Научная статья на тему 'Характеристика условий обучения детей с ЗПР на современном этапе'

Характеристика условий обучения детей с ЗПР на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
4978
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ / КВАЛИФИКАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ / ПЕРСПЕКТИВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ / ФАКТОРЫ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ / ДЕЗАДАПТАЦИИ / TEACHERS’ QUALIFICATION / FACTORS OF SCHOOL ADAPTATION/ DISADAPTATION / MENTAL RETARDATION / EDUCATION CONDITIONS / CURRICULAR / PROSPECT OF MASTERING THE PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Одинцова Евгения Юрьевна

В статье рассматриваются условия обучения детей с задержкой психического развития на современном этапе развития общества, как-то: образовательные программы и профессиональная квалификация учителей. Анализируются особенности восприятия школьной адаптации детей с ЗПР с точки зрения учителей, работающих по разным образовательным программам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика условий обучения детей с ЗПР на современном этапе»

УДК 371

Е.Ю. Одинцова

Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент Н.В. Афанасьева

ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В статье рассматриваются условия обучения детей с задержкой психического развития на современном этапе развития общества, как-то: образовательные программы и профессиональная квалификация учителей. Анализируются особенности восприятия школьной адаптации детей с ЗПР с точки зрения учителей, работающих по разным образовательным программам.

Задержка психического развития, условия обучения, учебные программы, квалификация учителей, перспектива освоения программы, факторы школьной адаптации / дезадаптации.

The article considers the conditions of educating children with mental retardation at the modem stage of society development such as: educational programs and qualification of teachers. The features of children’s school adaptation are analysed from the point of view of teachers working with different educational problems.

Mental retardation, education conditions, curricular, teachers’ qualification, prospect of mastering the programs, factors of school adaptation/ disadaptation.

Развернувшиеся в последнее время процессы интеграции детей с особыми образовательными потребностями в среду нормативных сверстников вызвали к жизни важнейшую проблему: остро стоит вопрос о школьной адаптации таких детей. В современной России сложилось четыре формы общего образования детей с особыми образовательными потребностями:

1) специальные коррекционные школы-интернаты I - VIII видов;

2) коррекционные классы в общеобразовательной школе;

3) индивидуальное обучение на дому;

4) интегрированное обучение в условиях общеобразовательной школы.

С 2007 по 2012 гг. автором исследования изучались особенности школьной адаптации детей в условиях использования разных образовательных программ. В выборку исследования вошли дети с задержкой психического развития (далее - ЗПР) в количестве 144 человек, учащиеся школ Вашкинского, Сямженского, Грязовецкого, Усть-Кубинского, Ха-ровского, Вытегорского, Вологодского муниципальных районов Вологодской области. Все школы находятся в сельских поселениях. Часть детей с ЗПР обучаются в классах совместно с нормативно развивающимися сверстниками по программам «Школа России», «Школа 2000», «Школа ХХ! век». Часть детей с ЗПР обучаются по специальной (коррекционной) программе VII вида. В исследовании участвовали 25 учителей начальных классов, из них: 5 учителей обучали детей по специальной (коррекционной) программе VII вида, 10 - по программе

«Школа России», 4 - по программе «Школа 2000», 6 - по программе «Школа ХХI век».

Исследование проводилось с использованием

«Методики определения школьной дезадаптации» Л.М. Ковалевой и Н.Н. Тарасенко. Данная методика позволяет, основываясь на экспертных суждениях учителя, оценить различные проявления школьной дезадаптации учащегося. Утверждения методики распределены по нескольким шкалам (или факторам) дезадаптации: родительское отношение, неготовность к школе, леворукость, невротические симптомы, инфантилизм, гиперкинетический синдром, инертность нервной системы, недостаточная произвольность психических функций, низкая мотивация учебной деятельности, астенический синдром, нарушения интеллектуальной деятельности.

Дополнительно были привлечены данные о прогнозе школьной адаптации, которые делали педагоги в отношении детей с ЗПР перед началом обучения, опираясь на понимание требований образовательных программ, а также основные факторы, позитивно влияющие, с позиции педагогов, на школьную адаптацию детей с ЗПР. Были получены данные о наличии или отсутствии специальной подготовки у педагогов по работе с детьми с ЗПР.

