Научная статья на тему 'Характеристика основных показателей гемодинамики у 5-классников школ города Набережные Челны'

Характеристика основных показателей гемодинамики у 5-классников школ города Набережные Челны Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
81
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕМОДИНАМИКА / МЕТОД ПОПЕРЕЧНОГО СЕЧЕНИЯ / АНТРОПОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА / ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "ВАЛЕНТА" / HOMODYNAMIC / CROSSCUT PROFILE METHOD / ANTHROPOMETRIC PROGRAM / DIAGNOSTIC SYSTEM "VALENTA"

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чинкин А. С., Кириллова Т. Г., Киамова Н. И., Семенов Д. В.

В статье рассматривается характеристика основных показателей гемодинамики у 5-классников школ города Набережные Челны. Методом поперечного сечения были обследованы 529 детей обоего пола учащихся 5 классов г. Набережные Челны. Исследования показателей гемодинамики проводились в условиях относительного покоя в положении лежа. Анализ показателей мальчиков свидетельствует, что в данном возрасте мальчики по длине и весу тела несколько уступают девочкам, а по окружности грудной клетки оказываются впереди.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чинкин А. С., Кириллова Т. Г., Киамова Н. И., Семенов Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN HOMODYNAMIC RATES CHARACTERISTICS OF 5 GRADE SCHOOL CHILDREN AT NABEREZHNYE CHELNY SCHOOLS

The article tells about the Main Homodynamic rates characteristics of 5 grade school children at Naberezhnye Chelny schools. 529 both gender 5 grades children were tested with crosscut profile method in Naberezhnye Chelny. The research shows the homodynamic in laying stable case. Boys analysis shows that same ages boys rebate girls on length and weight but bust measure they are better.

Текст научной работы на тему «Характеристика основных показателей гемодинамики у 5-классников школ города Набережные Челны»

«ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА» Электронный журнал Камского государственного института физической культуры Рег.№ Эл №ФС77-27659 от 26 марта 2007г

№1 (1/2006)

УДК 612.13 612.(075)

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГЕМОДИНАМИКИ У 5-КЛАССНИКОВ ШКОЛ ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

доктор биологических наук, профессор Чинкин А.С., кандидат бологических наук, доцент Кириллова Т.Г., кандидат биологических наук, доцент Киамова Н.И., старший преподаватель Исламова Н.М., аспирант Семенов Д.В., Камский государственный институт физической культуры

г.Набережные Челны

MAIN HOMODYNAMIC RATES CHARACTERISTICS OF 5 GRADE SCHOOL CHILDREN AT NABEREZHNYE CHELNY SCHOOLS

A.S. Chinkin, Dr. biological Sc., full professor T.G. Kirillova, Ph.D. ,Associate Professor N.I. Kiamova, Ph.D. ,Associate Professor N.M. Islamova, senior teacher Kama State Institute Of Physical Culture, Naberezhnye Chelny

Ключевые слова: гемодинамика, метод поперечного сечения, антропометрическая программа, диагностическая система «Валента»

Аннотация. В статье рассматривается характеристика основных показателей гемодинамики у 5-классников школ города Набережные Челны. Методом поперечного сечения были обследованы 529 детей обоего пола - учащихся 5 классов г. Набережные Челны. Исследования показателей гемодинамики проводились в условиях относительного покоя в положении лежа. Анализ показателей мальчиков свидетельствует, что в данном возрасте мальчики по длине и весу тела несколько уступают девочкам, а по окружности грудной клетки оказываются впереди.

Key words: Hemodynamic, crosscut profile method, anthropometric program, diagnostic system "Valenta"

Summary: The article tells about the Main Homodynamic rates characteristics of 5 grade school children at Naberezhnye Chelny schools. 529 both gender 5 grades children were tested with crosscut profile method in Naberezhnye Chelny. The research shows the homodynamic in laying stable case. Boys analysis shows that same ages boys rebate girls on length and weight but bust measure they are better.

