Научная статья на тему 'Характеристика отношения населения г. Орла к проблеме наркомании'

Характеристика отношения населения г. Орла к проблеме наркомании Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
103
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Федосеева М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика отношения населения г. Орла к проблеме наркомании»

ХАРАКТЕРИСТИКА ОТНОШЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ Г. ОРЛА К ПРОБЛЕМЕ НАРКОМАНИИ

Федосеева М. А.

ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», г. Орел, Россия

Наркомания сегодня рассматривается как социальная патология, принадлежащая к глобальным проблемам современности. Общество признает наркоманию как актуальную социальную проблему, делает ее предметом обсуждения, дискуссии, изучения, разрабатывает способы ее предотвращения и лечения. Тем не менее, несмотря на многочисленные реализуемые направления работы, проблема остается достаточно острой, особенно среди подрастающего поколения. Так, согласно некоторым данным, 60% наркоманов представляют собой молодежь в возрасте от 16 до 30 лет. Причем для многих подростков и молодежи наркотики не являются социальной или личностной проблемой, они скорее воспринимают наркотики как часть своей повседневной жизни. Отсюда, тесная взаимосвязь наркотиков с различными сферами жизни подростков и молодежи: «двором», компанией знакомых, клубом и т.п. Наркотики становятся реальным или символическим элементом не только молодежных, но и в ряде случаев детских культур. В свете этого для дальнейшего проведения каких-либо профилактических мероприятий все более востребованной становится информация о характеристиках представленной проблемы по стране в целом и в каждом конкретном регионе в частности.

Для изучения отношения населения г. Орла к наркомании Центром социологических исследований Госуниверситета - УНПК было проведено социологическое исследование в форме анкетирования. Всего в опросе приняли участие 605 респондентов, из них 53,9% - женщины и 46,1% -мужчины. Доли опрошенных по возрастным категориям в целом соответствуют данным региональной статистики.

Приведем некоторые полученные в ходе исследования данные.

По мнению опрошенных, наркомания не входит в перечень 5 наиболее острых проблем на Орловщине. К таким критическим проблемам респонденты отнесли качество дорог, алкоголизм, безработицу, качество медицинского обслуживания, состояние жилищно-коммунальной сферы. Такая ситуация может объясняться тем, что люди скорее всего относят на первое место проблемы, непосредственно связанные с условиями их проживания. То есть респонденты могут видеть в наркомании и наркопреступности угрозу для общества в целом, а для себя конкретно далеко не всегда. Поэтому, из восьми социальных проблем, предложенных респондентам для оценки степени их значимости для себя, угроза наркомании заняла последнее место. Тем не менее, каждый четвертый опрошенный житель города видит в наркомании проблему, требующую первоочередного решения.

Представляет интерес иерархия ценностей респондентов, как определенная система во многом обуславливающая их поведение. В ходе исследования выявилась следующая картина. Наиболее значимыми для опрошенных ценностями являются: здоровье (82,0%), счастливая семейная жизнь (59,9%), наличие хороших и верных друзей (53,3%), любовь (50,5%) и материально-обеспеченная жизнь (48,0%). При этом, как показывают проведенные ранее исследования, наркомания может представлять угрозу для реализации данных положений. Использование наркотических средств может привести к неблагоприятным физическим, умственным, эмоциональным, поведенческим изменениям, вызывать привыкание.

Рассматривая особенности в предпочтении ценностей в зависимости от возраста можно отметить, что практически для всех возрастных групп наибольшее значение имеет здоровье. Только подростки в возрасте от 12 до 15 лет ценят любовь выше здоровья. Еще одним их значимым отличительным признаком от других групп является выделение в большей степени ценности развлечений. Каждый пятый подросток выбрал данную позицию. Вполне понятное стремление подростков к интересному проведению свободного времени, тем не менее, вызывает определенные опасения. Данная ситуация может объясняться тем, что для определенной части подростков характерно отсутствие позитивного взгляда на будущее, сосредоточение жизни целиком на настоящем. В связи с этим наркотики для них представляют собой некий способ заполнения времени. Соответственно для профилактики наркомании возникает необходимость в нахождении таких форм досуга, которые будут способствовать развитию подростков и дальнейшему становлению их личности.

