Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2014. - № 18. - С. 38-42.
8. Меликсетян, С.Н. Образовательное кредитование как альтернативный источник финансирования деятельности организаций высшего образования / С.Н. Меликсетян // Научный альманах. - 2017. - № 1-1(27). - С. 136-141.
9. Путилов, А.В. Инновации в области финансирования высшего профессионального образования / А.В. Путилов, И.А. Баранова, Е.А. Мякота // Modern economy success. -2018. - № 1. - С. 19-24.
10.Семенюта, О.Г. Особенности экономического содержания образовательного кредита как социально-ориентированного банковско-
го продукта / О.Г. Семенюта, Ю.А. Хозуева // Финансовые исследования. - 2014. - № 4(45). - С. 47-57.
11.Синиченко, О.А. Образовательные кредиты: современные подходы и интерпретация / О.А. Синиченко // Актуальные вопросы современной науки. - 2015. - № 2 (5). - С. 7578.
12.Трифонов, Д.С. Потенциал финансовых конгломератов в решении проблем сферы образования России / Д.С. Трифонов // Наука и общество. - 2015. - № 4 (23). - С. 10-12.
13.Халин, В.Г. Образовательное кредитование в России / В.Г. Халин, Г.В. Чернова // Финансы и кредит. - 2015. - № 48 (672). - С. 47-60.
УДК 336.018
ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Линников Александр Сергеевич (aslinnikov@fa.ru) ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Масленников Олег Владимирович ФГБОУ ВО «Ивановский государственный химико-технологический университет» Статья посвящена описанию отдельных финансовых технологий и финтех-сервисов в соответствии с авторской концепцией системы финансовых технологий.
Ключевые слова: финансовые технологии, финтех, цифровая экономика, цифровая трансформация, блокчейн, технология распределенных реестров, криптовалюты, интернет вещей, большие данные, финансовый маркетплейс, краудфандинг, смарт-контракты, биометрия.
Финансовые технологии вызывают значительный интерес у ученых и практиков во всем мире. Не вызывает сомнений то, что применение современных информационных и телекоммуникационных технологий привело к существенным изменениям в деятельности финансовых организаций, создало новые возможности и угрозы для экономических агентов. Имеется множество подходов к классификации финансовых технологий, которые были рассмотрены в нашей предыдущей статье [6] (по сфере применения, по сущности явления, по применяемым технологическим решениям). Сложность происходящих экономических процессов и динамичное технологическое развитие, присущие финтеху, предрасполагают к применению системного подхода для изучения сущности финансовых технологий. Нами было доказано, что финансовые технологии обладают признаками системного объекта, представлена структура финансовых технологий и сервисов в контексте цифровой трансформации, проведена функциональная классификация связей, возникающих в системе финансовых технологий [6].
Экономические субъекты заинтересованы в финансовых технологиях, обеспечивающих возможность и реализацию процесса цифровой трансформации компаний. Цифровая трансформация представляет собой внедрение и расширение использования информационно-
коммуникационных технологий для повышения эффективности бизнеса.
На основе проведенного анализа [6], нами были выделены три основные группы элементов в системе финансовых технологий:
1) Институциональные элементы - это наиболее важные явления, сформировавшиеся под воздействием развития информационно-коммуникационных технологий и цифровой трансформации, оказывающие институциональное влияние на экономические отношения в сфере финансов.
2) Ключевые технологии - это инновационные технологии, предоставляющие экономическим субъектам возможность изменять содержание и методы осуществления традиционных финансовых отношений, а также создавать принципиально новые в процессе цифровой трансформации.
3) Финтех-сервисы - это элементы цифровой финансовой инфраструктуры, инновационные финансовые услуги, основывающиеся на использовании информационно-коммуникационных технологий, а также конкретные технологические решения для осуществления цифровой трансформации организациями финансовой сферы.
Между различными элементами системы существуют многочисленные связи, обеспечивающие функционирование финансовых технологий в рамках осуществления цифровой
трансформации традиционных финансовых ров финансовых услуг или их субститутов (рис. институтов и формирования новых провайде- 1) [6].
Рисунок 1. Взаимосвязь финансовых технологий и сервисов в контексте цифровой трансформации
В данной статье мы уделим внимание отдельным элементам представленной системы финансовых технологий, охарактеризуем их основные особенности, остановимся на рисках их использования, перспективах развития, вопросах государственного регулирования.
Рассматривая отдельные элементы финте-ха, следует начать с достаточно интересного для исследователей феномена - уберизации. Этим термином называется использование информационно-коммуникационных технологий в экономической деятельности физических и юридических (в меньшей степени) лиц по покупке, продаже и предоставлению во временное пользование товаров и услуг, координируемой посредством онлайн- сервисов, позволяющих минимизировать транзакционные издержки.
