности к совместной деятельности, развитых навыках сотрудничества.

Традиционно считается, что преподаватель вуза обладает субъектным началом во взаимодействии, т.е., является ведущим. Однако данная позиция часто определяются социально закрепленной ролью преподавателя, но не его личностными качествами. Поэтому есть преподаватели, в поведении которых одновременно сосуществуют Б - субъектная (ролевая) и О - объектная (житейская) позиции, и в зависимости от ситуации берет верх то одно, то другое начало. Пожалуй, мы может эту характеристику применить и относительно студента, приоритетным для него все же является объектная ролевая и житейская позиции с некоторой долей субъектности. Все это усложняет процесс и результат взаимодействия.

Проанализирует варианты субъектных и объектных позиций участников целостного образовательного процесса, которые составляют, с нашей точки зрения, сердцевину взаимодействия. Разделяя точку зрения, Е.В. Коротаевой, мы выделяем следующие уровни:

1. И преподаватель, и студент ощущают себя объектами воздействий. Для такой стратегии взаимодействия характерно пассивное отношение ко всему, что происходит вокруг. Взаимодействие равновесное (О—О), но не продуктивное, так как обе стороны не заинтересованы в качественном достижении совместных целей.

2. Преподаватель выступает как субъект, носитель активного начала, в то время как студента устраивает пассивная роль в образовательном процессе (наиболее распространенная ситуация). Взаимодействие неравновесное (Б-О), продуктивное по ситуации. Данный уровень взаимодействия хорошо выражает распространенное суждение о том, что преподаватель всегда прав и главный долг и обязанность студента - подчинение и исполнение волеизъявления первого, он знает, что надо и как надо делать.

3. В позиции студента ощущается активность и заинтересованность в процессе приобретения знаний, умений, отношений, чему не соответствует безынициативная позиция преподавателя. Взаимодействие, так же как и в предыдущем случае, неравновесное (Б-О) и малопродуктивное, так как инициирующее начало исходит из субъекта с меньшим объемом опыта.

4. И для преподавателя и для студента характерна активность, целенаправленность, продуктивность в образовательном процессе. Взаимодействие равновесное (Б-Б), однако его продуктивность зависит от единства сознания цели совместной деятельности. В противном случае разнонаправленная позиция участников взаимодействия может привести к конфликтной ситуации [1].

С нашей точки зрения для развития опыта взаимодействия студентов с миром ведущим уровнем должен быть субъектно-субъектный, на котором большая часть управленческих функций передана студентам, а роль преподавателя становится ролью мудрого советника, помогающего преодолеть трудные ступени роста.

До настоящего времени в педагогической науке и практике не существует единого подхода к определению форм и средств взаимодействия. Видимо такое положение вещей можно определить многогранностью и многоаспектностью рассматриваемого феномена. Думается, что наиболее полно отражается сущность взаимодействия преподавателя и студентов в таких формах как: опека; наставничества; партнерство; содружество.

Опека (забота, попечение) характеризуется максимальной ролью преподавателя в определении целей и помощи студентам, низким уровнем их осознания целей и минимальной ролью в организации взаимодействия с миром.

Наставничество (руководство) отличается решающей ролью преподавателя при возрастающей роли студентов в развитии опыта взаимодействия с миром.

Партнерство предполагает относительное равенство усилий и преподавателя и студентов в организованном взаимодействии с окружающим миром.

Содружество - это союз преподавателя и студентов, основанный на взаимном доверии, привязанности и общности интересов. Содружество рассматривается как высшая форма развития опыта взаимодействия личности с миром.

В процессе взаимодействий преподавателя и студентов меняются их методы, формы и содержание. Вначале воспитуемый нуждается в активных побуждающих действиях преподавателя, в организации (социализации). При пересечении уровня оптимальных взаимодействий организационные, социализирующие моменты воспитания (решения воспитательной задачи) уже интериоризированы, намечены цели дальнейшего саморазвития - на данном этапе воспитание должно обеспечить развивающейся личности раскрепощение из-под управления со стороны наставников (преподавателей, взрослых), проявление инициативы, творчества, индивидуальности, поддержать стремление к свободному самосовершенствованию.

1. Коротаева Е.В. Директор школы - учитель - ученик: пути взаимодействия.// Библиотечка журнала «Директор школы», 2000, №5, 144 с.

2. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.:, 1994,- 480 с.

Список литературы

CHARACTERISTICS TEACHER - TUTOR AND STUDENTS INTERACTION IN EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Belgorod

State

University

e-mail:

ragozina@bsu.edu.ru

L. D. Ragozina

This article views the main characteristics of interaction between teacher - tutor & students in educational process in higher educational institution. Here are presented different types of interaction subjects in educational process: direct, indirect, parallel, parity, control & direct interaction. The main characteristics of interaction between teacher - tutor & students in higher educational institution are: mutual understanding, influence and compatibility. Here are given short characteristics of interaction: assistance, counteraction, deviation from interaction, compromises interaction, cooperation. The phenomenon of cooperation is understood as the most complicated type of people's interaction which is characterized by mutual understanding, insight into spiritual world of each there, collective analysis of the process & results of this activity.

Key words: interaction, influence, assistance, counteraction, compromises interaction, cooperation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.