Научная статья на тему 'Характеристика психических факторов талантливой личности'

Характеристика психических факторов талантливой личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
228
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАНТАЗИЯ / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / АРХЕТИП / КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / ВООБРАЖЕНИЕ / ВДОХНОВЕНИЕ / СПОНТАННОСТЬ / ОДЕРЖИМОСТЬ / НОВАТОРСТВО / FANTASY / ARTISTIC PROCESS / ARCHETYPE / COLLECTIVE UNCONSCIOUSNESS / IMAGINATION / INSPIRATION / SPONTANEITY / OBSESSION / INNOVATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Слепцова Анна Олеговна

В статье анализируется процесс творчества с позиций психологии. Поэтапно рассматриваются психические факторы, являющиеся необходимыми при включении личности в процесс творчества. Подробно исследуются общечеловеческие, общезначимые идеи, названные Юнгом «архетипы». Наличие именно этих идей и гарантирует гениальность того или иного произведения искусства, преодолевает личностное начало в человеке, выводит его за границы сознания свой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF PSYCHOLOGICAL FACTORS OF TALENTED PERSONALITY

The article analyzes the process of artistic process from positions of psychology. Therefore the article considers the psychological factors which are necessary during person's creative process. Universal, generally valid ideas, called archetype by Jung, are researched detailed. These ideas guarantee the geniality of piece of art, overcomes personal beginning in person, puts him over boarders of consciousness.

Текст научной работы на тему «Характеристика психических факторов талантливой личности»

УДК GG8

ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ТАЛАНТЛИВОЙ ЛИЧНОСТИ

© Анна Олеговна СЛЕПЦОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры философии, e-mail: [email protected]

В статье анализируется процесс творчества с позиций психологии. Поэтапно рассматриваются психические факторы, являющиеся необходимыми при включении личности в процесс творчества. Подробно исследуются общечеловеческие, общезначимые идеи, названные Юнгом - «архетипы». Наличие именно этих идей и гарантирует гениальность того или иного произведения искусства, преодолевает личностное начало в человеке, выводит его за границы сознания свой личности.

Ключевые слова: фантазия; творческий процесс; архетип; коллективное бессознательное; воображение; вдохновение; спонтанность; одержимость; новаторство.

Необходимым компонентом творческой деятельности является фантазия, психологическое содержание которой состоит в построении образа конечного или промежуточных продуктов деятельности. По своему значению понятие «фантазия» совпадает с понятием воображения.

Под фантазией в психологии понимают комплекс представлений, отличающихся от других комплексов представлений тем, что ему не соответствует никакой внешне реальной объективной данности [1-5].

Активная форма фантазии принадлежит к высшим проявлениям духовной жизни человека, поскольку именно в активной форме сознательная и бессознательная личности субъекта сливаются в одном объединяющем произведении. Следовательно, фантазия становится одним из высших выражений индивидуальности; она создает единство этой индивидуальности и саму эту индивидуальность. Фантазирование уже представляет собой процесс и активную форму фантазии. Поэтому процесс фантазирования тождественен с течением процесса психической энергии. Когда психическая энергия сосредоточивается вокруг комплекса представлений и достигает высшей точки, тогда начинается выброс энергии. Выброс психической энергии дает толчок творческой активности, которая осуществляет себя по-разному.

Каждая творческая личность обладает дуальностью. Она есть синтез противоречивых установок, порожденных личной жизнью и безличностным творческим процессом. Можно говорить о том, что личностный аспект творчества является его ограничением и только надличностное начало ставит тво-

рение в ряд выдающихся. Лишь то творение становится событием для человечества, которое выходит за границы личного опыта, тогда оно становится выражением коллективного человека, а художник - это и есть коллективный человек, который несет в себе бессознательную психологическую жизнь человечества.