Современные информационные и телекоммуникационные технологии упростили процесс взаимодействия участников рыночных отношений. Одним из результатов этого стало появление феномена уберизации или экономики совместного потребления, которая также именуется термином «долевая экономика». Не вдаваясь в подробное описание достаточно неоднородных мнений других авторов о сущности
данных явлений, отметим, что уберизация охватывает экономическую деятельность физических и юридических (в меньшей степени) лиц по покупке, продаже и предоставлению во временное пользование товаров и услуг, координируемую посредством онлайн сервисов, позволяющих предельно минимизировать тран-закционные издержки. Уберизация обладает следующими особенностями:
• основывается на использовании информационных и телекоммуникационных технологий;
• в значительной степени относится к сфере услуг;
• большей частью относится к C2C и B2С;
• носит глобальный характер;
• сокращает роль посредников в экономических отношениях.
Также следует отметить, что развитие сервисов из сферы экономики совместного потребления на определенной территории чаще всего не требует значительных инвестиций. Регулирование государством экономической активности в рамках экономики совместного потребления затруднено по причине ее онлайн концепции и трансграничности. Основными областями функционирования экономики совме-
стного потребления является финансы, транспорт, туризм, образование, общественное питание, логистика, бытовые услуги и т.п. [22, а 151] Отношения в рамках экономики совместного потребления обладают следующими особенностями:
базируются на использовании мобильных приложений и сайтов, обслуживающих информационные и финансовые аспекты деятельности участников экономических отношений;
• основываются на взаимном доверии участников экономических отношений;
• обладают системами общественного контроля, функционирующих на основе формировании имиджа участников экономических отношений за счет систем рейтингов или иных методов оценки;
• деятельность субъектов ЭСП часто может приводить к нарушению законодательства;
• специфика деятельности физических лиц в сфере ЭСП заключается в том, что оказание услуг ими осуществляется во многих случаях деперсонифицировано, без предоставления гарантий качества, а получаемый доход не облагается налогами.
часть деятельности субъектов ЭСП происходит в рамках теневой экономики.
Концепция многих финтех-стартапов и услуг базируется на идеях уберизации. Это касается p2p-кредитования и страхования, общей направленности финтеха на уменьшение роли посредников в финансовых отношениях.
Наряду с процессами уберизации, значительный интерес для исследователей представляют криптовалюты, так как они являются принципиально новым видом финансовых активов, а также привели к формированию новых
экономических отношений и масштабной обслуживающей данные отношения инфраструктуры. В проекте Федерального закона «О цифровых финансовых активах» дается следующее определение: «криптовалюта - вид цифрового финансового актива, создаваемый и учитываемый в распределенном реестре цифровых транзакций участниками этого реестра в соответствии с правилами ведения реестра цифровых транзакций» [11]. Эксперты Финансового университета при Правительстве Российской Федерации рассматривают криптовалюту как специфический неформальный институт, требующий его последующей формализации [16, c.9].
По нашему мнению, концепция криптовалют обладает возможностью оказывать институциональное влияние на экономические отношения в сфере финансов, денежного обращения. Несмотря на то, что капитализация рынка крипто-валют значительно снизилась после рекордных значений начала 2018 года, а ажиотаж вокруг них несколько уменьшился, они обладают значительными перспективами развития. Биткоин и иные криптовалюты независимо от того, как пройдет их дальнейшее развитие, являются смелым и оригинальным экономическим экспериментом, получившим практическое воплощение.
Следует отметить, что многие инновационные технологии проходят несколько стадий отношений к ним со стороны профессионального сообщества. Достаточно хорошо известна теория компании Gartner [18], согласно которой каждая технологическая инновация проходит несколько этапов в процессе достижения зрелости (рис 2.).
Рисунок 2. Графическое воплощение концепции хайп-циклов Гартнера [18]
Каждый из этапов характеризуется различным уровнем интереса к данной технологии со стороны общества и специалистов:
• инновационный триггер (англ. technology trigger) — появление инновации, интерес со стороны медиа;
• пик завышенных ожиданий (Peak of Inflated Expectation) — появляются примеры успешного использования технологии, а также истории провалов;
• избавление от иллюзий (Trough of Disillusionment) — выявляются недостатки технологии, отмечается разочарование новой технологией, сокращаются инвестиции;
• преодоление недостатков (Slope of Enlightenment) — приходит понимание особенностей и перспектив эффективного применения
технологии, устраняются основные недостатки, медленно возвращается интерес к технологии, технология начинает внедряться в большем количестве коммерческих проектов;
• плато продуктивности (Plateau of Productivity) — наступление зрелости технологии, сообщество широко принимает технологию и воспринимает ее как данность, осознавая её достоинства и ограничения [18].
