татом моделирования сохраняющей здоровье направленности тренировочной и соревновательной деятельности является непременный рост спортивных результатов при сохранении и укреплении здоровья спортсменов.
Формирование ценностных ориентаций на сохранение здоровья спортсменов является органичной частью процесса спортивной подготовки при сохранении и накоплении резервов адаптации к физическим и психоэмоциональным нагрузкам. Моделирование этого процесса, включаемого в прогнозирование спортивного роста, физической кондиции, психологической подготовленности, сочетаемых с целенаправленным формированием ценностных ориентаций на сохранение здоровья, обеспечивало возможность текущей коррекции тренировочного процесса, ориентированного на рост спортивных достижений, при строгом следовании принципиальной установке на сохранение здоровья.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьев, В.Г. Общество, системность, познание и управление / В.Г. Афанасьев. - М. : Политиздат, 1991. - 432 с.
2. Горбунов, Н.А. Модели развития мастерства и личности спортсменов высокой квалификации // Психологическое обеспечение подготовки спортсменов. - Алма-Ата, 1997. - С. 14-22.
3. Маслов, А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслов. - Нью-Йорк : Изд-во академии наук, 1991. - 310 с.
4. Стоунс, Е. Психопедагогика : психологическая теория и практика обучения / Е. Стоунс. - Лондон : Изд-во института спортивной медицины, 1993. - 460 с.
5. Фомин, Н.А. Возрастные специфические основы физического воспитания /
Н.А. Фомин. - М. : Изд-во Карл Хорман Шорндорф, 1992. - 141 с.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛЕВЫХ АТАК И ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ВЗЯТИЯ ВОРОТ НА КУБКЕ ЕВРОПЫ ПО ФУТБОЛУ
2008 ГОДА
Александр Сергеевич Денисенков, кандидат педагогических наук,
Ренат Харисович Сабитов, аспирант Сергей Юрьевич Тюленьков, доктор педагогических наук, профессор
Московская государственная академия физической культуры (МГАФК),
Москва
Аннотация
Изложенные в статье положения характеризуют количественно-качественные характеристики технико-тактического мастерства футболистов высокой квалификации ведущих футбольных держав Европы.
Ключевые слова: голевая атака, голевая передача, голевой удар, штрафная площадь, площадь ворот, стандартное положение.
CHARACTERISTIC OF GOAL-SCORING ATTACKS AND PREDICTABILITY OF SCORING ATF THE EUROPEAN FOOTBALL CAP IN 2008
Alexander Sergeevich Denisenkov, candidate of pedagogical sciences,
Renat Harisovich Sabitov, post-graduate student
Sergey Jurjevich Tjulenkov, doctor of pedagogical sciences, professor Moscow State Academy of Physical Education,
Moscow
Abstract
Quantitative - qualitative characteristics of technical-tactical skills of top class football players of leading European powers are represented in the article.
Key words: goal-scoring attack, goal pass, the penal area, goal area, shot.
В период с 7 по 29 июня 2008 г. в Австрии и Швейцарии был проведен Кубок Европы по футболу (далее Кубок).
Результаты выступления команд на соревнованиях такого уровня являются предметом глубокого анализа. С его помощью появляется возможность выявить тенденции развития игры и, в соответствии с ними, совершенствовать тренировочный процесс.
На основе просмотра видеозаписей всех матчей нами регистрировались:
1) временные интервалы взятия ворот;
2) количественные показатели взятия ворот при выполнении ударов ногой и головой;
3) зоны футбольного поля, из которых был нанесен голевой удар;
4) зоны футбольного поля, из которых начиналась голевая атака;
5) зоны футбольного поля, из которых была выполнена голевая передача;
6) количество передач в голевых атаках и их длительность;
7) количество передач в атаках, закончившихся стандартным положением, из которого впоследствии был забит гол.
В рамках Кубка был проведен 31 матч, в 29 случаях счет был открыт и 2 матча закончились нулевой ничьей. Всего, не учитывая серии пенальти, было забито 77 голов (в среднем 2,5 гола за матч), из них 73 в основное время и 4 в дополнительное.
