совокупности это предоставляет возможность более планомерно и точно реализовывать образовательные программы. Вместе с тем, любая педагогическая технология может применяться адекватно только в тех случаях, когда этим занимается квалифицированный мотивированный педагог-профессионал.
Выводы. Таким образом, педагогическая технология является центральным звеном образовательного процесса. Такой подход подчеркивает её тесную связь со средством обучения, которое внутри конкретной педагогической технологии становится тем компонентом, который напрямую определяет результат обучения. Так, можно сказать, что разработка модели построения педагогической технологии обучения является сложным процессом, направленным на организацию такой комплексной системы взаимосвязанных мер, средств, методов и форм организации учебного процесса, которые в общем виде позволят организовать наиболее высокие результаты обучения. В таком случае, управленческая, контрольно-оценочная и регулятивная функции педагога выдвигаются на первый план, поскольку именно они позволяю более объективно настраивать учебный процесс под индивидуальные потребности каждого из его участников.
Таким образом, содержание педагогической технологии - сложная система, от качества которой напрямую зависит максимально возможный результат обучения.
Литература:
1. Калинина Л.Ю. Концепция и содержание педагогической технологии "арт-композиция" // БГЖ. - 2017. - №3 (20). - С. 157-161.
2. Касаткина Н.Э., Лях Ю.А. Сущность педагогической технологии и педагогического проектирования // Вестник КемГУ. - 2011. - №1. - С. 71-75.
3. Козырева О.А. Педагогическое моделирование профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - № 2(31). - С. 1. DOI 10.26795/2307-1281-2020-8-2-1.
4. Котенко Е.Ф., Уракова Е.А. Управленческая деятельность педагога профессионального обучения // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. Сборник статей по материалам VI Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. - Нижний Новгород. - 2019. - С. 31-32.
5. Лозинская А.М., Шамало Т.Н. Структурирование содержания образования в модульной педагогической технологии // Педагогическое образование в России. - 2010. - №4. - С. 45-52.
6. Сангаджиев Б.В. Современные педагогические технологии: понятие, содержание, типы // Образование и право. -2016. - №12. - С. 280-287.
7. Хижная А.В., Бекетова Ю.А., Захарова Н.А. Образовательные технологии в профессиональном образовании // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. Сборник статей по материалам VI Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. - 2019. - С. 55-57.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Вакуленко Ольга Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск); кандидат педагогических наук, доцент Галущинская Юлия Олеговна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)
ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Статья посвящена вопросам разработки модели педагогической деятельности по организации волонтерского объединения в учреждении дополнительного образования детей и молодежи. Обоснован педагогический потенциал волонтерской деятельности в учреждении дополнительного образования. Разработана модель педагогической деятельности по организации волонтерского объединения детей и молодежи в учреждении дополнительного образования, определены ее составляющие компоненты. Дана характеристика компонентов модели. Выделены научно-методологические подходы построения модели.
Ключевые слова: волонтерство, волонтерская деятельность, организационная педагогическая деятельность, модель педагогической деятельности, условия педагогической деятельности.
Annotation. The article is dedicated to the issues of developing a model of pedagogical activity for organizing a volunteer association in an institution of additional education for children and youth. The pedagogical potential of volunteering in the institution of additional education has been substantiated. A model of pedagogical activity for organizing a volunteer association of children and youth in an institution of additional education has been developed, its constituent components have been determined. The characteristics of the components of the model are given. The scientific and methodological approaches to the construction of the model are highlighted.
Keywords: volunteering, volunteer activity, organizational pedagogical activity, model of pedagogical activity, conditions of pedagogical activity.
Введение. На современном этапе, в связи с введением новых стандартов ФГОС, общеобразовательная школа одна не в состоянии отвечать на возрастающие общественные вызовы социального, экономического, гражданско-правового и прочего содержания. В связи с чем взгляды педагогической науки и практики могут быть обращены в сторону системы дополнительного образования, имеющей богатый опыт социально-направленной деятельности.
Система дополнительного образования является одной из важнейших составляющих общей структуры образовательного пространства детей и молодежи, обладая, при этом, огромным развивающим и воспитательным потенциалом. Данный потенциал обеспечивается открытостью, гибкостью, мобильностью системы дополнительного образования, ее способностью к быстрому реагированию на образовательные общественные запросы.
