Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. № 26, 2012.
■А-
УДК 332.122
Айгумов Т. Г., Денгаев А. М.
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРИ МОДЕЛИРОВАНИИ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА НА УРОВНЕ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)
Aygumov T .G, Dengaev A. M.
THE CHARACTERISTIC OF RESOURCE POTENTIAL WHEN MODELLING INTERNAL TOURISM AT THE LEVEL OF THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN)
Туристско-рекреационная отрасль при создании благоприятных условий может и должна стать движущей силой экономической стабилизации и развития экономики региона. Характеристика ресурсного потенциала при моделировании внутреннего туризма позволит создать интегрированную систему управления устойчивым развитием сферы туризма на основе эффективного использования региональных ресурсов в условиях динамически меняющихся и возрастающих потребностей туристов. Результаты анализа могут быть использованы в процессах разработки и совершенствования стратегий развития туризма в регионе.
Ключевые слова: региональный туризм, ресурсный потенциал, туристская рекреация, модель организации туристской системы, факторы развития туризма.
The tourist and recreational branch at creating favorable conditions can and has to become a driving force of economic stabilization and development of economy of the region. The characteristic of resource potential, when modeling internal tourism to allow to create the integrated control system of a sustainable development of the sphere of tourism on the basis of effective use of regional resources in the conditions of dynamically changing and increasing needs of tourists. Results of the analysis can be used in processes of development and improvement of strategy of development of tourism in the region.
Keywords: regional tourism, resource potential, tourist recreation, model of the organization of tourist system, factors of development of tourism.
В своем нынешнем виде туризм — это курс истории, архитектуры, эстетики и гастрономии, сопровождающийся восторгом открытий, связанных с путешествием. Исключительно велико его социальное, культурно-воспитательное и познавательное значение. Благодаря ему современный человек может реализовать стремление познать новое, преодолевая большие расстояния, чтобы увидеть, «что там за горизонтом», увидеть своими глазами «живую историю», накопленную тысячелетиями. Это с одной стороны. А с другой - туризм есть высокодоходный бизнес, поскольку опыт наиболее удачливых в этом отношении государств показывает: люди охотно тратят большие деньги именно на путешествия. Мировой оборот туристской индустрии насчитывает сегодня 4,4 триллиона долларов, а к 2020 году он возрастет, по подсчетам специалистов, до 15 триллионов долларов.
Термин «туризм» происходит от французского tourisme, от tour - «прогулка, поездка». Термин не имеет общепризнанного определения, но при всем разнообразии подходов обладает социально-экономической сущностью. Александрова А.Ю. отмечает, что «концептуальное определение туризма было предложено швейцарскими учеными В. Хунцикером и К. Крапфом, а затем развито Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма. Оно опирается на системный подход и заключает в себе понимание туризма как «сово-
■А-
купности отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы».
В законе РФ «Об основах туристской деятельности в РФ» (1996г.) говорится, что туристские ресурсы - это природные, исторические и социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворять духовные потребности туристов и содействовать восстановлению и развитию физических сил. Туристские ресурсы представляют совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов. Главная роль отводится природным ресурсам. Природные ресурсы, обладающие высокими аттрактивными свойствами, имеют статус особо охраняемых природных территорий (ООПТ) или объектов культурного наследия. К ООПТ относятся государственные заповедники, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты. Но в справочнике «Туризм и туристские ресурсы в России» (2004-2007г.г.) из всех природных объектов, с которыми связана туристско-рекреационная деятельность, представлены статистические данные только по национальным паркам.
По определению академика Даринского А.В., туристские ресурсы - это все, что можно использовать для туристской деятельности в данном районе.
Туристская привлекательность определяется свойствами туристских ресурсов: аттрак-тивность, климатические условия, доступность, степень изученности, экскурсионная значимость, пейзажные и видеоэкологические характеристики, социально-демографические характеристики, потенциальный запас, способ использования. Экскурсионная значимость туристских ресурсов определяется познавательной ценностью, известностью (популярностью), необычностью (экзотичностью), выразительностью (взаимодействием объекта с фоном, окружающей средой, зданием, сооружением, природой), сохранностью, месторасположением (доступностью), типичностью, уникальностью, аттрактивностью.
В России туризм - развивающаяся отрасль. На сегодняшний день туризм является одним из наиболее перспективных направлений развития региона, способствует эффективному использованию природного и культурно-исторического наследия, приобщение к которому, с одной стороны, служит расширению культурной компетентности, оздоровлению и отдыху граждан, а с другой - экономическому развитию региона.