Установлено, что если команда в основное время забивала гол первой, то по его истечении она побеждала в 75% случаев и не проигрывала в 86%. В то же время, если в основное время пропускала гол первой, то, соответственно, побеждала лишь в 14% случаев.
В 1-м тайме было забито 25 голов (34% от числа забитых в основное время), во 2 - 48 (66%). Большинство голов в 1-м тайме игроки забили в интервале с 24 по 36 минуту, с 12 по 36 минуту взятие ворот фиксировалось 19 раз (76%). Большинство голов во 2-м тайме было забито после 81 минуты, после 69 минуты - 30 из 48 голов (62,5%).
Голевой удар ногой выполнялся 56 раз, что составило 79% от общего числа, а головой - 14 (20%). Из пределов площади ворот игроки забили 23 гола, что составило 32% от всех голов (табл. 1).
Таблица 1
Количество и доли голов (кроме пенальти), забитых из различных зон
футбольного поля
№ Зона футбольного поля Кубок мира 1998 (%) Кубок Европы 2008 (кол-во / %)
1 Площадь ворот 18 23/32
2 Штрафная площадь 69 44/60
3 Вне пределов штрафной площади 13 6/8
Всего 100 73/100
Из пределов штрафной площади взятие ворот фиксировалось 44 раза (60%). Всего из пределов штрафной площади было выполнено 92% всех голевых ударов. Из-за пределов штрафной площади было забито 6 мячей, причем 2 из них ударом со штрафного, а из оставшихся 4 лишь 1 гол был забит с дистанции более 18 м.
Сравнивая количество голов из различных зон футбольного поля матчей Кубка Европы 2008 с данными Кубка мира 1998, можно отметить тенденцию к увеличению доли голов, забитых из площади ворот - в 1,8 раза больше, и штрафной площади - на 5% больше.
Подавляющее большинство (60%) голевых атак проводилось «с игры». После розыгрыша стандартного положения, состоящего более чем из 4 передач, было забито 9% голов. Голевые атаки зарождались на своей половине поля для атакующей команды в 63% случаев.
Большую часть голевых атак, начинавшихся на половине поля соперника, составили атаки из стандартных положений, которые включали в себя не более 4 передач.
После выполнения угловых ударов было забито 5 голов, 4 из них после непосредственной подачи мяча в штрафную площадь соперника.
Вводом мяча из-за боковой линии начиналось 6 голевых атак, причем лишь в одном случае мяч был доставлен передачей руками непосредственно в штрафную площадь соперника. После розыгрыша или подачи мяча в штрафную площадь соперника со свободного или штрафного удара было забито 7 голов.
Всего в матчах Кубка Европы 2008 был пробит 21 удар с 11-тиметровой отметки. Реализовано было лишь 14 пенальти, что составило 67%.
Большая часть голевых атак состояла не более чем из 8 передач (85%). Наиболее часто (55%) голевые атаки включали в себя от 3 до 5 передач. Соответственно, на долю голевых атак, состоявших из 9 передач и более, пришлось лишь 15%.
Большая часть (65%) голевых атак Кубка Европы 2008 находилась в интервале длительности от 0,1 до 16,0 с. Этот показатель близок к данным Кубка мира 1998, где он составил 67%. Голевые атаки длительностью более 28 с составили лишь 14% от общего количества.
Доля голевых передач, выполненных из пределов штрафной площади соперника, оказалась велика и составила 41%.
Соответственно, на долю голевых передач из-за штрафной площади пришлось 59%, но лишь 3 передачи (4%) были выполнены атакующей командой со своей половины поля. Необходимо отметить, что 49% всех голевых передач из-за штрафной площади были выполнены с расстояния не далее 35 м от линии ворот соперника. Если данные голевые передачи суммировать с голевыми передачами из штрафной площади, мы обнаружим, что 9 из 10 голевых передач выполнялось с расстояния не далее 35 м от линии ворот соперника.
