Научная статья на тему 'Характеристика профессиональных намерений будущих специалистов (на примере будущих экономистов)'

Характеристика профессиональных намерений будущих специалистов (на примере будущих экономистов) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ / PROFESSIONAL INTENSIONS / БУДУЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / FUTURE SPECIALISTS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН / PROFESSIONAL PLAN / САМОПРОЕКТИРОВАНИЕ / ОБРАЗ ПРОФЕССИОНАЛА / IMAGE OF THE PROFESSIONAL / SELF-DESIGNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дёмкина Е.В., Куприна Н.К., Исаков О.И.

В статье дается характеристика профессиональных намерений будущих специалистов (на примере будущих экономистов). Выраженность профессиональных намерений и планов обучающихся в высшей школе является важным показателем их отношения к профессии и роли профессии в жизненном самоопределении. Поэтому в связи с задачами профессионального воспитания в данной статье показано, каким студенты видят свое профессиональное будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дёмкина Е.В., Куприна Н.К., Исаков О.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTIC OF PROFESSIONAL INTENTIONS OF THE FUTURE SPECIALISTS (ON THE EXAMPLE OF THE FUTURE ECONOMISTS)

Characteristic of professional intentions of the future specialists (on the example of the future economists) is given in the article. Realization of professional intentions and plans of high school pupils is an important index of their relation to profession and its role in the vital self-determination. Therefore the students seeing of their professional future in connection with aims of professional education is shown in the article.

Текст научной работы на тему «Характеристика профессиональных намерений будущих специалистов (на примере будущих экономистов)»

УДК 378.1

характеристика профессиональных намерений

будущих специалистов (на примере будущих экономистов)

Кандидат педагогических наук, доцент Е. В. Дёмкина, кандидат педагогических наук, доцент Н. К. Куприна, Адыгейский государственный университет, г. Майкоп. Кандидат педагогических наук, доцент О. И. Исаков,

Филиал Карачаево-Черкесского государственного университета им. У. Д. Алиева, г. Кропоткин. Контактная информация для переписки: 385000, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208.

в статье дается характеристика профессиональных намерений будущих специалистов (на примере будущих экономистов). выраженность профессиональных намерений и планов обучающихся в высшей школе является важным показателем их отношения к профессии и роли профессии в жизненном самоопределении. Поэтому в связи с задачами профессионального воспитания в данной статье показано, каким студенты видят свое профессиональное будущее.

Ключевые слова: профессиональные намерения, будущие специалисты, профессиональный план, самопроектирование, образ профессионала.

Предварительно следует отметить, что профессиональный план - это регулятор самопроектирования человека не только в вузе, но и в социуме. Поэтому определенность намерений в профессиональном самоопределении меняется в зависимости от социальных условий. Н. Б. Казначеева отмечает, что образ профессионала является связующим звеном между образом-Я и образом мира. Образ профессионала - это когнитивное и эмоциональное образование, в определенной мере меняющее систему общих ориентиров в общественном и индивидуальном сознании людей. Если раньше идеальный образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их профессиональной биографией, их определенными профессиональными ценностями, то сейчас можно наблюдать, что, в некоторой степени, «идеальный образ профессионала» заменен на «идеальный образ жизни». Неопределенность ценностных предпочтений в самой профессии смещает ориентиры на выбор предпочти-

тельного, желаемого образа жизни с помощью профессии, которая уже выступает средством достижения этого образа жизни, а не существенной частью [1, с. 65-66].

Это очень важное положение, которое во многом объясняет обобщенные характеристики профессии. Отношение к будущей профессии как к средству или цели было отмечено еще в 80-е годы XX столетия [2, с. 41-44]. В то же время в работах Е. А. Климова неоднократно указывалось на то, что человек в процессе профессионального самоопределения должен выбирать не столько конкретную профессию, сколько именно условия, образ жизни, круг и интересы общения, окружение, которые обуславливаются этим выбором [3]. Однако в последнее время большинством исследователей отмечается возрастание прагматической мотивации обучающихся в высшей школе. Ориентация не столько на содержательные профессиональные ценности, сколько на результативные, в том числе на образ жизни с точки зрения материального и социального благополучия, «перекрывает» содержание деятельности и, соответственно, затрудняет процесс самопознания и самооценки своих качеств с точки зрения требований профессии и конкретных условий труда в ней.