Обращаясь к инновационным социкультурным практикам, способствующим оптимальной и успешной социализации детей и молодежи, необходимо отметить, что одной из них является практика вовлечения обучающихся в волонтерскую (добровольческую) деятельность именно в условиях учреждений и организаций системы дополнительного образования.
Волонтерство (добровольчество), как социальная технология и практика, также отвечает естественным запросам и потребностям молодого человека быть членом малой социальной группы, разделяя ее ценности и цели. Волонтерские (добровольческие) объединения детей и молодежи в учреждении дополнительного образования (далее - УДО) обладают
значительным потенциалом в формировании социальной активности, ответственности, целеустремленности, самостоятельности и других личностных качеств обучающихся.
Кроме того, развитие волонтерского (добровольческого) движения в учреждениях и организациях системы дополнительного образования, вовлечение обучающихся и их родителей в проекты социально-культурной направленности, может являться также одним из показателей готовности детей и молодежи, педагогов и родителей к сотрудничеству и к участию в жизни своего региона, города, района. Исходя из этого, мы рассматриваем возможность и значимость исследования проблемы проведения целенаправленной систематической и планомерной педагогической деятельности по организации волонтерского объединения детей и молодежи в УДО.
Изложение основного материала статьи. Волонтерская деятельность является одним из значимых форм просоциальной деятельности. Для детей и молодежи она открывает возможности социализации, самореализации и проявления социальной активности.
По мнению Е.И. Холостовой, волонтером можно считать человека, делающего что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. В данном случае человек действует неформально, безвозмездно, оказывая помощь в организациях социальной, образовательной сферы, сферы здравоохранения. Волонтер может являться членом добровольческой организации, общественного объединения социальной направленности [4].
Проведя анализ подходов разных авторов к понятию «волонтерство», можно определить волонтерство (добровольчество, волонтерскую деятельность, добровольческую деятельность) как позитивно направленную, добровольную, социально значимую деятельность людей, нацеленную на позитивные результаты, независимо от возраста, расы, пола и вероисповедания в мероприятиях, направленную на решение социальных, культурных, экономических, экологических проблем в обществе, не связанных с извлечением прибыли [6]. Содержанием волонтерства может стать деятельность просоциального плана в области культуры и досуга, социальной защиты и обслуживания, физкультуры и спорта, экологии и пр. Понятие «волонтерская деятельность» имеет различные трактовки в зависимости от предмета исследования.
Анализ различных научных источников (М.С. Круглова, Л.Е. Сикорская [3]) и синтез различных позиций (И.Ф. Исаев, Н.Н. Шиянов [5]) позволяет применить метод содержательного обобщения (В.В. Давыдов [2]) и рассматривать педагогическую деятельность по организации волонтерского объединения в УДО как феномен, характеризующий совокупность организационных действий педагога и их компонентов, результатом взаимодействия и согласования которых является образование и совершенствование взаимосвязей между частями педагогической деятельности как системы, направленной на объединение людей, совместно реализующих конкретную программу действий по достижению конкретной поставленной цели - создание волонтерского объединения и его функционирование.
В качестве объединяющей и систематизирующей компоненты этого процесса может стать модель педагогической деятельности по организации волонтерского объединения детей и молодежи в УДО [1].
Рассмотрим составляющие данной модели.
К структурным компонентам данной модели нами были отнесены: нормативно-методологический, функционально-целевой, организационно-технологический, аналитико-результативный.