Согласно данной концепции, криптовалюты и блокчейн сейчас входят в этап избавления от иллюзий (рис. 3), что отчасти прослеживается на графике стоимости и рыночной капитализации биткоина (рис. 4), которые коррелируют с аналогичными показателями альткоинов.
Рисунок 3. Хайп-цикл Гартнера, 2018 г. Двойным подчеркиванием выделено «Blockchain» [18]
Рисунок 4. Стоимость и рыночная капитализации биткоина (март 2017 - март 2019) [12]
Вопросы государственного регулирования и надзора в сфере финансовых технологий проявляются в рамках концепций регуляторных и надзорных технологий. RegTech (Regulatory Technology) - это технологии, используемые
для упрощения выполнения финансовыми организациями регуляторных требований [2, с. 3]. SupTech (Supervisory Technology) - это технологии, используемые регуляторами для повышения эффективности регулирования и надзо-
ра за деятельностью участников финансового рынка [2, c. 3]. Как известно, регулирование и надзор за финансовыми организациями являются важнейшими направлениями обеспечения устойчивости и стабильности финансовой системы.
В докладе Банка России «Вопросы и направления развития регуляторных и надзорных технологий (RegTech и SupTech) на финансовом рынке в России» отмечается, что «в соответствии с международным опытом наиболее распространенными сферами применения технологий RegTech являются:
• проверка соответствия требованиям регулятора или комплаенс-контроль;
• идентификация клиентов;
• мониторинг транзакций;
• защита информации, аудит систем;
• корпоративное управление;
• управление рисками;
• предоставление отчетности» [2, c. 3].
В рамках текущей практики SupTech Институт финансовой стабильности при Банке международных расчетов (Financial Stability Institute, FSI) выделяет две основные области:
• сбор данных, то есть систематический сбор и обработка информации от поднадзорных организаций;
• аналитика данных, то есть анализ полученных наборов данных для оценки соответствия деятельности поднадзорных организаций регуляторным требованиям [2].
Таким образом, речь идет о повышении эффективности регуляторной и надзорной деятельности, а также об упрощении реализации мер по соответствию требованиям регуляторов организациями финансового сектора за счет автоматизации различных процессов, связанных с комплаенс-контролем, надзором и регулированием. RegTech помогает компаниям выстроить конструктивный консультативный диалог с регуляторами, что крайне актуально в условиях цифровой трансформации, радикальных институциональных преобразований и кризисного состояния банковского сектора [16, c.16].
Одной из проблем бурного роста финтеха является запаздывание процесса совершенствования законодательной базы и выстраивания стратегии и тактики действий органов государственной власти в части регулирования и надзора за деятельностью субъектов финтеха. Это создает разнообразные риски для участников экономических отношений, а также снижает эффективность их деятельности. Помимо этого, государству необходимо найти тонкую грань регулирования и надзора, которая позволит финтеху свободно развиваться, но не допустит реализации негативных сценариев.
На наш взгляд государственное регулирование деятельности в сфере финансовых тех-42
нологий должно основываться на следующих принципах:
1. Регулирование и надзор в сфере фин-теха со стороны государства необходимы, так как это позволяет сократить риски отдельных экономических субъектов и национальной экономики. Многие отношения в сфере финтеха являются инновационными и несут множество неопознанных рисков для их участников. Отсутствие законодательной базы и подходов к государственному регулированию и надзору создает риски вывода капитала из страны, появления финансовых пирамид, противоправной деятельности. Можно привести пример недостаточно эффективной деятельности центрального банка КНР в сфере p2p-кредитования. Это (в совокупности с другими факторами) привело к кризису в данной области летом 2018 года, потере многими гражданами своих сбережений, что даже вызвало уличные беспорядки.
2. Государство должно способствовать, а не противодействовать развитию финтеха, так как его развитие способно принести значительную пользу обществу. Финансовые технологии несут в себе возможности для повышения качества финансовых услуг и снижения их стоимости. Запретительные меры государства могут привести к отставанию национальной экономики и финансовой системы от других государств.
3. Таким образом, необходимо совершенствование законодательства, основанное на применении инструментов мягкого права. Также возможно использование «регулятивных песочниц», которые позволяют инновационным компаниям тестировать свои продукты и услуги в контролируемой среде без риска нарушить законодательство [3].
