УДК 612
ХАРАКТЕРИСТИКА СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА
И.С. Соловьева, И.В. Алексеев
ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»
В статье представлены результаты исследования состояния соматического здоровья студентов Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского. Дана характеристика физического здоровья по методике, предложенной Г.Л. Апанасенко. Образ жизни студентов оценивался по результатам анкетирования. Исследования показали, что уровень соматического здоровья студентов во многом зависит от объема физической нагрузки, которая определяется организацией учебного процесса.
Ключевые слова: соматическое здоровье, физическое развитие, заболеваемость, студенты, университет.
В условиях воздействия на организм комплекса факторов внешней среды проблема сохранения и укрепления здоровья человека становится особенно актуальной. Эта проблема в полной мере касается здоровья студентов [1-2]. Работа молодежи высших учебных заведений в специфических условиях обучения характеризуется интенсивной умственной активностью и эмоциональным напряжением, что может привести к перенапряжению гомеостатических регуляторных механизмов организма и последующим заболеваниям [7].
В последние годы проблема профилактики и ранней диагностики психосоматических заболеваний у молодых людей, основным компонентом которых являются психофизиологические расстройства, возникающие при учебно-эмоциональном стрессе, стала более острой [4]. Количество работ, посвященных изучению образа и качества жизни, здоровья и заболеваемости студентов, обучающихся в вузе, с учетом их индивидуальных особенностей, остается достаточно ограниченным.
Цель исследования - изучить уровень соматического здоровья студентов Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.
Материалы и методы. По материалам медицинских карт и «Карт здоровья», находящихся на хранении в деканате естественно-географического факультета БГУ был проведен анализ заболеваемости студентов за период с 2020 по 2023 годы, охватывающих обучающихся, принявших участие в исследовании. Состояние физического здоровья студентов оценивалось по методике Г.Л. Апанасенко, Р.Г. Науменко (1988) с помощью шкалы физического здоровья.
С исследуемыми студентами проводилось анкетирование по разработанной нами анкете, затрагивающей вопросы режима дня и физической активности обучающихся. По опроснику выявляли субъективные показатели состояния организма студентов: общего самочувствия, утомляемости, признаков функциональных нарушений нервной, сердечнососудистой и пищеварительной систем. По документам деканата (учебным планам, распоряжениям) оценивались: недельная нагрузка, общая трудоемкость, смена занятий, перерывы для отдыха и приема пищи, расписание занятий и зачетно-экзаменационной сессии [57].
В исследовании приняло участие 309 студентов очной формы обучения естественно-географического факультета БГУ, из которых 83 студента 1 курса (24 юноши и 59 девушек), 85 студентов 2 курса (23 юноши и 62 девушки), 89 студентов 3 курса (18 юношей и 71 девушка) и 52 студента 4 курса (15 юношей и 37 девушек). Возраст исследуемых студентов составлял от 17 до 22 лет.
Физическое развитие студентов изучалось общепринятым и методами. У студентов измерялись: масса тела (Мт), рост (Р), ЖЕЛ, динамометрия рабочей кисти.
Результаты исследования. В ходе исследования был проведен анализ материалов медицинских карт и «Карт здоровья» студентов естественно-географического факультета, хранящихся в деканате за период с 2020-2023 годы, принадлежащих студентам 1-4 курса. Анализ показал существенное увеличение обращаемости студентов за медицинской помощью (табл. 1).