Однако при оценке имеющихся возможностей для интересного времяпрепровождения в г. Орле мнения респондентов разделились. 51,8% опрошенного населения полагают, что возможностей достаточно, 48,2% этих возможностей не видит. При оценке потребности в новых объектах, которые могли бы способствовать интересному времяпрепровождению опрошенных, были получены следующие ответы (рисунок 17). На первом месте среди предпочтений были выделены новые парки, зеленые территории (54,7%), на втором - торгово-развлекательные комплексы. Новый спортивный клуб

занял третью позицию.

Рис. 17. Дополнительные объекты необходимые для интересного времяпрепровождения,

%

Перейдем к вопросу, касающемуся вредных привычек респондентов. Так, согласно оценке экспертов Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека более чем на 50% зависит от образа жизни, а именно вредные привычки в значительной степени способствуют развитию различных заболеваний. Употребление же наркотиков является одной из наиболее опасных вредных привычек. В ходе исследования для выяснения данной составляющей респондентам был задан вопрос «Есть ли у вас вредные привычки», на который 58,0% опрошенных горожан ответили отрицательно.

Мужчины чаще, чем женщины имеют вредные привычки. Факт их наличия признали 55,8% мужчин и только 30% опрошенных женщин (рисунок 18).

Рис. 18. Распределение ответов на вопрос о наличии вредных привычек, %

Чаще о приверженности вредным привычкам сообщают респонденты в возрасте от 21 до 25 лет и от 36 до 45 лет. Об отсутствии вредных привычек чаще сообщают представители крайних по возрасту групп.

Собственно к проблеме наркомании большинство респондентов относится отрицательно. Это может свидетельствовать о понимании тех катастрофических последствий, к которым приводит потребление наркотических средств. При этом позиция женщин отличается от мужчин несколько большим неприятием наркомании. Безразличное отношение встречается как у мужчин, так и у женщин, но количество безразличных людей в мужской среде больше. Его демонстрируют 9,7% опрошенных мужчин и только 5,9% женщин. Положительно относятся к наркомании 1,1% мужчин и 0,9% женщин.

Наиболее отрицательное отношение к наркомании демонстрируют представители студентов ССУЗА, служащих с высшим образованием, неработающих пенсионеров. Высказывания «положительно» и «скорее положительно, чем отрицательно» встречаются в ответах 4,7% школьников, 7,1% руководителей и 1,5% студентов вузов. Именно эти категории

(особенно подростки и молодые люди) в большей степени подвержены опасности вовлечения в употребление наркотиков.

При оценке степени распространенности проблемы наркомании в г. Орле большая часть опрошенных (как мужчин, так и женщин) дала ответ «распространена, но не больше, чем везде» (рисунок 19).

120,0 100,0 80,0 60,0 40,0 20,0 0,0

50,3

Женщины Мужчины

-1-1-1-1

Очень Распространена Совсем не Затрудняюсь распространена как и везде распространена ответить

Рис. 19. Представления мужчин и женщин о распространенности проблемы наркомании в г. Орле, %

При определении причин распространения наркомании было выявлено следующее (таблица 26). Большинство респондентов на первое место ставят моральную деградацию общества, вседозволенность. Второе место занимают излишняя свобода, незанятость молодежи. И действительно согласно многим исследованиям угроза приобщения к наркотикам заметно возрастает в том случае, если большой объем свободного времени человека, а особенно подростка или молодого человека заполняется бессодержательными прогулками с друзьями.