Интернет вещей представляет собой ки-берфизическую систему, состоящую из большого количество объединенных в сеть устройств, способных собирать и передавать разнообразную информацию о своем состоянии, а также состоянии иных объектов и окружающей среды. В настоящее время наблюдается бурный рост числа устройств, подключенных к всемирной сети. В настоящее время их уже больше, чем людей и ожидается, что к 2020 году подобных устройств будет более 20 млрд единиц [21, c.7], а согласно другому прогнозу - порядка 25 млрд [14]. Для финансового сектора интернет вещей интересен, прежде всего, в части страхования. Уже сегодня страховщики собирают данные с т.н. «wearable devices», т.е. «носимых устройств» - смарт-часов, фитнес-браслетов и т.п. Ожидается, что к 2020 году их количество будет порядка 180 млн единиц. Анализ биологических данных, собираемых и передаваемых этими устройствами, позволяет страховщикам оценивать риски в рамках личного страхования. Также существуют значительные перспективы интернета вещей в совокупности с технологиями
быстрых платежей, так как на базе интернета вещей возможно создание систем автоматического приобретения товаров и услуг, основывающихся на применении искусственного интеллекта для выявления предстоящих потребностей индивида и осуществления платежей.
Телеметрия очень близка по своей сущности к интернету вещей, во многом они соотносятся как частное и общее. Тем не менее, мы выделили телеметрию в отдельный блок по причине специфики ее применения. Как и в случае с интернетом вещей, практическое использование телеметрии лежит в области страхования, прежде всего, транспортного. Применение телематических устройств дает страхователям и страховщикам инновационные способы организации защиты от рисков, возникающих при эксплуатации транспортных средств. Концепция телематики заключается в использовании информационно-
коммуникационных технологий для дистанционного мониторинга параметров передвижения транспортных средств, а также для оценки рисков на основе получаемых данных. Применение телематических устройств позволяет страховщикам индивидуализировать стоимость страхования транспортных средств в зависимости от характера управления ими конкретным физическим лицом. Таким образом, возможно создание персональных профилей водителей, основывающихся не только на истории страховых выплат (как, например, коэффициент бонус-малус), но и на предрасположенности к возникновению страхового случая. На основе применения паттернов риска возможно более точное определения вероятности ДТП, кастомизации условий договора страхования, а также выполнения предупредительной функции страхования (стоимость страхования будет наглядно для водителя зависеть от манеры управления транспортным средством и иных субъективных факторов). Сбор подобных данных и формирование централизованных систем с профилями водителей перспективно для реализации концепции финансовых маркетплейсов.
Технология систем распределенных реестров уже получила широкое распространение в бизнесе. Она получила известность в качестве технологической основы криптовалют. В настоящее время блокчейн используется и в более традиционных сферах экономических отношений. Блокчейн обеспечивает распределенный контроль над осуществлением различных операций онлайн. Он основан на формировании цепочек записей с зашифрованной информацией о различных операциях. Данные записи объединяются в блоки, каждый из которых хранит информацию о всех предыдущих. Хранение и передача информации осуществляются децентрализовано, что упрощает проверку целостности и подлинности информации,
усложняет манипулирование ею, делает сеть менее уязвимой. Использование технологии распределенных реестров в финансовой сфере является очень перспективным. Блокчейн может применяться в рамках электронных платежных систем, для борьбы с мошенничеством, в комплаенс-контроле и во многих других самых разнообразных аспектах деятельности. Использование данной технологии позволяет значительно упростить документооборот, повысить качество услуг [19].
Смарт-контракт - это договор в электронной форме, исполнение прав и обязательств по которому осуществляется путем совершения в автоматическом порядке цифровых транзакций в распределенном реестре цифровых транзакций в строго определенной им последовательности и при наступлении определенных им обстоятельств [11]. Смарт-контракт представляет из себя сочетание юридического договора и компьютерной программы. При возникновении заложенных в код условий, программа исполняется, инициируя определенные действия в отношении участников договора или третьих лиц. Успешное использование смарт-контрактов возможно в тех случаях, когда условия договора и взаимоотношения сторон достаточно однообразны и могут быть описаны в виде алгоритма. Технология смарт-контрактов хорошо сочетается с использованием распределенных реестров. Смарт-контракты пока еще не получили широкого распространения, но некоторые специалисты считают, что их использование позволит сократить расходы за счет автоматизации исполнения платежей, проверки и учета исполнения обязательств контрагентами. Например, применение смарт-контрактов в сфере автострахования может привести к экономии 21 млрд долл. США во всем мире за счет автоматизации обработки страховых выплат, что повлияет на стоимость страхования [24, с.21]. Также смарт-контракты и блокчейн важны для 1СО, обеспечивая технологическую базу для него.