Важной характеристикой сельских школ является то, что они представляют собой почти единственный социальный ресурс развития ребенка, тем и определяется их высокая социальная востребованность. Значимость влияния школы связана, в том числе, с ограниченностью медицинских и социальных ресурсов в местах проживания детей (поселки, села). Кроме того, локализованное социальное окружение ребенка увеличивает значимость мнения педагога о ребенке для него самого и его социального окружения.

При изучении учебных программ установлено, что на момент исследования для массовой общеобразовательной начальной школы использовались, со-

гласно «Приказу Минобрнауки РФ от 21.10.2004 № 93», три педагогические системы: Занкова и Эль-конина-Давыдова (развивающие), традиционная система (в нее входят программы «Школа России», «Школа 2000», «Школа ХХI век»). Относительно программ «Школа 2000» «Школа ХХI век» ряд авторов (М.М. Семаго, М.М. Безруких) сходятся во мнении, что данные программы ввиду высоких требований к интеллектуальному уровню ребенка приводят к школьной дезадаптации детей с нормативным развитием. Обучение детей с ЗПР по адресованной им специальной (коррекционной) программе VII вида организуется в соответствии с «Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288.

Установлено, что меньшая часть детей (1/3) с ЗПР обучалась по специально адресованной им специальной (коррекционной) программе, большая часть -по программам, адресованным нормативным сверстникам. Эти данные отражают реальное положение дел: по сведениям, собранным специалистами пси-холого-медико-педагогической комиссии в районах Вологодской области, 33 % детей с ЗПР от числа обследованных на ПМПК, обучаются по специальной (коррекционной) программе VII вида, прочие - интегрированы в общеобразовательные классы.

В конце первого года обучения изучалось оценка уровня адаптированности детей с ЗПР педагогами. Использовалась методика определения школьной дезадаптации Л.М. Ковалевой и Н.Н. Тарасенко. Результаты оценки уровня адаптированности детей с ЗПР в конце первого года обучения педагогами представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты диагностики уровня адаптированности детей с ЗПР: процент детей с ЗПР, обучающихся по разным программам

(методика Ковалевой - Тарасенко)

Уровни Процент детей в группах

«Школа России» Программа VII вида «Школа ХХІ век» и «Школа 2000»

Норма 6

Средний уровень 3 16

Группа риска 45 50 20

Ребенок нуждается в консультации психоневролога 52 28 80

Анализируя данные, полученные в результате использования опросника, мы сделали ряд выводов относительно общих особенностей школьной адаптации детей с ЗПР. Наиболее распространенными причинами дезадаптации детей с ЗПР являются: не-

достаточная произвольность психических функций, нарушений интеллектуальной деятельности, инертность нервной системы, неготовность к школе, рас-торможенность.

Что касается уровней адаптированности, то практически никто из детей с ЗПР не был отнесен учителями к нормативному уровню адаптации. Только среди детей с ЗПР, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VII вида, наличествовали дети (6 %), отнесенные педагогами к уровню нормы. Достаточное (16 %) количество детей, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VII вида, отнесены педагогами к среднему уровню адаптации. Среди детей, обучавшихся по программе «Школа России», к среднему уровню отнесено малое количество детей (3 %). Среди детей, обучавшихся по программам «Школа ХХI век» и «Школа 2000», к среднему уровню не отнесен никто. К группе риска отнесено 50 % детей, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VII вида, что сопоставимо с количеством детей, обучающихся по программе «Школа России» (45 %) и значительно превышает количество детей, обучающихся по программам «Школа ХХI век» и «Школа 2000» (20 %).

Среди детей с ЗПР, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VII вида, количество

детей, нуждающихся в консультации психоневролога (28 %) значительно меньше, чем среди детей, обучавшихся по программам, адресованным нормативным сверстникам («Школа России» - 52 %, «Школа ХХI век» и «Школа 2000» - 80 %). Данные, полученные при использовании методики Ковалевой-Тарасенко, согласуются с предварительными прогнозами педагогов относительно школьной адаптации детей с ЗПР (опрос проводился перед началом первого учебного года).

Исследование представлений педагогов относительно перспектив школьной адаптации детей с ЗПР по «своей» программе, показало, что только педагоги, обучающие детей в рамках специальной (коррекционной) программы VII вида, прогнозировали успешную школьную адаптацию детей с ЗПР. Педагоги, обучающие детей с ЗПР в рамках программ, адресованных детям с нормативным развитием, прогнозировали перспективу школьной адаптации детей с ЗПР как неблагоприятную.