Таблица 26

Причины распространения наркомании, %_

Причины %

Моральная деградация общества, вседозволенность 39,1

Излишняя свобода, незанятость молодежи 34,8

Влияние наркобизнеса, доступность наркотиков 22,7

Неудовлетворенность жизнью, социальное неблагополучие 22,5

Влияние массовой культуры и СМИ 9,8

Плохая работа правоохранительных органов 8,6

Безработица, экономические проблемы 7,8

Затрудняюсь ответить 7,0

Слабость профилактической работы 2,3

Иерархия причин распространения наркомании практически одинакова как для опрошенных мужчин, так и для женщин. Есть лишь некоторые отличия. Так, первое место среди ответов женщин делят излишняя свобода (36,7%) и моральная деградация (36,4%), на втором месте -неудовлетворенность жизнью, социальное неблагополучие (28,1%). Для мужчин основной причиной является моральная деградация (42,8%), далее следует излишняя свобода (32,2%). Влияние наркобизнеса занимает в ответах обоих полов третье место. Примечателен тот факт, что именно эту категорию как основную причину распространения наркомании в отличие от всех других групп склонны рассматривать подростки в возрасте от 12 до 15 лет. Слабость профилактической работы, как в ответах мужчин, так и женщин занимает последнее место, тем не менее, на нее иногда пытаются списать неумение респондентов организовать свою жизнь и отвечать за свои поступки.

Наиболее адекватные меры для решения проблем наркомании, отмеченные респондентами представлены в таблице 27.

Таблица 27

Необходимые меры для решения проблем наркомании_

Меры для решения проблем наркомании %

Ужесточение мер наказания за наркопреступления 58,3

Принудительное лечение наркоманов 42,2

Расширение работы с молодежью, помощь в социализации 30,5

Строительство реабилитационных центров для наркоманов 23,3

Расширение сети анонимных наркологических кабинетов, центров 16,1

Повышение доступности помощи психологов, психотерапевтов 13,6

Меры для решения проблем наркомании %

Легализация торговли легкими наркотиками 13,1

Разъяснительные беседы наркологов, представителей правоохранительных органов 11,1

Затрудняюсь ответить 4,0

Другое 3,0

При анализе данных таблицы видно, что респонденты относят к числу наиболее действенных мер более жесткие, что может быть объяснено некоторыми особенностями российского менталитета. При этом отмечается также и необходимость работы с молодежью, как с наиболее подверженной наркомании группой риска. Отсутствие возможностей продолжения

образования, нехватка рабочих мест, неразвитость современных форм досуга и т.п. в городе могут способствовать закреплению реакций принятия наркотиков.

Гендерный анализ ответов о мерах, необходимых для решения проблем наркомании указывает на некоторое сближение выборов представителей обоих полов. При этом опрошенные женщины в большей степени, чем мужчины склонны выделять более гуманные и современные меры, в частности строительство реабилитационных центров для наркоманов и повышение доступности помощи психологов, психотерапевтов. Наименее действенными мерами из представленных мужчины считают разъяснительные беседы наркологов, представителей правоохранительных органов и повышение доступности помощи психологов, психотерапевтов, женщины - разъяснительные беседы наркологов, представителей правоохранительных органов. Это может быть свидетельством некоторой реакции усталости от широкого потока информации о наркотиках, что выражается в сознательном избегании любых материалов о наркотиках: передач по телевидению, статей в СМИ, классных часов и т.д.

В ходе исследования также были выявлены наиболее эффективные мероприятия по профилактике наркомании (таблица 28).