Большие данные - это «новое поколение технологий, предназначенных для экономически эффективного извлечения полезной информации из очень больших объемов разнообразных данных путем высокой скорости их сбора, обработки и анализа» [1, с.6]. Информация - является важнейшим экономическим ресурсом в условиях цифровой экономики. Тем не менее, информация является полезной только при должном подходе к обработке значительного объема данных. Наличие достоверной и своевременной информации, способность обрабатывать ее и на основе этого принимать правильные решения, всегда были одними из ключевых факторов успеха в условиях деятельности с высоким уровнем неопределенности, каковой, безусловно, является бизнес. Из
этого следует, что развитие методов сбора, анализа и применения информации, является важным направлением развития деятельности экономических субъектов, особенно, в постиндустриальных странах. Технологии работы с большими данными тесно связаны с многими другими финансовыми технологиями и финтех-сервисами, обеспечивая, наряду с искусственным интеллектом, возможность автоматизации различных аспектов деятельности финансовых организации и создавая новые возможности для управления рисками, надзора и регулирования.
Искусственный интеллект - это программное обеспечение, которое демонстрирует способности к осуществлению анализа, принятию решений и обучению, сходные со способностями человека. Также это область информатики, которая изучает интеллектуальные объекты не только с инженерной, но и с философской и психологической точки зрения [23]. К 2020 году с помощью искусственного интеллекта будут автоматизированы значительные объемы операций финансовых организаций, особенно на рынках развитых стран, где накоплены огромные объемы данных [14].
Биометрические технологии основаны на идентификации человека по уникальным, присущим только данному индивиду биологическим признакам. Биометрическая идентификация представляет собой предъявление пользователем собственных уникальных биометрических параметров и процесс их сравнения со всей базой имеющихся данных. Использование биометрических технологий в финансовом секторе имеет значительные перспективы в рамках реализации мероприятий по обеспечению кибербезопасности и повышению эргономики финансовых услуг, прежде всего, платежей. Также биометрия является существенным технологическим звеном в финансовых маркет-плейсах. В мире и в России существует уже достаточно богатый опыт использования биометрических технологий в финансовом секторе [7, е.11-12].
Облачные технологии предназначены для обеспечения удобного сетевого доступа к фонду конфигурируемых ресурсов (от систем хранения данных до бизнес-услуг), которые могут быть оперативно предоставлены, масштабированы и освобождены с минимальными эксплуатационными затратами и обращениями к поставщику. Облачная инфраструктура формирует необходимые условия для реализации совместных инициатив между финансовыми организациями, финтех-компаниями и организациями иных секторов экономики, позволяет оперативно создавать новые бизнес-модели и ускоряет вывод новых продуктов на рынок [10, а4]. Облачные технологии дают финансовым организациям возможность использовать со-44
временные комплексные IT-решения без создания масштабных и ресурсоемких внутренних структур. Таким образом, компании, предоставляющие облачные сервисы, становятся важным элементов финтех-инфраструктуры.
Системы поддержки принятия решений предназначены для упрощения деятельности лиц, принимающих решение в сложных условиях, например, при управлении рисками. В частности, системы поддержки принятия решений могут использоваться для автоматизации процедур кредитного скоринга или страхового андеррайтинга. В сочетании с технологиями работы с большими данными и решениями на основе искусственного интеллекта, СППР способны существенно изменить процесс осуществления взаимоотношений с клиентами финансовых организаций, в значительной мере снизив потребность в участии их сотрудников в данных отношениях. Особенно перспективна автоматизация в сфере онлайн-дистрибуции, цифровых микрофинансовых услугах. Искусственный интеллект уже давно применяется для выявления мошенничества в банках, некоторые из них запускают программы использования искусственного интеллекта для обнаружения аномалий в поведении клиентов и собственных сотрудников. Также традиционной областью применения искусственного интеллекта в финансовом секторе является трейдинг [9, c.8].
Консультанты на базе искусственного интеллекта предназначены, прежде всего, для автоматизации коммуникации с клиентами кредитных организаций. Широкое распространение получили чат-боты, сократившие потребность в работниках службы поддержки клиентов. Также развиваются сервисы, предоставляющие пользователям поддержку при управлении личными финансами и иные области применения искусственного интеллекта для удаленного автоматизированного консалтинга. Частным случаем применения искусственного интеллекта для подобных целей являются боты в системе финансового маркетплейса.
Финансовый маркетплейс представляет из себя систему, объединяющую онлайн платформы для осуществления финансовых сделок, сервисы (т.н. витрины) для сбора и представления информации о финансовых продуктах (услугах) и ботов (специализированных алгоритмизированных консультантов) для подбора продуктов (услуг) конечным потребителям. Инфраструктура финансового маркетплейса будет объединена с системой удаленной идентификации на базе биометрических технологий, что позволит перевести финансовые услуги в цифровую среду и повысить уровень их доступности для потребителей. Финансовый маркетплейс можно сравнить с сервисами, базирующимися на концепции экономики совместного потребления («Uber», «Booking.com» и
др.). Использование искусственного интеллекта, технологий больших данных и биометрии, позволят упростить процедуру выбора и приобретения финансовых продуктов физическими и юридическими лицами. Особенностью финансового маркетплейса является то, что в системе будут содержаться разнообразные данные о клиентах, их имуществе, истории финансовых операций и т.п. Таким образом, на основе пожеланий клиента и этих данных будет создан набор предложений от финансовых организаций, одно из которых клиент сможет выбрать и приобрести. Финансовый маркетплейс обеспечит возможность получения услуг клиентами в режиме "единого окна", а также позволят устранить барьеры для доступа к финансовым услугам и продуктам для клиентов [13, с.26].
