Научная статья на тему 'Характеристика психофизиологических состояний личности «Лыжниц-гонщиц»'

Характеристика психофизиологических состояний личности «Лыжниц-гонщиц» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
63
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FEMALE SKIERS / SENSOMOTOR AND VISUAL REACTIONS / PSYCHO-EMOTIONAL STATE / ANXIETY / STRESS RESISTANCE / SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADJUSTMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гиренко Лариса Александровна

Изучены нейрои психодинамические показатели, когнитивные процессы, психо-эмоциональное состояние, и социально-психологическая адаптированность «лыжниц-гонщиц» разного возраста. Лыжницы характеризовались оптимальной сбалансированностью нервных процессов, хорошим объемом смысловой памяти. Вместе с тем, выявлен повышенный уровень психоэмоционального напряжения у лыжниц в пубертатный период онтогенеза и в возрасте 20-23 лет. Девушки в 17-19 лет обладали более высокой стрессоустойчивостью, сотрудничеством, компромиссом, самопринятием, приспособлением, интернальностью и стремлением к доминированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гиренко Лариса Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTIC PSYCHOPHYSIOLOGICAL STATE OF THE IDENTITY OF THE "OF FEMALESKIERS»

Neuroand psychodynamic parameters, cognitive processes, psycho-emotional state and social-psychological adjustment of “female racing skiers” of different age have been examined. Female skiers have been characterized by optimal balance of nervous processes and a good semantic memory span. At the same time, a higher level of psycho-emotional tension with female skiers at ontogenesis puberty and at the age of from 20 to 23 has been defined. 17-19 year-old girls have had higher stress resistance, cooperation, compromise, self-acceptance, adjustment, internality and expansion.

Текст научной работы на тему «Характеристика психофизиологических состояний личности «Лыжниц-гонщиц»»

ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ «ЛЫЖНИЦ-ГОНЩИЦ»

Гиренко Лариса Александровна

канд. биол. наук., доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Новосибирского государственного педагогического

университета, РФ, г. Новосибирск E-mail: girenkolarisa@mail. ru

CHARACTERISTIC PSYCHOPHYSIOLOGICAL STATE OF THE IDENTITY OF THE "OF FEMALE- SKIERS»

Larisa Girenko

candidate of Biology, associate professor of the Department of Anatomy, Physiology and Safety of Living, Novosibirsk state Pedagogical University, Russia, Novosibirsk

АННОТАЦИЯ

Изучены нейро- и психодинамические показатели, когнитивные процессы, психо-эмоциональное состояние, и социально-психологическая адаптированность «лыжниц-гонщиц» разного возраста. Лыжницы характеризовались оптимальной сбалансированностью нервных процессов, хорошим объемом смысловой памяти. Вместе с тем, выявлен повышенный уровень психоэмоционального напряжения у лыжниц в пубертатный период онтогенеза и в возрасте 20—23 лет. Девушки в 17—19 лет обладали более высокой стрессоустойчивостью, сотрудничеством, компромиссом, самопринятием, приспособлением, интернальностью и стремлением к доминированию.

ABSTRACT

Neuro- and psychodynamic parameters, cognitive processes, psycho-emotional state and social-psychological adjustment of "female racing skiers" of different age have been examined. Female skiers have been characterized by optimal balance of nervous processes and a good semantic memory span. At the same time, a higher level of psycho-emotional tension with female skiers at ontogenesis puberty and at the age of from 20 to 23 has been defined. 17—19 year-old girls have had higher stress resistance, cooperation, compromise, self-acceptance, adjustment, internality and expansion.

Ключевые слова: лыжницы; сенсоматорные и зрительные реакции, психо-эмоциональное состояние, тревожность, стрессоустойчивость, социально-психологическая адаптированность.

Keywords: female skiers; sensomotor and visual reactions; psycho-emotional state; anxiety; stress resistance; social-psychological adjustment.

Современный этап развития спорта характеризуется ростом объема и интенсивности физических нагрузок в тренировочном процессе. К организму спортсмена уже в подростковом возрасте предъявляются повышенные требования, выполнение которых связано с уровнем физического развития, функциональных возможностей организма, при этом существенное значение отводится и психофизиологическим особенностям личности [3, с. 21].