Таблица 28

Мероприятия для профилактики наркомании, %_

Мероприятия для профилактики наркомании %

Выступления бывших наркоманов 47,9

Антинаркотическая реклама на телевидении, прессе, радио 26,2

Тематические программы и фильмы на телевидении 23,5

Лекции и беседы в учебных заведениях 19,1

Выступление в СМИ известных, авторитетных людей, медиков, 14,9

сотрудников наркоконтроля

Публикации в Интернете, специализированные сайты 10,9

Затрудняюсь ответить 9,6

Беседы с родителями учащихся, студентов 7,6

Наружная реклама (баннеры, плакаты, открытки) о вреде 7,1

наркотиков

Специальные концерты, фестивали 7,0

Статьи в прессе 4,6

Специальные буклеты и брошюры о вреде наркотиков 3,5

Другое 3,5

Среди наиболее результативных мероприятий можно отметить освещение личного опыта бывших наркоманов, антинаркотическую рекламу в СМИ, тематические программы и фильмы. Данные направления работы могут способствовать пониманию сущности проблемы, ее последствий для человека и его окружения, особенно для подростков и молодежи.

Некоторые различия в распределении ответов демонстрируют респонденты в зависимости от возраста. Так группы от 26 до 35 лет и старше 46 лет в тройку наиболее эффективных мероприятий для профилактики наркомании включают лекции и беседы в учебных заведениях. Иная ситуация характерна для подростков в возрасте от 12 до 15 лет. Их оценка выглядит следующим образом: на первом месте - выступления бывших наркоманов, на втором - тематические программы и фильмы на телевидении, на третьем - наружная реклама (баннеры, плакаты, открытки) о вреде наркотиков и публикации в Интернете, специализированные сайты. Не велика среди них доля тех, кто выбрал позицию «беседы с родителями учащихся, студентов» - лишь каждый десятый опрошенный. Возможно, современные подростки полагают, что именно их родители не адекватно воспринимают наркотики, поэтому взрослые, а не подростки находятся вне «социально одобряемых» норм. При этом одна часть подростков может стараться скрыть от родителей эту сферу своей жизни, а другая открыто демонстрировать свое нежелание беседовать с родителями и учителями на тему наркотиков.

В результате полученных знаний у опрашиваемых складываются определенные убеждения. Рисунок 20 позволяет увидеть, какие представления у респондентов имеются о времени возникновения наркотической зависимости. Многие респонденты считают, что такая зависимость может возникнуть уже после первого употребления наркотиков. Значительная группа респондентов затруднилась ответить что-либо определенное, что может свидетельствовать о недостаточной информированности по данному вопросу.

■ После первого употребления

■ Через 2-3 месяца регулярного

■ Затрудняюсь ответить

■ Если употреблять редко, то

потребления

вообще не возникает

Рис. 20. Представления респондентов о времени возникновения наркотической зависимости,

%

Женщины в большей степени, чем мужчины, склонны считать, что привыкание к наркотикам возникает после первого употребления. В тоже время, среди них (в отличие от 4,7% мужчин) нет представителей, считающих, что от редкого употребления возникает наркотическая зависимость.

Многие респонденты уверены, что при желании они сравнительно легко или даже очень легко могли бы достать наркотические вещества (рисунок 21).

Довольно большая группа опрошенного населения не смогла оценить степень доступности наркотиков, причем среди женщин больше затруднившихся при ответе на данный вопрос. При этом самая большая группа, как среди мужчин, так и среди женщин полагает, что приобрести наркотики в городе сравнительно легко. Наиболее категорично о легком доступе к наркотикам высказались школьники, служащие с высшим образованием и ИТР.

0,2 3,3

2 ■ Очень трудно

■ Трудно

■ Сравнительно легко Очень легко

■ Затрудняюсь ответить

20,8

Рис. 22. Оценка респондентами степени сложности приобретения наркотических веществ,

%

В ходе исследования также была также получена информация о представлении респондентов о местах возможного приобретения наркотиков. Самыми известными местами распространения наркотиков названы ночные клубы, немного опередившие даже так называемые «квартиры», а также дискотеки. Самая большая группа опрошенных (29,8%) затруднилась ответить, где можно купить наркотическое вещество. Достаточно высок уровень осведомленности респондентов о медицинских препаратах, которые можно приобрести в аптеке. Не стали пока территорией, свободной от наркотических веществ, и учебные заведения, а также общественные места (рисунок 23).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На рынке В учебных заведениях В общественных местах Другое Возле вашего дома