Таблица 1
Структура хронической заболеваемости студентов естественно-географического факультета
БГУ в период с 2020 по 2023 гг. (по данным медицинских карт студентов)
Год 2020 2021 2022 2023
Количество студентов 241 263 278 328
Хронические заболевания п % п % п % п %
Заболевания
органов 76 31,54 86 32,70 96 34,53 135 41,16
пищеварения
Гастрит 26 10,79 31 11,71 45 16,19 56 17,07
Гастродуоденит 18 7,47 24 9,13 29 10,43 35 10,67
Язвенная болезнь
желудка и двенадцатиперстной 5 2,08 8 3,04 12 4,32 18 5,49
кишки
Прочие 27 11,21 23 8,75 10 3,60 26 7,93
Заболевания органов дыхания 32 13,28 35 13,31 31 11,15 39 11,89
Бронхиальная астма 2 0,83 4 1,52 3 1,08 6 1,83
Бронхит 16 6,64 18 6,84 21 7,55 26 7,93
Прочие 14 5,81 13 4,94 7 2,52 7 2,13
Заболевания
сердечно- 56 23,24 59 22,43 63 22,66 71 21,65
сосудистой системы
В егетососудистая дистония 18 7,47 19 7,22 24 8,63 31 9,45
Гипертония 22 9,13 20 7,61 28 10,07 33 10,06
Прочие 16 6,64 20 7,61 11 3,96 7 2,13
В ходе исследования было установлено (табл.1), что среди студентов естественно-географического факультета БГУ на первом месте в структуре заболеваемости находятся болезни органов пищеварения, число которых в 2023 году превысило количество 2020 года на 9,62%. Среди болезней пищеварительной системы наиболее часто встречается хронический гастрит, который наблюдается у 17,07% студентов.
В структуре заболеваемости присутствуют сердечно-сосудистые заболевания, число которых с 2020 года выросло на с 56 до 71 случая, однако из-за увеличения общей численности студентов, процент данной группы заболеваний снижается на 1,59%. Гипертоническая болезнь (ГБ) занимает второе место, число случаев которой в 2023 году увеличилось на 0,93%, по сравнению с 2020 годом.
В структуре заболеваемости сердечно-сосудистыми заболеваниями встречается вегетососудистая дистония (ВСД), число случаев которой увеличилось на 1,98% к 2023 году, что может быть связано с увеличивающимися нагрузками на нервную систему, умственным
перенапряжением, стрессами различного характера, продолжительной гиподинамией, а также с нерациональной организацией учебного процесса, режима работы и отдыха.
На третьем месте в структуре заболеваемости находятся болезни органов дыхания, среди которых встречаются бронхит и бронхиальная астма, численность которых в 2023 году 1,29% и 1% соответственно, по сравнению с 2020 годом.
В ходе исследования был проведен сравнительный анализ результатов физического здоровья студентов 1 -4 курсов естественно-географического факультета БГУ с данными экспресс-шкалы Г.Л. Апанасенко (табл. 2). В результате исследования было установлено, что наиболее низкие показатели уровня физического здоровья отмечаются у студентов 4 курса. Для данных студентов средние значения роста, веса, динамометрии кисти соответствуют уровню здоровья «ниже среднего», а средние значения ЖЕЛ - «низкому».
Таблица 2
Характеристика показателей уровня физического развития студентов 1 -4 курса естественно___географического факультета БГУ __
Курс Пол Возраст Вес, кг Рост, см ЖЕЛ, л Динамометрия кисти, кг Уровень здоровья
I М(п=24) 17,6 74,8±0,5 176,0±0,4 3,8±0,1 45,1±0,5 Средний
Ж (п=59) 17,9 57,1±0,5 166,8±0,4 2,8±0,1 30,2±0,3 Средний
II М(п=23) 19,1 65,3±0,4*** 173,0±0,5* 4,2±0,4*** 48,4±0,6* Выше среднего
Ж(п=62) 18,9 57,2±0,3 168,3±0,8* 3,8±0,5*** 35,0±0,2** Выше среднего
III М (п=18) 20,2 68,8±0,5** 170,3±0,3** 4,3±0,2*** 51,8±0,5** Средний
Ж (п=71) 19,4 56,8±0,5 162,5±0,4** 3,1±0,2** 33,8±0,4** Средний
IV М(П=15) 21,1 77,0±0,5* 170,9±0,3** 3,7±0,5 47,0±0,5** Ниже среднего
Ж (п=37) 20,8 65,5±0,6** 162,3±0,5* 2,5±0,1** 28,2±0,4** Ниже среднего
Примечание: достоверность различий по сравнению с 1 курсом: *- р < 0,05; **-р< 0,01; ***-
р< 0,001.