Для профессионального воспитания, безусловно, важна мотивация обучения в вузе. Социологи различают пять типов доминирующих жизненных стратегий молодежи, которые определяют мотивационную основу их обучения в вузе и соответствуют функциям профессионального образования (прагматическая, статусно-престижная, материальная, профессиональная). В качестве доминирующей жизненной стратегии выделяются успех в жизни, желание стать высокооб-

разованным культурным человеком, стремление к материальной обеспеченности, получение профессии, достижение определенного социального статуса. В рамках этих доминант отмечают разнообразные мотивы обучения в вузе (не служить в армии, работать за рубежом, интересное проведение времени, продолжить семейные традиции и др.). Отмечено, что студент-выпускник в сравнении с первокурсником более прагматичен, больше задумывается о трудоустройстве, о перспективах, связанных с получением соответствующей профессии, специальности.

Например, изучение жизненных стратегий и мотивов студентов экономического факультета при поступлении (2006 г.) и при выпуске (2011 г.) показало, что в два раза повысилась значимость такого мотива, как «иметь диплом, дающий определенный социальный статус» (с 15% до 32%). Повысилась значимость мотива «получение профессии» (с 26% до 35%). Вместе с тем доминирующая жизненная стратегия «добиться жизненного успеха» не претерпела изменений: этот мотив значим для 78% студентов в 2006 г. и для 77% в 2011 г. Намного больше стали цениться такие качества современного специалиста, как «коммуникабельность» (с 18% до 42%), «восприимчивость к новому» (20% и 37%). То есть, перемены в профессиональном сознании происходят, сдвигаясь к частной оценке профессионально-важных качеств, и остаются в главных ориентирах.

Исследования, проводившиеся в Адыгейском государственном университете, позволяют судить о профессиональных планах и намерениях студентов.

АНКЕТА ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Инструкция: цель данного задания заключается в том, чтобы Вы могли осознать собственные профессионально важные качества и оценить их. Вам будет предложено 13 вопросов. Ответы даются в свободной форме в течение 2-3 минут. Просьба: каждый новый ответ обозначать цифрой 1, 2, 3 и т. д.

Укажите: факультет, курс, пол, группу.

1. Напишите, в какой сфере труда Вы намерены работать после окончания университета (варианты - юридической, предпринимательской, где устроюсь и др.).

2. Насколько Вы считаете себя готовым к выполнению этой работы (варианты - полностью, частично, слабо, не готов и др.).

3. Перечислите - обязательно в столбик - как можно больше качеств, которые особенно важны для профессии, по которой Вы хотите работать (по возможности, назовите ее).

4. Поставьте рядом с каждым качеством балл (от 1 до 10), оценив, насколько это качество у Вас развито: низший балл - 1, высший балл - 10.

5. Напишите, собираетесь ли Вы развить в себе недостающие качества; какими способами Вы планируете это делать?

6. Напишите, насколько обучение в университете готовит Вас к будущей специальности? Что бы Вы улучшили в системе профессиональной подготовки? Нравственного развития?

7. Напишите, чем интересна Ваша будущая специальность?

8. Напишите, чем не интересна, трудна, сложна Ваша будущая специальность?

9. Напишите, какие главные радости возможны в Вашей будущей деятельности?

10. Напишите в два столбика, какие качества в первую очередь назвали бы Ваши однокурсники и Ваш куратор, характеризуя Вас?

11. Напишите, в какую сторону Вы изменились за последние три года?

12. Как Вы считаете, реально ли Вы оцениваете свою пригодность к выбранной профессии?

13. Назовите качества, которыми Вы хотели бы обладать в идеале, независимо от профессии и реальных возможностей.