Онлайн-дистрибуция финансовых продуктов уже получила достаточное распространение в России. По мнению специалистов ЦБ РФ, российский рынок уже готов к масштабному внедрению методов онлайн-дистрибуции. Так, 28% граждан как минимум один раз за последние 30 дней покупали что-либо в интернете, 51% имели опыт покупок в интернете. В целом, распространение финансовых продуктов онлайн является одним из ключевых сервисов в рамках цифровой трансформации финансового сектора.
Пиринговые («одноранговые») системы основываются на децентрализации и уменьшении роли посредников в экономических отношениях. В мире уже более 10 лет активно развиваются организации, занимающиеся пиринговым кредитованием, (Р2Р-кредитование). Оно представляет альтернативу традиционному банковскому розничному кредитованию. Р2Р-кредитование основывается на возможности кредитования физическими и юридическими лицами других экономических субъектов без привлечения традиционных финансовых посредников. В США успешно действует популярная площадка Lending Club, в Великобритании -сервис Zopa. В целом, подобных компаний достаточно много. Следует отметить, что из-за проблем с государственным регулированием, Р2Р-кредитование уже привело к некоторым финансовым проблемам в Китае, а популярная в России финансовая пирамида Cashberry маскировалась под компанию Р2Р-кредитования. Также существует Р2Р-страхование, которое представляет собой «вариант взаимного страхования, реализуемый с использованием цифровых технологий». Центральный Банк России предлагает адаптировать страховое законодательство РФ для распространения p2p-страхования, что позволит различным страхователям объединяться в группы и создавать фонд для выплат возмещений при страховых случаях. В случае реализации модели P2P-страхования среди действующих страховщиков
предлагается выбирать куратора, который будет помогать рассчитывать оптимальную страховую премию и администрировать процесс страхования. Для минимизации морального риска среди участников Р2Р-страхования из сформированного страхового фонда по завершении срока страхования выплачивается премия. В целом, Р2Р-страхование имеет сходство с взаимным страхованием, усиленным новыми технологическими решениями [15, с.118].
Развитие цифровой экономики, рост объемов интернет-торговли и цифровая трансформация множества организаций создают потребность в создании сервисов мгновенных безналичных расчетов. Под быстрыми (или мгновенными) платежами понимается сервис безналичных переводов и платежей для физических лиц, доступный в любое время, и обеспечивающий мгновенное или близкое к мгновенному (в течение секунд) подтверждение транзакции для ее участников, вне зависимости от используемого платежного инструмента, а также механизмов клиринга и расчетов [8, с.3]. Сервисы быстрых (мгновенных) платежей создают важнейшие для системы финансовых технологий возможности снижения расходов на проведение и повышение удобства осуществления платежей.
Краудфандинг (от англ. crowd - толпа и funding - финансирование) - это деятельность на краудфандинговых площадках в сети интернет, связанная с привлечением финансовых ресурсов от большого количества людей в целях реализации продукта или услуги, помощи нуждающимся, проведения мероприятий и т. д. [5, с.65]. Существует большое количество кра-удфандинговых площадок, самые популярные из которых - это Kickstarter и Indiegogo, а в России - Boomstarter. В проекте Федерального закона № 419090-7 «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)» под краудфандингом понимается оказание услуг по предоставлению инвесторам и лицам, привлекающим инвестиции, доступа к информационной платформе для заключения с использованием этой платформы договоров, на основании которых привлекаются инвестиции [4]. Крауд-фандинг является результатом развития концепции уберизации и использования информационно-коммуникационных технологий. Подобные финтех-сервисы ярко иллюстрируют возможности трансформации финансовых отношений, благодаря возросшей возможность самоорганизации экономических агентов в результате развития информационно-коммуникационных технологий.