При изучении состояния физического (соматического) здоровья студентов ЕГФ БГУ по методу Г.Л. Апанасенко [2] было установлено, что наиболее низкие показатели комплексной оценки здоровья наблюдаются у студентов 4 курса по сравнению с девушками и юношами 1-3 курсов (р<0,01). Студенты 4 курс характеризуются уровнем здоровья «ниже среднего»; студенты 1 и 3 курсов характеризуются «средним» уровнем здоровья, студенты 2 курса - уровнем физического здоровья «выше среднего».
Многие студенты не занимаются спортом (на 1 курсе - 89%, на 2 курсе - 81%; на 3 курсе - 87%, на 4 курсе - 96%), за исключением имеющихся в учебном плане двух занятий физической культуры в неделю. Ни один из опрошенных студентов не имеет нормальной продолжительности сна (7-8 часов), в среднем продолжительность сна студентов составляет 4-6 часов. Недостаток сна является следствием позднего засыпания из-за большого количества времени, затрачиваемого на подготовку домашних заданий по учебным предметам, иногда занимающего до восьми часов в день и более. Отсюда и жалобы на нехватку времени для занятий спортом, отдыха, просмотра телевизора, чувство усталости и раздражительности после занятий, а особенно во время сессии. Многие студенты (61% - на 1 курсе, 45% - на 2 курсе, 62% на 3 курсе и 93% на 4 курсе) указывают в своих анкетах, что они не чувствуют себя "свежими" и отдохнувшими, когда просыпаются утром.
Анализ учебных планов и основных профессиональных образовательных программ направлений подготовки показал, что у студентов 4 курса полностью отсутствуют физкультура и спорт, полевые практики, общественно полезный труд. Студенты 1 -3 курсов
посещают полевые практические занятия на природе (72 и 108 часов соответственно), регулярно работают на свежем воздухе занимаясь общественно полезным трудом на клумбах и теплице БГУ, а также имеют в своей учебной нагрузке часы физкультуры и спорта (364 часа на 1-3 курсах). В этом отношении их физическая активность намного выше по сравнению со студентами 4 курса.
Полученные данные анкетирования по общему самочувствию свидетельствуют о том, что 69 студентов из 83 обследованных (81%) имели соматические расстройства на 1 курсе. Из них 69 человек (100%) отметили нарушения ряда показателей, ухудшение общего самочувствия и утомляемость; 64 студентов (95%) отметили начальные проявления сосудистой дисфункции головного мозга; 36 человек (45%) - нарушения со стороны нервной системы; 51 человек (68%) - со стороны сердечно-сосудистой системы и 18 человек (28%) -со стороны желудочно-кишечного тракта. По результатам анкетирования 14 студентов 1 курса (19%) не предъявляли жалоб. Таким образом, в структуре субъективно выраженных соматических жалоб студентов 1 курса преобладают утомляемость, ухудшение общего состояния и начальные признаки сосудистой дисфункции головного мозга. Обращает на себя внимание значительная распространенность различных видов расстройств среди студентов первого курса, несмотря на то что каждый из них прошел комплексное медицинское обследование перед поступлением в вуз и был признан практически здоровым. Очевидно, это связано с одной стороны с необычайно высокими эмоциональными нагрузками, неспособностью функциональных систем организма быстро адаптироваться к новому ритму жизни, а с другой неадекватной оценкой собственного состояния. Однако, исходя из комплексной оценки состояния здоровья студентов по данным Г.Л. Апанасенко, студенты первого курса характеризуются наиболее благоприятными показателями физического здоровья. Вероятно, это состояние «мнимого благополучия», которое достигается ценой сверхкомпенсации [2], когда субъективное восприятие неудачи адаптации проявляется значительно позже ее объективных признаков.
