ХАРАКТЕРИСТИКА ТУБЕРКУЛЕЗА И ЕГО ВЫЯВЛЕНИЕ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Корецкая Н.М., Большакова И.А.
Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, кафедра туберкулеза с курсом ПО, г.Красноярск
Студентов медицинских вузов рассматривают как самостоятельную группу риска по заболеванию туберкулезом, так как практические занятия проходят в медицинских учреждениях, производственная среда которых контаминирована микобактериями туберкулеза (МБТ) и в период обучения в этих учебных заведениях значительная часть обучающихся инфицируется МБТ, а некоторые из них затем заболевают туберкулезом . В этой связи вопросы выявления и профилактики туберкулеза среди данной категории населения представляют актуальную проблему.
Цель работы: анализ выявления, клинической структуры, характеристики туберкулеза у студентов Красноярского медицинского университета (КрасГМУ).
Изучено 94 случая впервые диагностированного туберкулеза у студентов КрасГМУ за 1987 - 2010 гг. Анализировались пути выявления заболевания; структура и характеристика клинических форм процесса, проведенное лечение и его эффективность.
Работа по своевременному выявлению туберкулеза среди студентов КрасГМУ на кафедре туберкулеза проводится постоянно. Проверочное флюорографическое обследование (ПФЛГО) выполняется передвижным флюорографом, предоставляемым ежегодно Красноярским краевым противотуберкулезным диспансером № 2 в весенний период времени. Среди заболевших туберкулезом студентов мужчин было 39,4%, женщин - 60,6%, т.е. их соотношение составило 1:1,5, что связано с более высоким удельным весом лиц женского пола среди обучающихся. Большая часть заболевших (74,3%) была в возрасте 21-30 лет, и лишь 26,7% - до 20 лет. По факультетам студенты распределялись следующим образом: на лечебном зарегистрировано 64 больных (68,1%), на педиатрическом - 17 (18,1%), на стоматологическом - 12 (12,7%), ВСО - 1 (1,1%).
Туберкулез развился на 1-11 курсах лишь в 13,9%; на Ш-ГУ - 57,4%, ^У1 - 38,7%. Следовательно, более чем в половине случаев заболевание возникло, когда начиналась непосредственная работа студентов с больными в клиниках, что доказывает возможность инфицирования МБТ и развития заболевания в дальнейшем. Обращает на себя внимание сезонность заболевания: весной выявлено наибольшее количество больных - 61,7%; значительно меньшее, - осенью - 16,0%, зимой - 12,8% и летом - 9,5%. Наиболее высокий удельный вес заболевших в весенний период связан еще и с тем, что именно в это время проводится ПФЛГО студентам. Наличие контакта по месту работы отмечено у 4,2% студентов: они имели среднее специальное медицинское образование и сочетали учебу с работой. В семьях проживало 63,9%, в общежитии - 30,8%, на съемных квартирах - 5,3%. Более половины больных (58,5%) были выявлены при ПФЛГО, что подчеркивает важность регулярного проведения этого обследования студентам медицинских ВУЗов, как имеющим повышенный риск заболевания туберкулезом. Наибольший удельный вес в структуре заболевших имел инфильтративный туберкулез (65,9%). Осложнения туберкулеза в виде легочного кровотечения наблюдалось в 7,4%, экссудативного плеврита - в 3,2%. Преобладали ограниченные одним-двумя сегментами процессы (80,0%). Деструкция легочной ткани констатирована в 37,6%, бактериовыделение - в 40,0% случаев, то есть почти половина больных представляли эпидемиологическую опасность для окружающих. Всем больным проводилась этиотропная химиотерапия с учетом чувствительности МБТ к антибактериальным препаратам, патогенетическая терапия, а в случае необходимости - хирургическое лечение. У всех заболевших констатировано клиническое излечение, и они продолжили обучение в КрасГМУ.
Таким образом, у большинства студентов туберкулез развился после начала обучения на клинических кафедрах, где студенты, возможно, имели контакт с больными туберкулезом, что позволяет расценивать обучение в медицинском ВУЗе как фактор риска первичного инфицирования МБТ и развития заболевания туберкулезом, доказательством чего является и наличие в структуре заболеваемости первичного туберкулезного комплекса (4,2%).
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 1. № 4.
11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.
12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.______
Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.
Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010