В матчах Кубка было 5 атак, которые завершились назначением пенальти. В 4 из этих 5 случаев атака включала в себя не более 3 передач.
Также можно насчитать 20 других атак, закончившихся назначением стандартного положения, из которого впоследствии был забит гол. В 17 случаях в атаке было сделано не более 5 передач.
Таким образом, атаки, закончившиеся стандартным положением, из которого впоследствии был забит гол, по количеству передач не отличались от голевых атак «с игры» и из стандартного положения, розыгрыш которого состоял из 5 передач и более.
ВЫВОДЫ
1. Команда, забивавшая гол в основное время первой, по его истечении выигрывала матч в 75% и не проигрывала в 86% случаев.
2. Большинство голов в 1-м тайме игроки забили в интервале с 24 по 36 минуту. Большая часть голов во 2-м тайме была забита после 81 минуты.
3. Голевой удар ногой выполнялся 56 раз, что составило 79% от общего числа (без учета ударов со штрафных и пенальти), а головой - 14 (20%).
4. Из пределов штрафной площади было забито 92% голов (пенальти не учитывались). Доля голов, забитых из площади ворот, увеличилась почти в 2 раза по сравнению с аналогичным показателем Кубка мира 10-летней давности.
5. Большинство голевых атак (60%) было проведено «с игры».
6. Голевые атаки из стандартных положений, розыгрыш которых состоял не более чем из 4 передач, включая удары со штрафных и пенальти, составили 31% от общего числа.
7. Подавляющее большинство голевых атак состояло не более чем из 8 передач.
8. Большая часть голевых атак длилась не более 16 с.
9. 9 из 10 голевых передач выполнялось с расстояния не далее 35 м от линии
ворот соперника.
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА
Наталья Григорьевна Закревская, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Современное университетское образование является социокультурным полем для подготовки преподавателей-исследователей. Существуют факторы, которые влияют на систему подготовки научных кадров. Данные факторного анализа подтверждают обусловленность воспроизводства в научном сообществе и необходимость создания определенных условий для развития научного потенциала.
Ключевые слова: университетское образование, воспроизводство научных кадров, развитие научного потенциала.
MAJOR FACTORS CAUSING PROCESS OF SCIENTIFIC COMMUNITY
FORMATION
Natalia Grigorevna Zakrevskaja, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Abstract
Contemporary university education is a social and cultural field for teachers-researchers training. There are some factors that influence the system of scientific staff training. The data of factorial analysis confirms the reproduction in scientific community and necessity of creating conditions for scientific potential’s development.
Key words: university education, reproduction of scientific staff, scientific potential development.
Вопросы воспроизводства в научном сообществе находят отражение в принципиальном понимании трансформации современного российского образования. С одной стороны, научное сообщество нуждается в воспроизводстве научных кадров, с другой
- всячески препятствует интеграции в эту социальную группу, создавая социокультурные барьеры для ученых: материальное стимулирование и вознаграждение достаточно низкое для молодого поколения, у которых есть определенные эталоны образа жизни.
Вместе с тем, растет число критериев научной деятельности, которое не отражает качество и результаты труда ученых и даже не является свидетельством эффективности их исследований. В этом аспекте научное сообщество стремится к обособлению от основного общества и самоидентификации себя, в определенном смысле, с властвующей элитой. Трансформация социальных групп в российском обществе заставляет задуматься об основном предназначении современного научного сообщества
- воспроизводстве интеллектуальной элиты, как в широком понимании этого понятия, так и в более узком - воспроизводстве научных кадров. В социокультурном осмыслении этого утверждения, мы рассматриваем ученых не как принадлежность к элитарной группе, а как социальную группу, функционирующую в сфере элитного образования, воспроизводством образцов которого должны быть заняты университеты.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для целостного рассмотрения роли и значения научного сообщества в воспроизводстве социокультурных образцов в обществе и, в частности, для доказательства наличия факторов, которыми эти образцы обусловлены, нами было проведено массо-