Анкетирование студентов показало, что подавляющее число опрощенных студентов намерено работать в рамках профессии, которую они получают в вузе. На юридическом факультете таких 81%, на экономическом факультете - 83%. В это число входят как те студенты, которые точно указали специализацию, так и те, кто ограничился названием сфер труда - юридической и экономической. Не включены в этот процент те, кто указал сферу предпринимательства, техническую, программирование или ответил «не знаю», «там посмотрим» и др.

Анализ данных, полученных на экономическом факультете (опрашивались студенты второго и четвертого года обучения), также показал, что подавляющее большенство отвечавших намерено работать в экономической сфере. При этом выбирается, как правило, работа бухгалтера (экономиста, финансиста). На четвертом курсе возрастает количество студентов (особенно среди юношей), намеренных в будущем работать в сфере предпринимательства, бизнеса. Несколько увеличивается количество тех, кто отмечает, что еще не определился со своими профессиональными планами.

На первом курсе неопределенность планов выше. Если первокурсники часто называют двойные специальности, то на старших курсах планы чаше относятся к одной сфере, то есть студенты определяются в выборе преимущественно юридической, экономической, предпринимательской сферы труда. При этом все намерены использовать знания, полученные в вузе.

Для изучения особенностей профессиональных планов и ценностей будущих специалистов была использована проективная методика «Я в профессии через 10 лет». Эта методика применялась неоднократно разными исследователями и показала свою достаточную информативность при простой процедуре опроса. Сложность данного диагностического метода заключается в трудоемкости при обработке и обобщении полученных результатов.

По инструкции предложенный план сочинения был необязательным, студентам предоставлялась возможность свободно рассуждать на заданную тему. Однако подавляющее большинство писавших придерживалось

предложенного плана, что позволяет сравнить суждения студентов разного года обучения по каждому вопросу. Вместе с тем ответы студентов рассматривались скорее как проективные, раскрывающие их предпочтения, самооценку, уровень притязаний, ориентацию на дело, на себя или на окружающих, чем как реальная информация о планах студентов. Последнее обстоятельство нужно подчеркнуть особо, так как о реальном прогнозе на такой далекий срок говорить не приходится.

Анализ работ студентов показал значительное разнообразие суждений и высказываний по всем программным вопросам. Ответы студентов позволили получить информацию об их отношении к будущей профессии, к своему месту в профессиональной деятельности, к коллегам по работе. Анализ высказываний в сочинениях по первому вопросу («Как Вы себя видите в профессии через 10 лет: что делаете, где работаете. Ваше положение. Ваша цель, к которой будете стремиться и т. д.») позволил отнести позицию студентов к одной из пяти групп: реалистичные планы, перспективные намерения, обсуждение вариантов, неопределенность и предположения, желательное изменение места работы. При этом в зависимости от курса могут меняться конкретные детали, однако общая направленность планов, намерений, суждений у студентов разных групп остается сходной.

Проиллюстрируем эти позиции на примере обследования студентов экономического факультета (табл.).

На втором курсе у юношей преобладают перспективные намерения карьерного роста (52% ответов) и реалистические планы (37%), у девушек второго курса реалистические планы отмечены в половине ответов, а второе место по частоте занимает группа неопределенных предположений (36%). На четвертом курсе

в намерениях студентов происходят существенные изменения: у юношей снижаются перспективные намерения за счет возрастания разного рода предположений, а также планов работать в фирмах. У девушек количество реалистичных планов снижается за счет возрастания интереса к карьере, а также обсуждения различных вариантов работы в экономической сфере. Различия в намерениях студентов второго и четвертого года обучения вполне закономерны. Вместе с тем следует отметить, что второй курс отличается большим количеством девушек (более половины) и высоким уровнем их развития, что отражается в успеваемости, отношении к работе. Кроме того, второй курс с первых дней комплектования был включен в системную работу по профессиональному воспитанию, поэтому профессиональные намерения девушек второго курса можно считать достаточно обоснованными.

Рассмотрим особенности этих групп с использованием некоторых отрывков из сочинения-размышления «Я в профессии через 10 лет».