Сложившийся в последние годы стихийный российский рынок туристских услуг в целом при отсутствии координирующего начала находится в кризисном состоянии, и российские объекты, несмотря на огромный рекреационный потенциал страны, до сих пор не включены в постоянные международные туристские цепи.
Туризм является важным фактором развития цивилизации, подчиняется законам и закономерностям природы и общественного прогресса. В современных условиях трудно переоценить значение развития туризма для экономики регионов. Туристская деятельность реализуется в конкретных регионах и территориально привязана к объектам туристской привлекательности.
Управление устойчивым развитием сферой туризма в регионе - сложная, многогранная проблема, ее составной частью является поиск, формирование и рациональное использование ресурсов, среди которых важное место занимают объекты туристской привлекательности. Несмотря на богатство России туристскими ресурсами, они используется неравномерно и не более чем на 40-50% возможностей. В то же время, зачастую туристы ощущают неудобства, неудовлетворенность и даже, в ряде случаев, дефицит туристских услуг.
Во всех сферах туристской деятельности, как на федеральном уровне, так и на региональном, идет поиск новых форм работы, расширение сферы предложения и углубление его специализации, создание новых туристских комплексов.
Общеизвестно позитивное влияние туризма на экономику региона, но, не смотря на очевидные выгоды, далеко не все регионы России способны в полной мере использовать свои туристские ресурсы. Это обусловлено, в первую очередь, неразвитым туристским по-
144
-I-
тенциалом большинства регионов России, а также недостатками существующей системы управления туристским предпринимательством на региональном уровне.
В этих условиях появилась объективная необходимость анализа ресурсного потенциала, тенденций развития внутреннего туристского рынка, предпосылок и факторов, обусловливающих его дальнейший рост.
В настоящее время для решения проблем управления и развития регионального туризма разрабатываются программы, призванные помочь выйти из создавшегося положения и наметить основные направления развития туристской отрасли в регионе.
Особое внимание проблемам развития туризма уделяют такие авторы, как: В.Г. Гуляев, М.А. Жукова. В работе А.Д. Чудновского дается обоснование туризма как одного из факторов социально-экономического развития региона.
Общеизвестно, что экономическая мощь туризма, во многом, основывается на мультипликативном эффекте, который в туризме весьма масштабен. Как подчёркивает известный польский теоретик туризма Ирена Енджейчик, «благодаря эффекту мультипликации одно рабочее место в туризме создаёт семь новых рабочих мест в других отраслях и секторах, связанных с туризмом кооперативной цепью». В силу этого туризм может дать старт качественно новому этапу развития многих российских регионов, особенно регионах с большими рекреационными возможностями.
С этой позиции в статье проанализированыи ресурсный потенциал для построения качественно новой модели туристско - рекреационной системы, и тенденции изменения предложения и спроса на туристские услуги в целом по России и, в том числе, Республике Дагестан.
Процесс моделирования представляет собой иллюстрирование ситуации в целях ее исследования путем упрощенного описания системы, а также исследование процессов и состояний системы при помощи их реальных и идеальных моделей.
Различают несколько видов моделей. Наиболее интересные с точки зрения рассмотрения организационных моделей:
1. Модель аналитическая - формула, воспроизводящая зависимость результатов или затрат.
2. Модель дескриптивная - предназначенная для описания и объяснения наблюдаемых фактов или прогноза поведения моделей.
3. Модель имитационная (концептуальная) - предварительное, приближенное представление о рассматриваемом объекте или процессе.
4. Модель туристской системы базисная - представление туристской системы в виде абстрактной модели, состоящей из взаимосвязанных подсистем: групп отдыхающих, природного и культурно-исторического потенциала, туристской инфраструктуры, обслуживающего персонала и органа управления.
Формирование региональной модели организации туризма предполагает детальное изучение таких понятий, как туристский регион и региональная система, региональное планирование и управление, производительные силы и факторы влияния.
Предметом региональной экономики является изучение социально-экономического регионального размещения производительных сил и развития отраслей экономики, важнейших природно-экономических, демографических и экологических особенностей регионов.
Внутренний туризм - систематизированная и целенаправленная деятельность предприятий сферы туризма, связанная с предоставлением на территории Российской Федерации туристских услуг и туристского продукта внутренним туристам.