Исследования показателей гемодинамики проводились в условиях относительного покоя в положении лежа. Анализ показателей мальчиков свидетельствует, что в данном возрасте мальчики по длине и весу тела несколько уступают девочкам, а по окружности грудной клетки оказываются впереди. При оценке физического развития детей методом 3-х мерной регрессии, учитывающей такие параметры, как рост, масса и окружность грудной клетки, было выявлено, что 8,27 % обследованных девочек и 8,32 % мальчиков имеют низкий и ниже среднего уровень физического развития, а 25,56 % девочек и 29,66% мальчиков - высокий и выше среднего. Полученные результаты свидетельствуют, что большинство детей имеют средний, выше среднего и высокий уровень физического развития, однако только половина детей развивается гармонично.

Настоящая работа проводилась в рамках проекта «Инновационная технология спортивно-ориентированного физического воспитания «Грант-Регион-Татарстан». Программа рассчитана на проведение исследования в течение 5 лет. Данные, представленные в работе, являются результатом первого года исследований.

Методом поперечного сечения были обследованы 529 детей обоего пола -учащихся 5 классов г. Набережные Челны, из них - 266 девочек , 263 - мальчика.

На момент обследования большинство детей имело возраст 11 (50,85 %) и 12 (48,03 %) лет. Основная часть мальчиков (83,2 %) находились на 1 стадии полового созревания (СПС), тогда как 67,05% девочек уже имели начальные признаки развития вторичных половых признаков (2 СПС), а 20,54% - 3-ю СПС.

Антропометрическая программа обследования включала следующие измерительные и описательные признаки: длина тела (ДТ), масса тела (МТ), обхваты груди (ОГ) в трех состояниях (пауза, вдох, выдох), сила кистей, степень развития вторичных половых признаков (развитие волос на лобке (Р) и в подмышечных впадинах (Ах) у подростков обоего пола; развитие молочных желез (Ма) и возраст начала менструирования (Ме) у девочек; пубертатное набухание сосков (С) и перелом голоса (Г), развитие кадыка (К) и волос на лице (F) у мальчиков. Оценку основных антропометрических показателей (длину и массу тела, окружность грудной клетки) проводили с учетом возраста, пола и национального компонента (татары, русские). За средние данные брались стандарты, разработанные для детей РТ (Закамский регион).

Исследования показателей гемодинамики проводились в условиях относительного покоя в положении лежа. Исследованию, с помощью диагностической системы «Валента», подтвердились следующие показатели: ЧСС, УОК, МОК, коэффициент резерва (КР), ударный индекс (УИ), равный УОК, отнесенному к единице площади поверхности тела (м2), сердечный индекс (СИ) - МОК, отнесенный к единице площади поверхности тела (м2), мощность левого желудочка (МЛЖ, Вт), удельное периферическое сопротивление (УПС), УПС % (по отношению к норме), давление в легочной артерии (ДЛА). Систолическое и диастолическое артериальное давление (сопротивление СД и ДД) определяли звуковым методом Короткова.

Проанализировав средние значения длины тела обследованных девочек в пяти школах г. Набережные Челны и сравнив их с имеющимися данными за 1985 год, мы констатировали его достоверное увеличение. За два десятилетия конца ХХ - начала ХХ1 веков девочки имеют приросты от 1,57 до 4,6 см. (р<0,05). По массе тела в большинстве групп отмечается положительное секулярное изменение (от 3,12 до 3,92 кг, р<0,05). Весоростовой индекс (BMI) колеблется в пределах 17,34 - 17,90. В 1985 году девочки изучаемого возраста имели вес 34,47 кг, их BMI составлял 16,65. У обследованных нами детей в 4-х школах вес колебался в пределах 37,59 - 38,39 кг, а в одной школе (№ 27) был несколько меньше, чем у сверстниц 20 лет назад (33,17 кг). Необходимо указать и то, что именно в этой школе девочки имели самый низкий рост и самый маленький BMI - 15,79. Значения показателя обхвата груди у современных девочек выше на 1,0 - 2,5 см, чем у сверстниц, живших 20 лет назад. Исключение составляют девочки все той же 27 школы, где обхват груди, наоборот, меньше на 2,21 см. По всей вероятности группа девочек данной школы представляет собой микросомный вариант строения.