Стремительный рост спортивных результатов, предельное усложнение техники исполнения — всё это, предъявляет повышенные требования к психике спортсменов. Крупные соревнования проходят, как правило, в острой спортивной борьбе равных по силам соперников. Часто победу определяют лишь доли секунды или несколько миллиметров и, это подтверждает то, что спорт является не только борьбой мускулов, но борьбой умов и нервов [4, с. 16]. В связи с обострением спортивной конкуренции и обусловленным этим повышением требований к уровню выступлений спортсменов целью настоящего исследования явилось изучение психофизиологических показателей личности девушек, занимающихся лыжным спортом.

Целью исследования явилось изучение особенностей психофизиологических состояний личности спортсменок, занимающихся лыжными гонками. Обследовано 76 «лыжниц-гонщиц» в возрасте 14—16 лет (34 девочки) и 17—19 лет (42 девушки), занимающихся в учебно-тренировочной группе IV-го и V- го гг. обучения на базе СДЮШОР по лыжным гонкам, а также 111 девушек в возрасте от 20 до 23 лет, учебно-

тренировочных групп спортивного совершенствования на базе ГАУ ДО СДЮШОР Новосибирской области по направлению «лыжный спорт».

Методы исследования. Диагностика психофизиологических состояний и оценка личности спортсменок проводилась с помощью компьютерной программы «Методика комплексной оценки здоровья

спортсменов» [1; с. 25; с. 35]. Программа включала оценку сенсомоторных реакций (время простой зрительно-моторной реакции, реакцию на движущийся объект), определение ситуативной и личностной тревожности (по Ч.Д. Спилбергу, Ю.Л. Ханину), уровня внимания и объёма кратковременной памяти. диагностику уровня социально-психологической адаптации (по А.К. Осницкому), стрессоустойчивости, конфликтность во взаимоотношениях (по Томасу), состояние агрессии (по Басса-Дарки) и темперамент (по Айзенку).

Результаты исследования. У девочек 14—16 лет скорость простой зрительно-моторной реакции по сравнению с девушками 17—19-летнего возраста была выше (208 ± 3,2 и 236,7 ± 11,4 мсек), однако они допускали больше ошибок (3,7 ± 0,1 и 1 ± 0,03 мсек).

При изучении реакции спортсменов на движущейся объект обнаружено, что у девочек значительно преобладали процессы возбуждения (1172±101 мсек) по сравнению с аналогичными показателями девушек (298±14,9 мсек). Лучшей концентрацией внимания обладали девочки, чем девушки, соответственно 63±16 и 72,1±3,5 сек при норме от 40 до 60 сек. Тогда как значения реактивной и личностной тревожности у лыжниц в подростковом периоде (27±3 и 23,5±0,9 баллов) оказались выше, чем у девушек в 17—19 лет (43±4 и 38,5±1,1 баллов).

Анализ психофизиологического статуса всех обследованных лыжниц выявил соответствие большинства показателей возрастным нормативам. Занятия лыжным спортом повышали уровень психоэмоционального напряжения у лыжниц в пубертатном возрасте. Подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины, и обиды оказались несколько выше у подростков. Девушки-лыжницы обладали более высокими показателями стрессоустойчивости, сотрудничества, компромисса, самопринятия,

приспособления, интернальности и стремления к доминированию. В то же время, высокая мотивация к успеху и выраженное отношение к собственному здоровью у всех обследованных лыжниц-гонщиц свидетельствует о благоприятном влиянии спортивных занятий на формирование успешной и здоровой личности [3, с. 22].

Изучение простой зрительно-моторной реакции спортсменок 20—23 летнего возраста показало, что время выполнения заданий (236,7 ± 11,4 м/сек) превышало нормативные значения (от 180 до 220 м/сек). В предложенных заданиях на движущийся объект у спортсменок несколько чаще встречались реакции с опережением. Полученное соотношение в значениях при запаздывающих реакциях (271,1 ± 12,1 мсек) и опережающих действиях может свидетельствовать (298 ± 14,9) о сбалансированности возбудительных и тормозных процессов в центральной нервной системе у спортсменок. Реактивная (ситуационная, актуальная) тревожность у девушек (23,5 ± 0,9 балла) оказалась значительно ниже нормативных значений (31—45 баллов).

Вместе с тем, более важным является оценка уровня личностной тревожности, как черта характера, обусловливающая готовность к тревожным реакциям и связанная с невротизмом и внушаемостью [1, с. 27]. И в этом случае, у спортсменок наблюдался более высокий уровень тревоги (38,5 ± 1,1 баллов).

