может осуществляться посредством групповой и индивидуальной форм работы с родителями. Методы воздействия на родителей преимущественно психологические, например, социально-психологический тренинг, психогимнастика, музыкотерапия, аромотерапия, цветотерапия, медитативные техники и др.
Воздействие на поведенческую составляющую негативных родительских чувств предполагает организацию личного опыта родительского поведения, который закрепляет у родителей определенные навыки эффективного управления своим эмоциональным состоянием, навыки уменьшения количества негативных родительских чувств или уменьшения их влияния на ребенка, на себя как родителя, на супруга и на родительство в целом. Поэтому наряду с использованием рефлексивных методов при профилактике негативных родительских чувств необходимо способствовать организации такого поведения родителя, результатом которого будут оптимальные детско-родительские и супружеские взаимоотношения, необходимые для отсутствия негативных родительских чувств и развития позитивных родительских чувств. Профилактика негативных родительских чувств с опорой на поведенческую составляющую может осуществляться посредством групповой и индивидуальной форм работы. Методы профилактики преимущественно психогигиенические и психологические, например, обеспечение разнообразия в проведении семейного досуга, появление новых совместных семейных увлечений, интересов, а также ролевые игры, тренинги и т.п.
Таким образом, для профилактики негативных родительских чувств наиболее эффективным будет подход, учитывающий структуру негативных родительских чувств и использующий разнообразные формы и методы работы с родителями на всех уровнях профилактической работы.
Список литературы
1 Овчарова Р. В. Психология родительства. М.: Академия,
2004. 339 с.
2 Падурина Е.А. Развитие позитивных родительских
чувств как фактор коррекции самооценки дошкольников: дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2008. 231 с.
3 Середина Н.В., Шкуренко Д.А. Основы медицинской
психологии: общая, клиническая, патопсихология.
Ростов-н/Д.: Феникс, 2003. 512 с.
УДК 159.99 A.M. Первитская
Курганский государственный университет
ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТА ЛИДЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Статья посвящена проблеме лидерской деятельности, а именно характеристике лидера как субъекта деятельности. Дана сравнительная характеристика лидера как субъекта потенциальной и актуальной лидерской деятельности.
Ключевые слова: лидер, психологическая готовность к лидерской деятельности, субъект деятельности, актуальный лидер, потенциальный лидер.
A.M. Pervitskaya Kurgan State University
CHARACTERISTICS OF THE AGENT OF THE LEADERSHIP ACTIVITY
Annotation. The article presents the problem of the leadership activity, namely, the characterization of the leader as the agent of activity. The article gives comparative characteristics of the leader as the agent of the potential and actual leadership activity.
Index terms: leader, psychological readiness for the leadership activity, agent, actual leader, potential leader.
ВВЕДЕНИЕ
Лидер - такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия её членов или организует вокруг себя группу, при соответствии его норм и ценностных ориентаций групповым, и способствует организации и управлению этой группой при достижении групповых целей. Лидер ведёт группу стимулирует достижение группой целей, организует, планирует и управляет деятельностью группы, проявляя при этом более высокий, чем все остальные члены группы, уровень участия и влияния, то есть уровень активности. Специфика лидерства как роли заключается в том, что эту роль лидеру не только «дают», но он берёт её сам, то есть стремится реализовать свои потенциальные возможности. На месте лидера может быть не любой человек, а лишь тот, чья готовность действовать соответствует моменту. Следовательно, психологическая готовность к лидерской деятельности - состояние мобилизации лидерского потенциала, обеспечивающего эффективное выполнение определенных действий. Лидерский потенциал предполагает наличие соответствующих потребностей и мотивов, а также определенный уровень принятия ответственности за свои действия и поступки.
СЕРИЯ «ФИЗИОЛОГИЯ, психология, МЕДИЦИНА», ВЫПУСК 6
99
ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТА ЛИДЕРСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подлинная личность всегда деятельна в предметном мире, осознаваемом и созидаемом совместно с другими людьми [7]. Развитие личности предполагает становление человека субъектом собственной деятельности. Психические свойства личности в её поведении, действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются [6].
