Научная статья на тему 'Характеристика питания современных студентов'

Характеристика питания современных студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1075
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ ПО РЕКОМЕНДАЦИЯМ ВОЗ / АНКЕТИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ НА ПРЕДМЕТ ПИТАНИЯ / АНАЛИЗ ПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ / РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКТИРОВКЕ ПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ / RECOMMENDATIONS FOR CORRECTION OF STUDENTS'' NUTRITION / A HEALTHY DIET FOR THE WHO RECOMMENDATIONS / THE QUESTIONING OF STUDENTS ON THE SUBJECT OF NUTRITION / DIET ANALYSIS OF CONTEMPORARY STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сухова Е.В.

Представлены рекомендации ВОЗ по здоровому питанию, на основе этих рекомендаций была разработана анкета и проведено изучение питания студентов СГЭУ. Представлен анализ питания современных студентов и пирамида питания ВОЗ для коррекции их питания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сухова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика питания современных студентов»

УДК 796

Сухова Е.В. ©

Д.м.н., профессор профессор кафедры «Экология и безопасность жизнедеятельности», Самарский государственный экономический университет

ХАРАКТЕРИСТИКА ПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Аннотация

Представлены рекомендации ВОЗ по здоровому питанию, на основе этих рекомендаций была разработана анкета и проведено изучение питания студентов СГЭУ. Представлен анализ питания современных студентов и пирамида питания ВОЗ для коррекции их питания.

Ключевые слова. Здоровое питание по рекомендациям ВОЗ, анкетирование студентов на предмет питания, анализ питания современных студентов, рекомендации по корректировке питания студентов.

Sukhova E.V.

MD, Professor, Professor of the Department "Ecology and life safety" of Samara state economic

University

CHARACTERISTICS OF THE POWER OF MODERN STUDENTS

Summary

Presents the who guidelines on healthy eating, on the basis of these recommendations was to develop a questionnaire and a study of the nutritional status of students of Shaw. Presents an analysis of the power of modern students and pyramid power who for the correction of their food.

Keywords. A healthy diet for the who recommendations, the questioning of students on the subject of nutrition, diet analysis of contemporary students, recommendations for correction of students' nutrition.

Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) представила рекомендации по

«здоровому питанию» европейского населения («Nutrition and diet for healthy lifestyle in Europe»). Рациональное питание должно отвечать потребностям во всех видах нутриентов. Населению рекомендуется стремиться к средним значениям индекса массы тела (ИМТ). Рацион должен учитывать физическую активность и обеспечивать расход энергии в 1,75 раз больше уровня основного обмена. Энергетическая ценность рациона должна обеспечиваться за счет сложных углеводов. Отмечается необходимость высокого потребления овощей и фруктов, что позволяет включить в рацион требуемое количество клетчатки.

При здоровом питании все элементы в пище находятся в природном балансе. Предпочтительно использовать в питании натуральные продукты. Подсчет нутриентов в рационе рекомендуется проводить согласно системе порций. Наиболее благоприятным является 3-6 разовое питание. Оно не должно быть однообразным изо дня в день.

Закономерно возникает вопрос о том, как питаются современные студенты - юноши и девушки, насколько их питание соответствует научным рекомендациям по здоровому питанию, какие проблемы с питанием существуют в настоящее время у современной молодежи.

Целью проведенного исследования было изучение основных тенденций питания студентов ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет» и выявление их основных проблем по питанию.

Объект и методы исследования.

© Сухова Е.В., 2014 г.

Для исследования питания была разработана авторская анкета (д.м.н. профессор Е.В.Сухова). Анкетирование было проведено среди студентов 1 курса, юношей и девушек 17-18 лет, взятых методом сплошной выборки, студентов ФГБОУ ВПО «СГЭУ» в 2013 году. Всего было проведено анкетирование 97 юношей и 134 девушек.

Полученные результаты

На диаграмме 1 представлены результаты опроса по количеству приемов пищи в день.

■ 1-2 раза юноши

■ 1-2 раза ревушки

■ 3-5 раз юноши

■ 3-5раз дев/шни

■ более 5 раз юноши П более 5 раз девушки

Диаграмма 1. Количество приемов пищи в день студентами 17- 18 лет.

Как видно из диаграммы, 84% юношей и 71% девушек питаются 3-5 раз в день, 7 % юношей и 11% девушек- более 5 раз в день, и 7% юношей и 21% девушек принимают пищу 1-2 раза в день. Таким образом, большинство современных студентов питаются 3-5 раз в день, что является оптимальным.