Вербальная агрессия, раздражительность и чувство вины у девушек в возрасте 20—23 лет оказались выражены в большей степени. Между тем, значения всех изученных показателей агрессивности укладывались в границы нормы или оказались ниже нормативных значений. Только чувство вины у всех обследованных спортсменок оказалось выше нормативных значений [1, с. 43].

Эмоционально-волевые качества в спортивной деятельности очень важны и уровень их развития тесно связан показателями стрессоустойчивости и тревожности. Эмоционально волевой компонент личности обследованных спортсменок имел удовлетворительную оценку (5,9 ± 0,03 баллов). При норме от 25 до 40 баллов значения лыжниц по уровню стрессоустойчивости составили

36,4 ± 0,6 баллов. Такой уровень характерен для людей, имеющих позитивный опыт адаптации в экстремальных условиях, (в частности, при соревновательных нагрузках в спорте), зрелых и сохраняющих в критических условиях чувство собственного достоинства [2, с. 250].

Показатели объёма смысловой памяти в группе девушек 20—23 лет оказались лучше, чем значения механической памяти (соответственно, 8,0 ± 0,2 и 5,6 ± 0,2 баллов). Время, затраченное лыжницами на выполнение предложенных заданий с запоминанием слов и чисел (87,2 ± 3,2 сек и 77,3 ± 3,5 сек, соответственно), а также переключение внимания, оказалось большим, чем определено в нормативных значениях (40—60 сек).

Стремление к избеганию неудач (131,1 ± 1,4 балл), мотивация к успеху (19,8 ± 0,3 баллов) и привлекательность спортивной команды (19,8 ± 0,2 баллов) достаточно развиты у всех обследованных спортсменок. Большинство обследованных девушек в возрасте 20—23 лет сочли свое эмоциональное и когнитивное состояние как хорошее, тогда как свое физическое состояние определяли чаще как удовлетворительное [1, с. 47].

Показатели самопринятия, принятия других, интернальность, эмоциональная комфортность занимали более значимое место в социально-психологической адаптированности спортсменок. Интернальность (личностная зрелость и ответственность за свои действия) у лыжниц составляла 69,2 ± 0,8 баллов. Этот показатель свидетельствует об устойчивости к давлению других и внешнему социальному контролю. В то же время лыжницы в возрасте 20—23 лет могут сильнее реагировать на утрату личной свободы [2, с. 249; 4, с. 115].

Заключение. Таким образом, обследованные лыжницы характеризовались оптимальной сбалансированностью нервных процессов, хорошим объемом смысловой памяти. Вместе с тем, они медленнее справлялись с заданиями на простую зрительно-моторную реакцию, реакцию на движущийся объект, отставая от нормативных значений. Спортсменки обладали хорошим уровнем эмоционально-волевых качеств и личностной зрелостью, более уверенно чувствовали себя в команде при достижении высоких спортивных результатов.

Психо-эмоциональное состояние девушек в 20—23 года сопровождалось личностной тревогой, проявлением косвенной агрессии и чувством вины. Психо-эмоциональное напряжение лыжниц этого возраста может быть связано со спецификой физических нагрузок в лыжном спорте и индивидуально-типологическими качествами личности. Это определяет необходимость осуществления контроля за психо-эмоциональным состоянием спортсменок, что поможет лучше изучить структуру их личности, скорректирует психологическую подготовку и создаст средства для психологической помощи.

Список литературы:

1. Айзман Р.И., Айзман Н.И., Лебедев А.В., Рубанович В.Б. Методика комплексной оценки здоровья спортсменов. Новосибирск. 2008. — 124 с.

2. Гиренко Л.А., Колмогоров А.Б. и др. Развитие функциональных резервов здоровья молодёжи под влиянием занятий лыжным спортом. Сб. статей III-й международной научно-практической конференции «Высокие технологии, фундаментальные и прикладные исследования в физиологии и медицине» СПб. — 2012. — т. 1, — 302 с., — С. 248—250.

3. Гиренко Л.А., Колмогоров А.Б. Возрастные особенности психофизиологических показателей «лыжниц-гонщиц» //«Биомедицинская радиоэлектроника» — № 4, — 2014. — 90 с. — С. 21—22. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http: // www.radiotec.ru/ (дата обращения 17.06.2014).

4. Юров И.А. Нейро- и психодинамические свойства спортсменов. Сочи. 2007. — 178 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.