Тризм в целом способствует увеличению доходарегиона, созданию новых рабочих мест, развитию смежных отраслей, созданию социальной и производственной инфраструктуры, активизации деятельности народных промыслов, увеличению валютных поступлений, обеспечению роста уровня жизни населения.
Туристская рекреация как большая открытая динамично развивающаяся социально-экономическая система подвержена влиянию различных внешних и внутренних факторов,
145
■А-
роль которых в каждый момент времени может быть различной по силе, продолжительности и направлению воздействия.
Ключевыми моментами характеристики развития туризма в регионе выступают: во-первых, анализ туристских ресурсов регионов, во-вторых, оценка спроса и потребительского поведения туристов, в-третьих, стратегии повышения турпотока. Обратимся к анализу выявленных закономерностей с учетом региональной специфики, а также свойственных всем регионам положений.
Для развития туристско - рекреационного комплекса Дагестана необходимы значительные инвестиции в строительство гостиниц, дорог, коммуникаций, должны быть использованы новые формы туризма и отдыха. В Республике создано самостоятельное ведомство, занимающееся вопросами развития туристской отрасли, - Агентство по туризму Республики Дагестан. Работа агентства направлена на реализацию государственной политики в области туризма, создание условий для развития туристской инфраструктуры и привлечение инвестиций, позиционирование Дагестана как региона с высокими туристскими возможностями; на развитие законодательно-нормативной базы в среде туризма и вопросов программного обеспечения развития туристской отрасли.
Туристская отрасль постепенно занимает свою нишу в социально-экономическом развитии Республики. Сегодня численность работающих в туристско-рекреационной сфере Республики превышает 7 тысяч человек.
Но в целом, несмотря на продолжающийся туристский бум в России, влияние туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается, в основном, отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем частного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров. По самым оптимистическим подсчетам, в российской индустрии туризма занят лишь 1 работник из 300, что в 30 раз меньше аналогичного мирового показателя. Неразвитость туристской инфраструктуры, невысокое качество сервиса, высокий уровень преступности в стране привели к тому, что в настоящее время на Россию приходится менее 1% мирового туристского потока.
По мнению специалистов, основными факторами, определяющими туристскую привлекательность региона, являются: его доступность, природа и климат, отношение местного населения к приезжим, инфраструктура региона, уровень цен, состояние розничной торговли, спортивные, рекреационные и образовательные возможности, культурные и социальные характеристики.
Хотя многие эксперты связывают все надежды именно с участием государственной власти в развитии туризма в России, все же, на наш взгляд, можно выделить ряд ситуативных факторов развития туризма, позволяющих определить фон (прогнозный фон), в котором происходит развитие туризма на текущем этапе и в ближайшим будущем.
Внешние факторы:
• Снижение уровня безопасности многих международных территорий, в том числе и туристических зон (демонстрации и беспорядки в Европе — Франции, Греции, Англии);
• Появление угрозы террористических актов в местах массового скопления людей в крупных мегаполисах;
• Участившиеся случаи смертей россиян на курортах иностранных городов (убийства, нападения хищных животных, отравления, заболевания);
• Страх авиаперелетов начинает распространяться в связи с участившимися случаями аварийных посадок самолетов с гибелью всех пассажиров;
• Реализован пик популярности таких направлений, как Турция и Египет.
Внутренние факторы:
• Нестабильная экономическая ситуация в Европе и Америке провоцирует укрепление рубля, что также сказывается на формировании имиджа России как стабильного государства;
• Государство начинает выстраивать политику повышения его туристической привлекательности на международном рынке, тем самым способствуя продвижению данного образа
146
■А-
и на внутреннем рынке;
• Россия - безопасная территория;
• Появление интереса россиян к богатствам родной страны;
• Возрастание интереса к самодеятельному туризму (на личном автотранспорте);
• Возрастание интереса к активным формам туризма — сплавы, пешие туры, альпинизм (турклубы);
• Возможность выбирать средства передвижения - автомобиль, поезд - в реализации внутреннего туризма;
• Возрастание интереса к недлительным туристическим поездкам предполагает небольшие расстояния.
И хотя сила влияния этих факторов различна и неоднозначна, все же ситуативные факторы развития туризма невозможно не учитывать. Современное российское общество продолжает быть сильно дифференцированным, то есть с присутствием высшего, среднего и низшего классов, это создает необходимость учитывать интересы и потребности разных групп, в том числе в отношении реализации туристических поездок. В то время как одни факторы могут для одной группы казаться неубедительными, для другой группы их совокупность оказывается решающей (рис.1).