В соответствии с концепцией персонализации В.А. Петровского индивид характеризуется потребностью быть личностью, то есть оказаться и оставаться в максимальной степени представленным значимыми для него качествами в жизнедеятельности других людей, осуществлять своей деятельностью преобразование их смысловой сферы, способностью быть личностью, то есть совокупностью индивидуальных особенностей и средств, позволяющих совершать деяния, обеспечивающие удовлетворение потребности быть личностью [4].
Субъект (от лат. эи^есШт - подлежащее) - носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. В отличие от объекта субъект всегда активен. В психологии это философское понятие связывается с наделением человеческого индивида качествами активности, самостоятельности, способности к осуществлению предметно-практической деятельности. Активность, с точки зрения Асмолова, может быть внешней и внутренней [1 ]. Внешняя не всегда связана с внутренними побуждениями. Если нет внутренних мотиваторов, то это не подлинная активность. Внутренняя активность непосредственно связана с мотивами. Имманентно присуща внутренняя активность, начиная от комплекса оживления и заканчивая социальной активностью. Стать субъектом определенной деятельности - значит, освоить эту деятельность, овладеть ею и быть способным к её творческому преобразованию.
Деятельность - динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в процессе которого происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредствованного им отношения субъекта в предметной действительности [5, 101-102]. Следовательно, субъект деятельности - индивид как источник динамического взаимодействия с миром.
В жизни конкретного человека как индивида как отдельного представителя человеческой общности его личность и психика представлены в неразрывном единстве. Индивид обладает психикой, но в то же время он выступает как личность, являясь субъектом межчеловеческих, общественных по своей природе отношений [2]. Детерминантой развития личности является деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, которые складываются у человека с наиболее значимой для него группой. Эти взаимоотношения опосредуются содержанием и характером деятельностей, которые задаёт эта референтная группа, общением, которое в ней складывает-
ся. Исходя из этого, можно сделать вывод, что развитие группы выступает как фактор развития личности в группе [8].
В любой реальной группе может одновременно существовать несколько разноплановых лидеров, занимаяющих в ней свои собственные «экологические ниши», не вступающих друг с другом в серьёзные противоречия. Тем более внутри каждой из сфер может происходить ещё более глубокая дифференциация лидерских ролей. Так, внутри инструментального лидерства можно выявить лидера-организатора, лидера-эрудита, лидера-мастера и т.д., а среди экспрессивных лидеров - лидера эмоционального направления («социометрическая звезда»), лидера-генератора эмоционального настроя. У Ю.Н. Емельянова виды и функции лидеров непосредственно смыкаются. Автор выделяет 13 функций, где лидер выступает как администратор, плановик, политик (установление целей поведения группы при указаниях сверху, снизу и поведения самого лидера), эксперт, представитель группы во внешней среде, регулятор отношений внутри группы, источник поощрения и наказания, третейский судья и миротворец, пример, символ группы, фактор, отменяющий личную ответственность, проводник мировоззрения, «козёл отпущения» в случаях неудачи [3].
По мнению ряда авторов, у каждого человека есть беспредельный потенциал к росту и развитию, т.е. каждый может быть лидером как минимум своей жизни. При этом важно, воспринимает ли человек себя таковым или перекладывает ответственность на обстоятельства и других людей, т.е. где, по мнению личности, находится источник управления собственным поведением. Таким показателем является уровень субъективного контроля как обобщенная характеристика личности, оказывающая регулирующее воздействие на формирование межличностных отношений, способы разрешения кризисных ситуаций и т.д. В соответствии с концепцией локуса контроля те лица, которые принимают ответственность за события своей жизни на себя, объясняя их своим поведением, способностями, чертами личности, обладают внутренним (интернальным) контролем. И, напротив, людям, которые склонны приписывать ответственность за события внешним факторам: другим людям, случаю, судьбе - присущ внешний (эк-стернальный) контроль. Любому человеку свойственно занимать определенное место на континууме ин-тернальность - экстернальность.
Идея о необходимости специальной работы по выявлению и психологическому сопровождению «потенциальных» лидеров должна базироваться на самоанализе и самооценке. По мнению Дж. Ротте-ра, «если мы хотим точно прогнозировать поведение индивида, нам следует полагаться на его собственную субъективную оценку успеха или неудачи, а не на оценку кого-то другого».