1. Реалистичные планы работы в государственной экономической сфере. Студенты намерены после окончания вуза работать экономистами в государственных учреждениях. Эта ситуация является достаточно распространенной (около 40% в разных группах), преобладает на первых и старших курсах. При этом выделяется несколько ее разновидностей, связанных с мотивами учебы, преобладающими профессиональными и жизненными ценностями. Типичными ответами в этой группе являются следующие: «Через 10 лет я работаю в Сбербанке России начальником финансового отдела. Цель - следить за ежемесячной оплатой. Стремление повышения по службе. Уважение в коллективе (самое главное). В данное время набирать знания по профессии и пробиваться, чтобы достичь цели». «Через 10 лет

Таблица

характеристика профессиональных намерений студентов второго и четвертого года обучения (по ответам, данным в сочинении, в % от количества в группе)

Типы профессиональных намерений II курс - 55 чел. ^ курс - 42 чел.

М. - 27 ч. Ж. - 28 ч. М. - 30 ч. Ж. - 12 ч.

1. Реалистичные планы работы в государственной экономической сфере 37 50 37 25

2. Перспективные намерения карьерного роста 52 7 30 17

3. Обсуждение вариантов работы в других сферах 7 7 7 17

4. Неопределенность, предположения 0 26 13 33

5. Работа в коммерческих фирмах, предприятиях 4 0 13 8

Примечание: поскольку количество студентов составило менее 50 человек на каждом курсе, процентное соотношение рассматривается только как доля выбравших данный вариант.

я буду работать в администрации по своей профессии, наверное, бухгалтером. Стремление у меня стать замом главного бухгалтера». «Через 10 лет я себя вижу как работника государственных структур экономического профиля. Я буду ведущим специалистом в этой области. Хочу стать профессионалом и стать известным в этой области».

2. Перспективные намерения карьерного роста (около трети ответов в разных группах). Ответы такого рода похожи на таковые в предыдущей группе, но здесь студенты проявляют высокий уровень притязаний, малореальные перспективы для 32-летнего возраста, что говорит о недостаточно адекватной их самооценке. Студенты видят себя «министром финансов», «руководителем», «человеком, который не зависит в финансовом положении от своей официальной работы», «вижу себя сидящей в удобном и светлом кабинете и занятой важной работой». Все, отнесенные к этой группе, ориентируются на высокие должности в управленческих структурах. «Через 10 лет я работаю финансистом в какой-то организации. Моя цель - занять высокое положение со всеми вытекающими последствиями. Чтобы достичь этой цели надо ближайшие 3,5 года учиться, а после со своими знаниями занять перспективную должность. Поспособствовать этому могу я, мои друзья и родственники». «Через 10 лет я работаю в банке и, скорее всего, занимаю пост начальника одного из отделов. Цель - дослужиться до высокой должности, а затем уйти в политику или заняться предпринимательской деятельностью, открыв свою фирму. Для этого нужны хорошие знания в этой области, знание иностранного языка, также не помешает ученая степень».

3. Третья группа студентов, выявленная в процессе анализа сочинения «Я в профессии через 10 лет», характеризуется обсуждением вариантов работы в других сферах (около 8%). «Через 10 лет я буду работать в контрольно-ревизионном, либо в налоговом органе, либо в аудиторской организации. Основная деятельность - проверки, контроль, ревизии. Должность - не ниже начальника отдела». «Через 10 лет я буду заниматься либо экономической, либо юридической работой в подразделении главка на должности начальника отдела. Собираюсь стремиться к должности начальника управления». «Я буду работать в силовой структуре и стремиться добиться уважения, признания, материального благосостояния».

4. Четвертая группа выражает в сочинениях неопределенность, сомнения, предположения относительно своего профессионального будущего (особенно много их среди девушек - около трети ответивших). «Заранее я не могу говорить о таких серьезных делах. Конечно же, мне хотелось бы иметь престижную работу, самое главное, чтобы моя работа соответствовала моей профессии». «Я даже не знаю, как я себя вижу через 10 лет, а тем более где. Может, я втянусь в систему, буду хорошим сотрудником».