Нормативно-методологический компонент модели педагогической деятельности по организации волонтерского объединения в УДО, определяющий правовые и научно-методологические основания данного вида педагогической деятельности, включает в себя:
во-первых, основные положения нормативно-правовой документации в области дополнительного образования, а также организации волонтерской деятельности. К ним можно отнести: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ФЗ «Об общественных объединениях»; ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»; «Концепцию развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года» и пр.;
во-вторых, методологические основания в совокупности ценностно-синергетического, системного, личностно-деятельностного, культурологического подходов. В таком случае:
- культурологический подход является основанием для определения философско-мировоззренческой позиции нашего исследования, определения принципов построения педагогической деятельности по организации волонтерского объединения в УДО;
- системный подход составляет общенаучный базис нашего исследования, позволяет систематизировать научный аппарат, структурировать и описать модель;
- ценностно-синергетический подход характеризуется нами как теоретико-методологическая стратегия исследования, в результате применения которой в процессе организации волонтерского объединения происходит установление взаимосвязи субъект-субъектной системы педагога и обучающихся, как самоорганизующихся;
- личностно-деятельностный подход выполняет роль практико-ориентированной тактики, позволяет определить основные принципы, а также цели и задачи деятельности педагога по организации волонтерского объединения, ее этапы, направления, формы и методы; дает возможность при необходимости скорректировать деятельность;
в, третьих, это взаимосвязанные группы принципов:
- общенаучные принципы организации педагогической деятельности (1. определение педагогической деятельности как подготовки обучающихся УДО к активному участию в жизни и деятельности человеческого сообщества; 2. добровольчество как вид человеческой деятельности должен быть организован как любая другая человеческая деятельность, по тем же законам и принципам; 3. педагогическая деятельность, как специфический вид деятельности, по своей сути является, в широком значении деятельностью управляющей и организующей);
- принципы построения образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей (мы можем их определить кратко как принципы: системности; детоцентризма; культуросообразности; природосообразности; дифференциации и индивидуализации образования; гуманизма; демократизма; творчества; сотрудничества и пр.);
- принципы организации волонтерской деятельности (их можно кратко сформулировать как: законность, добровольность, безвозмездность, социальная направленность, ответственность, солидарность, равенство, нравственность, уважение, самосовершенствование, и пр.).
Функционально-целевой компонент модели педагогической деятельности по организации волонтерского объединения в УДО предполагает описание функций педагогической деятельности, выдвижение цели и постановку ее задач.
В качестве основных функций педагогической деятельности мы можем определить целевые функции (Е.А. Александрова, И.А. Липский, Т.Н. Сапожникова, Л.М. Шипицына и пр.) и инструментальные функции (Л.Н. Бережнова, В.И. Богословский, И.Ф. Дьяконов, В.П. Петров и пр.).
Целевыми функциями педагогической деятельности являются: управленческая (или мобилизационная) (обеспечение формирования и развития всех компонентов организационной структуры добровольческой деятельности детей и молодежи (см. выше); информирующая (формирование необходимых знаний в области добровольчества у обучающихся);
развивающая (развитие и саморазвитие основных навыков и умений волонтерской деятельности); воспитывающая (формирование общечеловеческих личностных качеств - доброты, отзывчивости, честности, креативности и пр.); социально-ориентирующая (приобщение детей и молодежи к общечеловеческим ценностям, морально-этическим нормам поведения, формирование их социальной субъектной позиции и пр.).
Инструментальные функции (обусловливающие выбор содержательно-деятельностного компонента) можно представить как: диагностическую (определение уровня готовности детей и молодежи к волонтерской деятельности); стимулирующую (побуждение детей и молодежи к осознанию потребности к добровольческой деятельности и внутренней готовности к ней); организационно-деятельностную (стимулирование включенности обучающихся в те отношения, которые способствуют формированию системы личностных ценностей и смыслов, развитию умений и навыков добровольчества); фасилитирующую (облегчение преодоления трудностей в реализации деятельности волонтерства, связанных с недостатком опыта и необходимых навыков); рефлексивно-оценочную (оценка деятельности волонтеров; стимулирование их к саморефлексии).
В качестве цели данного вида деятельности можно определить - создание условий, способствующих организации волонтерской деятельности детей и молодежи в учреждении дополнительного образования.
Опираясь на Концепцию развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года можно охарактеризовать условия педагогической деятельности по организации волонтерского объединения детей и молодежи в УДО как: выбор оптимальной организационно-правовой формы добровольческой деятельности и структуры ее управления; адресное целенаправленное привлечение добровольцев; вовлечение детей и молодежи в принятие решений, планирование деятельности, разработку волонтерских программ, проектов; развитие системы поощрения и стимулирования деятельности волонтеров; развитие взаимодействия волонтерского объединения с внешней средой; содействие распространению информации о деятельности объединения добровольцев (волонтеров).
Также нами были определены задачи педагогической деятельности по организации волонтерского объединения детей и молодежи в УДО, которые нашли отражение в предложенной нами модели: содействие развитию ресурсов добровольческой деятельности (человеческих, технологических, паблицитных, информационных, материальных, финансовых и пр.) в УДО; развитие ценностно-смысловой ориентации волонтеров - детей и молодежи, обучающихся УДО; развитие и совершенствование различных направлений, форм и видов волонтерской деятельности детей и молодежи в УДО; развитие разнообразных форм и видов социального партнерства с представителями внешних организаций.