И тот, кто сумел преодолеть в своем творчестве личное начало, способен выработать идеи, важные для всех людей. К таким гениальным общечеловеческим и общезначимым идеям можно отнести символы, найденные Юнгом - «архетипы», «коллективное бессознательное», «психологические типы» [6]. Таким образом, наличие таланта - это возможность вычленить универсальные изначальные врожденные психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, найти объективное содержание фрагмента окружающего мира.

Испанский поэт Ф.Г. Лорка смотрел на воображение как на синоним способности человека к открытиям. Воображение дает связь и жизненную очевидность фрагментам скрытой действительности, в которой движется человек. «Это воображение придумало четыре стороны света, - пишет поэт, - это оно открыло причинную связь вещей; но оно никогда не могло погрузить руки в пылающий жар алогизма и безрассудности, где рождается вольное и ничем не скованное вдохновение».

Вдохновение - это состояние, когда неожиданно охватывает какой-то непонятный, чудодейственный смерч: поэт попадает под власть несущегося потока слов и рифм, ком-

позитор неожиданно оказывается во власти звуков.

Считается, что состояние вдохновения нельзя призвать по требованию разума, оно приходит спонтанно. Но Р. Вагнер в своей книге «Моя жизнь» вспоминал о том, как он целенаправленно вызывал у себя состояние вдохновения, когда он работал над оперой «Лоэнгрин». Он пишет: «Когда я хотел приняться за первый набросок музыки «Лоэн-грина», мне до того мешали неотвязно звеневшие в ушах мотивы «Вильгельма Телля» Россини, последней оперы, которой я дирижировал, что я пришел в настоящее отчаяние. Наконец я прибег к средству, оказавшемуся действенным, и во время одной прогулки я стал энергично напевать, по свежей памяти, первую тему «Девятой симфонии» Бетховена».

Есть и другие факты того, что великие люди вызывали вдохновение искусственно. Шиллер опускал ноги в холодную воду... Бетховен искал вдохновения, бродя по полям в окрестностях Вены. Шуман говорил, что ему достаточно провести рукой по лбу, все приходит само собой. Математик Адамар находил сложнейшие математические решения в ходьбе вокруг стола.

Гете писал «Фауста» многие годы. В письме к немецкому философу Вильгельму фон Гумбольдту он говорил, что затруднение состояло в том, чтобы силой добиться того, что на самом деле составляет самопроизвольное действие природы. Кроме того, Гете работал только в герметически закрытом -без малейшего доступа свежего воздуха -помещении. А Хемингуэй, наоборот, бежал из дома в шумное кафе, где писал роман, сидя за столиком. Эрнст Гофман, немецкий писатель и композитор, трудился в комнате, оклеенной черными обоями. А на лампу надевал то белый, то зеленый абажур. Леонардо да Винчи для того, чтобы приняться за работу, нужно было слышать звон колоколов. Собственно, творчество начинается там, где начинается вдохновение. Поэтому у многих творческих людей есть свои способы, как достигать вдохновения. Часто они просто много работают в надежде, что рано или поздно вдохновение появится, и тогда, может быть, получится что-либо интересное. У писателя Юрия Олеши было даже такое прави-

ло: «Ни дня без строчки». Так он и назвал свои дневники.

Вдохновение - это энергетическое движение, но это не только всплеск, но и поток. В моменты вдохновения психическая энергия проявляет себя и концентрируется на проблеме, все остальное в такой момент вытесняется на дальний план сознания, оно в моменты вдохновения закрыто для внешних влияний, внешняя жизнь отступает перед внутренней жизнью. Само слово «вдохновение», фактически, означает вдохнуть или наполнить энергией процесс созидания. Есть авторы, чей дар гениальности исчерпывается одним высшим достижением, хотя творчество продолжается всю жизнь. Сервантес вошел в историю как автор одного гениального романа о «Дон Кихоте», а итальянский композитор П. Масканьи известен как гениальный автор одной оперы «Сельская честь». В русской литературе таков феномен неисчерпаемых произведений И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» -редчайшего сочетания сатиры, гоголевского гротеска и необыкновенного юмора. Но еще более необычен феномен французского офицера Руже де Лиля - автора бессмертной «Марсельезы». «Гений одной ночи», - назвал его Цвейг.