Рисунок 1. Модель поведения потребителя туристских услуг
Важная роль в формировании спроса на туристско-рекреационный продукт отводится психологическим и физическим характеристикам самого человека, так как они или побуждают к временной перемене местожительства с целью отдыха, лечения и познания окружающего мира, или, наоборот, препятствуют этому. Учитывая, что многие сложившиеся рекре-ационно-туристские регионы страны находятся в зонах, подверженных влиянию конфликтных ситуаций или сами непосредственно участвуют в них, психологическое отношение граждан к неопределенности, риску и безопасности отдыха является важнейшим фактором, формирующим спрос на услуги и товары туристско-рекреационного назначения.
Рекреационные ресурсы Дагестана составляют разнообразие климатических зон, уникальных ландшафтов, месторождениий лечебных грязей, минеральных источников. Обширная песчаная пляжная полоса на побережье Каспия, теплое море, ионизированный воздух,
■А-
памятники истории, архитектуры и природы, а также неповторимая самобытная культура и
искусство народов Дагестана создают уникальные условия для отдыха.
Сегодня руководство Республики Дагестан пытается восстановить былой престиж дагестанского туризма. Туристско-рекреационная отрасль при создании благоприятных условий может и должна стать движущей силой экономической стабилизации и развития региона.
Полученные данные свидетельствуют о необходимости иного подхода к развитию туризма. Нельзя на нынешнем этапе рассматривать туризм как «экономический проект». Нецелесообразно вкладывать деньги только лишь в развитие внутренней конкуренции. Нельзя «работать» на «бюджетные» деньги. Необходимо пересмотреть роль государства, которое должно обеспечить развитие инфраструктуры (прежде всего транспортной: дороги, аэропорты), что послужит толчком к развитию отдельных отраслей и сфер деятельности, в том числе, туристической отрасли.
Текущее положение предполагает следующее развитие:
Во-первых, нацеленность на формирование условий для повышения туристического спроса, что может быть достигнуто благодаря использованию существующих объектов в связке для предложения российским туристам продукта.
Во-вторых, необходима широкая сеть продвижения и рекламы продукта и имиджа России как туристической зоны, что позволит создать сеть информационных ресурсов.
В-третьих, создание условий для турпотока, что, в первую очередь, касается инфраструктуры и сервиса.
В-четвертых, формирование благоприятных условий для развития внутреннего туризма позволит создать возможности для расширения въездного туризма.
Проведенное исследование, с одной стороны, продемонстрировало возможности и текущее положение развития различных сторон туризма в регионах глазами экспертов, с другой стороны, позволило актуализировать эту проблему и способствовать созданию коммуникации.
Таким образом, следует подчеркнуть, что необходимым условием развития туристско-рекреационной системы в регионах является развитие туризма.
Поэтому необходимо использовать комплексный взаимоувязанный подход к развитию отдельных направлений туризма, так как санаторно-курортная сфера и предлагаемый ею продукт должны быть дополнены разнообразными туристскими предложениями, учитывая, что различные виды туризма, в том числе и бизнес-туризм, в свою очередь способны стать катализатором развития иных сфер рекреации. Эффективная стратегия развития туристско-рекреационного комплекса предполагает определенную региональную конкретизацию и адаптацию, учет ресурсного потенциала территории и определение места рекреационно-туристского комплекса на рынке рекреационных услуг.
Главная задача на сегодняшний день - это создание и развитие новой инфраструктуры объектов туризма и отдыха, дальнейшее развитие отдыха и оздоровления. Это позволит в перспективе превратить туризм в высокодоходную отрасль дагестанской экономики и интегрировать ее в российскую и мировую индустрию.
Библиографический список:
1. Гуляев В. Г. Туризм: экономика и социальное развитие. - М.: Финансы и статистика, 2003.
2. Здоров А. Б. Экономика туризма: учебник.- М.: Финансы и статистика, 2003.
3. Боголюбов В. С. Экономика туризма. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.
4. Махновский Д. Е. Управление региональным туристско-рекреационным комплексом в условиях глобализации. сб. науч. трудов - Белгород - Санкт-Петербург, 2007.
5. Севастьянова С. А. Методологические основы развития и системного управления туризмом в регионе.- СПб.: СПбГИЭУ, 2005.