В данном контексте можно утверждать, что каждый участник «в своем масштабе» влияет на действия других членов группы,следовательно, необходимо говорить не о наличии, а о потенциале ли-
100
ВЕСТНИК КГУ, 2014. №1
дерской деятельности и отказаться от однозначного разделения на лидеров и последователей. Способность быть личностью, выходить за рамки ситуации, быть реальным субъектом своей деятельности, по нашему мнению, особенно ярко проявляет себя и может быть зафиксирована именно на уровне управления собственной деятельностью.
На основе всего вышесказанного можно дать сравнительную характеристику лидера как субъекта потенциальной и актуальной лидерской деятельности (таблица 1).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, актуальный реальнодействую-щий лидер характеризуется активной жизненной позицией по отношению к себе и другим, стремлением доминировать, получать признание, высокой оценкой со стороны других и самооценкой по шкале лидерство. Самопознание у данной личности выражено в стремлении получать информацию о сильных сторонах своей личности, для максимального использования её при манипуляции другими. Потребность избегать неудачи является следствием страха потерять авторитет, играть лидирующую роль, используя потенциал других. Данный тип лидера -активный деятель, воспринимающий себя способным на данный момент вести за собой других.
У потенциального лидера активная жизненная позиция относительно своей жизни, реализация планов осуществляется за счет собственного потенциала. Но присутствует мотив власти, который являет-
ся аффективным центром и способствует внешней и внутренней борьбе за право стать лидером реаль-нодействующим. Характеризуется высокой оценкой себя как активного деятеля собственной жизни, по шкале лидерство со стороны группы чаще всего имеет не высокие показатели. Воспринимает себя способным при необходимости или при благоприятном стечении обстоятельств перейти к реальному лидерству.
Список литературы
1 Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепси-
хологического анализа. М.: Смысл; Академия, 2002. 416 с.
2 Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индиви-
дуальности: учебное пособие. Калининград, 2000.
3 Емельянов Ю.Н. Руководство коллективом как проблема
социальной психологии // Приложение к сборнику «Технология судостроения». Л., 1971.
4 Петровский, В.А. Психология неадаптивной активнос-
ти. М.: ТОО «Горбунок», 1992. 224 с.
5 Психология: словарь / под общ. ред. А.В. Петровского,
М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
6 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1996.
7 Стеценко А.П. Перспективы теории деятельности в
контексте современной психологии: неклассический подход к неклассической культурно-исторической теории деятельности // Вест. Моск. ун-та: Сер. 14 Психология. 2004. № 1.
8 Уманский А.Л. Педагогическое сопровождение лидер-
ства во временных игровых объединениях подростков / М-во образов. И науки РФ. Костром. гос. ун-т им. Н.А. Некрасова. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2004. 117с.
Актуальный реальнодействующий лидер
Потенциальный лидер
н и
5 а о н
и
CS
а
с«
И
2 а
н о
с«
6
CS
В
- активная жизненная позиция по отношению к себе и другим;
- реализация жизненных планов за счет других членов группы;
- характеризуется высокой оценкой со стороны других и самооценкой, по шкале лидерство;
-признание и самопризнание достижений для повышения уверенности в собственных силах;
- стремление к самопознанию для получения большей информации о сильных сторонах своей личности для максимального использования их при манипуляции другими;
- яркое стремление избегать неудачи как следствие страха потерять авторитет, стремление к достижениям разнообразными способами;
- стремление реализоваться, обращаясь к собственному потенциалу и потенциалу других;
- активный деятель собственной жизни;
- воспринимает себя способным на данный момент вести за собой других
- активная жизненная позиция относительно собственной жизни;
- реализация жизненных планов за счет собственного потенциала;
- характеризуется высокой оценкой себя как активного деятеля собственной жизни, по шкале лидерство со стороны группы не высокие показатели;
- стремление доминировать, получать признание «...нужны положительные реакции окружающих, начиная с простого подтверждения основных способностей до аплодисментов и славы»;
- самопознание как основа для реализации собственного потенциала;
- стремление избегать неудачи и потребность в достижениях как способ достичь высокого уровня в каком-либо «своем» деле;
- стремление быть в группе, играя лидирующую роль;
- активный деятель собственной жизни;
- воспринимает себя способным при необходимости или при благоприятном стечении обстоятельств перейти к реальному лидерству
Таблица 1 - Характеристика субъекта лидерской деятельности
СЕРИЯ «ФИЗИОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, МЕДИЦИНА», ВЫПУСК 6
101