Всего один раз в жизни под воздействием лунной ночи и страстного порыва соединились в его душе великие состояния человеческого бытия: я мыслю, я бунтую, я страдаю, и потому я существую. Чрезмерная впечатлительность де Лиля под влиянием экстремальной ситуации перестроила всю его психическую систему. Впервые в своей жизни Руже де Лиль почувствовал это чудо вдохновения, когда его фантазия и воображение, идеи, мысли, музыкальные образы овладели его душой. Все бунтовало в нем, сосредоточение было так сильно, что ему показалось, что пела сама его душа. Говоря языком науки, все исключительные и редкие для обычных людей факторы гениальности на короткое время одной ночи приняли у Руже де Лиля свои запредельные значения, и он попал в ту область, где рождается неповторимое. Так всего лишь один раз в жизни де Лиль воплотил в «Марсельезе» то, что называют даром гения, обессмертив свое имя.

Сколько он не сочинял потом, так и не смог превзойти то, что было создано им в

ночь на 25 апреля 1792 г. Де Лиль умер несчастным, всеми забытым озлобленным семидесятишестилетним стариком. Но в истории навсегда остается то, что является великим; она не забыла и де Лиля. Он был похоронен в Парижском Пантеоне рядом с Наполеоном.

Можно заметить, что все формы творчества от науки до искусства обязаны своим существованием не только акту вдохновения и не столько ему, сколько соединению, сочетанию, синтезу фантазии, воображения, вдохновения и спонтанности. Только тогда проявляет себя вечная тайна творчества, только тогда творец раздвигает границы видимого мира.

Дар гениальности среди прочих свойств творческой личности включает в себя спонтанность психических процессов. Спонтанность - это психический процесс не только неподвластный разуму, но частично порабощающий его. Спонтанность - это поток выбросов из бессознательного мыслей, поток идей, поток догадок, поток озарений и парадоксальных решений. При этом спонтанность обязательно проявляет себя в союзе с интуицией, а интуиция, в свою очередь, нуждается в спонтанности.

В гениальности проявляет себя беспредельная спонтанность, и только сверхспонтанность, не контролируемая сознанием (как высшая степень свободы в творчестве без заданного традицией русла и ограничения разума), позволяет совершать великие открытия. Великие открытия лежат далеко за пределами традиционных смыслов. Но чтобы попасть в эту запредельную область, нужен спонтанный процесс «за гранью» обычного, поэтому сверхспонтанность становится той границей, за которой царит ненормальность.

Продуктивность и интенсивность деятельности помогает гению преодолевать познавательно-психологические барьеры быстрее и легче, чем обычному человеку, который защищен консервативностью своего сознания. Сосредоточенность, по существу, тесно связана с повышенными значениями эмоционального поля, которое как бы окружает информационно-смысловые структуры. Повышенный уровень эмоциональной окрашенности информации связан с сосредоточенностью, а аномальные значения поля эмоций рождают сосредоточенность. Одно

обусловливает другое. Сильный эффект положительной обратной связи выступает в роли мультипликатора. Одно усиливает другое. Это и есть часть общего механизма вдохновения у одаренного человека. По всей вероятности, способность сосредоточиться выступает одной из многих необходимых составляющих продуктивной творческой работы. У одаренного человека в момент сильнейшего сосредоточения на локальном участке напряженной смысловой структуры соединяются в единое целое и психические, и материальные силы, действующие одновременно в одном направлении - найти новые элементы. Так, в процессе творчества проявляет себя принцип навязчивого образа.