Одна пятая часть опрошенных девушек принимает пищу 1-2 раза в день. Однократная еда в течение суток у девушек может быть проявлением такого заболевания, как нервная анорексия. Согласно Международной классификации болезней, нервная анорексия- это

расстройство пищевого поведения, характеризующееся значительной потерей массы тела вследствие самовызываемой потери массы тела. Зачастую лица, страдающие данным

заболеванием, скрывают патологическую форму питания от родных и близких.

Данное заболевание наиболее характерно для молодых девушек и женщин в возрасте 1525 лет. У них сначала появляются идеи о собственной излишней полноте, настроение понижено, затем они жалуются на свою полноту окружающим и принимают попытки коррекции своей «излишней полноты». Свои самодеструктивные действия они скрывают от близких и окружающих. Подозрение на данное серьезное заболевание требует консультации психолога, психотерапевта для решения вопроса о диагностике и лечении. Проблема в том, что сами пациентки себя больными не считают и скрывают свое пищевое поведение от родных. В этом случает авторитет педагога может сыграть важную роль в убеждении обращения к специалистам.

На диаграмме 2 представлено время основного приема пищи опрошенными студентами.

Диаграмма 2. Время основного приема пищи.

Как видно из диаграммы 2, основной прием пищи у 80% юношей и 68% девушек приходится на вечер- время возвращения из университета. Основной прием пищи в обед отметили 11% юношей и 20% девушек, это время пребывания в университете. Студенты могут не обедать в стенах университета по разным причинам. В любом случае основной прием пищи в вечернее время нельзя считать здоровым питанием.

На диаграмме 3 представлен объем принимаемой за один прием пищи.

■ 200-350 г шипим

■ 200-350 г девушки

■ свыше 350 юноши

■ свыше 350 девушки

Диаграмма 3. Объем принимаемой пищи за один прием

Из диаграммы 3 видно, что 90% девушек принимают за один прием 200-350 г пищи, 10% больше 350 г. 45% юношей за один прием принимают более 350 г пищи, 55 % - 200-350 г пищи. Таким образом, большинство юношей и девушек выдерживают норму объема принимаемой пищи. 45% юношей и 10% девушек съедают более 350 г пищи за один прием. На диаграмме 4 представлен объем чистой воды, принимаемой ежесуточно.

100,00%

so,oo%

80,00%

70,00%

60,00%

50,00%

<10,00%

30,00%

20,00%

10,00%

0,00%

Ря,а1

I I I I

ЮНОШИ AOI литра девушки до 1 л итэа ЮНОШИ до 2-х девушки до 2-х ЮНОШИ свыше 2-х девушки свы ше 2-х

20,00% 35,00% <18,00% <10,00% 32,00% 25,00%

I до 1 литра юноши Iдо 1 литра девушки I до 2-х юноши I до 2-х девушки I свыше 2-х юноши I свыше 2-х девушки

Кол ичество употребляемы* объемов воды вдень

Диаграмма 4. Объем воды, принимаемой в сутки

48% юношей и 40% девушек пьют до 2 литров в сутки, что отвечает принципам здорового питания, 35% девушек и 20% юношей пьют менее 1 литра воды в сутки, что идет вразрез с принципами здорового питания. Для нормального протекания метаболических процессов в организме необходимо его обеспечивать достаточным количеством воды. Недостаточное употребление воды является нарушением принципов здорового питания.

Диаграмма 5. Другие жидкости (помимо воды), которую употребляют студенты ежесуточно

48% девушек пьют чай. 29% юношей пьют соки, и 40% юношей и 35% девушек пьют сладкие газировки. Шипучие напитки раздражают слизистую желудка, особенно вредно раздражение холодной газировкой. Сладкие газировки повышают уровень глюкозы в крови, что стимулирует секрецию инсулина, приводящую к угнетению липолиза- гидролиза триглицеридов. Чрезмерное употребление сладких соков и напитков приводит к нарушению не только углеводного, но и жирового обменов.

На диаграмме 6 представлено употребление в пищу источников животного белка -незаменимого фактора питания. 7 % юношей и 14% девушек совсем не едят мясо, рыбу и птицу. 65% юношей и 50% девушек употребляют эти продукты 5-7 раз в неделю, остальные -реже.

Диаграмма 6. Частота употребления животных белков студентами

Отсутствие в рационе белков животного происхождения приведет в будущем к развитию эндокринных нарушений. Девушки чаще юношей не употребляют в пищу животный белок, что может привести к, нарушению репродуктивной функции.