Анализ соматических жалоб у студентов 2-3 курсов показал, что их общее количество значительно ниже. Наличие соматических нарушений отмечено у 49 студентов из 174 обследованных (28%). Из них 38 человек (75%) отметили нарушения по нескольким показателям; 49 студентов (100%) отметили ухудшение общего состояния. Среди 45 человек (95%) отмечается утомляемость; у 47 студентов (95%) - нарушения функций сосудов головного мозга; у 22 студентов (45%) - нарушения со стороны нервной системы, у 21 студента (43%) - со стороны сердечно-сосудистой системы и 5 студентов (10%) - со стороны желудочно-кишечного тракта. Жалоб не отмечало вообще у 125 студентов 2-3 курса, что составляет 72%. Таким образом, на 2-3 курсах отмечаются относительно высокие показатели физического здоровья, снижение частоты соматических нарушений, что, по-видимому, можно объяснить существующими физическими нагрузками, чередующимися с умственной деятельностью, и функциональной адаптацией к условиям учебы. Однако, учитывая тот факт, что существующие нарушения нервной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем в большинстве случаев сопровождаются ухудшением общего состояния и повышенной утомляемостью, можно говорить об увеличении длительности функциональных нарушений и соматизации общей структуры расстройств [3]. Однако среди студентов 2-3 курсов значительно выше процент нарушений правил внутреннего распорядка по сравнению со студентами 1 и 4 курсов.
Результаты анкетирования студентов 4 курса ЕГФ БГУ свидетельствуют о том, что число лиц с соматическими жалобами составляет 49 из 52 опрошенных, что составляет 92%. Из них 48 человек (98%) имеют нарушения сразу нескольких систем. Студенты отмечают нарушения со стороны нервной системы у 23 опрошенных человек (45%); у 24 студентов (49%) отмечаются нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, у 9 студентов (19%) - желудочно-кишечного тракта. Нарушения функций сосудов головного мозга отмечают 49 студентов (92%). Постоянную усталость испытывают 52 студентов, что составляет 100%.
Среди опрошенных студентов только 8% опрошенных (3 человека) 4 курса вообще не предъявляют никаких жалоб. Таким образом, тенденция к увеличению функциональных нарушений отчетливо прослеживается в показателях студентов 4 курса, а также к концу обучения наблюдается тенденция к снижению физического здоровья студентов, увеличению соматических нарушений; увеличение числа обследованных больных, предъявляющих жалобы, что свидетельствует о нарастающем истощении адаптационных механизмов. Неблагоприятные показатели состояния физического здоровья студентов-выпускников можно объяснить тем, что они полностью лишены физической культуры и спорта, полевых практик и физической активности во время общественно полезного труда.
Полученные результаты исследования соотносятся с результатами Г.Л. Апанасенко, Л.А. Поповой и М.С. Гончаренко [2, 5, 6] и свидетельствуют о том, что в первые годы обучения студенты характеризуются сначала мобилизацией резервов организма, а затем их истощением, поскольку адаптация к комплексу новых факторов, характерных для высшего образования, сопровождается значительным стрессом, а также нарушениями режима труда, отдыха, питания и, особенно, двигательной активности [3, 7]. Таким образом, причиной ухудшения физического здоровья студентов является интенсификация учебного процесса и существующая его организация, основанная на преобладании статических нагрузок. В этом отношении наиболее выгодное положение занимают студенты 1-3 курсов, у которых большое количество академических часов посвящено полевым практикам и физическому воспитанию в сочетании с умственной деятельностью.
Таким образом, уровень соматического здоровья студентов во многом зависит от объема физической нагрузки, которая определяется организацией учебного процесса: у студентов 1 курса чаще обнаруживается «средний» уровень здоровья, для студентов 2-3 курсов - «средний» и «выше среднего». Наиболее неблагоприятный уровень здоровья наблюдается у студентов 4 курса - «ниже среднего» и «низкий».
Список литературы
1. Задорожный Б.В. Функциональное состояние организма студентов старших курсов при различных видах учебной работы // Гигиена и санитария. - 1978. - №2. - С. 115-118.
2. Здоровье студентов: монография / кол. авторов., под ред. Н.А. Агаджаняна. - М.: РУДН, 1997. - 199 с.
3. Козюлев Д.В., Харлан А.Л., Шкуричева Е.В., Поддубный Ю.В. Физиологическая роль двигательной активности в повышении уровня здоровья населения / Актуальные вопросы физического воспитания и спортивной тренировки: сборник материалов III Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и молодых ученых. - Брянск, 2023. - С. 162-168.