С творческой сосредоточенности начинается тяга психики к навязчивому образу. Навязчивый образ связан с чувством неуверенности. Спасение от этой психической неуверенности разум ищет в возвышении некоего образа - того образа, который заполняет мозг и поглощает большую часть психической энергии. Именно в навязчивом образе человек ищет спасение, в нем он находит выражение своих страхов, с помощью него оценивает духовную реальность. Навязчивый образ обладает парадоксальной природой, его психические кандалы играют или благотворную, или консервативную роль. Опираясь на прошлый опыт, навязчивый образ ведет психику в тиски, из которых есть только один выход - разорвать цепи, связывающие с прошлым. Но, с другой стороны, навязчивый образ заставляет мозг усиленно «работать», чтобы найти подтверждение значению того образа, которым поглощено сознание. Когда суждения уже не имеют силы, а эмоции и чувства подходят к своему высшему пределу, когда интеллект, чувства и эмоции соединяются вместе, тогда в мгновенном озарении рождается мысль, идея или новый образ.

Если предположить, что поглощение навязчивым образом большей части психической энергии человека ведет к сосредоточению всех сил организма, то его роль становится велика в тех случаях, когда кажется, что почти не остается сил преодолеть препятствия. Сильная эмоциональная окрашенность и постоянное возбуждение информации обусловлены биологической значимостью навязчивого образа.

Если такой навязчивый образ овладел ученым, то роль этого образа зависит от того, какие идеи в нем содержатся - старые парадигмы науки или новый взгляд. Навязчивый образ, связанный с мыслями о новом, имеет прогрессивную направленность, но вынуждает его обладателя быть глухим к чужим (даже новаторским) идеям. Навязчивый образ предопределяет высокую одержимость и ненормальную заинтересованность нормального человека. Ненормальная заинтересованность проистекает от высокой концентрации мысли на достижении ранее поставленных целей. Навязчивый образ из-за чрезмерного возбуждения можно рассматривать в качестве особого «невротического» состояния, которое может быть как коротким, так и очень длительным.

В последнем случае переход в маниакальность может рождать самые парадоксальные идеи, впоследствии признанные революционизирующими прежние представления и взгляды. Склонность к помешательству гениальных людей, по-видимому, в первую очередь объясняется насыщенностью их сознания навязчивыми образами.

Есть предположение, что гениальностью обладают те люди, психика которых как бы связана с космическим метасознанием. Оттуда они черпают свои идеи (а, по Вернадскому, в ноосфере содержится все накопленные человечеством знания). Некоторые исследователи творчества Ньютона полагают, что невозможно одному человеку осуществить такое огромное количество открытий в разных областях математики и физики, которое совершил Ньютон. Поэтому биографы великого ученого вынуждены предположить мистическую идею о том, что сознание Ньютона будто бы подключалось к необъятному космическому океану знаний. Но на самом деле, хотя Ньютон и гений, невероятный охват сфер объясняется полным «выключением» из сознания ученого других сфер, что подтверждает известная история о том, как однажды Исаак Ньютон решил сварить куриное яйцо, не прерывая работу. Взял хронометр, чтобы варить яйцо в течение трех минут. Однако он был занят математической задачей, которую пытался решить в тот момент. Когда же он спохватился, то очень удивился: часы были поставлены вариться, а в руке он держал яйцо, чтобы засекать время.

Одержимость вытесняет все жизненные потребности, и они временно отключаются, чтобы не мешать доминирующей потребности, цель которой - успеть выразить свой могучий творческий потенциал. В сентябре 1833 г. Бальзак пишет: «Я стану повелителем духовной жизни Европы! Еще два года терпения и труда - и я перешагну головы всех, кто хотел связать мне руки и помешать моему восхождению. Я изведал преследования и несправедливость, и воля моя стала тверже меди». Сколько гениев думали так же, как думал Бальзак, переполненный мощным стремлением добиться признания и славы. «Воля моя стала тверже меди», - восклицает создатель «Человеческой комедии». Его не страшит необозримый океан препятствий.