На третьем году обучения в ходе опроса учителям было предложено указать пять основных факторов, позитивно влияющих на школьную адаптацию детей с ЗПР, ранжируя их по степени значимости и прокомментировать свой выбор.

При сравнении позиций учителей, обучающих детей по разным образовательным программам, сделан вывод, что учителя, обучающие детей с ЗПР по специальной (коррекционной) программе VII вида, стремятся к приспособлению школьной и, шире, социальной среды, к потребностям и возможностям детей с ЗПР. В то же время учителя, обучающие детей с ЗПР по программам «Школа 2000» и «Школа XXI век», имеют противоположную позицию

Таблица 2

Факторы, позитивно влияющие на школьную адаптацию детей с ЗПР

«Школа России» Программа VII вида «Школа ХХІ век» и «Школа 2000»

1. Посещение ребенком ДОУ. 2. Медицинские мероприятия (лечение у невролога, детского психиатра). 3. Дублирование ребенком программы 1 или 2 классов. 4. Своевременное начало обучения. 5. Благоприятная домашняя обстановка 1. Посещение ребенком ДОУ. 2. Обучение в малокомплектном классе при условии психолого-педагогического сопровождения ребенка. 3. Обучение среди «равных себе» сверстников (т.е. со сходными особенностями). 4. Организация досуга ребенка в системе дополнительного образования. 5. Медицинское сопровождение детей с ЗПР 1. Медицинское сопровождение детей с ЗПР. 2. Регулярная помощь детям со стороны семьи. 3. Наличие у ребенка с ЗПР репетитора. 4. Посещение ребенком группы продленного дня. 5. Участие в жизни ребенка органов социальной защиты и инспекции по делам несовершеннолетних

и настаивают на приспособлении ребенка с ЗПР к условиям школы. Учителя, обучающие детей по программе «Школа России», считают, что школьная адаптация детей с ЗПР достигается, в основном, дублированием в начале школьного обучения.

При изучении профессиональной квалификации учителей, обучающих детей с ЗПР, установлено, что к работе с детьми с ЗПР по специальной (коррекционной) программе VII вида привлекаются опытные педагоги, имеющие высокую профессиональную компетентность для работы с этими детьми и высокий уровень профессиональной квалификации. Напротив, учителя, обучающие детей с ЗПР совместно с нормативно развивающимися сверстниками, не имеют специальной подготовки, необходимой для работы с данной категорией учащихся.

Итак, в результате исследования установлено, что с точки зрения педагогов, дети с ЗПР, обучающиеся по специальной (коррекционной) VII вида, достаточно успешно адаптируются в школе. Дети с ЗПР, обучающиеся по программам, адресованным нормативно развивающимся детям, имеют нарушения школьной адаптации. При обучении детей с ЗПР по программам, адресованным детям с нормативным

развитием, ряд проблем детерминирован неподготовленностью педагогов общеобразовательной школы к работе с детьми этой категории, в частности, отсутствием профессиональной подготовки в области коррекционной педагогики и психологии. Для разрешения данной проблемы необходимо на теоретическом уровне разрабатывать содержание обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательной школы. На технологическом уровне следует создавать информационные ресурсы, обеспечивающие возможность дистанционного психолого-

педагогического консультирования педагогов, обучающих детей с ЗПР, проживающих в сельских районах.

Литература

1. Малофеев, Н.Н. Базовые модели интегративного обучения / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. - 2008. - № 1. - С. 71 - 79.

2. Яковлева, Н.Ф. Проблемы интеграции детей-сирот в общеобразовательной школе / Н.Ф. Яковлева // Сибирский вестник специального образования. - 2010. - № 1. - ЦКЬ: Шр://зШзеёи.кзри.ги/тёех.ркр?орйоп=сот_соп1еп1&1азк=у1 ew&id=222&Itemid=144

УДК 371

В.А. Парамонова

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

В статье раскрыты теоретические основы формирования предпосылок экологической культуры у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта, рассмотрены различные подходы к определению соотношения экологической и общей культуры, представлены значимость и особенности формирования экологической культуры у детей с нарушениями интеллектуального развития.

Экологическая культура, дошкольный возраст, нарушения интеллекта.

The article considers the theoretical bases of formation of environmental culture of preschool children with impaired intellect and different approaches to determining the correlation between the environmental and general culture. Features of formation of environmental culture of children with impaired intellect are presented in the paper.

Environmental culture, preschool age, impaired intellect.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.