На диаграмме 7 представлена частота употребления в неделю молока и молочных продуктов- сыра, творога, сметаны. Они являются источником не только белка, но и кальция и фосфора, которые в кисломолочных продуктах находятся в оптимальном соотношении.

100,0054

90,00%

80,00%

70,00%

60,00%

50,00%

40,00%

30,00%

20,00%

10,00%

0,00%

РЯД1

юноши девушки ЮНОШИ девушки ЮНОШИ девушки

1-2 раз в неделю 1-2 раз в недел ю 3-5 раз 3-5 раз ежедневн о ехедневн о

10,00% 10,00% 12,00% 15,00% 78,00% 75,00%

Количество употребляемого молока и молочных продуктов в неделю

■ 1-2 раз в неделю юноши

■ 1-2 раз в неделю девушки

■ 3-5 раз юноши

■ 3-5 раз девушки

■ ежедневно юноши

■ ежедневно девушки

Диаграмма 7.

Как видно из диаграммы 4, 78% юношей и 75% девушек ежедневно употребляют молочные продукты. Для здорового человека характерно состояние азотного равновесия, когда потери белка соответствуют его количеству, поступившему с пищей. При низкобелковом рационе возникает отрицательный азотистый баланс. ВОЗ установила суточную потребность в белке в размере 0,75 г/кг массы тела, молочные продукты являются источником белка и макроэлементов.

Овощи и фрукты являются источником витаминов, микроэлементов и макроэлементов, а также необходимого фактора питания- аскорбиновой кислоты. На диаграмме 8 представлена частота употребления овощей и фруктов в неделю студентами 17-18 лет.

Диаграмма 8. Частота употребления в пищу овощей и фруктов

Согласно рекомендациям ВОЗ по здоровому питанию, ежедневно следует употреблять порцию овощей и порцию фруктов. Только 20% юношей и 28% девушек следуют этим рекомендациям. Питание остальных не отвечает принципам здорового питания ВОЗ.

«Еда на ходу», «еда деловых, занятых людей» занимает определенное место в меню современных молодых людей. Место фаст-фуда в меню современных студентов представлено на диаграмме 9.

Диаграмма 9. Частота употребления в пищу фаст-фуда

68 % девушек 1 раз в неделю позволяет себе фаст-фуд. 55% юношей употребляют фастфуд 3-5 раз в неделю, а 40% -ежедневно. 15% девушек едят фаст-фуд 3-5 раз в неделю, а 17% -ежедневно. При поступлении организм избыточного количества углеводов липолиз осуществляется с пониженной скоростью. В условиях физических недогрузок и чрезмерного употребления легкоусвояемых углеводов превращение глюкозы в жир бывает необратимым. Кроме того, развивается синдром неустойчивого сахара в крови. Следствием является нарушение адекватного ответа клеток на инсулин - инсулинорезистентность, что приводит к грубым нарушениям регуляции уровня глюкозы в крови. Инсулинорезистентность и гиперинсулинемия являются одним из основных факторов, ведущих к развитию сахарного диабета 2 типа. Повышение инсулина приводит к повышенному выделению гормонов стресса-адреналина и норадреналина, которые обладают сосудосуживающим действием. Повышается артериальное давление. Студенты 17-18 лет не задумываются о будущих проблемах со

здоровьем и часто употребляют фаст- фуд.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведенное анкетирование выявило различные нарушения в питании современных студентов. Анализируя его согласно рекомендациям ВОЗ по здоровому питанию, питание студентов нельзя считать отвечающим принципам здорового питания. Иллюстрацией является диаграмма 10. На ней представлено наличие проблем с различными отделами желудочнокишечного тракта у опрошенных студентов. Для различных отделов желудочно- кишечного тракта характерны различные жалобы. Их наличие позволяет отнести данного человека в группу риска и рекомендовать ему пройти соответствующее обследование для исключения или подтверждение диагноза (клинические, лабораторные, инструментальные, лучевые методы диагностики по назначению врача).

Диаграмма 10. Проблемы с различными отделами жкт.

Представленная диаграмма свидетельствует о том, что у анкетированных студентов 1718 лет имелись жалобы со стороны различных отделов желудочно- кишечного тракта, жалобы на изжогу 63% юношей и 57% девушек характерны для гастрита и требуют комплексного обследования данной категории студентов.