Initial coin offering (ICO) является альтернативной формой привлечения инвестиций путем выпуска и продажи инвесторам цифровых токе-нов за фиатные деньги или криптовалюты. Популярность ICO в мире растет. Так, в течение
первых пяти месяцев 2018 года всего было проведено 537 ICO на общую сумму $13,7 млрд долларов США [20, c.2]. Многие проекты задерживаются в развитии во время проведения ICO, причины могут носить юридический характер или быть связаны с противоречиями внутри команды создателей. Некоторые компании, которые провели ICO, столкнулись с серьезными трудностями в части права или вопросов менеджмента. Проекты ICO с меньшим финансированием, чем у 20 крупнейших, имеют более высокий риск неудачи [20, c.5]. В целом, отношение к ICO в разных странах неоднозначное. Существенные риски для инвесторов и отсутствие развитой законодательной базы (в т.ч. на международном уровне) тормозят развитие данного направления финтех-сервисов.
В данной статье мы рассмотрели отдельные элементы системы финансовых технологий, оценили их влияние на финансовый сектор, уточнили специфику взаимодействия друг с другом. Безусловно, в динамично развивающемся секторе финансовых технологий, неизбежна дальнейшая трансформация финансовых отношений, появление новых решений для бизнеса, будет продолжаться повышение деятельности финансовых организаций за счет внедрения информационных и телекоммуникационных технологий.
Тем не менее, не вызывает сомнений тот факт, что финансовые технологии создают возможности в сфере финансовой деятельности как для традиционных финансовых институтов, так и для компаний, не относящихся к финансовым. Технологическое развитие, дальнейшее распространение телекоммуникационных устройств, взросление и рост благосостояния представителей поколений Y и Z: эти и другие факторы приведут к росту влияния технологий на финансовый сектор.
Литература
1. Большие данные в финансовой отрасли: обзор и оценка перспектив развития мирового и российского рынков / International Data Corporation (IDC) [Электронный ресурс] // IDC Russia - Режим доступа: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc= s&source=web&cd=2&ved=0ahUKEwiy0ebyi8b RAhWybZoKHRZAAyMQFgggMAE&url= http%3A%2F%2Ffs.moex.com%2Ffiles%2F120 59&usg=AFQjCNE64vbKawa_2H5fxU7IL7MB WZpUxg&sig2=pWkmbkHasTY3auAteoaKKg& bvm=bv.144224172,d.bGg (дата обращения: 12.09.2019).
2. Вопросы и направления развития регуля-торных и надзорных технологий (RegTech и SupTech) на финансовом рынке в России [Электронный ресурс] // ЦБ РФ. Режим доступа: https://www.cbr.ru/Content/Document/
File/48604/Consultation_Paper_181016.pdf (дата обращения: 12.09.2019).
3. Достов В.Л. Институт «регулятивных песочниц» как инструмент поддержки финансовых инноваций // В.Л. Достов, П.М. Шуст, Е.С. Рябкова / Деньги и кредит / 2016. №10.
4. Законопроект № 419090-7 О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://sozd.duma.gov.ru/ ЫИ/419090-7 (дата обращения: 12.09.2019).
5. Кузнецов В. А. Краудфандинг:актуальные вопросы регулирования. Деньги и кредит. №1. 2017. [Электронный ресурс] // ЦБ РФ. Режим доступа: https://www.cbr.ru/Content/ Document/File/26473/kuznetcov_01_16.pdf (дата обращения: 12.09.2019).
6. Линников А.С. Финансовые технологии как системный объект // А.С. Линников, О.В. Масленников / Известия ВУЗов. Серия «Экономика, финансы и управление производством» / №3(41), 2019.
7. Обзор международного рынка биометрических технологий и их применение в финансовом секторе [Электронный ресурс] // ЦБ РФ. Режим доступа: https://www.cbr.ru/ Content/Document/File/36012/rev_bio.pdf (дата обращения: 12.09.2019).
8. Обзор мирового опыта использования систем быстрых платежей и предложения по внедрению в России [Электронный ресурс] // ЦБ РФ. Режим доступа: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/3601 0Aev_pay.pdf (дата обращения: 12.09.2019).
9. Обзор регулирования финансовых рынков. Банк России. №5 18.11.2016 - 31.01.2017. [Электронный ресурс] // ЦБ РФ. Режим доступа: https://www.cbr.ru/Content/Document/ File/36014/ai_n.pdf (дата обращения: 12.09.2019).
10.Применение облачных технологий на финансовом рынке [Электронный ресурс] // ЦБ РФ. Режим доступа: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/5955 9/Consultation_Paper_181218.pdf (дата обращения: 12.09.2019).
11.Проект Федерального закона № 419059-7 "О цифровых финансовых активах" (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 22.05.2018)
12.Проект Федерального закона № 419059-7 "О цифровых финансовых активах" (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 22.05.2018) [Электронный ресурс]. URL http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req =doc&base=PRJ&n=172447#02703196422170 846 (Дата обращения 12.09.2019 г.)