Затрудняюсь ответить В ночных клубах На "квартирах" На дискотеке В аптеке

10,5

23,1

27,1

29,8 28,5

0

5

10

15

20

25

30

Рис. 23. Места потенциального приобретения наркотиков, %

Около четверти опрошенных мужчин считают, что легче всего достать наркотики в ночных клубах; пятая часть респондентов назвали дискотеки и «квартиры» (по 21,1% на каждый из вариант) как наиболее доступные места приобретения наркотиков. Женщины назвали те же места, но на первое место поставили «квартиры» (32,6%). Менее трети опрошенных женщин (30,1 %) либо затруднились с ответом, либо назвали ночные клубы в качестве наиболее доступных мест. Четверть респондентов женского пола назвали дискотеки.

О распространенности наркомании в подростковой и молодежной среде косвенно свидетельствует наличие у респондентов друзей и знакомых, употребляющих наркотики. Знакомство с людьми, принимающими наркотики, может оказаться опасным катализатором. 27,4% признались, что в кругу их друзей и знакомых такие люди есть. Это свидетельствует о факте осведомленности о поведении своего окружения.

Мужчины чаще, чем женщины общаются с лицами, принимающими наркотики. Для 1,1% опрошенных мужчин характерно окружение, которое в значительной степени состоит из людей, употребляющих наркотики. В большей степени риску нахождения в нездоровом социальном окружении и приобретения соответствующих вредных привычек подвержены молодые люди от 16 до 35 лет. Наиболее рискованная ситуация складывается в этом случае для школьников, студентов ССУЗА и вуза.

Среди чувств, которые вызывают у респондентов люди, употребляющие наркотики, в первую очередь можно отметить жалость. На втором месте в этом списке находится презрение. Женщины в большей степени, чем мужчины, склонны видеть в наркоманах людей, которые вызывают жалость. Возможно, это объясняется, тем, что для женщин наркоманы это больные люди, нуждающиеся в лечении. Мужчины же чаще женщин говорят о презрительном отношении к наркоманам. Такое чувство как «удивление» наркоманы в большей степени вызывают у подростков в

возрасте до 15 лет. Определенное достаточно жесткое по сравнению с другими категориями отношение к наркоманам демонстрирует группа от 21 до 25 лет.

Согласно полученным данным, узнав о том, что близкий человек употребляет наркотики, большинство опрошенных предполагают решать это самостоятельно - путем разговора или обратятся за помощью к специалистам (таблица 29).

Таблица 29

Потенциальные действия респондентов, в случае потребления наркотиков

близким человеком

Действие %

Поговорят с ним 47,8

Обратятся за помощью к специалистам 37,5

Затрудняются ответить 7,5

Не будут вмешиваться, это его личное дело 4,0

Другое 3,2

Причем женщины в большей степени, чем мужчины склонны доверять помощи специалистов в случае возникновения ситуации, когда близкий человек употребляет наркотики. Для опрошенных школьников, студентов вуза, инженерно-технических работников и неработающих в этой ситуации наиболее действенными мерами будут разговоры, а для других категорий опрошенных - помощь других лиц. Анализ возрастного аспекта демонстрирует следующее. Позиция «поговорю с близким человеком» в большей степени характерна для респондентов в возрастном интервале от 12 до 25 лет и от 31 до 45 лет, а помощь специалистов - для групп от 26 до 35 и старше 46. Такая точка зрения представителей в возрасте от 12 до 25 лет и от 31 до 45 лет вызывает вполне обоснованные опасения. Ведь попытка решения данной проблемы собственными силами без обращения к специалистам зачастую может привести к еще более серьезным последствиям, поскольку в результате употребления наркотиков в организме человека происходит целый ряд катастрофических изменений.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что знание представленных аспектов проблемы наркомании может быть полезно в различных сферах, в том числе и для проведения профилактической работы, особенно с представителями, так называемых групп риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.