Анализ показателей мальчиков свидетельствует, что в данном возрасте мальчики по длине и весу тела несколько уступают девочкам, а по окружности грудной клетки оказываются впереди. В школах № 27 и 10 мальчики имеют более низкие показатели всех трех показателей, чем дети остальных школ. При сравнивании современных данных с данными 1985 года нужно отметить, что прирост длины тела примерно такой же как у девочек от 1,39 до 4,51 см, а прибавка веса тела меньше, чем у девочек (1,73 до 2,81 кг). Исключение опять же составляют дети школ № 27 и № 10, где отмечаются меньшие значения веса тела.

При оценке физического развития детей методом 3-х мерной регрессии, учитывающей такие параметры, как рост, масса и окружность грудной клетки, было выявлено, что 8,27 % обследованных девочек и 8,32 % мальчиков имеют низкий и ниже среднего уровень физического развития, а 25,56 % девочек и 29,66% мальчиков - высокий

и выше среднего. Исследование показало, что половина обследованного контингента имеют гармоничное физическое развитие (50,37 % девочек и 55,5 % мальчиков). Дисгармоничное развитие чаще отмечалось у девочек (41,35 %). Резко дисгармоничное развитие выявлено у 9 % девочек и 13,3 % мальчиков. Отклонения в физическом развитии у обследованных школьников связаны как с дефицитом, так и с избытком массы тела, однако в большей степени наблюдается недостаток массы тела. Также у значительной части детей дисгармоничность развития обусловлена понижением или повышением величины окружности грудной клетки (12,4 % девочек, 9,9 % мальчиков). У 18,05 % девочек и 7,2 % мальчиков отклонения в физическом развитии наблюдаются и по массе тела и по окружности грудной клетки.

Таким образом, полученные нами результаты свидетельствуют, что большинство детей имеют средний, выше среднего и высокий уровень физического развития, однако только половина детей развивается гармонично.

Исследования показателей гемодинамики позволяют сделать вывод, что систолическое давление у мальчиков составляет в среднем 94,29 мм. рт. ст. с индивидуальными показателями у подавляющего большинства детей от 90 до 120 мм. рт. ст., то есть в пределах нормальных величин. У 27 мальчиков (в основном из школы №35) систолическое давление было ниже 90 мм. рт. ст., т.е. ниже нижнего предела систолического давления, принятого за норму. Однако если учесть, что систолическое АД начиная с 11-12 лет неуклонно растет до 16-летнего возраста, то показатели ниже 90 мм. рт. ст. для обследуемого нами возраста детей можно считать не выходящими за пределы нормальных границ. Систолическое АД у девочек несколько ниже, чем у мальчиков, - в среднем 91,27 мм. рт. ст. В то же время индивидуальные показатели у девочек школ №№ 27, 28 и 60 укладываются в тех же границах, что и у мальчиков, - от 90 до 120 мм. рт. ст. При такой выборке, по существу, нет половых различий и по средним показателям. Однако у девочек школ №10 и 35 были выявлены крайне низкие величины систолического АД - в среднем 81,17 и 86,71 мм. рт. ст. соответственно. Притом в школе №10 ни у одной из девочек (из 53-х) систолическое АД не достигло 100 мм. рт. ст., а в школе №35 такой показатель был выявлен лишь у семи девочек из 76 обследованных. Причина низких величин СД в этих школах пока не ясна. Отметим лишь, что у мальчиков в этих школах показатели также были самые низкие. В целом средние показатели систолического АД у обследованных нами детей оказались ниже величин, полученных другими исследователями (Тупицын, 1985).

Средний показатель ЧСС у мальчиков составил 80,49 уд/мин., что согласуется с данными других исследований (Тупицын, 1985). Ниже 60 уд/мин - брадикардия - была

выявлена у семи мальчиков, минимальный показатель составил 50 уд/мин. 57 мальчиков имели ЧСС более 90 уд/мин, что у взрослых классифицировалось бы как тахикардия. Для детей данного возраста ЧСС менее 100 уд/мин, очевидно, можно отнести к нормокардии.