Организационно-технологический компонент предлагаемой модели предполагает описание его субъектов и объекта, а также содержание и основные направления деятельности педагога УДО и обучающихся - детей и молодежи.
Применение системного подхода в качестве одного из методологических оснований нашего исследования дало нам возможность определить в качестве субъектов две взаимодействующие подсистемы: организующую (педагоги УДО) и организуемую (детей и молодежи - обучающихся УДО). В качестве внешних систем, взаимодействующих как с указанными подсистемами, так и с системой педагогической деятельности по организации волонтерского объединения детей и молодежи в целом, мы выделили: системы и организации учреждений дополнительного образования; организации и структуры системы управления УДО; педагогические коллективы УДО, образовательные учреждения различных типов, социально-культурные организации и учреждения, организации и учреждения физкультуры и спорта и др.
В качестве объекта педагогической деятельности по организации волонтерского объединения в УДО выступают ресурсы добровольческой деятельности (человеческие, технологические, паблицитные, информационные, материальные, финансовые).
Данный компонент включает также направления деятельности указанных выше субъектов и ее содержание, в соответствии с выделенным объектом.
Педагогическая деятельность по организации волонтерского объединения в УДО со стороны педагогов (организующей системы) предполагает: обеспечение обучающихся системой методологических, теоретических, прикладных знаний в области волонтерской деятельности; совершенствование умений и навыков; стимулирование обучающихся УДО к совершенствованию личностных качеств, необходимых для успешной самостоятельной волонтерской деятельности; развитие у обучающихся положительной мотивации и пр.
Деятельность по саморазвитию обучающихся УДО - детей и молодежи (организуемой системы), предусматривает: самостоятельный поиск и анализ информации, необходимой для решения поставленных целей и задач; самосовершенствование умений и навыков волонтерской деятельности; самостимулирование и развитие положительной мотивации; самосовершенствование личностных качеств, необходимых для данного вида деятельности; расширение опыта самостоятельной волонтерской деятельности и пр.
Деятельность по со стороны системы организаций УДО и пр. (внешней системы) предполагает: обеспечение базы или площадки; создание условий для внедренческой волонтерской деятельности; экспертизу ценности волонтерской деятельности, ее эффективности и результативности и пр.
Выражением аналитико-результативного компонента рассматриваемой нами модели, являются как количественные, так и качественные показатели результативности педагогической деятельности, свидетельствующие о реализации выделенных нами условий, способствующих организации волонтерской деятельности детей и молодежи в учреждении дополнительного образования, и, следовательно, о достижении цели и решении задач, обозначенных нами в модели.
Функциональное назначение данного компонента состоит в выявлении соответствия прогнозируемого и фактического уровня готовности и способности обучающихся - детей и молодежи к самостоятельной волонтерской (добровольческой) деятельности (качественные показатели); в возможности оценки достигнутых количественных показателей (количество участников, охваченные направления работы, реализованные волонтерские акции и мероприятия и пр.) на основе определенных показателей и критериев; а также во внесении необходимой корректировки в педагогическую деятельность.
Показателем результативности по организации волонтерского объединения детей и молодежи является наличие ресурсов добровольческой деятельности (человеческих, технологических, паблицитных, информационных, материальных, финансовых и пр.). Внешне наличие ресурсов выражается через: активное взаимодействие УДО с иными учреждениями; участие в конкурсах, форумах и пр.; волонтерскую деятельность в рамках проектных работ; подготовку участников образовательных отношений к конкурсам (в том числе и конкурсам волонтеров) разного уровня и пр.
Выводы. Современный образовательный процесс в системе учреждений дополнительного образования, использующий потенциал детских и молодежных волонтерских объединений, требует наличия технологии работы с детьми и молодежью по формированию положительного опыта социализации, комплекса педагогических условий, которые будут реализованы специалистами разных профилей и представлены в модели педагогической деятельности по организации волонтерского объединения в учреждении дополнительного образования.
Представленная нами модель является искусственным, открытым, целостным, функциональным, динамическим системным образованием. Искусственность модели определяется специальностью ее создания для описания системы
педагогической деятельности; открытость обуславливается общественной потребностью в социально-активной личности; целостность и системность обеспечивается наличием и взаимодействием ее структурных компонентов; функциональность представлена ее целевыми и инструментальными функциями; динамичность представлена характером взаимодействий компонентов системы, а также возможностью их преобразования и совершенствования.