Адлер писал, что «.стремление к превосходству является фундаментальным законом человеческой жизни»; это «нечто, без чего жизнь человека невозможно представить». Ценой упорного труда, воли и вследствие механизма гиперкомпенсации индивид способен достичь даже уровня гениальности на каком-нибудь поприще. Излюбленный пример Адлера - жизнь знаменитого древнегреческого оратора Демосфена, страдавшего в детстве заиканием и тиком, но ставшего, несмотря на эти недостатки, одним из самых знаменитых ораторов всех времен.

Стремление к превосходству и одержимость многое объясняют в творчестве гениально одаренных людей, в особенности эти два фактора проливают свет еще на одну крайне загадочную проблему - как объяснить неимоверную способность гения трудиться. Высочайшая производительность творческого труда обусловлена интенсивными процессами в бессознательном. Механизмы творчества гениев становятся еще более таинственными и почти мистическими, когда стремление к совершенству своих творений у гениев, их одержимость созиданием тесно переплетаются с их жертвенностью. Это т. н. перфекционизм (от фр. perfection - совершенствование) - убежденность в том, что совершенствование, как собственное, так и других людей, является той целью, к которой должен стремиться человек. Предполагается, что искомое совершенство включает, прежде всего, добродетели, а также развитие присущих человеку талантов и дарований. Сторонники перфекционизма иногда считают,

что совершенствование человека является не только его нравственной задачей, но и смыслом всей человеческой истории.

Таким образом, ничто так не отличает гения, как одержимость творчеством. Когда Ньютона спросили, как ему удалось открыть законы всемирной механики, он ответил: «ЫоСе dieque incubando» (Думаю об этом денно и нощно).

В своем непрерывном развитии одержимый таинственными силами гений создает для себя новый мир и мир своих творений. Такая концентрация психической энергии тесно связана с аномальным состоянием психики художника. Это почти лучевое направление психической энергии только в одно русло - русло творчества.

Но как бы ни была талантлива личность от природы, такое направление психической энергии есть результат рационального, быть может даже не совсем осознанного, соизмерения своих потребностей и возможностей. Поэтому в онтогенезе талантливой личности всегда присутствует период ученичества.

В период, когда развиваются способности, когда идет отбор материала, когда формируется духовный склад личности, творчество начинается с подражания.

В новаторстве выражается разрыв с прежними структурами творчества, поэтому среди всех факторов творчества новаторство занимает особое положение. Как только стремление к новизне исчезает, следом за

ним исчезает оригинальность творчества и сразу уменьшается сила воображения и фантазии, творчество превращается в копирование привычного.

В заключение следует сказать, что неукротимое воображение, безграничная фантазия, капризы вдохновения, нечеловеческая сосредоточенность, навязчивый образ, безмерная одержимость, бесконечный перфекционизм и стремление к новизне - все эти элементы и качества, безусловно, являются необходимыми, но они не исчерпывают само понятие талантливой личности, т. к. в принципе сомнительно любое полное описание такого сложного культурно-психологи-

ческого феномена.

1. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.

3. Краткий психологический словарь / сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1985.

4. Лейбин В. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990 .

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2005.

6. Юнг К.Г. Психологические типы. М., 2006

Поступила в редакцию бШ^П г.

UDC 008

CHARACTERISTICS OF PSYCHOLOGICAL FACTORS OF TALENTED PERSONALITY

Anna Olegovna SLEPTSOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Philosophy, e-mail: [email protected]

The article analyzes the process of artistic process from positions of psychology. Therefore the article considers the psychological factors which are necessary during person’s creative process. Universal, generally valid ideas, called archetype by Jung, are researched detailed. These ideas guarantee the geniality of piece of art, overcomes personal beginning in person, puts him over boarders of consciousness.

Key words: fantasy; artistic process; archetype; collective unconsciousness; imagination; inspiration; spontaneity; obsession; innovation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.