5. Пятая, самая немногочисленная группа, это те, кто намерен работать экономистом в коммерческой

структуре, ориентируясь на деятельность в гражданских частных предприятиях, фирмах. Такая мотивация возрастает к третьему году обучения и укрепляется на старших курсах при том условии, что студент имеет какие-либо реальные связи, контакты, гарантии или обещания трудоустройства. В этой группе также выделено несколько разновидностей. Часть из них ориентируется на высокий профессионализм и наибольшее внимание уделяет учебе, самообразованию, при этом уважая дисциплинарные требования и добросовестно относясь к выполнению студенческих обязанностей. Другие в этой группе характеризуются завышенной самооценкой и уровнем притязаний. Стремясь получить экономическую подготовку, считают, что в вузе дается много лишнего, а выполнение студенческих обязанностей отвлекает от учебы.

Таким образом, каждая из рассмотренных групп отличается разнообразными взглядами и самооценками. В целом, на основе сочинений, можно выделить группы тех, кто намерен работать в экономической системе, тех, кто хочет стать экономистом, но не в сфере финансовой деятельности, не желая заниматься монотонной работой с бумагами. Выделяется также немногочисленная группа студентов, для которых характерно неуважение не только к будущей профессии, но и к труду в целом. Обучение в вузе для них - это возможность отклонения от службы в армии, получения документа о высшем образовании, вынужденное выполнение требования родителей, трамплин для будущей карьеры. Некоторые из них живут сегодняшним днем, стараясь наполнить его удовольствиями или уходом от реальности. В сочинениях такая позиция проявляется редко. О ней можно судить лишь по косвенным признакам, но наблюдения за поведением и отношением к учебе у студентов играют более важную роль.

Представленные в данном разделе материалы, характеризующие планы и намерения студентов одного из факультетов вуза, показывают, что различия в представлениях молодых людей о своем будущем весьма значительны, и в процессе профессионального воспитания результаты, полученные с помощью изучения развернутых размышлений студентов о своем профессиональном будущем, могут служить основой для их обсуждения как в групповых формах, так и в процессе индивидуальной работы.

В целом результаты изучения представлений о профессии и о себе как о будущем профессионале, полученные в разные годы, показывают, что по мере освоения профессии образ профессии и профессионала в сознании студентов изменяется, конкретизируется. Однако этот процесс происходит скорее стихийно, под влиянием содержания обучения и условий учебной деятельности студентов в вузах. Целенаправленная работа по профессиональному воспитанию, которая стала разворачиваться в последнее десятилетие, показывает, что развитие студентов как субъектов профессиональной деятельности может происходить гораздо эффективнее. Для этого необходима организация си-

стемной работы по профессиональному воспитанию на основе студенческой ментальности, соблюдения целого ряда организационно-управленческих и психолого-педагогических условий.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Казначеева, Н. Б. Образ профессионала в сознании студентов-психологов / Н. Б. Казначеева // Ежегодник Россий-

ского психологического общества: Материалы Всероссийского съезда психологов (25-28 июня 2003 г.). - СПб., 2005. - С. 65-66.

2. Иванюк, М. И. О значении соотношения интереса и способностей для профориентации школьников / М. И. Иванюк, П. Ф. Гейжан / Психологические аспекты профориентацион-ной работы среди молодежи. - Ташкент, 1981. - С. 41-44.

3. Климов, Е. А. Психология профессионала / Е. А. Климов. - М.: Воронеж, 1996. - 400 с.

characteristic of professional intentions of the future specialists (on the example of the future economists)

E. Demkina, Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor, N. Kuprina, Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor, Adygea State University, Maykop.

O. Isakov, Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor,

Branch of Karachaevo-Circassian State University named in the honor of U. Aliev, Kropotkin. Contact information: 385000, Maykop city, Pervomayskaya str., 208.

Characteristic of professional intentions of the future specialists (on the example of the future economists) is given in the article. Realization of professional intentions and plans of high school pupils is an important index of their relation to profession and its role in the vital self-determination. Therefore the students' seeing of their professional

future in connection with aims of professional education is shown in the article.

Key words: professional intensions, future specialists, professional plan, self-designing, image of the professional.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.