Научная статья на тему 'Характеристика современного развития хлебопекарных предприятий'

Характеристика современного развития хлебопекарных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1372
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТРАСЛЬ / ХЛЕБОПЕКАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / АНАЛИЗ / ТЕНДЕНЦИИ / ПРОБЛЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корзоватых Жанна Михайловна, Иншакова Татьяна Александровна

Хлебопекарные предприятия представляют собой стратегическую отрасль российской экономики, так как она призвана обеспечить устойчивое снабжение населения необходимой по количеству и качеству продукцией первой необходимости. В данной статье рассматриваются основные тенденции развития хлебопекарных предприятий в России; автором дан анализ современного состояния отечественных хлебопекарных предприятий; выявлены сильные и слабые стороны, существующие в данной отрасли, а также предложены мероприятия, направленные на эффективное развитие рынка хлебобулочной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика современного развития хлебопекарных предприятий»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ХЛЕБОПЕКАРНЫХ

ПРЕДПРИЯТИЙ Корзоватых Ж.М.1, Пятакова Т.А.2

'Корзоватых Жанна Михайловна — кандидат экономических наук, доцент;

2Иншакова Татьяна Александровна — студент, кафедра бухгалтерского учета, аудита и налогообложения, Институт экономики и финансов Государственный университет управления, г. Москва

Аннотация: хлебопекарные предприятия представляют собой стратегическую отрасль российской экономики, так как она призвана обеспечить устойчивое снабжение населения необходимой по количеству и качеству продукцией первой необходимости. В данной статье рассматриваются основные тенденции развития хлебопекарных предприятий в России; автором дан анализ современного состояния отечественных хлебопекарных предприятий; выявлены сильные и слабые стороны, существующие в данной отрасли, а также предложены мероприятия, направленные на эффективное развитие рынка хлебобулочной продукции.

Ключевые слова: отрасль, хлебопекарное предприятие, анализ, тенденции, проблемы.

Хлебопекарная промышленность России занимает в системе АПК одно из ведущих мест, т.к. выполняет задачу по производству для населения традиционно важной продукции первой необходимости. Отрасль занята производством хлеба, хлебобулочных, бараночных изделий, сухарей и т.п. Хлеб является важнейшим продуктом питания для большинства россиян, в связи с чем на продовольственном рынке страны постоянно растет количество хлебопекарных предприятий, и, как следствие, растет конкуренция в данном секторе пищевой индустрии. Хлебопекарная промышленность представлена большим количеством хозяйствующих субъектов, различных по потенциалу, объемам и ассортименту выпускаемой продукции, финансовым составляющим и др.

В хлебопекарной отрасли в России задействовано примерно 18 тысяч предприятий [1, с. 14]. Сегментация отрасли в настоящее время представлена следующим образом: крупные хлебозаводы производят примерно 71% от общего объёма; пекарни в супермаркетах - 14% (с тенденцией роста до 20% к 2018 г.) и небольшие пекарни - 12% (с тенденцией роста до 16% к 2018 г.) и прочие -3% [2, с. 39].

Данные официальной статистики производства хлебобулочных изделий в России свидетельствуют о том, что годовой объём производства составляет около 7 млн. тонн при тенденции к снижению. Согласно данным Росстата среднедушевое потребление хлеба и хлебобулочных изделий также снижается [4].

Однако в 2016 г. многие эксперты отметили, что данный тренд, видимо в силу экономических причин, изменился, т.е. наблюдается приостановка падения объёмов производства хлеба и хлебобулочных изделий в натуральном выражении и рост хлебного рынка на 12-14% в денежном выражении.

В целом потребление хлеба невысоко и составляет, по данным аналитической компании GFK, примерно 4% в стоимостном выражении от общей корзины продуктов питания. Несмотря на это, хлеб был и остается одним из основных продуктов питания для россиян.

В России, по данным Росстата, основанным на анализе бюджетов домохозяйств, потребление непосредственно хлеба и хлебобулочных изделий составило 63,4 кг/чел. Однако остаются неучтёнными данные потребления вне дома, а также потребление хлеба мигрантами [4].

Ассортимент, производимого в России хлеба и хлебобулочных изделий, весьма широк. Наиболее востребованными остаются хлебобулочные изделия из пшеничной и ржано-пшеничной муки.

В качестве основных тенденций развития хлебопекарной отрасли можно выделить следующие [3, с. 40]:

1) сохранение объемов потребления традиционных изделий;

2) глобализация ассортимента производимых изделий;

3) рост потребления европейских хлебобулочных изделий: багетов, чиабатты и т.д.

4) увеличение потребления тостовых сортов хлеба;

5) расширение ассортимента заварных хлебобулочных изделий.

Сильные стороны хлебопекарной промышленности в России связаны со значительными масштабами и разнообразием рынков, наличием современных производственных мощностей, развитых вспомогательных производств и т.п. Слабые стороны - связны с несовершенством

механизма государственного регулирования, дефицитом отдельных видов сырья, низкими стимулами к модернизации, низкой инвестиционной активностью и т.п.

Проблемы отечественных хлебопекарных предприятий обусловлены замедленным развитием сырьевой базы, усилением давления торговых сетей, неэффективная государственная политика в отношении хлебопекарной отрасли (государство не обеспечивает координацию деятельности данной отрасли, не регулирует ввод новых производственных мощностей, поэтому отрасль разбалансирована).

Для устранения имеющихся проблем необходимо принять следующие меры:

1) создать Агентство по мукомольно-крупяной и хлебопекарной промышленности (при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации);

К основным функциям Агентства следует отнести:

- организация комплексного подхода к созданию научно-технических, экономических, финансовых и организационных предпосылок для инновационного развития предприятий мукомольно-крупяной и хлебопекарной отраслей; увеличение конкурентоспособности предприятий на внутреннем и внешнем рынках;

- усиление государственного контроля над безопасностью и качеством сырья, используемого на хлебопекарных и мукомольно-крупяных предприятиях;

- создание системы информирования потребителей о вреде хлебопекарной продукции, произведенной с нарушением технологического процесса, из сырья низкого качества и т.д.; о пользе хлебобулочных изделий функционального, лечебного и профилактического назначения;

- борьба с функционированием теневых субъектов хлебопекарной отрасли (мини-пекарни без лабораторий для проверки качества сырья и готовой продукции; предприятия, работающие с устаревшим и изношенным оборудованием и т.п.);

2) разработать государственную стратегию модернизации хлебопекарного производства и его инновационного развития;

3) усилить государственный контроль качества и безопасности хлеба и хлебобулочных изделий всеми предприятиями хлебопечения;

4) ввести лицензирование хлебопекарного производства (необходимо определить минимально возможный перечень оборудования и требования к техническому оснащению производства, к занимаемым помещениям).

Принятие комплекса данных мер поможет решить имеющиеся проблемы в хлебопекарной отрасли, а также устранит негативные тенденции, которые возникают на современном этапе.

Список литературы

1. Безбородова А.В., Сычева А.В. Оценка состояния хлебопекарной промышленности России //Хлебопечение России, 2012. № 6. С. 14.

2. Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / Н.П. Любушин. М.: ЮНИТИ, 2009. 448 с.

3. Старкова О.Я. Бюджетная поддержка развития сельского хозяйства. Сборник научный трудов по материалам II международной научно-практической конференции 31 августа 2016г «Современные научные исследования в области финансов, денежного обращение и кредитных отношений», НОО «Профессиональная наука», 2016. С. 38-42.

4. Официальный сайт Росстата. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/databases/emiss/ (дата обращения: 28.02.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.