ЧСС более 100 уд/мин была выявлена у 15 мальчиков, а максимальная ЧСС составила 117 уд/мин. ЧСС у девочек заметно выше, чем у мальчиков - 85,86 уд/мин. Ниже 60 уд/мин имели всего 2 девочки, притом у одной из них ЧСС составила 45 уд/мин. У 86 девочек (33,46%) ЧСС превышала 90 уд/мин, у 33 из них - 100 уд/мин. Максимальный показатель у девочек также выше, чем у мальчиков - 130 уд/мин. Различие средних показателей ЧСС мальчиков и девочек статистически достоверно.

Различие между мальчиками и девочками по величине УОК еще более значимо, чем по ЧСС. Так у мальчиков в среднем он равен 51,07 мл, а у девочек - 36,04 мл, то есть у мальчиков на 41,7 % больше чем у девочек. МОК у мальчиков также существенно (на 30,7 %) превышает средний показатель у девочек (соответственно 4,04 л/мин и 3,09 л/мин). Отметим, что величины как УОК, так и МОК существенно не отличаются от тех, которые были получены в других исследованиях (Тупицын, 1985).

Что касается половых различий по сердечному выбросу, то они не обусловлены различиями в линейных размерах и массе тела между мальчиками и девочками, так как площадь поверхности тела, которая вычисляется по показателям длины и массы тела, у обследованных нами мальчиков и девочек практически не различается (соответственно 0,82 и 0,84 м2). Поэтому такое же, в сущности, соотношение показателей мальчиков и девочек выявляется и по величине УИ - соответственно 43,65 мл/м2 и 30,12 мл/м2 - и СИ - соответственно 3,37 мл/мин/м2 и 2,56 мл/мин/м2 . Основными факторами, определяющими более высокие показатели сердечного выброса у мальчиков, является, несомненно, большая мощность левого желудочка - 1,56 Вт против 1,11 Вт у девочек - и меньшее УПС - 22,19 и 29,42 соответственно.

Отметим также, что интегральный параметр функционального состояния системы кровообращения, каковым является МОК, у мальчиков и девочек определяется при различном соотношении его составляющих. У мальчиков ниже ЧСС, но существенно больше УОК, чем у девочек. Следовательно, между ЧСС и УОК просматривается отрицательная корреляционная связь. Такая же зависимость достаточно четко выявляется и внутри выборки как мальчиков, так и девочек. Действительно, у мальчиков, имеющих ЧСС более 100 уд/мин, были выявлены наиболее низкие величины УОК - в среднем всего 37,41 мл, что существенно ниже среднего показателя всей выборки обследованных мальчиков (51,07 мл), хотя МОК у мальчиков с низкими величинами УОК даже на 10,57 % выше среднего показателя общей выборки (4,04 мл/мин). У девочек, имеющих ЧСС

более 100 уд/мин, величина УОК, как и у мальчиков, значительно ниже среднего показателя общей выборки девочек (26,12 лм и 36,04 мл соответственно). У девочки, имеющей самую высокую ЧСС - 130 уд/мин, - УОК составил всего 15,44 мл. Это самый низкий показатель. МОК у девочек с ЧСС 100 и более уд/мин составляет 3,07 л/мин и не отличается от среднего показателя общей выборки (3,09 л/мин). Таким образом, у одних детей МОК обеспечивается благодаря высокой ЧСС, т.е. при хронотропной ориентации сердца, у других - благодаря высокому УОК, т.е. при инотропной ориентации сердца.

Давление в легочной артерии как у мальчиков, так и у девочек (средние показатели) соответствуют норме (25-30 мм. рт. ст.). У мальчиков средний показатель несколько выше (27,24 мм. рт. ст. против 24,16 мм. рт. ст. у девочек). Средний показатель для всей выборки мальчиков и девочек равен 25,80 мм. рт. ст. Однако следует обратить внимание на тот факт, что у ряда детей ДЛА достигает весьма высокого уровня - более 60 мм. рт. ст. Таких показателей 13. Есть показатели, превышающие 80 и даже 100 мм. рт. ст. В последнем случае это выше, чем СД в большом круге кровообращения. Очевидно, за этими детьми необходимо особое наблюдение и дополнительное обследование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.