При определении структурных компонентов модели авторы исходили из особенностей структуры и содержания педагогического процесса в УДО, а также из особенностей организации волонтерской деятельности детей и молодежи. Построение модели основано на научно-методологические подходах: культурологический, ценностно-синергетический, системный, личностно-деятельностный.
Литература:
1. Вакуленко О.В. Актуализация профессионально-личностного потенциала студентов вуза в процессе волонтерской деятельности: коллект. моногр. / О.В. Вакуленко, Ю.О. Галущинская, Ю.Н. Рюмина. Шадр. гос. пед ун-т. Шадринск: ШГПУ, 2018. - 151 с.
2. Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. А.В. Петровского. Изд. 2-е , испр. и доп. - Москва: Просвещение, 1979. - 287 с.
3. Круглова М.С. Совершенствование управления деятельностью волонтерских организаций на примере высших учебных заведений: дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05.Сочи, 2017. - 171 с.
4. Российская энциклопедия социальной работы / под ред. Е.И. Холостовой. - Москва: Дашков и К°, 2016. - 1032 с.
5. Сластенин В.А. Педагогика. - Москва: Академия, 2004. - 576 с.
6. Тарасова Н.В. Волонтерская деятельность как историко-педагогический феномен // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 4. - С. 46-52.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук Везиров Тельман Тимурович
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный медицинский университет» (г. Махачкала);
кандидат педагогических наук Исмаилова Замина Назимовна
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный медицинский университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук Шахбанов Шамиль Надирович Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)
СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Аннотация. В настоящей статье изучаются основные особенности процесса обучения студентов медицинских специальностей в условиях цифровой образовательной среды. При этом процесс цифровизации отечественной системы высшего образования, в том числе медицинского рассматривается как часть перехода российского социума, в т.ч. системы образования на постиндустриальную ступень развития. Доказывается влияние соответствующих прогрессивных тенденций на формы организации подготовки будущих медиков, формы презентации учебного материала, взаимоотношения между участниками образовательного процесса и их ролевые модели. Также говорится о формировании глобальной информационной среды и её влияние на дальнейшее совершенствование системы отечественного высшего медицинского образования. Приводятся конкретные примеры использования таких технологий в отечественных вузах.
Ключевые слова: мультимедийные образовательные технологии, высшее образование, медицинский вуз, студент, преподаватель.
Annotation. This article examines the main features of the process of teaching medical students in a digital educational environment. At the same time, the digitalization process шт the Russian higher education system, including medical education, is considered as the transition of Russian society part, including the education system, to the post-industrial development stage. The influence of the corresponding progressive trends on the training of future doctors organization forms, the forms of educational material presentation, the relationship between the educational process participants and their role models is proved. It also talks about the formation of a global information environment and its impact on the further improvement of the Russian higher medical education system. Specific examples of the use of such technologies in some Russian universities are given.
Keywords: multimedia educational technologies, higher education, medical university, student, teacher.
Введение. Особенности развития российского общества и, в частности, системы высшего медицинского образования на современном этапе в значительной степени способствуют актуализации ряда вопросов, связанных с применением цифровых технологий в образовательном процессе [1-2; 7; 17].
В этой связи не должен вызывать удивления тот факт, что в настоящее время вопросы, связанные с использованием цифровых технологий в образовательном пространстве в т.ч. медицинского вуза стоят в ряду наиболее дискутируемых в среде исследователей и педагогов-практиков [4-6; 9; 13; 15; 17]. При этом в силу обширности данной темы ряд вопросов, касающихся особенностей развития образовательного процесса в цифровую эпоху, остаются изученными недостаточно. В частности это касается различных аспектов специфики обучения студентов медицинских специальностей.
Частичной ликвидации соответствующих дефицитов будет посвящена настоящая статья.
Изложение основного материала статьи. Широкое внедрение цифровых технологий в образовательное пространство медицинского вуза оказалось способно кардинальным образом изменить его. Традиционные модели организации образовательного процесса претерпели существенные изменения на протяжении трёх последних десятилетий. В частности, образовательное пространство организаций ВО, в т.ч. медицинского, претерпело существенное расширение за счёт облачных технологий, социальных медиа и других средств цифрового образования [1-3; 15; 17].
В таких условиях можно с определённой долей уверенности говорить о формировании новой образовательной среды, действующей как на следующих уровнях:
• локальный;
• глобальный.