Проведенное анкетирование по особенностям питания современных студентов выявило проблемы с питанием. Питание студентов не отвечает принципам здорового питания, рекомендованными ВОЗ. Опрошенные юноши и девушки на момент опроса имели 17- 18 лет. Проблемы с питанием привели у них к проблемам со здоровьем, жалобы на различные отделы жкт требуют обращения к врачу. Питание один раз в сутки одной пятой части анкетированных девушек заставляет задуматься о нервной анорексии и требует консультации психолога или психотерапевта.

Известно, что недостаточная культура питания приводит к неадекватному питанию. При анализе экспертами ВОЗ потребительской корзины в РФ были выявлены основные особенности питания, обуславливающие проблемы здоровья населения. Это фиксация населения на потребности в мясе (высокое потребление насыщенных жиров), низкое потребление овощей и фруктов (антиоксидантов). Выявленные особенности питания подтверждаются особенностями питания студентов.

Для формирования правильного понятия о здоровом питании была разработана «пирамида питания». До 40% включают крупы, рис, картофель, хлеб (около 1,5 кг). 35% - это овощи и фрукты, объемом около 400 г в сутки, в любом виде- замороженном, сушеном, вареном. сюда не включаются консервированные солью огурцы, помидоры. По объему - это V стакана измельченных овощей, 1 стакан сырых листовых овощей, 1 фрукт, V стакана ягод, 3/4 стакана сока, ХА стакана сухофруктов.

До 20% о т всего объема (около 200 г) приходится на белковые продукты- курицу, рыбу,

мясо, яйца, бобовые, орехи. Это в день примерно 90 г мяса, 150 г рыбы, 2 яйца, 1 стакан приготовленных бобовых, 3 столовых ложки орехов. Примерно столько же по объему должны составлять молочные продукты, которые рекомендуется выбирать низкой жирности.

Это 1 стакан молока или йогурта, 65 г сыра, / стакана творога. Не более 5% должны составлять все виды жиров и сладостей, а также сахар и сахаросодержащие продукты. 1 порция в день - это одна столовая ложка в день масла или майонеза, к этим же продуктам отнесены бекон, колбасы, хот- дог, кондитерские изделия. Проблема питания современных студентов касается всех лиц, участвующих в образовательном процессе. Рекомендации ВОЗ по здоровому питанию, приведенные в данной статье, помогут каждому преподавателю донести эту информацию, поднять культуру питания и тем самым, улучшить здоровье современных студентов.

Литература

1. «Диетология» - руководство по ред. профессора А.Ю. Барановского, издание второе, Издательство «Питер» 2006 г., 959 с.

2. Климов А.Н., Будковская Н.О. Липиды. ММЭ: в 6 -ти т. Гл. редактор Покровский В.И.-Т.3. 1992.-С. 122-123.

3. Розенфельд Е.Н., Дильман, Князев Ю.Н. В.М.Углеводный обмен. ММЭ: в 6 -ти т. Гл. редактор Покровский В.И.-Т.6. 1996.- С. 101-104.

4. Сухарева Л.М. Международный конгресс «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в ХХ1 веке» /Л.М. Сухарева и соавт.// Гигиена и санитария - 2004 - №5 - с. 80-82.

1. анитария.- 2004. - №3. - С. 67 -69

2. Геворкян Э.С. Функциональное состояние студентов при умственной нагрузке/Э.С. Геврокян и др.// Гигиена и санитария - 2005 - №5 - с. 55 - 57.

3. Зайцев А.Г. Формирование здорового образа жизни молодого поколения // Гигиена и санитария.-2004. - №1. - С. 54 - 55

4. Климов А.Н., Будковская Н.О. Липиды. ММЭ: в 6 -ти т. Гл. редактор Покровский В.И.-Т.3. 1992.-С. 122-123.

5. Кравцова Т.Ю. Изменения психовегетативного статуса и его коррекция у больных язвенной болезнью./ Т.Ю. Кравцова и др.// Клин.мед.-2000.-№12.-С.34-36.

6. Розенфельд Е.Н., Дильман, Князев Ю.Н. В.М.Углеводный обмен. ММЭ: в 6 -ти т. Гл. редактор Покровский В.И.-Т.6. 1996.- С. 101-104.

7. Сухарева Л.М. Международный конгресс «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в ХХ1 веке» /Л.М. Сухарева и соавт.// Гигиена и санитария - 2004 - №5 - с. 80-82.

8. Циммерман Я.С. Психосоматическая медицина и проблема язвенной болезни./ Я.С. Циммерман, Ф.В. Белоусов // Клин.мед.-1999.-№8.-С.9-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.