4. Мамедов А.М., Мамедов Аз. М. Особенности реакции студентов младших курсов на воздействие комплекса факторов, связанных с обучением в вузе // Вопросы гигиены и состояния здоровья студентов вузов. - М., 1974. - С. 155-156.
5. Маркова А.И., Ляхович А.В., Медведь Л.М. Образ жизни и здоровье студентов / Общественное здоровье и профилактика заболеваний. - 2004. - №1. - С. 31-36.
6. Мартыненко А.В., Валентик Ю.В., Полесский В.А. Формирование здорового образа жизни молодежи (медико-социальные аспекты). - М.: Медицина, 1990. - 98 с.
7. Харлан А.Л., Цыгановский А.М., Козюлев Д.В., Белаш П.П. Физическое воспитание в образовательных учреждениях: проблемы и перспективы / Стратегия формирования здоровьесберегающей среды в контексте реализации государственной молодежной политики: региональный аспект: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Брянск, 2023. - С. 325-327.
Сведения об авторах
Соловьева Ирина Сергеевна - магистрант кафедры биологии Брянского
государственного университета имени академика И.Г. Петровского, e-mail: ira5olovjewa@yandex. ru.
Алексеев Игорь Владимирович - магистрант кафедры биологии Брянского
государственного университета имени академика И.Г. Петровского, e-mail: ialekssev@gmail. com.
CHARACTERISTICS OF THE SOMATIC HEALTH OF UNIVERSITY STUDENTS
I.S. Solovyova, I.V. Alekseev
Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky
The article presents the results of a study of the state of somatic health of students of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky. The characteristic of physical health is given according to the method proposed by G.L. Apanasenko. The lifestyle of the students was assessed based on the results of the survey. Studies have shown that the level of students' somatic health largely depends on the amount of physical activity, which is determined by the organization of the educational process. Keywords: somatic health, physical development, morbidity, students, university.
References
1. Zadorozhnyj B.V. Funkcional'noe sostoyanie organizma studentov starshih kursov pri razlichnyh vidah uchebnoj raboty // Gigiena i sanitariya. - 1978. - №2. - S. 115-118.
2. Zdorov'e studentov: monografiya / kol. avtorov., pod red. N.A. Agadzhanyana. - M.: RUDN, 1997. - 199 s.
3. Kozyulev D.V., Kharlan A.L., Shkuricheva E.V., Poddubnyj YU.V. Fiziologicheskaya rol' dvigatel'noj aktivnosti v povyshenii urovnya zdorov'ya naseleniya / Aktual'nye voprosy fizicheskogo vospitaniya i sportivnoj trenirovki: sbornik materialov III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii studentov, magistrantov i molodyh uchenyh. - Bryansk, 2023. - S. 162168.
4. Mamedov A.M., Mamedov Az. M. Osobennosti reakcii studentov mladshih kursov na vozdejstvie kompleksa faktorov, svyazannyh s obucheniem v vuze // Voprosy gigieny i sostoyaniya zdorov'ya studentov vuzov. - M., 1974. - S. 155-156.
5. Markova A.I., Lyahovich A.V., Medved' L.M. Obraz zhizni i zdorov'e studentov / Obshchestvennoe zdorov'e i profilaktika zabolevanij. - 2004. - №1. - S. 31-36.
6. Martynenko A.V., Valentik YU.V., Polesskij V.A. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni molodezhi (mediko-social'nye aspekty). - M.: Medicina, 1990. - 98 s.
7. Kharlan A.L., Cyganovskij A.M., Kozyulev D.V., Belash P.P. Fizicheskoe vospitanie v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah: problemy i perspektivy / Strategiya formirovaniya zdorov'esberegayushchej sredy v kontekste realizacii gosudarstvennoj molodezhnoj politiki: regional'nyj aspekt: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. - Bryansk, 2023. - S. 325-327.
About authors
Solovyova I.S. - Postgraduate, Department of Biology, of Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky, e-mail: [email protected].
Alekseev I.V. - Postgraduate, Department of Biology, of Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky, e-mail: [email protected].