ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ХЛЕБОПЕКАРНЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ Корзоватых Ж.М.1, Пятакова Т.А.2
'Корзоватых Жанна Михайловна — кандидат экономических наук, доцент;
2Иншакова Татьяна Александровна — студент, кафедра бухгалтерского учета, аудита и налогообложения, Институт экономики и финансов Государственный университет управления, г. Москва
Аннотация: хлебопекарные предприятия представляют собой стратегическую отрасль российской экономики, так как она призвана обеспечить устойчивое снабжение населения необходимой по количеству и качеству продукцией первой необходимости. В данной статье рассматриваются основные тенденции развития хлебопекарных предприятий в России; автором дан анализ современного состояния отечественных хлебопекарных предприятий; выявлены сильные и слабые стороны, существующие в данной отрасли, а также предложены мероприятия, направленные на эффективное развитие рынка хлебобулочной продукции.
Ключевые слова: отрасль, хлебопекарное предприятие, анализ, тенденции, проблемы.
Хлебопекарная промышленность России занимает в системе АПК одно из ведущих мест, т.к. выполняет задачу по производству для населения традиционно важной продукции первой необходимости. Отрасль занята производством хлеба, хлебобулочных, бараночных изделий, сухарей и т.п. Хлеб является важнейшим продуктом питания для большинства россиян, в связи с чем на продовольственном рынке страны постоянно растет количество хлебопекарных предприятий, и, как следствие, растет конкуренция в данном секторе пищевой индустрии. Хлебопекарная промышленность представлена большим количеством хозяйствующих субъектов, различных по потенциалу, объемам и ассортименту выпускаемой продукции, финансовым составляющим и др.
В хлебопекарной отрасли в России задействовано примерно 18 тысяч предприятий [1, с. 14]. Сегментация отрасли в настоящее время представлена следующим образом: крупные хлебозаводы производят примерно 71% от общего объёма; пекарни в супермаркетах - 14% (с тенденцией роста до 20% к 2018 г.) и небольшие пекарни - 12% (с тенденцией роста до 16% к 2018 г.) и прочие -3% [2, с. 39].
Данные официальной статистики производства хлебобулочных изделий в России свидетельствуют о том, что годовой объём производства составляет около 7 млн. тонн при тенденции к снижению. Согласно данным Росстата среднедушевое потребление хлеба и хлебобулочных изделий также снижается [4].
Однако в 2016 г. многие эксперты отметили, что данный тренд, видимо в силу экономических причин, изменился, т.е. наблюдается приостановка падения объёмов производства хлеба и хлебобулочных изделий в натуральном выражении и рост хлебного рынка на 12-14% в денежном выражении.
В целом потребление хлеба невысоко и составляет, по данным аналитической компании GFK, примерно 4% в стоимостном выражении от общей корзины продуктов питания. Несмотря на это, хлеб был и остается одним из основных продуктов питания для россиян.
В России, по данным Росстата, основанным на анализе бюджетов домохозяйств, потребление непосредственно хлеба и хлебобулочных изделий составило 63,4 кг/чел. Однако остаются неучтёнными данные потребления вне дома, а также потребление хлеба мигрантами [4].
Ассортимент, производимого в России хлеба и хлебобулочных изделий, весьма широк. Наиболее востребованными остаются хлебобулочные изделия из пшеничной и ржано-пшеничной муки.
В качестве основных тенденций развития хлебопекарной отрасли можно выделить следующие [3, с. 40]:
1) сохранение объемов потребления традиционных изделий;
2) глобализация ассортимента производимых изделий;
3) рост потребления европейских хлебобулочных изделий: багетов, чиабатты и т.д.
4) увеличение потребления тостовых сортов хлеба;
5) расширение ассортимента заварных хлебобулочных изделий.
Сильные стороны хлебопекарной промышленности в России связаны со значительными масштабами и разнообразием рынков, наличием современных производственных мощностей, развитых вспомогательных производств и т.п. Слабые стороны - связны с несовершенством
механизма государственного регулирования, дефицитом отдельных видов сырья, низкими стимулами к модернизации, низкой инвестиционной активностью и т.п.
Проблемы отечественных хлебопекарных предприятий обусловлены замедленным развитием сырьевой базы, усилением давления торговых сетей, неэффективная государственная политика в отношении хлебопекарной отрасли (государство не обеспечивает координацию деятельности данной отрасли, не регулирует ввод новых производственных мощностей, поэтому отрасль разбалансирована).
Для устранения имеющихся проблем необходимо принять следующие меры:
1) создать Агентство по мукомольно-крупяной и хлебопекарной промышленности (при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации);
К основным функциям Агентства следует отнести:
- организация комплексного подхода к созданию научно-технических, экономических, финансовых и организационных предпосылок для инновационного развития предприятий мукомольно-крупяной и хлебопекарной отраслей; увеличение конкурентоспособности предприятий на внутреннем и внешнем рынках;
- усиление государственного контроля над безопасностью и качеством сырья, используемого на хлебопекарных и мукомольно-крупяных предприятиях;
- создание системы информирования потребителей о вреде хлебопекарной продукции, произведенной с нарушением технологического процесса, из сырья низкого качества и т.д.; о пользе хлебобулочных изделий функционального, лечебного и профилактического назначения;
- борьба с функционированием теневых субъектов хлебопекарной отрасли (мини-пекарни без лабораторий для проверки качества сырья и готовой продукции; предприятия, работающие с устаревшим и изношенным оборудованием и т.п.);
2) разработать государственную стратегию модернизации хлебопекарного производства и его инновационного развития;
3) усилить государственный контроль качества и безопасности хлеба и хлебобулочных изделий всеми предприятиями хлебопечения;
4) ввести лицензирование хлебопекарного производства (необходимо определить минимально возможный перечень оборудования и требования к техническому оснащению производства, к занимаемым помещениям).
Принятие комплекса данных мер поможет решить имеющиеся проблемы в хлебопекарной отрасли, а также устранит негативные тенденции, которые возникают на современном этапе.
Список литературы
1. Безбородова А.В., Сычева А.В. Оценка состояния хлебопекарной промышленности России //Хлебопечение России, 2012. № 6. С. 14.
2. Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / Н.П. Любушин. М.: ЮНИТИ, 2009. 448 с.
3. Старкова О.Я. Бюджетная поддержка развития сельского хозяйства. Сборник научный трудов по материалам II международной научно-практической конференции 31 августа 2016г «Современные научные исследования в области финансов, денежного обращение и кредитных отношений», НОО «Профессиональная наука», 2016. С. 38-42.
4. Официальный сайт Росстата. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/databases/emiss/ (дата обращения: 28.02.2017).