13.Соттагке^ар.сот [Электронный ресурс]. URL: https://coinmarketcap.com/currencies/ Ы^
(Дата обращения 12.09.2019 г.)
14.Стратегия повышения финансовой доступности в Российской Федерации на период
2018 - 2020 годов. [Электронный ресурс] // ЦБ РФ. Режим доступа:
https://www.cbr.ru/Content/Document/File/4410 4/str_30032018.pdf (дата обращения: 12.09.2019). С. 26.
15.Технологии финансовых услуг в 2020 году и в дальнейшем: революционные перемены. PWC. [Электронный ресурс]. URL https://www.pwc.ru/ru/banking/publications/_Fin Tech2020_Rus.pdf (Дата обращения 12.09.2019 г.)
16.Технологии финансовых услуг в 2020 году и в дальнейшем: революционные перемены. PWC. [Электронный ресурс] // PWC. Режим доступа: https://www.pwc.ru/ru/banking/ publi-cations/_FinTech2020_Rus.pdf (дата обращения: 12.09.2019).
17. Цыганов А.А. Цифровизация страхового рынка: задачи, проблемы и перспективы/Цыганов А.А., Брызгалов Д.В.//Экономика.Налоги.Право., 2018. № 2.
18.Эскиндаров М.А., Абрамова М.А., Масленников В.В., Амосова Н.А., Варнавский А.В., Ду-бова С.Е., Звонова Е.А., Криворучко С.В., Лопатин В.А., Пищик В.Я., Рудакова О.С., Ручкина Г.Ф., Славин Б.Б., Федотова М.А. Направления развития финтеха в России: экспертное мнение Финансового университета. Мир новой экономики. 2018;12(2).
19.Blockchain & Crypto Hype Cycle: Where We're at and What's Coming Next [Электронный ресурс]. URL: https://medium.com/blockchain-review/blockchain-crypto-hype-cycle-where-
were-at-and-what-s-coming-next-c71cd3f60688 (Дата обращения 12.09.2019 г.)
20.Gartner Hype Cycle [Электронный ресурс]. URL: https://www.gartner.com/en/research/ methodologies/gartner-hype-cycle (Дата обращения 12.09.2019 г.)
21.How Blockchain Could Disrupt Insurance [Электронный ресурс]. URL https://www.cbinsights.com/research/blockchain -insurance-disruption/ (Дата обращения 12.09.2019 г.)
22.Initial coin offering. A strategic perspective. [Электронный ресурс] // PWC. Режим доступа: https://cryptovalley.swiss/wp-content/uploads/20180628_PwC-S-CVA-IC0-Report_EN.pdf (дата обращения: 12.09.2019).
23.Market pulse report, Internet of Things (IoT). Gartner. [Электронный ресурс]. URL: https://growthenabler.com/flipbook/pdf/I0T%20 Report.pdf (Дата обращения 12.09.2019 г.)
24.Miller S.R. First Principles for Regulating the Sharing // Economy Harvard Journal on Legislation. - №147. - 2016.
25.Russell, S. and Norvig, P. Artificial intelligence: A modern approach, Prentice-Hall, 1995.
26.Smart Contracts in Financial Services: Getting from Hype to Reality [Электронный ресурс] // IDC Russia - Режим доступа: https://www.capgemini.com/consulting-de/ wp-content/uploads/sites/32/2017/08/ smart_contracts_paper_long_0.pdf (дата обращения: 12.09.2019).
УДК 336.11
РАЗРАБОТКА МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА
Макашина Ольга Владиленовна (OVMakashina@fa.ru) ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Исследование демонстрирует, как могут быть использованы элементы финансового менеджмента в управлении общественными финансами. На основе систематизации и уточнения современных теоретических подходов и методологических основ развития финансов определены направления оценки качества управления финансами госсектора. Предложены критерии для оценки качества управления финансами государственного сектора.
Ключевые слова: бюджет, управление финансами, эффективный бюджетный процесс, бюджетирование, критерии качества управления.
Статья подготовлена по результатам фундаментальной научно-исследовательской работы, выполненной за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету при Правительстве РФ на 2019 год.
Необходимость проведения процедур оценки качества управления в сфере общественных финансов обусловлена потребностью обеспечить такое планирование, управление и эффективное использование государственных ресурсов которое оказывало бы позитивное воздействие не только на жизнь граждан, но и на работу органов государственной власти, органов местного самоуправления, на деятельность организаций, использующих бюджетные сред-
ства. Эффективное выполнение функций органами государственной власти и органами местного самоуправления будет способствовать повышению финансовой безопасности и созданию более благоприятных условий для устойчивого экономического роста Российской Федерации.
Основным программным документом правительства, показывающим, как оно будет достигать своих текущих (в рамках одного года),